Благословения свои Иаков стал раздавать по очереди, начиная с Рувима, которому он сказал: „Рувим, первенец мой! – Ты крепость моя и начаток силы моей, Верх достоинства и верх могущества и . Таково должно бы быть положение Рувима, как первенца, если бы он не лишился этого права бушеванием своих страстей и своими последующими грехами. Поэтому Иаков продолжал: „Но ты бушевал, как вода, Не будешь преимуществовать. Ибо ты взошел на ложе отца своего; Ты осквернил постель мою, На которую взошел». Следующими по возрасту были Симеон и Левий. Их неразумная жестокость в Сихеме, от которой Иаков в ужасе содрогался даже на своем смертном одре, сделала их братьями или сотоварищами в злодеянии. Так как они соединились для совершения зла, то Бог рассеет их в Израиле, так что они не составят независимых и цельных колен. И действительно, мы знаем, что даже при втором счислении Израиля ( Числ. 26:14 ), Симеон оказался самым малым коленом. В последнем благословении Моисея (Втор, 33) о Симеоне даже совершенно не упоминается. Да и в самой земле обетованной это колено, по-видимому, никогда не получало вполне определенного участка, а владело только несколькими городами в пределах Иудина колена (I. Нав. 19:1–9 ). Наконец, мы знаем, что некоторые из семейств Симеонова колена, особенно разросшиеся и сделавшиеся могущественными, впоследствии оставили Св. Землю и поселились вне ее пределов ( 1Пар. 4:38–43 ). Колено Левиино также не получило никакого владения в Израиле, но только их рассеяние послужило для них не проклятием, а благословением – вследствие возвышения их в священническое достоинство. Это рассеяние двух племен было знаменательным ответом, который Бог, в Своем праведном промышлении, сделал на попытку их предков отмстить за честь своего рода плотскими средствами и вещественным оружием: „Симеон и Левий братья, Орудие жестокости мечи их. В совет их да не внидет душа моя, И да к разбою их не приобщится слава моя. Ибо они во гневе своем убили мужа, И по охоте своей перерезали жилы тельца. Проклят гнев их, ибо жесток;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Быт. 49:21 Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви 167 . В нашем тексте предлагаются два чтения пророчества о Неффалиме. Вопрос разрешается Семьюдесятью толковниками, которые должны были иметь в руках древнейшие и вернейшие манускрипты. Перевод их согласуется с текстом нашего перевода. Разница заключается в точках, означающих гласные, и изменение которых совершенно изменяет смысл речи. Второе чтение, означенное в примечании, есть обыкновеннейшее, но вместо серны стройной читают «серна выпущенная». Мы не можем умолчать о толковании, даваемом этому пророчеству некоторыми комментаторами, которые в «серне выпущенной» (шелуха) видели указание на Апостолов, по-еврейски «шелухим», причём сам удел Неффалима была страна, впоследствии известная под именем Галилеи, откуда вышли Апостолы, «говорившие прекрасные изречения», и о которых сказано: «коль красны ноги проповедующих благое» ( Рим. 10:15 ), что относят к быстроте ног серны, упомянутой в пророчестве. Быт. 49:22 Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; Повторение слов «отрасль плодоносного дерева» (т. е. Рахили) объясняют тем, что от Иосифа произошло два колена Израилева, между тем как от братьев его произошло только по одному колену (мнение Онкелоса). Выражение «ветви его простираются над стеною» означает то, что он не только осенял свой сад (семью), но что тенью и плодами его пользовались чужеземцы за стеною сада, т. е. египтяне. Быт. 49:23 огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, Воспоминание бедствий Иосифа и предвидение, может быть, воинственной жизни происшедших от него колен. Быт. 49:24 но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, В последней фразе думают видеть пророчество об Иисусе Навине из колена Ефремова. Многие ещё, принимая во внимание, что Иосиф всею жизнию своею прообразовывал явление Мессии, полагают, что Иаков в пророческом провидении, говоря о страданиях Иосифа, переходит к образу будущего Искупителя. Впрочем, как Иосиф, так и Иисус Навин были прообразованием Спасителя (мнение Англ. Библии).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Возвращаясь к тому же вопросу в другой раз и рассматривая его под иным углом зрения, этот же автор смыкает контекст об Армагеддонском сражении воедино с контекстом о захвате Спасителем зверя (антихриста) и лжепророка, где, в частности, говорится: «И увидел я воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» ( Откр.19:19–20 ). Вот дословный повтор его наставления: «Оно (обозначенное выше событие – А. Л.) изображает воинственное пришествие Сына Божия для поражения народов, собравшихся на месте, называемом по-еврейски Армагеддон, причем созываются все птицы, летающие по средине неба, чтобы пожрать трупы царей и воинства их, собранные под предводительством зверя. Конец этого сражения тот, что зверь и лжепророк, оба живые, брошены в озеро огненное, прочие же убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» с.283–284]. Что касается отношения так называемого Иоанна Кронштадтского к описанному Иезекиилем походу Гоговых полчищ на Палестину, здесь важно подчеркнуть, что хотя он и держался той богословской позиции, что нашествие осуществится в последние времена, однако решительно утверждал, что его нужно отличать от вторжения антихриста в Иерусалим, равно как и от нашествия лжепророка, имеющего случиться прежде вторжения антихриста. По рассуждению этого толкователя эсхатологических текстов, нашествие Гоговой рати осуществится не без активного подстрекательства евреев из колена Дана, единокровных антихристу. «Когда Иерусалимский Патриархат, – свидетельствовал он, – преисполнится возвратившимися из рассеяния, раскаявшимися истинными Израильтянами и они поселятся и будут жить в безопасности на горах Израилевых, в это время, как вихрь, поднимутся народы для истребления новых христиан земли обетованной. У пророка Иезекииля, в главах XXXVIII и XXXIX, подробно описано нашествие и плачевный конец оного для полчищ Гога (нечто вроде Атиллы или Тамерлана). Нельзя не быть уверену, что это нашествие произойдёт по наущению и при содействии евреев колена Данова, рассеянного в тех самых местах, откуда вихрь нашествия на Палестину поднимется. Что погибель полчищ Гоговых на горах Израилевых произойдёт в последние времена, это неоднократно подтверждается в пророчествах Иезекииля. Тем не менее будут нашествия на Св. Землю самого сына погибели и ещё ранее лжепророка с берегов Нила или Тиссы. Старанием последнего совершится постановка на кровле Иерусалимского храма мерзости запустения. Его же старанием произойдёт восшествие на Престол Иерусалима сына погибели и воздаяние ему в храме Иерусалимском божеского поклонения от евреев, магометан и прочих отступнических народов» с.202]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Глава 31 Поражение мадианитян. – Гибель Валаама. – Очищение воинов и добычи. – Раздел добычи. Чис.31:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.31:2 .  отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и по­сле отойдешь к народу твоему. Чис.31:3 .  И сказал Мо­исей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну, чтобы они по­шли про­тив Мадианитян, совершить мще­ние Го­с­по­дне над Мадианитянами; Чис.31:4 .  по тысяче из колена, от всех колен [сынов] Израилевых по­шлите на войну. Повеление об истреблении мадианитян дается согласно закону о наказании подстрекателей к идолослужению ( Втор 13.6–10 ) и в целях гарантирования евреев от будущего опасного соседства. Чис.31:6 .  И по­слал их Мо­исей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, [сына Аарона,] священ­ника, на войну, и в руке его священ­ные сосуды и трубы для тревоги. Главным священником при войсках посылается сын первосвященника Елеазара Финеес, наглядно засвидетельствовавший свою ревность о славе имени Божия в момент увлечения народа языческим блуждением ( Чис 25.6–8,10–13 ). Чис.31:7 .  И по­шли войною на Мадиама, как по­велел Го­с­по­дь Мо­исею, и убили всех мужеского по­ла; «И убили всех мужеского пола», за исключением, конечно, тех, кто спасся бегством или отсутствием в данной местности. В кн. Суд. 6:1, 8 в числе народов, делавших нападение на израильтян, упоминаются и мадианитяне. Но после того, как «смирил» их Гедеон, «мадианитяне... уже не стали поднимать своей головы» ( Суд. 8.28 ). Чис.31:8 .  