Праотцы Иссахар и Завулон. Рос-пись ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом в честь Рождества Богородицы мон-ре. Мастер Дионисий. Нач. XVI в. Часто в Свящ. Писании И. упоминается вместе с Завулоном, его младшим братом, которого Лия родила впосл. Иакову: будучи единокровными братьями, рожденными одной матерью, они представляли в истории Израиля племенное единство. Устойчивое упоминание этих колен вместе в списках колен Израилевых свидетельствует о тесных связях между их представителями (Быт 35. 23; 49. 13-15; Исх 1. 3; Втор 33. 18; Числ 1. 28-31; 26. 23-25; Нав 19. 10-23). Обоим родоначальникам колен в благословении Моисея было посвящено одно пророчество: «…веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар, в шатрах твоих; созывают они народ на гору, там закалают законные жертвы, ибо они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке» (Втор 33. 18-19). В этом пророчестве младший брат упомянут раньше старшего (как и в случае с коленами Ефрема и Манассии ), что может указывать на потерю И. своего преимущества по рождению. Это подтверждается и в благословении Иакова, где И. также упомянут после младшего брата и иронично характеризуется как «осел крепкий, лежащий между протоками вод (буквально в MT - между (=под) навьюченными корзинами); и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» (Быт 49. 14-15). Подобная тенденция отражена также в списках колен в Числ 34. 25-26 и Нав 19. 10-23, где удел И. упоминается после удела Завулонова (ср.: Суд 5. 14-15). Только в более поздней лит-ре оба колена представлены в естественном, родовом порядке (Иез 48. 25-26; 1 Пар 27. 18-19). Генеалогия потомков колена И. приведена в 1 Пар 7. 1-5, в то время как генеалогия колена Завулона отсутствует. Это может указывать на возвышение колена И. и возврат в дальнейшем своего родового первенства. НЗ следует уже поздней линии, перечисляя представителей колена И. перед Завулоновым в списке запечатленных печатью спасенных праведников ВЗ (Откр 7. 7).

http://pravenc.ru/text/675019.html

Присутствует ли в традиции иудейской и мусульманской понятие Ангела-хранителя? На вопросы радиослушателей отвечает протоиерей Олег Стеняев. 25.09.2013 15:15:24 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция Радонеж. Православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. Наша передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Поздравляю вас с праздником Преображения Господня. И у нас уже есть вопросы в студию. И первый вопрос, который мы рассмотрим, это: разрешает ли Библия служить в армии? Брать в руки оружие? И участвовать в военных действиях? Мы уже говорили с вами о библейских законах ведения войны. Сегодня мы можем заняться исследованием вопроса о том, не противоречит ли служба в армии религиозным ценностям. Прежде всего, надо обратить внимание на то, что в Священном Писании неоднократно говорится о прямом Божьем повелении начинать военные действия. Читаем: «И сказал Господь Моисею, говоря:  отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему.  И сказал Моисей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну, чтобы они пошли против Мадианитян, совершить мщение Господне над Мадианитянами; по тысяче из колена, от всех колен Израилевых пошлите на войну.  И выделено из тысяч колен Израилевых, по тысяче из колена, двенадцать тысяч вооруженных на войну.  И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги.  И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола; И еще Господь сказал Иисусу Навину: не бойся и не ужасайся. Возьми с собой весь народ, способный к войне, и встав, пойди к Гаю; вот, Я предаю в руки твои царя Гайского, и народ его, и землю его…..И не было для них места, куда бы бежать - ни туда, ни сюда; ибо народ, бежавший к пустыне, обратился на преследователей» (Нав.8,1).

http://radonezh.ru/text/prisutstvuet-li-...

