Асаф пророк или сыновья его, никогда не назывались Езрахитами. Поэтому гораздо вероятнее, кажется, принять другое словопроизводство этого прозвания, – от имени Зары , сына патриарха Иуды, как это мы видели уже у писателя кн. Паралипомеон; только при этом нельзя, подобно писателю названной книги, полагать, что Еман и Ефан, певцы Давидовы, были действительными потомками Зары, сына Иудина, но будто бы потом за свое искусство в музыке и пении были перечислены в колено Левиино 1208 : так как предположение подобного перечисления в другое колено мало находит себе подтверждения в истории Израиля, а в настоящем случае прямо опровергается сообщаемым в 1 кн. Паралипомеон совершенно ясным и полным левитским родословием обоих певцов. Достаточно предположить, как это делают другие исследователи Писания, что наименование Езрахитов получили они не вследствие своего происхождения из рода Зары от колена Иудина, а потому что долгое время жили в колене Иудином среди потомков Зары, подобно тому как левит Цуф, один из предков Самуила, называется Ефремлянином () 1209 от места жительства своего в горе Ефремовой 1210 , или как о левите, упоминаемом в кн. Судей в повествовании об идолослужении Михи, говорится, что он из колена Иудина ( ) на том основании, что жил в Вифлееме иудейском 1211 . Но кроме указанных, вполне вероятных внешних признаков тожества писателей псалмов Емана и Ефана Езрахитов с левитами-певцами того же имени, мы имеем и прямое свидетельство о том в самом надписании псалма 87-го, в котором, кроме частнейшего указания собственного имени писателя псалма Емана Езрахита, находится еще более общее указание в качестве писателей – сынов Кореевых ( ... ), и таким образом ясно показывается, что называемый Езрахитом писатель этого псалма Еман принадлежал к фамилии сынов Кореевых, или, что тоже, был одно и тоже лицо с начальником хора Еманом, который, как показывает его родословие, именно был Кореянин 1212 : почему доказывающие различие псалма от начальника хора Давидова и стараются обыкновенно или заподозрить подлинность которой-либо части надписания псалма 1213 , или извратил естественный, общепринятый смысл его каким-либо натянутым, искусственным переводом 1214 , но без достаточного на то основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Эти мнения, являясь выражением уверенности в том, что антихрист будет лице определенное, служат и вообще разяснением в более частных чертах учения откровения о личности антихриста. Так, о происхождении антихриста у древних учителей преобладающим было мнение, что он произойдет из народа иудейского, и именно из колена Данова 675 . Основанием для этого мнения служили следующие места Писания: 1) пророчество патр. Иакова о судьбе Дана ( Быт. 49, 17 ) 676 : – 2) слова пр. Иеремии: от Дана слышано бысть ржание коней его и пр. (8, 16–17) 677 и 3) особенно то, что в Апокалипсисе (7 гл.), при перечислении двенадцати колен израилевых, из коих в каждом запечатлено по двенадцати тысяче рабов Божиих, вовсе не упомянуто колено Даново, как бы неимеющее рабов Бога, а вместо него поставлено колено Левиино. Менее распространенным было мнение о происхождении его от язычников, основанием для которого служила мысль о Нероне, каке об антихристе, или прообразе антихриста, и еще менее, – что он произойдет из среды христианства, конечно, извращенного. Частнее, древние учители полагали, что он будет плодом греха и получит печать скверны в самом зачатии и рождении своем. «От оскверненной девы родится его орудие», т. е. змея или диавола, говорите св. Ефрем Сирин 678 , а по выражению И. Дамаскини, – «родится человек от блудодеяния» 679 . Источником этого мнения было убеждение многих отцев церкви, что диаволе, воздвигая антихриста, и сам антихрист будут стараться обманно подражать И. Христу. В частности, отцы учили, что диавол будет подражать воплощению Сына Божия. И. Христос родился от Девы, поэтому и диавол произведет свое орудие – антихриста также от девы. Но так как он не может произвести его от девы чистой и безмужней, то устроит дело так, что антихрист родится от девицы (иудеянки), впадшей в блуд, произойдете от незаконной связи ее 680 . Как пройдут детство, юность и вообще все годы жизни антихриста до воцарения его, – положительно неизвестно. Св. И. Дамаскин говорит, что антихрист «будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится» 681 . Но эти слова справедливы только в том, что до воцарения антихриста, или почти до воцарения люди не будут знать, что антихрист уже родился. Должно лишь предполагать, что время частной его жизни будет подготовкой к его царствованию, а именно, что с каждым годом своей жизни он будет возрастать во зле и в то же время приобретать влияние на людей. Наследственная склонность ко злу, влияние развращенной матери и развращенной среды, дух времени, безбожный и безнравственный, а в особенности могущественное влияние диавола, который овладеет им, – все эти причины, действуя в совокупности, должны произвести в его лице чудовище зла. Но в какой стране он родится, хотя некоторые, без достаточных оснований, и называли местом его рождения Рим или Вавилон, в каком царстве и народе он будет жить до своего воцарения, – эти и подобные вопросы нельзя решать даже и догадочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Весь материал для построения святилища был доставлен добровольными приношениями народа. Материал требовался ценный и изящный, и некоторые исследователи сомневаются в возможности того, чтобы у израильтян мог быть такой большой запас драгоценных металлов. Но при этом забывают, что среди израильтян было немало богатых семейств, и притом при выходе из Египта, а также во время прохода через египетские рудники они могли сделать значительные захваты потребовавшихся для скинии материалов. Самая работа по устройству скинии показывает, что века рабского пребывания израильтян в Египте не остались бесплодными для них в культурном отношении, и они вынесли оттуда знание многих ремесел и изящных искусств, которые впоследствии оказались им так нужными и полезными в религиозной и общественно-государственной жизни. Израильтяне вполне могли гордиться тем, что изящная и роскошная работа, требовавшаяся при построении скинии, вся выполнена была их собственными архитекторами и мастерами, во главе которых стояли известные строители Веселиил (из колена Иудина) и Аголиав (из колена Данова). С устройством особого народного святилища требовалось и особое священство, как класс особенных служителей религии. Потребность эта сказывалась с особенною настойчивостью ввиду недавно происшедшего случая уклонения народа от истинного богопочтения. Нужно было создать класс особенных ревнителей его, которые бы постоянно стояли на страже интересов истинной религии. Дотоле не было в народе особого класса священников, если и упоминаются иногда «священники», то под этим именем разумелись просто представители семейств, которые по патриархальному обычаю совершали богослужение для народа, не имея на то особенного посвящения. Теперь же более строгое и правильное общественное устройство народа требовало выделения какого-нибудь колена на это особенное служение. Какое именно колено было наиболее пригодно для такого служения, это уже выяснилось целым рядом исторических фактов, которые показали, что Левиино было наиболее достойно чести священства; Оно отличалось наибольшею преданностью истинной религии, крепче держалось заветов и преданий отцов и дало народу великого освободителя, выведшего его из земли рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Наконец, во время последнего печального события поклонения золотому тельцу оно показало наибольшую ревность к завету Иеговы и по призыву Моисея мужественно выступило для наказания идолопоклонников. Таким образом, этому колену по праву принадлежала честь священства, и она действительно была предоставлена ему. Священство разделено было на три чина – первосвященнический, священнический и левитский. Первый предоставлен был непосредственно Аарону, второй – его сыновьям с потомками, а третий – всему колену Левиину. Возведение в тот и другой чин совершено было с особенными обрядами и жертвоприношениями, которые должны были запечатлеть в посвящаемых сознание важности их служения. С этою же целию им даны были особые священные одеяния, в