Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Свт. Афанасий I Константинопольский. Спал он на голой земле День памяти – 10 ноября Свт. Афанасий I Константинопольский. Спал он на голой земле День памяти – 10 ноября   10 ноября (28 октября ст.ст.) Православная Церковь чтит память святителя Афанасия I (ок. 1235 - ок. 1315), Патриарха Константинопольского (с 1289 по 1293 гг. и с 1303 по 1309 гг.), начинавшего свой подвижнический путь простым послушником на Святой Горе Афон. Святитель Афанасий (в миру Алексий) родился около 1235 года в Адрианополе, в семье благочестивых родителей Георгия и Евфросинии. Еще в юности, преуспев в познании мудрости Христовой, он покинул дом и ушел в Фессалоники, где в одном из монастырей принял иноческий постриг с именем Акакий. Оттуда он скоро удалился на Святую Гору Афон и вступил в братство Есфигменской обители, где три года служил трапезарем. В трудах и подвигах он стяжал дар слез, а своими добродетелями снискал всеобщее расположение братии. Боясь похвал, смиренный Акакий по благословению старцев с Афона отправился в дальнее странствие к святыням Иерусалима и Синая, а затем на Латрийскую гору около Милета, где долгое время подвизался в отшельничестве. Оттуда подвижник перешел на Авксентиеву, а потом на Галесийскую гору близ Ефеса в монастырь святого Лазаря. Здесь он провел восемь лет, принял монашество с именем Афанасий, получил священный сан и стал экклесиархом. Здесь святой удостоился Божественного откровения: от распятия он слышал глас Господень, предсказавший ему Патриаршее служение и призвавший его пасти " словесных овец. " Спустя 10 лет, желая еще более укрепить свой дух в безмолвии и молитве, святой Афанасий вновь поселился на Афонской горе в монастыре Каракалл. Однако из-за возникших там нестроений переслился на гору Ганос во Фракии. Здесь ему недолго пришлось оставаться в уединении. Постепенно вокруг него собралась братия, множество народа стекалось к нему за пастырским наставлением. Слава об аскетических подвигах святого достигла и царского двора. В 1285 году святой Афанасий участвовал во Влахернском Соборе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2737

О ситуации в УПЦ накануне визита Патриарха Кирилла. Беседа Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ Василием Анисимовым Источник: Радонеж – Василий, давай поговорим о ситуации в УПЦ после прошлогодних визитов в Киев Константинопольского и Московского патриархов и накануне визита Патриарха Кирилла. Что-то изменилось в отношении власти к Церкви? – А с твоей точки зрения, что должно было измениться? – Почти все. Ведь юбилей продемонстрировал единство Церкви, а самое главное – все увидели, где правда, истинная Церковь, а где – самозванство, раскол. – Юбилейные торжества в Киеве это продемонстрировали для народа, общественности, но не для власти. Она не ставила задачу узнать правду. Когда-то мне рассказывали любопытный случай из глубинки. В одном селе была наша община, а власть решила создать раскольничью, привезла филаретовского священника, ну и, как водится, начался конфликт, разделивший село. Каждый отстаивал свое, дело дошло до драк. Тогда старушки собрались, посовещались и написали письмо Иерусалимскому Патриарху, рассказали о ситуации и просили объяснить, кто прав. Нашли каких-то знакомых, и через них доставили письмо в Иерусалим. От Патриарха пришел ответ, в котором указывалось, какой священник законный, а какой – самозванец. Письмо зачитали на сельской сходке, филаретовца выгнали из села и помирились. Я понимаю, что в этом случае люди запутались и хотели знать правду. У нас же Константинопольского Патриарха везли для правокации против Церкви, которая сорвалась. – А почему она все-таки сорвалась? – В первую очередь благодаря Святейшему Патриарху Алексию, который, несмотря ни на что, прибыл на торжества, стойкости Блаженнейшего Митрополита Владимира, активности православных братств и позции общественности. Ведь лидеры всех основных партий Украины – и Янукович, и Тимошенко, и Симоненко, и Литвин, и Мороз, и Витренко – не только отказались от участия в президентских церковных играх, но и дали им нелицеприятную оценку. Если бы мы еще отказались от участия в акции под названием «первый визит Константинопольского патриарха в Украину», то кроме рекрутированных властью бюджетников никто бы в ней и не участвовал. Так что поле для провокации было очень узким, поэтому на нее и не решились. Правда, сегодня анафематствованный Михаил Денисенко (Филарет) утверждает, что это он сорвал учреждение Константинопольской юрисдикции в Украине.

