Колено Вениаминово, упорно защищавшееся, было, наконец, истреблено со всеми своими женами и детьми. Только шесть сот его сынов, ускользнув от всеобщей резни, убежали в пустыню. Пережив свое колено, они, впрочем, не могли продолжить его во Израиле, потому что в Массифе Евреи поклялись: «Никто из нас не отдаст дочери своей сынам Вениамина в замужество» 212 . Не без боли Израильский народ смотрел на поражение одного из своих колен. Когда он увидел почти окончательное его падение, в нем исчез грозный судия, в нем осталась только сердобольная мать. Народ зарыдал. Теперь Евреи пожелали оживить то колено, которое они хотели исключить из своего семейства. Но их клятва мешала им выдавать своих дочерей за Вениаминитов, спасшихся от их мщения. Они вспомнили, что один из городов, Иавис Галаадский, не помогал им в наказании непокорного колена. Напав на этот город, истребив его жителей, они пощадили девиц. В них Евреи нашли жен для оставшихся Вениаминитов. Отечество, принимая в свое недро своих отверженных членов, предложило им жен, которых оно завоевало собственно для них. Но в Иависе нашлось только четыреста девиц, а Вениаминитов от истребления осталось шестьсот. Ужели же двумстам остаться без подруг? Евреи посоветовали им украсть тех жен, которых они не могли им дать по доброй воле. Приближалось время праздника при центральном святилище в Силоме. Во время этого праздника между виноградниками поблизости Силома собирались девицы для хороводов. Вениаминиты должны были скрыться на это время в виноградниках и ждать удобной минуты, чтобы каждому украсть недостающую ему жену. И когда отцы и братья принесут собранию Израильтян жалобу на такое похищение, собрание им объявит: «Простите нас за них: ибо мы не взяли для каждого из них жены на войне, и вы не дали им; теперь вы виновны» 213 . Вениаминиты последовали совету их братий. Успех увенчал их предприятие. Но внезапное проявление энергии Израиля по делу колена Вениаминова было делом минуты. Уже в самой уступке в пользу того же колена, сделанной с жестокостями, был прямой признак расслабления Израильского народа. 6. Девора и Иаиль

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Нав.10:33 .  Тогда пришел на помощь Лахису Горам, царь Газерский; но Иисус поразил его и народ его [мечом] так, что никого у него не оставил, кто бы уцелел [и избежал]. О Лахисе см. толкования к Нав.10:3 . Говоря о положении пришедшего на помощь Лахису Газерского царя, библейский писатель не упоминает о взятии города потому, конечно, что Иисус Навин ограничился поражением войска, а Газер, как находившийся значительно севернее Лахиса (см. Нав.16:3 ), оставил не завоеванным во время этого похода, который, после завоевания Еглона, из равнины поднялся затем в гористую часть южного Ханаана (для обозначения чего в Нав.10:36 в еврейском тексте вместо «пошел» сказано «взошел» – «ваийаал»). Нав.10:37 .  и взяли его и поразили его мечом, и царя его, и все города его, и все дышащее, что находилось в нем; никого не оставил, кто уцелел бы, как поступил он и с Еглоном: предал заклятию его и все дышащее, что находилось в нем. Нав.10:38 .  Потом обратился Иисус и весь Израиль с ним к Давиру и воевал против него; Имя хевронского царя здесь не названо, но, без сомнения, это был преемник убитого в Македе, вступивший на престол в продолжение того времени, в которое Иисус Навин завоевывал вышеназванные города. При завоевании Хеврона, Давира и других городов предаваемо было смерти «все дышащее, что находилось» в них, т.е. все находившиеся в них жители, но из последних многие или некоторые могли наперед удалиться в другие города или столь многочисленные пещеры в гористой Иудее и затем, по окончании похода, возвратиться в свои города, вследствие чего в Хевроне и Давире по Нав.15:14 и оказались снова енакимы. Нав.10:40 .  И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; Нав.10:40–42 представляют общий обзор того, что завоевано было Иисусом Навином во время похода его в южный Ханаан: «Иисус поразил всю землю нагорную», т.