Ст. 3–4. …И пришли все старейшины Израилевы; и подняли священники ковчег, и понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи, которые были в скинии; и несли их священники и левиты… Итак, перенесена была в священную ограду храма Соломонова и скиния собрания, – но которая? Гаваонская ли (Моисеева), или Иерусалимская (Давидова)? Некоторые толковники полагают, что здесь говорится о скинии Моисеевой, которой, собственно, и было первоначально усвоено название скинии собрания 460 . Между тем, с контекстом речи согласнее разуметь скинию Давидову; ибо в ней стоял ковчег завета, о котором здесь говорится, что его взяли священники и нонесли, а равно, и скинию собрания, со всеми ее принадлежностями. Очевидно, что это и есть та самая скиния, в которой стоял ковчег, т. е. скиния Иерусалимская – Давидова. Ее то и можно было перенести без затруднения во время иародного торжества, по недальнему расстоянию горы Сионской от горы Мориа, где был храм. Ст. 8. …И выдвинулись шесты так, что головки шестов видны были из святилища пред давиром, но не выказывались наружу… Сими словами священный повествователь хочет определить положение ковчега завета во Святом Святых. Из этих слов мы узнаем, что священный ковчег стоял в длину свою, тоже, по длине самого храма – и притом, не в самой глубине давира, а в передней стороне его, в наиближайшем расстоянии от стены, разделявшей Святилище от Святого Святых; так что головки шестов его делали заметные для глаза выпуклости на завесе, распростертой в середине поперечной стены Святилища. Ст. 9. …В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми (на Синае)... Это замечание священного историка показывает, что в прежние времена, кроме скрижалей, что-то еще находилось в ковчеге. Из послания Апостола Павла к Евреям узнаем, что там (т. е. в ковчеге) сохранялась стамна златая с чудесной манной и жезл Ааронов процветший 461 . Во время странствования Евреев по пустыне, и в последующие времена, когда скиния неоднократно переносима была из одного места в другое, не могло и быть лучшего места, кроме ковчега, для хранения драгоценной стамны и чудесного жезла. Когда же был построен постоянный храм с многочисленными и удобными помещениями для священных сокровищ; тогда в ковчеге завета оставлены были только скрижали завета, от которых он заимствовал и самое имя свое. Стамна же и жезл, по одним – положены были возле ковчега, а по другим – в особом хранилище при храме. Последнее вероятнее; ибо в Писании есть прямое указание, что, напр., книга закона Моисеева, хранившаяся прежде возле ковчега завета Господня 462 , впоследствии хранилась в особом сокровенном месте храма 463 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

7.12. Из истории ковчега Завета. Ковчег в плену Был в истории Израиля своеобразный случай. Во дни судейства первосвященника Илия израильтяне выступили против филистимлян на войну ( 1Цар. 4–7 главы). Потерпев в первом сражении тяжкое поражение, израильтяне осознают необходимость присутствия Ягве для успешного ведения боевых действий. С этой целью ковчег Завета приносится из Силома в воинский стан. С сильным криком, как Самого Бога, встретили израильтяне ковчег, так что застонала даже сама земля. Устрашились весьма и язычники-филистимляне. И устрашились филистимляне; ибо сказали: Бог тот пришел к ним (израильтянам) в стан. И сказали: горе нам!.. Горе нам! Кто избавит нас от руки этого сильного Бога ( 1Цар. 4:7–8 )? Но израильтяне вновь потерпели поражение и на сей раз еще более лютое. Ягве не благоволил Своему народу за грехи священников Офни и Финееса, сыновей первосвященника Илия. И ковчег Божий был взят в плен филистимлянами. Израиль потерял свою главную святыню. И не только святыню. Жена погибшего нечестивого священника Финееса родила сына и назвала младенца Ихавед (И-кавод), что значит «бесславие», сказав: отошла слава от Израиля – со взятием ковчега Божия... отошла слава от Израиля; ибо взят ковчег Божий ( 1Цар. 4:21 ). Имя младенца Ихавод (бесславие) указывает не столько на позор Израиля, сколько именно на отход славы Ягве от народа вместе с пленением ковчега. Страшнее этого произойти не могло ничего. Бог оставил Свой народ. Таким образом становится понятным, почему первосвященник Илий упал с седалища не