80 Правила Апостольские запрещают ставить на какую-либо степень «священного клира» только того, «кто по святом крещении (а не до крещения) двумя браками обязан был» (Пр. 17), кто «взял в супружество вдову, или отверженную от супружества (то есть разведенную), или блудницу, или рабыню, или позорищную (то есть актрису)» (Пр. 18; ср.: 6 Всел. Соб. Пр. 3; Неок. Соб. Пр. 8, Анкир. Соб. Пр. 12). «Постановления Апостольские» требуют, чтобы «епископ был муж одной жены — однобрачной» (кн. 1 § 2, р. п. 18). 81 Aug. De bono conjug., с. 18, § 21//M. T. 6. Col. 387. 82 Aug. De bonu conjug., c. 18 § 21//M. T. 6. Col. 388. 83 Этого взгляда действительно и держались некоторые отдельные христианские писатели: Тертуллиан (см. в сочинении De monogamia//PL. T. 2), Афинагор («Прошение за христиан», гл. 33, c. 89–90: «Нужно вступать в один только брак; ибо второй брак есть благовидное прелюбодеяние». «Отступающий от первой жены, хотя бы она и умерла, есть прикровенный прелюбодей»), а также раскольники-монтанисты и новациане (см.: Aug. De bono viduit., c. 4 § 6//M. T. 6. Col. 433). 84 Свт. Григорий Богослов. Слово 37. Т. 3. С. 219–220. 85 «Я никаких браков, — говорит блж. Августин (De bono viduit., с.12, § 15//M. T. 6. Col. 439), не смею осудить и лишить уважения из-за одной только их многочисленности». — «Не осуждаю, — говорит блж. Иероним (Письмо 46 — к Паммахию, т. 2, с. 27) ни вторых, ни третьих, даже, если можно сказать, осьмых браков». 86 Свт. Амвросий Медиоланский. О вдовицах. Гл. 15, § 88, с. 109. Амвросий здесь очень подробно указывает те нравственно-психологические основания, по которым первый брак нужно считать выше второго брака. 87 Aug. De bono viduit., c. 4 § 5//M. T. 6. Col. 433. 88 По свидетельству «Постановлений Апостольских» (кн. 3 § 2, с. 103), «однобрачие, бывающее по закону, праведно, как согласное с волей Божией, а второбрачие после обещания беззаконно, не по соединению, но по нарушению обещания (разумеется обещание вдовицы, давшей обет безбрачия), а троебрачие есть знак невоздержания, брак же бывающий сверх третьего есть открытый блуд, и несомненное распутство.

http://azbyka.ru/brak-i-devstvo-pri-svet...

80 Имя Иарель () автор книги Юбилеев совершенно правильно производит от глагола , спускаться, сходить. В Библии значение имени патриарха Иареда не указывается. 81 В книге Еноха (VII гл.) также рассказывается о сошествии во дни Иареда на землю стражей, ангелов неба; но там схождение выставляется как последствие греховного увлечения стражей красотою дочерей человеческих. 86 Жена Ноя в различных апокрифах и у разных писателей носит разнообразные имена: так, по христианской книге Адама и по Евтихию она называлась Гаикала, по Епифанию – Бартека, во другим – Ноема, Титея (или Тетири или Титлея), Вагела и т. д. См. Прав. Обозр. 1889, т. 2-й, стр. 87–88. 87 Излагаемая здесь история падения ангелов с его последствиями заимствована из VII и VIII гл. кн. Еноха. 92 Так потоп по книге Юбилеев был в 1308 г. по сотворении мира, то здесь вместо 27 юбилеев нужно читать 26. 93 В эфиопском тексте здесь стоит слово, которое не только не имеет определенного смысла, но и грамматически неправильно. 94 Все, налагающееся здесь относительно того, что Господь заповедовал наблюдать правильное счисление дней года и что это счисление будет некогда грешниками изменено, заимствовано с некоторыми, впрочем небольшими, изменениями из книги Еноха; см. 74:11–17; 75:1–2 и 82 гл.– 95 У Евтихия жены сыновей Ноя носят другие названия: жена Сима – Салита, жена Хама – Налата, жена Иафета Арисиса. Прав. Обозр 1889, т, II, стр. 88. 96 Здесь эфиопский текст совершенно испорчен. Из длиннейшего перечисления сыновей Ноя можно выбрать только немногое. 97 В греческом тексте книги Еноха, сохранившемся в отрывках у Георгия Синкелла, рассказывастся: «стражи взяли себе жен и начали смешиваться с ними до потопа; и они родили им три рода; но первых великих исполинов, исполины же родили Нафилимов (Ναφηλεμ) и у Нафилимов родились Елиуд (λιοδ). Книга Еноха, Казань 1888, стр. 480–481. 103 Значение имени Фалек (от глагола , прорезать, делить) указано согласно с книгой Бытия 10:25. 104 Очевидно ιπαα ρη, лежавшие на крайнем севере в Скифии. Посидоний и Протарх утверждают, что Рифейскимн горами в древности назывались Альпы; по словам Василия В. ιπαα ρη лежат за внутреннею частью Скифии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

