Возьмите сию книгу закона и положите ее одесную (­ «от страны» – ) ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя ( Bmop. XXXI, 26 ). Не об отдельном отрывке или месте ( ) идет речь, но о книге ( ), как связном целом, о той определенной книге ( ), которая становится мало-по-малу собственным именем Пятокнижия: Ucx. XVII, 14 И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу ( ); XXIV, 7 И взял книгу завета и прочитал; Bmop. XXVIII, 58 – 61 . Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанныя в книге сей... всякую язву, не написанную (и всякую написанную) в книге закона сего Господь наведет. Так само Пятокнижие дает знать об определенном хранении книги Закона. Это не случайное явление; оно ставится в связь с самым существом теократии. И она там будет свидетельством против тебя ( Bmop. XXXI, 26 ): там, откуда исходят щедроты Божии, должен стоять и обвинитель народного жестокосердия; левиты, носящие ковчег завета, должны были беречь книгу закона рядом с ним, чтобы она, будучи обвинителем, оправдывала зло, которым имел быть наказан непослушный Израиль. Конечно, помимо автографа закона Моисеева, должны были с течением времени явиться списки с него, например для чтения народу во время священных собраний ( Лeb. XXIII, 2 ) в великие праздники, согласно предписанию пророка Моисея: По пришествии семи лет, в год отпущения в праздник Кущей, когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа Бога твоего, на место, которое изберет (Господь), читай сей закон пред всем Израилем вслух его ( Bmop. XXXI, 11 ). Проникнутый живой ревностью к теократии, Иисус Навин, преемник великого пророка Божия, был достойным его подражателем и выполнителем его намерений. Подражанием был и его предсмертный образ действий. Последний его завет народу – соблюдение завета Божия. Символическим свидетелем народных обещаний он ставит большой камень... под дубом, который подле святилища Господня (Иис. Hab. XXIV, 26 – 27 ), и делает то же, что Моисей: к книге закона Божия присоединяет свою, полагая ее, очевидно, и в том же месте у ковчега – И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, говорит священный автор с явным указанием на упомянутое место Второзакония (XXXI, 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Нав.4:10 .  Священники, несшие Ковчег [Завета Господня], стояли среди Иордана, доколе не окончено было [Иисусом] все, что Господь повелел Иисусу сказать народу – так, как завещал Моисей Иисусу; а народ между тем поспешно переходил. «Стояли среди Иордана»: по греко-славянскому переводу ν τ Ιορδν – «во Иордане». «Как завещал Моисей Иисусу». Здесь могут разуметься не особые предписания Моисея, относящиеся к данному событию, ибо таковых предписаний не находится в Пятикнижии, а общие наставления, которыми должен был руководиться Иисус Навин, как поставленный во главу народа (например Втор.31:3,7,23 ). При этом нужно, однако, иметь виду то, что в Ватиканском, Александрийском и многих других списках перевода LXX вышеприведенные слова не читаются и что соответствующее им греческое чтение ( κατ πντα σα νετελατο Μωυσς τ ησο) находится только в очень немногих списках, а из изданий – в Комплютенской Полиглоте, с которою и согласуется здесь славянская Библия. «А народ...» ( «между тем» прибавлено русскими переводчиками) «...поспешно переходил». Так как это сказано после указания на то, что «священники, несшие Ковчег Завета, стояли в Иордане», то причиною поспешности, с какою совершался переход, служило, как нужно думать, это стояние священников, требовавшее напряжения сил, которые при большей продолжительности времени могли ослабеть; могло побуждать к этой поспешности и желание окончить переход до начала ночи. Нав.4:11 .  