м. Как следует из описи 1785 г., к тому времени обитель находилась в плачевном состоянии ( Филарет (Гумилевский). 1873. С. 49-50). Благодаря деятельному участию архиеп. Илариона (Кондратковского) были проведены восстановительные работы. В 1785 г. архиеп. Иларион перевел в Н.-С. м. из Переяслава (ныне Переяслав-Хмельницкий) ДС (действовала до 1797), к-рая размещалась в здании бурсы. 1 сент. 1797 г. указом имп. Павла I Петровича Новгород-Северская епархия была упразднена, Н.-С. м. отнесен к мон-рям 1-го класса, в нем восстановлена архимандрития. До своей смерти (12 янв. 1799) монастырем управлял оставшийся жить там на покое архиеп. Иларион. В XIX - нач. XX в. обитель занимала важное место среди мон-рей Черниговской епархии. В 1818-1918 гг. в здании бурсы действовало Новгород-Северское ДУ. В 1890 г. при Н.-С. м. было создано правосл. Братство свт. Димитрия Ростовского, организацией к-рого руководил настоятель (1888-1891) архим. Тихон (Клитин). Братство проводило гл. обр. различного рода просветительские мероприятия, под монастырской колокольней была создана б-ка (в 1893 насчитывалось 387 книг, в 1906 - 519). В 1893 г. при обители была открыта братская церковноприходская школа. Положение Н.-С. м. резко ухудшилось после Октябрьской революции 1917 г. Во время гражданской войны, в 1919 г., стоявшие в мон-ре красноармейские части разобрали деревянные конструкции стен, затем стены и башни разрушались с целью получения кирпича; неоднократно взламывали замки на зданиях мон-ря. В 1922 г. в Н.-С. м. дважды производились изъятия ценностей. Мон-рь был закрыт по постановлению президиума Новгород-Северского окружного исполкома от 24 июля 1923 г. ( Карманов. 2002. С. 27, 28), часть изъятых при закрытии ценностей (в т. ч. 14 серебряных предметов) была передана в Новгород-Северский краеведческий музей. Настоятели и братия Первым известным настоятелем Н.-С. м. являлся упомянутый в жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного 1551 г. архим. Варлаам. В кон. XVII - нач. XVIII в. настоятелями недолгое время были святители Димитрий (Саввич (Туптало); 1699-1701) и Антоний (Стаховский; 1709-1712), в 1752-1757 гг.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

Перу В. принадлежит неск. сочинений миссионерской тематики. Наибольший интерес представляет кн. «Характер латинской пропаганды в Японской империи и судьбы ее (с 16 и 17 вв. до наст. вр.)» (СПб., б. г.), помимо полемики с католиками содержащая сведения о религ. ситуации в Японии. Соч.: Лжеисидоровские декреталии, или Подложное каноническое право латино-папской Церкви//Холмско-Варшав. епарх. вестн. 1887 (отд. отт.: Варшава, 1887); Из писем преосв. Владимира, еп. Алеутского и Аляскинского//ПрибЦВед. 1888. 10. С. 261-267; Недобрые деяния иезуитов в Японской империи в 16-м и 17-м вв. и до наст. вр. Воронеж, 1892; Подложные законы, породившие папскую власть, или Лжеисидоровские декреталии. Воронеж, 1892; Слово в Неделю крестопоклонную. Оренбург, 1898; Слово пред молебным пением по случаю начала учения в Оренбургской ДС. Оренбург, 1898. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 253 [Форм. списки В.]; РГБ ОР. Ф. 257. П. 3. Д. 5-9; ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 18; ЦМАМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 63; ГА Оренбургской обл. Ф. 173. Оп. 3. Д. 52; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-25834; УЗАГС (М). Объединенный архив. Спр. 2238 от 21.02.2003 г.; ЦИМ СДМ. КП 1385/1-6ъ. Ист.: ЖМП, 1931-1935. С. 119. Лит.: Алеутская епархия и ее новый архипастырь//ПрибЦВед. 1888. 4. С. 95-98; Макарий (Гневушев), архим. Преосв. Владимир, еп. Алеутский и Аляскинский, и состояние Правосл. Русской Церкви в Америке. К., 1890; Руссель Н. К. Житие преосв. Владимира, бывш. еп. Алеутского и Аляскинского, ныне викарного еп. Воронежского. М.: [Лондон], 1895; Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Вып. 1//Тр. Оренбургской учен. арх. комис. Оренбург, 1900. Вып. 7. С. 336-337; Преосв. Владимир, еп. Екатеринбургский и Ирбитский//Екатеринбургские ЕВ. 1903. 24. С. 811-815; Последние дни пребывания преосв. Владимира в г. Оренбурге//Там же. 1904. 1-2. С. 6-14; Иоанн (Снычёв), митр. Митр. Мануил (Лемешевский). СПб., 1993. С. 238; Ворошилин С. Шесть веков иерархии РПЦ на Урале//Уральская старина. Екатеринбург, 1994. Вып. 1. С. 148; Козлов В. Ф. Еп. Владимир (Соколовский)//Хоругвь. М., 2000. Вып. 5. С. 113-131; Лавринов В. , прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 13-15, 135; Никифорова О. В. Последний настоятель Спасо-Андроникова мон-ря//Хоругвь. М., 2002. Вып. 6. С. 61-92; она же. Преосв. Владимир (Соколовский): Екатеринбургский период служения//Там же. Вып. 7. С. 101-143; она же. Последний настоятель Спасо-Андроникова мон-ря в Москве - архиеп. Владимир (Соколовский): Оренбургский период служения (1896 -1903 гг.)//Там же. 2003. Вып. 8. С. 112-132; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (кон. 1890-х - 1918 гг.). М., 2002. С. 203-204.

