псти или игна 3:23, породити вм. родити 4:1, 2, 17, 18, 19, 20, 22, 25, 26 и др., стань биси лицемь (пар. испаде лице Л.) и стно биси лице (пар, испаде лице Л.) 4:5, 6, дали вм. еда 4:9, скаатель монстрства 134 пргдниць вм. скаавъіи пргдницю: καταδεξας ψαλτριον 4:21, поанши вм. аенши 4:25; 31:10, красин вм. добръі 6:2, клти вм. подница и пожд 6:16, погбити вм. истлити 6:17, аклопи вм. атвори 7:16 135 , ивьи вм. вънд 7:16, скот и вр вм. скотъ, гврь 7:21; 8:17, 20; 9:10, вспомен вм. помну 8:1. (но помен 9:15.), истежю вм. иъіщ 9:5. (но ibid. инщю), полагаю вм. даю 9:12, покрию вм. облаю 9:14, живщею вм. живою 9:16, тежакь вм. тжарь 9:20, описе вм. пис 9:21, пно вм. брьни, млъ 11:3, родь вм. ыкъ 12:2; 46:3, повдсте вм. рсте 43:27, 29, на ко­лесницах вм. на колхъ 46:5, от бедри вм. смени 49:10, аповда вм. повел 50:2, милость вм. благодать 50:4, поиди вм. въиди 50:6, 7, 9, говорах вм. глах 50:17. и нек. др. Таких отклонений от паримейного перевода, допущенных глаголитами-писцами и справщиками, в общем однако немного, и они нисколько не ограничивают основного вывода о тождестве переводов обоих текстов, глаголического и паримейного. Гораздо существеннее разница между паримейником и глаголическими текстами кн. Бытия в другом отношении, разница – явившаяся под влиянием латинской вульгаты. В. Отделившись от древне-славянского прототипа, глаголический текст книги Бытия, в её паримейном отделе – о котором тут пока и идёт только речь – попадает в совсем иные условия существования, чем его родной брат, текст кирилловского паримейника. В то время как последний, перейдя к болгарам, сербам и русским, навсегда останется жить в среде греко-славянской, православной, и не потерпит вследствие этого каких либо существенных изменений ни в своём первоначальном составе ни в отношении к тексту LXX-mu, с которым он – кстати сказать – и будет только поддерживать связь, – глаголический текст кн. Бытия входит в богослужебную книгу римского обряда, бревиарий (часослов), с которым и разделит всю свою дальнейшую судьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

41 Изложение мнения английского автора переведено для настоящего исследования пр. Н. С. Гр–чем. любезно представившим свой перевод в моё распоряжение. Авт. 42 Подразумевается так называемая «Анимистическая теория происхождения религий». См. журн. «Странник» декабр. кн. 1914 г. ст. В. М-ча. стр. 540–564. 43 Ренан, Баур, Штраус, Сент-Илер, Вейль, Смит, Шпренгер, Мюйр, Гольциер и их продолжатели-публицисты. 45 Характеристику бедуинов можно читать у проф. Сенковского в его «Поэзия пустыни» и проф. Хвольсона. 50 На самом деле стремление мусульман к научному прогрессу находится в обратном отношении расстояний мусульманских стран от, Мекки и Медины; в самой Аравии до сих пор царит дух Корана, а положительные науки никогда там не развивались. Н. О. 51 В. Бартольд. Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве. С.-Петербург. 1903 г. Стр. 1–25. 55 Коран, 53, 19–20. У финикиян тоже были женские божества, хотя Ренан относительно семитического характера финикиян сомневается. Более подробно этот взгляд и критика его изложены в соч. А. Беляева «Современное состояние вопроса о значении расовых особенностей семитов, хамитов и иафетитов для религии и развития этих групп народов». (Москва, 1381 г.). 57 См. История мусульманства по Дози и Гольдциеру А. Крымского. Москва, 1903 (Труды по востоковедению, вып. XII). 58 Примеры можно видеть в терпимости греко-римлян, славян, монголов и инородцев финского племени, не исповедующих ислама; но те, же финны и тюрки, с принятием ислама, становятся фанатиками и проявляют, большой прозелитизм, как это известно, из истории российской миссии. 59 Коран: 8, 7: 9, 74; 48, 29: 66, 9 и др. Жестокость Корана к иноверцам может находить себе параллель в Псалмах Давида 108, 6–20; 136, 7–9. 60 «Воюйте с ними до тех пор, пока не будет искупления, пока не будет одного богопочтения (ислама)». Коран 8, 40. 62 См. журнал Землеведение 1901 года кн. 1–2, стр. 104. Автору печатаемой книги приходилось слышать и читать, что сирийские арабы-мусульмане столь же фанатично относятся к своим единоплеменникам, исповедующим христианскую веру. То же наблюдается и в Турции, где мусульмане относятся враждебно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

