Глава 17 Чудесно расцветший и принесший плоды сухой жезл Аарона. Чис.17:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.17:2 .  скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его; Чис.17:3 .  имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их [должны они дать]; Чис.17:4 .  и положи их в скинии собрания, пред ковчегом откровения, где являюсь Я вам; Чис.17:5 .  и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас. (Евр. ст. 16–20). Чтобы сильнее укрепить в народе веру в богоизбранность первосвященника и дать постоянное осязательное свидетельство ее, Бог совершает чудо с сухим жезлом Аарона. Вслед за грозным знамением смерти упорствующих в своем неверии следовало знамение, которое указывало на полноту духовной жизни, даруемую избранному и через избранного всем верным сынам Израиля. Чис.17:6 .  И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл Ааронов был среди жезлов их. Берутся жезлы, как выражение власти. Жезл Левиина колена был тринадцатым. Чис.17:8 .  На другой день вошел Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. По верованию Церкви, расцветший жезл Аарона прообразовал: а) бессеменное происхождение Иисуса Христа по плоти от безневестной Девы Марии: «Жезл Ааронов прозябший (читаем в Богород. по 1 п. кан. 23 апр.), иже от Иессева прображаше израстший корень, Тя Пречистую, цвет миру воссиявшую, Бога воплощенна» и пр.; б) нетление плоти Христовой: «ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл нетленным; в Себе одном явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия» (св. Ефр. Сир., Толк. на кн. Чис., гл. XVII), – соделываясь «подобием будущего воскресения» человеков (св. Епиф. Кипр.); в) обилие возрождающей и укрепляющей благодати Божией в Церкви Христовой: «Жезл во образ тайны приемлется, прозябанием бо предрассуждает священника: не плодящей же прежде Церкви, ныне процвете древо креста в державу и утверждение» (3 п. кан. Честн. Кр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава ΧVII имеет подобную же цель относительно Аарона, как богоизбранного священника. И сказал Господь Моисею, говоря:… возьми…, по жезлу от колена… И положи их в скинии собрания… И кого изберу на священство, того жезл расцветет… И дали Моисею… от каждого начальника по жезлу… и жезл Ааронов был среди жезлов их… (Ст. 1–6). Так как до учреждения священства Ааронова, жреческие обязанности принадлежали первенцам или главам семейств и колен, то для устранения всяких пререканий и жезлы берутся собственно от представителей колен, которые были первенцами в своих фамилиях. подобно тому, как и Аарон был первенцем в колене Левиином (Левий, Кааф, Амврам, Аарон). Имя каждого начальника колена надписывается на жезле его. И положил Моисей жезлы пред лицем Господа 894 , в скинии… (Ст. 7). Жезлов, как можно думать, счетом положено было тринадцать; ибо столько было колен израилевых со включением колена Левиина, так как колено Иосифово распалось на два – Манассино и Ефремово. … вот, жезл Ааронов, от дома Левиина расцвел пустил почки, дал цвет и принес миндали. О жезле Аароновом спрашивают иногда, не тот ли он был самый, которым разделено Черное море и совершены казни египетские? Но сего полагать не должно – во-первых, потому что в Писании сей жезл прямо называется Аароновым, а не Моисеевым; а во-вторых потому, что если бы положен был в скинии оный чудодейственный жезл, то первенцы колен израилевых имели бы повод упрекать Аарона и Моисея в преднамеренном соглашении; и чудо прозябения жезла прописали бы самому жезлу, а не тому обстоятельству, что Господь избирал Аарона в первосвященники. На сих-то соображениях и основано иудейское предание, что все 13 жезлов были из одного и того же обыкновенного миндального дерева 895 . Жезл Ааронов в одну ночь зазеленел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. Какое прообразовательное имел значение процветший жезл Ааронов? В чуде прозябшего жезла Ааронова св. церковь видит прообразовательное указание на бессемянное происхождение Иисуса Христа от безневестной Девы Марии, бывшей отраслью от племени Давида, сына Иессеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Главу 49 нужно знать близко к тексту: «И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего. Рувим , первенец мой! ты- крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, – не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, на которую взошел. Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле.» Каким образом рассею и разделю в Израиле? Ну Левий не получил земли, Симеон получил немного земли с краю, условный кусочек с краю. И поэтому четкого колена не было, оно так и было рассеяно. Четвертым у нас идет Иуда . Вот этот текст нужно знать наизусть ! «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов». (49:8–10) Вот этот текст мессианский, является пророческим о колене Иуды и следует понимать таким образом: не отойдет скипетр Иуды, т.е. из этого колена будут происходить все владыки Израиля, т.е. цари, которые будут царствовать над Израилем, будут из этого колена. О царях тогда не помышляли еще, поэтому слово «царь» здесь не употребляется, а говорится именно о скипетре, как символе власти. Примиритель есть Христос Спаситель, Мессия, и ему покорность народов. Таким образом, это пророчество исполняется в эпоху, о которой мы уже вскользь упоминали, когда последним царем израильским был идумеянин Ирод Великий. Скипетр от Иуды отошел в тот момент, когда на землю пришел Христос Спаситель. Вот исполнение пророчества. Читаю дальше текст:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Исчезли ли, растворились ли эти десять колен после того, как они были захвачены в плен? В Новом Завете подобного утверждения нет. Сказано, что пророчица Анна происходила «от колена Асирова» ( Лк.2:36 ). Не верил в исчезновение этих колен и апостол Павел. Он сказал царю Агриппе: «И ныне я стою пред судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь» ( Деян.26:6,7 ). Послание апостола Иакова адресовано «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» ( Иак.11 ). Если бы десять колен исчезли, апостолу Иакову не имело бы смысла адресовать свое послание всем двенадцати. В Откровении 7:4–8 говорится о спасении 12000 человек каждого из 12 колен сынов Израилевых. В Священном Писании термины «Еврейский», «Израильский» и «Иудейский» применяются иногда довольно вольно, так что можно сделать вывод, что они взаимозаменимы. Сам апостол Павел говорил о себе, что он «из рода Израилева, колена Вениаминова», однако называл себя при этом «Евреем от Евреев» ( Фил.3:5 ). В Деяниях 21:39 он сказал «я Иудеянин, Тарсянин», а в Деяниях 22:3 «я Иудеянин», но во 2-м Послании к Коринфянам 11:22 он назвал себя «Израильтянином»: «Они Евреи? и я. Израильтяне? и я». Если термин «Иудеянин» относится только к дому Иудину, как утверждают приверженцы «армстронгизма», то тогда Христос был Мессией не всего израильского народа, а лишь иудейского его колена. Библия называет Христа «Царем Иудейским» ( Лк.23:3 ) • На кресте было написано «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» ( Мф.27:37 ). Но когда окружавшие крест первосвященники и старшины стали издеваться над Ним, они сказали: «…если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста» (Мф..27:42). Они воспринимали титулы «Царь Иудейский» и «Царь Израилев» как взаимозаменяемые, К первому веку после Рождества Христова четкого разграничения между терминами «Иудейский» и «Израильский» уже не делалось. Но проповедники британского израилизма продолжают делать это в 20-м веке. «В Новом Завете, – заметил Хопкинс, – слово «Иудейский» встречается 174 раза, а «Израильский» – 75 раз, но при этом в них не вкладывается ни разного значения, ни разного содержания».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

Скрыться таким противникам Бога от Его всеведения и вездеприсутствия невозможно. Если бы они скрывались в Васане, на возвышенностях, поросших густыми лесами из породы дуба, куда обыкновенно убегали грабители и разбойники и где их трудно было разыскать, или, если бы враги Бога скрылись в глубине морской, то и оттуда Господь извлечет их, чтобы покарать. Врагов погибнет такое количество, что еврейские воины будут топтать их и псы лизать их кровь, так как трупы врагов не успеют предать погребению. Все это исполнится, так как это обетование дал евреям Сам Бог ( «сказал Господь»). Вероятно поводом к такой картине гибели врагов еврейского народа послужила не только победа Давида над сиро-аммонитянами, но и предыдущие завоевания евреев, напр., во время И. Навина, когда и сам Васан сделался их достоянием. Пс.67:25 .  Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне: Пс.67:26 .  впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами: Пс.67:27 .  «в собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева!» Пс.67:28 .  Там Вениамин младший – князь их; князья Иудины – владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы. Давид изображает процессию несения Кивота Завета ( «видели шествие... Бога»). Ядро процессии составлял хор певцов, окруженный девами, с тимпанами в руках, которыми они, вероятно, аккомпанировали пению; впереди певцов и далее шли князья, представители колен. Весь этот смешанный хор, равно как и князья народа, приглашали весь народ благословлять и восхвалять Господа в каждой из сопровождавших процессию группе зрителей, к этому же приглашались и все вообще евреи ( «вы – от семени Израилева»). Таким образом картина несения Кивота Завета представляет общенародное ликование, где все приглашаются быть участниками благодарного пения Богу, а не просто лишь зрителями. И действительно, здесь присутствовали все колена, как Вениаминово и Иудино, жившие на юге Палестины, так и северные – Завулоново и Неффалимово. Указаны здесь только четыре колена для обозначения всех колен вообще, так как если даже самые отдаленные колена от Иерусалима приняли участие в этом торжестве, то для других колен, ближе расположенных к месту ликования, такое присутствие было еще легче осуществимым. Да и вообще-то в Библии часто две противоположные стороны света – восток и запад, или север и юг – употребляются для обозначения всех стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

—27— Дамаскин в главе об антихристе говорит о нём: «родится человек от блудодеяния». 1561 Однако в Св. Писании нет основания для этого мнения, если не считать основанием то, что антихрист в книге Даниила ( Дан.11:21 ) назван «презренным». Источником этого мнения, было убеждение многих отцов Церкви, что дьявол , воздвигая антихриста, и сам антихрист будут стараться обманно подражать Иисусу Христу. В частности отцы учили, что дьявол будет подражать воплощению Сына Божия. Иисус Христос родился от девы, поэтому и дьявол произведёт своё орудие – антихриста также от девы. Но так как он не может произвести его от девы чистой и безмужней, то он устроит дело так, что антихрист родится от девицы, впадшей в блуд, произойдёт от незаконной связи её. 1562 Св. отцы 1563 учили также, что эта девица будет иудеянка, из колена Данова. Основания этого учения они находили в Св. Писании. Прежде всего – в пророчестве Иакова о Дане, которое Иаков изрёк при благословении своих сыновей: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадает назад ( Быт.49:17 ). «Сие пророчество, говорит один из наших противораскольнических писателей, я разумею так: путь – земное житие человека, который стремится возвратиться в своё отечество, откуда и вышел, в чертог небесных обителей; конь есть скоротекущий век от сотворения до скончания мира; пята коня – последние дни века сего, за которые змей-антихрист и ухватится зубами своими перед вторым Христовым при- —28— шествием». 1564 – Далее, в Апокалипсисе, в 7 гл., при перечислении запечатлённых рабов Бога, упомянуто их по двенадцати тысяч от каждого колена Израилева; но при этом колено Даново совсем не упомянуто и вместо него поставлено в числе двенадцати колен колено Левиино, – не упомянуто колено Даново, как бы не имеющее рабов Бога, думают, потому, что из этого колена произойдёт антихрист. – Третье место Писания, служащее к подтверждению рассматриваемого учения, – слова книги пророка Иеремии: От Дана слышен храп коней его. От громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и всё, что на ней, город и живущих в нём. Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговаривания, и они будут уязвлять вас, говорит Господь ( Иер.8:16:17 ). – Наконец приводят ещё пророчество Моисея о Дане, сказанное им при благословении перед своей смертью сынов Израилевых: Дан – молодой лев, который выбегает из Васана ( Втор.33:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А под многими, для которых утвердит Завет едина седьмица, кроме не Иудеев, обратившихся ко Христу, должно разуметь частью тех Иудеев, которые уверовали во Христа при первом Его пришествии, и которые уверовали и уверуют в течение последующих веков, частью тех, которые обратятся ко Христу перед кончиной мира целым народом. Слова: весь Израиль спасётся, вполне и окончательно исполнятся только тогда, когда последний остаток Иудеев обратится ко Христу. Как полное число язычников войдёт в царство Христово только к концу времён ( Рим. 11:21 ): так и относительно Израиля упомянутые слова окончательно исполнятся только перед кончиной мира, когда и остаток их спасётся ( Рим. 9:27 ), когда из предназначенного к спасению числа Израильтян не останется ни одного вне царствия Божия. И это совершится вслед за тем, как и из предопределённого к спасению числа язычников не останется ни одного, не обратившегося ко Христу. Хотя перед кончиной мира, можно думать, тогдашние Иудеи её все до одного обратятся ко Христу, однако не может быть сомнения в том, что они обратятся к Нему целым народом. Это видно из некоторых мест Священного Писания. Так, Евангелист Иоанн видел Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он (Ангел) громким голосом к четырём Ангелам, которым дано вредить земли и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатлённых: запечатлённых было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых ( Откр. 7:2–4 ), из каждого колена по двенадцати тысяч. Равное число запечатлённых печатью Бога живого из каждого колена указывает на полноту запечатлённых. Двенадцать тысяч запечатлённых из каждого колена, очевидно, есть число символическое, означающее полноту и множество. Далее, Апостол Павел обращение Иудеев ко Христу в последние времена называет тайной ( Рим. 11:25 ), т. е. делом, до времени сокровенным, важным, чудесным, непостижимым для людей и невозможным при обычном течении жизни и ходе событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В благословении Иакова Ефрему предсказана была великая будущность, которая, отчасти, находила осуществление в том, что из его колена вышел такой великий вождь, как Иисус Навин, и вообще оно до воцарения дома Давидова было центром и давало тон всей религиозной и государственной жизни народа; и вот теперь оно должно было рабски служить представителям ненавистного ему колена Иудина. Эта мысль была естественным подготовлением к предстоящему ему назначению, и оно окончательно укрепилось в нем, когда оно подтверждено было ему силомским пророком Ахией, который, встретив его однажды в поле, разодрал пред ним свой плащ на двенадцать частей и, отдавая из них десять Иеровоаму, сказал, что так Господь раздерет царство Израильское и что при преемнике Соломона к нему отойдут десять колен израильских, а за домом Соломоновым останется только два колена, и то только «ради Давида, дабы оставался этот светильник Израилев пред лицем Божиим, и ради города Иерусалима, который Бог избрал Себе для пребывания там имени Его». Когда известие об этом дошло до Соломона, то он хотел насилием над Иеровоамом отвратить грозящий ему суд Божий; но Иеровоам бежал в Египет, был принят фараоном новой династии Сусакимом и там ожидал смерти Соломона, чтобы возвратиться на родину и приступить к осуществлению своего предназначения. Среди таких тревог и испытаний Соломон приближался к своей кончине. История не говорит, как повлияли на него все эти испытания и не пробудили ли они в нем искреннего сокрушения и покаяния. Но оставленные им книги и особенно книга «Екклесиаст» дополняют историю его жизни. В этой последней книге делается полный обзор всего опыта его жизни. Тут мы видим человека, который испытал все удовольствия жизни и до дна испил чашу земных радостей, и все-таки остался неудовлетворенным, и, в конце концов, должен был с грустью воскликнуть: «суета сует, все суета, и томление духа!» Из своего великого опыта жизни он пришел к убеждению, что истинная жизнь состоит в послушании Богу и исполнении Его святых заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Вместо колена Данова упомянуто священническое колено Левиино, которое не входило прежде в число 12 колен. Такая ограниченная численность выставлена, быть может, для того, чтобы показать, как мало спасшихся сынов Израилевых по сравнению с неисчислимым множеством возлюбивших Господа Иисуса Христа из всех остальных народов земли, бывших язычниками (ст. 1-8).