Когда весь народ перешел [Иордан], тогда перешел и Ковчег [Завета] Господня, и священники пред народом; Сравнение сказанного здесь в библейском тексте с Нав.4:16–17 этой главы показывает, что библейский писатель в своем повествовании о переходе через Иордан не держался порядка времени, в каком следовали события, почему о переходе Ковчега Господня он упоминает здесь прежде, чем последовало божественное повеление об этом. «И Ковчег [Завета] Господня перешел и священники пред народом». Поставляя Ковчег Господа на первом месте впереди священников, библейский писатель дает через это понять величие Ковчега как престола Господа, от которого исходила чудодейственная сила Божия. Вместо «священники» в славянской Библии читается: «и камение», согласно с многими из греческих списков 41 ; но это чтение находится далеко не во всех списках перевода LXX; из унциальных – в Амросианском читается ερες – «священники»; это же слово читается и в некоторых позднейших – греческом списке и Камплютенской Полиглотте, равно как в Вульгате. «Камение» явилось здесь в греческом списке под влиянием, вероятно, сказанного в Нав.4:5 , что избранные 12 мужей, имевшие вынести камни из Иордана, должны были идти перед Ковчегом Господа. «Пред народом», т.е. перед лицом народа, на его глазах, в его присутствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Помни сие, Христианине, и храни, молись и постись, да здрав будеши и духом, и телом, да чист внидеши в Царствие Божие. Твори всегда повеленное и пользуйся благословенным, да на последнем суде не яко тать Божеских даров, но яко сын и наследник Божий, и сонаследник Христов обрящешися 225 . Аминь. Беседа XII. О Знамении, данном от Бога верующим в том, что для них не будет вечного потопа И рече Господе Бог Нове: сие знамение завета, еже Аз даю между Мною и вами, и между всякою душею живою, я же есть с вами в роды вечныя: дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета вечнаго между Мною и землею. ( Быт.9:121:13 ) Когда праведный Ной по повелению Божию вышел из ковчега со всею семьей своей и со всеми животными; и когда он за таковое благодеяние Божие принес искреннюю благодарения жертву, принес жертву от чистых животных и с чистым сердцем, принес жертву Богу благоприятную, яко от истинной благодарности происходящую: тогда Премилосердый Бог, Бог благотворения Свои благотворения умножающий, Бог за должную благодарность паки благотворящий, – тогда сей милостивый небесный Отец Ноя, яко человека чувствующего благодеяния Его, благословил, благословил его, и сынов его, благословил всяким благословением, и внутренним, и наружным, и духовным, и телесным, и вечным, и временным, и к душе, и к телу относящимся. Премилосердый Господь Бог человеколюбивым благоснисхождением Своим уверил Ноя о внутреннем спокойствии, уверил в том, что он в любви у Него, что он любезен Ему, и что он мир, и покой, и радость всегда будет иметь в духе своем, уверил также и о наружном спокойствии, уверил в том, что он и по телу спокоен будет. А наипаче убедил его, что он и сыны его никогда уже не увидят толь страшного и жалостного зрелища, каков был потоп, убедил, что потопа, подобного сему, не будет. В чем и знамение дал, тако глаголя: се Аз поставляю завет Мой вам, и семени вашему по вас, и всякой душе живущей с вами от птиц, и от скот, и всем зверем земным, елика с вами суть от всех исшедших из ковчега. И поставлю завет Мой с вами, и не умрет всяка плоть ктому от воды потопныя, и ктому не будет потоп водный, еже истлити всю землю. И сие знамение завет, еже Аз даю между Мною и вами, и между всякою душею живою, яже есть с вами в роды вечныя: дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета вечного между Мною и землею. И будет егда наведу облаки на землю, явится дуга Моя во облаце: и помяну завет Мой, иже есть между Мною и вами, и между всякою душею живущею во всякой плоти, и не будет ктому вода в потоп, яко потребити всяку плоть. И будет дуга Моя во облаце: и узрю ю, еже помянути завет вечный между Мною и землею, и между всякою душею живущею во всякой плоти, яже есть на земли. Сие знамение завета, егоже положил между Мною, и между всяко плотию, яже есть на земли 226 . Се знак, еже впредь не навести потопа на землю!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

