Описание: [Москва. 1999.] Одигитрия со свв. иконописцами на полях (фрагмент). Конюшевский А.В. (выпускник Иконописной школы 1998 года). Икона. Сергиев Посад. 1999 год. Дипломная работа. Собрание Иконописной школы. Файл 10339.jpg:   Размер: 638x1200, 0.77 MPix, 141 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (182) , (6) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 26 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 10340.jpg:   Размер: 965x1200, 1.16 MPix, 222 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (131) , (1) . Описание: [Москва. XVI.] " Боголюбская " с избранными святыми (Левая сворка: святители Московские Алексий, Киприан, Филипп и Стефан Пермский). Истома Савин. Икона (Складень трехстворчатый). Москва. Конец XVI - начало XVII в. Размер створок 35 х 15. ГТГ. Москва. Файл 10341.jpg:   Размер: 524x1200, 0.63 MPix, 182 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (160) , (2) . Описание: Чеканная икона " Стефан Пермский " (в киоте) 1888 г. (?). Пермь. Мастерская Г. К. Харитонова. Латунь, чеканка, резьба, золочение, серебрение. Файл 12790.jpg:   Размер: 848x1024, 0.87 MPix, 239 Kb. Дата: 2011-06-17, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (157) , (2) . Описание: Стефан Пермский. Школа или худ. центр: Екатеринбург. Конец XIX — начало XX вв. Дерево, грунтовка, масло. 31.3x26.3x2.4 см Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Россия Инв. 55 вф. Поступила в 1961 г. из СОКМ [Свердловский областной краеведческий музей]. Изображение воспроизводится по изданию: Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII — начала XX в. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998. Файл 26179.jpg:   Размер: 2333x2805, 6.54 MPix, 539 Kb. Дата: 2016-02-20, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (135) , (3) . Описание: из книги: Арсеньев, Флегонт Арсеньевич (1832-1889). Ульяновский монастырь у зырян : Троицко-Стефановская новообщеж. обитель : Описание сост. по поручению иноков Ульян. обители Ф.А. Арсеньев. - [Б.м.] : Ульяновск. монастырь, 1889. - IV, 148 с., 1 л. фронт. (ил.), 7 л. ил http://dlib.rsl.ru/viewer/01003623362#?page=19

http://pravicon.com/icon-2959-photo

71 Саликова Э. 77. Икона «Похвала Богоматери с Акафистом» XIV в. Из Успенского собора Московского Кремля//Тезисы докладов научной конференции «Балканская живопись XIV–XV вв. и ее традиции на Руси» в сб.: Древнерусское искусство XV-XVII вв. М., 1981. С. 133–135; Она же. Отражение исторических константинопольских реалий в иконографии иконы конца XIV в. «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля//Материалы и исследования. Государственные музеи Московского Кремля (в печати). 72 В Каталоге выставки «Искусство Византии в собраниях СССР» (Т. 3. М., 1977. 972) икона получила атрибуцию: конец XIV в., сербский мастер (?). 73 Например, на миниатюрах лицевых житий Сергия Радонежского XVI и XVII вв., где Андрей Рублев пишет на стене Спасского собора Андрониева монастыря изображение Спаса Нерукотворного (РГБ, ОР, 8663, литографическое издание 1853 г.; БАН, 34.3.4, см.: Кузьмина В. Д. Древнерусские письменные источники об Андрее Рублеве//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 103–124. Другие примеры: в клеймах икон круга Дионисия «Митрополит Петр с житием» (ГТГ), «Георгий с житием» (МиАР), «Сергий Радонежский с житием» (МиАР) и др.; на миниатюре Лицевого свода, где Феофан Грек пишет фреску на фасаде Архангельского собора в Кремле (БАН, 31.7.30,ч. 2, л. 463об., см.: Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983, резюме на англ. языке). Среди византийских произведений изображение Богоматери в круге на стене здания имеется в парекклесионе Кахрие Джами, в сцене «Уничтожение ассирийского войска Сеннахирима у стен Иерусалима». 