Вступить во мрак, где пребывает непознаваемый по Своей сущности Бог ( Исх. 20:21 ), и не только познать невыразимые Его тайны относительно нас, но и передать полученные там знания низшим силам души, способна лишь разумная сила духа в лице Моисея ( Исх. 19:25 ), уже имеющего предварительный опыт познания вещей духовного свойства из среды испорченного грехом сердца, словно из среды тернового куста, горящего таким огнем, в пламене которого сгорает не он сам, а лишь его «тернистость» ( Исх. 3:2 ). И вот в таком сердце, «в котором отсутствует всякое естественное движение к чему-либо плотскому», 96 греховному, «словно на неких скрижалях Моисеевых, Бог удостаивает начертать посредством Святаго Духа собственные письмена», 97 среди коих есть слова: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из плотского состояния, как из земли Египетской, из дома рабства греху, и да не будет у тебя мнимых богов пред лицем Моим, ибо если ты отвратишься от Меня, то легко начнешь обоготворять несуществующее, и, чтобы не случилось подобного, не делай себе из представителей мира сего кумира, и не поклоняйся им, и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20:1–6 ). Левит «Самоистукан бых страстьми, душу мою вредя, Щедре, но в покаянии мя приими и в разум призови». 98 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О духовной ревности Текст для рассмотрения: Исх. 32 гл. Употребляемые категории: · МОИСЕЙ – разумная способность духа человеческого · ААРОН – ум или рассудок · ТЕЛЕЦ – образ греха · ЛЕВИТСТВО – ревность по Бозе Духовное делание отстоит от всех дел человеческих, как небо отстоит от земли. И хотя кажется, что небо и земля неотделимы и составляют одно целое, все же небо остается небом, не смешиваясь с землей, а земля не способна стать небом, не перестав быть землей. И как эти две стихии отделяются друг от друга, оставаясь в единении друг с другом, так и Господь отделил колено Левиино от всех других колен Израилевых, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему, и молиться, и благословлять именем Его ( Втор. 10:8 ), но при этом оставил его в общении со всем Израильским народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Выведи мужчину того, или женщину ту (которые уличены в идолопоклонстве) к воротам твоим, и побей их камнями... (Ст. 5) Здесь разумеются собственно ворота городские, пред которыми обыкновенно устроялись площади, и на сих то площадях чинился суд и расправа. Осужденные Па казнь, выслушав свой приговор у ворот городских, выводимы были за город, и там уже подвергались казни, а не у ворот городских 996 . Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровию и кровию, между судом и судом, между побоями и побоями ... то прийди к священникам Левитам и они скажут тебе. (Ст. 8) Выражением «между кровию и кровию» указывается на затруднение по делам собственно уголовным (напр., намеренно совершилось убийство или нечаянно). Выражение «между судом и судом» разумеет тяжбы по делам гражданским. Наконец выражение «между побоями и побоями» имеет в виду мелкие судебные случаи по разным делам об оскорблениях. Глава XVIII. Жребий Левитов, и предсказание о Мессии, под именем пророка, подобного Моисею а.      Закон о жребии левитов-священников, как богопоставленных священнодетелей и учителей в народе Божием (ст . 1–8) Так как речь тдет здесь только о тех левитах-священниках, которые состояли на действительной службе при скинии; то и средства содержания левитского Моисей исчисляет (да и то не вполне и не подробно) лишь такие, которые получались священниками во дворе скинии именно: части из жертв (плечо, челюсти и желудок) 997 и начатки, т. е. первые или начальные плоды полей, садов и стад (начатки от хлеба, вина, елея и от шерсти овец) 998 . Очевидно, что главным намерением Моисея при сем случае было расположить народ Израильский к усердию пред священниками Божиими, к благоговению пред их служением и к повиновению их словам и водительству. Кратко упомянув о доходах левитских, он с особенною силою поставляет на вид те побуждения, ради которых Израильтяне должны усердствовать и благоговеть пред священниками Божиими. Побуждения сии суть. Во-1-х, богоизбранность всего колена Левиина. (Ст. 1. 