II в.), не только яркий наставник, но и талантливый проповедник и миссионер; за ним следуют: Климент Александрийский (ок. 200-202/03), Ориген (203-231), св. Иракл (231-232) и св. Дионисий (232-264/65) (занимавшие позднее Александрийскую кафедру), Феогност (265-280), Пиерий (ок. 280 - нач. IV в.), сщмч. Петр , еп. Александрийский († 311), прп. Макарий Александрийский (IV в.), Дидим Слепец (ок. 345 - 398) и Родон (ок. 398-405). Наивысшего расцвета Александрийская школа достигла при Оригене, к-рый привлек к себе множество учеников. Дидаскалы школы пользовались большим влиянием в Александрийской Церкви и иногда имели помощников (наподобие ассистентов при профессорах); по крайней мере, такой помощник (в лице Иракла) упоминается у Оригена. Программа обучения в школе периода ее расцвета включала, вероятно, 3 этапа: круг общеобразовательных предметов; философию, где изучалась совокупность философских систем; богословие, в к-ром центральное место занимала экзегетика, но, возможно, преподавался также и курс своего рода «систематического богословия». Полный срок обучения продолжался скорее всего 5 лет, причем изучение наук находилось в тесной связи с воспитанием («гносис» не отделялся от «практики»). При Клименте и Оригене школа имела и ярко выраженный миссионерский характер: образованным язычникам стремились показать, что христианство является высшим и единственно истинным любомудрием. С выдвижением К-поля в качестве главного культурного центра поздней Римской (Византийской) империи Александрийская школа постепенно приходит в упадок (в кон. IV - нач. V в.). Последний ее дидаскал Родон перенес свою деятельность в г. Сида, и после него «огласительное училище» просуществовало, вероятнее всего, недолго. «Дочерним институтом» Александрийской школы стало уч-ще, основанное в Кесарии Палестинской Оригеном, перенесшим свой богатый опыт преподавания на палестинскую почву (после 231); в этой школе получил образование и христ. воспитание св. Григорий Чудотворец , сообщающий много ценных сведений о ней в своей «Благодарственной речи Оригену».

http://pravenc.ru/text/149567.html

Элементы совр. И. обнаруживаются в работах раннехрист. авторов при обсуждении вопросов авторства того или иного библейского текста (признавался как один из критериев каноничности); очевиден учет авторами роли адресата при написании текста или общей исторической и географической информации. Свт. Ипполит Римский в толковании на псалмы несколько отходит от традиции, признававшей царя Давида автором всех псалмов. Не отрицая Давидово авторство вообще, он, однако, допускает, что отдельные псалмы могли быть написаны неск. авторами ( Hipp. In Psalmos//PG. 10. Col. 608). «Церковная история» Евсевия Кесарийского содержит информацию о сомнениях в авторстве нек-рых канонических текстов. Христ. авторы были вынуждены обосновывать его авторство дополнительными аргументами, ставя т. о. исагогические вопросы в совр. смысле. Напр., очень рано предметом споров стало авторство Послания к Евреям. Уже Климент Александрийский ( Euseb. Hist. eccl. VI 14. 1) ввиду стилистических особенностей послания вынужден был обосновывать Павлово авторство. Ориген также отмечает языковые и стилистические отличия этого послания, но доказывает авторство ап. Павла сходством богословия этого послания с богословием др. Посланий апостола (Ibid. 25. 13). Александрийский еп. свт. Дионисий Великий (кон. II в.- 264/5 г.) во 2-й кн. «Об обетованиях» высказывал сомнения в аутентичности Откровения Иоанна Богослова. По его мнению, этот текст не мог быть написан автором Евангелия от Иоанна и Посланий Иоанна: очевидны лексические и стилистические отличия Откровения от др. Иоанновых писаний; в Откровении автор называет себя Иоанном, тогда как в Евангелии и Посланиях - нет. Концепции единого автора, по его мнению, противоречат имеющиеся богословские различия между Евангелием, Посланиями и Откровением Иоанна Богослова (Ibid. VII 25. 4). (Подробнее см. в ст. Иоанна Богослова Откровение .) Известные также Евсевию сомнения в авторстве нек-рых новозаветных текстов приводит блж. Иероним (ок. 347-419/20): Посланий Иакова, Иуды, Послания к Евреям, 2-го и 3-го Посланий Иоанна ( Hieron. De vir. illustr. I). Блж. Августин, обсуждая авторство Книги премудрости Соломона и кн. «Екклесиастика» (Ecclesiasticus), пишет, что их традиционно связывают с Соломоном, но автором их, видимо, был Иисус Сирах ( Aug. De doctr. christ. II 13).