которые они должны были облачаться во время совершения богослужения. Высшая святость нового служения, на которое избиралось семейство Аарона и все колено Левиино, было подтверждено страшною участью сыновей Аарона – Надава и Авиуда, которые отнеслись к свой обязанности не с должным благоговением, за что и убиты были «огнем Божиим» 92 . Скиния со всеми своими принадлежностями, подробно описанными в книге Исход, была окончена постройкой в течение семи месяцев, и когда таким образом народное святилище было готово, и было совершено торжественное освящение его вместе с посвящением Аарона и сыновей его на священное служение, то труд по религиозному и общественному устройству народа был закончен, и потому настало время выступления в дальнейший путь. Но заключительные недели этой долгой стоянки были ознаменованы еще двумя важными событиями. Тут во второй раз совершено было празднование Пасхи, съеден был по установлению пасхальный агнец. Затем перед выступлением произведено было исчисление народа. Исчисление это показало, что все колена, исключая Левиина, заключали в себе в совокупности 603 550 человек мужского пола от двадцати лет и выше, что для всего населения составит не менее двух миллионов душ. Счет этот основан был на количестве подати, собранной с народа по полсиклю с каждой мужской души в пользу скинии, причем женщины и дети остались без всякой переписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Таким образом, мы с достаточностью видим, что во время пребывания в чужой земле израильтяне сохраняли основные истины и установления религии отцов. Но есть еще и другие указания, дающие возможность определить степень жизненности в них веры и не только в народе вообще, но и в отдельных коленах и даже личностях. Это именно те имена, которые давались родителями своим детям во время долгого пребывания в рабстве египетском. Известно, какое важное значение вообще придавалось именам в патриархальную эпоху. Каждое более или менее важное в духовном, религиозно-нравственном или семейном отношении событие непременно отражалось на имени, дававшемся известному лицу или месту. – Иногда сообразно с положением того или другого лица в домостроительстве Божием сам Бог переменял людям имена (как это известно из истории Авраама, Сарры и Иакова), а большею частью назначение имени, особенно детям, служило прямым выражением той или другой духовной настроенности родителей, которые и выражали в даваемых своим детям именах или признание высшего благоволения и соприсутствия Божия, или просто свои чувства, надежды и испытания (как это заметно напр. в именах сыновей Иосифа, Моисея и др.). Ввиду этого, то замечательное обстоятельство, что среди представителей колен постоянно встречаются такие имена, как Елиав (Бог мой отец), Елицур (Бог моя крепость), Елиасаф (Бог мой собиратель) и другие того же рода, ясно показывает, как глубоко отеческие предания коренились в сердце сынов Израиля, и как жива у них была память о Боге их отцов и особом Его промышлении об избранном роде. При этом особенно замечательно, что подобные имена чаще всего встречаются в колене Левиином. Таковы имена: Елиасаф – Бог мой собиратель, Елицафан – Бог мой охранитель, Цуриил – Бог моя скала, Елиазар – Бог мой помощник, Амрам – родственный Всевышнему, Иохаведа – Господь ее слава и т.д. Одно это обстоятельство с достаточностью показывает, что колено Левиино отличалось особенной преданностью отеческим преданиям и особенно твердо сохраняло веру отцов, и тем заслужило того, что оно именно сделалось орудием промысла в освобождении и возрождении народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Consecrationes uero altarium ecclesiae sancti Petri, et aliorum monasteriorum, necnon consecrationes ecclesiarum, altarium, sacerdotum, clericorum, diaconorum seu diaconissarum totius ciuitatis Leonianae uobis uestrisque successoribus in perpetuum, sicut praelibatum est, concedimus et confirmamus. Диплом папы Uoahha XIX , по которому епископу Сильвы Кандиды предоставляется [право] в определенные дни совершать богослужения в храме св. Петра в Ватикане (1026) Мы предоставляем и утверждаем за вами и вашими преемниками