Итак, десятин было несколько и они имели различное назначение, применительно к законам Числ и Второзакония. Также точно излагаются постановления о десятинах в талмуде (трактат maaser scheni), у Иосифа Флавия (Древн. 4, 8, 8, 22) в таргумах и других еврейских сочинениях (Geiger. Uhrschrift und Uebersetzungen. 176—180 ss.). Очевидно, древние иудеи не видели никакой разности в законах Числ и Второзакония и исполняли их, как Моисеевы и Господни.    Среди критиков немало споров из-за законов о священниках и левитах. Так, по законам книг Левит (8—10 глл.) и Числ (8 гл. и др.), строго различаются, по характеру, роду и достоинству службы и по посвящению, с одной стороны, священники — потомство Аарона, а с другой все Левиино колено, называемое левитами и братьями Аарона (Числ.8 гл., 16, 10 и др.). Во Второзаконии термин «братья Аарона» не встречается и отсюда критики делают вывод, что вообще «священство» во Второзаконии не выделяется из Левиина колена, всему Левиину колену предоставляется это право (особенно 18 гл. Второзакония). Затем, среди критиков дебатируется вопрос: как произошли эти разные законы? По мнению одних, более древние законы находятся в книге Левит и Числ, а более поздние во Второзаконии и имеют себе параллель у Иеремии (33, 18, 31) и Иезекииля (43:49; 44:15). По мнению других, во Второзаконии Левиино колено «ведет себя просто и бедно,» оно «не принадлежит к миллионерам,» а более походит на «нищих,» в книгах Левит и Числ, так называемом «священническом кодексе» оно выходит из границ, имеет особые города (Числ.1:47...), разные роды службы и посвящения и пр. Такое место оно занимает уже после плена в писаниях Ездры (1Ездры и Паралип.) и Неемии. Тогда же, стало быть, составлены и упомянутые законы книг Левит и Числ. Не обращая внимания на указанный «междоусобный» критический спор, мы лишь должны заметить, что и во Второзаконии различается служение священников и всего Левиина колена. Первым назначается «предстоять пред Господом и служить Ему» () и «благословлять именем Его» (Втор.10:8; 17:12; 18:5); на содержание «священников» () назначается плечо, челюсти и желудок от жертвенных животных, начатки от хлеба, вина и елея, шерсти овец и пр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Принудительный характер этих работ также доказывается постоянным присутствием вооруженных палками надзирателей, которые часто чинят над неудовлетворяющими их рабочими жестокую расправу. На картине в Бени-Гассане изображается, как надзиратели наказывают рабочих. Некоторые из последних обнажены и повалены наземь, двое держат их за руки и один за ноги, а надзиратель беспощадно сыплет удары по обнаженной спине. Такому же наказанию на некоторых изображениях подвергаются и женщины. Что касается самих надзирателей или начальников над работами, то они были правительственными чиновниками, под ведением которых находились известные округи, в свою очередь разделявшиеся на меньшие участки, находившиеся под начальством низших чиновников. Для удобства заведывания работами, они избирали из самих израильтян подручных себе надзирателей, на которых и возлагалась ответственность за исправность тех или других непосредственно вверенных работ. Последняя мера могла иметь и политическое значение, так как производила разделение в народе (между надзирателями и простыми рабочими) и тем ослабляла его нравственное единство и его политическую силу. Во время пребывания израильтян в Египте, среди них колено Левиино выдавалось как одно из наиболее даровитых и восприимчивых к египетской культуре. И все вообще израильтяне не остались чуждыми этой культуры и усвоили разные ремесла и знания; но колено Левиино шло в этом отношении впереди всех и усвоило от египтян даже их высшую мудрость – искусство письма, обладая которым оно естественно заняло выдающееся положение среди других колен. Как наиболее даровитое и образованное, оно вместе с тем полнее воплощало в себе исторический и религиозный смысл народа, в нем живее сохранялись отеческие предания, целостнее жила вера отцов и, как в живом ковчеге, хранились заветы их. В этом колене сосредоточивалась так сказать народная душа, и во время самого тяжелого рабства и унижения таилась искра народного самосознания. Из этого-то очага души народа и вышло для него избавление.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