74 Митяев Кр. Бронзовый рельеф с изображением Богоматери из Пловдивского музея//Seminarium Kondakovianum. Prague, 1932. Т. 5. Р. 39–44, Pl. 1, tabl. II. 2; Кондаков Н. П. Иконографы Богоматери. Т. II. Пг., 1915. С. 282. 76 См.: A Patristic Greek Lexicon/ed. G. W. H. Lampe. Oxford, 1961. P. 1436. Среди указанных Лампе случаев употребления этого слова в патристических сочинениях только канон из Триоди, приписываемый Софрониюˆ Иерусалимскому , и сочинения Иоанна Дамаскина о православии являются богослужебными. В Триоди эпитет περαγαθς прилагается также к Богородице. См.: Ubderwood Р. A. Note on the Work of the Byzantine Institute in Istambul: 1954//DOP. Washington, 1956. 9–10. P. 298–299. Fig. 113; Idem. Notes on the Work of the Byzantine Institute in Istambul: 1957–1959//DOP. Washington, 1960. 14. P. 215–219; Megaw A. H. S. Notes on Resent Work of the Byzantine Institute in Istambul//DOP. Washington, 1963. 17. P. 367–371.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

103. Псалтырь , в четвертку, 153 л., полууставом нескольких почерков второй половины XV в., в поврежденном дощатом с кожею переплете, разбита. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16. 17, 22, 23, 27, 28, 55, 84, 132, 153. На полях внизу листов 2–15 приписка скорописью: «Сия книга Псалтырь церкви Космы и Дамиана что в Кузминском». На нижней доске переплета приписка скорописью XVII в.: «Книга Псалтырь глаголемая … сына Мелнишново Лушитцково (Глушицкого?) монастыря». Рукопись оканчивается песнию Захарии и словами: «Словеса писанная приидоша в конец, уму же да не будет когда прияти конец но» … . 104. Псалтырь , в четвертку, 107 лл., без начала и конца, полууставом XV в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом с кожею переплете, разбита; порваны с ущербом для текста листы: 33, 71, 81, 82. Нет листов между 6, 7, 27 и 28 листами. 105. Псалтырь , в 16-ю долю листа, без начала и конца, неполная, 137 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 5, 6, 17, 18, 22, 33, 37, 45, 55, 58, 59, 63, 69, 70, 86, 94, 95, 122, 125, 130, 131, 137. Нет листов между 6 и 7, 9 и 10, 41 и 42 листами. Рукопись начинаетоя продолжением 38 псалма, а оканчивается неполным псалмом 144-м. 106. Псалтырь , в четвертку, 189 л.л., без начала и конца, полууставом нескольких почерков XV–XVI вв., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом с кожею переплете; некоторые листы подклеены. Нет листов между 85 и 86, 92 и 93 листами. На полях внизу листов 1–15 две приписки скорописью: 1) «Сия книга Псалтырь от церкви Василия Великого что на Снежурках (?) отобрана на Вологде»; 2) «Сия книга глаголемая Псалтирь Липенские волости хрестьянина Трофима Макарова сына а подписал Ротковские волости Ракувта Кирозие шлып нонош ( – Матушка Тимофиев сын попов) лета 7137 (1626) году». Рукопись начинается продолжением 2-го псалма, а оканчивается неполною песнию пророка Захарии. 107. Псалтырь с восследованием , в восьмушку, без начала, неполная, 321 л., полууставом нескольких почерков XV–XVIII вв., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–2, 8–11, 22, 164 и 319. Нет листов между листами: 7 и 8, 10 и 11, 209 и 210, 226 и 227, 227 и 228, 313 и 314. На некоторых листах письмо очень бледно или истерто; другие листы с помарками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда проповедовали пророки? Итак, разговор о Моисее — особый. Он как бы «за скобками». Что касается периода Иисуса Навина и Судей, то здесь говорить об этих безусловно выдающихся, вдохновенных вождях Израиля как о пророках было бы некоторой натяжкой, разве что лишь в том широком смысле, в каком мы называем пророками различных призванных Богом мужей и жен. В самом же узком смысле слова пророческая традиция Израиля созрела и расцвела в период монархии, начиная с единого царства (X в. до Р.