69 Ср.: «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся...)» (Рожде­ство Христово. Великое повечерие. Стихира 1-я на литии). 70 Церковнослав.: «...Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся» (Рождество Христово. Утреня. Первый канон. Песнь 1, ирмос). 71 Из стихотворения В.Ф. Ходасевича «Звезды» (1925): «Не легкий труд, о Боже правый,/Всю жизнь воссоздавать мечтой/Твой мир, горящий звездной славой/И первозданною красой». 73 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Часть 2. Кн. 5. Гл. 2//Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 14. С. 204). 74 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Часть 1. Кн. 3. Гл. 88//Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 14. С. 122. 81 Ср.: «Пророки послал еси, сотворил еси силы святыми Твоими, в коемжде роде благоугодившими Тебе...» (Литургия свт. Василия Ве­ликого. Молитва Евхаристического канона). 84 Полный церковнослав. текст тропаря Рождества Христова: «Рож­дество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащий звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе». Перевод: «Твое рождение, Христе Боже, воссияло Миру светом ведения. Ибо через него служившие звездам научились от звезды поклоняться Тебе, Солнцу правды, и Тебя знать, [солнечный] Восход [являющийся] с высоты. Го­споди, слава Тебе!» 86 Подразумевается песнопение «О Тебе радуется, Благодатная, вся­кая тварь», исполняемое вместо «Достойно есть» за литургией свт. Ва­силия Великого. 87 «Человек есть то, что он ест» («Der Mensch ist, was er isst») – формула голландского физиолога Я. Молешотта, воспроизведенная Л. Фейербахом в рецензии на его книгу «Физиология средств питания» (Physiologie des Nahrungsmittel, 1850). 88 Ср.: «...Едина и Единаго вводящи Христа во вселенную... (Рожде­ство Пресвятой Богородицы. Великая вечерня. Стихира 2-я на Господи, воззвах). 89 Ср.: «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко Че­ловек нас ради? Каждая бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангелы пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли, мы же Матерь Деву...» (Рождество Христо­во. Великая вечерня. Стихира 4-я на Господи, воззвах).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

