4 нояб. 1921 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе он сказал: «Я всецело отдался церковной деятельности. Смотрю на личную и общественную жизнь с христианской точки зрения... Считаю долгом своей совести подчиняться существующей власти. Царская власть упала, как дерево, у которого подгнили корни. Священник сегодня неполноправный гражданин, в правах мы урезаны. Меня, так настроенного, это нисколько не печалит, потому что я хотел бы отдать себя всецело церковной деятельности». 7 февр. 1922 г. приговорен к ссылке в Архангельскую губ. на неопределенный срок. 25 февр. прибыл в Архангельск, затем был отправлен в г. Мезень Архангельской губ. Свящ. Георгий не мог найти работу в городе, а выезд за пределы города ему был запрещен, поэтому он написал прошение в орг-цию «Помощь политическим заключенным». По ходатайству организации ему было позволено «свободное передвижение в пределах Архангельской губернии». В ссылке проживал в одном из сел Шенкурского у. Здесь ок. 1924 г. познакомился со свящ. сщмч. Иоанном Калабуховым , служившим в дер. Смотраковской. В 1925 г. вернулся в Коломну. Коломенский и Бронницкий еп. священноисп. Феодосий (Ганицкий) предложил свящ. Георгию Беляеву принять монашеский постриг и возглавить монашеское братство коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления мужского монастыря . Свящ. Георгий принял предложение и рекомендовал на свое место в Троицкой ц. с. Протопопова свящ. Иоанна Калабухова, к-рый затем перешел в Московскую епархию. В авг. 1925 г. еп. Феодосий совершил постриг свящ. Георгия в монашество с именем Никон, возвел в сан архимандрита и назначил наместником мон-ря. В 1929 г. мон-рь был закрыт. 14 мая того же года Н. был арестован по обвинению в антисоветской агитации при произнесении проповедей. Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 26 июля 1929 г. приговорен к 3 годам заключения в Соловецкий лагерь особого назначения. После отбытия Н. срока заключения в лагере 26 июля 1932 г. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ без рассмотрения дела был дополнительно приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. Отбыл к месту ссылки с тюремным этапом. После возвращения из ссылки в 1935 г. Н. получил назначение священником Трехсвятительской ц. с. Белоомут (ныне поселок) Луховицкого р-на Московской обл. Затем был переведен в Петропавловскую (Власьевскую) ц. в г. Волоколамск. В 1936 г. оштрафован на 200 р. за то, что отпел прихожанина без регистрации смерти в гос. учреждении.

http://pravenc.ru/text/2566246.html

В В. м. почитались древняя икона свт. Николая Чудотворца в чеканном окладе, впервые упомянутая в писцовой книге 1628 г., икона Успения Пресв. Богородицы (1695), серебряный напрестольный крест с частицами мощей (1676), схимническая власяница и посох игум. Петра, по преданию подаренный ему прп. Сергием Радонежским. Братия почитала погребенных в Никольской ц. свт. Пимена и кн. Юрия. Каменные надгробия над их захоронениями в XVIII - нач. XIX в. были украшены красными бархатными покровцами, в 1827 г. вместо каменных гробниц были поставлены деревянные. С сер. XVIII в. материальное положение В. м. ухудшилось, настоятели часто менялись. Назначенный 27 янв. 1749 г. настоятелем архим. Питирим вскоре был уволен и переведен в Высокопетровский мон-рь. Архим. Мардарий, переведенный в В. м. в марте 1750 г. из коломенского Старо-Голутвина мон-ря вместе с частью братии, писал Коломенскому еп. Гавриилу (Кременецкому) , что В. м. «весьма обвалился». В 1761 г. настоятелем был назначен ректор Владимирской ДС архим. Товия (Кремповский), вероятно, не вступивший в управление обителью, поскольку в марте того же года Коломенский еп. Порфирий (Крайский) писал в Синод, что в пребывающем «без настоятеля» В. м. «может последовать всякое безпорядочество»; в результате настоятелем был назначен насельник ТСЛ архим. Владимир. Сменивший его архим. Вениамин 15 нояб. 1762 г. сообщал еп. Порфирию, что сосланные в В. м. «на пропитание» отставные унтер-офицеры и солдаты (16 чел. в возрасте от 45 до 76 лет) пьянствуют и это приводит к расстройству жизни обители. Крестьяне нек-рых окрестных сел отказывались обрабатывать монастырские земли, о чем в мае 1763 г. настоятель докладывал в Тульскую провинциальную канцелярию. После увольнения в окт. 1763 г. архим. Вениамина на покой новый настоятель назначен не был. 13 марта 1764 г. Коломенский еп. Феодосий (Михайловский) докладывал о В. м. в Святейший Синод, что «монашествущие, будучи самовластны, пришли в крайнее распутство, и непорядок, и пьянство». В 1765 г. братия писала еп. Феодосию: «Подаяния со стороны никакого ни от кого не имеем, потому что монастырь отстоит от города в дальнем расстоянии, и ныне остались без всякого пропитания, и милостыни просить не у кого... к службе Божией на просвиры муки, вина церковного, ни свеч, ни ладону взять стало неоткуда, и самим питаться нечем». Указом 1765 г. за В. м. было оставлено 90 дес. земли, пустошь с покосами и лес, все остальные земли перешли в Коллегию экономии. В обедневшей и пришедшей в упадок обители в 1775 г. числился только иером.-строитель Иезекииль.

