Иерихон , в 8 верстах от Иордана и в 20-ти верстах к северо-востоку от Иерусалима. Он находился в плодородной равнине, украшенной великолепными садами, и получил название города пальм ( Втор.34:3 ). Первый город, который Израильтяне должны были взять по переходе чрез Иордан, был Иерихон. Бог повелел Иисусу Навину обходить этот город в сопровождении ковчега завета с войском в течение 7 дней. В 7-й день, в который Израильтяне обошли город 7 раз, стены его, при звуке труб, пали сами собой. Когда город был разрушен, Иисус Навин сказал: «Проклят пред Господом тот, кто восстановит и построит город сей Иерихон. На первенце своем он положит основание его, и на младшем своем поставит врата его» ( Нав.6:25 ). В царствование Ахаава, Иерихон был построен снова Ахиилом Вефилянином; но Св. Писание говорит: «На первенце своем, Авираме, он положил основание его, и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его» ( 3Цар.16:34 ). После плена Вавилонского, Иерихон был знаменитейшим городом после Иерусалима. Ирод Великий украсил его великолепными зданиями и избрал его для своего местопребывания; в нем он и умер. Иисус Христос исцелил в Иерихоне двух слепых, которые взывали к Нему: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» ( Мф.20:34 ), и посетил дом мытаря Закхея ( Лк.19:2–7 ). В наши дни Иерихон только деревня (Рига). Михмас , город, в котором Филистимляне стояли лагерем в то время, когда Саул, намереваясь вступить в сражение, принес жертву, не дождавшись Самуила ( 1Цар.13:5, 11 ). Галгал , знаменитое место близ Иордана, против Иерихона. Здесь, по переходе реки, Израильтяне долгое время стояли лагерем. После на этом месте был построен город, известный несколькими происшествиями. Долгое пребывание в Галгале ковчега завета сделало это место часто посещаемым Израильтянами. В Галгале был помазан на царство Саул и здесь же этот царь возбудил гнев Божий, заклав жертву до прихода Самуила; здесь же Самуил разрубил Агага, царя Амаликитского ( Нав.4 ; 1Цар.11, 13, 15 ). Эммаус , селение в 10-ти верстах от Иерусалима, известное беседою Иисуса Христа, который, по воскресении своем, шел сюда с двумя учениками, бывшими в Иерусалиме по случаю праздника Пасхи ( Лк.24:13 ). Эммаус евангельский не должно смешивать с другим Эммаусом, который Римляне называли Никополем. И в том, и в другом Эммаусе были минеральные воды. В евангельском Эммаусе Юлиан отступник закрыл минеральный источник, потому что жители, вследствие посещения Эммауса Иисусом Христом, почитали этот источник чудотворным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Иудейское предание также свидетельствует об уходе Божественного присутствия из храма пред его разорением. «Когда созрело решение Господа предать уничтожению святую Обитель Его, Господь сказал: Дотоле, пока Я обитаю в Доме этом, рука иноземного не коснется его. Отведу от него очи Мои и поклянусь не воссоединяться с ним до времени урочного, – и придут иноплеменные, и разрушат его. Отвел Господь десницу Свою, – отвел десницу свою от неприятеля, – и вошли враги в Святилище и сожгли его. Отныне, – сказал Господь, – нет для Меня обиталища на земле, – пусть же отойдет от него Шехина Моя, и удалюсь Я в прежнюю Обитель Мою» с. 140, Агада, Еха Раба]. Указанные записи пророка Иеремии (гл. 2 ст. 1), являющиеся, скорее всего, тем писанием (ст. 4), в котором описано сокрытие пророком Иеремией ковчега Завета и приведено его пророчество, не сохранились. До нас дошло только свидетельство Маккавейских книг. Едва ли следует думать, что скиния и ковчег сами по себе чудесным образом следовали за пророком. Скорее всего, все происходило, как и положено – священники и левиты, по слову пророка, взяли святыни и последовали с ними за ним, когда он восходил на гору Нево. Это подтверждается упоминанием сопутствовавших пророку (2:6), самочинно решивших потом заметить вход в пещеру. Это им не удалось, зато они подверглись укоризне пророка. Упрекая сопутствовавших ему людей, пророк Иеремия возвещает, что место, где спрятан ковчег, останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако. Возвращение народа иудейского состоялось при Зоровавеле. Но ковчег так и не был тогда найден. Да и искали ли его? Пророчество Иеремии сбылось только отчасти. Народ, да и то далеко не весь, вернулся из плена, а ковчега так и нет. Значит, полное осуществление пророческих слов явно относится только к мессианским временам. Так и слава Ягве только отчасти, в виде благодатного огня на жертвеннике, вернулась во второй храм, но сама слава Господня и облако – нет. И осталось иудеям ожидание грядущих мессианских времен. Не случайно во времена земной жизни Иисуса Христа было ожидание пророка Иеремии, а не только Илии, некоторые даже думали, что Иисус он и есть ( Мф. 16:14 ). Видимо, думали, что Иеремия во дни Мессии должен будет вернуть ковчег Завета в храм и вместе с ним явится слава Господня и облако.