Письмо Центрального комитета Чехословацкой Церкви В. Т. Рафальскому от 23.09.1921 (. 2816). Копия. Státní ústední archiv, Ministerstvo školství a národní osvty 1918-1945, karton 3910, . 52044/1926. Письмо от 19.03.1923 286). АЕУ Париж. Папка «Прага 1921-1924». Письмо от 20.03.1923 288). АЕУ Париж. Папка «Прага 1921-1924». Церковные ведомости. 1924. 23-24. См. также: Archív Ministerstva zahraniních vcí eské republiky, sekce II, karton 68, sloka «Pravoslavná církev ruská», . 36009 - III - 1924. Подробнее см.: Бурега В. В. Взаимоотношения митрополита Евлогия (Георгиевского) с Константинопольским Патриархатом в первой половине 1920-х годов: К постановке проблемы//Церковно-исторический вестник. 12-13. М., 2006. С. 67-77. Письмо Совета старейшин Чехословацкой Церкви при храме святого Микулаша в Праге русскому православному Приходскому совету от 30.04.1926 (. 836/1926). Archív pravoslavné církve, Olomouc. Sloka «Chrám v Praze». Краткий доклад Общему Приходскому Собранию 7 ... о деятельности Приходского Совета. 16(29).05.1927. АЕУ Париж. Папка «Прага 1926-1929». См. Опись церковному имуществу Святителя и Чудотворца Николая церкви города Праги в Чехословакии Западно-Европейского Митрополичьего Округа. Составлена в 1926 году. АЕУ Париж. Папка «Прага 1930-1932». Краткий доклад Общему Приходскому Собранию 7 ... о деятельности Приходского Совета. 16(29).05.1927. АЕУ Париж. Папка «Прага 1926-1929». Краткий доклад Общему Приходскому Собранию 7 ... о деятельности Приходского Совета. 16(29).05.1927. АЕУ Париж. Папка «Прага 1926-1929». Русский перевод Томоса см.: Евлогий (Георгиевский), митр. Указ. соч. С. 572-574. Доклад Общему Собранию 12) членов русского православного прихода при церкви св. Николая в Праге 4/17 мая 1931 года о приходской жизни и деятельности Приходского Совета. АЕУ Париж. Папка «Прага 1930-1932». См. протоколы Приходских собраний в: АЕУ Париж. Папки «Прага 1930-1932», «Прага 1933-1937». Доклад Общему Собранию 17) ... 23 марта/5 апреля 1936 года. АЕУ Париж. Папка «Прага 1933-1937».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Нью-Йорк. 560 См., например: Кет, Cyprien. Les Traductions Russes des Textes Patristiques. Chevetogne, 1957. 561 Флоровский Г. Восточные Отцы IV–V вв. Париж, 1931, и: Византийские Отцы V–VIII вв. Париж, 1933. 564 Grégoire Palamas, Défense des Saints Hésychastes. Introduction, texte critique, traduction et notes par J. Meyendorff. Louvain, 1959; Meyendoiff, J. St. Grégoire Palamas et la mystique orthodoxe. Paris, 1959; Meyendorff, J. A Study of Gregory Palamas. London, 1964. Из других авторов нужно назвать: Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. Париж, 1925; Lot-Borodine, М. Un maotre de la spiritualité byzantine au XIV-e siècle: Nicolas Cabasilas. Paris, 1958. 565 Smolitsch,/. Leben und Lehre der Starzen. Wien, 1936; Das alt Russische Mönchtum. Würzburg, 1940; Russisches Mönchtum. Würzburg, 1953. 567 Арсеньев Н. Жажда подлинного бытия. Берлин, 1922; Mysticism and Eastern Church. London, 1927; Из жизни духа. Варшава, 1935; Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959; Revelation of Life Eternal. New York, 1963; Russian Piety. London, 1965. Полная библиография работ профессора Н.С. Арсеньева была напечатана в St. Vladimir’s Seminary Quarterly в 1965 г. 568 Gorodetzkaya, N. The Humiliated Christ in Russian Literature. London, 1938; St. Tikhon Zadonsky, Inspirer of Dostoyevsky. London, 1951. 571 Многочисленные произведения архиеп. Иоанна в настоящее время издаются как собрание сочинений. К настоящему времени вышли в свет: Том I. Листья Древа. Сан-Франциско,: 1964; Том II. Книга Свидетельств. Сан-Франциско, 1965. 573 Anthony (Blum), Metropolitan. Living Prayer. Springfield, IL, 1966; Meditations. Denville, NJ, 1971; God and Man. London, 1971. 576 Общие труды: Киприан (Керн) , архим. Евхаристия. Париж, 1947; он же. Крины молитвенные. Белград, 1928; ШмеманА. Введение в литургическое богословие. Париж, 1960; Ильин В.Н. Всенощное бдение. Париж, 1934. По более специальным вопросам писали: Сове Б. Евхаристия в древней Церкви и современная практика/Живое предание. Париж, 1936; Ильин В.Н.. Запечатанный Гроб. Пасха нетления. Париж, 1935; Schmemann, A. Sacraments and Orthodoxy. New York, 1965, и Great Lent. New York, 970; Спасский Ф. Русское литургическое творчество. Париж, 1951.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