и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом [вместе с убитыми их]; В кн. Нав 13.21 , Евий, Рекем, Цур, Хур и Рева названы «князьями Сигоновыми», т. е. князьями царя Сигона, – вероятно, по причине доминировавшего положения Сигона аморрейского в пределах южного Заиорданья ( Чис 21.29 ). Чис.31:17 .  итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; Чис.31:18 .  а всех детей женского по­ла, которые не по­знали мужеского ложа, оставьте в живых для себя;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И жив будет, и дастся Ему от золота Аравийского: и будут всегда молиться о Нем, весь день – благословлять Его! IV. 16. Будет утверждение на земли на версех гор: превознесется паче Ливана плод Его, и процветут от града, яко трава земная. 16. Будет (Он) утверждением на вершинах гор на земле: выше Ливана поднимется плод Его, и процветут (жители) града, как трава земная. 17. Будет имя Его благословенно во веки! Прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем вся колена земная, вси языцы ублажат Его! 17. Будет имя Его благословенно во век! Прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем все колена земные, все племена ублажат Его! 18. Благословен ГОСПОДЬ БОГ Израилев, творяй чудеса един! 18. Благословен Господь Бог Израилев, Единый творящий чудеса! 19. И благословенно имя славы Его во век, и в век века! и исполнится славы Его вся земля: буди, буди!... 19. И благословенно имя славы Его во век, и в век века! и исполнится славы Его вся земля: буди, буди!.. (аминь, аминь). Оскудеша песни Давида, сына Иессеева. Оскудели песни Давида, сына Иессеева. 1-я слава Х кафизмы. Примечания к Псалму LXXI-мy Содержание: Давид, будучи уже при смерти, поручает Богу сына и наследника престола Соломона, прося, дабы Господь наставил его в добродетели и разуме. В сем псалме пророчествуется и о Христе, предвечном Царе, о Его пришествии на землю и о распространении мирного и блаженного царства Его во всех народах. Ст. 1–2. Образец молитвы, как для того, чтоб верные, будучи под единой главой, законную власть почитали, ежели хотят жить благополучно и мирно, так и для того, чтоб от оного прообразовательного царства мысленно восходили ко Христу, высочайшему всех Царю. Сущность слов состоит в прошении, дабы Бог избранного Им царя наставил духом правоты и мудрости. Ибо под именем „правды и суда разумеет благоучрежденный образ правления, противополагая его мучительской и необузданной власти нечестивых царей, которые, забыв Бога, царствуют по своему произволу: а таким образом, благочестивого царя Израилева, небесным помазанием почтенного, от прочих царей земных различает...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

«И умер Иосиф и все братья его и весь род их» (Исх. 1, 6) «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас» (Исх. 1, 8-10). И сказано, что египтяне «жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх.1, 13-15). Слово «жестокость» повторяется несколько раз, что не просто принуждали работать, но с жестокостью. Дальше идет рассказ, который мы обозначим «Фараон и повивальные бабки». Женщины боялись Бога и приказ фараона о умерщвлении детей не исполнили, за что Господь их и благословил. Во время великого Поста эти паремии читаются на Страстной Седмице. После того, когда эти благочестивые женщины отступились от фараонова приказа, фараон издал приказ умерщвлять всех младенцев мужского пола. Это был бесчеловечный приказ, и сами египтяне это понимали. Кто же будет ходить по домам, изыскивать новорожденного младенца и умерщвлять его? Хотя, наверно, такие случаи бывали, но однократные, потому что следующие строки, повествующие о начале жизни Моисея, говорят о том, что люди принимали все ухищрения, чтобы сохранить жизнь своим детям. Видимо, не один Моисей был так спасен. О нем нам говорит Св.Писание следующее: «Некто из племени Левина пошел и взял себе жену из того же племени» (Исх.2,1) Моисей был из колена Левина, Аарон был брат его и тоже был из колена Левина. Женщина зачала, родила сына, и он был очень красив. Она скрывала его, пока могла. И когда уже невозможно было скрывать его, она сплела корзинку из тростника и пустила его по Нилу. Вышла купаться дочь фараона, и здесь происходит встреча ее и Моисея, и он становится названным сыном дочки фараона. Он вырос и получил прекрасное образование. Дочери фараона он был вместо сына. Вскормила его родная мать.