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ковчег был внесен в священнейшее отделение храма, называемое давир, или Святая Святых 587 . В давире место для ковчега осенялось двумя Херувимами 588 : «И внесли священники ковчег завета Господня на место его в давире» храма во Святое Святых, под крылья Херувимов, ибо Херувимы простирали крылья над местом ковчега, и покрывали Херувимы сверху ковчег и шесты его» (3 Царств, VIII, 6–7). «В ковчеге не было ничего, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской 589 . «И когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень»... «И не могли священники стоять на служении по причине облака; ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Ц. VIII, 10–11). Под именем храма надо разуметь конечно каменное закрытое здание; Соломон же и священники стоят на дворе храма пред жертвенником. В эту радостную и страшную минуту на Соломона находит Дух Господень и он произносит пророчество, состоящее из благословения, из напоминания о милостях Господних и молитвы 590 . В особенности надо обратить внимание в торжественной пророческой молитве Соломона на очистительное значение молитвы пред Господом (3 Ц. VIII, 31 и сл.), и еще на всемирное значение храма Всевышнему, в котором и молитва иноземца будет услышана Господом, Богом завета (ст. 41–43). И принес Соломон по обряду, указанному Моисеем, всесожжения и жертвы мирные 591 , причем (3 Ц. VIII, 64) поставлен был по-видимому еще другой, временной жертвенник, далее, ко входу двора, кроме жертвенника постоянно посредине двора, для того, чтобы по закону Левита III сжигать те части мирной жертвы, которые подлежали сожжению. На главном же жертвеннике вознесено было торжественно всесожжение, – но не воспламенено оно было еще человеческими руками, как: «Сошел огонь с неба и поглотил всесожжение» ( 2Nap. VII, 1 ). В это время слава Господня наполняла храм. «И праздновал день тот и последующие семь дней весь народ Израильский, сошедшийся со всей Палестины «от входа в Емаф до реки Египетской» 592 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Месяц Эйтаним (Афаним) – седьмой месяц. В этом месяце царь Соломон собрал израильтян в Иерусалиме, чтобы каждый мог присутствовать при шествии Ковчега Завета в Сион (Иерусалим), и принять участие в праздничном веселье, по случаю поставления Ковчега Завета в Святая Святых Иерусалимского Храма. «И собрались к царю Соломону на праздник все Израильтяне в месяце Афаниме, который есть седьмой месяц» ( 3Цар. 8:2 ). Название этого месяца так- же трактовали по-разному: например, «эйтоним» – «несокрушимые», «незыблемые» (подразумеваются праотцы Авраам, Исаак и Иаков, рождение которых пришлось именно на этот месяц). Таргум Ионафана дает свою версию этимологии названия месяца, основанную на значении Эйтаним – «предшествующий», «первоначальный». По библейской традиции именно в этот месяц была сотворена Вселенная, поэтому до пророка Моисея начало года, и счет месяцев начинались именно с этого осеннего месяца. Месяц Бул – восьмой месяц. В этом месяце было завершено строительство Иерусалимского Храма: «А на одиннадцатом году, в месяце Буле, это восьмой месяц, он окончил храм со всеми принадлежностями его и по всем начертаниям его строил его семь лет» ( 3Цар. 6:38 ). Относительно названия этого месяца также приводились разные этимологические комментарии. Согласно одному толкованию, именно в этом месяце вянет «бала» – растительность. Согласно Таргуму Ионафана, название «Бул» сходно с «Йевул» (осенний урожай). Ввиду скудости информации о календаре палестинских евреев эпохи Первого Храма, ученый мир начал предлагать свои гипотезы относительно исчисления времени древними израильтянами. Так, ряд исследователей предположили, что первоначальным календарем в Ханаане был сельскохозяйственный солнечный цикл, состоявший из семи «месяцев» по 50 дней, плюс 15 добавочных дней, всего 365 дней. В пользу этого, по их мнению, свидетельствует пятидесятидневный интервал между Пасхой (Песах) и Пятидесятницей (Шавуот). Подобный календарь был распространен среди семитских народов Ассирии, Вавилона, Сирии и Ханаана, и, возможно, способствовал распространению семидневной недели: каждый из пятидесятидневных периодов состоял из семи недель, плюс один праздничный день. Два семидневных праздника (предположительно, Опресноков и Урожая) следовали после третьей и седьмой пятидесятидневки, как и отдельный день Начала года. Этот календарь был связан с египетским солнечным календарем, и активно использовался вплоть до Вавилонского пленения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