http://pravenc.ru/text/159076.html

В 1872 г. за пределами монастырской ограды была возведена гостиница. В М. м. на могиле отца бывал К. Н. Леонтьев (в т. ч. в 1875 г., при игум. Марке (Чебыкине)) и оставил отзыв: «Монастырь бедный, скромный, малолюдный, но игумен в нем прекрасный, ученик знаменитой Козельско-Оптинской пустыни» ( Леонтьев К. Н. Избранные письма, 1854-1891. СПб., 1993. С. 123). Собор во имя апостолов Петра и Павла. 80-е гг. XIX в. Фотография. 2014 г. Собор во имя апостолов Петра и Павла. 80-е гг. XIX в. Фотография. 2014 г. Большое наследие оставил настоятель (1878-1894) игум. Досифей (Силаев), к-рый тоже пришел из Оптиной пуст., а в 1894 г. вернулся туда и стал ее настоятелем. При нем были уплачены монастырские долги, в кон. 80-х гг. XIX в. сооружены большой каменный 5-главый собор во имя апостолов Петра и Павла в русско-визант. стиле и каменный братский корпус. При игум. Досифее у М. м. установились связи с вел. кн. Георгием Александровичем, св. покровителю к-рого был посвящен мон-рь, а также с вел. кн. Николаем Александровичем (впосл. имп. св. Николай II ). Игумен обменивался с вел. кн. Георгием Александровичем телеграммами, высылал ему в дар книги об обители, иконы. Вел. князь в 1881 г. пожертвовал в монастырь 500 р. и сребровызолоченную лампаду к иконе вмч. Георгия, в 1890 г.- 12 икон с изображением лицевых святцев на кипарисных досках в рамке с серебряными украшениями, а вел. кн. Николай Александрович - 500 р. По инициативе игум. Досифея с 1882 г. в обители на ектениях среди членов имп. фамилии стали поминать вел. кн. Георгия Александровича. Духовником и старцем братии при игум. Досифее был иером. Иларий († 1890), которого благословил перейти в М. м. иеросхим. Амвросий (Гренков): «Иди в Мещовский монастырь, там твой Валаам и Афон, ты там нужен» (ЖПодв. Июль. С. 166-167). Впосл. старец Амвросий поручал нек-рых своих духовных детей иером. Иларию. В 1894-1897 гг. настоятелем М. м. был архим. Агапит (Беловидов) , известный агиограф. К нач. XX в. в М. м. действовали странноприимный дом и богадельня на 8 чел. В XIX - нач. XX в. настоятелями М. м. часто ставили бывш. экономов Калужского архиерейского дома и воспитанников Оптиной пуст., которые поддерживали связи с оптинскими старцами и настоятелями. М. м. посещал старец Макарий (Иванов) . Переходило в мон-рь и немало рядовых монахов из Оптиной, особенно в 40-х и 70-х гг. XIX в. В 1865 г. в братстве состояло 23 монашествующих, в 1890 г.- 31, в 1900 г.- 34 (и 24 неуказных послушника), в 1910 г.- 31 (и 18 неуказных послушников), в 1915 г.- 27 (и 14 неуказных послушников) (ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1355. Л. 132-150; Д. 1833. Л. 163-182; Д. 2210. Л. 205-219; Оп. 3. Д. 766. Л. 23-23 об.; Д. 1806. Л. 139-147). Последним настоятелем перед революцией (1915-1918) стал иером. преподобноисп. Георгий (Лавров). В 1916 г. был открыт приют для детей воинов, погибших во время первой мировой войны. Обители было преподано благословение Синода за заслуги «по обстоятельствам военного времени».