на вечные времена, как было выше изложено: [право] освящать алтари церкви святого Петра и других монастырей, а также [право] освящать церкви, алтари, [посвящать] священников, клириков, диаконов или диаконисс во всем городе Льва 144 . Petrus Abaelardus Пьер Абеляр Epistula ad Heloissam. Письма к Элоизе. VII ер.: The Letter Collection of Peter Abelard and Heloise/ Ed. D. Luscombe. Oxford University Press, 2013. P. 288, 296–304; VIII ep.: Monumenta. P. 68: Petri Abaelardi opera/Ed. V. Cousin. P, 1849. Vol. 1. P. 164. Орфография латинских текстов разных изданий сохранена. Письма Пьера Абеляра [Петра Абелярда] (1079–1142) содержат достаточно пространную, хотя и повторяющуюся информацию относительно диаконисс, которые для автора, несомненно, являются аббатиссами – настоятельницами монастырей. Возможно, этот вопрос интересовал Абеляра еще потому, что своего известного адресата, Элоизу, он также признавал диакониссой. VII. 15. «Omnes primitias sanctuarii, quas offerunt filii Israel Domino, tibi dedi, et filiis ac filiabus tuis iure perpetuo». Unde nec a clericorum ordine mulierum religio disiuncta uidetur, quas etiam ipsis nomine coniunctas esse constat, cum uidelicet tam diaconissas quam diaconos appellemus, ac si in utrisque tribum Leui et quasi Leuitas agnoscamus. VN. 15. «Все начатки святыни, которые приносят сыны Израилевы Господу, я отдал тебе [Аарону], и сынам и дочерям твоим уставом вечным» [ Числ.18:19 ]. Из этого ясно, что чин клириков и религиозное служение женщин неотделимы друг от друга и очевидным образом связаны еще благодаря самому наименованию, поскольку, как известно, мы называем [одинаково] как диаконисс, так и диаконов, признавая в тех и других колено Левиино, и как бы левитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   В обязанность патриархов также входило давать имена младенцам при рождении (Быт. 16:15; 23, 1), совершать обрезание (Быт. 17:12; 17, 23), благословлять на брак (Быт. 24:60, 28, 1-3) и на многие другие знаменательные моменты в жизни отдельных членов рода (Быт. 20:7; 27, 27—29; 28, 3).    С этими священнодействиями патриархи соединяли воспоминание полученного ими от Бога обетования о Семени жены, о Спасителе мира, Которому надлежало явиться из их благословенного рода (Быт. 3:15).    Жертвами патриархи выражали молитвенные прошения пред Господом и обычно сопровождали их горячими молитвами, в которых они испрашивали у Бога помощи и наставлений, благоустройства семейной жизни, дарования потомства и т. д. Молились о грехах, которыми, по сознанию их совести, они оскорбляли величие Божие.    В книге Иова об этом находим следующее свидетельство: «И… принесоша (Иов) о них (детях) жертвы по числу их, и тельца о гресе о душах их. Глаголаше бо Иов: негли когда сынове мои согрешиша и в мысли своей злая помыслиша противу Бога» (Иов. 1:5).    Таким образом, мы видим, как тесно связаны между собой молитва и жертвоприношение. Совершители жертвоприношений, родоначальники, явились посредниками между Богом и своим родом. При совершении жертвоприношений должны были присутствовать все члены данного рода. Можно предполагать, что патриархальное жертвоприношение, при всей своей внешней простоте, носило величественный характер общественного богослужения и молитвы.    Таким образом, уже в этом посредническом служении лежала идея священства, хотя оно еще и не имело характера иерархического, так как основывалась на праве первородства, на праве естественном. Это патриархальное священство продолжалось до египетского переселения. История возникновения иерархического священства в Ветхозаветной Церкви    С течением времени патриархальное священство, как не имеющее определенных правил своего служения и действовавшее по естественному праву, сменяется особым сословием иерархического священства, деятельность которого строго определялась богодарованным законом. Сам Бог благоволил вверить сохранение Своего завета и проповедь о Своих обетованиях Им Самим избранному колену Левиину. Причиной такого предпочтения, без сомнения, было то, что колено Левиино воздержалось от поклонения златому тельцу при горе Синай. К этому колену принадлежали Моисей и Аарон, великие вожди народа, ревностные блюстители нравственной чистоты его и строгие исполнители Божественных повелений. Сам Бог повелел привести Моисею Аарона и сыновей его пред скинию и посвятить их на священное служение: «Приведи к себе Аарона, брата твоего, и сыны его от сынов израилевых, да священнодействуют Мне» (Исх. 28:1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

