Остальные члены Императорской фамилии находились вне юрисдикции центральных органов Советской власти. Примечательно и то, что именно в начале марта 1918 года Президиум Уралсовета постановил обратиться в ВЦИК с предложением о переводе царской семьи в Екатеринбург . Таким образом из Петрограда, которому угрожало немецкое наступление, были вывезены практически все члены Императорской фамилии. Стоит поставить акцент на том, какие органы принимали решения об их высылке: – Михаила Александровича – « выслать в Пермскую губернию впредь до особого распоряжения. Местожительство в пределах Пермской губернии определяется Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» –Постановлением Совнаркома РСФСР от 9 марта 1918; – Великих князей в г. Вятку и г. Вологду– « впредь до особого распоряжения с правом свободного выбора места жительства в пределах Вологодской, Вятской и Пермской губ.» – Постановлением Совета Комиссаров Петроградской трудовой коммуны от 26 марта 1918; – Семьи бывшего Императора Николая II – « поручить Комиссариату юстиции и двум представителям Крестьянского съезда подготовить следственный материал по делу Николая Романова. Вопрос о переводе Николая Романова отложить до пересмотра этого вопроса в Совете Народных Комиссаров. Место суда не предуказывать пока» – Протокол заседания Совнаркома РСФСР от 20 февраля 1918. Из представленного можно сделать вывод о том, что: – во-первых, личность Михаила Александровича Романова для Совнаркома имела особо значение, совершенно отличное от других лиц Императорской фамилии; – во-вторых, Пермскому Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов делегированы специальные полномочия по организации ссылки и возложена соответствующая ответственность; – в-третьих, слова « впредь до особо распоряжения» имеют синонимический смысл: «без установления определения срока длительности», а также экстрасемантический смысл: ограничение свободы и установление полной зависимости от чужого решения. Анализ известных документов центральных органов власти (ВЦИК– 01.04.1918, 06.04.1918, 04.05.1918, 09.05.1918, 25.05.1918, 18.07.1918; СНК – 20.02.1918, 09.03.1918, 02.05.1918; ЦК – 16.05.1918, 19.05.1918), связанных с упоминанием имен Михаила и Николая Романовых, показывает интересную закономерность: из 11 известных совещаний в пяти и более приняли участие: Я.М. Свердлов – в 10 из 11; М.Ф. Владимирский, В.А. Аванесов и Г.И. Теодорович – в 7 из 11; В.И. Ленин и М.Н. Покровский – в 5 из 11.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

После лишения Церкви прав юридического лица и реквизиции церковного имущества епархиальные учреждения столкнулись с тяжелыми финансовыми затруднениями. Не хватало средств на финансирование работы учебных заведений, на содержание хора при епархиальном доме, на выплату жалованья сотрудникам консистории и др. 25 февр. (10 марта) 1918 г. митр. Арсений отказался от своего жалованья (12 тыс. р. в год) и перешел на «братское содержание столом». В марте 1918 г. еп. Алексий организовал из числа мирян - членов братства при Софийском соборе - Союз во имя св. Софии, к-рый «взял на себя задачи просветительные, благотворительные, охранительно-археологические» с целью сохранить церковные помещения и защитить святыни и древности Н. и С. е. Союз собрал пожертвования на содержание хора при архиерейском доме. Вскоре почетным председателем Союза стал митр. Арсений. По благословению Кирилловского еп. сщмч. Варсонофия (Лебедева) для охраны святынь и церковного имущества, а также с просветительной и благотворительной целями было создано братство Кириллова Белозерского мон-ря. В течение 1918 г. прекратили работу все духовные учебные заведения епархии. После прихода к власти большевиков в Новгородской ДС размещались красноармейцы. В марте 1918 г. по предписанию Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов проходили выборы коллегии для управления семинарией. В выборах участвовали все служащие учебного заведения и семинаристы. В июне 1918 г. местный Отдел народного образования жаловался в президиум губисполкома на «разрушения и бесчинства» военных в здании семинарии. 