1Пар.15:6 .  из сыновей Мерариных, Асаию начальника и братьев его – двести двадцать человек; 1Пар.15:7 .  из сыновей Гирсоновых, Иоиля начальника и братьев его – сто тридцать человек; 1Пар.15:8 .  из сыновей Елисафановых, Шемаию начальника и братьев его – двести; 1Пар.15:9 .  из сыновей Хевроновых, Елиела начальника и братьев его – восемьдесят; 1Пар.15:10 .  из сыновей Уззииловых, Аминадава начальника и братьев его – сто двенадцать. Решив перенести ковчег завета согласно с предписаниями закона Моисеева, Давид приглашает для этого дела те левитские поколения, которые по указанию Моисея обязаны были переносить скинию и ее принадлежности. Именно поколение Каафа с его представителем Уриилом ( 1Пар.6:24 ), на котором лежало приготовление к перенесению и само перенесение принадлежностей святилища ( Чис.4:4–15 ); род Мерари во главе с Асаией ( 1Пар.6:30 ), обязанный переносить брусья скинии, подножия для них – шесты и т.п. ( Чис.4:31–32 ); и, наконец, потомков Гирсона, с их главою Иоилем ( 1Пар.6:28 ), переносивших покровы скинии, завесы и т.п. ( Чис.4:25–26 ). К ним Давид присоединяет еще левитов из трех других происшедших от Каафа поколений: Елисафана, внука Каафа ( 1Пар.6:22 ), Хеврона, третьего сына Каафа ( 1Пар.6:18 ), и Узиила, четвертого его сына ( 1Пар.6:18 ). Для перенесения ковчега завета собираются, таким образом, четыре рода каафитов (стихи 5, 8–10) и по одному роду потомков Мерари и Гирсона. 1Пар.15:11 .  И призвал Давид священников: Садока и Авиафара, и левитов: Уриила, Асаию, Иоиля, Шемаию, Елиела и Аминадава, 1Пар.15:12 .  и сказал им: вы, начальники родов левитских, освятитесь сами и братья ваши, и принесите ковчег Господа Бога Израилева на место, которое я приготовил для него; Перенесение ковчега завета – места пребывания самого Бога ( Исх.25:22 ), требовало от левитов и священников чистоты, между прочим, омовения одежд ( Исх.19:10,15 ; 2Пар.30:3 ). 1Пар.15:13 .  ибо как прежде не вы это делали, то Господь Бог наш поразил нас за то, что мы не взыскали Его, как должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

 И сейчас, после того, как мы рассмотрели вопрос о церкви, я хотел бы рассмотреть еще один вопрос, который  часто становится предметом диалога с протестантами и является предметом упрека со стороны их. Вот что касается темы церкви, то честно говоря, протестанты никогда ее не поднимают. Поскольку, вероятно, чувствуют слабость своей позиции. Поэтому вот именно учение об идеологии, то - есть учение о церкви, на самом деле является самым основным, что мы должны проявить вместе с протестантами. А другие вопросы, которые они задают - они, конечно, включают вопросы, которые мы уже рассмотрели выше. Там, в прошлых беседах - почитание Богородицы, ответ на претензии к почитанию икон.  Вот они, можно сказать, самая излюбленная у них тема. Они говорят: вот Бог сказал в книге «Исход»: да не будет у тебя других богов, не делай себе кумиром того изображения, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся и не служи им. Я твой Бог ревнитель (Исх. 20, 2-5). И здесь самое естественное  - это то, что опытные миссионеры делают. Они указывают: откройте ту же самую книгу «Исход» на пять глав дальше, 25 главу, и прочтите, что Господь говорит Моисею, когда Он велел сделать ковчег. Он говорит: сделай из золота двух херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки. Одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края. И дальше Господь дает подробное описание: и будет херувим с распростертыми крыльями, покрывая своими крыльями крышку, а лицами своими будут друг к другу. Все очень подробное описание того, как нужно сделать икону херувимов (Исх. 25, 17-21). И когда я протестантам говорю, что они могут говорить и говорят это, касаясь только скинии Завета, ковчега Завета, что нет у православных ковчега Завета,  поэтому это сейчас не актуально. Это было актуально только для того момента. На самом деле этот аргумент недостаточен. Он не отвечает на то, что Господь, Который в 20 главе, как они говорят, запрещает всякое изображение, в 25 –ой повелевает сделать изображение того, что на небе. А именно херувимов. Это показывает, что их понимание 20 главы в любом случае неверно, даже если это понимание относить только к Скинии, только к определенному эпизоду истории. Но они неверны и в другом отношении. Потому что не только Скинии касается эта заповедь и предписание изображать иконы херувимов.

http://radonezh.ru/text/peredacha-apolog...