В четвертой книге, именуемой Числа, Моисей исчисляет колена израильские, желая показать, как оные по благословению Божию размножились и в продолжение двухсот двадцати лет от семидесяти душ возросли до шестисот тысяч владеющих оружием. Глава 1 (1) И глагола Господь Моисею в пустыне Синайской, в первый день месяца втораго: возьми сочтение всего сонма. Во второй месяц второго года по исшествии Евреев из Египта сыны Израилевы сочтены Моисеем. Сие изображает сочтение Еммануилом новой твари сынов человеческих окрест мысленной Его скинии. Месяц есть образ Еммануила, а год есть образ новой твари; тем же, что в сочтение входят только мужи, показывается, что в число небесных вчиняются только совершенные, крепостью подобные мужам, а не те, которые по нерадению и недеятельности сделались женоподобными. И тем, что все имена собраны и вписаны по двенадцати родоначальникам колен, изображается, что дольние двенадцатью Апостолами вписаны в Церковь земную; а вероятно, и горние также вписаны по главам сонмов своих. Колено же Левиино, которое, происходя от того же родоначальника Израиля, не вошло в счисление вместе с Израилем, служит образом того, что святые, хотя от мира, но не принадлежат к миру. И князи Ангелов выше сонмов своих, как глава выше членов. (53) И да стрегут левити стражу скинии. Сим означается наблюдение над облаком, чтобы как скоро воздвигается облако, днем ли то или ночью, воздвигались с оным вместе и Евреи. Глава 2 На восточной стороне от скинии располагались станом колена: Иудино, Иссахарово и Завулоново; в их станах было (9) сто восемьдесят тысящь и четыреста. Они воздвигались первые. Рувим, Симеон и Гад располагались станом к югу от скинии, в их станах было (16) сто пятдесят одна тысяща и четыреста пятьдесят, и они воздвигались втории. Когда воздвигались сии колена, тогда (17) воздвигалась и скиния с полком левитским посреди полков, упомянутых выше и следующих за нею. Ефрем, Манассия, Вениамин располагались станом на запад от скинии, - в их станах было (24) сто осмь тысящь и сто; они воздвигались третии. Дан, Асир и Неффалим располагались станом к северу от скинии; в их станах было (31) сто пятьдесят седмь тысящь и шесть сот. Они воздвигались последнии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1082...

Окружное послание Поместным сослужителям, возлюбленным господам, Афанасий желает о Господе радоваться. 1) Что потерпели мы, это ужасно и невыносимо; нет возможности и памяти передать это достойным того образом. Но чтобы скорее можно было выразуметь ужас совершившегося, за лучшее признал я привести на память сказание из Писания. Однажды «муж левитин» , жене которого нанесено было поругание (а она была евреянка и из колена Иудина), увидев чрезмерность злодеяния, и пораженный беззакониями, на какие против него отважились (Суд. 19), раздробив тело жены на части, послал во все колена Израилевы, чтобы все убедились — в этом злодеянии видеть обиду не ему одному, но всем вообще, и если будут сострадательны, отмстили, а если останутся равнодушными, на себе понесли стыд, как ставшие уже участниками в причинении обиды. Посланные известили о случившемся; и всякий слышавший и видевший сказал: никогда не бывало ничего подобного с того дня, как вышли сыны Израилевы из земли египетской. Почему подвиглись все колена Израилевы, и все, как бы сами потерпели обиду, собрались против преступников. Наконец, учинившие беззаконие были преследованы войною и стали для всех отверженными; потому что собравшиеся не смотрели на единоплеменность, но имели в виду преступление. Знаете, братия, это сказание и подробности дела, изображенные в Писании. Я не намерен распространяться об этом более; потому что пишу людям знающим, и спешу вашему благоговению указать на события настоящие, которые важнее и тех. Ибо для того и упомянул об этом сказании, чтобы, тогдашнее сравнив с настоящим, и уразумев, сколько последнее превосходит жестокостью древнее, вознегодовали вы еще более, нежели израильтяне на тогдашних беззаконников; потому что лютость гонений, воздвигнутых на нас, гораздо выше; и бедствие левита маловажно в сравнении с тем, на что ныне отваживаются против Церкви; лучше же сказать, этого и не слышно было никогда во вселенной, и никто не изведывал подобных зол. Тогда поругана была одна женщина и один левит потерпел насилие; а теперь поругана целая Церковь, оскорблено святилище и, что еще важнее, благочестие гонимо нечестием. Тогда каждое колено Израилево, видя отторгнутый член одной женщины, приходило в ужас; а теперь видимы расторгнутые члены целой Церкви, и посланные, частью к вам, а частью к другим, извещают о поругании и обиде, какие претерпели они.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2559...