http://sedmitza.ru/lib/text/432096/

«И умер Иосиф и все братья его и весь род их» ( Исх. 1:6 ) «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас» ( Исх. 1:8–10 ). И сказано, что египтяне «жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» ( Исх. 1:13–15 ). Слово «жестокость» повторяется несколько раз, что не просто принуждали работать, но с жестокостью. Дальше идет рассказ, который мы обозначим «Фараон и повивальные бабки». Женщины боялись Бога и приказ фараона о умерщвлении детей не исполнили, за что Господь их и благословил. Во время Великого Поста эти паремии читаются на Страстной Седмице. После того, когда эти благочестивые женщины отступились от фараонова приказа, фараон издал приказ умерщвлять всех младенцев мужского пола. Это был бесчеловечный приказ, и сами египтяне это понимали. Кто же будет ходить по домам, изыскивать новорожденного младенца и умерщвлять его? Хотя, наверно, такие случаи бывали, но однократные, потому что следующие строки, повествующие о начале жизни Моисея, говорят о том, что люди принимали все ухищрения, чтобы сохранить жизнь своим детям. Видимо, не один Моисей был так спасен. О нем нам говорит Св.Писание следующее: «Некто из племени Левина пошел и взял себе жену из того же племени» ( Исх. 2:1 ) Моисей был из колена Левина, Аарон был брат его и тоже был из колена Левина. Женщина зачала, родила сына, и он был очень красив. Она скрывала его, пока могла. И когда уже невозможно было скрывать его, она сплела корзинку из тростника и пустила его по Нилу. Вышла купаться дочь фараона, и здесь происходит встреча ее и Моисея, и он становится названным сыном дочки фараона. Он вырос и получил прекрасное образование. Дочери фараона он был вместо сына. Вскормила его родная мать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Левиты Левиты ( Ucx. IV, 14 ). Под сим наименованием, говоря вообще, разумеются все потомки Левия; но по отделении одного семейства колена Левина, для отправления священнических обязанностей, члены оного начали отличаться названием и обязанностями от других своих собратий. Посему-то мы и встречаем следующее выражение: священники и левиты ( III Цap. VIII, 4 , Uh. I, 19 ). В особенной связи с означенным племенем вся политическая деятельность евреев приняла ту отличительную форму, в которой она проявилась с большей или меньшей точностью в продолжение всего длинного периода их национальной истории. Обстоятельства, при которых совершилось учреждение священников и левитов, подробно описаны в кн. Исход ( Ucx.XXXII, 25–29 ). Когда Моисей сошел со скрижалями с горы Синай и увидел идолопоклонство евреев, совершаемое ими перед золотым тельцом, он встал в воротах стана, и сказал: Кто Господень, иди ко мне. На это призвание немедленно откликнулось колено Левия, колено из которого происходил он сам: и собрались к нему все сыны Левиины ( Ucx. XXXII, 26 ), говорит свящ. бытописатель. Он приказал им начать немедленное поражение всех участвовавших в идолослужении перед золотым тельцом, и пало в тот день из народа около трех тысяч человек (ст. 28). При этом, конечно, не было сделано никакого намека на высокую награду, ожидавшую их за религиозную ревность; но вскоре затем, когда оказалось необходимым ввести определенное служение в Скинии и религиозное воспитание народа, колено Левиино нарочито было избрано на сие высокое дело. В кн. Числ. подробно изображены все постановления как касательно их исчисления, так и относительно обязанностей, лежащих на них (гл. III). Все колено Левиино было отдано в распоряжение Аарона и его сыновей. Господь так сказал при сем Моисею: в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. И вот Я взял левитов из сынов Израильских, вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых. Левиты должны быть Мои ( Чuc. III, 5–13 ). По особенному указанию Божию, они приведены были перед Скинию, при собрании всего народа, были омыты водою, очищены жертвами и по возложении на них рук со стороны прочих израильтян, переданы Аарону и Аароном представлены и посвящены Господу. Одно только семейство Аарона из колена Левиина было отделено для отправления священнических обязанностей; прочим же потомкам Левия, с трояким разделением их на гирсонян, мераритян, каафян, названных так по имени трех сыновей Левия, были назначены особенные