Короли Филипп II Август и Ричард I Львиное Сердце принимают капитуляцию Акры. Миниатюра из «Больших хроник Франции». 70-е гг. XIV в. (Paris. fr. 2813. Fol. 238v) Короли Филипп II Август и Ричард I Львиное Сердце принимают капитуляцию Акры. Миниатюра из «Больших хроник Франции». 70-е гг. XIV в. (Paris. fr. 2813. Fol. 238v) Вскоре после взятия Акры герц. Леопольд Австрийский, к-рый, как представитель герм. короля, требовал для себя равного положения с монархами, покинул лагерь крестоносцев. Страдавший от дизентерии кор. Филипп II Август не смог активно участвовать в последних событиях. Кроме того, 1 июня в лагере умер граф Фландрии Филипп, влиятельный союзник франц. короля; его смерть могла грозить Филиппу II утратой контроля над графствами Блуа и Вермандуа и обострением политической ситуации во Франции. 31 июля 1191 г. Филипп II Август покинул Св. землю и вернулся во Францию, оставив в армии крестоносцев 10 тыс. воинов во главе с герц. Гуго III Бургундским. Условия сдачи Акры предполагали обмен пленниками с обеих сторон. 11 авг. Салах-ад-Дин предложил Ричарду Львиное Сердце часть выкупа за попавших в плен защитников города, однако английский король отказался, т. к. среди освобождаемых крестоносцев не было неск. знатных сеньоров, ранее захваченных мусульманами. Салах-ад-Дин согласился выдать их через некоторое время, но 20 авг. король, решив, что ждать обмена более невозможно, приказал отрубить головы 2700 пленникам-мусульманам из гарнизона Акры. В ответ Салах-ад-Дин казнил всех находившихся в плену христиан. Возможность мирного соглашения была упущена. Крепость Колосси (Кипр). Нач. XIII в. Крепость Колосси (Кипр). Нач. XIII в. Опираясь на захваченную Акру, Ричард Львиное Сердце продвинулся дальше на юг, в сторону Яффы. 7 сент. 1191 г. близ Арсуфа (Аполлонии; 15 км к северу от совр. Тель-Авива) его войско было атаковано главными силами Салах-ад-Дина. В сражении крестоносцы сдержали нападение мусульман, а затем обратили их в бегство. Победа подняла моральный дух рыцарей и обеспечила им успешный захват Яффы. Здесь состоялись новые переговоры. В Яффу прибыл брат Салах-ад-Дина аль-Малик аль-Адиль Сейф ад-Дин (Сафадин) и предложил Ричарду Львиное Сердце заключить мир, к-рый должен был скрепить брак аль-Адиля с сестрой Ричарда Иоанной. Отказавшись от этих условий, английский король продолжил наступление и в течение осени продвинулся на юг до Аскалона. В кон. дек. 1191 г. крестоносцы находились в районе Бейт-Нубы, расположенном к западу от Иерусалима, и угрожали захватить город. Тем не менее сил для осады у крестоносцев было недостаточно.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Генуэзские фактории находились под опекой и финансовым контролем созданного в 1313 г. ведомства Officium Gazariae (Газария - Крым и примыкавшие к нему территории в низовьях рек Днестр, Днепр и в Зап. Приазовье), с кон. XIV - нач. XV в.- Officium Romaniae. Венецианцы в кон. XIII - нач. XIV в. основали фактории на побережье Чёрного м.- в Солдайе (ныне Судак, Украина), Тане и Трапезунде, в XV в.- в Синопе. Т. о. сформировалась венецианская Романия - сеть владений и факторий республики, обеспечивавших ее торговые и политические интересы в Вост. Средиземноморье. В 1395-1402 гг. Венеция управляла Афинами, в 1423-1430 гг.