http://pravoslavie.ru/37482.html

Обзор пособий по Церковному Праву Скачать epub pdf Церковь может рассматриваться с разных сторон. Как общество Земная Церковь имеет определенные законы и правила. Соответсвенно, верующие, члены Земной Церкви, имеют и свои обязанности, и свои права. Законы и правила церковной жизни составляют предмет науки: Церковное Право. Как наука Церковная Право возникло не сразу. Однако материал для этой науки формировался с первых же дней существования Церкви. Ряд основных положений относительно прав и обязанностей последователей Христа представлен в Священном Писании . Эти положения имели руководственное значение уже для первых христиан. Постепенно оные положения конкретизировались за счёт появления правовых положений более частного характера. В эпоху Вселенских Соборов были оформлены и закреплены Правила Вселенских Соборов, а именно: « Св. Вселенского I Собора, Никейского », « Св. Вселенского II Собора, Константинопольского », « Св. Вселенского III Собора, Эфесского », « Св. Вселенского IV Собора, Халкидонского », « Св. Вселенского VI Собора, Константинопольского », « Св. Вселенского VII Собора, Никейского ». В этот же период, а также в последующее время были созданы своды правил: « Правила св. Петра архиепископа Александрийского и мученика, из слова его о покаянии », « Правила иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского », « Первое каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийскойя, к Амфилохию епископу Иконийскому Вступление », « Второе каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийской, к Амфилохию епископу Иконийскому », « Третье каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийской, к Амфилохию епископу Иконийскому » и др. Какие-то из означенных правил были приняты за обязательные к исполнению, какие-то в качестве дисциплинарных и/или нравственных ориентиров. В это же время были изложены и введены в оборот Правила ряда Поместных Соборов, как то: « Анкирского (314) », « Неокесарийского (315) », « Антиохийского (341) », « Сардикийского (344) », « Лаодикийского (364) », « Карфагенского (393–419) » « Константинопольского, во храме св. апостолов бывшего, глаголемого двукратного (861) » и др.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский Патриарх претендует на власть над самой историей Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью ежедневной сербской газете «Политика» . – Как Вы прокомментируете решения Синода Вселенского Патриархата от 11 октября? Кто теперь будет выступать для Поместных Православных Церквей в роли координационного центра, учитывая, что, как Вы сказали, Вселенский Патриархат своими последними решениями это право утратил? Кто бы, например, мог созвать Всеправославный Собор и председательствовать на нем? – Последние решения Синода Константинопольского Патриархата являются грубым нарушением церковного права. Они направлены на легализацию раскольников и вторжение на каноническую территорию Московского Патриархата. Реакция Священного Синода нашей Церкви от 15 октября лишь отразила ту реальность, которая наступила в связи с деяниями Константинополя. Вступив в общение с раскольниками, он сам ушел в раскол. На разрыв с Константинопольской Церковью мы были вынуждены пойти с глубокой скорбью, повинуясь священным канонам. Патриарх Константинопольский, который веками занимал среди Предстоятелей Поместных Православных Церквей место первого среди равных, претендует теперь на то, чтобы стать «первым без равных» – арбитром, считающим себя вправе вмешиваться во внутренние дела Поместных Православных Церквей, единолично регулируя применение в них любых канонических норм. Он претендует и на власть над самой историей, отменяя решения, принятые более трех веков назад. Если верить этой новой концепции первенства в Церкви, ни одно церковное постановление не является теперь твердым и неизменным – в любое мгновение они могут быть отменены в одностороннем порядке, исходя из политической выгоды или иных интересов.