342 Правосл. Исповед. Часть 3-я, отв. на вопр. 55. Никитский С. Вера Правосл. Восточ. Греко-Российск. Церкви, по её символическ. книг. Тетр. 1-я, вероучение. 1889 г., стр. 86:88. 348 Сектанты, возражая против почитания св. икон, говорят между прочим, что изображаемые на иконах лица и события есть вымысел. Не вымысел ли изображение на обложке журн. «Христианин», издав. под редак. И. Проханова, где Иисус Христос представлен стоящим в лодке и поучающим народ, в большинстве сидящий на берегу? В Евангелиях об этом событии так написано: «собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел , а весь народ стоял на берегу. И поучал их.». ( Мф.13:1–3 ; Мк.4:1 ; Лк.5:3 ). 351 Στоιχεα от στоιχεоν – первая и самая простая часть чего-либо, основание, начало, элемент, стихия. В Посл. к Евр (5:12) ап. говорит: «вас снова нужно учить первым началам (τ στоιχεα τς ρχς) слова Божия, и вам нужно молоко, а не твердая пища». Под «стихиями слова Божия» апостол разумеет зачатки христианского учения, преподаваемые младенцам в вере (сн. Евр 5:13 ). Мухин Н. проф. Босл. св. ап. Павла к Кол 1898 г., стр. 179 – 180. 354 И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. 355 Никитский С. Вера Прав. Вост. Грек.-Рос. Церкви по её символ. кн. Тетр. 1-я: вероучение. 1889 г, стр. 85–86. 360 Творения. Том 10. Притив иудеев о медном змее. 1904. г., стр. 973–974; ср. Том. 8. Бес. 27 на Еванг. от Иоанна, пунк 2. 1902 г., стр. 174–175. 363 Творения. Часть 3. Бесед. на слова: «Отче, аще возможно есть..». пунк. 3. 1897 г., стр. 21). 373 Разгов. с Трифон. гл. 94; ср. гл. 72:91:111; 1 Апол. гл. 60 Преображ. перев. 1892 г., стр, 288. 379 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. 381 [По-гречески читается ( Кол 2:14 ) так: ξαλεψας (уничтожив) τ καθ’ μν χειργραφоν τоς δγμασιν (долговую расписку, обязательство, закон, написанный повелениями, в форме предписаний, бывший против нас, так как мы не в состоянии были исполнить его, то он, всегда свидетельствовал против нас), ν πεναντоν μν (который закон был нам враждебным, потому что обнаруживал преступления, через которые виновный вступает во вражду с Богом – ср. Римл 4:15 ), κα ατ ρκεν (от αρω поднимаю, возвышаю, уношу, убираю, удаляю) κ τо μσоυ (и его убрал из середины, с дороги, уничтожил, так как закон стоял преградою на пути человека ко спасению), πρоσηλσας ατ τ σταυρ (пригвоздив ко кресту)].

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

82 Антонио Сикари. Портреты святых. Милан, 1991. Т. II. С. 11–14.. 83 Мережковский Д. С . Испанские мистики. Брюссель, 1988. С. 69–88, 95. 84 Джеймс В . Многообразие религиозного опыта/пер. с англ. М., 1910. С. 337. 85 Повесть об одной душе.//Символ. Париж, 1996. C. 95. 86 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Часть I//Творения. СПб., 1905. Т. 1. С. 131. 87 Амвросий (Погодин) , архим. Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния. М., 1994 . 88 Паисий Величковский , прп. Сочинение о знамении Честного и Животворящего Креста. Рк. БАМ. 13.1.24, гл. 11, л. 39. 89 Игнатий (Брянчанинов), свт . Собрание писем. Письмо М–СПб. 1995. С. 396. 90 Феофан Затворник, свт . Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М. 1892. С. 45. 91 Там же. С. 230–232. 92 Амвросий Оптинский, прп . Собрание писем к мирским особам. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2001. С. 384. 93 Иоанн Кронштадтский, св. праведный . Собр. соч. в 6 томах. Т. 2. Мысли о Церкви и православном богослужении. Путь к Богу. Киев: “Оранта”, 2006. С. 56–57. 94 Игнатий (Брянчанинов), свт. Лютеранизм//Полн. собр. творений. М.: Паломник, 2002. Т. IV. С. 445. 95 Я.П. Полонский. Из Бурдильёна («Ночь смотрит тысячами глаз…»). 96 Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 71. М., 1858. С. 519–520. 97 Исаак Сирин, прп . Слова Подвижнические. Слово 34. М., 1858. С. 217. 98 Марк Подвижник , прп. Нравственно-подвижнические слова. Слово 5. М., 1858. С. 190. 99 Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 55. М., 1858. 100 То есть животный и растительный мир. 101 Дамаскин Христенсен, иером. Не от мира сего. М., 1995. С. 867. 102 Юнг К. Психология бессознательного. М., 2003. С. 24–34. 103 Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. С. 8. 104 Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна. Клин, 2004. С. 206. 105 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты//Сочинения. 2е изд. СПб., 1886. Т. 2. С. 334. 106 Там же. Т. 3. С. 55. 107 Пётр Дамаскин, прп. Творения. Кн. 1. Киев., 1902. С. 33.