тогда, когда узнал о гибели в бою сыновей, а когда услышал о пленении ковчега. Сколь ни велика была отцовская скорбь, но последнее было ужасней. Обретенное народом через Моисея присутствие Божие было утрачено... Однако и филистимляне много претерпели, обретя ковчег Завета с Ягве. Присутствие славы Ягве оказалось нестерпимым для язычников. И отяготела рука Ягве над ними. Идол Дагон силой Божией оказался низвержен пред ковчегом Ягве. Мучительные наросты на жителях филистимского города Азота и множество мышей по всей их земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава третья. Канон ветхозаветных книг Огромная значимость богодухновенных книг Св. Писания в делах веры и благочестия ставила и в ветхозаветные времена, и в новозаветные важный и непростой вопрос; а какие книги считать богодухновенными? Или, иначе, вопрос о каноне священных книг. Семитское слово (кане), как и греческое κανν означало первоначально «тростниковую палку», а потом и вообще «прямую палку». В переносном смысле, это означало все то, что служит к определению, исправлению, выпрямлению других вещей. В итоге, слово канон получило значение «правила, нормы, образца». В отношении к Св. Писанию, канон определяет перечень богодухновенных книг. Многие читатели, не задумываясь, берут в руки Библию , и им кажется самоочевидным, что вот именно эти, а не какие другие книги являются священными. Хотя вопрос возникает уже в силу того, что разные издания содержат различный объем священных книг. А иные, наоборот, не могут отличить библейские книги от другой древневосточной литературы. Постараемся объективно изложить увлекательную и непростую историю канона библейских ветхозаветных книг, отметив в ней особые двенадцать вех. 3.1. Моисей Начало канону священных книг было положено первым богодухновенным писателем – Моисеем в нач. XV в. до Р.Х. (по другой точке зрения – в сер. XIII в. до Р.Х.). При нем, Книга закона была положена во Святом Святых скинии откровения, одесную ковчега Завета. Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Ягве, сказав: возьмите сию книгу закона, положите ее одесную ковчега завета Ягве, Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя ( Втор. 31,24–26 ). Положение книги закона одесную ковчега во Святая Святых означало совершенно особое божественное значение этой книги, книги свидетельства Божия народу Израильскому. Книга закона, положенная Моисеем одесную ковчега, и есть Тора, основа божественного откровения Израилю. 3.2. Иисус Навин Завершая свой жизненный путь, Иисус Навин собирает все двенадцать колен сынов Израилевых в Сихеме. Там, на месте, где Аврааму была дана во владение Св. Земля и где он впервые воздвиг жертвенник Богу, Иисус Навин, овладев всей Обетованной Землей, напоминает народу Завет Божий. После обещания народа хранить верно сей Завет, вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень, и положил его там под дубом, который подле святилища Ягве ( Нав. 24:26 ). Таким образом, книга Иисуса Навина была приложена к книге закона Божия, к Торе. В этом составе содержится Священное Писание и поныне самарянами. 3.3. Пророк Самуил

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В этом повествовании сначала говорится о том, что Бог беседовал с Моисеем «лицем к лицу», но потом Бог говорит, что человек не может увидеть лицо Божие и остаться в живых. Моисей видит Бога «сзади», и наивысшим моментом откровения является провозглашение Богом имени Яхве (Иеговы), т.е. Своего собственного имени. Все прочие имена, которые следуют за именем Яхве – «Бог человеколюбивый», «милосердный» и другие, – являются лишь толкованиями этого священного имени, как бы добавляют обертоны к его основному звучанию. В цитированном отрывке присутствует еще одно ключевое понятие Ветхого Завета, неразрывно связанное с понятием имени Божия: слава Божия или слава Господня (kabod Yahweh). Наивысшим моментом откровения этой славы является провозглашение имени Яхве. Но что такое слава Божия? Адекватно перевести это понятие на современный язык сложно: в Ветхом Завете в него вкладывали прежде всего представление о таинственном присутствии Божием, являемом в зримых образах (например, в образах облака или огня). Слава Божия явилась народу израильскому в облаке, когда народ возроптал на Господа (см.: Исх. 16:9–10 ); слава Божия сошла в виде облака на гору Синай и пребывала на ней в течение шести дней (см.: Исх. 24:16 ): вид славы Божией при этом описывается как огонь поядающий ( Исх. 24:17 ). Слава Божия нередко оказывается локализованной в каком-либо конкретном месте или связанной с тем или иным священным предметом: облако славы Божией наполняет скинию завета (см.: Исх. 40:34–35 ). оно же является над золотой крышкой ковчега (см.: Лев. 16:13 ). Слава Божия и ковчег между собой тесно связаны; потеря ковчега означает утрату славы Божией (см.: 1Цар. 4:21–22 ). Крышка ковчега, вернее, пространство над ней, было местом особого присутствия славы Божией: Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою ( Исх. 25:22 ). Впоследствии, в таргумической литературе, присутствие Божие над крышкой ковчега будет обозначено термином «Шехина», означающим «присутствие Божие». В книге Второзакония повторена заповедь Божия, данная Моисею: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, причем к ней прибавлено: ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно ( Втор. 5:11 ). Угроза наказания звучит и для тех, кто не имеет страха перед именем Яхве: Если... не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа, Бога твоего; то Господь поразит тебя и потомство твое ( Втор. 28:58–59 ) – Страх перед Богом – неотъемлемая составляющая ветхозаветной религии. Поскольку же в библейском понимании Бог отождествляется со Своим именем, страх Яхве, или «страх Господень» (pahad Yahweh), перерастает в религиозное почитание имени Яхве, к которому предписывается относиться со страхом и трепетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Один Ной обрел благодать у Господа, потому что он был муж благочестивый и вел жизнь благоугодную. Посему Бог сказал Ною: «Сделай себе ковчег 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту и устрой в нем отделения: ибо Я наведу потоп на земле, ты же войдешь в ковчег с твоими сыновьями, и с женою твоею, и с женами сыновей твоих, и возьми с собою в ковчег всякого рода зверей по паре, дабы семя их не погибло на всей земле; возьми с собою и всякой пищи, чтобы тебе и им иметь пропитание». Ною было шестьсот лет, когда он вошел в ковчег и когда воды потопа устремились на землю. Тогда отворились все ключи подземные и источники небесные разверзлись; полился дождь на землю, который шел сорок дней и сорок ночей. Вода подняла ковчег, и он стал носиться по волнам; вода же все умножалась, так что наконец покрыла собою все горы поднебесные. Тогда все живущее на земле погибло; остались только Ной и бывшие с ним в ковчеге. Прошло полтораста дней с тех пор, как Ной вошел в ковчег, а воды потопа все еще прибывали. Наконец все покрылось водою, которая поднялась на 15 локтей выше самых высоких гор на земле. Тогда Бог умилосердился над оставшимися в живых тварями Своими: навел ветер на землю – и потоп остановился. Вода начала сбывать, и ковчег остановился на вершине гор Араратских. Прошло еще два месяца, и начали показываться из-под воды вершины гор. Через сорок дней после сего Ной открыл окно вверху ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, осушилась ли земля от воды. Но ворон полетел и не возвратился. Тогда он выпустил голубку, которая, полетав и не нашед сухого места на земле, воротилась назад в ковчег. Спустя семь дней он снова выпустил голубку. На этот раз она возвратилась, неся во рту масличную ветвь со свежими листками. Еще прошло семь дней, и Ной снова выпустил голубку из ковчега, но она уже не возвратилась. В первый день первого месяца Ной раскрыл крышку своего ковчега и увидел, что земля осушилась от воды. Впрочем, нужно было еще подождать до 27-го дня второго месяца, пока земля высохла до такой степени, что можно было выйти совсем из ковчега. Наконец по гласу Божию Ной с семейством своим оставил ковчег и вывел из него всех животных. Первым делом его было теперь принести Господу благодарственную жертву. И угодна была Господу жертва Ноева, ибо Господь Бог сказал: «Впредь не буду более проклинать земли человека ради, потому что сердце человеческое от юности стремится ко злу. Впредь, пока земля стоит, не прекратятся на ней посевы и жатва, холод и жар, лето и зима, дни и ночи». Бог благословил Ноя и поставил с ним завет, а в знамение завета Своего положил в облаках прекрасную седмицветную радугу и сказал: «Вот знамение завета, который Я положил между Мною и всякою душою, живущею на земле!»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