- Фессалоникой, в 1489 г. по договору присоединила к своим владениям королевство Кипр. Подчинив высшее церковное руководство венецианской Романии папской курии, Венеция тем не менее допускала автономию правосл. церковных учреждений под контролем властей республики. Торговая и политическая экспансия 2 морских республик привела к войнам между ними (1351-1355, 1378-1381) и размежеванию сфер влияния: по Туринскому договору 1381 г. Венеция получила преобладание в Вост. Средиземноморье, Генуя - в Причерноморье. Миланские герцоги, начиная с Джан Галеаццо Висконти (1385-1402; получил титул герцога в 1395), стремились создать в Сев. Италии королевство, но в 1447 г. династия Висконти пресеклась. После краткого периода республиканского правления во время т. н. Амброзианской республики (1447-1450) власть сосредоточил в своих руках кондотьер Франческо Сфорца (1450-1466), который был женат на дочери последнего герцога Висконти. Права новой династии закрепил мир с Венецией, заключенный в Лоди (1454). На Апеннинском п-ове установилось внутреннее политическое равновесие, которое сохранялось почти до конца столетия. Одним из главных гарантов сложившегося равновесия стала Флоренция, где правила династия богатых купцов и банкиров Медичи. В 1434 г. к власти пришел Козимо Медичи Старший († 1464). Правление Козимо Медичи и его преемников, покровительствовавших наукам и искусствам, стало эпохой расцвета Ренессанса во Флоренции.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Frank. Toronto, 2005. P. 203-221). От кон. XII - нач. XIII в. сохранились поэмы «Солнце скорби» (Harmsól), в к-рой автор, вспоминая страдания Христа и Судный день, кается в грехах, и «Путеводительница» (Leiarvísan), представляющая собой поэтическую версию апокрифичного соч. «Письмо, упавшее с небес в Иерусалиме» ( Lange. 1958. S. 143-157). Фрагмент рукописи «Старшая Эдда». Нач. XIV в. (Reykjavík, Árni Magnússon Instutute. AM 748I 4to. Fol. 1r) Фрагмент рукописи «Старшая Эдда». Нач. XIV в. (Reykjavík, Árni Magnússon Instutute. AM 748I 4to. Fol. 1r) В 1236 г., когда престарелые епископы Магнус Гиссурарсон (1216-1237) и Гудмунд Арасон уже не могли исполнять свои обязанности, исландцы выбрали 2 кандидатов в епископы, Магнуса Гудмундарсона и Бьёрна Хьяльтасона, и те отправились в Норвегию, чтобы быть рукоположенными. Однако их избрание было признано нелегитимным (о причинах неизвестно; Jón Jóhannesson . 1956. P. 253-254; Orri Vésteinsson. 2000. P. 156-157). Вероятно, определенную роль сыграл тот факт, что действующие исл. епископы к тому времени не получили от архиепископа или папы Римского позволения уйти на покой, а кандидаты в нарушение канонических норм были избраны не соборными капитулами (их в И., по-видимому, не существовало). Кроме того, Бьёрн Хьяльтасон, будучи незаконнорожденным, не получил папской диспенсации, необходимой в этом случае для поставления в церковный сан. На Скаульхольтскую кафедру епископом был прислан норвежец Сигвард Теттмарссон (1238-1268), а на Хоуларскую - его соотечественник Ботольв (1238-1247). С этого времени Нидаросский архиепископ и капитул присвоили право избирать епископов на исл. кафедры. К этому же времени относится введение в И. целибата для высших степеней клира (начиная с сана субдиакона), инициированное архиеп. Сигурдом Эйндридассоном, который в 1237 г. заручился рескриптом папы Римского Григория IX по этому поводу (Diplomatarium Islandicum. 1857. T. 1. P. 518; ср.: Biskupa sögur. 1856. T. 1. P. 597). Вскоре из исл. источников исчезают упоминания о женатых священниках, но сожительство клириков с женщинами продолжалось более-менее открыто до Реформации (так, у последнего католич.