Х.), включая период разделенных царств (X–VI вв.), период Вавилонского плена (VI в.), и заканчивая временем возвращения из плена и строительства второго храма (V–IV вв.). После этого пророчество как вдохновенное публично-острое устное слово звучит все реже, традиция постепенно мельчает, затухает, уступая место Слову как зафиксированному в букве тексту. Как своеобразный запоздалый рецидив, через много лет после этого зазвучит проповедь святого Иоанна Крестителя, пришедшего «в духе и силе Илии» ( Лк.1:17 ), — последнего пророка Ветхого Завета. Неписьменные пророки. Четыре книги Царств уделяют большое внимание целой плеяде деятелей, чей общественный и политический статус довольно трудно определить. Однако очевидно, что они выступали в роли неформальных советников, имевших большой духовный авторитет, своего рода голоса совести для народа и правителей Израиля. Повествования о них и об их вмешательствах в религиозную жизнь Израиля вплетены в повествования книг Царств. Не все имена из этого ряда, такие как Гад ( 1Цар.22:5 и др.), Доик Идумеянин ( 1Цар.22:9 и др.), Ахия ( 3Цар.14:2 ), Олдама ( 4Цар.22:14 ), запомнятся читателю Библии. Но есть среди них и такие, о ком имеет смысл знать и помнить. Самуил (XI в. до Р.Х.) — последний в ряду Судей, то есть тех харизматических вождей, которые правили Израилем, будучи призваны не по династическому принципу, а в результате непосредственного и ничем не обусловленного Божиего выбора. Именно на долю Самуила выпала печальная миссия положить конец этому теократическому периоду существования Израиля и, с дозволения Божиего, помазать народу первого царя — правителя, чья власть имеет иную природу, а именно основана на династическом преемстве. «Мы будем как прочие народы » ( 1Цар.8:20 ) — таково было волеизъявление Израиля, с которым Самуилу пришлось согласиться. Своеобразным утешением для него стали слова Господни : «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» ( 1Цар.8:7 ). Правда, помазанному им на царство первому царю — Саулу из колена Вениаминова — не суждено было стать родоначальником царской династии. Таковым стал другой помазанник Самуилов — Давид из колена Иудина, чья династия десять веков спустя произрастила Мессию, Христа.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

10. Авраамий Галицкий с житием. XVIII век. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва. 11. Явление чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинской». Цветная литография. Типография Е.И. Фесенко в Одессе. Конец XIX – начало XX века. Российская Государственная библиотека, Москва. Постоянно встречающиеся изображения икон в иконах отвечали коллективным представления о «святой Руси», пронизанности окружающего мира святостью. 12. Шествие по воде св. Василия. Епископа Муромского. Миниатюра. XIX век. Частное собрание, Москва. 13. Адриан Пошехонский. Вторая половина XIX века. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва. 14. Тихон Калужский. Вторая половина XIX века. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва. Особое благоговение русских святых перед образом: предрасположенность русского благочестия. Святые на иконах неустанно посредничают между видимым и невидимым. 15. Никандр Псковский чудотворец. Цветная литография. Типография И. и В. Морозовых в Москве. Конец XIX – начало XX века. Российская Государственная библиотека, Москва. 