е. горную возвышенность, впоследствии Иудина колена ( Нав.15:48 ) с находившимися на ней городами, «и полуденную», по еврейскому тексту – Негев (у LXX и в славянской Библии это названий оставлено без перевода, как имя собственное), как называлась «южная часть Ханаанской земли», простирающаяся от гор Иудина колена до пустыни Фаран ( Чис.13:1–18 ) и – от конца Мертвого моря до Средиземного, имевшая значительное количество городов ( Нав.15:21–32 ), далее – «низменные места» или равнину, по еврейскому тексту Шефела ( Нав.15:33–47 ), наконец – «землю, лежащую у гор» (по еврейскому тексту «гаашедот», в славянской Библии Асидоф), как называлась ( Нав.12:8 и др.) холмистая полоса, область горных склонов и холмов, лежащая между равниной и горной возвышенностью Иудина колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не оставила она и тех блудодеяний своих, которые имела в Египте. Ибо и они спали с нею в молодости ее, и они сжимали сосцы девства ее (или: и они растлевали девство ее) и расточали блудодеяние свое на нее. Посему Я отдал ее в руки любовников ее, в руки сынов Ассура, к которым она возгоралась похотию. Они раскрыли срамоту ее, взяли сыновей и дочерей ее, а ее убили мечем. И сделались они общеизвестными женщинами (или: и сделалась она предметом толков для женщин), и совершили суд (или мщение) над нею.     Двенадцать колен Израилевых, которые были соединены в Египте, впоследствии разделились на два и на десять колен, называвшихся Иудою и Израилем, как свидетельствует писание Царей и Паралипоменов. Над Иудою царствовал из племени Давидова Ровоам, сын Соломона, в Иерусалиме, где был храм и священники и большая часть колена Левиина; а над десятью коленами [царствовал] в Самарии Иеровоам, сын Наватов, из колена Ефремова и Иосифова. Из них Самария теперь называется Ооллою, что на нашем языке означает скинию, а Иерусалим Ооливою, то есть скиния Моя в нем, такь как и у десяти колен была скиния, — не Божия, а идольская. Ибо Иеровоам, для отклонения народа от служения Богу, поставил в Вефиле и Дане золотых тельцов. Поэтому будем говорить о каждой отдельно. Две эти женщины, Самария и Иерусалим, были дочерьми одной матери, родом из племени Израилева, и блудодействовали они в молодости своей в Египте. Ибо они не получили бы закона, по изведении из Египта, на горе Синае, воспрещающего им чтить идолов, если бы они в Египте не чтили чудовищ египетских. Матерью обеих их может быть хеттеянка, о которой выше (гл. 16. ст. 6) мы читали: «отец ваш аморрей и мать ваша хеттеянка». Но и когда говорится: кийждо мерзости египетские от очей своих отвержите (гл. 20 ст. 7), то этим дается знать, что в Египте Израиль служил идолам, и там опали или были измяты сосцы девства его. Называется же Самария большею и старшею или по причине многочисленности десяти колен, или потому, что по смерти Моисея народом управлял Иисус, сын Навин, из колена Ефремова, из которого был, как мы читаем (3 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

ней части храма. У них были по праздникам паломничества в святые города. Как и евреи, они считали свиней нечистыми. Любопытное сходство между хетгеями и евреями открывается в практике городов убежища. Евреи отделили Кедес в Галилее на горе Неффалимовой, Сихем на горе Ефремовой, и Кириа-Арбы, иначе Хеврон на горе Иудиной; за Иорданом против Иерихона к востоку, отделили: „Бецер в пустыне, на равнине, от колена Рувимова, и Рамоф в Галааде от колена Радова, и Голан в Васане от колена Манассиина: сии города назначены для всех сынов израилевых и для пришельцев, живущих у них, дабы убегал туда всякий, убивший человека по ошибке, дабы не умер он от руки мстящего за кровь, доколе не предстанет пред общество“ (на суд. Иис. Нав.20:8–9 ст. определения закона о городах убежища см. Числ.35:9 и след. до конца; Втор.19:1–13 ). Это-те города, в которых некогда жили хеттеи и аморреи. Кедес (Кадеш) и Хеврон были местами хеттейских колоний. О Сихеме имеется свидетельство, что он некогда принадлежал аморреям ( Быт.48:21–22 ). Восток от Иордана вообще был занят долго аморрейскими племенами. Но аморреи и хеттеи представляются в Библии связанными дружественной родственной связью. Они оказываются живущими в одних и тех же местах и действующими совместно. „Отец твой – Аморрей, и мать твоя – хеттеянка“ ( Иез.16:2,45 ), говорит пророк о иерусалиме. Этнографически аморрей далеко не похожи на хеттеев. В библейских описаниях ( Ам.2:9 ) аморреи являются красивыми и рослыми, хеттеи на всех памятниках представляются некрасивыми до карикатуры. Но политически они, видно, сближались между собой в Палестине почти до полного братства. Аморрей были жителями гор и города убежищ евреи выбирают на горах. Нет ничего трудно допустимого в том положении, что евреи при вступлении в Палестину назначили местами убежища те города, которые и ранее их у предшествовавших им поселенцев служили той же цели (мнение это принадлежит Сейсу). Не редки были случаи, что языческие храмы превращались в христианские. Нет ничего предосудительного и в том, что города, приспособленные для доброй