15 – 39). Избираются Левиты для такого служения самим Господом взамен всех первенцев Израильских; «Левиты будут Моими», говорит Господь, потому что все первенцы Мои (ст. 12 – 13). Нужно помнить, как высоко ценилось первородство у Израиля, какая честь, какие права принадлежали первенцу – чтобы понять, как высоко было поставлено колено Левино среди Израиля! Не Рувим ли первенец Израиля? И вот Левий избран Господом и поставлен среди всего общества Израильского, и к нему должны обращаться взоры всех: от колена Левиина – избавление из Египта, колено Левиино приближено к Богу, через колено Левино идут все Божие повеления и уставы, колено Левино поддерживает, хранит и проводит эти уставы в жизнь. И не удивительно после этого, что избрание колена Левиина преимущественно перед всеми другими и поставление его над ними должно было проводиться с постепенностью, так как иначе все дело устройства теократии и создание отдельного от всех «народа» еврейского не могло бы не встретить замешательств и препятствий, может быть, более существенных и опасных, чем дело Корея и его сообщников. Получив свое первое, недостаточно еще определенное, признание по случаю истребления 3000 нечестивцев, поклонившихся золотому тельцу ( Ucx. XXXII, 26 – 29 ), левиты неоднократно были отличаемы пред всеми коленами, как особо близкие к скинии и Богу 7 пока, наконец, их избрание не признается всем обществом Израильским в торжественном богослужебном акте ( Чucл. VIII, 5 – 26 ). Но, кроме нравственного преимущества – быть руководителем всей религиозно – нравственной и общественной жизни Израиля, на долю колена Левиина, выпали столь выдающиеся материальные преимущества, которые, естественно, должны были останавливать на себе внимание остальных колен. В то время как эти последние должны непосредственным трудом рук своих добывать все средства к жизни, Левино колено получало свое содержание от всего общества Израильского, именно в размере 1 10 доли всего годового дохода сынов Израилевых. Это – так называемая десятина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

Моисей сказал им: сегодня посвятите себя Господу ( Исх.32:28 ), и чрез несколько месяцев ( Чис.1:1 ), при первой же переписи народа, колено Левиино публично было выделено из всего Израиля на служение при скинии ( Чис.1:49–53 ). Теперь каста образовалась вполне, по крайней мере, в предписаниях Моисея. Колено Левиино и род Аарона, брата Моисеева, стали во главе всего народа: не только обильные материальные приношения и повинности шли, по повелениям Моисея, в пользу священства и левитства, но и общественное их положение стало начальственным, выделенным из всего народа. Вполне естественно, эти постановления Моисея возбудили зависть против левитов – у остальных колен Израиля, против священства – у левитов других родов, кроме Ааронова. Недовольство и раздражение дошли до того, что образовалось целое восстание против Моисея и Аарона ( Чис.16–17 ), и только смерть до 15000 человек из недовольных погасила мятеж и заставила ( Чис.17:28 ) примириться с новыми порядками ( Чис.18 )! Таким образом, вот когда, по библейским данным, возникло еврейское священство в его кастовом устройстве: во время жизни евреев в пустыне Синайской по выходе из Египта! Связь всех событий этого времени, устроение за это время Моисеем гражданского и религиозного быта евреев, полная естественность его мер касательно организации священства (предпочтение своих близких и сородичей по колену), характерный эпизод возмущения Корея и его сообщников – все это дает вполне достоверный характер рассказу об учреждении Моисеем правильно устроенного кастового священства. Те немногие места Библии, которые, как мы видели на примере профессора Липперта, принимаются отрицательной критикой за доказательства против существования в столь раннее время правильно организованного кастового священства, не мешают признавать, что таковое священство существовало с самых первых времен израильской истории и уж, во всяком случае, гораздо раньше царя Езекии, время которого ставится отрицательной критикой началом правильного кастового священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

б) нужно было уверить всех Иудеев, что вновь составленные книги суть те самые, которые издревле Иудеи почитали за священные. Уверить судей, что законы, в этих книгах содержащееся, те самые, по которым и прежде чинились в Израиле суд и расправа. Уверить священников и левитов, что священнодействия и обряды, предписываемые подложными книгами, были и прежде совершаемы в храме. Заставить всех Иудеев принять новые, произвольно измышленные пророчества и псалмы за древние и священные; в) наконец, чтобы подтвердить истинность содержания подложного Пятикнижия, нужно было сделать в Иудейской церкви и государстве многие новые учреждения и выдать их за учреждения Моисеевы. Например, отделить от прочих колен целое колено Левиино для священного служения алтарю, учредить первосвященническое достоинство, преемственно переходящее в потомстве Аароновом и пр., и уверить сынов Израиля, что всё это ведёт своё начало от самого боговдохновенного их законодателя. Сколько тут