http://pravenc.ru/text/674979.html

П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб: К вопросу о редакциях Жития Сергия Радонежского//ТОДРЛ. 1953. Т. 9. С. 145-158; Воронин Н. Н. Литературные источники в творчестве древнерус. зодчих//Там же. 1957. Т. 13. С. 364-374; Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого: (Кон. XIV - нач. XV в.). М.; Л., 1962; Дмитриев Л. А. Нерешенные вопросы происхождения и истории экспрессивно-эмоционального стиля XV в.//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 72-89; он же. Сюжетное повествование в житийных памятниках кон. XIII-XV вв.//Истоки рус. беллетристики. Л., 1970. С. 208-262; Белоброва О. А. О некоторых изображениях Епифания Премудрого и их литературных источниках//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 91-100; Manson J. P. Studies in Russian Hagiography During the Period of the Second South Slavic Influence: Diss./Harvard Univ. Camb. (Mass.), 1968; Викзелл Ф. Цитаты из книг Свящ. Писания в сочинениях Епифания Премудрого//ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 232-243; Голейзовский Н. К. Епифаний Премудрый о фресках Феофана Грека в Москве//ВВ. 1973. Т. 35(60). С. 221-225; Грихин В. А. Проблемы стиля древнерус. агиографии XIV-XV вв. М., 1974; Коновалова О. Ф. Изобразительные и эмоциональные функции эпитета в Житии Стефана Пермского//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 325-334; она же. Конструктивное и стилистическое применение цитат в Житии Стефана Пермского, написанном Епифанием Премудрым//ZfS. 1979. Bd. 24. H. 4. S. 500-509; Kimch F. М . The Literary Style of Epifanij Premudryj «Pletenije sloves». Münch., 1976; Байчева М. Канонът и природата в агиографията през XIV-XV в.: (Григорий Цамблак и Епифаний Премъдри)//Търновска книжовна школа. София, 1984. Т. 3: Григорий Цамблак: Живот и творчество. С. 151-160; Bercoff G. B. Sulla poetica nel Medio Evo Slavo Ortodosso: Il «Poslanie» di Epifanij a Kirill di Tver//Europa Orientalis. Salerno, 1985. Vol. 4. P. 7-28; Прохоров Г. М. Епифаний Премудрый//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 211-220 [Библиогр.]; Кириллин В. М. Епифаний Премудрый как агиограф Сергия Радонежского: проблема авторства//ГДРЛ.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

В 1206 г. гулям Кутб уд-Дин Айбек (1206-1210) основал Делийский султанат (1206-1526) - 1-е мусульм. гос-во в Юж. Азии, легитимированное через связи с араб. халифатом Аббасидов . Несмотря на продолжительные междоусобные войны и многократные иноземные вторжения (монголов - в XIII - нач. XIV в., Тимура - в кон. XIV в.), крупные города бассейна р. Инд (Лахор, Мултан, Пешавар, Татта и др.) превратились в важные экономические и культурные центры. В 1526-1858 гг. Пенджаб, Синд и правобережье Инда находились под властью Могольской империи, правители к-рой называли себя халифами, а свое гос-во - халифатом. Со 2-й пол. XVI в. имя правителя звучало в пятничной молитве. В нач. XVIII в., после смерти имп. Аурангзеба (1658-1707), начался постепенный распад Могольской империи. Район бассейна р. Инд стал ареной ожесточенной борьбы иранских, афганских и локальных властителей. В сер. XVIII в. территорию совр. П. подчинил афганский шах Ахмад-шах Дуррани (1747-1772). В 60-х гг. XVIII в. в Пенджабе возникло несколько небольших сикхских княжеств, которые были объединены в единое государство махараджей Ранджитом Сингхом (1799-1839). Территорию Белуджистана объединил под своей властью Насир-хан Белудж, правитель княжества Калат (1750-1795). В кон. XVIII в. в Синде возник ряд мелких гос-в, к-рыми правили эмиры из династии Талпур. Ослабление Могольской империи способствовало установлению в Юж. Азии власти англичан. В 1843 г. они захватили Синд, в 1849 г.- Пенджаб, в течение 2-й пол. XIX в. распространили свое влияние на Белуджистан и земли восточно-пуштунских племен и княжеств. После ликвидации Могольской империи (1858) одна часть территории совр. П. вошла в состав провинций и президентств Британской Индии, другая оказалась под прямым губернаторским управлением, третья сохранила статус независимых княжеств. Во 2-й пол. XIX в. в Юж. Азии начинается подъем национальных движений, принимавших не только общеиндийский, но также этнический и религ. характер. Движение за образование П. было инициировано и возглавлено партией Всеиндийская мусульманская лига (ВМЛ), созданной в 1906 г.