372 Образец индульгенций, выдаваемых частным лицам, см. у Востокова в указ. кн. II т. 64 стр., где приведена в подлинном текст индульгенция папы Григория XVI, выданная конгрегацией индульгенций поляку Оттону и помеченная 19 мая 1845 г. У проф. прот. Касицына (Сборн. стат. 124 стр.) приводится индульгенция, своего рода «паспорта в рай», выданная в Генте 29 марта 1650 г, «лиценциату прав Ипполиту Брему» «Обществом Креста» за 200,000 гульденов... 374 Кипр. Пис. 43, к Антониану о Корнелие и Новациане; пис. 49, к Корнелию о даровании мира падшим. Сн. Иерон. De script, ecclesiost. гл. 86; Евсев. Церк ист. VI, 43. 375 Conf. august р I, art. XII Apol ad art. XII–V, 28 35 36. Art. Smal cald. p. III, an. III, 2–8. Edit Muller. 376 В «Catech. Minor» (введен, к гл. V-й) приводится следующая «краткая форма исповеди для несведущих», желающих найти успокоение своей совести в частной исповеди. «Вот как должен говорить ты служителю слова: «достопочтенный и возлюбленный господин, прошу тебя выслушать мою исповедь и объявить мне прощение ради Бога. Я, жалкий грешник, исповедуюсь пред Богом, что я виновен во всех грехах, особенно исповедуюсь пред тобою, что хотя я слуга (служанка и проч.), но господину своему служил неверно. Ибо я не сделал, не делаю того, что он приказал мне, раздражил и подвиг господина (или госпожу свою) к злоречию, многим пренебрег и подал повод к урону и проч. На словах и на деле явил я себя дерзким, был нетерпелив, ворчал и проч. Посему скорблю, прошу милости, обещаю исправиться». Господин или госпожа пусть говорят так: «наипаче исповедуюсь пред тобою, что я нерачителен был в верном воспитании и наставлении детей и семейства в славу Божию, изрекал хулы, во зло употреблял имя Божие, говорил и делал непотребное и тем подал худой пример, ближних оскорбил, многих злословил, обвесил, обмерил, обманул ближнего при продаже товаров и проч.». Служитель же пусть отвечает: «Бог да будет к тебе милостив, и да укрепить веру твою. Аминь». Потом пусть спрашивает исповедующегося: «веришь ли ты, что мое прощение есть прощение Божие»? А когда сей ответить, что верует, пусть говорить: «да будет тебе по вере твоей. И я по заповеди Господа И. Христа прощаю тебе грехи твои во имя Отца, Сына и Св. Духа. Аминь. Иди в мире» (сн. «Кратк. катих. М. Лютера», объясн. Каспари. 274 стр.). Подробное перечисление грехов (scrupulosa enumeratio) на исповеди не признается в символических книгах ни возможным, ни полезным, – считается даже вредным, так как может приводить грешника к сомнению и отчаянию. См. Conf. aug. р. I, art. XI; р. II, art. IV. Apolog. conf. art. VI, 2–5. 13. Art. Smalcald. р. III, art. VIII, 1–2. Conf. Helvet. poster. XIV (Niemeyer, p. 462).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Термин   первоначально, по-видимому, имел общее значение дар (ср.: Быт 32. 21-22, 43. 11, 15), в политико-адм. смысле употреблялся как «дань» (ср.: 2 Цар 8. 2-6; 3 Цар 5. 1; 4 Цар 8. 8-9; 17. 3-4). В Быт 4. 3-5 термин   обозначает дар Каина от плодов земли и дар Авеля от первородных овец. В священнических текстах это слово употребляется в значении бескровной, растительной жертвы, к-рая могла приноситься как отдельно (как об этом говорится во 2-й гл. кн. Левит), так и в качестве добавочного жертвоприношения при жертве кровной, всесожжении или мирной. Мирная жертва (Лев 3. 1-17; 7. 