В эмиграции Мельгунов сразу же включился в жизнь русского зарубежья. В 1923–1928 гг. совместно с В.А. Мякотиным и Т.И. Полнером издавал историко-литературный журнал «На чужой стороне», с 1926 года название журнала изменилось на «Голос Минувшего» на чужой стороне». Наряду с П.Н. Милюковым, чьи исследования по Февральской и Октябрьской революции только сейчас становятся известными отечественному читателю. Мельгунов одним из первых попытался проанализировать события 1917 года и периода гражданской войны. В 1920–1950 гг. он написал серию книг, наиболее значительными из которых были: «Красный террор в России: 1918–1923 гг.» (Берлин, 1923–1924), «Н.В. Чайковский в годы гражданской войны. (Материалы для истории русской общественности. 1917–1925 гг.)» (Париж, 1929), «Гражданская война в освещении П.Н. Милюкова: критико-библиографический очерк по поводу «Россия на переломе«». (Париж, 1929), «Трагедия адмирала Колчака. Из истории гражданской войны на Волге, Урале и в Сибири»» (Ч. 1–4. Белград, 1930–1931), «На путях к дворцовому перевороту: заговоры перед революцией 1917 года» (Париж, 1931), «Российская контрреволюция. Методы и выводы генерала Головина» (Париж, 1938), «Золотой немецкий ключ большевистской революции» (Париж, 1940). В 1931 году в семи выпусках еженедельника «Борьба за Россию», издаваемого Мельгуновым публикуется его исследование «Чекистский Олимп», так и не вышедшее отдельной книгой. До конца своей жизни Мельгунов оставался непримиримым противником большевиков, считавшим, что единственным средством свержения их власти является вооруженная борьба. Однако во время второй мировой войны, находясь под Парижем, он решительно отверг любую форму сотрудничества с нацистами. Неоднократно выступая за организацию единого антикоммунистического фронта, объединяющего все силы русской эмиграции, Мельгунов организовал в 1948 г. Союз борьбы за свободу России и стал его председателем. Он так же возглавил возникший в 1951 г. Координационный центр антибольшевистской борьбы. После войны Мельгунов продолжает вести исследовательскую работу. Выходят и пользуются спросом его книги – «Судьба императора Николая II после отречения. Историко-критические очерки» (Париж, 1951), «Как большевики захватили власть: октябрьский переворот 1917 года» (Париж, 1953), «Мартовские дни 1917 года» (Париж, 1956), «Легенда о сепаратном мире» (Париж, 1957). Одновременно в 1949–1954 гг. он редактировал журнал «Возрождение».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Но, оглядываясь в прошлое, нельзя не признать, что в пределах восточно-православного мира Новгород нашел лучшее разрешение вечно волнующего вопроса об отношениях между государством и церковью " [ 20 ].Этот очерк стал как бы духовным завещанием Георгия Петровича Федотова. 1 сентября 1951 г. он скончался. Тогда едва ли кто-нибудь мог предположить, что недалек день конца сталинщины. Но Федотов верил в осмысленность исторического процесса. Верил в победу человечности, духа и свободы. Он верил, что никакие темные силы не смогут остановить потока, который течет к нам из первохристианства и воспринявшей его идеалы Святой Руси.Протоиерей АЛЕКСАНДР МЕНЬ Топоров В. О русском мыслителе Георгии Федотове и его книге//Наше наследие, 1989. 