http://pravenc.ru/text/2578694.html

Крылатый лев — эмблема Венеции. 2-я пол. XV — нач. XVI в. Худож. В. Карпаччо (Дворец дожей) В XII в. оформились органы управления Венецианской республики. Ее формальным главой стал избираемый пожизненно дож, власть к-рого ограничивалась представительными органами. На смену народному собранию (офиц. отмененному в 1423, но не собиравшемуся и ранее) с 1172 г. пришел Большой совет, состоявший из патрициев, наиболее «знатных», т. е. старинных и обладавших прочным финансовым положением, фамилий. Постепенно он делегировал часть своих полномочий др. избираемым из числа его членов ассамблеям. С 1297 г. Большой совет стал закрытым олигархическим собранием, доступ в к-рое получали лишь старшие в своем роду нобили, вписанные в т. н. Золотую книгу. Малый совет при доже принимал оперативные решения, требовавшие утверждения Большим советом, и состоял из 6 советников по числу сестьери. С присоединением к нему 3 «мудрых» он составлял др. консультативный орган - Синьорию. Для оперативного руководства политикой, навигацией, защиты торговых интересов в кон. XIII в. из состава Большого совета был выделен Совет испрошенных (Сенат), избираемый на год. Постепенно его функции расширились, и с 30-х гг. XIV в. он превратился в правительство республики, именовавшейся с XV в. «Serenissima» (Светлейшая). Республика создала эффективные органы судебной власти, уголовной и тайной полиции - Совет сорока (Кварантию, в кон. XIII в.) и Совет десяти, возникший в 1310 г. как временная комиссия по расследованию разоблаченного заговора Баямонте Тьеполо. Подавив попытку дожа Марино Фальери в 1355 г. установить в Венеции синьорию, казнив заговорщиков во главе с дожем, аристократическая олигархия укрепила органы представительной и судебной власти, превратила Совет десяти из временной комиссии в постоянный орган политического надзора и создала прочный режим патрицианской власти, не претерпевший существенных изменений до кон. XVIII в. По сути В. стала самым стабильным гос-вом Европы средневековья и раннего Нового времени с консолидированным господствующим классом, представители к-рого, как правило, проходили все ступени адм., судебной, дипломатической или военно-морской карьеры, исполняя свои должности в короткий, ограниченный законом срок и обладая высокой компетентностью. Ремесленные коллегии В. не были стеснены суровыми ограничениями, и республика считалась с их интересами. Делопроизводители (нотарии) в В. были почти исключительно клириками.

http://pravenc.ru/text/150247.html

Fol. 47 (X в.). Имеющиеся в составе новелл непереведенные лат. слова остались непереведенными и в славянских рукописях. Перевод Собрания в 93 главах содержится в составе Кормчих древнеслав. редакции. В наиболее раннем списке - Ефремовской Кормчей (XII-XIII вв.) - текст собрания обрывается на 88-й гл. В сокращенной редакции, представленной Уваровским списком, пропущены главы 13-26, 34-36, 54-55, 62-69А, 77, 88-89. В Устюжской Кормчей (XIII-XIV вв.) Собрание в 93 главах представлено также в сокращенном виде в составе собрания «О епископах и о монахах». Из Собрания в 93 главах в него вошли главы 36, 37, 39-48, 71, 75, 76, 80, 83, 92, причем глава 39 помещена дважды. Полный состав Собрания в 93 главах имеется в списках древнеслав. редакции: РНБ. Солов. 1056/1165 (кон. XV - нач. XVI в.). Л. 270 об.- 310 (по этому списку воспроизведено в изд. Бенешевича); РГБ. Рогож. 268 (3-я четв. XV в.); РГБ. Троиц. 207 (кон. XV - нач. XVI в.); РНБ. F II. 250 (1-я пол. XVI в.). В Ефремовской Кормчей к заглавию собрания была сделана приписка «Григория Акрагантского», которая перешла в Кормчие русской редакции. Др. перевод Собрания в 87 главах имеется в серб. редакции Кормчей. Он был сделан с использованием перевода Собрания в 93 главах. В греч. оригинале собрание имело 2 схолии, объясняющие значение слов «привата» (πριβτα) и «раздатели» (λαργητινες). Эти схолии имеются в ряде греч. рукописей (ГИМ. Син. греч. 432; Sinait. 1111; Vat. gr. 2060, 1167). Отличается эта редакция и наличием «паратитлов». В начале русской редакции Кормчей (главы 1-61) воспроизведен текст в переводе Древнеславянской Кормчей (т. е. Собрания в 93 главах); оглавление отсутствует, с гл. 62 текст дан по сербской редакции, но с использованием и древнеславянской. Включены и глоссы к последней главе. Дополнительные главы Собрания в 93 главах в русской редакции отделились от собрания и стали самостоятельными произведениями, получив особые названия: Nov. 137 (гл. 87) - «Иустиниана царя 6-го Собора о взаконении», Nov. 133 (гл.