11-21, 28-36). Евр. наименование жертвы (    ,    ) может быть переведено как «жертва воздаяния». Рус. наименование «мирная жертва» восходит к Септуагинте, где термин шеламим связывается со словом  - мир (сама жертва обозначается у LXX как θυσα σωτηρου, т. е. жертва спасения). Приносится из крупного и мелкого скота муж. или жен. пола, без порока. Часть жертвы (тук, почки, сальник на печени) сжигается священниками на жертвеннике, а остальное съедается священниками и жертвователями; в жертвоприношении принимают участие не только священники, но и те, кто жертву приносит. Мирная жертва подразделяется на 3 вида: жертва благодарности (  ,   - Лев 7. 11-15; 22. 29) Господу за Его благодеяния; жертва по обету (  ,   - Лев 7. 16, 22. 18-21); жертва от усердия, или добровольная (  ,   - Лев 7. 16; 22. 18-21). Жертва за грех (  ,   - Лев 4. 1-5; 13, 6. 17-23 приносится во искупление определенных непредумышленно («по ошибке» -  ,  ) совершенных грехов. Священник и все общество Израиля приносят тельца (быка) без порока, начальник - козла без порока, представитель «народа земли» (см. Ам-ха-арец ), т. е. полноправный гражданин,- козу или овцу без порока, бедняк - 2 горлиц или 2 молодых голубей, очень бедный человек - 1/10 часть эфы (1 эфа==ок. 40 л) пшеничной муки. Священники сжигают часть жертвы (тук, почки, сальник на печени), а остальное съедают. Жертва повинности (  ,   - Лев 5. 14-19; 7. 1-10) приносится аналогично жертве за грех. При этом возмещается весь нанесенный ущерб, а также «прилагается к тому пятая доля».

http://pravenc.ru/text/158292.html

То, что водворение израильского народа в Ханаан было достигнуто не только его усилиями, но, главным образом, чудодейственной силой Божьей, имеет значение не для того только времени, но для будущего, не только частное, но и более широкое. Такой способ водворения израильтян в обетованной земле служит прообразом благодатного пути, который открыт Господом нашим Иисусом Христом. В этом отношении знаменательным для верующего является то, что, как в землю, обильную молоком и медом, ввел израильтян не кто иной, а именно носивший имя Иисус (так называется сын Нуна в Деян.7:45 , Евр.4:8 ), так и путь в Царство Небесное открыт для всего человечества Иисусом Сыном Божиим 13 . 1 «Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирянам, чтимыми и святыми да будут книги Ветхого Завета: Моисеевых пять (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), Иисуса Навина едина, Судей едина, Руфь едина, Царств четыре, Паралипоменон две, Ездры две, Есфирь едина». 2 «Читать подобает книги Ветхого Завета: Бытие мира, Исход из Египта, Левит, Числа, Второзаконие, Иисуса Навина, Судии и Руфь, Есфирь, Царств первая и вторая, Царств третья и четвертая, Паралипоменон первая и вторая, Ездры первая и вторая». 5 Разумеется сказание, находящееся в талмудическом трактате «Барайта», не вошедшем в состав Мишны. Происхождение трактата относят ко II христианскому веку. Текст сказания вместе с латинским переводом и разбором его содержания изложил Marx в Traditio rabbinorum veterrima de librorum Veteris Testamenti ordine atque origine. 1884. 6 См. вышеуказанное сочинение г. Олесницкого, с. 29, где приведены следующие слова из названного «Синопсиса»: «Начиная с книги Навина даже до книги Ездры не все теми написаны суть, их же написание имут и о них же воспоминают, повествуется же, яко та написана суть от пророк, в коеждо время бывших». 8 На вышеприведенные места из кн. Иисуса Навина как свидетельствующие о том, «что не Иисус сию книгу писал», в нашей отечественной библейской литературе указано митрополитом Амвросием. См. его «Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета». Издание новое. В Москве 1803 г., с. 43. В начертании церковно-библейской истории написание книги Иисуса Навина приписано ему самому: при этом внесение в состав ее рассказа о завоевании Лаиса признано за дополнение, сделанное в позднейшее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