2). «Священникам-Левитам не будет части и удела с Израилем ... Сам Господь удел его» (колена Левиина). Т. е. Господь избрал колено Левиино преимущественно пред всеми остальными коленами Израильскими, и усвоил его себе; так что все посвящаемое Израильтянами самому Господу, Он усвояет и отдает своим избранным левитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Глава 21 1–7. Просьба начальников поколений Левиина колена в силомском собрании о городах для жительства и разделение по жребию назначенных израильскими коленами городов между тремя поколениями Левиина колена. 8–42. Перечисление назначенных городов. 43–45. Исполнение божественных обетований о даровании израильскому народу Ханаанской земли и побед над врагами. Нав.21:1 .  Начальники поколений левитских пришли к Елеазару священнику и к Иисусу, сыну Навину, и к начальникам поколений сынов Израилевых, Нав.21:2 .  и говорили им в Силоме, в земле Ханаанской, и сказали: Господь повелел чрез Моисея дать нам города для жительства и предместья их для скота нашего. Левиино колено состояло из трех поколений: Гирсонова, Каафона и Мерарина ( Чис.3:17–20 ). Божественное обетование, на котором основывают начальники поколений свою просьбу о городах для жительства, дано было Моисею ( Чис.35:1–8 ). Нав.21:4 .  Вышел жребий племенам Каафовым; и досталось по жребию сынам Аарона священника, левитам, от колена Иудина, и от колена Симеонова, и от колена Вениаминова, тринадцать городов; Разделение городов, назначенных израильскими коленами для Левиина колена, между поколениями последнего производилось посредством жребия ( Нав.14:2 ), которым определялось то, какому из левитских поколений имеют принадлежать города, назначенные тем или другим коленом. Первый жребий вышел поколению Каафа, которое состояло из 4-х родов ( Исх.6:18 ), старшим из которых был род Амрама, состоявший в то время из двух домов: Аарона и Моисея ( Исх.6:20 ). «Дом Арона священника», представлявший старшую линию в поколении Каафа по происхождению и по служению в обществе Господнем, получил именно города, назначенные левитам от колен Иудина, Симеонова и Вениаминова в количестве 13-ти. Указание жребия на города в этих именно коленах, как на место жительства священников, а не в Ефремовом колене, в уделе которого находилась в то время Скиния собрания, составляет не случайное, без сомнения, событие, а знаменательное ввиду наибольшей близости мест жительства священников, указанных жребием, к Иерусалимскому храму.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 28 1–5. Учреждение ветхозаветной иерархии и священные одежды. 6–39. Одежды Аарона-первосвященника. 40–43. Одежды сынов Аароновых. Исх.28:1 .  И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых. Учреждение ветхозаветной Иерархии. До Синайского законодательства у евреев действовало право естественного священства: глава семьи был в то же время и священником, – приносил жертвы ( Быт. 12:7, 22:2, 26:25, 28:18 ). С устройством же скинии и возникновением сложного культа для богослужения назначаются особые священники, члены фамилии Аарона, с ним, как первосвященником ( Лев.21.10 , Исх. 20:7 , Чис. 35:28 ), во главе. Для служения при скинии они предназначаются Богом еще в Египте ( 1Цар. 2:27–28 ), и оно дается им как дар ( Чис. 18:7 ). Но, будучи делом свободного божественного установления, избрание священников из колена Левиина вызывалось, можно думать, его сравнительной нравственной чистотой и религиозностью. Если даже не придавать особенного значения свидетельству еврейского предания, что пред исходом из Египта колено Левиино повело борьбу за исповедание Всевышнего против увлекавшихся язычеством, то и тогда о его религиозности может свидетельствовать поведение левитов после поклонения золотому тельцу при Синае ( Исх. 32:27–28 ). «Возьми к себе», – ты близок ко Мне, ты посредник между Мной и народом, в такое же положение повелеваю поставить и твоего брата с его сыновьями. Исполнение обязанностей священного служения, поставляя служащих в положение посредников между Богом и народом, делает их лицами, принадлежащими Богу. Они не священники народа, но священники Богу. Исх.28:2 .  