http://pravenc.ru/text/2563152.html

Могила свящ. Афанасия Реутова на монастырском кладбище. Фотография. 2003 г. Могила свящ. Афанасия Реутова на монастырском кладбище. Фотография. 2003 г. 31 мая 1782 г. В. м. был упразднен, Успенский храм обращен в приход расположенного рядом с. Богоявленского. Стоявшая в селе деревянная Богоявленская ц. была сломана и продана, вырученные деньги переданы в Успенский храм. В память об упраздненном храме в 1828 г., после перестройки, в нижней Никольской церкви Успенского храма был освящен сев. придел в честь Богоявления Господня, юж. придел вмч. Георгия упразднен. В 1784 г. разобрали каменную ограду мон-ря, к-рую перевезли в Тулу и использовали для строительства нижней плотины оружейного завода. В 1803 г. бывш. монастырские деревянные постройки при Успенском храме стали сдаваться внаем купцам, приезжавшим в Богоявленское на ярмарку. В 1831 г. настоятель Успенской ц. свящ. Александр Николаев просил Тульскую духовную консисторию содействовать запрету кулачных боев, проходивших близ храма. В 1837 г. храм был отремонтирован, в 1889-1890 гг. мастером Н. И. Степановым в Богоявленском приделе и Никольской ц. подновлены иконостасы. В 1852-1874 и 1875-1882 гг. в Успенской ц. служил почитаемый в Тульской епархии старец свящ. Афанасий Реутов , в 1904 г. похороненный по завещанию с сев. стороны алтаря Успенского храма. К могиле старца приходили паломники, рядом с могилой горела неугасимая лампада. В 90-х гг. XIX в. настоятелем храма являлся прот. Иоанн Успенский (отец искусствоведа А. И. Успенского ). Нижний храм во имя свт. Николая Мирликийского Успенской ц. Фотография. 2003 г. Нижний храм во имя свт. Николая Мирликийского Успенской ц. Фотография. 2003 г. К 1918 г. к приходу Успенской ц. помимо с. Венев-Монастырь были приписаны деревни Дедиловские Выселки, Богоявленское, Анишино, Филатово, общая численность прихожан составляла 4228 чел. С 1920 г. настоятелем храма служил свящ. Сергий Гасев, с 1925 г. свящ. Иоанн Преображенский, с 1930 г. свящ. Димитрий Мерцалов. Осенью 1941 г., после оккупации Венёва нем. войсками, Успенский храм был закрыт, в 1943 г. вновь открыт, настоятелем назначен свящ. Алексий Гасев. В кон. 50-х гг. при храме были построены дома для причта. В 1986 г. из-под пола Никольского храма были изъяты и положены в особый ковчежец в нижней церкви частицы мощей свт. Пимена Новгородского.