Св. Пророк Илья представ к царю Израильскому Ахаву. Обличал его в идолослужению Ваалу: не видя, что царь, сея не внемлет его увещаниям, сказал, жив Господь Бог сил Бог Израиле, которому я предстою: не будет в эти годы ни росы, ни дождя, пока я не скажу. После чего настало на земле бездождие и голод, и продолжалось 3 года и 6 месяцев. И восстал Илья Пророк яко огнь, и слово его яко свеча горящее... Коль прославился еси Илья, чудесами твоими; и кто подобен тебе похвалиться;... Вписан в обличения на времена, утолите гнев прежде ярости, и обратите сердце отчее к сыну, и устроит колена Иаков. Блажен видевший тебя, и любовью украшен. ( Сирах. 48, 1, 10, 11 ). Из Св. Писания видно 1 , что Святой Пророк Илья был из страны Галаадской, которая лежала в колене Гадовом и граничила с западной стороны рекою Иорданом, а с востока Аравией. Вместе с другими соседними странами она входила в состав земли обетованной, в которой, по словам Священного, Писания, текли медь и млеко 2 . Это была страна гористая, богатая всякого рода растениями, ароматическими и целебными травами 3 , но обитаемая большею частью развращенными язычниками, идолопоклонниками и разбойниками 4 . А потому Иудеи без большой нужды не поселялись среди Галаадскихъ гор. Местом рождения Пророка, Писание называет местечко Фесви или Фесве, находившееся в колене Гадовом, за Иорданом, между Иабоком и Сароном 5 . Название места рождения Св. Пророка, от которого он именуется Фесвитянином, что значит пленяющий, обращающий, согласуется с его действиями. Илья, по словам сына Сирахова 6 обратил сердце отца к сыновьям и устроил колена Иаковлевы. Предание древней христианской церкви отца праведного Ильи именует Соваком. Он происходил из колена Левина и принадлежал к потомству Первосвященника Аарона 7 . По сказанию того же предания, рождение Ильи ознаменовано было чудесным явлением. Отец его Совак видел, что тотчас по рождении Ильи, некие светлые мужи беседовали с младенцем, вместо пелен, огнём поливали его; пламень же огненный предлагали, ему вкушать, как пищу. Такое видение естественно привело Совака в изумление. Желая уразуметь смысл сего таинственного события, он вскоре после рождении сына пошёл в Иерусалим и там поведал служителям алтаря Господня о своём чудном видении. Один из Священников, муж благоговейный и прозорливый, выслушав Совака, сказал ему: Не бойся сего чудного знамения о сыне твоём. Сие отроче удостоится быть селением света благодати Божьей; слово его будет сильно и действительно как огнь; душа исполнится ревности о Господе; он будет судить Израиль оружием и огнём, и житием своим благоугодно будет Богу 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава 1 «И глагола Господь к Моисею в пустыни Синайстей... в первый день месяца втораго... возмите сочтение всего сонма» ( Чис.1:1–2 ). Во второй месяц второго года по исшествии Евреев из Египта сыны Израилевы были сочтены Моисеем. Это изображает сочтение Еммануилом новой твари, сынов человеческих, окрест мысленной Его скинии. Месяц есть образ Еммануила, а год есть образ новой твари; тем же, что в исчисление входят только мужи, показывается, что в число небесных вчиняются только совершенные, крепостью подобные мужам, а не те, которые по нерадению и недеятельности сделались женоподобными. И тем, что все имена собраны и вписаны по двенадцати родоначальникам колен, изображается то, что дольние двенадцатью апостолами вписаны в Церковь земную; а вероятно, и горние так же вписаны по главам сонмов своих. Колено же Левиино, которое, происходя от того же родоначальника Израиля, не вошло в исчисление вместе с Израилем, служит образом того, что святые, хотя они и от мира, но не принадлежат к миру. И князи Ангелов выше сонмов своих, как глава выше членов. «И да стрегут левити... стражу скинии» ( Чис.1:53 ). Этим означается наблюдение над облаком, чтобы как скоро двигается облако, днем ли то или ночью, так же двигались вместе с облаком и Евреи. Глава 2 На восточной стороне от скинии располагались станом колена: Иудино, Иссахарово и Завулоново; в их станах было «сто осмьдесят шесть тысящ и четыре ста» ( Чис.2:9 ), вошедших в исчисление. Они ставили стан первые. Рувим, Симеон и Гад располагались станом к югу от скинии, в их станах было «сто пятьдесят едина тысяща и четыре ста и пятьдесят» и они ставили стан «втории» ( Чис.2:16 ). Когда воздвизались (были поставлены) эти колена, тогда воздвигалась и скиния с полком левитским «посреде полков» ( Чис.2:17 ), упомянутых раньше и следовавших за ней. Полки Ефрема, Манассии, Вениамина располагались станом на запад от скинии, в их станах было «сто осмь тысящ и сто; они воздвизались третии... " ( Чис.2:24 ). Дан, Асир и Неффалим располагались станом к северу от скинии; в их станах было «сто пятьдесят седмь тысящ и шесть сот». «Они должны были идти последнии " ( Чис.2:31 ). Глава 3