4. С. 45 Федотова Е. Георгий Петрович Федотов//Федотов Г. П. Лицо России. Париж, 1967. с XI. См.: Федотов Г. Россия и свобода. Нью-Йорк, 1981. С 64. Федотов Г. Россия и свобода. Нью-Йорк, 1981. С. 66. Федотов Г. Святой Филипп Митрополит Московский. Париж, 1928. С. 7. Федотов Г. Святой Филипп Митрополит Московский. Париж, 1928. С. 7. Там же. С. 9. Федотов Г. О Св. Духе в природе и культуре//Путь. Париж, 1932. 35. С. 9. Иваск Ю. Г. П. Федотов//Русская религиозно-философская мысль XX века. Питсбург. 1975. С. 350. См. также очерк Ю. Иваска " Молчание "http://Наше наследие. 1989. 4. С. 53. Путь. Париж, 1932. 33. Федотов Г. Православие и историческая критика//Путь. Париж, 1932. 33. С. 5. Там же. С. 6. Федотов Г. Православие и историческая критика//Путь. Париж, 1932. 33. С. 8. Топоров В. О русском мыслителе Георгии Федотове и его книге//Наше наследие. 1989. 4. С. 50. Федотов Г. Трагедия древнерусской святости//Путь. Париж, 1931. 27. С. 69. Путь. Париж, 1939. 59. С. 47. Там же. С. 49. Цитируется по перепечатке в альманахе " Путь " . Нью-Йорк, 1987. 10 - 11. С. 15. Цитируется по перепечатке в альманахе " Путь " . Нью-Йорк, 1987. 10-11. С. 17. Там же. Часть 1 Изучение русской святости в ее истории и ее религиозной феноменологии является сейчас одной из насущных задач нашего христианского и национального возрождения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1222...

В западноевроп. искусстве единоличные фронтальные изображения Д. А.- епископа (скульптура хора кафедрального собора в Бамберге, 1235; витраж ц. св. Дионисия в Эслингене, ок. 1300; дверца реликвария нач. XIV в., Лёгумклостер) столь же распространены, как и изображения Д. А. в молитвенном предстоянии, ставшие популярными с XVI-XVII вв.: алтарная картина 28а) ок. 1500 г. (Гос. музей, Амстердам); алебастровая статуя (1658) работы Г. и Б. Марси для капеллы св. Дионисия на Монмартре (ныне в ц. Сен-Жан-Сен-Франсуа в Париже). «Мученичество» Д. А. представлено 2 типами изображений: усекновением главы (алтарная картина нач. XV в. Ж. Малуэля, Лувр) и разбиванием черепа мечом или секирой (2-й тип редок, напр. на фреске капеллы св. Гереона в Кёльне (XII в.), на барельефе сев. портала кафедрального собора Шартра и на витраже ц. св. Дионисия в Сен-Дени-де-Жуэ (XIII в.)). Д. А.- кефалофор нередко изображался или буквально - фигура показана без головы, усекновенная голова (как правило, увенчана митрой) в руках святого (напр., миниатюра из Часослова Карла VIII (Paris. BNF. 1370. Fol. 212v, кон. XV в.)), или в соответствии с вост. традицией изображения кефалофоров, напр. св. Иоанна Предтечи - его облик невредим, усеченная глава как знак мученичества в руках (витраж кафедрального собора в Бурже (XII в.); фреска в ц. св. Куниберта в Кёльне (ок. 1230); реликварий св. Эммерама в Регенсбурге (ок. 1440) и др.). Уникальное изображение представлено на фреске XV в. в капелле св. Грата в Люсераме: Д. А. указывает на рану на шее от усекновения. В многофигурных композициях Д. А. часто изображался вместе с пресв. Рустиком и диак. Елевферием (миниатюра из Часослова Карла VIII (Paris. lat. 1370. Fol. 212v, кон. XV в.) - Рустик и Елевферий обезглавлены), в сопровождении ангелов (миниатюра из Большой хроники Франции - Paris. fr. 6465. Fol. 57, 1-я пол. XV в.); скульптура зап. портала Реймсского собора (1-я пол. XIII в.), среди святых (витраж 102 собора Нотр-Дам в Шартре работы Ж. Клемана (ок. 1220) - с орифламмой; каролингский флабеллум из Турню (Нац. музей, Флоренция) - рядом со св. Мартином Турским; рельеф портала ц. св. Эммерама, ок. 1052,- со св. Эммерамом; картина неизв. художника XV в., Лувр - с имп. Карлом Великим, к-рому Д. А. явился во сне). Д. А. изображался в сценах Богородичного цикла: как свидетель Успения Богородицы (в тимпане портала собора в Энгере, кон. XII в.), преклоненный перед ковчегом, символизирующим гроб Пресв. Богородицы (статуя работы Н. Кордиера, XVII в., капелла Паолина в ц. Санта-Мария Маджоре в Риме).