http://pravenc.ru/text/150203.html

Джон Айрленд (John Ireland) родился 11 сентября 1838 г. в г. Бернчерч, графство Килкенни в Ирландии. С 31 июля 1884 г. и до своей смерти (25 сентября 1918) возглавлял католическую архиепархию Сент-Пола и Миннеаполиса в США. Ашкинази З. Православное движение в Подкарпатской Руси. С. 19. Архиепископ Владимир (Соколовский-Автономов) родился 1852 г. в Полтавской губернии. Образование получил в Казанской духовной академии, в 1878 г. принял постриг и рукоположен в иеромонаха. В 1879 г. назначен членом Японской духовной миссии, с 1886 г. преподаватель Холмской духовной семинарии. В 1887 г. хиротонисан в епископа Алеутского и Аляскинского. В 1896 г. назначен епископом Оренбургским и Уральским, а в 1903 г. – епископом Екатеринбургским и Ирбитским. В 1910 г. по состоянию здоровья уволен на покой и назначен настоятелем Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1921 г. патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа и назначен на Екатеринославскую кафедру, но назначения не принял. В 1926 г. находился в «григорианском расколе», руководил Днепропетровским кафедрой. В том же году принес покаяние заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Умер 1931 г. в Москве. См.: Васильева Н., Мангилева А., Никифорова О. Владимир (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич)//Православная энциклопедия: В 25-и т. Т. 8. М., 2002. С. 663–665; Фирсов С. Русская Церковь накануне перемен (кон. 1890-х1918 гг.). М., 2002. С. 203–204. Коханик П., протопресвитер. Начало истории Американской Руси. Коннектикут, 1970. С. 490. BugelW. Ekleziologie Uzhorodske unie a jejich dedicu na pozadi doby. Olomouc, 2003. С. 158; Saint Alexis Confessor and Defender of Orthodoxy in America. Minneapolis, 1994. С. 4;НедзельскийИ., протоиерей. Пятидесятилетие русской православной колонии в г. Миннеаполисе//Golden jubilee album of The St. Mary " s Russian Orthodox Greek Catolic Church. Minneapolis, 1937. С. 136. Епископ Юлий Фирцак родился 1836 г. в с. Худлево (ныне Ужгородского р-на Закарпатской обл.). Образование получил в духовной семинарии в Ужгороде и в греко-католической семинарии в Вене. В 1861 г. рукоположен в греко-католического священника. Профессор (1861–1876) и ректор (1876–1887) Ужгородской духовной семинарии. В 1887–1890 гг. – депутат венгерского парламента. В 1881–1912 гг. – епископ Мукачевской греко-католической епархии. См.: Поп та культури карпатських С. 782–783.

http://pravoslavie.ru/56626.html

В 1911 г., после гибели П. А. Столыпина , В. получил пост председателя Комитета финансов Гос. совета. В 1911-1913 гг. он пытался вновь заняться активной политической деятельностью, опираясь на Г. Е. Распутина , в пагубности влияния к-рого В. не сомневался. В 1911 г. в 3-й Гос. думе В. был сторонником проекта «Об отмене ограничений политических и гражданских, связанных с лишением или добровольным снятием духовного сана и звания». Проект был одобрен Гос. советом, но отвергнут императором. В. являлся почетным членом мн. просветительских, благотворительных и др. об-в (в т. ч. Русского православного соборного общества взаимопомощи в Америке - с 11 апр. 1896, Палестинского православного общества - со 2 мая 1901), а также почетным членом имп. АН (с 29 дек. 1893). Он был награжден мн. орденами Российской империи вплоть до ордена равноап. Владимира 1-й степени (1913) и иностранных гос-в. Согласно предсмертному желанию, В. был погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Взгляд В. на совр. ему события отражен в «Воспоминаниях», над к-рыми автор работал в 1907-1912 гг. (впервые изданы в 1922 в Берлине в обработке И. В. Гессена). Соч.: Самодержавие и земство. Stuttg., 1901; Переписка С. Ю. Витте и К. П. Победоносцева (1895-1905)//Красный архив. 1928. Т. 5 (30). С. 108-114; Воспоминания. Берлин, 1922. М., 1960. 3 т.; Конспект лекций о нар. и гос. хозяйстве, читанных вел. кн. Михаилу Александровичу в 1900-1902 гг. М., 19974. Арх.: РГИА. Ф. 560. Оп. 16. Д. 768; Ф. 1162. Оп. 6. Д. 86; Ф. 1343. Оп. 16. Д. 2786; Ф. 1622 (фонд С. Ю. Витте); Бахметьевский архив (Колумбийский ун-т. США). Ист.: Полный сб. платформ всех рус. полит. партий с прил. высочайшего манифеста 17 окт. 1905 г. и всеподданнейший доклад гр. Витте. СПб., 1906. Лит.: Каменев. С. Ю. Витте и К. П. Победоносцев о совр. положении Правосл. Церкви//ВЕ. 1909. Кн. 2. С. 651-691; Водовозов В. В. Граф С. Ю. Витте и имп. Николай II. Пг., 1922. М., 1992; Ананьич Б. В. , Ганелин Р. Ш. Ю. Витте и его время. СПб., 1999, 2000; Шилов Д. Н. Гос. деятели Российской империи, 1802-1917: Биобиблиогр. справ. СПб., 2001. С. 127-130; Ореханов Г. , свящ. На пути к Собору: Церк. реформы и первая рус. революция. М., 2002. С. 34-80; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (кон. 1890-1918 гг.). М., 2002. С. 147-174; Рожков В. , прот. Церк. вопросы в Гос. думе. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/158868.html