1 окт. 1918 г. Новгородская ДС была закрыта, в 1919 г. на ее базе начал действовать Новгородский ин-т народного образования. 11 апр. 1918 г. в Тихвинском ДУ состоялись выборы в орган самоуправления учебного заведения (закрыто в том же году). Весной 1918 г. реквизировано здание Новгородского ДУ. 1 апр. 1918 г. собрание духовенства и мирян Новгорода избрало членов новоучрежденного Совета городских приходских орг-ций (6 духовных лиц и 6 мирян). Задачей Совета являлось отстаивание интересов Церкви. 19 мая 1918 г. под рук. еп. Алексия начались воскресные чтения во Входоиерусалимском соборе. 28 мая 1918 г. на монашеском собрании монастырского благочиния было пожертвовано более 5 тыс. р. на нужды архиерейского дома.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В течение года, с декабря 1917 г. по декабрь 1918 г., борьбу с «антисоветской», «враждебной» деятельностью духовенства всех конфессий осуществлял Отдел борьбы (по борьбе) с контрреволюцией Он существовал в структуре центрального аппарата ВЧК с 20 декабря 1917 г. Положение об отделе было принято 1-й Всероссийской конференцией чрезвычайных комиссий 13 июня 1918 Обязанности заведующего отделом последовательно исполняли: до конца февраля 1918 г. Щукин, с 18 марта И. Н. с 20 мая 1918 г. М. Я. Лацис, с 16 июля 1918 г. (после отъезда Лациса на Восточный фронт) Н. А. Отдел среди прочих подразделений включал в себя Секретное (по сути, политическое) отделение, в «ведении» которого находились контрреволюционные организации и политические партии, не стоявшие на советской 8 июля 1918 г. Приказом 2 по Отделу по борьбе с контрреволюцией ВЧК заведующим политическим отделением был назначен А. М. . С 15 ноября 1918 г. на волне массовой критики ВЧК ее руководство начало реформирование структуры ведомства, в том числе перераспределяя функции в самом центральном Новая организационная структура обсуждалась на 2-й Всероссийской конференции ЧК (26–30 ноября 1918 г.). Заседание ВЧК, посвященное реализации организационных решений 2-й конференции, состоялось 9 декабря 1918 г. На нем руководителем организованного на базе Отдела по борьбе с контрреволюцией Секретно-оперативного отдела был избран Н. А. (17 декабря ВЧК утвердила коллегию Отдела с ним во В конце декабря (или в начале января 1919 г.) уехавшего на Украину Скрыпника на посту зав. отделом сменил М. Я. Лацис. В Центральном архиве ФСБ России находится на хранении следственное дело Р–48566 (старый номер Н–21) в 10 томах. Основная масса материалов дела относится к аресту летом 1918 г. проповедника-миссионера, протоиерея Иоанна Вместе с тем в томе 9 (листы 1–80) отложились многочисленные рукописные материалы по вопросам контрреволюционной деятельности православного духовенства, подписанные «Антонов», «А. Антонов», «Аркадий Антонов» (с рукописными пометами неустановленного лица «Просмотрено»), а также газетные вырезки 1917–1918 гг. на те же сюжеты с рукописными комментариями Антонова.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199039/

Когда услышите печальный звон церковных колоколов, знайте, что настало время покаяния. Отложите тогда житейские заботы и попечения и спешите в Божии храмы, чтобы восплакать перед Господом о грехах своих, чтобы восскорбеть печалию вашею перед лицом нашей Заступницы Усердной и всем сонмом великих угодников Божиих. Пусть каждый из вас попытается очистить свою совесть перед духовным отцом и укрепиться приобщением Животворящего Тела и Крови Христовых. Да омоется вся Русская земля, как живительной росой, слезами покаяния и да процветает снова плодами духа. Господи Человеколюбче! Приими очистительную жертву кающихся пред Тобой людей Твоих, отыми от нас дух малодушия и уныния и духом владычним, духом силы и крепости утверди нас. Воссияй в сердцах наших свет Твоего Разума и посети виноград Свой и сверши и, его же насади десница Твоя. Аминь. Тихон, Патриарх Московский и всея России. 