http://pravenc.ru/text/150203.html

Он намеревался побеседовать со старцами, но так и не решился войти в И. П. с. Иеросхим. Иоанн (Малиновский). Портрет. Сер. XIX в. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (?) (РГБ. Ф. 213. К. 114. Ед. хр. 14) Иеросхим. Иоанн (Малиновский). Портрет. Сер. XIX в. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (?) (РГБ. Ф. 213. К. 114. Ед. хр. 14) Из-за открытости старцев внешнему миру, их широкой известности и большого числа паломников в уединенном скиту отдельные оптинские монахи и светские лица относились к старцам с недоверием, завистью и враждебностью и даже писали доносы. 2 февр. 1836 г. по решению Калужского еп. Николая (Соколова) прп. Лев был переведен в мон-рь, ему запретили принимать паломников (последнее распоряжение он не выполнил, т. к. не смог отказать желающим встретиться с ним). В ходе «оптинской смуты», начавшейся в 1910 г., после серии доносов на настоятеля мон-ря архим. Ксенофонта (Клюкина) и на старца Варсонофия в Оптину пуст. по поручению Синода в дек. 1911 г. приехал сщмч. Серафим (Чичагов) , еп. Кишинёвский. После его расследования в 1912 г. старец Варсонофий был перемещен на должность настоятеля коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления монастыря. По утверждению И. М. Концевича , в это время «был даже поднят вопрос о закрытии скита и о прекращении в Оптиной пустыни старчества» ( Концевич. 2008. С. 405). В 1821 г. в И. П. с. проживало 6 монашествующих. Всего разрешалось содержать до 12 чел., относящихся к братству Оптиной пуст., а общее количество монахов и послушников в Оптиной пуст. ограничивалось 30. Вскоре число монашествующих в И. П. с. превысило допустимую норму, некоторые желающие не могли быть включены в штат и считались добровольными послушниками. Всего в 1830 г. в И. П. с. проживало 25 чел. В 1856 г. прп. Моисей подал прошение о выделении отдельного штата для скита. 9 февр. 1857 г. имп. Александр II утвердил определение Синода о создании отдельного штата из 12 монашеских и 12 послушнических вакансий, содержание братии возлагалось на И. П. с. В 1865 г. ограничения на численность штата были сняты.

http://pravenc.ru/text/577926.html

Открытость старцев внешнему миру способствовала массовому паломничеству к ним, что было нехарактерно для монастырской традиции и смущало нек-рых священнослужителей (в т. ч. в самой обители), иногда на старцев отправляли доносы в Синод и Духовную консисторию. Ряд калужских архиереев относились к старцам с недоверием. Напр., епископ Калужский Виталий (Иосифов) был возмущен тем, что прп. Амвросий в 1890-1891 гг. временно жил в Шамординской общине, помогая сестрам обустраивать ее. Архиерей собирался приехать в Шамордино и забрать старца, но успел лишь к его похоронам. По воле еп. Виталия прп. Амвросия похоронили в О. п. вопреки просьбам шамординских сестер. В ходе «оптинской смуты», начавшейся в 1910 г. (после серии доносов ряда монахов и светских лиц на настоятеля мон-ря архим. Ксенофонта и на старца Варсонофия) в О. п. по поручению Синода в дек. 1911 г. приехал сщмч. Серафим (Чичагов) , епископ Кишинёвский. После его ревизии в 1912 г. старец был перемещен на должность настоятеля коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления монастыря . Еп. Никон (Рождественский) отмечал в письме к архим. Ксенофонту: «Будто буря какая пронеслась над обителью Вашей и разрушила все отношения к ней» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 74. Ед. хр. 22. Л. 288-288 об.). По утверждению И. М. Концевича , в это время был даже поднят вопрос о закрытии скита и о прекращении традиции старчества в О. п. Однако на съездах монашествующих нач. XX в. и на Поместном Соборе 1917-1918 гг. О. п. многократно отмечалась как одна из образцовых обителей, ее опыт сыграл роль в попытке церковного руководства распространить практику старчества на мн. мон-ри. Для ознакомления с традицией старчества в О. п. в нач. XX в. присылали монахов др. обителей на стажировку. Территория и постройки Первое каменное строение в О. п.- 5-главый Введенский храм с приделом прп. Пафнутия Боровского в теплой трапезе начали возводить в 1689 г. В О. п. хранились иконы, пожертвованные в 1689 г. стольниками А. П. и И. П. Шепелевыми для этого храма: Спасителя, Божией Матери «Что Тя наречем», Введения во храм Пресв. Богородицы, прп. Пафнутия Боровского и вмч. Георгия Победоносца.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