http://mospat.ru/ru/news/46983/

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 146 1996 г. 19 июля. – Письмо председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла генеральному секретарю Священного Синода Константинопольского Патриархата митрополиту Филадельфийскому Мелитону 181 Ваше Высокопреосвященство! Письмо Ваше от 17 июля 1996 г., как, вероятно, Вы догадываетесь, не могло не вызвать у нас тяжелых чувств досады и обиды и не повергнуть в глубокое уныние. Что с Вами, дорогой и возлюбленный мой собрат? Неужели Вы не видите, что происходит в действительности, как и кем нарушаются с таким трудом достигнутые нами соглашения по эстонскому вопросу? Факт написания Вашего грубейшего письма говорит либо о том, что Вас кто-то намеренно вводит в заблуждение и всячески настраивает к провалу наших богоугоднейших согласованных намерений, либо Вы сами почему-то изменили своему решению о достижении с трудом восстанавливаемого церковного мира. Как известно, мир между людьми достигается взаимным пониманием человеческих слабостей друг друга и взаимным прощением совершенных друг против друга проступков. Только поэтому мы покрывали молчанием те неблаговидные действия, которые совершаются под прикрытием омофора Константинопольского Патриархата в Эстонии, несмотря на совместное решение Священных Синодов обеих святейших Церквей от 16 мая с. г. Представители Константинополя в лице архиепископа Карельского и всея Финляндии Иоанна, протоиерея Хейкки Хуттунена при активной помощи Хенна Тоссо и в сотрудничестве с Департаментом по делам вероисповеданий развернули активную деятельность как в спорных приходах, так и в уже определившихся в своей верности Московскому Патриархату. Прибывшие из Финляндии представители братской Поместной Церкви свободно ведут целенаправленную работу: посещают приходы, совершают службы, раздают гуманитарную помощь, финансируют ремонтные работы, распространяют церковную литературу (на эстонском языке), развивают связи с местными органами власти, убеждают прихожан, что если последние примут константинопольскую юрисдикцию, то получат в собственность церковные здания, другую недвижимость, сразу появятся финансы, приглашают в гости и на обучение в Финляндию. Многие священники константинопольской ориентации имеют автомобили и радиотелефоны. Есть все основания полагать, что все это делается на деньги финских налогоплательщиков, целенаправленно и избирательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

священник Евграф Овсянников Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис и его борьба с римско-католической пропагандой на Востоке Источник Содержание Введение Источники и пособия для изображения жизни и деятельности. Кирилла Лукариса Часть первая (вступительная). Современное Кириллу Лукарису состояние восточной церкви Глава первая. Отношение турок к восточной церкви Глава вторая. Отношение латинян к восточной церкви Глава третья. Отношение протестантов к восточной церкви Часть вторая. Жизнь и деятельность Кирилла Лукариса Глава первая. Кирилл Лукарис до патриаршества Глава вторая. Кирилл Лукарис – патриарх Александрийский Глава третья. Кирилл Лукарис – патриарх Константинопольский     Введение В ряду патриархов восточной церкви после падения Константинополя Кирилл Лукарис, несомненно, занимает одно из первых мест. Его богатые природные дарования, обширное научное образование и заботы о поднятии просвещения в родной стране, особенно же его ревность о православии и заботы о благосостоянии своей церкви, обнаружившиеся в энергической до самопожертвования борьбе с иезуитами и мудром обращении с протестантами, – все это выделяет его из ряда прочих патриархов этого периода. Шумные же споры из-за Кирилла Лукариса, возникшие в церквах западных, восточной и русской, сопровождавшиеся очень важными результатами в истории греческой церкви, и в смысле научном не прекратившиеся еще и теперь, делают эту личность очень интересным и важным предметом исторического исследования. Современные Кириллу Лукарису писатели превозносят его ум, мудрость и любовь к науке 1 . В новое время Киммель, известный издатель памятников, имеющих большое значение в истории греческой церкви («Monumenta fidei ecclesiae orientalis»), характеризуя Кирилла Лукариса как представителя духовного просвещения, говорит о нем следующее: «Он отличался замечательною любовью к науке, по учености он стоял выше своего века и своих современников в Греции, он имел близкое знакомство с сочинениями германских ученых; это был верный страж той церкви, в которой он был предстоятелем, охранявший церковь от всякого суеверия, он был презрителем и искоренителем невежества» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Священномученик Григорий V, патриарх Константинопольский Аудио Священномученик Григорий V, патриарх Константинопольский Святитель Григорий родился в 1745 году на Пелопоннесе, в Димицане, и происходил из бедной семьи. Он получил начальное образование у своего дяди-иеромонаха, а затем поселился неподалеку от Смирны. Постриг Григорий принял в монастыре на одном из островов архипелага Строфады, а завершил богословское образование на Патмосе. Григорий вернулся в Смирну. Здесь митрополит Прокопий, относившийся к нему с отеческой любовью, рукоположил его в архидиакона, а затем в священника. Когда же сам Прокопий был возведен в патриаршее достоинство, он хиротонисал Григория в епископа Смирнского. 12 лет святой иерарх мудро, с апостольским рвением руководил паствой большого и богатого города Смирны – центра греческой культуры в Малой Азии. Его трудами были восстановлены многие церкви, основаны школы и организована целая система помощи бедным. В 1797 году он был избран Константинопольским патриархом. Пожелав вернуть достоинство патриаршему сану, святитель Григорий восстановил дворец Фанар. Он устроил также типографию, в которой печатались книги на народном языке, способствовавшие культурному и духовному пробуждению греческого народа. Святой иерарх строго следил за соблюдением церковных канонов и моральной чистотой клира. Патриаршество святого Григория пришлось на беспокойные времена. Греки, более 400 лет находившиеся под турецким игом, волновались и готовили всенародное восстание. Предстоятель, ощущая свою ответственность как пастыря, старался успокоить горячие умы, однако тайно укреплял народное самосознание. Через полтора года патриаршего служения святого Григория епископы, которых он осуждал за недостойное поведение, донесли на него султану. Тот отправил патриарха в ссылку сначала на Халкидику, а затем в Иверский монастырь на Святой Горе. Во время вынужденного пребывания на Афоне святой посетил все монастыри, проповедовал слово Божие и был для всех образцом монашеской жизни. Он благословил святого Евфимия (память 22 марта) на добровольное мученичество и выразил радость и гордость, получив известие о мученичестве святого Агафангела (память 19 апреля). Таким образом он дал понять, что считает смерть из любви ко Христу высшей целью и венцом христианской жизни.