26 июля 1918 г., Москва. 1.Антирелигиозник. 1936. 2. Введенский А. И. Церковь Патриарха Тихона. М., 1923 07(?).1918. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о перенесении дня прославления святителя» Софрония [Кристалевского], епископа Иркутского, на 22 октября 1918 г., согласно ходатайству (прошению) причта кафедрального собора г. Иркутска Петроградский Церковно-Епархиальный Вестник. 1918. 22 07(?)1918. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об утверждении «Инструкции причтам Церквей» Петроградский Церковно-Епархиальный Вестник. 1918. 22 1918. Послание Святейшего Патриарха Тихона Местоблюстителю Константинопольского Патриаршего Престола по вопросу о захвате Румынским Синодом Кишинёвской епархии Православной Российской Церкви Кандидов Б. Церковно-белогвардейский Собор в Ставрополе в мае 1919 г. М., Московский рабочий, 1930 08.1918. «Осеннее» послание Святейшего Патриарха Тихона 67 Обвинительное заключение. М., 1923 21.08(03.09).1918. Заявление Святейшего Патриарха Тихона Священному Собору о своей непричастности к заговору Локхарта, вопреки сообщению о том гражданской печати (Деяние 156, Ш Сессия) Выписка из Деяний 8 сессии Священного Собора 1917–1918 гг.: Рукопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Beglov, A. (2015) «Deloproizvodstvo pravoslavnogo prikhoda Rossiiskoi imperii v kontse XIX – nachale XX v.: sotsial’nyi aspekt» [«The Records of the Orthodox Parish of the Russian Empire in the Late 19th – Early 20th Century: the Social Aspects»], Elektronnyi nauchno-obrazovateVnyi zhurnal » " 6(39) [ http://history.jes .su/s207987840001170–6–1, accessed on 06.08.2015]. Beliakova, E. (2004) Tserkovnyi sud i problemy tserkovnoi zhizni [The ecclesiastical court and problems of the Church life]. Destivel’, I., Priest. (2008) Pomestnyi sobor Rossiiskoi Pravoslavnoi Tserkvi 1917–1918 gg. i printsip sobornosti [The Local Council of the Russian Orthodox Church 1917– 1918th and the Sobornost’ principle]. Moscow. Firsov, S. (2002) Russkaia Tserkov’ nakanune peremen: (konets 1890-kh –1918 gg.) [The Russian Church on the eve of the change: (late 1890s1918)]. S. l. Freeze, G. (1983) The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton. Golubtsov, G., Priest. (1995) «Poezdka na Vserossiiskii tserkovnyi sobor. Dnevnik: (29 ianvaria – 18 aprelia 1918 g)» [«A Diary of a trip to the all-Russian Church Council. (29 January – 18 April 1918)»], in Rossiiskaia Tserkov» v gody revoliutsii.(1917–1918). Sbornik, pp. 121–269. Moscow. Kolcherin, A., Priest, ed. (2014) Dokumenty Sviashchennogo Sobora Pravoslavnoi Rossiiskoi Tserkvi 1917–1918 godov. T. 3. Protokoly Sviashchennogo Sobora [The documents of the Holy Council of the Orthodox Russian Church of 1917–1918th. Vol. 3. The Protocols Of The Holy Council]. Moscow. Kravetskii, A. (2012) Tserkovnaia missiia v epokhu peremen (mezhdu propoved’iu I dialogom) [The Church mission in times of changes (between the sermon and the dialogue)]. Krivosheeva, N., Mramornov, A. (2012) «Podgotovka Vserossiiskogo Tserkovnogo sobora v aprele – seredine avgusta 1917 goda i dokumenty o predsobornykh trudakh» [«The Preparation of the All-Russian Church Council in April – mid-August 1917, and documents of the Pre-Council works»], in Dokumenty Sviashchennogo Sobora Pravoslavnoi Rossiiskoi Tserkvi 1917–1918 godov. T. 1. Kn. 1. Predsobornaia rabota 1917 goda. Akty, opredeliavshie poriadok sozyva i provedeniia Sobora, pp. 5–32. Moscow.