http://pravenc.ru/text/2577789.html

и Далматова мон-ря от пугачевцев в 1774 г. Соловецкий мон-рь, не согласившись с решением церковной и гос. власти о реформировании обрядов, неск. лет (1668-1676) держал оборону во время нападения стрелецких отрядов. Вплоть до XIX в. известны случаи успешных действий против интервентов при опоре на монастырские укрепления. В период Крымской войны (1853-1856) К. Соловецкого мон-ря выдержала бомбардировку с кораблей англ. флота и помешала в проведении диверсий и высадке десанта на Русском Севере. Эти монастыри считались «государевыми крепостями», их укрепляли за гос. счет, размещали в них военные гарнизоны, делали запасы продовольствия, фуража и т. п. Такие мон-ри являлись опорой в системе обороны: они были достаточно автономны и могли в нужный момент заместить гос. управление на тех территориях, для которых связь с центром была затруднена, или когда центральное (царское) правительство теряло власть над страной. Наиболее известные мон-ри, такие как Троице-Сергиев, Кириллов Белозерский, приобрели вид сказочных городов с высокими каменными стенами и башнями, многочисленными церквами и кельями, напоминая снаружи маленькие дворцы. Лучший образец «декоративной монастырской крепости» кон. XVII в.- московский Новодевичий мон-рь, основанный в 1524 г. по обету вел. кн. Василия III, к-рый стал придворной обителью для женщин из царствующего дома. Монастырские кирпичные стены построены в 80-х гг. XVII в., главные ворота скорее парадные, чем крепостные, с 3 проездами и большой надвратной церковью; верхние части башен имеют вид т. н. корон. Лит.: Атлас крепостей Рос. Империи: [Карты]. Б. м., Глаголев А. Г. Кр. обозрение древних рус. зданий и др. отеч. памятников. СПб., 1838. Ч. 1: О рус. крепостях; Раппопорт П. А. Очерки по истории рус. военного зодчества X-XIII вв. М.; Л., 1956. (МИА; 52); Косточкин В. В. Оборонительные системы рус. крепостей XIV - нач. XVI в.//Сов. арх. 1957. 1. С. 133-142; он же. Рус. оборонное зодчество кон. XIII - нач. XVI в. М., 1962; Беляев Л. А. Крепости и вооружение Вост. Европы. М., 2005. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда)

