I. Израильский народ, состоявший из двенадцати самостоятельных колен, представлял в своей внешней организации союз, сплочённый теократическим началом, политическим интересом и кровным родством. Такая организация, при исторически сложившемся и издавна существовавшем в народе представительном управлении в отдельных коленах, предполагала и для общегосударственной жизни народа такую форму правления, в которой бы каждое колено, сохраняя свою самостоятельность, участвовало в общем управлении народа посредством своих представителей. Так и было на самом деле. Общенародные дела обыкновенно решались представителями всех колен, избираемыми из своей среды народом. Представительная система Моисеева государства вырабатывалась постепенно, смотря по требованию исторических обстоятельств, но всегда на основании тех уже данных для неё, которые представлялись как в самой организации народа, так и в его правовых обычаях. Поэтому она имеет тесную связь с внутреннею организацией народа. Соответственно разделению народа на 12 колен во главе его стояло двенадцать представителей их, избранных по одному от каждого колена (исключая колено Левиино, которое по причине своего особенного назначения и положения не участвовало в политических делах народа). Это так называемые “избранные мужи общества, начальники колен отцов своих, главы тысяч 2 израилевых” ( Чис. 1:16 ). Каждый из них в своем колене занимал положение князя, а вообще в народе – положение представителя своего колена. Собрание этих представителей составляло первую высшую группу, стоявшую во главе управления народа. Оно созывалось по важным политическим делам, имевшим значение для всего народа 3 . Вторую группу представителей народа составляли избранные 70 мужей. “И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтоб они стали там с тобою. Я сойду и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил” 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/gosuda...

Благословения свои Иаков стал раздавать по очереди, начиная с Рувима, которому он сказал: „Рувим, первенец мой! – Ты крепость моя и начаток силы моей, Верх достоинства и верх могущества и . Таково должно бы быть положение Рувима, как первенца, если бы он не лишился этого права бушеванием своих страстей и своими последующими грехами. Поэтому Иаков продолжал: „Но ты бушевал, как вода, Не будешь преимуществовать. Ибо ты взошел на ложе отца своего; Ты осквернил постель мою, На которую взошел». Следующими по возрасту были Симеон и Левий. Их неразумная жестокость в Сихеме, от которой Иаков в ужасе содрогался даже на своем смертном одре, сделала их братьями или сотоварищами в злодеянии. Так как они соединились для совершения зла, то Бог рассеет их в Израиле, так что они не составят независимых и цельных колен. И действительно, мы знаем, что даже при втором счислении Израиля ( Числ. 26:14 ), Симеон оказался самым малым коленом. В последнем благословении Моисея (Втор, 33) о Симеоне даже совершенно не упоминается. Да и в самой земле обетованной это колено, по-видимому, никогда не получало вполне определенного участка, а владело только несколькими городами в пределах Иудина колена (I. Нав. 19:1–9 ). Наконец, мы знаем, что некоторые из семейств Симеонова колена, особенно разросшиеся и сделавшиеся могущественными, впоследствии оставили Св. Землю и поселились вне ее пределов ( 1Пар. 4:38–43 ). Колено Левиино также не получило никакого владения в Израиле, но только их рассеяние послужило для них не проклятием, а благословением – вследствие возвышения их в священническое достоинство. Это рассеяние двух племен было знаменательным ответом, который Бог, в Своем праведном промышлении, сделал на попытку их предков отмстить за честь своего рода плотскими средствами и вещественным оружием: „Симеон и Левий братья, Орудие жестокости мечи их. В совет их да не внидет душа моя, И да к разбою их не приобщится слава моя. Ибо они во гневе своем убили мужа, И по охоте своей перерезали жилы тельца. Проклят гнев их, ибо жесток;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Единодушен с Иаковом Давид, который говорит: войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему ( Пс. 5, 8 ). И еще: Услыши, Господи, моление мое, когда молюсь я к Тебе, когда воздеваю руки мои ко храму святому Твоему ( Пс. 27, 2 )! Так и Церковь наша Православная богомудрствует о святых иконах и такому богословию и нас, чад своих, научает. Скажем еще и о скинии, называемой Святое Святых. О ней вспоминает и святой Павел. Само название Святое-Святых ( Евр. 9, 3 ) ясно показывает, как чтили Израильтяне свою скинию, величая ее таким преизящным именем. Напрасно же великое имя без почитания, напрасна святость без ублажения. Особенно если это Святость Святостей, или Святое Святых. Подобно тому как солнце, прочие светила блистанием превосходящее, имеет следующую за ним тень, так и Святое Святых имеет следующую за ней славу и величание. Слушайте, что говорит Писание: И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои ( Чис. 20, 6 ). Смотрите, какой почет оказывается скинии. Скажем еще и о ковчеге Господнем, который сам Бог прославил чудесами: иссушением Иордана при перенесении ковчега ( Нав. 4 ), падением стен Иерихонских, после обнесения их ковчегом ( Нав. 6 ), падением идола Дагона, подле которого был поставлен ковчег Господень ( 1Цар. 5 ). Если же этот ковчег Сам Бог почтил чудесами, то тем более как почитали его Израильтяне. Обратитесь к Священному Писанию , и вы найдете там то, о чем я говорю. ПЕРВОЕ чествование ковчега: как целое колено Левитов было выделено для службы ковчегу Господню, о чем говорится в Писании: В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоят пред Господем, служите Ему (и молиться) и благословлять именем Его ( Втор. 10, 8 ). ВТОРОЕ чествование: как запретил Иисус Навин всему народу Израильскому приближаться к ковчегу, ради чего? Ради святости и величия этого ковчега ( Нав. 3 ). ТРЕТЬЕ чествование: как священник Оза пал внезапной смертью за одно лишь недостойное прикосновение к ковчегу Господню ( 2Цар. 6 ). Что же будет отвергающим святые иконы!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

И не осталось в доме Охозии, кто мог бы царствовать. Ибо Гофолия, мать Охозии, увидев, что умер сын её, встала и истребила все царское племя дома Иудина. Но Иосавеф, дочь царя, взяла Иоаса, сына Охозии, и похитила его из среды царских сыновей умерщвляемых, и поместила его и кормилицу его в спальной комнате; и таким образом Иосавеф, дочь царя Иорама, жена Иодая священника, сестра Охозии, скрыла Иоаса от Гофолии, и она не умертвила его. И был он у них в доме Божием скрываем шесть лет; Гофолия же царствовала над землею (2 Пар. 22, 9–12). Итак, родная тётка Иосавеф спасла своего племянника царевича Иоаса от злодейской руки своей мачехи Гофолии. Тем самым, по действию Промысла Божьего, была сохранена от полного истребления мессианская родословная линия, идущая от царя Давида к Господу Иисусу Христу. Примечательно, что мужем благочестивой Иосавефы был первосвященник Иодай. По-видимому, именно он смог устроить своему племяннику (точнее, племяннику своей жены) семилетнее прибежище в Соломоновом Храме. На седьмой год младенец Иоас был помазан Иодаем в цари иудейские и царствовал в течение 40 лет. Таким примечательным образом был продолжен мессианский род, дошедший до Господа Иисуса Христа. Добавим к сказанному характерную деталь. Как известно, ветхозаветная традиция предписывала брать в невесты девушек из своего колена. В этой связи уместно сопоставить два исключения. Первое – это упомянутый брак Иодая, потомка Аарона (колено Левиино) с Иосавефой, дочерью иудейского царя Охозии (колено Иудино). В этом браке объединились интересы царского и первосвященнического родов – редкий в истории случай реальной симфонии властей! Второй известный нам похожий и исключительный пример находим в Слове святителя Димитрия Ростовского на Рождество Пресвятой Богородицы: «Отец Её, святой праведный Иоаким был сыном Варпафира, ведущего своё происхождение от сына Давидова Нафана, а мать Её, святая праведная Анна, была дочерью священника Матфана из племени Ааронова; таким образом, Пречистая Дева по отцу была рода царского, а по матери – архиерейского».