Пастырь, да ведает, наконец, что всем вышеизложенным требованиям он может вполне удовлетворить лишь тогда, когда, одушевляемый страхом Божиим и Божественной любовью, ежедневно и неустанно будет изучать Священное Писание и углубляться в него размышлением. Слово Божие придаст ему сил для совершения многообразных трудов, соединенных со званием его служения, будет освежать в нем чувство благочестия, которое так скоро черствеет от обращения в этом мире, и, наперекор влиянию житейской суеты, преждевременно приводящей нас к дряхлости, и сокращающей нашу жизнь, будет окрылять его дух изображением славы нашего Небесного Отечества, а сердечным сокрушением и тоской по нему, будет укреплять его в любви к нему. Кому не известно, как рассеиваются наши мысли и желания в мирских беседах, как внешние житейские заботы отвлекают нас от заботы о душе? Тем необходимее для нас беседа с Богом, тем прилежнее должны мы изучать Божественное Слово Его. Потому и апостол Павел, поставив своего ученика Тимофея пастырем духовного стада, говорил ему: Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением... О сем заботься, в сем пребывай... Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим. 4:13–16 ). Потому и царь Давид восклицал: Как люблю я закон Твой, Господи! весь день размышляю о нем ( Пс. 118:97 ). Потому же и Моисею заповедал Господь приделать к четырем нижним углам ковчега (Кивота Завета) четыре кольца золотых... Сделай из дерева ситтим шесты, и обложи их золотом; и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег ( Исх. 25:10–15 ). Что же прообразовал собою Кивот Завета, как не Святую Церковь ? А четыре кольца ее – не суть ли четыре Евангелия, проповедованием которых она распространяется и, как бы, разносится по четырем сторонам света? Шесты же, на которых поднимали Кивот, представляют собою самих проповедников и учителей, которые должны быть тверды и несокрушимы, как, не гниющее, дерево ситтим; должны сиять своими пастырскими добродетелями, как чистым золотом, и, как, почивающие на Законе Божием, должны служить проводниками его для народа, постоянно заботясь о благе Церкви Христовой и никогда не оставляя ее без своего попечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

По выходе из ковчега, Ной устроил жертвенник, взял от всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес всесожжение Богу. Богу приятна была жертва эта, и Он сказал в сердце своем: «Я не буду больше проклинать землю за грехи человека, и не буду более поражать всего живущего. Впредь, пока земля будет стоять, не прекратятся на ней посев и жатва, лето и зима 58 , дни и ночи». И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все животные, и да будут в ваших руках. Все, что движется и живет, да будет вам в пищу, подобно как зелень травная; только не ешьте крови 59 . Я взыщу и вашу кровь. Кто прольет кровь человеческую, того самого кровь прольется, ибо человек создан по образу Божию». И поставил Бог завет 60 с Ноем и потомством его, что не будет более потопа, и знамением сего завета положил радугу в облаке. ( Быт. 6, 7, 8, 9, 1 – 17 .) Ной был прообразом Иисуса Христа, Спасителя мира, а ковчег прообразом Церкви Христовой, в которой одной спасаются люди. Неуважение Хама к отцу своему. Пророчество Ноя о судьбе детей своих По выходе из ковчега, Ной начал обрабатывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил виноградного вина, не зная его силы 61 , опьянел и лежал обнаженным в шатре своем. Хам, сын его, увидел его и сказал двум братьям своим. Сим и Иафет взяли одежду, положили ее на плечи свои, вошли задом в шатер и покрыли отца своего, не видев его. Когда Ной проснулся и узнал, что сделал над ним Хам, тогда пророчески сказал: «проклят Ханаан (сын Хама), раб рабов будет у братьев своих» 62 . Потом продолжал: «Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему». Этими словами Ной предсказал, что потомки Хамовы будут рабами потомков Симовых и Иафетовых; в потомстве Сима благословится Бог , будет сохраняться истинное Богопочитание, и от этого племени воплотится Бог; потомки Иафета займут наибольшее пространство земли, покорят под свою власть и Симовых потомков и вступят в истинную Церковь 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Посвящение священника сопровождалось обрядами омовения, облачения и помазания миром, трех жертвоприношений (о грехе, всесожжения и посвящения) и священного пира из жертвенного мяса. Обряды посвящения повторялись в течение семи суток (1 раз) при постоянном пребывании посвящаемых во дворе скинии. 