133); это было бы непомерное гиперболическое выражение. По мнению Генгстенберга, Екклесиаст противопоставляет здесь как свое произведете, так и все Свящ. богодухновенное Писание чтению светских книг вообще. Но, вернее, он предостерегает от чтения книг бесполезных, обманчивых, предостерегает от занятия ложною философию ( Кол.2:8 ), которая уже тогда, в цветущее время греческой софистики, начала наполнять мир противопоставляя ее учение своей, истинной мудрости. В ст. 13 и 14 Екклесиаст указывает па практически характер своего учения. «Выслушаем конец ( указываете на цель автора) речи, (конец) всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что это – обязанность всякого человека». – хотя без члена, но указывает на определенную речь, именно на речь, содержащуюся в предлежащей кн. Екклесиаст, на все вместе (1:1; к в этом коллективном смысле ср. 1Цар.3:17 ; И. Нав.21:43 и пр.). Член не поставлен пред потому, что определенный смысл этого слова может быть предположен из связи речи. – «Ибо всякое дело Бог приведет на суд; (суд будет) на все тайное, хорошо ли оно, или худо». Суд разумеется здесь, как и в гл. 11:9, будущий, за гробом; в пользу этого предположения говорит, как прибавка: «на все тайное» (сравнительно с Римл.2:16; 1 Бор.4:5), так и следующие слова: «будет ли оно хорошо, или худо» (сравнительно с 2Кор.5:10 ; Иоан.5:29). 3 Die Dichter des Alten Bundes, erkiart von Heinr. Ewald. Zweiter Theil. Zweite Aufgabe, Gotting., 1867, s. 287. 5 Real=EncykIopadie fur, protestantische Theologie und Kircbe, heraus-gegeben von Dr. Herzog. ХП Bd. Gotba, 1860, s, 103. 8 В предисловии к своему Комментарию он говорить: Liber dignus, qui reipublicae procuratoribus notissimus essel Huac librum Ecclesiaslen rectius nos vocaremus Politica vel Oeconomica Solomonis, qui viro iu politia versanti consulat in casibus tristibus et animum erudiat ac roboret ad patientiam. 10 С образом таких собраний лучше всего можно познакомиться из «Макама», переведениого на немецкий язык Рюккерем. – Макам (араб, makameh, собрание, разговор в обществе, от kama, стоять, пре­бывать) – собрание разговоров арабского писателя Харири.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

679 Собор. тридент. Засед. 24, прав. 9. Латины не знают, по божественному ли праву, или же по самочинию воспрещен у них брак для духовенства приходского. Одни из них (напр. Иоанн Мажор, Клихтовей) думают – по божественному, а другие (напр. Ф. Аквинат, Кайетан, Сотус) говорят, что это случилось по воле епископов римских, которые побуждены были к тому политическими причинами (Беллармин. Прен. прот. соврем. еретик, т. 2, стр. 167, чл. 2–3. Прага, 1721 г.). Те же из латин (наприм. Костер и Пиггий), которые усильно старались отстоять законность безбрачной жизни духовенства приходского, позволяли себе говорить, что священник живущий с блудницею, грешит легче, нежели как грешил бы он, если бы вел жизнь брачную (Турретин. Богослов. обличит. ч. 3, стр. 276. Женева, 1685 г.). 681 Так, один из соборов толедских (300 г.) повелевает низводить иподиакона на степень чтеца, если он вступит в брак по смерти жены (собор. толедск. прав. 2); а из других соборов западных, бывших в конце третьего и в начале четвертого, века, видно, что там требовалось, от священнослужителей строгое воздержание, без расторжения брака их, а развод требовался от них только в случае бесчестного поведения их жен (Собор. ельвир. (305 г.) прав. 65. 682 Таковы были: гностики (св. Епифан. О ереси 3: твор. т. 1, стр. 63. Кельн, 1683 г.), Сатурнин, Василид (св. Ирин. Прот. ерес. кн. 1, гл. 24; Твор. стр. 100. Париж, 1710 г. Климент, александр. Стромат. кн. 3: твор. стр. 426 и след. Париж, 1741 г.), энкратиты (св. Ирин. Прот. ерес. кн. 1, гл. 28: стр. 106–107. Евсев. Церк. истор. кн. 4, гл. 29, стр. 249. Спб. 1848 г.), манихеи (бл. Августин. О нравах. манихеев, гл. 10: твор. т. 1, стр. 538. Антверпен, 1700 г.) и другие (бл. Августин. О ерес. прискиллианитов: твор. т. 8, стр. 17. Антверпен, 1700 г. Сократ. Церк. истор. кн. 2, гл. 43, стр. 243. Спб. 1850 г.). Все эти лжеучители производили брак от диавола. 