http://ruskline.ru/opp/2023/12/08/k_vopr...

Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч. Завулон - жилище силы или благоухание. Этим обозначаются укрепленные чрез вселение Христа на страдание и соделавшиеся, по апостолу, Его благоуханием (2 Кор. 2, 15). Из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч. Иосиф - приложение. Указывается на тех, которые, по слову Господа, вместе с Небесным Царством получат как бы в добавление и все необходимое в земной жизни. Из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. Вениамин - сын болезни или сын дня, или сын денницы. Указывается на пополняющих число спасаемых по причине скорби сердца или на избежавших римского пленения уверовавших из иудеев, или, что вернее всего, на иудеев, спасающихся чрез веру при кончине мира. Так как и апостол говорит: дондеже исполнение языков внидет, и тако весь Израиль спасется (Рим. 11, 25-26). Но можно принять то и другое толкование. Одинаковое число спасаемых из каждого колена, я думаю, указывает на плодовитость апостольского семени, потому что число двенадцать, взятое двенадцать раз и умноженное на тысячу, дает это число спасенных, которые были учениками семени, упавшего на землю по человеколюбию и произрастившего столь многоразличный плод всемирного спасения. Но пусть будет известно, что колено Даново не упоминается с прочими потому, что из него произойдет антихрист. Вместо же него упоминается колено Левиино, издревле священническое, не входящее в число колен. Значение имен дает возможность к каждому из них приложить некоторое рассуждение, что и сделано выше. Иосиф упоминается вместо сына его Ефрема. Приведенное число считается равным по числу древних коленоначальников еврейских и поставленных вместо них, как было сказано, князьями всей земли двенадцати апостолов (Пс. 44, 17), чрез которых спасутся иудеи, рассеянные по земле. ОТДЕЛ VIII Статья двадцать вторая О семи ангелах и о том, что, когда вострубил из них первый, на землю пали град, огонь и кровь Первый ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч. Завулон — жилище силы или благоухание. Этим обозначаются укрепленные чрез вселение Христа на страдание и соделавшиеся, по апостолу, Его благоуханием (2 Кор. 2, 15). Из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч. Иосиф — приложение. Указывается на тех, которые, по слову Господа, вместе с Небесным Царством получат как бы в добавление и все необходимое в земной жизни. Из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. Вениамин — сын болезни или сын дня, или сын денницы. Указывается на пополняющих число спасаемых по причине скорби сердца или на избежавших римского пленения уверовавших из иудеев, или, что вернее всего, на иудеев, спасающихся чрез веру при кончине мира. Так как и апостол говорит: дондеже исполнение языков внидет, и тако весь Израиль спасется (Рим. 11, 25–26). Но можно принять то и другое толкование. Одинаковое число спасаемых из каждого колена, я думаю, указывает на плодовитость апостольского семени, потому что число двенадцать, взятое двенадцать раз и умноженное на тысячу, дает это число спасенных, которые были учениками семени, упавшего на землю по человеколюбию и произрастившего столь многоразличный плод всемирного спасения. Но пусть будет известно, что колено Даново не упоминается с прочими потому, что из него произойдет антихрист. Вместо же него упоминается колено Левиино, издревле священническое, не входящее в число колен. Значение имен дает возможность к каждому из них приложить некоторое рассуждение, что и сделано выше. Иосиф упоминается вместо сына его Ефрема. Приведенное число считается равным по числу древних коленоначальников еврейских и поставленных вместо них, как было сказано, князьями всей земли двенадцати апостолов (Пс. 44, 17), чрез которых спасутся иудеи, рассеянные по земле. Статья двадцатая О бесчисленном народе из языков, носящих светлые одежды После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