а) Приглашение Соломона к торжеству освящения храма старейшин и начальников колен Израилевых (ст. 1–3). б) Перенесение священниками ковчега завета с Сиона в Иерусалимский храм, в предшествии царя и при бесчисленных жертвах (ст. 4–5). в) Поставление ковчега под крылья херувимов, и замечание о том, что содержалось в ковчеге (одни скрижали Моисеевы) (ст. 6–9). г) Облако славы Господней, наполнившее храм (ст. 10–13). д) Речь Соломона к народу (ст. 14–21). е) Торжественная молитва Соломонова перед жертвенником Господним (ст. 22–53). ж) Молитвенное благословение Соломона, громогласно произнесенное им на собрании Израильтян (ст. 54–61). з) Число жертв, принесенных царем по случаю освящения храма (ст. 62–64). и) Двухнедельный праздник народный (ст. 65–66). Ст. 1. Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых,... в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова... Это было через год по окончании всех работ по постройке храма. Храм был окончен в одиннадцатое лето царствования Соломонова, в восьмом месяце 457 . Освящение же храма произошло в седьмом месяце следующего года, который приходился, к тому же, юбилейным годом. Эго был девятый юбилей от занятия Евреями земли Ханаанской и шестьдесят третий субботний год 458 . Таким образом, понятной становится цель, с какой замедлил Соломон освящение храма на целый год. Оп хотел, чтобы двойной покой субботнего и юбилейного года наиболее способствовал народному торжеству. Ст. 2. ...И собрались к царю Соломону на праздник все Израильтяне в месяце Афаниме, который есть седьмой месяц… Это был месяц Тисри, – седьмой в священном году, и первый в гражданском. Первая половина этого месяца проходила в священных торжествах праздников Труб, Очищения и величайшего праздника Кущей 459 , к которому обязан был и без того являться, по закону Моисееву, весь мужеский пол. Таким образом, торжество освящения храма, по намерению Соломона, должно было получить наибольший блеск от стечения великих годовых праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Первое значение определяется значением самого слова «каппорет». Каппорет – это сосуд, над которым в великий день очищения (йом киппур) первосвященник совершает кропление кровью закланного козла отпущения во умилостивление Ягве и очищение, изглаждение исповеданных грехов народа. Каппорет в этом случае является священнейшим алтарем-жертвенником во Святом Святых. Итак, три жертвенника было в скинии собрания, а позднее в храме – медный жертвенник всесожжений во дворе скинии, золотой кадильный жертвенник во Святилище и, наконец, каппорет во Святая Святых. Таким образом, каппорет приобретает первостепенное значение – это место примирения народа с Ягве, место очищения народного и умилостивления Божия. Второе значение каппорет таинственное и непостижимое – это место ветхозаветной Феофании, место Богоявления, место явления и присутствия славы Ягве. Там место Шекины, непознаваемого присутствия Божия. Ягве говорит Моисею: Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою (над каппорет), посреди двух херувимов ( Исх. 25:22 ). Т.е. здесь уже речь идет не о предметах, хотя бы и святых и божественных, а о Самом Боге, Его Слове и таинственном присутствии. Каппорет – трон Ягве, восседающего на херувимах. Где, как не там, во мраке Святого Святых у крышки ковчега можно было взывать: Восседающий на Херувимах, яви Себя ( Пс. 79:2 )! Так и верили израильтяне. В трудный час борьбы с филистимлянами они говорили: Возьмем себе из Силома ковчег завета Ягве, и он пойдет посреди нас, и спасет нас от руки врагов наших. Сказано – сделано. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Ягве Саваофа, седящего на херувимах ( 1Цар. 4:3–4 ). Народ верил, что вместе с ковчегом придет в воинский стан Ягве. Также, когда царь Давид переносил ковчег в Иерусалим, то Давид и все сыны Израилевы играли пред Ягве на всяких музыкальных орудиях ( 2Цар. 6:2–5 ). Играли пред Ягве, потому что верили в присутствие Ягве Саваофа над святыней ковчега (каппорета). Ковчег как хранилище каменных скрижалей Завета свидетельствовал об исторически однажды бывшем откровении Божием на Синае.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

При вступлении ковчега в крепость Сионскую пелся псалом 23, в котором на самый момент вступления указывает восторженное обращение к вратам крепости: «поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы!» В этом псалме Иегова прославляется как царь славы, который, наконец, завершил победу над языческими врагами Своего народа и водворился на Сионе, откуда Он покорит Себе весь мир. «Кто сей царь славы?» спрашивает в этом псалме один хор, и другой торжественно отвечает: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». «Кто сей царь славы? – Господь сил, Он царь славы! " Отпустив народ, ликующий царь возвратился в дом свой, чтобы поделиться своею религиозною восторженностью и со всеми своими домашними. Но там он был встречен обидным укором со стороны своей высокомерной жены Мелхолы, которой крайне не понравилось поведение царя пред ковчегом: «как отличился сегодня царь Израилев», с ядовитой иронией сказала она Давиду, «обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!» Такое высокомерие дочери Сауловой должно было понести должное наказание. Высказывая ей справедливый укор, Давид ответил ей, что ради Господа он готов еще более уничижиться и религиозную восторженность последних служанок предпочитает гордому высокомерию