должности и отведено отдельное место в стане (ст. 23–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Но не наученные еще и этим горьким опытом, филистимляне перенесли ковчег в третий из своих союзных городов, именно в Екрон 10 , верстах в 18 к северо-востоку от Азота и верстах в 13 от моря. Это место, называющееся теперь Акир («бесплодный»), так описывается Робинсоном: «Акир лежит на возвышенности, с северо-западной стороны вади Рубин, и по мере того, как мы подвигались ближе, тропа вела чрез хорошо обработанные сады и поля богатейшей почвы, все время по низменной полосе, покрытой растительностью и всевозможными плодами». Этот город был самым северным из пяти городов филистимских, и был расположен на северной границе колена иудина, а другие четыре города лежали даже в самых пределах территории этого колена ( Нав. 13:3; 15:11, 47 ). Евсевий и Иероним описывают его, как иудейскую деревню, между Азотом и Иамнией (Иебна) к востоку, то есть, к востоку по прямой линии между этими местами, и таково именно действительное положение Акира по отношению к Ездуду и Иебне в настоящее время» 11 . Будучи поставлен в Екрони, ковчег оказался еще более губительным для жителей, чем даже в Азоте и Гефе. Этим поклонникам Веельзевула (См. 4Цар. 1:2 ) пришлось еще хуже, чем поклонникам Дагона. И каждое дальнейшее передвижение ковчега приносило все более бедствий и наказаний злополучным филистимлянам. Неудивительно, что екронцы энергично восстали против присутствия в их городе столь рокового дара, и в отчаянии кричали: «принесли к нам ковчег Бога Израилева, чтобы умертвить нас и народ наш». Они требовали, чтобы ковчег был удален, так как вполне были убеждены, что он именно был причиной постигшего их бедствия. Они потребовали, чтобы владетели или старейшины собрались на советь и порассудили, как им лучше избавиться от постигшего бедствия и удалить ковчег в принадлежащее ему место. «Отошлите, говорили они, ковчег Бога Израилева; пусть он возвратится в свое место, чтобы не умертвил он нас и народа нашего». Такая настойчивая просьба весьма понятна: «ибо», говорит библейский историк, «смертельный ужас был во всем городе; весьма отяготела рука Божия на них (когда пришел туда ковчег Бога Израилева).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Он называет их «псами», в том смысле, что все их стремления нечисты по существу, несмотря на видимую свою святость: пес считался у евреев нечистым животным ( Ис 66:3 ; Мф 7:6 ). Они – «злые делатели» – точнее: «дурные работники» на ниве Божией, потому что вредят Евангелию, вводя в сознание верующих новую, неправильную, мысль о необходимости соблюдать, кроме евангельских предписаний, и требования закона Моисеева. Наконец – они «обрезание» – правильнее: «уродство, простое искалечивание или искалеченные» ( κατατομ, а настоящее обрезание называется περιτομ). Β самом деле, обрезание, которого требовали иудействующие, утратило уже свой первоначальный символический смысл и превратилось в простую бессмысленную операцию. Истинное обрезание теперь представляют собой христиане: они служат Богу не плотию, а духом, к чему, собственно, призывало и ветхозаветное обрезание, надеются на Господа Иисуса Христа, а не на то, что они обрезаны по плоти и имеют какие-нибудь другие плотские преимущества (о них см. ниже в Флп.3:5–6 ). Флп.3:4 .  хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, Флп.3:5 .  обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, Флп.3:6 .  по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный. Чтобы его убеждение сторониться от иудействующих было более действенно, Апостол изображает свое собственное отношение к закону и к иудейству вообще со всеми его преимуществами. Он сам имел все, чем хвалятся или будут хвалиться перед филиппийцами иудействующие. Обрезание он принял в узаконенное время ( «в восьмой день» по рождении), происходил он от рода Израилева, а не от каких-нибудь идумеев, принадлежал к колену Вениаминову, которое «пребыло верным союзником колена Иудова и вместе с ним блюло надежду Израилеву – храм, все чины его и все обетования» (еп. Феофан ), и был евреем из евреев, т. е. настоящим, чистокровным евреем, происходившим из рода, в котором не происходило смешения с иноплеменниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010