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 9 Зах.9:1 . Пророчество словесе Господня в земли Адраха, и Дамаск жертва его. Акила же перевел: «и в Дамаске покой его». Зане Господь призирает на человеки, и на вся колена Израилева, Зах.9:2 . И Имаф в пределех его, или по другим толковникам: «и в Имафе, сопредельном ему». Посему Пророк предсказывает, что и сии древле злочестивые города: Адрах, Дамаск, Имаф, принесут жертвы Богу, освободившись от прежней прелести; потому что Призирающий на всех людей, а не на одни колена Израилевы, попечется и о них. Адрах есть город Аравийский; а Имаф называется ныне Епифаниею. Но божественное писание именует Имафом великий Емис. Сии-то города, озарившись светом Боговедения, будут делать, что должно. Тир и Сидон, яко умудреша зело. Зах.9:3 . И созда Тир твердыни себе, и собра сребро яко перст, и злато яко брение путей. Зах.9:4 . Сего ради Господь наследит я, и поразит в море силу его, и той огнем поястся. Зах.9:5 . Увидит Аскалон и убоится, и Газа и поболит зело, и Аккарон яко постыдеся о падении 5 своем; и погибнет царь от Газы, и Аскалон не имать населитися. Тир и Сидон, говорит Пророк, величающиеся богатством и надеющиеся на твердые ограды, преданы будут бедствиям всякого рода; потому что иное в них потопит разлившееся море, а иное будет пожжено огнем, когда Бог всяческих произнесет на них этот приговор. А слова: «Господь наследит я», имеют такое истолкование: поскольку сами себя устранили они от Божия о них попечения; то опытом изведают Божью силу. Аскалон же и Газа, увидев это, придут в страх, и вместе с Аккароном будут сетовать о том, что «постыдеся», то есть Тир, о падении своем. Но положу конец и царству Газы, и Аскалон лишу жителей, сделаю, что его и Азот населят иноплеменники. Ибо сие: «Аскалон не имать населитися», говорит Пророк о тогдашних жителях, которых предал Бог на избиение и в рабство. Почему присовокупил: Зах.9:6–7 . И вселятся иноплеменницы во Азоте, и разрушу досаждение иноплеменников. И изму кровь из уст их, и мерзости их из средины зубов их. Поэтому ниспосылаемое Богом вразумление есть матерь благих дел; потому что в следствие оного и иноплеменники, как сказал Пророк, оставили прежние беззакония и злочестие, прияли же богопознание. Ибо сие выразил Пророк, немедленно присовокупляя:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Мы заходим в Храм и сразу поднимаемся на Голгофу. Кругом полно паломников, которые говорят на разных языках, духовенство, монахи и масса израильских полицейских. Люди преклоняют колена перед святыней, перед местом, где наш Господь страдал, каждый шепчет свою молитву с трепетом, физически ощущая святость места. Иерусалим… Только одно это слово вызывает массу чувств у верующих людей, поэтому легко себе представить, что испытывает паломник, когда комфортабельный автобус поднимается в гору, и перед твоим взором открывается великолепный вид на древний город. Когда я ехала в Иерусалим первый раз, меня не оставляла всю дорогу мысль, что все таки наше паломничество – это вовсе не то паломничество, какое, например, совершила моя прапрабабушка, пройдя весь отрезок пути по суше от маленького городка на Волге до Святого града пешком. Меня не жгло жаркое солнце Израиля, мне не угрожали арабские разбойники и турецкие власти. Мы едем на современном автомобиле с кондиционером по прекрасной хорошо освещенной скоростной трассе, следуя за нашими друзьями, которые вот уже много лет, из года в год привозят Благодатный огонь в наш Хайфский храм Ильи пророка к Пасхальной службе. Мы едем в Храм Гроба Господня в ночь на Великую субботу. Волнуемся. Мы живем в Израиле четвертый год, но каждый раз направляясь в Иерусалим, мы волнуемся. Это не просто город, не просто скопление зданий и людей. Это – Город. И это не только сугубо мое мнение или ощущение, об этом говорят люди всех религий и всех конфессий. Иерусалим никого не оставляет равнодушным. Полдвенадцатого ночи, мы идем по узеньким улочкам Старого города, кажется жизнь не замирает здесь даже на ночь, торгующие арабы говорят на всех языках мира, безошибочно узнают в нас русских и поздравляют с праздником, при этом предлагая свои товары. Мы заходим в Храм и сразу поднимаемся на Голгофу. Кругом полно паломников, которые говорят на разных языках, духовенство, монахи и масса израильских полицейских. Люди преклоняют колена перед святыней, перед местом, где наш Господь страдал, каждый шепчет свою молитву с трепетом, физически ощущая святость места. Нас просят не задерживаться и проходить дальше, и мы спускаемся к плите, на которой омывали Господа. На ней сегодня разлито миро, люди плачут, целуют ее, прикладывают свои крестики, иконки, платки, фотографии близких, за которых просят Господа. Все языки и все наречия…