царицы. «И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее». После перенесения ковчега завета в Иерусалим Давид занялся делами внутреннего благоустройства, как религиозного, так и гражданского. Так он, прежде всего, учредил при скинии правильный порядок богослужения, назначил особых для этого лиц, чтобы «они славословили, благодарили и превозносили Господа Бога Израилева». Двое священников должны были постоянно трубить пред ковчегом завета Божия, а несколько левитов назначены были с целию возвышения торжественности богослужения присутствовать при нем с псалтирями, цитрами и кимвалами. Сам Давид составил боговдохновенный псалом, который пелся при богослужении в качестве особого славословия Богу и начинался словами: «Славьте Господа, превозносите имя Его; возвещайте в народах дела Его; пойте Ему, бряцайте Ему; поведайте о всех чудесах Его»...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

5–6. Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его: яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость. Желая превознести Господа (ст. 2), Давид, но только сам исповедует – прославляет Его благость, но призывает и всех других благочестивых людей к тому же. – «Пойте Господу, преподобные – святые Его, и проповедуйте о Его святой памяти», – что он никогда не забывает о своей благости: ибо Он проявляет свой гнев в сильной степени – в ярости, но и живот в воли Его, жизнь в благоволении Его, т. е. Он желает человеку не гибели, а жизни; а потому, по гневу Божию – «вечером приходит плач, а утром, по милости Божией, наступает радость» (ст. 12). – Так бывало именно с Давидом и неоднократно во время гонений: ночью ему предстояла гибель, а утром он видел совершенное избавление – от гонителей. 7–8. Аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век. Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу: отвратил же ecu лице Твое, и бых смущен. Избавившейся от преследований, помазанный на царство над всем Израилем, овладевши крепостью Сионом, перенесши сюда и Ковчег Завета и сам водворившийся здесь же, Давид был во обилии – в полном благоденствии, думал и говорил: не подвижуся во век – не поколеблюсь на царском троне. В основании такой надежды царя было благословенье и обетование Господа, данные ему и его долу – царственному потомству. Желая сохранить это обетование и, в силу того, благоденствие своего царства, Давид молил Бога: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу или – по благоволении Твоему, Ты, Господи, даруй крепость доброте моей – моему благоустроенному царству, во главе которого находится святая гора Сион, где дом Божий и дворец царский. Но Ты, Господи, отвратил лице свое – как бы сокрылся от меня – и я был смущен – проникся чувством грусти – при мысли, что Ты не продлишь моего благоденствия. Такое смущение явилось у Давида по поводу одного несчастного обстоятельства при перевезении Ковчега Завета на Сион. – Когда перевозили Ковчег Божий, то «некто левит, именем Оза, простер руку свою к Ковчегу Божию, чтобы придержать его, и взялся за него; ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу; и поразил его Бог там за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. И опечалился Давид... И устрашился Давид в тот день Господа, и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню»?.. ( 2Цар.6:3,6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

«Все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» ( Пс. 95:5 ). Хотя между святыми изображениями (иконами) и не святыми (идолами) есть сходство в том, что они делаются иногда из одних и тех же материалов, но «чистое нельзя смешивать с нечистым», ибо между святыми иконами и идолами величайшая разница: а) Идолы появились вследствие человеческого «неведения о Боге», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла» ( Деян. 17:29 ; Прем. 13:1–10; 14:12–21 ; Иер. 10:14–15 ). б) Св. иконы делаются людьми, верующими в истинного Бога, во имя Божие и вследствие повеления святейшей воли Божией ( Исх. 25:1, 18; 26:1 ). В религиозном значении разница выразилась в том, что в кумирах и идолах язычники видели своих богов, богинь и разных небожителей: Прем. 13:10 . «Но более жалки те, и надежды их – на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих, золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки. Ср.: Прем. 15:14–15 и Откр. 9:20 .» Но фигуры на крышке ковчега завета и на занавеси представляют собою изображения небожителей – херувимов, среди которых являл Себя Сам Господь, и эти изображения сделаны были по заповеди Господней ( Исх. 25:18; 26:1 ; Лев. 16:2 ). В религиозном употреблении также существовала разница: изображения херувимов на занавеси и на крышке ковчега завета поставлены были в храме в срединной части, куда лицом обращен был молящийся народ. И здесь перед изображением первосвященник по повелению Божию курил фимиам: Исх. 40:26 . «И поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою» Исх. 40:27 . «и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею. Ср.: Лев. 16:12–15 ; 3Цар. 8:7, 22 .» Кумиры и идолы первоначально появились вследствие человеческого «неведения», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла»: Иер. 10:14 . «Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа. Ср.: Прем. 13:1–10; 14:12–21 .» Изображения херувимов или св. иконы делаются людьми, верующими в истинного Бога, вследствие прямого повеления святейшей воли Божией:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010