8. Первые священнодействия (Лев. 9) После посвящения первых священников и первосвященника Аарона были принесены жертвы сначала за первосвященника (за грех и всесожжения), а затем – от народа (о грехе, всесожжения и мирная). После того, как Аарон возложил священное благовонное курение на алтарь кадильный и вышел с Моисеем из скинии, ниспал с неба огонь и попалил жертвы ( Лев. 9:24 ). Чудо ниспадения огня знаменовало божественную волю во всех богослужебных установлениях. Впоследствии этот священный огонь тщательно поддерживался священниками и никогда не угасал в скинии. 9. Поражение Надава и Авиуда (Лев. 10) Сыновья Аарона Надав и Авиуд, после утреннего каждения своего отца, вознамерились, как новопоставленные священники, совершить установленное вечернее каждение во святилище. По небрежности эти юноши вложили в свои кадильницы огонь «чуждый», то есть приготовлявшийся для обычных нужд. «И вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они перед лицем Господним» ( Лев. 10:2 ). Этот пример указывает на тяжесть греха священнослужителей, если они без должного благоговения приступают к священнодействию. 10. Праздник очищения (Лев. 16) Для очищения всех нечистот народа Господь устанавливает великий годичный праздник очищения (ст. 1–2). В этот день первосвященник омывал тело свое водою и облекался в обыкновенные льняные священнические одежды (4 ст.), затем он поставлял перед алтарем жертвенных животных, от себя тельца в жертву за грех и овна во всесожжение, а от народа двух козлов за грех и овна во всесожжение, но по жребию один козел назначался для заклания, другой для отпущения (3:5–10). После этого совершались самые жертвы. По заклании тельца первосвященник, положив полную кадильницу горящих углей с жертвенника всесожжений, входил во Святое Святых и воскурял фимиамом, дым которого скрывал от него крышку ковчега завета. После этого первосвященник брал кровь тельца и перстом кропил жертвенною кровию семь раз на крышку и перед крышкою ковчега (11–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Святые иконы даны нам для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, для благоговейного возношения мыслей наших к Богу и Его святым. Через это воспламеняется наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю. Святые иконы являются для нас теми же священными книгами, только написанными, вместо букв, лицами и вещами. Еще в Ветхом Завете Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить в Скинии (т. е. подвижном еврейском храме) золотые священные изображения херувимов на крышке Ковчега Завета. Господь сказал Моисею: " сделай их на обоих концах крышки ... Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым " (Исх. 25, 18, 22). Господь повелел Моисею также выткать изображения херувимов на завесе, отделявшей Святилище от Святое Святых, и на внутренней стороне виссонных (из дорогой шерстяной материи) покрывал, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии (Исх. 26, 1-37). В храме Соломона были также скульптурные и вышитые изображения херувимов на всех стенах и на церковной завесе (3 Цар. 6, 27-29; 2 Парал. 3, 7-14). И обновлены были херувимы на крышке Ковчега Завета (2 Парал. 3, 10). Когда храм был готов " слава Господня (ввиде облака) наполнила храм " (3 Цар. 8, 11). Изображения херувимов были благоугодны Господу, и народ, взирая на них, молился и преклонялся. Изображений Господа Бога в Скинии и в храме Соломона не было потому, что в течении большей половины ветхозаветной жизни люди не удостоены были видеть Господа. Не было изображений ветхозаветных праведников, потому что тогда люди не были еще искуплены и оправданы (Римл. 3, 9, 25; Матф. 11, 11). Сам Господь Иисус Христос послал чудесное изображение Своего Лика Эдесскому князю Авгарю: так называемый, нерукотворный образ. Помолившись перед нерукотворным образом Христовым, Авгарь исцелился от неизлечимой болезни. Св. евангелист Лука, врач и живописец, писал и оставил, по преданию, после себя иконы Божией Матери. Некоторые из них находятся в нашем отечестве - России.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