http://pravmir.ru/sxozhdenie-blagodatnog...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жизнь Святого Апостола Павла Святитель Иннокентий — первый в русском богословии написал историко-художественное изложение евангельский событий. В этом же жанре написана и «Жизнь святого апостола Павла». Святитель Иннокентий Херсонский. Жизнь Святого Апостола Павла Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. (1 Кор. 4, 16) Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение… в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. (1 Тим. 1, 12–16) Жизнь в иудействе Павел (в переводе с латинского — малый, меньший), до обращения в христианство — Савл ( вожделенный), один из величайших учителей Церкви Христовой, который после прочих Апостолов обратился к вере в Иисуса Христа, но более каждого из них содействовал покорению державе Его всего мира, произошел от иудейских родителей, из рода Израилева, колена Вениаминова (Флп. 3, 5). Многие из Отцов Церкви со свойственной им духовной проницательностью находили в некоторых местах Ветхого Завета (особенно в 28 стихе 67 псалма) предсказания о происхождении Павла от этого колена. Выражение: Еврей от Евреев , употребленное Павлом в Послании к Филиппийцам (Флп. 3, 5), чтобы указать свое происхождение, означает такого человека, между предками которого не было ни одного не обрезанного по обряду Моисееву — преимущество, стоившее того во времена Апостола, когда многие из иудеев происходили от язычников, обратившихся в иудейство, или даже сами были некогда язычниками. Значительное образование, для получения которого Павел был намеренно послан в Иерусалим, знакомство в юных летах с первыми лицами в иудейской столице, утонченные общежительные познания, следы которых весьма часто встречаются в его посланиях (см.: Флм.: 1 Кор. 10, 6; 2 Кор. 11, 1, 6; 12, 11), заставляют думать, что он произошел не из низкого, по крайней мере не из бедного, сословия. Время рождения Павла, при всех попытках установить его, до сих пор остается неопределенным. Вероятно только, что оно недалеко отстоит от времени Рождества Христова. Известно, что отечеством Павла был Тарс (см.: Деян. 9, 11; 21, 39; 22, 3) — главный город Киликии, лежавшей у Средиземного моря и составлявшей одну из цветущих областей Римской империи. Блаженный Иероним Стридонский сообщает, что родители Павловы переселились в Тарс из иудейского города Гискала после того, как тот был взят и опустошен римлянами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Отрадно видеть, как ежегодно в нынешний день массы верующих и усердных чтителей царицы небесной собираются в наш город для сретения чудотворной иконы ее Боголюбской. Отрадно в особенности по нынешнему времени, ослабевшему в вере, осуетившемуся и наклоняющемуся более к плотским и житейским помыслам, чем к религии и к Господу Богу. Некогда св. пророк Илия, видя всеобщее развращение современного ему общества Израильского, полагал было, что погас совсем светильник истинной религии на земле, и что пришел конец и самому существованию народа Божия. В сильном огорчении возопил он на небо: Господи! сыны Израилевы оставили завет твой, разрушили твои жертвенники и пророков твоих убили мечем; остался я один... Довольно уже Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцев моих ( 3Цар. 19:10 ). Оказалось, однако ж, что не погасла среди людей св. религия под таинственным смотрением промысла Божия. Господь открыл в утешение своему пророку, что сбережен святой остаток благочестивых сынов Израиля, коих колена не преклонялись пред Ваалом и уста не лобызали его ( 3Цар. 19:18 ). И мы, видя сегодня, как тысячи благоговейных и верующих христиан и христианок преклоняют колена пред заступницей рода человеческого и с любовию лобызают ее икону, можем успокоительно сказать себе: не погас еще среди нас светоч веры и благочестия, несмотря на все действие темных вражеских сил, стремящихся отуманить умы и развратить сердца слабых и колеблющихся членов нашего общества. С любовию и милостию взирает конечно и сама царица небесная на смиренное и благоговейное поклонение, творимое ей от душ верующих и благочестивых, днесь сошедшихся во святой храм сей. Какой же дар принесем мы матери Господа и Спасителя нашего? Каким приветствием почтить нам царицу небесную, посетившую сегодня град наш? Лучшего и более подобающего для нее приветствия нет и быть не может, как то, которое она в первый раз услышала на земле от ангела, пришедшего благовестить ей о рождении от нее Сына Божия. Слова этого приветствия знакомы нам с детства и ими обыкновенно начинается наше первоначальное молитвенное обучение в семьях и школах. Повторим же теперь с благоговейным размышлением эту всеобщую и самую раннюю нашу молитву пред царицей небесной, к ней же молитвенно прибегая, да не возгнушается она этим посильным даром нашим в сей день и час.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010