http://pravenc.ru/text/674796.html

Этот греч. перевод послужил основой для новых переводов, в т. ч. на слав., араб., груз. языки ( Dufner G. Die Dialoge Gregors des Grossen im Wandel der Zeiten und Sprachen. Padova, 1968. S. 38-210). А. Р. Фокин Богослужебные Начиная с эпохи Каролингов Г. В. приписывалось составление Григория Сакраментария (впервые в письме папы Адриана I к Карлу Великому , кон. VIII в.; ср.: Walafrid. Strabo. Liber de exordiis. 22; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. 2. 17). Имя Г. В. фигурирует в заглавии мн. рукописей, содержащих этот важнейший зап. литургический памятник (изд. «Liber sacramentorum» - PL. 78. Col. 25-264). Однако совр. исследователи единодушно отвергают такую атрибуцию, доказывая, что ядро этого Сакраментария сформировалось лишь четверть века спустя после кончины святителя (вероятно, в понтификат Гонория I (625-638)). При этом отмечается, что ок. 80 молитв, входящих в него, имеют лексические параллели в сочинениях Г. В. и, следов., могли быть составлены им самим. Вероятно, его перу принадлежат префация на праздник Рождества Христова, коллекта на Богоявление, префации на праздники Пасхи и Вознесения Господня, интроит на освящение ц. во имя мц. Агафии и др. Точно известно, что именно Г. В. сделал вставку в разд. «Hanc igitur...» (Итак, сие...) канона (см. ст. Анафора ) рим. мессы , к-рая начинается словами: «Diesque nostros in tua pace disponas» (И да устроишь дни наши в мире Твоем) (LP. Vol. 1. P. 312; Beda. Hist. Angl. II 1; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. 2. 17), а также добавил в число поминаемых в каноне мессы святых имена мучениц Агафии и Лукии ( Aldhelm. De laud. virg. 42). Он также установил чтение «Отче наш» в конце канона ( Greg. Magn. Reg. epist. IX 12) и ввел формулу, к-рую произносит священник во время причащения мирян (Corpus Domini...- Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. 2. 41). Г. В. запретил в Римской Церкви петь Аллилуия в период Великого поста . Известно, что в организованных им покаянных процессиях во время эпидемии чумы в Риме 590 г. 2 хора (народ и священство) попеременно пели «Kyrie eleison» ( «Господи, помилуй» ) ( Greg.

http://pravenc.ru/text/Григорий I ...