685 Анкирск. собор. прав. 10: книг. правил. стр. 128. Спб. 1843 г. На этом соборе позволено было даже рукоположенному во диакона вступить в брак, если он при самом рукоположении объявит епископу, что не может вести безбрачной жизни. Известно также, как Дионисий, епископ коринфский, убеждал кносского епископа Пинита, чтобы не налагал тяжкого ига безбрачия на всех служащих Церкви. Евсев. Церк. истор. кн. 4, гл. 23, стр. 233. Спб. 1848 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

20 Кассиан. collat. III. С.7. Столь возвышенное состояние, очевидно, есть состояние восторженное; потому оно не может быть состоянием человека постоянным, и доступно только для немногих избранных. Но чтобы, по возможности, достигать такого состояния, нужно находиться в уединении, ограждать чувства от впечатления внешних предметов и втечения в душу чувственных образов, слух ограждать от шума и суеты мирской, взор от различных соблазнов, вообще не увлекаться любопытством – что-нибудь видеть, или слышать, или говорить без нужды не только о предметах безразличных, но и о таких, которые хотя бы и представлялись добрыми сами по себе, но речь о которых может быть или не ко времени, или не к лицу; постоянно же нужно хранить ум от развлечения и занимать его Богомыслием. Блж. Диадох говорит: «Как жар скоро выходит из бани от частого отверзания дверей, так и теплота сердца скоро хладеет от частых безвременных разговоров»; внимание к себе развлекается от рассеяния чувств по внешним предметам, и нарушается спокойствие духа, необходимое для духовного трезвения и Богомыслия (Доброт, ч.4. гл.70. Посему нужны – одинокое пустынножительство, отшельничество, затворничество, молчальничество и т.п. 21 О необходимости послушания и избрании опытного наставника в духовной жизни говорят: Василий Великий (Подвиж. устав. С.468–469.Гл.22.Отв.119.с.370. в слав.изд.), св. Иоанн Лествичник (с.2 на об.15. Степ.4.с.29), авва Дорофей (сл. о том, что не должно располагать собой по собств. разуму: с.39–40,42–43,19,20,105. в слав.изд.), св. Иоанн Кассиан (Послан. к Леонтию с.174 на об.176. Доброт.), Петр Дамаскин (сл.8.с.73 на об.кн.2.с.10,12 на об.Доброт.), Каллист, патриарх Константинопольский (гл.14,15.Доброт.), Григорий Синаит (гл.8.15.Доброт.), Феодор, епископ Едесский (гл.40–46. Доброт.), Симеон Новый Богослов (во многих местах Доброт.), Пролог.29 октября, с.212. Св.Ефрем Сириянин говорит: «Если видишь юного, по своей воле восходящего на небо, то удержи его, ибо польза ему будет от сего» (сл.35.с.58. сл.21 и с.410 на об. в славян. изд.). Наставником может быть или духовный отец, или какой-нибудь опытный старец. Если же нельзя найти опытного старца, которому бы можно было вполне предаться для руководствования в духовной жизни, то св. отцы (например, Петр Дамаскин , кн.1,с.15. Доброт., Нил Сорский . Скитск. устав. Сл.11) советуют найти, по крайней мере, единодушного брата, ревнующего по благочестии, чтобы друг другу открывать свое состояние, поверять свои мысли и пользоваться взаимными советами, и без совета ничего не делать. Ибо спасение есть во мнозе совете; брат от брата помогаем, яко град тверд ( Притч.11:14;18:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Употребление святой воды в христианстве восходит ко II веку «. Конечно, православные верят, что святую воду использовали христиане II века только потому, что были научены тому Апостолами. Об этом упоминается в » Апостольских Постановлениях « 63 (I в): » Воду и елей пусть благословляет епископ ...» (кн. 8/29), и далее даётся особая для того молитва . Также и в другом месте священнику заповедуется освящать крестильную воду молитвой: «Призри с небес и освяти воду сию ...» (кн. 7/43). Св. Иоанн Златоуст (IV в.) писал об освящении воды на праздник крещения как о