263 более не препятствует и тому, чтобы плоть взлетала над низшей и свойственной себе природой и преобразовывалась в Божество и в высочайшую сущность. Но чем покорно угождать их неразумию, мы лучше будем прилежать к Божественным Писаниям. А поскольку и пророк говорит: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил ( Ис.7:14 ), и блаженный Гавриил запечатлевает прежде реченное и изъясняет Деве вышнюю волю, говоря: Не бойся, Мария, ибо вот, Ты зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь имя Ему: —96— Иисус ( Лк.1:30–31 ), то будем веровать, что Еммануил истинно родился от жены и притом, мысля право, не станем отбрасывать блистательной и достойной удивления похвалы нашей собственной природы. 264 В самом деле, Единородный воспринял не Свою собственную природу – ведь тогда свойственное нам оказалось бы ничуть не в лучшем состоянии – и не ангельскую, но семя Авраамово ( Евр.2:16 ), как написано. Потому что так, а не иначе, возможно было спасти соскользнувший в тление [человеческий] род. А – И что? После этого разве не заслуживает изумления также и иное, 265 А – Ведь некоторые, чуть ли вовсе не распростившись с богодухновенным Писанием и вдавши свой собственный ум духам заблуждения (ср. 1Ин.4:6 ), дошли до такого безрассудства и ребяческой глупости, что думают, будто у Творца веков, со-вечного Богу Отцу Бога Слова, начало существования должно сопутствовать Его же рождению по плоти и воображают, что явился позднее Тот, Кто за пределами всякого века и времени, и будто в последние времена, времена вочеловечения, Бог стал Отцом, а Тот, через Которого всё, и в Котором всё словно бы смог прийти и к бытию, и существованию вместе с храмом от Девы. Так разве не устремились уже к жребию, превосходящему всякое зло, те, кто дозволяют себе такую отвратительную бабью басню и довели свой ум до такой крайней тупости? Воистину, гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и ( Рим.3:13–14 . Ср. Пс.5:10,139:3,9:2828 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

261 . Та же мысль заключается и в словах кн. Премудрости Соломона. Если евнух, говорится здесь, ни делом, ни мыслию не погрешит против Бога и закона, то, несмотря на свое бесчадие и даже лишение возможности иметь детей, получить «приятнейший жребий в храме Господнем» (3:14). 262 3) Далее скопцы ссылаются на след. новозаветные места Св. Писания: а) «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11), сказал Иоанн Креститель об Иисусе Христе, а «крестить огнем», замечают они, это и значит оскопить. Но согласиться с ними нельзя. Крещение Духом Св. означает не внешнее только действие, но и внутреннее, очищающее и обновляющее душу человека благодатию Св. Духа, почему Христос и сказал, что «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3:5–6 ). Под словом «огнем» разумеется здесь тоже очищающее и воспламеняющее душу человека действие Св. Духа или, как говорит св. И. Златоуст, «присоединением слова и огнем еще 6олее выражает силу и неудержимость благодати» (Бес. на св. Матф.). 263 Некоторые из толковников, основываясь на словах Спасителя: «огонь пришел Я низвесть на землю» ( Лк. 12:49 ), разумеют под огненным крещением те бедствия и страдания, посредством которых христианин, как золото в горниле, очищается от греховных скверн. Такое понимание косвенно подтверждается и словами Спасителя, Который Свои крестные страдания называет крещением ( Лк. 12:50 ). Наконец, св. Василий Вел. под огненным крещением разумеет испытание на суде (ср. 1Кор. 3:13 ) 264 . Таким образом никто, кроме скопцов, не видит здесь речи об оскоплении. б) «Ибо есть скопцы, которые из чрева материного родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместитъ, да вместит» (Мф. 19:12). Это место, по мнению скопцов, является неотразимым доказательством необходимости и спасительности оскопления, так как в нем будто бы заключается прямая заповедь об оскоплении для желающах получить царство небесное. 265