И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия. Одежды Аарона и его сыновей указывали на их сан, служили внешним отличием священных лиц от остального народа. Отсюда, как носимые только священниками, они называются «священными». Священны они и потому, что надевались только при священнодействиях ( Исх. 29:29, 31:10 ). Говоря далее о «славе и благолепии» служения, одежды соответствовали благолепию святилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь Бог также требовал для Себя первенцев из числа избранного народа – задолго до того, как Он Сыном Своим усыновил Себе всё человечество, ставшее «своим Богу» ( Еф.2:19 ). Но Он требовал их в служение священное, чтобы не прекращалась жертва у земного престола Его. Потому Он повелел выкупать их за серебро, а при первом исчислении народа еврейского взял Себе в качестве выкупа колено Левиино, и левиты с того времени были посвящены Богу от лица всего народа как непременные Его служители (См.: Исх.13:15 ; Чис.3:40–51 ). Этому-то Господу, Создателю всей твари, Господу, непрестанно радеющему о спасении человека, Господу, сказавшему: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» ( Ос.6:6 ; ср.: Мф.9:13, 12:7 ) – предпочел дряхлеющий телом и умом Соломон мерзости аммонитские, моавитские и сидонские. Ты же, душа, пошла куда дальше, чем престарелый Соломон. Ты впускаешь в себя такие искушения, которые погубляют не только тело, но и тебя самоё. Делами своими, совершаемыми под внушением духа мира сего, ты сама готовишь себе наказание. Ведь сказано: «Бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ). Ты же, душа, потеряла страх Божий, ты не боишься «вечности наказания» 1399 , ты готова даже самую веру исказить, чтобы оправдать свои беззакония. И это не просто для сотрясания воздуха сказано: как много сейчас людей, которые полагают себя христианами, которые искренне веруют в Господа, но – полностью отрицают нашу уверенность в том, что существуют силы, противящиеся Ему, и силы эти готовы на любое злонамеренное деяние, лишь бы уловить нас в свои сети! Ведь не зря же сказано: предупрежден – значит, вооружен. Об этих силах и Писание не раз и не два нас предупреждает, о них говорит нам Предание церковное, – так почему же увещевания эти пропадают втуне? Какое неслыханное легкомыслие! Ведь человек, не ожидающий нападения, не готовится к нему, не вооружается на врага, не хранит тылы свои! Всячески стремясь уберечь нас от нежданных прилогов и нападений вражеских, божественный Павел не устает повторять тебе, душа моя: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, всё преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» ( Еф.6:11–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Другое свидетельство церковной истории о том, что беседы с женщинами должны происходить при свидетелях, можно найти в обвинениях свт. Иоанна Златоуста. Печально известный Собор«при Дубе» (403 г.), деяния которого сохранились в «Библиотеке» свт. Фотия Константинопольского, сформулировал 29 обвинений. Одно из них гласило: «Он принимает женщин наедине, удаляя всех вон» (PG 103, 105−113). Не подвергая сомнению пастырскую практику самого святителя и ни в коем случае не присоединяясь к его обвинителям, можно констатировать факт, что подобная практика считалась опасной и исключительной.  (Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Свято-Троицкая Православная Миссия, 2000. С. 57).  (Иоанн (Крестьянкин), арх. Рассуждение с советом. Собрание писем. М.: Правило веры, 2014. С. 522.).  Ап. Павел прямо говорит об этом: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7:5).  3-е правило Собора в Святой Софии (Поместный Константинопольский Собор 879 г.) запрещает мирянину поднимать руку на епископа под угрозой анафемы (церковного отлучения). В Византийской империи, а в последствии и в Российском государстве оскорбление духовного лица при несении им служения особо оговаривалось законом.  О левитах сказано, что они «должны быть мои» (Чис 3:12). Бог берет их в Свою собственность.  «В то время отделил Господь колено Левиино… потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой»(Втор 10:8−9).  Тем более важным становится вопрос о физической неприкосновенности священника в контексте его пастырского служения. Никакая пастырская необходимость не может оправдать нарушения этого принципа. Имеются ввиду не какие-то катастрофические нарушения целомудрия, но и просто совершенно неосуждаемые и не имеющие какого-то греховного содержания физические контакты: рукопожатия и иные дружеские или отечески-ласковые прикосновения к прихожанкам.