http://pravenc.ru/text/178443.html

Образ И. П. присутствует в композициях «Sacra conversazione» («Мадонна с Младенцем и святыми Екатериной, Рохом и Иоанном Крестителем», П. Ланцани, ок. 1520, Лувр, Париж) и в полиптихах (Триптих семьи Брак, Рогир ван дер Вейден (франц. Рожье де ла Патюр), ок. 1450-1452, Лувр, Париж). В композициях Деисуса И. П. изображался в молении, справа от Христа, облаченным поверх власяницы в плащ, напр. на тимпанах романских соборов (рельеф портала ц. Сан-Джованни ин Венере в Фоссачезии, Италия, XIII в.), а также в сценах Страшного Суда («Страшный Суд», госпиталь Бона, Франция). И. П., входящий в сонм патриархов и пророков Израиля, представлен на картине А. Дюрера «Собор всех святых» (1511, Музей истории искусств, Вена). В конце средневековья встречается изображение И. П. у подножия креста с ап. Иоанном Богословом (т. н. Изенхаймский алтарь, нач. XVI в., М. Грюневальд, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция). Образ И. П. может символизировать Церковь земную (в алтарных образах, напр. «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом» (т. н. Алтарь Барди), 1485, Гос. музеи, Берлина) и Церковь небесную (в композициях «Мадонна на троне со святыми», напр. «Маэста», 1315, С. Мартини, роспись в Палаццо Комунале, Сиена). В фольклорном пласте западноевроп. культуры почитание И. П. оказалось связано с народной магией. Это привело к возникновению художественного образа святого с сумрачным ликом, остановившимся взглядом; рядом с ним изображались змея, червь или иное существо, олицетворяющие обряды заклинаний. На Сицилии культ И. П. связан с ритуалом кровного братания, поэтому его атрибутами стали цветы гвоздики - символы тесной связи между друзьями; гвоздики могли быть красными (символ мученичества) или белыми (символ чистоты). Колосья или бобы, помещенные рядом с фигурой И. П., указывали на веру в покровительство И. П. земледельцам. Лит.: Kondakov N. P. Les sculptures de la porte de Sainte-Sabine à Rome//RA. Ser. 2. 1877. Vol. 33. P. 370; Tozzi R. I mosaici del Battistero di S. Marco a Venezia e l " arte Bizantina//Boll. d " Arte. Ser. 3. 1933. Vol. 26. N 9. P. 418-432; Maynial D. L " iconographie de Saint Jean-Baptiste depuis les origins jusqu " au XVI siècle: Diss. P., 1943; Masseron A. Saint Jean Baptiste dans l " art. [Grenoble], 1957; Cardinali A. Giovanni Battista. Iconografia//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 616-624; Mastopiero F. I mosaici della scarcaella e della cupola del Battisero di Firenze in relazione con il mondo orientale Balkanico//Actes du XVe Congr. Intern. d " études Byzantines: Athènes, sept. 1976. Athènes, 1979. Vol. 2.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Л. М. Евсеева Прикладное искусство Назначение памятников прикладного искусства не сводилось к декоративным или утилитарным функциям. В этой сфере деятельности, необоснованно получившей название «искусство малых форм», не было «малого», все было обусловлено личностным отношением человека к Богу. Так, лампады символизировали души, горящие огнем веры (Исх 30. 8); евхаристические сосуды (потиры и дискосы) должны были восприниматься, с одной стороны, как память о пасхальном блюде Вечери Христовой, с др.- как хранилища Жертвы Завета, через к-рую Бог снова воплощается среди верующих; лжицы - как посредницы Церкви в духовном питании мирян. Символическое значение имел и материал, из к-рого был изготовлен памятник, а также его цвет. В трактате свт. Епифания, архиеп. Кипрского (ок. 315-403), посвященном 12 камням эфуда (пекторали) ветхозаветного первосвященника, сказано, что драгоценные камни могли служить символами как христ. добродетелей, так и конкретных святых, в наивысшей степени ими обладавших ( Епифаний Кипрский. О 12 камнях, бывших на одеждах Аарона//ТСОРП. 1885. Т. 52б. С. 267). Камни красного цвета обозначали божественную любовь и огонь Св. Духа, синие были эмблемой чистоты, рубин считали камнем ап. Андрея, зеленую яшму - камнем ап. Петра, а хризопраз - камнем ап. Фаддея. Процесс сложения и развития основных видов визант. прикладного искусства протекал во многом сходно с эволюцией монументальной живописи, иконописи и скульптуры с использованием того же набора изображений и приемов их воплощения. Благодаря легкости перемещения небольших по размерам предметов прикладного искусства с их помощью происходило распространение образного строя «большого» искусства. IV - нач. IX в. Лампадофор. V-VI вв. (Лувр. Париж) Лампадофор. V-VI вв. (Лувр. Париж) Христ. иконография находилась в стадии становления, инерция ремесленной традиции была еще достаточно сильной, и визант. мастера прибегали к условному языку символов, в качестве к-рых выступали аллегорические фигуры добродетелей и сил природы, нек-рые растения, птицы и животные, буквенные криптограммы; нередко как аллегории, в христ.