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 Балашов Николай, протоиерей. На пути к литургическому возрождению. Б. м., 2001; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен: (конец 1890-х1918 гг.). Б. м., 2002; Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. Б. м., 2004; Савва (Тутунов), игумен. Епархиальные реформы. Б. м., 2011; Кравецкий А.Г. Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). Б. м., 2012. 4 Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1–2. Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. М., 2012; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 2. Протоколы Соборного Совета. М., 2013; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 3. Протоколы Священного Собора. М., 2014; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 4. Документы Совещания епископов и Судной комиссии Собора. М., 2015. 5 О нем см.: Дестивель Иакинф, священник. Поместный собор Российской Православной Церкви... С. 208–212; Беглов А. Л. От соборного Определения – к Декрету СНК. К вопросу о генезисе государственно-церковных отношений советского периода//Альфа и Омега. 2007. 1(48). С. 146–170. 6 Шульц Г. Введение//Священный собор Православной Российской Церкви 19171918 гг. Обзор деяний. Вторая сессия. М., 2001. С. 7–22. 7 Шульц Г. Обзор деяний третьей сессии Поместного собора Русской Православной Церкви//Священный собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор деяний. Третья сессия. М., 2000. С. 12–13. 8 См., например: Кривошеева НА., Мраморнов А.И. Подготовка Всероссийского Церковного собора в апреле – середине августа 1917 года и документы о предсоборных трудах//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1. С. 26. 9 Положение о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви в Москве 15 августа 1917 года//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 2. С. 1183.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киев, 1847 (переиздания: Киев, 1857, 1871, 1883, 1908:1913); Он же. Богодуховное наставление христианское. СПб., 1850 (переиздания: СПб., 1853:1890); Он же. Дела богоугодные. СПб., 1850 (переиздания: СПб., 1853:1890); За что Бога благодарити. СПб., 1850 (переиздания: СПб., 1853:1890); Он же. Исповедание грехов генеральное, глаголемое перед иереем от лица кающегося. Киев, 1850 (переиздания: Киев, 1877, 1888, 1890, 1901:1913); Пять стихословий. СПб., 1850 (переиздания: СПб., 1853:1890); Он же. Размышления с самим собою. СПб., 1850 (переиздания: СПб., 1853:1890); Он же. Целование ран Господа нашего Иисуса Христа на всяк день. СПб., 1830 (переиздания: СПб., 1853:1890); Он же. О исповедании грехов и святом причащении. СПб., 1858 (переиздания: СПб., 1863:1866); Он же. Письма к отцу Феологу//Ярославские епархиальные ведомости. 1860. Часть неофициальная. С. 65, 66, 73; Он же. Поклонение Пресвятой Богородице. СПб., 1864; Он же. Како подобает всем Христианом тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа, во святых тайнах на святом престоле сущее, всеусердно почитати всяким благовенством. М., 1886; Он же. Мысли святителя Димитрия, митрополита Ростовского о том, что где Бог , там все доброе. М., 1898 (переиздание: М., 1910); Он же. Поклонение пречистым пяти язвам Христовым. М., 1906; Он же. Уроки благочестия. Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Ярославль, 1909; Он же. Утешение человеку в скорби, беде и гонении. Из сочинений св. Димитрия, митрополита Ростовского. Переложена на чисто русский язык. СПб., 1916. 193 Шаховской А. А. Описание трагедии «Кающийся грешник»//Театральный альманах на 1830 г. СПб., 1829; «Рождественская драма» Дмитрия Ростовского //Тихонравов Н.С. Русские драматические произведения. 1672– 1725 годов. СПб., 1874. Т. 1. С. 339–399; Венец славно-победный святому великомученику Димитрию//Шляпкин И.А. Св.Димитрий; Приложения. С. 59–70; Ростовское действо//Там же. С. 70–72; «Успенская драма» св. Димитрия Ростовского //Чтения в Обществе истории и древностей российских.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