...Оживут ли кости сии? Вернется ли слава Ягве народу Божию? Ряд пророчеств говорит о имеющей возвратиться славе Ягве. Осуществилось ли это при возвращении иудеев из Вавилонского плена? Вошла ли слава Ягве в храм Зоровавеля? Или должно было ожидать еще чего-то иного? Как, когда слава Ягве воссияет над всеми народами? Ожил ли? Оживет ли первенец Божий, Израиль? Вот тезисные ответы на эти вопросы, а в дальнейшем рассмотрим подробнее некоторые пророческие тексты. Положение 1. Храм Зоровавеля, воздвигнутый иудеями в Иерусалиме после Вавилонского пленения, не достиг не только внешней красоты храма Соломонова, но, главное, в него уже никогда не вернулись основные святыни – ковчег Завета и святые скрижали. Новый храм, в отличие от первого, так и не стал их хранилищем. А слава Ягве обитала над каппорет (крышкой, очистилищем) ковчега. Теперь ей обитать было не над чем – как первый раз выпущенная Ноева голубица не нашла себе сухого места над гибельными водами потопа. В пустой, без ковчега со скрижалями, храм слава Ягве не вернулась. Святое Святых храма Зоровавеля было пусто 18 . Ковчег со скрижалями искали сразу же, когда их спрятал пророк Иеремия, но не нашли. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место... ( 2Мак. 2:7–8 ). При возвращении иудеев из Вавилонского плена ковчег так и оставался ненайденным. Пророчество Иеремии о возвращении иудеев из семидесятилетнего плена сбылось, а о возвращении ковчега – нет. Слава же Ягве и облако по словам Иеремии вернутся только вместе с ковчегом. Значит, тогда, при Зоровавеле, не вернулись. Несмотря на отсутствие ковчега Завета и славы Ягве над ним, храм Зоровавеля был освящен. И совершили сыны Израилевы, священники и левиты, и прочие возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью ( 1Езд. 6:16 ). Так что дом сей стал все-таки домом Божиим. Как при Моисее и Соломоне, этот храм был освящен. Но, в отличие от скинии и храма Соломонова, о схождении славы Ягве и облака здесь ни слова! Так что не случайно при закладке Зоровавелева храма радостные восклицания одних перемежались громким плачем других – стариков, видевших первый храм Соломонов ( 1Езд. 3:11–13 ). И связано это было, не только с внешним видом первого и второго храмов, а с тем, что второй храм, хотя и будет освящен, но где слава Ягве?!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет картины взят из Ветхого Завета, где повествуется о спасении Ноя, его семейства после Потопа. На полотне показано расселение людей и животных после схода воды и появления суши: «И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» . ( Быт.8:18-22 ). Описание Ной является очень значимой фигурой в библейском повествовании. Именно Ной помог человечеству возродиться заново, очистившись от скверны греха. Неудивительно, что Якопо Бассано посвятил жизнеописанию Ноя целых четыре картины. Разумеется, самым сложным по своей композиции является полотно, демонстрирующее расселение выживших людей и животных после того, как ковчег пристал к суше. На картине художник показывает выживших людей и животных, которым удалось спастись в ковчега во время великого потопа. – выжившие на спасительном судне  начинают обустраиваться на суше: из досок ковчега они создают жилища, женщины занимаются привычными бытовыми делами, животные неспешно пасутся на новой земле. На дальнем плане мы видим ещё неспокойное грозовое небо, напоминающее зрителю о гневе Господа на падший род человеческий, но вдали эту хмурую синь прорезают тёплые лучи света, которые окружают силуэт Господа. Это он смотрит и благословляет спасшихся и Ноя, который в точности исполнил его веление. Бог даёт живым существам, а главное людям ещё один шанс с надеждой, что праведный Ной и его потомки станут исполнять  волю Спасителя на очистившейся от греха земле. На горизонте видна светлая полоса чистого неба, а рядом с завалившимся на один борт ковчегом, радуга — символ Завета: все это свидетельствует о благости Бога, попечительствующему о своем творении.