3 нояб. 1909 г. по состоянию здоровья получил освобождение от воинской службы. 16 апр. 1910 г. в храме прп. Марии Египетской пострижен в мантию. Прп. Варсонофий наставлял своего ученика и сотаинника в правилах духовной жизни и молитве, отмечая, что «монашество есть блаженство, какое только возможно для человека на земле. Выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ к внутренней жизни» (Дневник. 2004. С. 224). Это духовное руководство обеспечивало духовное преемство в Оптиной пуст. Преподобноисп. Никон Оптинский. Фрагмент иконы «Собор преподобных Оптинских старцев». Ок. 2006 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (ц. в честь Собора св. Иоана Предтечи Оптиной пуст.) Преподобноисп. Никон Оптинский. Фрагмент иконы «Собор преподобных Оптинских старцев». Ок. 2006 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (ц. в честь Собора св. Иоана Предтечи Оптиной пуст.) В 1912 г. указом Синода прп. Варсонофий был назначен настоятелем коломенского Старо-Голутвина монастыря и 2 апр. покинул скит вместе с келейником Григорием Ермаковым (впосл. иеромонах Геронтий) и Иваном Беляевым. В нояб. 1912 г., в день 100-летнего юбилея прп. Амвросия, Николай Беляев написал слово для скитоначальника иером. Феодосия (Поморцева), исполнявшего должность настоятеля мон-ря. 15 мая 1913 г. переведен на должность письмоводителя. Тяжело заболел ревмокардитом. К 40-му дню со дня кончины прп. Варсонофия († 1913) при участии Николая Беляева была издана кн. «Памяти оптинского старца схиархим. Варсонофия: Венок на могилу батюшки». Также он написал слово для иеромон. Феодосия (Поморцева), которое тот произнес перед многочисленными богомольцами на 40-й день по кончине прп. Варсонофия. При активном участии Николая Беляева над могилой иеросхим. прп. Анатолия (Копьёва (Зерцалова)) и Варсонофия была воздвигнута часовня. Воспитанный старцем, своей жизнью являл «высокий пример безусловного послушания, нелицемерного смирения, мирности со всеми исключительной, твердости и мужества, не колеблющегося ни перед лестию, ни перед угрозами, добросовестности в исполнении своих обязанностей образцовой. Не по годам серьезный, вдумчивый и в то же время всегда радостный» (Житие. 1996. С. 241). 24 мая 1915 г. принял постриг с именем в честь мч. Никона. 10 апр. 1916 г. рукоположен во диакона, 3 нояб. 1917 г.- во иерея.