1051 зак. о сост. т. IX, св. изд. 1876 г. и согласно ст. 275-й уст. Дух. Кон., выдача метрических свидетельств поверенному может быть разрешена только при таком условии, если в выданной ему доверенности, общей или специальной, определительно выражено уполномочие на получение им именно «метрических свидетельств о событиях, касающихся личности его доверителя»; в тех же случаях, когда поверенным испрашиваются метрическия свидетельства о событиях, касающихся или умерших уже родственников его доверителя, или же таких, находящихся еще в живых лиц, свидетельства о которых вправе испрашивать сам доверитель просителя, по ст. 1048, 1052 и 1053 тех же законов о состояниях метрическия свидетельства должны быть выдаваемы поверенному доверителя на общем основании выдачи всякаго рода документов поверенным, без требования от просителя доказательств специальнаго уполномочия на право получения им собственно метрических свидетельств» 25 ; что касается выдачи новых метрических свидетельств, то указания на это находим в ст. 276 уст. конс, и ст. 1050-й т. IX Св. Зак. изд. 1876 г.; вторичная же выдача метрических свидетельств по частным просьбам запрещается ст. 1049-й т. IX Св. Зак. изд. 1876 г., чего не находим в Уст. Д. Кон. 26 ; в разъяснение же вопроса о том, могут ли быть выдаваемы справки из метрических книг о событиях рождения и брака тем лицам, коим выданы уже метрические свидетельства о сем, Св. Синод циркулярными указами к Епарх. Преосвященным и др. духовным властям 27 мая 1888 г. сообщил: «по делам, производящимся в административных присутственных местах и по делам, производящимся в судебных местах прежняго устройства, сами сии присутственныя места, по просьбам частных лиц и по собственному усмотрению, в случае надобности, могут обращаться в Консистории с требованиями справок, или сведений из метрических книг и таковыя сведения должны быть доставляемы Консисториями (Уст. Д. Кон. ст. 263 и 264). В местностях же, в коих введены в действие Судебные Уставы, судебныя места ни в каком случае не собирают доказательств или справок сами, а основывают решения исключительно на доказательствах, представленных тяжущимися (82 и 367 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Важнейшее и самое западное из поселений, известное по письменным источникам,- порт Гадес (ныне Кадис); там сохранились погребения не старше VI в. до Р. Х. О влиянии Др. Египта свидетельствуют гранитная статуя из Сарагосы (единственная в И.) и кладбище в Траямаре (пров. Малага, ок. 650-600 гг. до Р. Х.), состоящее из 5 гробниц на зап. (противоположном от селения) берегу реки. Индивидуальные прямоугольные погребальные камеры с дверными проемами выстроены из крупных отесанных блоков и врублены в склон; практиковалось как трупоположение, так и трупосожжение (останки собирали в алебастровые урны). С сер. VI в. до Р. Х., в период упадка Тира, часть его колоний была оставлена, напр. Тосканос в устье р. Велес (пров. Малага); контроль над др. колониями захватил Карфаген. После 1-й Пунической войны (264-241 гг. до Р. Х.) эти поселения начали укреплять, в 20-х гг. III в. до Р. Х. на юге был основан Нов. Карфаген (рим. Картаго Нова, ныне Картахена, пров. Мурсия). На севере карфагеняне дошли до берегов р. Эбро, осадили в 218 г. до Р. Х. союзный Риму Сагунт (ныне Сагунто, пров. Валенсия), но после поражения во 2-й Пунической войне полностью оставили полуостров (201 г. до Р. Х.). С 70-х гг. ХХ в. ведутся исследования некрополя Ла-Хоя в Уэльве, возникшего на месте финик. поселения VIII-VI вв. до Р. Х. Из 19 погребений 4 сохранилось целиком, с исключительно богатым набором золотых, бронзовых, алебастровых и др. предметов (найдена даже колесница с 2 конями); для погребений характерно отсутствие наземных сооружений. Иберийское поселение Эль-Ораль (пров. Аликанте), возникшее во 2-й пол. VI в. и оставленное к 450 г. до Р. Х., было окружено стенами с маленькими башнями и состояло из простых домов, размещенных прямоугольными кварталами. Во всех поселениях известны некрополи, где представлена аттическая керамика кон. VI-V в. до Р. Х. В Канчо-Роано (пров. Бадахос) в 1980 г. открыт уникальный иберийский комплекс с кладбищем, идентифицируемый как дворец, храм или мастерские (VI в. до Р. Х., сгорел в кон.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