16. Явление иконы Богоматери Авраамию Галицкому. Вторая половина XVII века. Историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское», Москва. Нигде, кроме императорской России, мы не найдем столь нобыкновенного распространения в XVIII–XIX вв. икон, миниатюр и религиозных картинок для простонародья, на которых бы изображались иконы (цв. табл. 1, 17, 30, 40, 47, 55, 57:58). Нигде не были так распространены и популярны житийные образы и небольшие моленные иконки с большим количеством небожителей; наконец, нигде так не почитались иконы, на которых святые были бы представлены в молении перед богородичным образом, или же небольшие иконки для паломников, на которых можно увидеть святого с основанным им монастырем и почти всегда изображенной чудотворной иконой, которой посвящалась одна из церквей или один из приделов в этом монастыре. Все это – особенности русского благочестия, выражение особого благоговения народа перед образом и важный аспект народного почитания святых.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Помимо шести недель великого поста и страстной недели, предшествующих празднику Воскресения Христова (Пасхе), церковь требовала соблюдения еще нескольких многодневных постов — рождественского, петровского, успенского. Посты получили названия по тому празднику, которому они предшествуют: Великий день (Пасха, Воскресение Христово), Рождество Христово, апостолы Петр и Павел (29 июня), Успение Богоматери. Древние «отцы церкви» установили не только многодневные, но и однодневные посты: среда и пятница каждой недели, а  также  некоторые  памятные  дни  церковного  календаря.  10    Сапунов Б. В. Книга в России в XI—XIII вв. Л., 1978. С. 64. 11   А. С. Пушкин-критик. М., 1978. С. 409. 12   Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981. С. 137, 139. 13    Там же. С. 169. 14  Приселков    М.   Д.   Ханские   ярлыки   русским   митрополитам. Пг., 1916. С. 64—66. 15  Памятники русского права. Вып. 3. М.,  1955. С. 471. 16  Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. Т. I.  [M.], 1933. С. 130. 17  Памятники литературы Древней Руси. Конец XV —первая половина XVI века. М., 1984. С. 22. 18  Житие митрополита Петра по списку конца XIV в. опубликовано в приложении к книге: Прохоров Г. М. «Повесть о Митяе». Л., 1978. С. 211. 19  Ключевский В. О. Очерки и речи. М., 1913. С. 201. 20  Памятники литературы Древней Руси. XIII век. С.  149. 21  Полное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). Т. XVIII. С. 81. 22  ПСРЛ. Т. XVIII. С. 158. 23  Памятники литературы Древней  Руси. XIII век.  С. 447, 449. 24  Там же. С. 455. 25  Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. С. 217—221. 26  Приселков  М. Д. Ханские ярлыки русским митрополитам. Пг., 1916. С. 68—69. 27 Кучкин   В.  А.   Формирование  государственной   территории Северо-Восточной  Руси в X—XIV вв. М.,   1984.  С.  115.  28  Там же. С. 131—139. 29   Русская  историческая  библиотека. Т. 6. СПб.,  1880.  Стб. 92. 30  ПСРЛ. Т. X. С. 178; Т. XVIII. С. 87. 31  ПСРЛ. Т. XV. Вып. 1. С. 40—41. 32  Кучкин В. А. «Сказание о смерти митрополита Петра»//ТОДРЛ. Т. XVIII. М.; Л., 1962. С. 59—79. 33

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

632 ГИМ. Собр. А.С. Уварова 1807. (356). 435. Л. 35об. Перв. пол. XVI в. (водяной, знак: Брике, 11600 – 1512–1565 гг.). Фотокопия вкладной в: Седельников А.Д. Досифей Топорков и Хронограф... С. 766. Данные о родителях и брате Досифея находят подтверждение в списке старой Кормовой книги Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в. (ГИМ. Епархиальное собр. 1/6. Л. 5–5об.). 634 Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец вв.). М., 1977. С. 40–41. 636 См.: Георгиевский ВТ. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Прилож. С. 10, 18; Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г./Публ. Р.П. Дмитриевой//Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 26, 36. 