http://azbyka.ru/bog-2

От пещеры в глубь горы идут многочисленные узкие и невысокие ходы, которые пересекаются под прямым углом другими поперечными ходами, что образует настоящий лабиринт. Вследствие запутанности этих ходов и господствующей в них темноты, редкие путешественники решаются проникать в них из опасения заблудиться. Тоблер впрочем проник туда на расстояние почти 150 саж. от входа в пещеру. Здесь он встретил целый подземный мир гробниц и заметил на стенах не мало древних, между прочим, сирских надписей 86 . По предположению некоторых путешественников, как напр. Фан-де-Фельде 87 , нынешняя пещера Харетун есть та самая пещера, в которой произошло событие, описанное в 24 гл. 1 кн. Царст. По словам Священного повествователя, Саул, преследуя с своими воинами Давида, скрывавшегося в пустыне Енгадди, зашел в одну пещеру, полагая, что в ней никого нет. Между тем в ней находились Давид и его люди. Ничего не подозревавшему Саулу грозила смертельная опасность; но Давид не решился поднять руки на помазанника Господня, что советовали сделать ему его люди, и только тихо, незаметно для Саула, отрезал край его одежды. Если это событие действительно произошло в нынешней пещере Харетун, то понятно, каким образом Саул мог не заметить не только скрывавшихся в пещере людей Давидовых, но и самого приблизившегося к нему Давида. В ряду гор Иудиных заслуживают особенная внимания многие отдельные горы или потому, что они названы в Священном писании, по большей части, как места библейских событий, или потому, что христианское предание соединило с ними некоторый из обстоятельств земной жизни Христа Спасителя. В Священном писании названо немало отдельных гор, принадлежащих к горам Иудиным. Таковы: 1. горы, поименованные в кн. Иисуса Навина при определении северной границы колена Иудина; 2. горы, упоминаемые в истории преследований Давида со стороны Саула; 3. гора Перацим; 4. гора Елеонская и 5. горы, находящаяся в черте Иерусалима. 1. При определении северной границы колена Иудина в кн. Иисуса Навина названы следующие горы: Ефрон, Сеир, Иеарим 88 (Дорим) или Кесалон (Хасалон) и Ваал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

См.: преп. Никиты Стифата Сотницы 1:8-9 (Добротолюбие. Т.5. С.84). Ср.: гл.38 данного трактата. 79. - " наносить ущерб, вредить " , используется для обозначения духовного вреда. 80. 1Kop.2:14. 81. Рим.7:4. 82. 1Kop.2:13. 83. Ср., преп. Никита Стифат. " Третья умозрительных глав сотница. 78 " : " Не имея силы разуметь его,- так как все, содержащееся в Божественном Писании, духовне востязается (1Kop.2:14), - Божеских ли или человеческих дел то касается, - он насмехается над теми, кои духовне то рассуждают (1Kop.2:13), и таковых не духовными и не Духом Божиим водимыми именует, а возводительными, (по произвольному наведению открывающими духовный смысл в Писании), и их слова и духовные разумения извращает и перетолковывает по своему смышлению " (Добротолюбие. Т.5. С.157-158). 84. Преп. Никита Стифат. О Душе. 27, 30. 85. Ср., преп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические 2:22. (Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С.542). 86. Мф.5:5. 87. Лк.17:21; (в тексте трактата замена Царство Божие на " Царство Небесное " ) 88. - верный, верующий. По определению преп. Симеона Нового Богослова, верность заповедям служит чертой разделения верных от неверных (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.2. С.222-223). 1Kop.6:19. 90. Рим.8:11. 91. ο ο ο - удовольствие и страдание, данная оппозиция перенята от преп. Максима Исповедника, например. Вопросоответы к Фалласию. введение (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.29). 92. Деление удовольствий на естественные и необходимые принадлежит эпикурейцам. 93. ευ - вовремя, кстати, в благоприятное время. 94. Быт.2:16-17. 95. Евр.5:13-14. 96. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11 (25). C.148(PG94. 913B, 917А). 97. Согласно преп. Максиму Исповеднику " О различных затруднительных местах Священного Писания " , " за всяким наслаждением следует страдание " . (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.27). 98. - от ο (пренебрежительно относиться; плохо обращаться; злоупотреблять) - злоупотребление.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/585/...