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но в то время, когда общество, собранное к скинии, плакало и молилось пред Господом, один начальник из колена Симеонова провел в свой шатер Мадианитянку на глазах всего общества. Тогда священник Финеес, сын Елеазара, воспламенился ревностью, взял копье свое, вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их. В тоже время язва от Господа прекратилась; однако умерших от язвы и осужденных судьями на казнь было 24.000 человек (гл. XXV). После этого произведено было исчисление Израильтян двенадцати колен, от 20 лет и выше, с тою целью, чтобы каждому колену «дать удел соразмерно с числом вошедших в исчисление». Всех исчисленных оказалось 601.730 мужей, менее против исчисления у Синая на 1820 челов. Левиты исчислены были отдельно, от одного месяца и выше, и их оказалось 23.000 челов., более против синайского исчисления на 700 челов. (гл. XXVI). Когда составлялись посемейные списки исчисляемых Израильтяне в одном семействе оказалось пять девиц без мужчины в семействе. Это были дочери Салпаада из колена Манассиина; отец их умер в пустыне, не оставив детей мужеского пола; теперь они просили Моисея и первосв. Елеазара, чтобы им дан был по наследству удел земли отца их. Господь повелел дать дочерям Салпаада наследственный удел отца их, и по этому же поводу издан был общий закон о наследовании земли по смерти мужа, не оставившего после себя сына (гл.27:1–10). В это же время Господь повелел Моисею готовиться к смерти, а преемником себе назначить Иисуса Навина, которого Моисей и посвятил в звание вождя чрез возложение рук пред первосв. Елеазаром и всем обществом (ст. 12–23). Тогда же даны были законы о количестве жертв заклания с хлебным приношением и возлиянием на каждый день, в субботы, новомесячия и в годовые праздники (гл. XXVIII и XXIX). а также закон об обетах женщины, находящейся в зависимости от отца или мужа (гл. XXX). Наконец Господь повелел Моисею совершить пред своею смертью последнее военное дело, отмстить Мадианитянам за сынов Израилевых. Моисей отделил двенадцатитысячный отряд войска, по тысячи от каждого колена, и послал его на войну и с ним свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Но почему же этот второй Мессия стал мыслиться в представлении иудеев сыном Иосифа или Ефрема? Ответ на этот вопрос Дальман находит в пророческом благословении Моисея Иосифу: «крепость его – как первородного тельца, и роги его как роги буйвола: ими избодет он народы, – все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины» ( Втор. 33:17 ). «В какую постоянную связь, говорит Дальман, ставится Мессия бен-Иосиф с этим пророчеством Моисея! Первородный телец Иосифа в благословении Моисея служит таким же символом Мессии бен-Иосифа 963 , как и осел в пророчестве Закарии ( Зах. 9:9 ) служит символом Мессии бен-Давида. Не совсем не прав и Edw. King (The Yalkut on Zechariah, Cambridge 1882), который говорит: «если бы ученый, совершенно свободный от предвзятых иудейских или христианских мнений, стал бы истолковывать пророчество Иакова ( Быт. 49 гл.), то он, я думаю, непременно пришел бы к заключению, что здесь наряду с мессианским обетованием Иуде ( Быт. 49:10–12 ) можно найти столь же ясное мессианское обетование и Иосифу» ( Быт. 49:22–26 ). То, что сказано здесь об Иосифе («тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева: оттуда пастырь и твердыня Израилева»), нельзя относить к Иисусу Навину, который происходил из колена Ефремова ( Чис. 13:9; 13:17 ), или к Гедеону, происходившему из колена Манассиина ( Суд. 6:15 ): иудей мог или относить это пророчество к позднейшим царям из рода Ефремова или, поставляя его в связь с мессианским обетованием относительно Иуды, думать об имеющем прийти в конце времен могущественном израильском царе из колена Иосифа – Мессии бен-Иосифе.... Что пророчество Моисея ( Втор. 33:13–17 ) действительно послужило исходной точкой для образования иудейских представлений о втором Мессии, это видно не только из усвоенного ему наименования «бен-Иосиф», но из того, что ему усвояются имена сыновей Иосифа «бен-Ефрем» и «бен-Манассия» (Bamidhar rabba с. 14); если в талмудических писаниях наименование – бен-Ефрем употребляется гораздо чаще, то это объясняется преимуществом Ефрема перед Манассией, как первородного тельца» 964 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Однако в Св. Писании нет основания для этого мнения, если не считать основанием то, что антихрист в книге Даниила ( Дан. 11:21 ) назван „презренным”. Источником этого мнения, было убеждение многих отцов Церкви, что дьявол , воздвигая антихриста, и сам антихрист