По мнению Иоава, из всего этого предприятия не могло выйти ничего хорошего; вместе с ним против этого плана были и другие наиболее преданные Давиду друзья его. «Господь, Бог твой», говорил Иоав от лица их Давиду, «да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего, царя, да увидят это; но для чего господин мой, царь, желает этого дела?» Но все было напрасно; Давид оставался непреклонным, и назначенные для исчисления сановники отправились для исполнения своего поручения, которое и исполнили с тщательностью, занося в список всех мужчин подлежащих воинской службе по возрасту. Дело это они начали по восточную сторону Иордана, в колене Гадовом, в Ароере, местечке, называющейся теперь Айре, лежащем на правом берегу вади Шаим, между Беф-Нимрой и Рамофом Галаадским. Оттуда они двинулись к северу, к Галааду, и к подошве горы Ермона, до Дана, самого северного города Израильского государства. Повернув оттуда, они затем направились на запад, к Сидону, и морскому берегу до Тира, так как эти города находились в военном союзе с израильтянами, посетили города в коленах Неффалимовом, Завулоновом и Иссахаровом, – тот округ, который в позднейшее время назывался Галилеей, и наконец, исчислив как центральные колена, так и южные до самой Вирсавии, там и закончили свои труды. Для совершения этого исчисления потребовалось почти десять месяцев, и даже теперь еще оно не совсем было закончено, так как в исчисление не вошли еще колено Левиино и колено Вениаминово, если только последнее не исчислено было вместе с населением Иерусалима. По-видимому, внезапно появилась чума, которая заставила прекратить это дело, равно как она же воспрепятствовала и точной сводке собранных чисел и внесению их в царские архивы (1пар. 27:23). Отсюда и возникло разногласие в цифрах касательно произведенного исчисления, как они значатся во 2-й книге Царств и в и-й книге Паралипоменон, причем, но свидетельству первой, способных к битве в Израильских коленах оказалось 800,000 человек, а в колене Иудином 500,000, между тем, как в последней (21:5) Израилю приписывается 1.100,000 и колену Иудину только 470,000.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Подобное сему упоминается и в Апокалипсисе: Ангел видел запечатленных из всех колен Израильских, кроме Данова, ибо оно, как породившее антихриста, не удостоилось сопричислиться к избранным Божиим (см. гл.7). Св. Андрей Кесарийский пишет, что «колено Даново не причислено к остальным, ибо из него родится антихрист; вместо него упомянуто колено Левиино, которое, как священническое, в число колен не входит (Толк. на Апок. слово 7)». По достижении известного возраста антихрист явится в мир. Как Иисус Христос явился своею проповедью прежде всего к Иудеям, так и антихрист, по происхождению – необрезанный жидовин, придет сперва к Евреям – Жидам, а потом привлечет и другие племена. Не верующие во Христа Иудеи примут антихриста с великою радостью; они уверуют в него, как в Мессию, обещанного пророками – О таком заблуждении упорно-неверующих Иудеев говорит Сам Господь: Я пришел во имя Отца Моего и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин.5:43 ). То-же самое утверждаешь и Ап. Павел: за то,что они не приняли любви истины для своего спасения, за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду ( 2Сол.2:10–12 ). Согласно с сими словами Божественных Писаний толкуют и Святые Отцы: Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский , Григорий и Иоанн Дамаскин . Последний говорит: «Иудеи не приняли Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия; примут же обманщика, который сам себя именует Богом (ibid)». Глава V. Ложные чудеса антихриста О чудесах антихриста упоминается в Евангелии от Матфея: дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ( Мф.24:24 ; ср.: Мк.13:22 ). Множественное число сказуемого «дадут» указываете на то, что ложные чудеса будут творить не только антихрист, но и его последователи. Избранный сосуд Божий, Апостол Павел, говорит: его пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и с великим неправедным обольщением ( 2Сол.2:9–10 ). В толковании на сии слова Св. Иоанн Златоуст рассуждает: «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными – сказал, т. е. антихрист покажет всякую силу и все, что возможно, к обольщению, но не сделает ничего истинного (Беседа 4)». И сотворит велие знамения, говорится в Апокалипсисе, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить, он обольщает живущих на земле ( Апок.13:13–14 ; сравн.: Апок.16:14;19:20 ; Мф.24:24 ). Антихрист, по отеческим толкованиям, будет великий чародей и волхв. Диавол, пребывающий в нем с рождения, сотворит чрез него и ложные чудеса – одни мнимо, другие естественным образом, как некогда творили Египетские мудрецы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Суд сей совершился над коленом Симеона сперва тем, что оно, получив свое наследие посреди наследия сьшов Иудиных (Ис. Нав. XIX. 1), отделено было чрез сие от всех прочих колен; и после тем, что сие колено, по недостатку пажитей в первом своем наследии, принуждено было посылать свои поселения в Гедор и в Сеир (1 Пар. IV. 38 — 43); а над коленом Левия тем, что ему назначены для обитания города в каждом из двенадцати прочих колен. Тертуллиан (Contra lud, с. 10. Contra Marcion L. Ill, с. 18.) и Амвросий (De benedict. Patriar, с. 3.), согласно с иудейским преданием (Targ. Hierosoi. Kimchi et al.), присовокупляют к сему, что как Левиино колено произвело священников, так Симеоново — книжников и законников, которые также имели необходимость рассеяться по прочим коленам. Спрашивается, как согласить осуждение левитов от Иакова, который лишает их совокупного наследия, с их благословением от Бога, который Сам благоволил быть их частию и наследием? (Числ. XVIII. 20). Ответ: Иаков не в конец осуждает Симеона и Левия, но только в отношении к старшинству, которое, отняв у Рувима, желает дать достойнейшему; в сравнении с Иудою, которому дает преимущество пред всеми. Левиты рассеваются в наказание их родоначальника и для предупреждения вредных между ними союзов; но и благословляются Богом за оказанную неоднократно ревность к вере (Ис. XXXII. 26. Числ. XXV. 10–13). О ИУДЕ 8. Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих. Поклонятся тебе сыны отца твоего. 9. Иуда юный лев. Ты идешь с ловитвы, сын мой. Он преклоняется на колена, возлегает, как лев и как львица. Кто пробудит его? 10. Не отнимется скипетр от Иуды и законоположник от чресл его, пока не придет Шилог, и Ему покорность народов. 11. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе превосходного винограда сына ослицы своей. Омывает вином одежду свою и кровию гроздов одеяние свое. 12. Очи его червленеют от вина, и зубы его белеют от млека. Иуда! тебя восхвалят братья твои. Речь сия приспособлена к имени Иуды, в котором заключается значение хвалы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

182 См. прим. 4. Палладий переходит к характеристике особых даров, обращаясь к примерам личного подвижничества. Эту тему он развивает в последующем рассуждении. 183 Намек на 1Кор. 9:24–25 : «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного». 184 Это не цитата, а пересказ текста Священного Писания. (См.: Евр. 5:4–5 : «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником». 189 Носить Ковчег Завета было позволено только лишь представителям колена Левиина. «В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить Ковчег Завета Господня, предстоять перед Господом, служить Ему и благословлять именем Его, как это продолжается и до сего дня». См.: Втор. 10:8 . Оза к колену Левиину не принадлежал. 191 Св. Иустин Философ пишет о Симоне-волхве: «...По вознесении Христа на небо демоны выставляли некоторых людей, которые называли себя богами; в они не только не были гонимы вами, но и удостоились почестей. Таков был некто Симон Самарянин из села, называемого Гиттон: он силою демонов, действовавших через его посредство во время Клавдия кесаря, делал волшебные чудеса в царственном городе вашем Риме, и за то признан богом, и, как Бог, почтен у вас статуею. Эта статуя воздвигнута на реке Тибр между двумя мостами, с такой надписью на римском языке: «Симону, богу святому». И почти все самаряне, а некоторые и из других народов признают его за первого бога и поклоняются ему; и какую-то Елену, которая везде с ним в то время ходила, а прежде жила в блудном доме, называют первою происшедшею от него мыслию». (См.: Св. Иустин Философ . Апология I/Раннехристианские отцы церкви: Антология. Брюссель, 1978. С. 296.) 193 Палладий вновь не цитирует, а пересказывает текст Священного Писания. См.: Деян. 8:18–19 : «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010