несообразностей, трудности и даже невозможности! Если после этого совокупить все доказательства подлинности Пятикнижия Моисеева, то и в этом отношении должно будет отдать ему полное преимущество пред всеми древними книгами, известными у разных народов, которые, притом, все до одной гораздо новее Пятикнижия. § 114. Неповреждённость Пятикнижия Моисеева С не меньшей основательностью может быть показана и неповреждённость Пятикнижия Моисеева. Ибо порчи существенной и не могло произойти в нём, и действительно нет. 1) Не могло произойти. Вспомним только, что эта книга была первым сокровищем для всех Иудеев, как дарованное самим Богом начертание их веры, их законодательства, их истории и других знаний, и находилась особенно у некоторых Иудеев в постоянном употреблении. Известно, во-первых, что автограф Моисея, по повелению его, был положен и постоянно хранился, от страны ковчега завета (Второз. 31, 26). Что Моисей строго запретил прилагать что-либо к его закону, или от него отнимать (Второз. 4, 2). И что для сохранения этого закона назначено было целое колено Левиино, заключавшее в себе около 50,000 человек. Известно, во-вторых, что с автографа Моисеева, по его завещанию, снимаема была верная копия для каждого Нового царя или правителя, при самом избрании их,– с тем, дабы они могли изучить закон и им руководствоваться (Второз. 17, 18 и 19). И что такие же копии постоянно должны были находиться в руках левитов, которые, в противном случае, не только не знали бы учения веры, но не умели бы даже приносить жертв и совершать все прочие обряды богослужения. Такие же копии необходимы были и для судей, которые иначе не могли бы знать гражданских законов своего отечества и чинить суд и расправу. Необходимы и для самого народа, чтобы он мог сообразоваться с этими законами в делах веры и жизни, общественной и домашней. Как же после всего этого допустить, чтобы Пятикнижие Моисеево могло быть существенно повреждено?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Все эти рабочие подгонялись палками надсмотрщиков и пели свои трудовые песни, но голоса вожаков звучали подавленно и хрипло, хотя оживлялись в час покоя, после скудного обеда. Густые рои злых песьих мух преследовали эти страдальческие партии рабочих, которые с тупым и подавленным терпением сносили как жала насекомых, так и удары своих надзирателей» 93 . Среди таких политических и социальных условий жили израильтяне в Египте. Но они занимали исключительное положение в стране. Как племя родственное высокому придворному сановнику, и благодаря вообще покровительству пастушеской династии, дававшей в политических видах особенные привилегии пастушеским народностям, населявшим северо-восточную окраину страны, они пользовались лучшим социальным положением, чем масса туземного египетского населения. На привольных и плодородных полях Гесема они быстро росли в численности и богатели. Семейство Иакова разрослось в целое племя, которое по числу своих родоначальников разделялось на двенадцать или тринадцать колен, которые сохраняли сознание своего кровного единства. Первенство между ними по праву должно бы принадлежать колену Рувима, но Иаков в своём предсмертном благословении лишил его этого права первородства, потому что он «взошёл на ложе отца и осквернил постель его» 97 . Главенство между ними, как и естественно, занимали в Египте колена, имевшие своими родоначальниками сыновей Иосифа – Ефрема и Манассии, но между ними особенно возвысилось колено Левиино, которое, наиболее других усвоив себе хорошие стороны египетской цивилизации, достигло нравственного главенства среди своего племени и впоследствии заняло привилегированное положение священнического класса в своём народе. Пользуясь значительной самостоятельностью, они выработали свою форму самоуправления, сообразно особенностям своего родового быта. Каждое колено имело во главе особого представителя или князя и разделялось на несколько меньших групп, из которых каждая имела своего особого старейшину. Таким образом, евреи представляли собой довольно организованную общину, соединённую узами родства и взаимного интереса. Тем не менее, каждое колено имело свои отличительные особенности в характере жизни. Колена Рувима, Гада и Симеона крепко держались пастушеской жизни, колено Вениамина отличалось воинственностью, колено Левия – гражданственностью и любовью к наукам и искусствам. Жизнь в чужой стране развивала в них чувство единения между собой, и оно находило для себя выражение в собраниях представителей народа. При всяком важном событии, касавшемся их жизни, представители или главы колен и меньших групп собирались на совещание и обсуждали своё положение при данных обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblij...