http://pravoslavie.ru/53086.html

Сергей Худиев: «В чем суть конфликта Москвы и Константинополя» 21.09.2021 19:29:37 Прошедшая в Москве богословская конференция «Мировое православие: первенство и соборность в свете православного вероучения», на которой Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с критикой своего константинопольского коллеги, могла бы считаться чем-то важным только для узкого круга рафинированных богословов. Но мы живем в эпоху, когда и мир вторгается в дела Церкви, и Церковь – хочет она того или нет – оказывает влияние на дела мира. Конфликт между Константинопольским и Московским патриархатами, который был темой конференции, является частью глобального политического и мировоззренческого противостояния, которое отражается на Украине, в России, США и Европе, и от исхода этого противостояния зависит, в каком мире мы будем жить. Поэтому нам стоит рассмотреть происходящее в нескольких контекстах – в собственно религиозном, в политическом и мировоззренческом. В чем суть разногласий между Москвой и Константинополем? Если сказать одной фразой, то Московский патриархат видит мировое православие как конфедерацию, в которой патриархи различных Поместных церквей обладают равными правами, а Константинопольский – как абсолютную монархию или, если использовать образ из истории самого Константинополя под властью турок, султанат, где один человек (то есть патриарх Константинопольский) ни с кем не советуясь, отдает безапелляционные приказы, а остальные должны повиноваться. В Москве готовы признать за Константинопольским патриархом «первенство чести», статус «первого среди равных», Константинополь же требует себе статуса «первого без равных». Например, патриарх Варфоломей объявляет «искажением» учение о Церкви, согласно которому «мы все равны, а первый, Константинопольский, существует просто чести ради». Как подробно говорит об этом в своем выступлении митрополит Волоколамский Иларион, идея, что все православные мира должны подчиняться единому центру, долгое время отвергалась самим Константинополем – особенно в рамках полемики с притязаниями римских пап.

http://radonezh.ru/2021/09/21/sergey-hud...