638 См.: Надгробное слово преподобному Иосифу Волоколамскому ученика и сродника его инока Досифея Топоркова // Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. М., 1865. Ч. 2. Прилож. С. 161–164; Нектарий, иером. Историческое описание Иосифова Волоколамского второклассного монастыря Московской губернии. М., 1887. С. 7. 639 Акакий после смерти Пафнутия Боровского поддерживал в числе немногих идею Иосифа о введении в монастыре строгого общежительного устава. См.: ВМЧ. Сентябрь. 1–13... Стлб. 462. Долгое время его ошибочно отождествляли с тверским епископом Акакием. См.: Зимин А А. Крупная феодальная вотчина... С. 40. 640 Вассиан позднее стал архимандритом московского Симонова монастыря (1502–1506 гг.), затем архиепископом Ростовским. Он является автором Жития Пафнутия Боровского (нач. XVI в.). Умер 28 августа 1515 г. 641 РГБ. Музейное собр. 1257. Л. 28. Со слов «и пасе его иноком» в рукописи порча текста. Ср.: ВМЧ. Сентябрь. 1–13. Стлб. 466: «и старцем Паисеею и с ними два братанича Иосифова старец Досифей и старец Васиан». 642 С иконою «пречистые Богородицы Одигитриа... Дионисиево писмо» пришел Иосиф на Волок Ламский. В основанном им монастыре было 87 икон работы Дионисия. Подробнее см.: Георгиевский ВТ. Фрески Ферапонтова монастыря... С. 17–37. Прилож. 3; Голейзовский Н.К. Живописец Дионисий//Вопр. истории. 1968. 3. С. 214–217; Он же. «Послание иноку-иконописцу» и отголоски исихазма в русской живописи на рубеже вв.//Византийский временник. М., 1965. Т. XXXVI. С. 219–238. Ср.: Нектарий, иером. Историческое описание... С. 13–14. Здесь иконописец Дионисий ошибочно отождествляется с Дионисием Звенигородским.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Воскресенская церковь села Любовниково каменная, с такой же колокольней; построена в 1781 году на средства прихожан. При церкви ограда каменная, устроенная в 1903 году на средства прихожан. Кладбище при церкви в ограде. Престолов 2: 1) в холодной в честь Воскресения Христова, в тёплой 2) во имя святителя и чудотворца Николая. При церкви общество трезвости, открытое в 1906 году; трезвенников 48 человек. Рзстояние от города Костромы 15 вёрст. Ближай шие церкви Успенская села иванникова в 3 верстах, Богородицкая в Игрицком монастыре в 8 верстах и Нколаевская села Солоникова в 6 верстах. Причт: священник и псаломщик. ... Священник живёт в церковном доме, а псаломщик в своём. Церковной земли: усадебной 1 десятина, пахотной 20 десятин, сенокосной и лесной (кустарника) 12 десятин. План и межевая книга хранятся в церкви. Прихожан мужчин п. 772, женщин 906. Все прихожане живут оседло, малая часть уходит на лето в отхожие промыслы и на фабрики. Занимаются хлебопашеством. В приходе ракольников нет. В соседнем приходе села Солонникова есть безпоповцы-поморцы и поповцы австрийского священства. Всех селений в приходе 14, на расстоянии 5 вёрст. Препятствий в общении нет. Школ в приходе две: церковно-приходская в селе Любовникове и такая же при Игрицком монастыре в 5 верстах. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Издание Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. Кострома. Губернская типография. 1911 год. Село Любовниково Бакшеевской сельской администрации церковь Воскресения Христова, конец 18 века. План церкви характерный для костромского региона пример сельской приходской церкви конца 18 века, архитектура которой сочетает черты позднего барокко (храм и трапезная) и традиции зодчества 17 века (колокольня). Стоит на северном краю села на кладбище. Во 2-й половине 17 — 1-й половине 18 вв. село Любовниково (Песочное меньшое тож) находилось в вотчине Скоробогатовых. Существующая церковь с приделом Святителя Николая построена из кирпича в 1781 году.