Так и бывшее Моисею откровение начинается ссылкою на бывшие патриархам откровения, древность коих засвидетельствована самим Моисеем и точно записана в книге Бытия. Бог говорящий из купины дает знать о Себе, что Он есть Тот, который за много веков пред сим многократно являлся Аврааму, дважды Исааку и неоднократно Иакову, и которого вследствие этого откровения даже доныне чтили сыны Израилевы, как Божество чисто духовное, – Бога небесного и всея земли, и которого в особенности чтило колено Левиино, хотя многие сроднились уже и с языческим представлением о Боге высочайшем и почитали Его под образом тельца 19 . Несправедливо поэтому думать, будто Бог Израилев только теперь усвоил Себе новое имя; мы видим напротив, как Он ссылается на то имя, под которым чтили Его патриархи и даже первые люди Адам и Ева. К тому же, и далее очень часто употребляется название „Бог Авраамов, Исааков и Иаковль“. Это показывает, что Бог никогда не расторгал завета Своего с патриархами, по каковому завету именно их потомство благоволил Он избрать из всех народов, чтобы стать к Нему в особенные вышеестественные (с Адама уже начавшиеся) отношения. Такого отношения Бога к людям остальные, как до Ноя так и после него жившие, оказались недостойны, и недостойны именно чрез то, что отпали от Jave, Бога небесе и земли ( Быm. II, 4; XIV:19 ). Впрочем Бог не навсегда отверг народ свой, а лишь на время, дабы в последнем семени патриархов, а именно о Господе „Иисусе Христе, Сыне Давидовом (избранный род), сыне Авраамовом (избранный народ), кончине закона (Мф. I, 1; Рим. Х, 4 ) благословились вся племена земная ( Быm. XII, 3; XXII, 18 ). Что касается переводчиков рассматриваемого нами места, то нужно заметить следующее. Акила и Феодотион совершенно неправильно поняли ответные слова Божии Моисею, приняв за будущее время (futurum) и переводя словом σομαι, как перевел впоследствии и Лютер: Ich werde sein, der Ich sein werde... Ich werde sein, der hat mich zu euch gesandt (значить: „я буду, который буду“... „я буду“ послал меня к вам). Верно понято у LXX и в Вульгате: γ μι ν (Аз есмь Сый) ­­ ego sum qui sum. И в том и другом переводе, как второе , так и третье, которое стоит здесь в качестве подлежащего к словам „посла мя к вам“, поставляются вместо первого в третьем лице, а отсюда в форме причастия. Поэтому, как выше упомянутое ’ γ μι ν согласно с подлинником должно быть выражено словами „Я есмь, который есмь“, так равно и последующее предложение – словами «Который есть» послал меня к вам: qui est misit me“. Такой перевод во всяком случае обязан своим происхождением тому, что еврей легко принимает первое лицо „я есмь“ за подлежащее к другому глаголу, между тем как грек и латинянин необходимо требуют третьего лица, и именно в форме существительного, следовательно: ν, сущий (Сый).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Жители Вефсамиса с радостию встретили ковчег завета и отправили его в Кириаф-Иарим, где в продолжение 20 лет он находился в доме Аминадава. Эта история пленения ковчега имеет очень важное значение. Она показывает, с одной стороны, легкомысленное отношение евреев к своей святыне, которые, лишившись ее, не принимали никаких мер к ее возвращению; с другой стороны свидетельствует о том, что слава о Боге Израиля и его чудесах гремела среди филистимлян, так что и они отнеслись с большим благоговением к святыне еврейской; и, наконец, с ясностию доказывает тот факт, что евреи считали вполне дозволительным уносить кивот из скинии и иметь его в местах народных собраний. Присутствие его в известном месте освящало совершение жертвоприношений и религиозных обрядов в этом месте, хотя, по закону Мосееву, единственным местом совершения их могла быть только скиния. Во всяком случае это