http://pravoslavie.ru/108253.html

И как по имени каждого из сынов Иакова назывались колена: Рувимовым, Симеоновым, Левииным, Иудовым, Неффалимовым, Гадовым, Асировым, Вениаминовым; так и по именам детей Иосифовых, Ефрема и Манассии, названы были два колена, одно Ефремовым, а другое — Манассииным. Из этих тринадцати колен все другие владели полями и большими доходами, все возделывали землю, и исправляли другие житейские работы; одно колено Левиино, почтенное священством, было освобождено от житейских дел, и не обрабатывало земли, не занималось ремеслами и ничем подобным, но прилежало одному священству и получало от всего народа десятину и вина, и пшеницы, и ячменя, и всех прочих плодов; все давали (левитам) десятину, и в этом заключался их доход. Не позволялось священнику быть ни из какого другого колена. Ибо из этого колена, то есть, из Левиина, был Аарон, и потомки его по преемству принимали священство, а из других колен никогда не было ни одного священника. Итак, эти левиты получали от тех (прочих колен) десятины и этим питались. Но еще до Иакова и Исаака, при Аврааме, когда не было ни Моисея, ни писанного закона, когда не явилось еще священства левитского, не было ни скинии, ни храма, ни отдельных колен, когда не видно было Иерусалима, и никто еще не получил власти править иудейскими делами, был некто Мелхиседек, священник Бога Вышнего. Этот Мелхиседек был вместе и царь и священник: ему надлежало быть образом Христа, и Писание ясно упоминает о нем. Когда Авраам, напав на персов, и отняв из их рук племянника своего Лота, и взяв с собой всю добычу, возвращался после совершенной над ними победы, то (по этому случаю) Писание так говорит о Мелхиседеке: « и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Авраам] дал ему десятую часть из всего » (Быт. 14:18–20). Итак, если явится какой–либо пророк и скажет, что после Аарона и его священства, после этих (иудейских) жертв и приношений, восстанет иной священник, не из того (Левиина) колена, но из другого, из которого никогда не бывало священника, не по чину Ааронову, но по чину Мелхиседекову; то будет очевидно, что древнее священство прекратилось, а на место его введено другое новое; потому что, если бы древнее священство должно было оставаться в силе, ему следовало бы именоваться не по чину Мелхиседекову, но по чину Ааронову.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Из этого следует заключить, что хотя текст священных книг только рассказывает совершившееся преступление, не присовокупляя к нему нравственной оценки, но, внимательно изучая глубокий смысл священных книг, мы увидим, что преступление всегда несёт кару Божию, останавливаемую только Его долготерпением и ожиданием покаяния. [на которую] взошел. Быт. 49:5 Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; Митрополит Филарет переводит: Симеон и Левий (точно) братья, сосуды жестокости в ухищрениях своих. Англ. Библия и Остервальд – орудия жестокости в жилищах их. М. Филарет, впрочем, указывает на перевод, принятый нашим текстом; этот же перевод находим у О. Герлаха и на полях Англ. Библии, которая в примечании считает его правильным, хотя слово, переводимое словами «жилища», «ухищрения» и наконец «мечи», весьма сомнительного происхождения. Быт. 49:6 в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, Слава употреблена вместо душа, чему пример мы находим в Псалмах ( Пс. 7:6; 56:9; 107:2 ). Вся речь Иакова есть поэтическое произведение по форме своей, ибо в нём одна мысль отвечает другой, образуя тот параллелизм, который всегда составлял основание еврейской поэзии. Иаков двумя образами выражает мысль, что душа его не одобряла и не могла простить беззаконного замысла их и преступления, совершённого по взаимному их согласию. ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; Здесь рисутеся убийство и уничтожение стад неприятелей посредством перерезания жил задних ног, когда нельзя было угнать их. Естественно, что скот с перерезанными задними ногами погибает. Этот обычай мщения существует и теперь на востоке. Он был известен и в Европе, таким образом нанятые убийцы нападают и на людей, отсюда название убийцы: coupe jarret. Быт. 49:7 проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле. С одной стороны, это пророчество Иакова исполнилось буквально, с другой – заслуги колена Левиина, несмотря на рассеяние его по городам Израиля ( Нав. 21:1–40 ), доставили ему особое высокое положение посреди Израиля – служителей Бога Вышнего, Который соблаговолил быть их «частию и наследием» ( Чис. 18:20 ). Что же касается Симеона, то племя его было малочисленно ( Чис. 26:14 ) и получило свой удел «среди удела» сынов Иудиных ( Нав. 19:1 ) и по недостатку места должно было высылать свои поселения или колонии в Герар и Сеир ( 1Пар. 4:38–43 ). О. Герлах и Англ. Библия замечают, что это место ясно доказывает, как истинны сказания священных книг, которые рядом с благословением законодателя Моисея на колено Левиино ( Втор. 33:8–11 ) не скрывают и не уничтожают пророческого сказания Иакова о рассеянии племени за преступление родоначальника. С одной стороны, исполнена