http://azbyka.ru/art/noj-posle-vyhoda-iz...

С этою Целью он решил перенести главную святыню народа, ковчег завета, в Иерусалим. Ковчег завета, со времени возвращения его от филистимлян, находился в Киргаф-Иариме. Давид отправился туда во главе тридцати тысяч избранных мужей. Для ковчега была приготовлена новая колесница, на которой он торжественно был двинут в путь. Два сына Авинадава, в доме которого доселе находился ковчег, везли его в торжественном шествии, выражавшем свою восторженность музыкой и священными песнями. Но смерть Озы, одного из сыновей Авинадава, однако же показала, что для святыни требовался иной способ передвижения, именно на раменах левитов и священников. После трехмесячного пребывания в Гефе, ковчег вновь был двинут в путь и с торжеством несен был первосвященниками от обеих линий Ааронова священства. Чрез каждые шесть шагов царь приносил жертвы; самое шествие сопровождалось восторженным пением, музыкою и ликованием. Сам Давид, одетый в простой священнический льняной эфод, увлеченный чувством религиозного восторга, «скакал из всей силы пред Господом», изливая свою восторженность в дивных псалмах, смешивавшихся с песнями левитов, радостными кликами народа и торжественными звуками труб, кимвалов и арф. На Сионе для ковчега была приготовлена новая скиния (старая оставлена была в Гаваоне, так как, наверное, успела значительно обветшать и повредиться от времени): там Давид принес всесожжения и жертвы мирные и, «благословив народ именем Господа Саваофа, он роздал всему народу – как мужчинам, так и женщинам – по одному хлебу, и по куску жареного мяса, и по одной лепешке и по кружке вина каждому» в память этого великого события. Но вечною памятью этого события остались те псалмы, которые составлены были Давидом по случаю великого торжества. При самом поднятии ковчега для перенесения его в Иерусалим составлен был и пелся псалом 67, начинающейся словами: «Да восстанет Бог и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его». При вступлении ковчега в крепость Сионскую пелся псалом 23, в котором на самый момент вступления указывает восторженное обращение к вратам крепости: «поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы!» В этом псалме Иегова прославляется как царь славы, который наконец завершил победу над языческими врагами своего народа и водворился на Сионе, откуда Он покорит Себе весь Мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

и вселю величие мое между вами. Во Втор.12:11 . таргум выражает так: чтобы вселить Нам свое божественное величие. 4 В книге пророка Аггея 1:8. Таргум слова: «благоволю в нем и прославлюся, рече Господь», переводит так. «Чтобы вселит в нем (во храме) величие Мое со славою. Раввин Елиас в своем Тисби (Tisbi) говорит: «раввины наши словом называют Духа Святого, потому что Он обитал в пророках». Мохаммед, взяв в Коран от раввинов слово шекина, подал своим последователям повод давать те толкования слову, какие выше мы видели. Слово арабское одно с еврейским Глагол, от которого происходит оно, один с еврейским и оба первоначалтно значат обитал. Но каким образом явились у них толкования слову, а особливо первое из них, столько странное или лучше дикое? Ясно откроется источник мохаммеданского невежества, когда примем в соображение устройство ковчега откровения. Бог, обещая обитать между сынами Израиля, открываться им, сказал, что местом его откровений будет ковчег, и точнее очистилище, покрывающее ковчег. Устройство этой части ковчега в книге Исхода, гл. 25: 17–22, описано так: сделай так же крышку очищения (очистилице) из