http://pravenc.ru/text/2566252.html

В 1929 г. обитель была окончательно закрыта, архим. Никон и монахи отправлены в ссылку. В монастырских помещениях разместили артиллерийские склады, а ок. 1930 г. устроили общежитие для рабочих Коломзавода. В 1947 г. было разрушено гульбище Богоявленского собора, пострадала и монастырская ограда. В 1948 г. отдел по делам архитектуры при исполкоме Мособлсовета не позволил сломать часть башен и монастырской ограды, что способствовало сохранению исторической территории обители. В 60-х гг. XX в. руководство Коломенского тепловозостроительного завода предлагало городским властям отреставрировать монастырские постройки за счет предприятия и разместить в них музей, но эта инициатива поддержки не получила. В 1986 г. комплекс зданий обители был передан центру социальных инициатив (ЦСИ) «Отечество», занимавшемуся работой с подростками. В зданиях конюшенного двора разместился столярный цех, в каретном сарае - кузница, в соборе - склад, в Сергиевской ц.- спортзал. В 1993 г. Коломну и бывш. мон-рь посетил патриарх Алексий II ; начались восстановительные работы в обители, территория к-рой была передана Московской епархии. 18 дек. 1994 г. состоялось офиц. открытие К. С.-Г. м. Первую литургию отслужил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) . С дек. 1994 г. в мон-ре возобновлены регулярные богослужения. В 1994-2001 гг. игуменом был Кирилл (Федотов), в 2001-2007 гг.- Григорий (Щелкунов). С 2007 г. мон-рь возглавляет Варлаам (Горбунов). В 1995 г. в К. С.-Г. м. переведено Московское епархиальное ДУ, в 1996 г. преобразованное в Коломенскую ДС. В 1998 г. с территории обители были выведены мастерские ЦСИ «Отечество», а в освободившихся помещениях разместились кельи для послушников, склады, столярная мастерская и гараж. В 1996 г. в Сергиевский храм было проведено отопление, что позволило начать богослужения. В том же году митр. Ювеналием была освящена надвратная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. К 2007 г., к празднованию Дня славянской письменности и культуры, завершились основные работы по восстановлению мон-ря: выполнены реставрационные работы в Богоявленском соборе, к-рый 15 мая был освящен митр.

http://pravenc.ru/text/1841786.html

Помимо указанных храмов К. е. принадлежали Московское подворье Старо-Голутвина мон-ря и Коломенское епархиальное подворье в Москве на Мясницкой ул., близ ц. во имя архидиак. Евпла. О существовании последнего известно с 1722 г. (в XVI-XVII вв. неподалеку от места, где было построено это здание, существовало более раннее подворье Коломенских архиереев с храмом Гребневской иконы Божией Матери, к нач. XVIII в. перешедшее в ведение Рязанских архиереев). В 1722-1772 гг. при Коломенском подворье в Москве действовала ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К 1788 г. помещения подворья сдавались в аренду. Успенский собор в Коломне. Фотография. Нач. XX в. Успенский собор в Коломне. Фотография. Нач. XX в. 16 окт. 1799 г., согласно докладу Синода, имп. Павел I издал указ, по которому К. е. была упразднена, вместо нее в границах Тульской губ. учредили Тульскую епархию, приходы и монастыри К. е. в Московской и Рязанской губерниях передавались Московской и Рязанской епархиям. 31 дек. 1799 г. Коломенский еп. Мефодий был переведен в Тулу, получил титул «епископ Тульский и Белёвский». Коломенская ДС указом Синода от 19 дек. 1799 г. переведена в Тулу. В связи с упразднением К. е. в 1799-1800 гг. были закрыты 2 из 19 церквей Коломны: во имя св. Симеона Богоприимца (восстанавливалась после пожара 1682) и во имя прп. Алексия, человека Божия. К отчуждению в Казенное ведомство была определена загородная резиденция Коломенского епископа в Подлипках (устроена в 1772), но, поскольку при ней существовала деревянная крестовая Покровская ц., Московский митр. Платон (Левшин) опротестовал это решение, и московский губернатор передал резиденцию в распоряжение учреждавшегося в Коломне вместо семинарии Голутвинского ДУ. Древнейшие материалы епархиального архива до нач. XVI в. не сохранились, вероятнее всего, погибли в Смутное время в нач. XVII в. Более поздние документы по истории К. е. отложились в РГАДА, ЦГИАМ и ГА Тульской обл., в Ф. 796 РГИА (С.-Петербург) хранится переписка Коломенских епископов со Святейшим Синодом.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИТ (Скворцов Александр; 50-е гг. XVIII в.- 1811), игум., проповедник. В 1782 г. принял монашество и был назначен учителем риторики в Троицкую ДС. С 1785 г. учитель пиитики в Перервинской ДС, с 1787 г. префект той же семинарии, игумен Перервинского мон-ря и проповедник в московской Славяно-греко-латинской академии . С 1789 г. игумен Голутвинского коломенского мон-ря (см. Старо-Голутвинский коломенский мон-рь ); в 1795-1796 гг. инспектор Коломенской ДС. С 1801 г. ректор Воронежской и Тверской семинарий, затем настоятель Трегуляева и Антониева Николаевского мон-рей. А. перевел с лат. языка «Исповедь» блж. Августина (1787). Перевод, отредактированный митр. Платоном (Левшиным) , выполнен дословно, изобилует лексическими и грамматическими славянизмами, создающими высокий богословско-поэтический стиль, органичный тексту оригинала. Благодаря свободному введению славянизмов в рус. язык перевод А. в нек-ром отношении превосходит переводы, выполненные в XX в. Слабостью перевода является недостаточная логическая ясность отдельных фраз. Пер.: Блаженного Аврелия Августина Иппонийского епископа Исповедания. М., 1787. Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. Т. 2. С. 370. Б. К. Кнорре Рубрики: Ключевые слова: АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых)