Вслед за тем св. Иоанну представляется другое дивное зрелище: " Народ мног, егоже исчести никтоже может, от всякаго языка и колена и людей и племен, стояще пред престолом и пред Агнцем, облечены в ризы белы и финицы в руках их. И возопиша гласом велиим, глаголюще: спасение сидящему на престоле Богу нашему и Агнцу " – по словам св. Андрея Кесарийского, " это суть те " , о которых говорит Давид: " изочту их и паче песка умножатся " (Пс. 138:18), – которые прежде мученически пострадали за Христа и из всякого колена и племени имеющие в последние времена с мужеством принять страдания. Излиянием своей крови за Христа одни из них убелили, другие же убелят одежды своих деяний. В руках у них пальмовые ветви – знамения победы над диаволом. Участь их – вечное ликование перед престолом Божиим. Один из небесных старцев объяснил св. Иоанну, что это " сии суть, иже приидоша от скорби великия, и испраша (омыли) ризы своя, и убелиша ризы своя в крови Агнчи " . Все эти признаки указывают явно на них как мучеников за Христа, а выражение, что они " пришли от великой скорби " , заставляет некоторых толкователей предполагать, что это христиане, которые будут избиты антихристом в последний период существования мира. Ибо об этой скорби возвестил Сам Христос Спаситель, говоря: " Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира и доныне, и не будет " (Матф. 24:21). Это и будет то дополнение числа мучеников, о котором сказано в (Апок. 6:11). В качестве высшей награды, которую они получат, указывается то, что они будут пребывать пред престолом Божиим, служа Богу " день и нощь " , чем указывается образно на непрерывность этого служения, ибо, как говорит св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1421...

е. скиния) золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета; в нем были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший, и скрижали завета». Имевшая золотую кадильницу. В этой части скинии была золотая кадильница, как необходимая принадлежность жертвоприношения, которое однажды в год совершал великий иерей. Об употреблении этой кадильницы книга Левит говорит: «И возмет (Аарон) горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним 13 , и благовонного мелко истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу. И положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом, свидетельства, дабы ему не умереть» ( Лев.16:12–13 ). «И обложенный со всех сторон золотом ковчег завета». Ковчег завета, или союза, так назван потому, что в нем хранились скрижали закона, соблюдение которого было условием союза, заключенного между Богом и евреями. Этот ковчег был сделан из лучшего дерева; со всех сторон обложен золотом, с золотым же венцем, кольцами и носилами. «В нем были золотой сосуд с манною». В этом золотом сосуде, по повелению Божию, положен был полный гомор 14 манны. Сосуд поставлен был пред Господом, т.-е. подле ковчега завета, для напоминания о том, что сыны израилевы ели манну сорок лет, до прихода их к пределам земли Ханаанской ( Исх.16:33–35 ). «Жезл Ааронов расцветший». Левит Корей, с своими сообщниками, восстал против Моисея и Аарона, негодуя на них из-за преимущества священства, усвоенного Аарону и его потомству. Для прекращения недоумений, возбужденных этим случаем в народе, Моисей, по повелению Божию, взял от каждого колена по жезлу, с надписью имени колена, и все двенадцать жезлов положил в скинии, пред ковчегом завета. Через одну ночь жезл Ааронов произрастил ветвь, цвет и плод. Этот жезл, по повелению Божию, положен был в скинии, пред ковчегом завета, в память божественного избрания Аарона и колена Левиина на служение пред Господом ( Чис.17:1–10 ). «И скрижали завета», то-есть две каменные доски, на которых написаны были десять заповедей, и о которых сказано: «Дал Бог Моисею две скрижали свидетельства, скрижали каменные, на которых было написано перстом Божиим» ( Исх.31:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010