будут стараться обманно подражать Иисусу Христу. В частности отцы учили, что дьявол будет подражать воплощению Сына Божия. Иисус Христос родился от девы, поэтому и дьявол произведёт своё орудие – антихриста также от девы. Но так как он не может произвести его от девы чистой и безмужней, то он устроит дело так, что антихрист родится от девицы, впадшей в блуд, произойдёт от незаконной связи её 94 . Св. отцы 95 учили также, что эта девица будет иудеянка, из колена Данова. Основания этого учения они находили в Св. Писании. Прежде всего – в пророчестве Иакова о Дане, которое Иаков изрёк при благословении своих сыновей: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадает назад ( Быт. 49:17 ). „Сие пророчество, говорит один из наших противо-раскольнических писателей, я разумею так: путь – земное житие человека, который стремится возвратиться в своё отечество, откуда и вышел, в чертог небесных обителей; конь есть скоротекущий век от сотворения до скончания мира; пята коня – последние дни века сего, за которые змей-антихрист и ухватится зубами своими перед вторым Христовым пришествием” 96 . – Далее, в Апокалипсисе, в 7 главе, при перечислении запечатлённых рабов Бога, упомянуто их по двенадцати тысяч от каждого колена Израилева; но при этом колено Даново совсем не упомянуто и вместо него поставлено в числе двенадцати колен колено Левиино, – не упомянуто колено Даново, как бы не имеющее рабов Бога, думают, потому, что из этого колена произойдёт антихрист. – Третье место Писания, служащее к подтверждению рассматриваемого учения, – слова книги пророка Иеремии: От Дана слышен храп коней его. От громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и потребят землю и всё, что на ней, город и живущих в нём. Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговаривания, и они будут уязвлять вас, – говорит Господь ( Иер. 8:16–17 ). – Наконец приводят ещё пророчество Моисея о Дане, сказанное им при благословении перед своей смертью сынов Израилевых: Дан – молодой лев, который выбегает из Васана ( Втор. 33:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Он тебя, куда б ты ни потек, Оградит от всяких злоключений, Душу сбережет от прегрешений, Охранит Господь твои вовек И вхождение и выхожденье. 121-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский. 121-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский Уповая на помощь, смотрю в небосвод и Господнему голосу внемлю, ибо верю и знаю — подмога придёт от Создавшего небо и землю. Он поможет и шаткость в ногах побороть, и душевные слабости даже, потому что не спит и не дремлет Господь: Бог Израиля вечно на страже! Он всегда над тобой, твой хранитель Господь, ты под ним, как под кроной могучей — солнце жаркого дня не сожжёт твою плоть, холод ночи тебя не измучит. Зло впустую старается — душу гнетёт: Бог её укрепит в человеке. Под защитой Его твой исход и приход, Он отныне с тобой и вовеки! ПСАЛОМ 121 Канонический русский перевод Песнь восхождения. Давида. 1 Возрадовался я, когда сказали мне: " пойдем в дом Господень " . 2 Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, — 3 Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно, 4 куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне. 5 Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова. 6 Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! 7 Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих! 8 Ради братьев моих и ближних моих говорю я: " мир тебе! " 9 Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе. Н. Гребнев. ПСАЛОМ 121 Н. Гребнев ПСАЛОМ 121 И возрадовался я сегодня, Мне сказали: «В дом войдем Господний!» И сбылось реченье, мы стоим Во вратах твоих, Иерусалим! В граде, где любая пядь знакома, Где престолы Божьего суда И очаг Давидового дома. И колена Божий сюда Возвращаются в Господне лоно, Чтоб, не отступая от закона, В граде сем отныне и всегда Славить имя Бога преклоненно. Пусть же просят все в своих мольбах Пред лицом Израилева Бога, Чтобы длился мир в твоих стенах, Благоденствие в твоих чертогах. Блага братьям возжелав своим, Я молюсь, я говорю сегодня: «Мир тебе, святой Иерусалим, Будь во славу имени Господня