http://pravenc.ru/text/63146.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОЛОМЕНСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Коломенское духовное училище (недейств.) Двухгодичное училище в Коломне, в ведении Московской епархии , было образовано в 1800 году . Оно открылось в помещении освободившемся после перевода Коломенской духовной семинарии в Тулу . Для материальной поддержки училища было создано православное братство имени святителя Филарета Милостивого, так как многие воспитанники училища были из небогатых семей. В училище действовало регентское отделение. В 1917 году училище было упразднено. В 1990 году по благословению митрополита Крутицкого Ювеналия (Пояркова) в одноэтажном южном корпусе Троицкого Ново-Голутвина монастыря вновь открылось церковное училище под названием Московского епархиального духовного училища с двухлетним курсом обучения. Решение Священного Синода об открытии училища было принято 20 июля того года. В 1994 году был создан хор студентов духовного училища, впоследствии ставший частью хора духовенства Московской епархии. В 1995 году после реставрационных работ в одном из братских корпусов Старо-Голутвина монастыря туда было переведено духовное училище, с переходом на трехлетний срок обучения. 21 февраля 1996 года училище было преобразовано в Коломенскую духовную семинарию . За время существования духовного училища в 1990-е годы было 3 выпуска учащихся, в большинстве своём принявших священный сан. Смотрители, ректоры ... Помощники смотрителя Известные выпускники Использованные материалы    " Семинария Коломенская духовная " , зеркало сайта Русское Православие,   Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1895, 1897 годы, СПб., 1895, с. 72; 1897, с. 74.   Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1917 год, СПб., 1917, с. 74.   Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1896 год, СПб., 1896, с. 72. Редакция текста от: 03.12.2022 08:01:33 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13676638.h...

Патриарший наместник Московской митрополии возглавил церемонию награждения победителей конкурса «Верное слово» в г. Коломне 18 ноября 2023 г. 16:50 17 ноября 2023 года в актовом зале Коломенской духовной семинарии Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел возглавил церемонию награждения победителей VI открытого регионального творческого конкурса «Верное слово». Владыка Павел обратился к собравшимся с напутственным словом, после чего удостоил благодарственных грамот Коломенской епархии Э.Э. Баклашову (Малютину), автора фильмов о русском купечестве, и Н.А. Чернышову, председателя Союза журналистов Подмосковья, секретаря совета Союза журналистов России. Также от Московской митрополии в церемонии награждения приняли участие ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов, руководитель Пресс-службы Московской митрополии, член Оргкомитета конкурса «Верное слово» иерей Павел Галушко и куратор проекта «Верное слово» от Московской митрополии, выпускающий редактор газеты «Благовестник» г. Коломны протоиерей Игорь Бычков. VI Региональный творческий конкурс «Верное слово» традиционно проводился в пяти номинациях: «Духовные святыни Подмосковья», «Божий мир», «Человек веры», «Свеча на приходе», «Доброе дело». Три победителя в каждой номинации получили дипломы и памятные призы. В завершение церемонии журналисты поблагодарили ректора семинарии и всех сотрудников духовной школы за помощь в организации праздника. В фойе актового зала были представлены фотовыставка и выставка печатных изданий. По окончании церемонии для участников мероприятия были организованы трапеза и экскурсия по Богоявленскому Старо-Голутвину монастырю и музею Коломенской духовной семинарии. Конкурс «Верное слово», существующий с 2016 года, проводится совместно Союзом журналистов Подмосковья и Московской митрополией и объединяет журналистов, блогеров и всех неравнодушных людей, освещающих в СМИ вопросы духовности и нравственности в обществе. В этом году конкурс собрал более 80 участников из 23 городов Московской области, из Москвы и еще 12 городов России. Основной целью конкурса является содействие формированию духовно-нравственной культуры, сохранению традиционных ценностей Православия в обществе. В числе главных задач — активизация просветительской деятельности средств массовой информации, повышение профессионального уровня публикаций и поддержка журналистов, священнослужителей, блогеров и других авторов, освещающих темы духовно-нравственного состояния человека, семьи и общества. Московская митрополия / Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010