В современной отечественной историографии термин «Контрреформация» является наиболее употребительным (см., напр.: Всемирная история: В 6 т./Гл. ред.: А. О. Чубарьян. М., 2013. Т. 3: Мир в раннее Новое время/Отв. ред.: В. А. Ведюшкин, М. А. Юсим. С. 79-81). Тем не менее описываемое понятие толкуется расширительно, как процесс трансформации религ. культуры католич. мира, затронувший не только институты католич. Церкви, но и религ. практики мирян и ставший результатом сотрудничества духовных и светских элит европ. общества. Предпосылки этого процесса сложились во 2-й пол. XV в., а результаты появились к сер. XVIII в. Вместе с тем отмечается, что движение за обновление Церкви было вызвано постоянно действующими причинами, выходящими за рамки религ. жизни: политическими (формирование национальных гос-в) и экономико-политическими (структурный переход от средневековья к Новому времени). Церковная реформа до Тридентского Собора Сформулированные на Латеранском IV Соборе (1215) католич. понимание таинства Евхаристии и требование к мирянам причащаться не реже раза в год (как правило, на Пасху) ( Denzinger. Enchiridion. 197636. Р. 264. N 812) способствовали расширению знаний мирян в вопросах веры: в ходе обязательной исповеди перед причастием приходскому священнику надлежало выяснить, знают ли его прихожане Символ веры и основные католические молитвы, а во время постов духовенству предписывалось наставлять прихожан в основах христианского вероучения. Важную роль в этом процессе сыграли проповедники - монахи нищенствующих орденов. К XV в. проповедь была уже обычным явлением в городах; результатом катехизационной и проповеднической деятельности стало значительное углубление знаний мирян о католич. вероучении и традициях благочестивой жизни, что раньше связывалось преимущественно с монастырской культурой. Появление обширного корпуса вернакулярной лит-ры - наставительных сочинений на национальных языках, переведенных с латыни и изначально ориентированных на монахов, а затем приспособленных для мирян,- также сыграло важную роль в формировании предпосылок церковной реформы. С кон. XV в. доступность этой лит-ры обеспечивало развитие книгопечатания.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Толкование. Это выглядит взятым из божественного Писания. Моисеем от имени бога сказано было фараону так: для того возвысил тебя, чтобы показать через тебя силу мою – да прославится имя мое по всей земле. Когда же коварным стал – всякими казнями покарал его бог не для того, чтобы он стал лучше, ибо знал и ума его жестокость, и страсть неисцеляемую, но через него как бы поведать всем: да будут примеры исправления и пользы. Так и города содержат палачей не Потому, что рады жестокости их, но ради их служения. Тот же философ в книге, называемой «Федон», сообщает о будущем состоянии душ у грешных и у праведных. Скверный и нечистый в ад отойдя, в мерзкую тину ввержен будет, а совершенно очищенный божиим законом к богу вселится. И снова о том, чья прошедшая жизнь праведной и преподобной была: подобает верить, что на островах блаженных поселится он в полном покое и прохладе без всякой скорби и печали. А тот, кто безбожно и неправедно жил, ввержен будет в теснилище осуждения, Тартаром именуемое. Этому от египтян научился. Он же говорит, что душа свободной является и владычицей страстей; и если овладеешь собой, то всех одолении это первая победа и важнейшая, а самое постыдное и злое – если будешь своим естеством побежден. Литература Звездочкой отмечены источники, содержащие сочинения Максима Грека . 1 . Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. 2 . Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е. 3 . Максима Грека сочинения (Иоасафовское собрание). Рукопись сер. XVI в. Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (ГБЛ), ф. 173, МДА Фунд. 42. 4 . Максима Грека сочинения (Хлудовское собрание). Рукопись 1563 г. Государственного Исторического музея (ГИМ), Хлуд. 73. 5 . Максима Грека сочинения (Румянцевское собрание). Рукопись сер. XVI в. ГБЛ, ф. 256, Румянц. 264. 6 . Максима Грека сочинения. Рукопись сер. XVI в. ГБЛ, ф. 113, Волоколам. 488. 7 . Максима Грека сочинения (Соловецкое собрание). Рукопись кон. XVI в. Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова – Щедрина (ГПБ), Солов. 494/513.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

жидкость. Такой вид О. получил распространение, напр., на территории совр. Италии. В англосаксон. Англии О. была известна с кон. Х в. и совершалась гл. обр. над священнослужителями ( Keefer S. L. Ut in omnibus honorificetur Deus: The Corsnæd Ordeal in Anglo-Saxon England//The Community, the Family and the Saint: Patterns of Power in Early Medieval Europe. Turnhout, 1998. P. 237-264). В отдельную группу выделялись т. н. испытания чудом. Считалось, что на целование креста или иконы в церкви или на посещение могилы святого может согласиться лишь невиновный человек. И только невиновный мог победить при бросании жребия или при иных вариантах гадания. Спорным считается вопрос о месте очистительной клятвы (purgatio canonica) в системе О. Часто в ритуале принесения клятвы исследователи склонны видеть самостоятельный этап судебной процедуры, предшествовавший собственно физическим испытаниям, поскольку только человек, неспособный принести клятву в своей невиновности (или не предоставивший необходимого числа соприсяжников - cojuratores, compurgatores), должен был пройти через О. Одновременно с этим очистительная клятва рассматривается и как один из вариантов односторонней О. Согласно средневек. представлениям, разница между этими процедурами заключалась том, что при очистительной клятве Господь-Судия, к Которому обвиняемый обращался за поддержкой или за наказанием, выносил решение позже, тогда как в ходе судебного испытания это происходило почти мгновенно. Отношение христ. Церкви к О. практически со времени самых первых упоминаний о ней в источниках было неоднозначным. Уже при Каролингах Агобард , архиеп. Лионский (816-840), написал трактат, в к-ром осудил практику О. как противоречащую христ. вероучению ( S. Agobardi episcopi Lugdunensis Liber contra judicium Dei//PL. 104. Col. 249-268), но его позиция вызвала возражения Гинкмара , архиеп. Реймсского (845-882). Папа Римский Стефан V (VI) (885-891) в послании архиепископу Майнцскому запретил О. раскаленным железом и холодной водой по отношению к женщинам, обвиненным в детоубийстве ( Jaff é .