3.4. Призвание Самуила 3.5. Поражение от филистимлян. История ковчега 3.6. Самуил — судья Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 3.4. Призвание Самуила О жизни Самуила при скинии говорится следующее. Если сам Илий был человек праведной жизни, то его сыновья поступали бесчинно. Они вопреки закону брали себе из жертв не только то, что им предназначалось, но и то, что им хотелось, причем нередко требовали, чтобы их часть была им отдана даже до того, как совершено жертвоприношение. Они вели развратную жизнь, народ роптал, а Илий не предпринимал против них никаких серьезных мер, кроме кроткого увещания, на которое они внимания не обращали. Заметим, что говорит Писание о сыновьях Илия: «они не знали Господа» (1 Цар. 2:12). Через не названного по имени человека Божия Илий получает откровение о том, что дом его не устоит, и что он, хотя и не будет отлучен от священства, но все потомки его не будут доживать до старости. А два его нечестивых сына погибнут в один день. «И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни» (1 Цар. 2:25). Самуил призывается Богом к служению, ночью, тихим голосом, и сначала первые два раза прибегает к Илии, думая, что тот его зовет. И только в третий раз, когда первосвященник научил его, услышав голос, обратиться к Богу, он получает откровение о том, что грех дома Илии не загладится вовек. «И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним» (1 Цар. 3:19–20). Вот начало его служения. Признак истинного пророчества, который содержится в Пятикнижии (что истинный пророк есть тот, чьи слова исполняются), здесь, в начале служения Самуила, играет решающую роль. Прежде этого в Писании пророками названы Авраам, Моисей, Аарон, старцы, пророчествовавшие в стане, и неизвестный пророк во времена Гедеона. 3.5. Поражение от филистимлян. История ковчега

http://sedmitza.ru/lib/text/431087/

4 Только никогда не ешьте мяса, в котором есть жизнь, то есть кровь его. 5И за вашу кровь, в которой жизнь ваша, Я взыщу непременно. Со всякого зверя взыщу за нее, и с каждого человека, жизнь отнявшего у ближнего своего, Я взыщу. 6Кто прольет кровь человека, того кровь человеком прольется, ибо по образу Божьему человек создан. 7Итак, будьте плодовитыми и многочисленными, заселяйте землю и владейте ею». 8Затем Бог сказал Ною и его сыновьям: 9«Ныне утверждаю Я Завет Свой, в котором Я определил Свои отношения с вами и с потомством вашим после вас, 10и со всяким живым творением, которое с вами вышло из ковчега: с птицами и скотом, и со всеми зверями со всем живым на земле. 11 И по этому Завету, который Я ныне объявляю , впредь уже никогда воды потопа не будут уничтожать всё живое, да и самого потопа, который бы мог опустошить землю, уже никогда не будет». 12«И вот знак а, сказал Бог, который Я даю вам на вечные времена б как свидетельство о Завете, о Союзе между Мною и вами и всем живым, что с вами, 13радуга Моя в облаках будет знаком Союза между Мной и землею. 14 Когда Я соберу облака над землей и радуга явится на небе , 15будет она всегда напоминать Мне о Завете Моем, о Союзе, что между Мною и вами и всеми живыми творениями всякого вида, и воды уже никогда не затопят землю, чтоб уничтожить на ней всё творение. 16Как только радуга явится на небе, Я, увидев ее, вспомню о вечном Союзе между Мною, Богом, и всеми живыми творениями всякого вида на земле». 17Так Бог сказал Ною о радуге: «Это знак Завета, знак Союза, который Я теперь утверждаю между Мной и всеми живущими на земле». Ной и его сыновья 18Сим, Хам, Яфет сыновья Ноя, которые пережили потоп и вышли с отцом из ковчега. (Хам это отец Ханаана.) 19Эти трое были сыновьями Ноя, и их потомки заселили землю. 20Ной занимался земледелием, он был первым, кто начал выращивать виноград . 21Однажды, выпив вина, он опьянел и лежал обнаженный в шатре своем. 22 Когда Хам (отец Ханаана) увидел наготу отца своего, он, выйдя из шатра, стал без должного уважения к отцу говорить об этом обоим братьям своим. 23 Тогда Сим и Яфет взяли верхнюю одежду, и, положив ее себе на плечи, пятясь, вошли в шатер, и закрыли ею обнаженное тело отца; их взгляды были обращены в сторону, и не видели они наготу отца своего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010