кара, но она не исключала особого благословения, данного впоследствии этому племени за заслуги его пред Богом и за ревность его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Когда Моисей поставил скинию и помазал её, и освятил её и все принадлежности её...... тогда пришли... начальники колен... и представили приношение своё пред Господа: шесть крытых повозок и двенадцать волов, – по одной повозке от двух начальников и по одному волу от каждого, – и представили сие пред скинию» 601 . «Двенадцать князей (в иносказательном смысле) изображают служебных духов, а волы – Апостолов. Двенадцать колен, от которых произошли Пророки и Апостолы, были также образом их. Шесть колесниц изображають шесть стран, в которые пронеслось Евангелие Христово». – (Затем), «принёс приношене своё Наассон, сын Аминадавов, от колена Иудина. Приношение его было: одно серебряное блюдо.... одна серебряная чаша..., одна золотая кадильница» (Числ, VII, 12–14) и проч. ««Одно серебряное блюдо» изображает нравы Апостолов, а «серебряная чаша» изображает нравы Пророков. «Кадильница», исполненная благовоний, изображает душу Еммануила, которой не возмущали греховные страсти..... И ещё: «кадильница» представляет собою избранную Церковь , восходящую в скинию мысленную; а ароматы в кадильнице изображают племена и народы, которые верою соединены в воню благоухания» 602 . Для служения при скинии было определено колено Левиино, причём из рода Ааронова выходили первосвященники и священники. Поставляя во священники, Моисей «кровию и елеем помазывал жрецу правое ухо, правую руку, а также правую ногу ( Лeb. VIII, 23. 24 ). Это – образ дарованных нам благ. Кровь – образ спасительной крови, а елей – образ всесвятого помазания; правое же ухо – прознаменование похвального послушания, а рука и нога – символы добрых дел. Посему-то помазаны были правая рука и нога правая, так как есть дела шуии и послушание вредное» 603 . – Первым первосвященником был брат Моисея, Аарон. – В 23 ст. VI гл. кн. Исх. Моисей говорит о последнем: «Аарон взял себе в жену Елизавету, дочь Аминадава, сестру Наассона; и она родила ему Надава и Авиуда, Элеазара и Ифамара». Не без цели, замечает Бл. Феодорит, Моисей «сделал нам известным не только отца, но и брата жены первосвященника Аарона.... (Этим он) указует соединение колен: царского и священнического, потому что Наассон – сын Аминадава; Аминадав сын Арама; Арам – сын Есромов; Есром – сын Фаресов; а Фарес – сын Иудин; сам же Наассон был племеноначальник Иудин. От сродства их произошёл, по плоти, Господь. Посему не напрасно Моисей указал на соединение колен царского и священнического, но этим показывает, что Владыка Христос происшёл от обоих колен, став, по человечеству, и Царём, и Священником» 604 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Кто же входил в состав членов пророческих школ? Кто такие были эти сыны пророческие? Нет никаких оснований считать их за детей пророческих, которые делались бы членами пророческой школы в силу своего естественного рождения. Нет, само пророчество ветхозаветное не было связано ни с сословием, ни с общественным положением. В Свои служители Бог выбирал и священников (см.: Иер.1:1), и детей первосвященника (см.: 2Пар.24:20), и земледельцев с пастухами, собиравших раньше сикоморы (см.: Ам.1:1; 7:14). Так и " сыны пророческие " делались таковыми независимо от своего происхождения. Об этом можно найти библейские свидетельства. Когда Саул пророчествовал вместе с сонмом, то говорили в народе друг другу: Что это сталось с сыном Кисовым?.. И отвечал один из бывших там и сказал: а у тех кто отец (1Цар.10:11–12)? Такой ответ можно понимать в том смысле, что он указывает на незнатность происхождения сынов пророческих вообще. Род Киса и Саула, может быть, не отличался ничем от других; в народе и спрашивали: как это пророчествует сын Киса? От него ничего подобного не ждали. На это и отвечал некто: да и у тех-то кто отец? Ведь все они из самых обыкновенных родов. Неудивительно, что и сын Киса пророчествует. Другие библейские данные описывают нам сынов пророческих людьми бедными. Скажи мне, что есть у тебя в доме, - спрашивал пророк Елисей у одной жены сына пророческого, у которой умер муж. Она сказала: Нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем (4Цар.4:1–2). Умерший сын пророческий, конечно, жил в такой бедности и до вступления в ряды сынов пророческих, и после смерти своей он ничего не оставил, кроме долгов, так что после смерти его пришел заимодавец взять обоих детей его в рабы себе (4Цар.4:1). Да и вообще в еврейском обществе привилегированным было одно только колено Левиино, но левитов после разделения царств уже не оставалось в царстве Израильском, где мы и встречаем пророческие школы (см.: 2Пар.11:13). Относительно происхождения сынов пророческих можно разве заметить только одно, что, по всей вероятности, все они были евреями. По крайней мере, пророков обещает Бог воздвигать именно из среды народа, из братьев его (см.: Втор.18:15,18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/219/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010