http://pravenc.ru/text/2581483.html

Автор статьи склонен к отрицанию всякого активного участия преосв. Иннокентия в учреждении в Харькове училища для девиц духовного звания. Сравн. у Буткевича. Цитов. сочин. стр. 264 и след. 296–297. 1179 Напр., в 1863 году им пожертвованы для означенной цели следующие вещи: 1) серебряная – позлащенная чашка с таким же блюдечком и ложечкою в футляре; 2) серебряный позлащенный стакан; 3) чайный прибор из желтого фаянса: 4) столовый прибор из зеленого стекла; 5) фарфоровая чашка с блюдечком и 6) ваза для цветов. На основании подлинной росписям почетного блюстителя училищ Сосновского от 21 июня 1863 года, сохранившейся в архиве преосв. Макария. 1180 Напр., в 1863 году он пожертвовал в пользу училища 200 экземпляров своего «Введения в Православное Богословие» при следующем предложении Харьковской духовной консистории от 16 октября 1863 года: «прилагаемые при сем 200 экземпляров «Введения в Православное Богословие» сочинения моего, отпечатанного третьим изданием в настоящем 1863 году, без перемены, я жертвую в пользу Харьковского училища девиц духовного звания. Объявляю цену каждому экземпляру два рубля, всего на 400 руб. Посему предлагаю консистории разослать эти книги к благочинным Харьковской епархии с тем, чтобы они предложили духовенству или и другим лицам, желающим приобрести оные в пользу свою, или в церковные библиотеки. См. арх. Хар. дух. кон. по описи общим делам за1863г. дело 258. 1182 См. Хар. Еп. Вед. 1867 г. 13. Впоследствии оказалось, что в члены комитета были избраны большинством голосов следующие харьковские священно-служители: протоиереи Чижевский и Федоровский Александр (получившие но 619 1/4 избирательных голосов), священник Вертеловский (370 1/4), прот. Болхаевский (323 1/2) и прот. Галонов (261). Прот. Энеидов (499 1/2) и священ. Лащенков (466 3/4), как имевшие другие обязанности, не были утверждены преосв. Макарием. См. там же за 1867 г. 19. Касательно критических статей «Духовного Вестника», – в которых разбирались сочинения преосв. Филарета Гумилевского , и прежде существовало и теперь еще некоторыми разделяется неправильное мнение, будто автором их был сам преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

7 Согласно преданию, во время захвата Рима галлами в 390 г. до н. э. уцелел лишь Капитолий, защитники которого во время внезапного нападения галлов были разбужены криком священных гусей Юноны. 8 Марк Фурий Камилл — диктатор 390 г. до н. э., легендарный полководец, герой войн, которые вел Рим в кон. 5 — нач. 4 в. до н. э. против галлов и италийских племен за завоевание Италии. 9 Марк Атилий Регул — консул 267 и 256 гг. до н. э., герой первой Пунической войны (264—241 гг. до н. э.). Попав в плен к карфагенянам, он, по преданию, предпочел мученическую смерть предательству. 10 Публий Корнелий Сципион Африканский Старший — герой второй Пунической войны (218—201 гг. до н. э.), победитель Ганнибала 11 Это риторическое преувеличение может относиться либо к императорам Гальбе, Отону и Вителлию, каждый из которых правил по несколько месяцев в период политического кризиса 68—69 гг. и погиб в междоусобной борьбе, либо к императорам Пертинаксу и Дидию Юлиану, правившим в 193 г. не более двух месяцев каждый. Тот и другой погибли насильственной смертью. 12 правления) и его сын Галлиен (253—268 гг. правления), которого Валериан сделал соправителем. Валериан попал в плен к персам, где и умер. Галлиен, сделавшись единовластным правителем империи, не смог справиться ни с внутренними, ни с внешними проблемами и пал жертвой заговора. 13 Притч. 21, 1. 14 Puмл.XIII,7. 15 Т. е. в девственном состоянии. 16 В книге Притчей нет подходящаго места, выясняющаго положение автора; в виду этого, вероятно, некоторыя манускрипты и представляют другое чтение: in aliis locis, которым имеются в виду, очевидно, вообще места из различных книг Священнаго Писания и прежде всего книга Екклезиаст, как это и доказывается следующими затем фразами. 17 Т. е. духовная жизнь, полная мысли. 18 В совр. Синод. переводе: не будь безумен — ред. 19 В совр. Синод. пер.: тверд, как луна — ред. 20 Переводчик дает следующую цитату: очи твои голубиные, кроме замолчания твоего — ред. 21 В сов. Синод. переводе: Иосиф — отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником;ветви его простираются стеною. 22 В сов. Синод. переводе: Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других. 23 В сов. Синод. переводе этот стих читается: голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010