распространённой и общеизвестной практике Церкви: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, но почерпнутая ныне целый год, а часто два и три остается свежею и неповрежденною, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников» . Теперь, для более ясного понимания значения святой воды и православного к ней отношения, предлагаю моему читателю познакомится с текстом одной из величественных православных молитв, которые читает священник на Богоявление при освящении воды: «Боже Великоименитый, Отче Господа нашего Иисуса Христа, единственный творящий чудеса, которым нет числа, глас Которого на водах многих, видя Которого убоялись воды и пришли в смятение бездны и множество шума вод; пути Которого в море и стези в водах многих, и пути Твои не исследимы. Крещением Сына Твоего воплощенного, схождением на Него Пресвятаго Духа в виде голубя и Твоим отеческим гласом Ты освятил Иорданские потоки. Ныне Тебя смиренно, мы, недостойные рабы Твои, молим и умоляем, пошли благодать Пресвятаго Духа на воду сию и небесным Твоим благословением благослови, очисти и освяти её, и даруй ей благодать и благословение Иорданово и силу для очищения всякой скверны, исцеления всякого недуга и прогнания бесов и всех наветов и козней их; и соделай так, чтобы силой, действием и благодатью Пресвятого Духа служила она для всех с верой её пьющих, принимающих и кропящихся рабов Твоих во оставление грехов, во исправление страстей, в прогнание всякого зла, во умножение добродетелей, во исцеление от болезней, во освящение и благословение домов и всякого места, во отгнание губительных и всяких злотворных воздухов, и в получение Твоей благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Полное отрицание Божественного Промысла характерно для деизма, пантеизма и материализма. Деизм учит, что мир столь совершенен, что вообще не нуждается в Промысле, т. к. в замыслах Творца не может быть недосмотра. Это мнение основано на недооценке свободы духовно-разумных существ. В пантеизме нет места для учения о Промысле, поскольку мир здесь воспринимается как саморазвитие Бога. 2.5. Действия Промысла Божия В Промысле Божием мы различаем два действия: мирохранение, поддержание всего существующего в бытии, и мироправление, направление всех событий, имеющих место в мире, к предназначенным Творцом целям. Следует иметь в виду, что такое различение двух действий имеет методологический характер. В действительности, действие Божие едино, единым действием Бог и сохраняет мир, и управляет им, но нами, в силу нашей ограниченности, это единое Божественное действие воспринимается как два различных действия. 2.5.1. Мирохранение В Свщ. Писании Нового Завета говорится о мирохранении в Евр. 1, 3 и Кол. 1, 17. Здесь речь идет о Сыне Божием как о зиждительной силе мироздания. Примеры из Ветхого Завета: «По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе»(Пс. 118,91); «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12, 10). Святые отцы также говорят о мирохранении как действии Божественного Промысла. Свт. Василий Великий («Письмо о Святом Духе к Амфилохию», 8 гл.): «Всякое сотворенное существо и видимое, и представляемое умом для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении». Ту же мысль высказывает свт. Кирилл Александрийский (Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 9): «Бог неизъяснимым образом простирает на все Свою силу, иначе все, что произошло из не-сущего, не могло бы держаться и сохранить свое бытие, тотчас бы все вернулось к своему состоянию, к ничтожеству». 2.5.2. Мироправление Приведя мир в бытие, Бог назначил каждому существу свои цели. «Через Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его» (Сир. 43, 28). Св. Иоанн Дамаскин («Точное изложение…», 2 кн., 29 гл.) говорит: «Промысл есть воля Божия, по которой все целесообразным образом управляется».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010