Скачать epub pdf Память святого отца нашего Флавиана Исповедника, патриарха Цареградского Память 18 февраля Труды •  Послание Флавиана, архиепископа Константинопольского, ко Льву, папе города старого Рима, о заблуждениях нечестивого Евтихия •  Список с (изложения) веры Флавиана, епископа Константинопольского, написанного собственною его рукою и предложенного императору, по его требованию •  Послание Флавиана, архиепископа константинопольского, ко Льву, архиепископу святой римской церкви Святейший отец наш Флавиан был сначала сосудохранителем и пресвитером в святой, великой Константинопольской церкви 1451 ; потом, по преставлении святейшего патриарха Прокла , он за свою непорочную и богоугодную жизнь был возведен на патриаршеский престол. Это было в царствование Феодосия Младшего и сестры его Пульхерии . У царя был евнух, по имени Хрисафий, исполненный лукавства и злобы; мудрствуя еретически и зная, что Флавиан благочестив и твердо держится православной веры, Хрисафий не любил его и всячески противился поставлению святого на патриаршество. Когда же, несмотря на его противодействия, святой Флавиан был поставлен в патриарха, – Хрисафий стал изыскивать какой-нибудь повод, чтобы причинить зло патриарху. И был он весьма искусен в лукавых делах своих, потому что пользовался благорасположением царя и имел великую власть. Пользуясь своим влиянием на царя, Хрисафий скоро нашел повод к возбуждению неудовольствия последнего на святого патриарха. По свидетельству церковного историка Никифора 1452 , он научил царя послать к патриарху сказать, чтобы он, как новопоставленный патриарх, приготовил царю дар, достойный его царского сана. Тогда святейший Флавиан, изготовив хлебы из чистой муки, послал царю на благословение сей дар, поистине достойный рук царя. Хрисафий же отбросил сии хлебы, говоря, что патриарху надлежало прислать в дар царю не хлеб, но золото. Святейший патриарх отвечал чрез посланцев, что такого дара он не имеет. – Я не имею золота, – говорил он, – потому что презрел все сокровища мира сего. Разве дам что-нибудь из церковных сокровищ? Но церковное серебро и золото принадлежит Богу и никому не должно подавать его, кроме нищих, – что должно быть хорошо известно и самому Хрисафию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Содержание А.С. Балаховская. Святой Иоанн Златоуст в памятниках агиографии Памятники ранней агиографии «Диалог» Палладия, епископа Еленопольского. Время и место создания. Характеристика жанра и композиции Проблемы священства и невинных страданий в «Диалоге» Полнота освещения истории Псевдо-Мартирий Антиохийский «Житие св. Иоанна Златоуста» Георгия Александрийского Устная традиция Письменная традиция Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста Псевдо-Мартирий Антиохийский. Житие во святых отца нашего, архиепископа Константинопольского, Иоанна Златоуста Георгий, архиеп. Александрийский. Повествование или житие и чудеса во святых отца нашего и вселенского учителя и архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста Приложение I. Письмо св. Иоанна Златоуста римскому папе Иннокентию I Приложение II. Собор «У дуба» Список литературы Список сокращений     А.С. Балаховская. Святой Иоанн Златоуст в памятниках агиографии Выражаю благодарность Франсуазе Лоэст за большую помощь в работе над этой книгой. Святой Иоанн Златоуст , прославленный учитель и проповедник – одна из наиболее ярких фигур церковной истории. Он родился в Антиохии между 344 и 354 гг. в христианской семье, принадлежавшей к высшей аристократии. Светское образование Златоуст получил у знаменитого языческого ритора Ливания, у которого воспринял самые лучшие традиции эллинского красноречия. В Ливании Иоанн с юношеских лет видел пример терпимости к людям и, вероятно, не без его влияния научился воздействовать на душу человека не прибегая к насилию, а опираясь лишь на убеждение словом 1 , что впоследствии сделалось одним из его основных пастырских принципов. Духовным образованием, будущий святитель обязан так называемому «аскитериону», богословской школе-монастырю, возглавляемой Диодором, будущим епископом Тарсийским. По словам протоиерея Г.В. Флоровского, здесь «сложилось его библейское мировоззрение, определился экзегетический стиль» 2 . Огромное влияние на формирование пастырской личности Златоуста оказал Мелетий, епископ Антиохийский. В течение восьми лет Иоанн предавался монашескому подвигу, из них шесть лет он провел в монастыре и еще два – в уединении пещеры. Это было временем, когда молодой Златоуст окончательно осознал свое пастырское призвание 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010