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Дочь моя», – сказала она Руфи: «я ищу тебе пристанища, чтобы тебе хорошо было» 264 . Указывая ей на Вооза, как на родственника, она напомнила ей права, которые по закону Моисееву 265 принадлежали ей, как вдове. В один вечер Вооз должен был взять ячмень на своем гумне. Свою работу он заключил сытным столом на открытом воздухе. Поработавши и утомившись, он здесь же и заснул на открытом воздухе возле стога. В полночь он просыпается; у ног его лежит женщина в нарядных одеждах, надушенная. Вооз испугался. «Кто ты?» спросил он. «Я Руфь, раба твоя», отвечало явление, «простри крыло твое на рабу твою; ибо ты родственник» 266 . Вооз понял. Он согласился исполнить ее желание; но был родственник ближайший. Нужно было, чтобы тот отказался от своего права, чтобы Вооз потом мог им воспользоваться. На этот раз Вооз проводил Руфь к ее свекрови с шестью мерами ячменя, обещая устроить остальное. Он отыскал упомянутого родственника, вывел его пред ворота к старейшинам города и при них спросил его, согласен ли он восстановить род Елимелеха. Тот снял сапог с своей ноги и бросил его Воозу. Это значило, что он отказывается от своего права. Теперь, обращаясь торжественно к старейшинам и всему народу, Вооз сказал: «Вы сегодня будьте свидетелями тому, что я покупаю у Ноемини все Елимелехово, и все Хилеоново и Махлоново (два сына Ноемини). Притом и Руфь Моавитянку, жену Махлонову, беру себе в жену, чтобы оставить имя умершего в уделе его, и чтоб не исчезло имя умершего между братьями его» 267 . Свидетели отвечали: «Да соделает Господь жену, входящую в дом твой, как Рахиль и Лию, которые обе устроили дом Израилев; приобретай богатство в Ефрафе, и да славится имя твое в Вифлееме. И да будет дом твой, как дом Фареса, которого родила Фамарь Иуде, от того семени, которое даст тебе Господь от сей молодой женщины» 268 . Благожелания жителей Вифлеема были знаменательным освящением брака Воаза. Служа символом участия языческих народов в раскрытии идеи о Мессии, образом всенародного распространения Евангельского закона, Руфь Моавитянка делается суком, который, привившись к стволу Иудину, произведет ветвь царской династии избранного народа, от которой воплотится Слово Божие, Искупитель человечества. И город, принявший юную иностранку, тот самый, у котором родился Спаситель мира!

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

«Иисус Христос укорял города, в которых наиболее явлено было сил Его за то, что они не покаялись: Горе тебе Хоразин! горе тебе Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» 263 . Капернаум лежал на морском берегу, или на берегу озера Тивериадского, при границах Завулона и Неффалима. Хотя он и возносился до небес, однако теперь нет ни деревни, ни разоренного города, который бы носил его имя, и оттого его место, с положительной достоверностью, не приведено в известность. В течение целых веков развалины Тельгума, которые лежат на «морском берегу», близ северной оконечности озера, были вообще принимаемы за развалины Капернаума. В самой земле они еще до сих пор почитаются его развалинами, хотя они и носят другое имя. Они представляют довольно обширное поле развалин, простираясь, по крайней мере, на полторы мили в окружности. На этом опустошенном или заброшенном месте нет ни одного жилища, ни одного обитателя. Фундаменты строений, развалившиеся стены и кучи камней теперь покрывают пространство, на котором некогда стоял город. Одни только стены одного небольшого, развалившегося строения стоят еще; но они не принадлежали, в том виде, как они ныне стоят, к древнему городу: они были выстроены из древнейших развалин, что вполне доказывается колоннами, пошедшими на их построение. Здесь нет дома, который бы устоял или не был бы доведен до крайнего разрушения. Все перестало существовать. Недалеко от единственной, не свалившейся развалины, есть простёртые по земле развалины одного здания, которое д-р Робинсон хорошо описывает и о котором он говорит так: «Относительно употребленных работ и украшений, оно превосходит все, что мы доселе видели в Палестине. Длину основания этого строения невозможно уже с точностью определить. Мы измерили сто пять фут вдоль северной стены и восемь фут вдоль западной,– может быть, это была и вся их длина. Все здание было, как должно полагать, роскошной красоты, но разрушение так велико, что нет возможности определить с какой-либо достоверностью характер строения» 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Теперь, – кто были эти животные? Это может выясниться только из рассмотрения их описания Иоанном. а) Они называются ζα (животное. Иез. 1:4 ). Ζον нужно отличать от θηρον – зверь. Θηρον – животное хищное, жестокое, ζον – благородное и собственно может быть переведено «живое существо» и сближено с понятием человек, который тоже есть живое существо. Во всяком случае, – что важно для истолкования – это суть самостоятельные живые существа, как бы некоторые личности. б) Животные исполнены очей спереди и сзади. Если необходимо признать, что Иоанн видел около престола действительные существа, с определенными внешними признаками, то нужно допустить и то, что он видел их имеющими множество очей и спереди и сзади. Это – не «фигуральное выражение для обозначения особенной способности животных обращать свои лица от трона к трону» 264 ; равным образом нельзя сказать и того, что это выражение употреблено для указания на «математическую, физическую и психологическую независимость животных 265 . Оно имеет более частную и определенную цель – показать чистоту и возвышенность их природы, каковые свойства дают им возможность и право быть вблизи Божьего престола, созерцать здесь славу Господа и прозревать в дела Его мироправления. «Серафимы, – говорит Андрей кесар., – просвещаются знанием того, что было прежде и что будет потом» 266 . в) Первое животное было подобно льву (μοιον λοντι), и второе животное подобно тельцу (μοιον μσχ), и третье животное имело лицо как человек (то τ πρσωπον ς νθρωπος), и четвертое животное подобно орлу летящему (μοιον ετ πετωμν). Видение четырех животных было и прор. Иезекиилю. О их внешнем виде пр. Иезекииль говорит: и таков был вид их: облик их был как у человека, и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла, а ноги их ноги прямые, и ступни ног как ступни ног у тельца, и руки человеческие были под крыльями их. Подобие лиц их – лицо человека и лицо льва с правой стороны у всех их четырех и лицо орла у всех четырех и лицо тельца у всех четырех с левой стороны (1:4–8, 10). Таким образом, животные, виденные Иоанном, хотя и напоминают животных Иезекииля, но разнятся с ними в самом существенном. Хотя их также четыре, но там каждое было совмещением четырех, здесь – каждое самостоятельно. Там говорится о прямых ногах, о ступнях, подобных ступням у тельца, и о руках, подобных человеческим, здесь же об этом совершенно умалчивается. Там говорится только о подобии их лиц тем или другим классам живых существ, здесь же говорится об общем подобии всего их вида. Поэтому можно считать, что апокалиптическое видение не было заимствованным или переделкою видения пр. Иезекииля, но было столь же самостоятельным, как и то, находя себе основание в общенародном еврейском представлении 267 , которым пользовалось Божественное откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