Ист.: Правительственный взгляд на отношения государства к Правосл. Церкви//Колокол. 1907. 24 янв.; Открытие 4 Всероссийского миссионерского съезда в Киеве//ПрибЦВед. 1908. 29. Стб. 1354-1358; Григоровский С. П. Сб. церковных и гражданских законов о браке и разводе, узаконение, усыновление и внебрачные дети. СПб., 19088. С. 225; Справка по вопросу об отношении церк. законодательства к государственному. СПб., 19142. С. 18-22. Лит.: Львов Л. К отставке П. П. Извольского//Речь. 1909. 6 февр.; Труфанов С. М. Святой чорт: (Зап. о Распутине). М., 1917. С. 103; Трубецкой Г. Н. [Некролог]//ВРСХД. 1929. 1/2; Зернов Н. М. Рус. писатели эмиграции. Boston, 1973; Королёва Н. Г. Первая рус. революция и царизм: Совет министров в России в 1905-1907 гг. М., 1982; Жевахов Н. Д., кн. Восп. М., 1993. Т. 2; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 378, 391, 392, 424, 526; Фруменкова Т. Г. Обер-прокуроры Свят. Синода (1722-1917)//Из глубины времен. [СПб.], 1994. [Вып.] 3. С. 20-29; Фирсов С. Л. Правосл. Церковь и гос-во в посл. 10-летие существования самодержавия в России. СПб., 1996. С. 290-293, 309-310, 422-428; он же. Рус. Церковь накануне перемен: (Кон. 1890-х - 1918 гг.). М., 2002. С. 288, 312, 366, 369, 392-394, 401; он же. Церковь в Империи. СПб., 2007. С. 17, 93, 266; Толстой И. И. Дневник, 1906-1917. СПб., 1997; он же. Восп. министра народного просвещения: 31 окт. 1905 - 24 апр. 1906 г. М., 1997. С. 17, 93, 266; Бородин А. П. Гос. Совет России (1906-1917). Киров, 1999; Гурко В. И. Черты и силуэты прошлого. М., 2000. С. 592; Шилов Д. Н. Гос. деятели Российской империи: Главы высших и центр. учреждений, 1802-1917: Биоблиогр. справ. СПб., 20022. С. 302-304; Извольский А. П. Восп. Минск, 2003; Рожков В., прот. Церк. вопросы в Гос. Думе. М., 2004. С. 78, 81, 133, 179, 181, 233, 257; Столыпин П. А. Переписка: гг.]. М., 2004; Иоанн (Шаховской), архиеп. Установление единства. М., 2006; Нивьер А. Правосл. священнослужители, богословы и церк. деятели рус. эмиграции в Зап. и Центр. Европе, 1920-1995. М.; П., 2007. С. 221-222.