86. …вскоре после декабрьского переворота…— Имеется в виду переворот, совершенный 2 декабря 1851 г. Луи Наполеоном Бонапартом (1808–1873). 87. …вообще европейский либерализм, и даже наш русский либеральный дилетантизм, часто и давно уже смешивает конечные результаты социализма с христианскими. — В записной тетради 1864–1865 гг. (очевидно, для публицистической статьи) Достоевский замечает: „NB. О социалистах (глубокая противуположность социализму христианства)“ (ХХ, 190). В 1870-е годы Достоевский задумывает цикл статей на эту тему, о чем сообщает в письме М. П. Погодину от 26 февраля 1873 г.: „Моя идея в том, что социализм и христианство — антитезы“ (XXIX, кн. 1, 262). 88. Антропофагия (греч. ανρωποφγοζ) — людоедство. 89. …для каждого частного лица — не верующего ни в бога, ни в бессмертие свое, нравственный закон природы должен немедленно измениться в полную противоположность прежнему, религиозному…— Ср. рассуждение французского ученого и моралиста Б. Паскаля (1623–1662): „Несомненно, что из того, смертна душа или бессмертна, вытекает полное различие в морали“ (Паскаль Б. Мысли (о религии). М., 1905, С. 239). 90. Нет добродетели, если нет бессмертия. — Ср. слова Пьера в „Войне и мире“: „Ежели есть бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель“ (Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.; Л., 1930. Т. 10. С. 177). 91. …„горняя мудрствовати и горних искати, наше бо жительство на небесех есть“. — Слова старца объединяют в одно целое разные места из двух посланий апостола Павла: 1) „Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего о горнем помышляйте, а не о земном“ (Послание к колоссянам, гл. 3, ст. 1–2); 2) „Ибо многие поступают как враги креста Христова; их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме: они мыслят о земном. Наше же жительство — на небесах“ (Послание к филиппийцам, гл. 3, ст. 18–20). 92. Это мой почтительнейший, так сказать, Карл Мор — Regierender Graf von Moor! — Трагедия Фр. Шиллера „Разбойники“ (1781) играет в романе важную роль.

http://predanie.ru/book/68775-bratya-kar...

436 Из семи греческих писателей, свидетельствующих о крещении руссов, Фотий и Продолжатель Феофана упоминают только кратко, что руссы просили себе крещения или что они приняли епископа и святую веру, а как приняли, как совершилось их обращение, вовсе не изображают. Потому и неудивительно, если они не упомянули о чуде несгоревшего Евангелия, подобно пяти остальным свидетелям, которые говорят об этом нарочито. 437 Всяк догадается, что речь о Шлецере, который всеми силами старался доказать, что эти руссы были не наши, а какие-то понтийские, вскоре затем исчезнувшие с лица земли (см. его Нестора. Ч. 2. С. 86–116 (80)). 438 Опровержения против него можно найти у Карамзина (Т. 1, примеч. 283 (49)), Эверса (в Предвар. критич. исслед. для росс. истор. Кн. 2. С. 240–273 (144)), Буткова (в Обороне летоп. Нестор. Гл. 3 и 4 (21)), в Трудах Общ. истор. и древн. росс. (Ч. 5. Кн. 1. С. 7–52 (127)). 439 Это раскрыто в рассуждении Погодина О происхождении Руси. М., 1825. С. 124–176 (95) и в 4 главе только что названного сочинения Буткова (21). 443 Там же. 3. С. 68, 69, 71, 98, 119, 120, 123, 127, 129, 130, 134 (142), Лее Диакон Калойский, по русск. переводу. СПб., 1820. С. 39, 47, 48, 63, 65, 68, 79, 80, 85, 88, 89, 93 и 96 (64). 444 Известно, что Олег, также предпринимавший поход против греков на ладиях, при требовании дани с побежденных полагал только по сорока человек на каждую ладью, а на судах норманнов, ходивших по морям для подобных нападений, помещалось только по 20 и даже менее человек. См.: Depping. Histoire des expeditions des Normands. 1. 198 (181). 446 На греческом языке в Хронографе Георгия Амартола нет имен Аскольда и Дира, следовательно, они внесены уже в перевод болгарский. 448 Нестор Шлеи,. 2. С. 700 (80); а о подлинности Олегова договора см. в Историко-критич. расслед. о начале русск. летописей Погодина. С. 114–115. М., 1839 (94). 450 Симеон именно говорит, что в девятое лето царствования Михайлова руссы напали на Византию и император, бывший в походе против агарян, получил об этом весть, а в десятое он поспешил в свою столицу, и здесь случилось чудесное поражение руссов. Но из летописи того же Симеона известно, что Михаил 14 лет царствовал под опекою своей матери Феодоры, с 842 по 856 г., а потом уже один, и что нападение руссов случилось в девятое и десятое лето его личного царствования. Следовательно, если начнем считать с 856 г. включительно, то девятое лето будет 864, а десятое 865. Так точно думал Байер, по своим вычислениям (De Russ. prima exped. in torn. 6 Comment. Academ. Petropol. P. 367–368 (162)) и Шлецер (Нестор Шлец. 2. 46–47 (80)). Замечательно, что и все русские летописцы единогласно полагают этот поход Аскольда и Дира в лето 6374, которое начинается 865 г. сентября (там же, у Шлецера. С. 45–46 (80)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