чистого золота. Еще сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих краях крышки. Сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшихся из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее. «И херувимы пусть будут с крыльями, распростертыми вверх, и покрывают крыльями своими крышку; пусть они смотрят один к другому, к крышке пусть смотрят херувимы. И положи крышку сверху; в ковчег же положи откровение, которое я дам тебе. Там я буду тебе открываться и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым». Во второй главе Корана, стихе 249, где говорится о возвращении ковчега завета к Израильтянам от филистимлян, которыми он взят был в плене при первосвященнике Илии, названа какою-то принадлежностию ковчега. Коран заставляет пророка Самуила так говорить о Сауле, избранном в цари:

http://azbyka.ru/svedeniya-o-korane

Ст. 6–7. …Оза простер руку свою к ковчегу Божию, (чтобы придержать его)... ибо волы наклонили его... и поразил его Бог... за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия… Преступность прикосновения Озы состояла в том, что он, будучи левитом, не имел права прикасаться к ковчегу, хотя и мог его носить на шестах – вместе с другими левитами 373 . Внезапной казнью Озы Господь хотел, прежде всего, показать Свое неблаговоление к делу, неправильно и незаконно предпринятому; а, с другой стороны, Он хотел внушить Своему народу, особенно же, Своим служителям, что к святыне надобно приближаться с благоговейным страхом и трепетом. Сей урок, в особенности, должны помнить новозаветные иереи, приступающие столь часто к страшному таинству тела и крови Христовой!... Ст. 8–10. …И опечалился Давид... И устрашился Давид... И не захотел... везти ковчег Господень к себе, в город Давидов, а обратил его в дом Аведдара, Гефянина... Аведдар был левит 374 ; Геф, из которого он происходил по рождению, вероятно, был тот самый левитский город Геф-Риммон, который находился в колене Манассиином 375 . Таким образом, открывается, что Давид поставляет священный ковчег не в частном каком-либо доме, но у лица священного. Он полагал, что Аведдар, как лицо, посвященное Богу, будет безопасен в присутствии ковчега Божия. Дом Аведдара, как можно видеть из священного повествования, находился в самом же городе Иерусалиме, или в нижней части оного, бывшей в некотором расстоянии от крепости Сионской, или от города Давидова, в собственном смысле 376 . С вероятностью можно полагать, что дом Аведдара находился в смежности с гумном Нахона, где, как выше говорится 377 , тельцы наклонили ковчег на погибель несчастного Озы, и, конечно, именно эта смежность доставила, как бы, случайно левиту Аведдару высокую честь принять в свой дом ковчег Божий. Ст. 11. …И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его… Милости Господни, нисшедшие на дом Аведдара, вероятно, слишком были обильны и велики, что замечены были всеми, даже в короткий трехмесячный срок. Сюда могло относиться: счастливое умножение семейства Аведдарова, благоприятно совпавшее со временем пребывания ковчега в его доме, плодоносие полей, плодородие стад, удача во всех предприятиях, а также многочисленные приношения от народа. Все это было, как бы, наградой от Господа за гостеприимство, которое оказать Его святыне довелось благочестивому левиту. Для царя же Давида – чудесность и обилие милостей Господних над домом Аведдара послужили разумным поводом возобновить перенесение ковчега и приняты им за благоприятное откровение о благовременности его намерения 378 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010