предписание закона Моисеева ( Лев. 17:8–9 ) в данную эпоху не соблюдалось, и мы находим, что жертвоприношения совершались не только при скинии, но и в других местах: в Бохиме ( Суд. 2:5 ), Офре (6:24), Массифе ( Суд. 11:11; 20:1, 4 ; 1Цар. 7:5–10 ), Вефсамисе ( 1Цар. 6:15 ), Кариаф-Иариме ( 1Цар. 7:1 ), Галгалах ( 1Цар. 10:8; 11:15 ) и Раме ( 1Цар. 7:17 ), – где были особые жертвенники, выстроенные по образцу того, который построили для себя заиорданские колена ( Нав. 22 ). Местами для таких жертвенников обыкновенно избирались высоты ( Суд. 6:26 ), βωμοι . Для совершения общественного богослужения по Моисееву закону был избран Аарон со своими сыновьями и вообще все колено Левиино ( Исх. 28:1, 41 ; Чис. 3:6 и сл. 16:9, 10): только принадлежавшие к этому колену имели право совершать жертвоприношения, входить в скинию и отправлять другие священные обязанности; всякому не принадлежавшему к Левиину колену, но присвоившему себе право священнодействовать, закон угрожал смертию ( Чис. 18:4–7 , ср. 3:10). При этом закон определял очень точно обязанности первосвященника, священников и левитов. Во время Судей встречаем совсем обратное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

В Ветхом Завете нижней ступенью в священнической иерархии были левиты, т. е. помощники священников. Происхождение ступени левитов и их название связано с одним из эпизодов Священной Истории Ветхого Завета. В книге Исход (см. Исх. 32) описываются события связанные с отпадением израильского народа от Бога и впадение в идолослужение. Сошедший с горы Синай пророк Моисей обнаружил отпадение народа от Бога, и лишь люди из колена Левина (сыны Левиины) остались верны Богу и пророку Моисею. За проявленную веру и преданность Господу именно колено Левиино было наделено почетным служением и именно отсюда они и получили наименование левитов. В ветхозаветном богослужении в обязанности левитов входило выполнение ряда определенных действий, связанных в первую очередь с помощью священникам в совершении религиозного культа. По повелению Божию левитом мог стать мужчина в возрасте от 25 до 50 лет, но первые пять лет он должен был готовиться к служению (до 30 лет). Готовящийся стать левитом должен был быть человеком высоконравственным. Первоначально левиты жили при Скинии Завета, но в дальнейшем, по повелению Божию, для них были выделены специальные города во всех коленах Израиля. Содержались левиты за счет десятины и жертвоприношений Богу. Сами же левиты должны были платить десятину священникам. В обязанности левитов входило выполнение ряда действий в ветхозаветных богослужениях и жертвоприношениях: перенос скинии, помощь священникам, охрана скинии, уборка храма, исполнение гимнов и псалмов, игра на музыкальных инструментах при богослужении и т. д. В тоже время для левитов были установлены и определенные ограничения: запрет на прикосновение к Ковчегу Завета (как и простым людям); они не имели права приближаться к жертвеннику всесожжения. Интересно отметить, что в услужении у левитов находились нефинеи (военнопленные); они выполняли самые тяжелые работы при храме. В целом об обязанностях и правах левитов подробно изложено в книге Левит, входящей в Пятикнижие Моисеево. Второй ступенью в священнической иерархии Ветхого Завета являлись непосредственно священники. Священники, также как и левиты, происходили из колена Левиина, но были непосредственно потомками Аарона (брата Моисея). Права и обязанности священников также изложены в книге Левит. Прежде чем принять сан священника кандидат должен был пройти обряд посвящения, включавший в себя ряд определенных действий. Священники жили при скинии, а также в 13 городах вокруг Иерусалима (в городах колен Иуды, Вениамина, Симеона). Содержались священники за счет десятины, которую им платили левиты. В обязанности священников входил широкий спектр основных богослужебных действий: приношение жертв, учение и наставление в Законе, возвещение о начале войны и праздников, ведение вопросов о культовой чистоте, суд, напутствие воинов перед войной, контроль чистоты предметов храма, уборка храма и святилища.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010