http://pravenc.ru/text/387113.html

После отречения Диоклетиана (1 мая 305) и прихода к власти на Востоке империи Галерия Египет с Сирией получил племянник последнего Максимин Даза , правивший сначала в ранге кесаря, а в 309 г. провозглашенный августом. Продолжая политику преследований по отношению к христианам, в 306 г. он подтвердил эдикт Диоклетиана о всеобщей обязательности языческих жертвоприношений. Среди жертв гонений, связанных с его именем,- некая дева-христианка ( Евсевий. Церк. ист. VIII 14. 15; в лат. пер. Руфина приведено ее имя - Дорофея), мученики Амфиан и Едесий . Еп. Филей Тмуитский в послании своей пастве свидетельствует о христ. мучениках в Александрии. Позже сам он после долгого заключения был казнен вместе с важным чиновником Филором, та же участь постигла и др. чиновника, Диоскора . Отшельник Аполлоний и флейтист Филемон, осужденные на смерть в Фиваиде и чудесным образом избежавшие ее, были приведены в Александрию и брошены в море. Господь Иисус Христос и св. Мина. Икона. VI-VII вв. из мон-ря Бауит (Париж. Музей Лувр) Господь Иисус Христос и св. Мина. Икона. VI-VII вв. из мон-ря Бауит (Париж. Музей Лувр) Ок. 307/08 г. Максимин «смягчил» наказание для упорствовавших христиан, заменив смертную казнь увечьем; многим мученикам усекались носы, уши, руки и др. части тела (Там же. VIII 12. 1). После эдикта Галерия о прекращении гонений (30 апр. 311) Максимин был вынужден подчиниться, но уже через 6 месяцев, будто бы уступая просьбам подданных, возобновил преследования христиан. В это время, покинув пустыню, в Александрию прибыл поддержать мучеников прп. Антоний Великий , но власти запретили монахам появляться в трибунале и вообще находиться в городе (Житие Антония. 46. 1-3). На смерть были осуждены епископы Исихий, Пахомий и Феодор, содержавшиеся в заключении вместе со сщмч. Филеем, а также священники Фавст, Дий и Аммоний. Был схвачен и сам Петр, еп. Александрийский. Несмотря на то что верующие, пытаясь защитить своего пастыря, окружили тюрьму, он был отведен в Вукол и казнен (25 нояб. 311). Спустя 2 месяца, 31 янв. 312 г., претерпели мученичество за веру александрийский врач Кир , воин из Эдессы и св. Афанасия с 3 дочерьми, Феоктистой, Феодосией и Евдоксией. К этому же времени относят и мученичество вмц. Екатерины , по преданию принадлежавшей к имп. дому. В публичных прениях перед императором она обратила в христианство 50 языческих философов и, осужденная на смерть, была обезглавлена за городом. Из жития вмц. Екатерины известно, что та же участь постигла многих обратившихся к вере знатных лиц, в т. ч. и императрицу-августу.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Поэтому я люблю играть на сцене. Когда я выхожу на сцену, то стараюсь думать о музыке, а не о себе. Так учит мой педагог, Манана Владимировна Канделаки. И еще я люблю Париж. я даже начала учить французский язык, он такой красивый. Мечтаю увидеть Эйфелеву башню, Лувр. И конечно победить на этом конкурсе!» Маша продолжила заниматься музыкой в Потсдаме и ей предложили учиться у лучших немецких педагогов. Назначили довольно высокую стипендию! Теперь и Париж, и Эйфелева башня, и Лувр совсем близко. Конкурс Маша выиграла, и не один. Ее мечта - быть пианисткой. А семья Соловьевых из станицы Донская Ставропольского края, тоже члены нашего Сообщества, образовавшие там отделение, мечтала о собственном доме. Шесть детей, а своего дома не было, жили то тут, то там. Старшая дочь Полина