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Основная идея этого рассказа: единому Богу можно приносить жертвы на одном-единственном алтаре 450 . Пройдут долгие века, пока эта истина утвердится в сознании израильтян. Для Оригена в этом событии сокрыта великая тайна. «Первый народ – обрезанные – представлен в Рувиме, который был первородным», – говорит александрийский проповедник. Заиорданские колена – образ ветхого Израиля; колена, живущие в Обетованной земле – образ Израиля нового, Христианской Церкви. Алтарь иудеев и до пришествия Христа не был истинным. «Если они и имели алтарь прежде пришествия Спасителя, они были полностью убеждены, что этот алтарь был не истинным алтарем, но изображением и фигурой будущего алтаря, истинного. Они знали, что истинные жертвы, те, которые могут снять грехи, не приносились на алтаре, принадлежащем первородному народу, но на том, где был Иисус: именно на нем приносятся небесные жертвы, истинные» 451 . Иисус Навин здесь, как и везде у Оригена – это Иисус Христос. Где Иисус, там и истинные жертвы. Заиорданские колена могли приносить жертвы на жертвеннике в Силоме. Точно так же и евреи должны признать истинным не свой жертвенник, который был всего лишь прообразом, свидетелем, а жертвенник христиан, и на нем должны приносить «жертвы истинные, то есть духовные, приносимые нами там, где строится храм Божий из камней живых, который есть Церковь Бога Живого, там, где истинный Израиль, во Христе Иисусе» 452 . Подобно заиорданским коленам, признававшим построенный ими жертвенник свидетельства неистинным, «и нынешним иудеям надлежало знать и говорить, что алтарь их не был истинным жертвенником, а прообразовал только истинный жертвенник», – подтверждает толкование Оригена блаженный Феодорит 453 . Смерть Иисуса и Елеазара (24:29–33) Книга заканчивается смертью Иисуса Навина, бывшего вождем Израиля на протяжении двадцати пяти лет 454 , и первосвященника Елеазара, сына Ааронова. После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень 455 , будучи ста десяти лет. И похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша (24:29–30). В LXX имеется обширное добавление к 24:30 456 : И положили там с ним во гробе, в котором похоронили его, каменные ножи, которыми Иисус обрезал сынов Израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта 457 , как повелел Господь; и они там даже до сего дня (24:30а [LXX: 24:31а]). Древние церковные писатели уделяют большое внимание объяснению этого стиха Септуагинты, именно упоминанию о каменных ножах (t¦j maca…raj t¦j petr…naj).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Первым царем избирается по указанию Божию Саул, из колена Вениаминова. Был и достаточно большой практический смысл в том, что избирается царь именно из этого колена, поскольку оно было в этот момент самым немногочисленным, и таким образом, не было опасности того, что в результате избрания царя из этого колена оно получит доминирующее значение среди прочих колен Израилевых. Этапы избрания и призвания Саула на царство: первый – это встреча Саула и Самуила. Она имеет вид случайной, Саул разыскивает потерявшихся ослиц и приходит к Самуилу, которому Господь открывает, что того человека, который придет к тебе, ты помажь царем. Самуил так и делает, и для того, чтобы Саул утвердился в своем избрании, убедился, что он действительно призван Богом на это служение, ему дается знамение. Самуил говорит ему: ты сейчас пойдешь от меня, встретишь двух человек, которые скажут тебе, что нашлись ослицы, и вот отец ищет тебя, потом пойдешь оттуда дальше и встретят тебя три человека, один несет козлят, другой три хлеба и третий мех с вином, и затем пойдешь дальше и встретишь там сонм пророков с псалтирью и гуслями, и найдет на тебя дух Господень и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком. Это подобно тем знакам, которые Господь Иисус Христос давал Своим ученикам, отправляя их, чтобы устроить все для тайной вечери, когда Он говорит, что вы пойдете в город и встретите человека, несущего водонос, идите за ним и спросите, где та горница, в которой Мне подобает праздновать (Мк. 14:13–14). Здесь есть отсылка именно к этому знамению, которое было дано Саулу. Второй этап – когда Самуил собирает израильтян в Массифу и устраивает формальную процедуру избрания. Жребий сначала указывает на колено Вениаминово, потом на соответствующее племя, на дом Кисов, и, наконец, из него указывается Саул. О Сауле говорится, что он «был от плеч своих выше всего народа» (1 Цар. 10:23), то есть весь остальной народ ему где-то до плеча доставал, был человек очень рослый и, по-видимому, сильный. В момент избрания вначале мы видим, что ведет он себя довольно скромно, пытаясь спрятаться среди повозок. Самуил его представляет как царя, но не все его принимают, некоторые говорят: «Ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров» (1 Цар. 10:27).

http://sedmitza.ru/lib/text/431096/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010