http://sobory.ru/article/?object=21107

Архив Пн В Минске издана «Памятная книжка Минской епархии за 1913 год» 13 декабря 2023 г. 14:27 В Минском издательстве «Право и экономика» вышла «Памятная книжка Минской епархии за 1913 год. Репрезентация». Книга составлена и оформлена в виде издававшихся в то время подобных сборников. Издание содержит информацию о епархиальном руководстве, некоторых органах епархиального управления, причтах приходских церквей и преподавателях духовных учебных заведений. В Минской епархии в конце XIX — начале XX вв. были изданы лишь две книжки с подобной информацией — на 1887 и на 1901 гг. Кроме того, выходили историко-статистическая справочная книжка епархии — в 1903 году, сборники с личным составом — в 1904 и 1905 гг., автором составителем которых был преподаватель Минской духовной семинарии А.В. Товаров. 1913 год — последний мирный год перед началом Первой мировой войны и последующими трагическими революционными событиями. Источником информации для данного издания послужили сведения из Минских епархиальных ведомостей и клировых ведомостей церквей Минской епархии по состоянию на конец 1913 года, а также сведения из Памятной книжки Минской губернии на 1914 год. В книге упомянуто свыше 2250 персоналий, среди которых много имен священно- и церковнослужителей, пострадавших за веру в годы гонений на Церковь, в том числе 18 имен новомучеников и исповедников, вошедших в Собор Белорусских святых. «Изданная книга своего рода дань уважения всем служившим Церкви Божией и пострадавшим в годы гонений», — пишет в предисловии автор-составитель Татьяна Львовна Шведко, трудами которой были собраны справочные сведения. Книга будет полезна историкам, краеведам, интересующимся своей родословной, церковной историей или историей приходской церкви какого-либо населенного пункта в границах бывшей Минской епархии. Издание получило высокую оценку членов Издательского совета Белорусской Православной Церкви , книге был присвоен соответствующий гриф. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6083933.ht...

2) Книга иконных образцов: 500 прорисей и переводов русских икон XV–XIX веков. СПб. 2006. 804 Сведения о типе их облика являются уникальными. Г.В. Маркелов отмечает: «Нельзя не отметить, что в отношении некоторых древнерусских угодников Божиих иконописный подлинник остаётся фактически единственным источником наших сведений. Особенно это касается местночтимых подвижников...» (Там же. С. 17). 805 В Строгановском списке имя архиепископа Давида в основной части иконописного подлинника также отсутствует. 806 Г.В. Маркелов в своём Своде (см. Маркелов Г.В. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 618−619) поместил прорись иконы XVIII в. «Новгородские чудотворцы», где среди 68 святых изображены святые архиепископы Никита, Нифонт, Иоанн (Илия), Симеон, Серапион, а также Евфимий II, Моисей, Григорий, Василий Калика, Лука, Иоанн III, Феоктист, Иоаким, Пимен, Мартирий. Описание всех неканонизированных владык содержит Титовский список иконописного подлинника. 807 Списки 1-го и 2-го столбцов таблицы приведены по материалам А.С. Хорошева. См.: Хорошев А.С. Летописные списки новгородских владык. С. 127. 809 Моисей занимал новгородскую кафедру дважды (после смерти Василия «паки умоленъ от граждан святый Моисей (...) и был 7 лт» (л. 6 об.). 810 См. Юферева Н.Э. Жития русских святых в лицевых списках (конец 17−18 вв.): Автореф. дис. (...) канд. филол. наук. СПб. 2007. С. 14. 811 Под 31 января: «Иже во святых отца нашего Никиты архиепископа Новогород(скаго) чюд(отворца). Пишется без брады, лице морщиновато, в шапк владычнй, риз(а) святительская со амфором» (л. 113 об.). 812 Под 8 апреля: «Иже во святыхъ отца нашего Нифонта архиепископа Новогородскаго чюд(отворца). Сд, плшив, брада дол Иоанна Богослова, в шапк. Риз(ы) святительския, амфор и Еуангелие» (л. 137). 813 Под 19 сентября: «И святаго Аркадия епископа Новогородскаго. Брадою аки Григорий, на глав шапка, не плешивъ, риз(а) святительская. Власьева, со амфоромъ, надсдъ» (л. 65 об.). 814 Под 7 сентября: «Иже во святыхъ отца нашего Иоанна, архиепископа Новогородскаго чюд(отворца). Сд, брада Сергиева, на глав клабукъ бл. Риз(а) преподобническая, а по ней полосы блыя в трехъ мстех, исподъ дичь. Рукою благословляетъ, а в другой – свитокъ» (л. 62).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010