83 Патриарх Московский и всея Руси, Митрополиты: Новгородский, Казанский, Астраханский, Сибирский, Ростовский, Сырский, Рязанский, Нижегородский и Белгородский. Архиепископы: Вологодский, Смоленский. Псковский, Суздальский, Тверской и Коломенский. Епископ Вятский. («Созерцание Краткого лет 7190–91–92» стр. 171; Срав. «История российской иерархии», епископа Амвросия (Орнатского)) . 84 П. Ф. Николаевский. «Патриаршая область в 17 в.». «Христианское чтение» 1888 г. т. I, Количество городов и монастырей, входивших в состав их видно из росписей тех и других, составленных в 1681 г. См. текст росписей в приложении 1-м. 86 «Акты Исторические», т. 5. 75, стр. 109, «Собрание Государственных Грамот и Договоров» т. 4. 131, прилож. 6-е. 87 Грам. Михаила Феодоровича. 1627 г. («История Русской церкви» митрополита Макария (Булгакова) , XI т. 218 стр. издан. 1882 г.): Память Патр. Иоасафа тиуну Манойлову и поповскому старосте Панкратию («Акты Археографической экспедиции» т. 3 254); Грам. Алексея Михайловича («Акты Исторические», т. 4 35); Окружное послание п. Никона («Начертание жития и деяний Никона Патриарха Московского и Всея России» архимандрита Аполлоса, стр. 129–132); «Архив историко-юридических сведений, относящихся до России». кн. 2., Половина 2. М., 1854., отд. 6. стр. 57–61; «Дворцовые разряды» т. 3 стр. 1288, 1428; «Акты Исторические», т. 3 137; «Акты Археографической экспедиции» т. 3 176, и 197, т. 4 18; «Собрание Государственных Грамот и Договоров» 3 т. 138: Улож. Алексея Михайловича гл. 25 ст. 16. 88 Колдунов жгли на кострах (Г. К. Котошихин. «О России в царствование Алексея Михайловича», гл. 7., стр. 34), Б. В. Голицин жаловался, что вынули у него след. (Записки Желябужского стр. 21). При обвинении государственных деятелей в преступлениях, когда не было настоящего повода к их осуждению, но было нужно их удалить от двора, в самодовлеющую вину им поставлялось занятие чародейством и пр., что видно из суда над Матвеевым, Голицыными, С. Медведевым и т. п. ( С. М. Соловьев , т. 14 стр. 135, 187, 301). При Петре I-м судили «жонку» за намерение «вынуть царский след».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010