вместе с другими детьми так подробно и красочно описала все его помещения, где будет мастерская для папы и мальчиков, где козы и куры, где швейная машинка, где будут читать малышам, что его взяли в газету! Прочитал депутат местного законодательного собрания, позвонил и сказал: «Я вам покупаю такой дом!». Сейчас семья живет в доме своей мечты. Это конечно счастливый случай. Много, очень много многодетных семей мечтает о собственном доме. Вот, например, батюшка из Александрова отец Виктор Мереус. Служит при монастыре, пока ему выделили монастырский дом. Слава Богу, раньше они вообще все ютились в одной комнате! В семье 10 девочек и 2 мальчика. Своего дома нет. Обращения к власти безрезультатны. Может быть кто-то захочет им помочь? Зато в этом году была реализована мечта о Виктора о машине для всей семьи. Спасибо Марии Студеникиной, она организовала сбор средств для покупки микроавтобуса на сайте Милосердие.ру. Много лет мы с батюшкой мечтаем построить целую детскую деревню во имя св. Петра и Февронии, с храмом и Домом милосердия и семейным центром для многодетных. Семья Владимира и Виктории из Иваново, 10 детей. Активно участвуют в общественной деятельности. Своего жилья нет. Жили в Питере, в Курске, Дивеево.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/16/...

Alex. Hist. arian. 44). Но имп. Констанция осуждали не столько за само вмешательство в дела Церкви, сколько за подавление истинной веры. Свт. Григорий Богослов называл его «божественнейшим и христолюбивейшим государем», считавшим, «что с успехами христиан возрастало могущество римлян», хотя император и поколебал «правое учение не из презрения, но желая, чтобы все хранили единомыслие и не разделялись расколами» ( Greg. Nazianz. Orat. 4. 24, 27). Имп. Юлиан Отступник. Скульптура. IV в. (Лувр. Париж) Имп. Юлиан Отступник. Скульптура. IV в. (Лувр. Париж) Констанций принял Крещение незадолго до смерти (3 нояб. 361) от арианского еп. Евзоия Антиохийского ( Sozom. Hist. eccl. V 1. 6). Сменивший его имп. Юлиан Отступник изменил общее направление имперской политики, объявив религ. терпимость и возвратив из ссылки правосл. епископов с умыслом усугубить раздоры среди христиан ( Amm. Marc. Res gest. XXII 5. 2). Тем самым Юлиан невольно способствовал успеху Православия, что вызвало у него злобу и стремление к открытому притеснению христиан. Потворствуя убийствам мучеников и разрушению или передаче язычникам христ. храмов, он показал свое истинное отношение к христианству; вскоре последовал запрет христианам заниматься нек-рыми интеллектуальными профессиями, что вызвало протесты даже среди образованных язычников ( Sozom. Hist. eccl. V 11; Socr. Hist. eccl. III 12-13; Julian. Ep. 110-112// Julien. Lettre et fragments/Ed. J. Bidez. P., 1924. P. 121, 187-192). Период языческой реакции не был продолжительным: 26 июня 363 г. последний император-язычник погиб, и власть перешла к военачальнику Иовиану. Он открыто объявил о своей приверженности Православию, а в отношениях с сектами и язычниками придерживался веротерпимости. Тем не менее за неск. дней до смерти законом от 4 февр. 364 г. Иовиан конфисковал земельную собственность, принадлежавшую языческим храмам (CTh X 1. 8); согласно Сократу Схоластику, он запретил публичные языческие жертвоприношения, вновь распространившиеся при Юлиане, и закрывал языческие храмы; известно неск.

http://pravenc.ru/text/372674.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010