http://pravenc.ru/text/2459013.html

По своим взглядам Г. был близок славянофилам, находился под сильным влиянием А. С. Хомякова . Исторические труды, отличающиеся полнотой материала, использованием новых источников, принесли Г. признание специалистов. Он проявил себя как этнограф, владевший даром острой наблюдательности и живого описания. Г. был увлечен идеей слав. единства на основе распространения Православия, рус. языка и кириллицы. В 1854-1861 гг. он опубликовал цикл статей «Письма об истории сербов и болгар», ставший основой классического труда «История сербов и болгар» (Собр. соч. СПб., 1868. Т. 1), крупные работы «История балтийских славян» (М., 1855) и «Борьба славян с немцами на Балтийском Поморье в Средние века» (СПб., 1861). В цикле очерков «Босния: Путевые заметки» и в кн. «Босния, Герцеговина и Старая Сербия» (СПб., 1859) описал нравы, обычаи, быт и обряды юж. славян, исторические достопримечательности, центры образования. Подготовленные к публикации материалы, собранные Г. в Боснии, Сербии и Македонии, получили высокую оценку, впосл. часть их была опубликована др. исследователями. В работах по истории и лит-ре Чехии доказывал устойчивость кирилло-мефодиевской традиции в чеш. землях (Очерк истории Чехии. СПб., 1862; Гус: Его отношение к Правосл. Церкви. СПб., 1871; Чеш. лит-ра//Поэзия славян. СПб., 1871). Предпринял попытку написать обобщающий труд по истории славян, но не окончил его, был опубликован лишь разд. «Древнейший период истории славян» (ВЕ. 1868. 7, 9). Работы в области языкознания, в частности «Общеславянская азбука» (СПб., 1871), получили сдержанную оценку лингвистов. Признавая ряд верных наблюдений и замечаний Г., академики В. Ягич и И. А. Бодуэн де Куртенэ отмечали поверхностность нек-рых этимологических гипотез, оспаривали целый ряд выводов. Г. являлся членом-корреспондентом С.-Петербургской АН, действительным членом Российского географического об-ва (с 1858), возглавлял его этнографическое отд-ние (с 1870). За время поездок по Балканскому п-ову собрал коллекцию рукописей. В 1868 г. передал 101 слав. рукопись XIII-XVIII вв. Публичной б-ке в С.-Петербурге (см. описание: Отчет Имп. публ. б-ки за 1868 г. СПб., 1869. С. 10-159), в 1873 г. б-ка приобрела у его наследников 2-ю ч. собрания, в составе к-рого находились слав., греч. и вост. рукописи (см. описание: Отчет Имп. публ. б-ки за 1873 г. СПб., 1875. С. 12-19). 3-е собрание было приобретено известным коллекционером А. И. Хлудовым (см. Хлудовы ) (описание см.: Описание рукописей и каталог книг церк. печати б-ки А. И. Хлудова. М., 1872) и ныне хранится в ОР ГИМ. Особое место среди рукописей, собранных Г., занимают памятники, связанные с творчеством слав. первоучителей равноапостольных Кирилла (Константина) Философа и Мефодия и их ближайших учеников: «Македонский кириллический листок» (рубеж XI и XII вв.), «Проглас к Евангелию» св. Кирилла (нач. XIV в.), полный список службы св. Мефодию св. Климента Охридского (кон. XIII - нач. XIV в.) и др.

http://pravenc.ru/text/165001.html

XIV в. Новый этап внутренней борьбы в Арагоне и его средиземноморской экспансии приходится на правление кор. Педро IV Церемонного (1336-1387). Найдя формальный повод для разрыва вассальных отношений с дальним родственником, королем Мальорки, Педро IV объявил его непокорным вассалом, в 1343 г. высадил войска на Балеарских о-вах и окончательно присоединил эти владения, а затем и Руссильон к Арагонской короне. Попытки Педро IV провозгласить наследницей престола свою дочь Констанцию (сыновей у него тогда еще не было) вызвали возобновление т. н. унии и восстание знати Арагона и Валенсии, но король разбил мятежников при Эпиле (1348), отменил «Привилегию унии» и жестоко расправился с ее сторонниками в Арагоне и особенно в Валенсии, оказавшей ему упорное сопротивление. В течение мн. лет Педро IV воевал с кор. Кастилии Педро I Жестоким («война двух Педро», 1356-1369), поддерживая Энрике Трастамарского, сводного брата Педро Жестокого, в его борьбе за кастильский трон. Перевес в этой войне был за Кастилией, однако военные действия закончились сразу после гибели Педро I Жестокого и смены династии. В целом в XIV в. власть королей Арагона, особенно на недавно завоеванных в ходе Реконкисты территориях, заметно укрепилась. Этому способствовало и составление Педро IV «Установлений о дворе», где подробно описывались структура двора, права и обязанности должностных лиц. Хотя единых для всех владений Арагонской короны органов управления создано не было, получил развитие институт королевских наместников с адм. и судебными полномочиями (губернаторы, байлы, батлы). В Арагоне противодействие знати такой политике позволило сохранить неприкосновенной систему арагонских фуэро. Знать разных частей королевства не объединялась против короля, в частности, сеньоры графства Барселонского (с XIV в. принципат Каталония) поддерживали монарха. Кортесы Арагона, Каталонии и Валенсии собирались независимо друг от друга. В Леоно-Кастильском королевстве в кон. XIII - нач. XIV в., начиная с последних лет правления Альфонсо X Мудрого, часто происходили внутренние конфликты.

http://pravenc.ru/text/674995.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010