17 апреля 1882 г. Святейший Синод назначил архимандрита Арсения викарием Петербургским, епископом Ладожским. 17 мая, в день Святого Духа, была совершена его хиротония. Через год после хиротонии он стал ректором Петербургской Духовной Академии. Очень плодотворной была церковно-строительная деятельность архиепископа Арсения, в Эстляндской губернии в Иевве 10 июля 1894 г. заложена и 13 августа 1895 г. освящена каменная церковь в честь Черниговской иконы Божией Матери (приход в Иевве существовал с 1890 г.); в селе Олешпицы построена каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (освящена 7 сентября 1889 г.); в Усть-Нарве в 1890 г. заложен, а 17 августа 1893 г. освящен каменный храм во имя равноапостольного великого князя Владимира; в Кренгольме, близ Нарвы, при мануфактурах в 1890 г. заложен каменный трехпрестольный обширный в византийском стиле храм в честь Воскресения Христова; в Ново-Вердере в 1888 г. заложена, а в 1890 г., 27 октября, освящена каменная церковь в честь Рождества Христова; в Леали 29 октября 1890 г. освящена каменная церковь во имя святого благоверного великого князя Александра Невского; в Мурровском приходе Перновского благочиния в 1894 г. была заложена каменная церковь во имя святого Иоанна Предтечи; в Паденорме 16 октября 1890 г. освящена каменная церковь в честь Пресвятой Троицы; 22 октября того же года освящена церковь в Велисском приходе во имя святого Иоанна Предтечи; в Мярьямаа 25 августа 1893 г. был освящен каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы; на острове Вормси 29 июля 1891 г. освящена каменная церковь в честь Воскресения Христова (построен причтовый дом и церковноприходская школа); в Вяйке-Ляхтра 24 октября 1889 г. освящены каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, школа и приходский дом; на острове Даго в селе Кыргесааре 10 сентября 1891 г. освящены каменный храм в честь Рождества Христова и в селе Пюхалепа в том же году, 28 июля церковь в честь Вознесения Господня, церковноприходская школа и причтовый дом; в Эммасте освящена каменная церковь 27 июля 1890 г. в честь Рождества Пресвятой Богородицы, одновременно построены школа и причтовый дом; в Мяэмыза построены каменный храм во имя святителя и чудотворца Николая, школа и причтовый дом; в 1892 г., 10 сентября, освящен каменный храм в честь Богоявления Господня в местечке Ристи Гапсальского уезда; в селе Юро 27 августа того же года был освящен каменный храм во имя святого Василия Великого . Этот храм в отличие от других, построенных на казенные средства, был сооружен на деньги, завещанные купцом Пупышевым. Также были сооружены храмы в Пюхтицком монастыре и соборный храм в Ревеле во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Историческая справка)». (– 1893 г. 6); – 18) «Проплаво-Измаильская епархия (Материалы для истории Бессарабской епархии)» 19 и 20); – 19) «Воззвание Амфилохия, епископа Хотинского, к архимандриту Киево-Печерской лавры (Зосиме)» 22); – 20) «Построение Болгарской церкви в г. Аккермане» (– 1894 г. 10); – 21) «Архимандрит Андроник, игумен Ново-Нямецкаго свято-Вознесенского монастыря в Бессарабии» (– 17–21, 23 и 1895 г. 5 – большое исследование); – 22) «Исторический очерк Благородного пансиона, учрежденного при Кишиневской духовной семинарии» (– 1895 г. 19–24 – то же большое исследование), и др. нек. Сюда же могут быть отнесены и: г) некоторые библиографические статьи, каковы: «История Молдавской и Сучавской митрополии и митрополичьей кафедры в Яссах, Конст. Ербичану, проф. в Бухарестском универ- —479— ситете» (– 1890 г. 5 и 6); – «Бессарабия. Историческое описание. Посмертный выпуск изданий П.Н. Батюшкова. Спб. 1892.» (– 1892 т. 20–23), и др. Было помещено нисколько и других библиографических статей А.Г. Стадницкого в Кишин. Епарх. Ведомостях, каковы: «Южнорусский штундизм. Исследование священника Арсения Рождественского . Спб. 1889.» (– 1890 г. 9 и 10); – «Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан, проф. В.