Разделение колен Симеона и Левия и рассеяние их между другими коленами было специфическим средством против преступного единомыслия их родоначальников. Пророчество на обоих коленах исполнилось с точностью, хотя неодинаковым образом, – во всем неблагоприятном значении только на колене Симеона. Оно быстро уменьшилось в числе за 40 лет странствования по пустыне, вскоре по выходе из Египта в нем было способных к войне 59 300 ( Чис. 1:23 ), а в конце означенного периода – лишь 22 000 ( Чис. 26:14 ). В Ханаане оно получило удел свой не самостоятельно, а в пределах Иудина колена ( Нав. 19:1, 9 ). Малозначительность его в общенародной жизни видна уже из того, что в благословении Моисея ( Втор. 33 ) оно совсем не упоминается. По иудейскому преданию, наибольшее число бедняков было в колене Симеона (Berech. r. Р. 98, 485). На колене Левиином первоначально также сбылось грозное слово патриарха: оно не получило собственного удела при разделе Ханаана, а лишь 48 городов – в уделах разных колен ( Нав. 21:41 ). Но затем искреннее и ревностное служение Богу представителей этого колена, см. напр., Исх. 32:26, 29 , сделало его избранным и священным коленом служителей Иеговы при Его святилище ( Чис. 18:20–24 и др.): тогда проклятие рассеяния превратилось в благословение священного служения – учительства, богослужения и под. среди Израиля ( Втор. 32:9–11 ). В последнем смысле «колено Левиино рассеяно по причине высокой чести, чтобы в каждом колене жили левиты и жрецы, и все приобретали от них пользу» (блаженный Феодорит). Возможно ли теперь, чтобы пророчество Иакова о Левии, столь неблагоприятное для него и его колена, могло произойти во времена Давида – Соломона, когда священное значение и высокое служение, а равно богоизбранность Левина колена были общепризнанны в Израиле? Появление в эти времена, вообще после Моисея, предполагаемой сатиры на колено Левиино и на другие было абсолютно немыслимо. Быт.49:8–12 . Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вообще египетские памятники часто говорят о выделке кирпичей при помощи каторжного труда каких-то пленников, но что под этими пленниками нельзя разуметь военнопленных, можно заключать из того, что последних всегда было очень мало приводимо с военных действий, так что при самых блистательных походах тщательно отмечаются даже десятки и единицы их. Вероятнее всего под этими пленниками нужно разуметь различных инородцев, живших в пределах Египта, которых египтяне силой захватывали на местах их жительства и уводили на работы, как это было и с израильтянами. Принудительный характер этих работ также доказывается постоянным присутствием вооружённых палками надзирателей, которые часто чинят над неудовлетворяющими их рабочими жестокую расправу. На картине в Бени-Гассане изображается, как надзиратели наказывают рабочих. Некоторые из последних обнажены и повалены наземь, двое держат их за руки и один за ноги, а надзиратель беспощадно сыплет удары по обнажённой спине. Такому же наказанию на некоторых изображениях подвергаются даже женщины. Что касается самих надзирателей или начальников над работами, то они были правительственными чиновниками, под ведением которых находились известные округи, в свою очередь разделявшиеся на меньшие участки, находившиеся под начальством низших чиновников. Для удобства заведования работами, они избирали из самих израильтян подручных себе надзирателей, на которых и возлагалась ответственность за исправность тех или других непосредственно вверенных работ. Последняя мера могла иметь и политическое значение, так как производила разделение в народе (между надзирателями и простыми рабочими) и тем ослабляла его нравственное единство и его политическую силу. Среди израильтян, во время пребывания их в Египте, колено Левиино выдавалось как одно из наиболее даровитых и восприимчивых к египетской культуре. И все вообще израильтяне не остались чуждыми этой культуры и усвоили разные ремёсла и знания; но колено Левиино шло в этом отношении впереди всех и усвоило от египтян даже их высшую мудрость – искусство письма, обладая которым оно естественно заняло привилегированное положение, наподобие жреческой касты египтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblij...