По мысли Павла, невозможно поверить в Того, о Ком не слышали; невозможно услышать, если не будет проповедника; нельзя стать проповедником, если ты не послан на проповедь. Здесь описывается процесс передачи той вести, которую Павел обозначает словом εαγγλιον (благая весть, благовествование). Этот термин, наряду с термином «апостол», уже встречался нам в самом первом стихе Послания к Римлянам: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию» ( Рим. 1:1 ). Миссия проповедовать благую весть возложена на апостолов Самим Господом. «Но не все послушались благовествования»: здесь употреблен глагол πακοω, означающий не просто услышать и забыть (или услышать и отвергнуть), а услышать и принять. В Синодальном русском переводе, основанном на textus receptus, 263 Рим. 10:17 читается следующим образом: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». Между тем во множестве древних рукописей окончание этой фразы иное: «...а слышание от слова Христова» (δι ματος Χριστο). 264 Выражение μα θεο (слово Божие, глагол Божий) часто встречается в Новом Завете ( Лк. 3:2 ; Ин. 3:34 ; Еф. 6:17 ; Евр. 6:5; 11:3 ), тогда как μα Χριστο (слово Христово) нигде более не встречается. 265 Издатели критического текста Нового Завета предпочли это чтение, исходя из того, что переписчикам было свойственно заменять редкие выражения на более часто встречающиеся. Изложив свою теорию передачи благой вести, Павел ставит два вопроса, касающиеся иудеев: «разве они не слышали?»; «разве Израиль не знал?» Ответы на оба вопроса он дает в форме цитат из Ветхого Завета, относя их к новозаветной реальности. Смысл этих цитат в том, что проповедь апостолов была предсказана ветхозаветными пророками и, если бы иудеи верили пророкам, они должны были бы поверить и апостолам. Красной нитью через весь рассматриваемый отрывок проходит мысль о виновности иудеев в том, что они не послушались благой вести. Как подчеркивает в своем комментарии Иоанн Златоуст , Бог сделал все необходимое для спасения иудеев, но они не захотели принять Его посланников:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вторым даром духовного отца является способность любить других и делать их страдания своими. Об одном из египетских gerontes (старцев) кратко и просто сказано: «В нем была любовь, и многие приходили к нему». 263 В нем была любовь – вот что необходимо для духовного отцовства. Безграничная прозорливость в тайны человеческого сердца, если лишена любовного сострадания, окажется скорее гибельной, чем плодотворной. Кто не способен любить других, не сможет их исцелять. Любовь к другому означает страдание вместе с ним и за него – таково буквальное значение слова «сострадание». «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» ( Гал 6, 2 ). Духовный отец – это тот, кто par excellence носит бремена других. «Старец, – пишет Достоевский в «Братьях Карамазовых», – это тот, кто берет вашу душу, вашу волю в свою душу и свою волю». Для него недостаточно дать совет. Он должен принять душу своих духовных чад в свою душу, их жизнь – в свою жизнь. На нем лежит обязанность молиться за них, и это постоянное предстательство гораздо важнее для них, чем любой совет. 264 И его обязанность также – взять на себя их скорби и грехи, понести на себе их вину и отвечать за них на Страшном Суде. Все это хорошо видно в одном из важнейших памятников восточной духовности – «Руководстве к духовной жизни» преп. Варсануфия и Иоанна. Эта книга состоит из 850 вопросов, адресованных двум палестинским старцам VI в., вместе с их ответами. «Знает Бог, – говорит преп. Варсануфий своему духовному чаду, – что нет ни часа, ни секунды, когда бы я не имел тебя в душе моей и в молитвах... Я пекусь о тебе более тебя самого... Я Рад был бы положить жизнь свою за тебя». Он так молится Богу: «Владыко! или вместе со мною введи и чад моих в царство Свое, или изгладь и меня из книги Твоей». Говоря о важности носить бремена друг друга, Варсануфий настаивает: «Я ношу ваши бремена и ваши падения... Вы подобны человеку, сидящему под тенистым древом... Я принимаю на себя ваше осуждение и благодатью Христовой, не оставлю вас ни в сем веке. ни в грядущем». 265

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/vn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010