Ф. Певницкого . Киев, 1890» (– 1890 г. 20 и 21) и нек. др. Много помещено было также: д) проповедей (слов и речей), как например: слово в день трех святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о «об отношении между верою и знанием» (– 1890 г. 3); – поучения – в неделю православия 5); – в неделю св. отец, иже в Никеи 10); – в день Успения пресвятой Богородицы 18); – в день Воздвижения Креста Господня 19); – Слово в день 50-летнего юбилея преподавательской службы при семинарии Е.А. Сахарова (– 1891 г. 18); – слово на четвертую пассию – «о Божией Матери, как соучастнице страданий Господа нашего Иисуса Христа» (– 1894 г. 8); – в неделю о Фоме размышление «о христианском мире» (1890 г. 8); – надгробные речи – в память И.П. Флорова (1889 г. 7), – М.С. Лузановского (1891 г. 8) и нек. др. Кстати заметить, что слова и речи преосвященного Арсения печатаны были и в других повременных изданиях, как напр. в Новгородских Епарх. Ведомостях, в Церковных Ведомостях, издав. при Св. Синоде и иных. Но центральным, можно сказать, и самым серьезным в научном отношении учено-литературным трудом его является магистерская диссертация, вышеупомянутая. Уже некоторыми статьями в Кишиневских Епарх. Ведомостях, отчасти даже исчисленными, раскрывалась с различных сторон и освещалась величавая личность митрополита Гавриила Банулеско-Бодони, составляющая предмет этой диссертации. Таковы, кроме означенных выше под 2, 4, 5, 7 и других статей, следующие статьи и исследования: 1) «О деятельности митрополита Гавриила по управлению Молдо-Влахийским экзархатом (1808–1812 г)» (– 1890 г., 9–12 – большое исследование): – 2) «По вопросу о по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подпись: Η. П. [Ответы на письма в редакцию под рубрикой «В области церковно-приходской практики " ]//Там же. 2 марта. 9. С. 164–165; 16 марта. 11. С. 205; 6 апр. 14. С. 266; 13 апр. 16. С. 303; 14 сент. 37. С. 643; 19 окт. 42. С. 722; 7 дек. 49. С. 842–843. Заметки с разъяснениями по вопросу об изображениях Господа Саваофа, о церковной дисциплине и др. Подпись: Η. П. 1890 Программа чтений по церковной археологии и литургике в 1889/90 академическом году профессора Н. В. Покровского студентам С.-Петербургской Духовной академии. СПб., 32, 207, 326 с. + XVI литогр. табл. Литографированное издание. В составе издания: Программа лекций; ч. III: О постах и праздниках православной церкви; ч. IV: Частное богослужение. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских//Труды VII АС в Ярославле: 1887. М., 1890. Т. 1. С. 135–305 + XXVII фототип. табл. Рецензии: Н. П. Кондаков//ЗРАО. Нов. сер. 1893. Т. 6, вып. 3–4, прил. к прот., с. L–LV; Е. И. Ловягин , прот. Π. Ф. Николаевский//ЖЗСДА за 1890/91 уч. г. СПб., 1896 С. 124–138; свящ. Н. Дроздов //ЦВс. 1890. 4 окт. 40. С. 660–661. То же (отдельное издание). М., 1890. IV, 172 с., XXVII табл. Адриан (патриарх Всероссийский)//Энциклопедический словарь, под ред. проф. И. Е. Андреевского. Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1890. T. 1. А – Алтай. С. 193–194. Без подписи. 342 Академии духовные православные//Там же. С. 254–259. Без подписи. Александро-Невская лавра//Там же. С. 384–385. Без подписи. Апостол (греч., посланник)//Там же. Т. 1 А . Алтай–Арагвай. С. 912. Без подписи. Апостол (богослужебная книга)//Там же. С. 912. Без подписи. Апостольский символ//Там же. С. 915. Без подписи. Апостольские мужи//Там же. С. 915. Без подписи. Апостольские деяния//Там же. С. 915–916. Без подписи. Апостольские деяния или акты//Там же. С. 916. Без подписи. Апостольские послания//Там же. С. 916–917. Без подписи. Троицкие образки//ЦВс. 1890. 11 янв. 2. С. 27–28. Подпись: Н. П. Церковная старина на выставке VIII Археологического съезда в Москве//Там же. 8, 15 февр. 6, 7. С. 99–101, 116–117.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010