http://pravenc.ru/text/293870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Григорьевич Широкинский (6.07.1871, дер. Беляевка Новоузенского у. Самарской губ.- 4.10.1918, г. Пермь), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи сельского священника. По окончании в 1885 г. Саратовского ДУ поступил в Самарскую ДС. 14 дек. 1890 г,. во время учебы на последнем курсе семинарии, был посвящен в стихарь. В 1891 г. окончил Самарскую ДС по 1-му разряду, получил звание студента. 1 авг. того же года был назначен надзирателем Бугурусланского ДУ. К этому времени из-за кончины отца К. был вынужден заботиться о матери и 6 младших братьях и сестрах, а также содержать собственную семью. 30 авг. 1892 г. Самарским еп. сщмч. Владимиром (Богоявленским ; впосл. митрополит) рукоположен во иерея и назначен на священническую должность к Михаило-Архангельской ц. с. Зыкова (Ефремовка) Бугурусланского у. Самарской губ. Помимо пастырской деятельности К. в 1892-1894 гг. служил законоучителем в местной земской школе, а затем был заведующим церковноприходскими школами в с. Зыкове и дер. Сорокино, где также преподавал Закон Божий; в 1894-1901 гг. был законоучителем в школе грамоты в дер. Авдеевка, в 1895-1900 гг. заведовал зыковской народной читальней. Неск. лет К. исполнял обязанности помощника окружного наблюдателя церковных школ, являлся катехизатором в 7-м благочинническом округе (до кон. 1896), состоял в должности помощника благочинного этого округа (до 1899). 1 дек. 1900 г. К. был переведен в Уфимскую епархию и определен на приход в с. Давлеканово Белебеевского у. Уфимской губ. (ныне город, Башкирия). Приход был образован в связи со строительством Самаро-Златоустовской железной дороги, благодаря чему в с. Давлеканове, населенном в основном мусульманами, увеличилось число православных, в т. ч. приезжавших сюда на кумысолечение. Назначение К. настоятелем состоялось в результате неоднократных ходатайств об этом членов строительного комитета - инициативной группы по сооружению давлекановского храма. В кон. 1900 г. по благословению Уфимского еп. Антония (Храповицкого ; впосл. митрополит) в Давлеканове был приобретен молитвенный дом из саманного кирпича, освященный 15 янв. 1901 г. в честь св. блж. Исидора Твердислова, Ростовского чудотворца, Христа ради юродивого. Также в одной из квартир была открыта церковноприходская школа.

http://pravenc.ru/text/1842036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Х. М. Лопарёв. Фотография. Кон. XIX в. Хрисанф Мефодьевич (19.03.1862, с. Самарово, ныне г. Ханты-Мансийск - 30.09.1918, Петроград), историк, византинист, краевед. Л. происходил из крестьян. В 1874 г. окончил Тобольское народное уч-ще, в 1882 г.- Тобольскую гимназию. Получив стипендию Тобольского об-ва вспомоществования бедным студентам, он поступил в С.-Петербургский ун-т на историко-филологический ф-т, учился у византиниста акад. В. Г. Васильевского . В 1883 г. за работу «Хронографическое обозрение царствования Василия I Македонянина по источникам» получил серебряную медаль. Через посредничество Васильевского Л. стал стипендиатом ИППО и работал в б-ках и архивах Москвы, Казани и Ростова над подготовкой к изданию древнерусской паломнической лит-ры. С 1887 г. сотрудничал с ОЛДП, занимался описанием рукописей музея (Описание рукописей Об-ва любителей древней письменности. СПб., 1892-1899. 3 т.) и личной коллекции рукописей председателя об-ва гр. С. Д. Шереметева (Библиотека гр. С. Д. Шереметева. СПб., 1890-1892. 2 т.), с 1891 г.- секретарь об-ва, с 1902 г.- член-корреспондент. В 1889-1894 гг. Л. служил в Мин-ве народного просвещения. В 1890 г. сдал магистерский экзамен по всеобщей истории. С 1896 по 1916 г. работал в Императорской Публичной б-ке в С.-Петербурге, сначала в отд-нии полиграфии, затем - в отд-ниях богословия, рукописей и инкунабул. С 1906 г.- член Комиссии при Синоде по пересмотру и исправлению богослужебных книг. Похоронен на Смоленском правосл. кладбище в С.-Петербурге. Л. впервые опубликовал мн. памятники древнерус. и визант. словесности, в сфере его научных интересов прежде всего были хождения рус. путешественников по св. местам в XIII-XVIII вв. Он издал записки о паломничестве в К-поль, на Афон, в Фессалонику и в Иерусалим диакона Троице-Сергиева мон-ря Зосимы 1419-1422 гг. (Хожение инока Зосимы, 1419-1422. СПб., 1889. (ППС; 24)), а также важнейший источник о святынях К-поля рубежа XII и XIII вв.- «Книгу паломник» свт. Антония , архиеп. Новгородского (Книга паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г. СПб., 1899. (ППС; 51)). Л. обнаружил и издал ранее не известный памятник древнерусской лит-ры сер. XIII в.- «Слово о погибели русской земли», созданный в ответ на завоевания хана Батыя («Слово о погибели Рускыя земли»: Вновь найденный памятник лит-ры XIII в. СПб., 1892. (ПДП; 84)), а также трактат мон. Евфросина против практики самосожжений среди старообрядцев, написанный в 1691 г. (Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей: Вновь найденный старообрядческий трактат против самосожжения 1691 г. СПб., 1895. (ПДП; 108)).