8 из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. В перечислении пропущено колено Даново (вместо него включено колено Левиино, которое традиционно в перечне колен не упоминалось). По мнению многих толкователей, причина пропуска состоит в том, что именно из колена Данова имеет произойти лжемессия-антихрист.  В еврейской религиозной литературе колено Даново нередко пользуется плохой репутацией. В Агаде о данитах говорится как о грешниках, связанных с богохульством и идолопоклонством. 67 67 Ср. аналогичные свидетельства в Библии: Лев. 24, 11; Суд. 18, 30; 3 Цар. 12, 29; Ам. 8, 14.  Из «Заветов двенадцати патриархов» мы узнаем, что князем данитов является сатана (VII, 5, 6). В «Таргуме Иерушалаим» 68  на Втор. 25, 18 упоминается, что во времена Моисея колено Даново служило идолам, а в мидрашах сказано, что эмблемой этого колена была змея.   68 Другое название «Таргум Ионафана» (I век по Р. Х.) . В Пятикнижии Дан назван «львом от Васана» (Втор. 33, 22), в чем можно усмотреть противопоставление Христу, Который назван «Львом от колена Иудина» (Апок. 5, 5). Символично также, что Васан 69  в древности был местом обитания рефаимов – народа враждебного Богу и народу Божию.  69 Историческая область в северо-восточном Израиле,  на восточном берегу Иордана, включающая в себя Голанские высоты.     Рефаимы были великанами, людьми огромного роста и физической силы: кровать последнего васанского царя Ога, побежденного Моисеем, имела размеры 9 х 4 локтей, или  4,5 х 2 метра (Втор. 3, 11). 70 70 Некоторые отождествляли рефаимов с допотопными исполинами (евр. «нефилим» – , от (нафал) — «падать», «погибать», «разрушаться», «впадать в беду» — см. Быт. 6, 4), но это ошибочно, так как те исполины погибли при потопе, именно ради них посланном на землю.   Рефаимы воевали против Моисея, а позже сохранившиеся их потомки и против Давида. Впоследствии, когда рефаимы уже исчезли с лица земли, это слово стали употреблять в общем смысле, как символ погибших враждебных Богу царей-идолопоклонников. Так, у пророка Исаии рефаимами названы пребывающие в глубинах преисподней могущественные языческие цари и властители мира (Ис. 14, 9; также Ис. 26, 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Точно тоже должно сказать и о заметке о двух последующих станах ( Втор.10:7 ); по-видимому, бездельна лишь заметка о стане в Зудгаде, где особенного ничего не случилось, что бы напоминало народу об особой милости к нему Иеговы, но об этом стане упомянуто только потому, что из него Евреи пришли в Иотвафу, землю изобилующую источниками. Кажется, из этого можно видеть тесную, внутреннюю связь подозреваемых стихов с предыдущим и последующим и их необходимое значение для раскрытия главной мысли, всего отделения, содержащегося в 9, 10 и 11 главах. 2) Противоречие рассматриваемых стихов с свидетельствами книги Числ в том, что будто здесь избрание колена Левиина на особенное служение Иегове при Скинии переносится на время после смерти Аарона и поставления Первосвященником сына Его Елеазара, т. е. в 40-й год странствования Евреев в пустыне, тогда как по книге Числ это избрание совершилось гораздо ранее – во второй год по исходе из Египта, – это противоречие лишь мнимое, и до действительного противоречия доводят его лишь ложным пониманием и толкованием этого места, представляя, будто выражение – во оно время отдели Господь племя Левиино, относится непосредственно к предыдущему стиху: «оттуда, т. е., из Мозера, где умер Аарон, Евреи отправились в Гудгод, из Гудгода в Иотвафу, землю изобилующую потоками вод, и в это время, т. е., в Иотвафе отделил Господь колено Левиино. Но так понимать определенно выражение – во оно время здесь нельзя; оно здесь подставлено в неопределенном значении и означает некогда: неопровержимое доказательство этого в этой же самой главе. Она начинается так: во оно время рече Господь ко мне: истешии себе две скрижали и пр., повествуется, как Бог , вместо первых, разбитых скрижалей, дал Моисею две новые; между тем, в конце предшествующей главы, с 23 ст., содержится напоминание Моисеево Евреям о том, как они раздражали Иегову в Кадис-Варни, как хотел Иегова погубить их, и как Моисей молился Ему о помиловании народа своего. Если теперь 10-я глава начинается словами во время оно: то это выражение, очевидно, указывает не на определенное время: потому что в этом случае написание вторых скрижалей мы отнесли бы к тому времени, когда народ взбунтовался в Кадис-Варни и по молитве Моисея помилован Богом, что нелепо, так как известно из сказаний Исхода, что вторые скрижали вручены были Моисею вскоре после сокрушения первых, когда Евреи не отходили еще от Синая.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010