http://pravenc.ru/text/2110722.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЮБОВ Дмитрий Иванович (17.02.1869, с. Барабановка Бузулукского у. Самарской губ.- 22.06.1953, г. Загорск (совр. Сергиев Посад) Московской обл.), прот., миссионер, проповедник, церковно-общественный деятель. Род. в семье псаломщика. В 1890 г. закончил Самарскую ДС, в 1894 г.- МДА со степенью канд. богословия, был назначен епархиальным миссионером в Тамбовскую епархию, в 1898 г. переведен в Харьковскую епархию. Участвовал во Всероссийском миссионерском съезде в Казани (1897). За миссионерские труды награжден орденом св. Анны 3-й степени. С 1903 г. являлся епархиальным миссионером С.-Петербургской епархии. Выступал против полицейских мер по отношению к сектантам и старообрядцам, с воодушевлением воспринял имп. манифест о веротерпимости от 17 апр. 1905 г. (статьи Б. в «Церковном голосе» в 1906). Призывал к «народно-органической миссии Церкви», в к-рой наряду с духовенством должен участвовать правосл. народ. В 1911 г. за книги «Миссионерские беседы с штундо-баптистами» и «Православный противосектантский катехизис» Б. был удостоен Макария (Булгакова) премии . В своих работах Б. уделял основное внимание разбору вероучения сектантов; опираясь на личный опыт, давал методические советы начинающим миссионерам. В кон. 1911-1912 г. Б. раз в 2 недели выпускал брошюры для народного чтения «Дело веры». В 1913 г. Б. был назначен инспектором Ставропольской ДС, в том же году награжден орденом св. Станислава 2-й степени. С 1914 г. служил инспектором в Воронежской ДС. В 1917 г. чрезвычайным съездом духовенства Воронежской епархии был послан в Москву на Всероссийский съезд духовенства и мирян, на к-ром избран в Предсоборный совет. Участвовал в Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. В 1918-1921 гг. служил в гос. учреждениях Харькова. В 1922 г. в Москве был рукоположен во иерея, стал помощником Патриарха Московского свт. Тихона по управлению Московской епархией. После возведения в сан протоиерея Б. был назначен благочинным Пречистенского «сорока». Выступал против обновленчества в Церкви, в частности против идеи примирения Патриарха Тихона с В. Красницким . Активно участвовал в диспутах на религ. темы, в к-рых отстаивал религ. мировоззрение. 5 сент. 1924 г. был арестован, вскоре освобожден. В 1926 г. арестован вторично, приговорен к 3 годам лишения свободы, наказание отбывал в лагерях на территории совр. Томской обл. В 1929 г. освобожден. В 1930 г. вновь арестован, приговорен к 10 годам заключения.

http://pravenc.ru/text/149491.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010