И такое полное разобщение с анафематствованными не ограничивалось только тою церковию, к которой они принадлежали: нет, отлученный законно от одной церкви, по правилам соборноцерковного единения, почитался во всех церквах отлученным дотоле, пока не являл своей церкви достаточного исправления ( Антиох. соб. пр. 2 в 6. Вас. Вел. 88; сн. ап. пр. 12, 32 в всел. 6. В практике церковной был обычай, в силу которого известная церковь , в случае, если она кого-либо из своих членов предавала анафеме или отлучению, оповещала о сем особыми посланиями все другие церкви, чтобы последние, зная об этом, не допускали такого лица к своему общению (Synes ер. 58 Bingh. VII, lib. XII, стр. II, VIII, IX, р. 85, 86). Так напр. Александр, епископ александрийский, лишив Ария сана и предав его анафеме, письменно известил об этом всех градских епископов (Сокр. нет. ц. кн. 1, гл. VI). Подобным же образом папа Корнилий (3 века), отлучив Новата, известил об этом восточную и африканскую церкви, и Антихийский собор (3 века), отлучив Павла Самосатского, написал о том окружное послание к церквам (Евсев. и. ц. 6 гл. XLIII). ). В состояния отлучения человек лишался всякого права на участие в общественной христианской молитве; мало того: апостольские и соборные правила запрещают даже в частном доме молиться с отлученными, под опасением такого же отлучения (Ап. пр. 10, Ант. 2). Когда же эти отлученные умирали закоснелыми, упорными и нераскаянными грешниками, то их наравне с прочими злохулителями уставов церкви, лишали даже христианского погребения ( Bingh. orig. eccles. vol. VII, lib. XVI, сар. 2, § 8. ). Над ними не совершали ни псалмопения, ни молитв, ни поминовения пред алтарем. Такие люди умирали в отлучении и вечном осуждении (Вас. Вел. 88 пр. и Петр. Александр. 4). Смотря на отлученных, как на чуждых себе, церковь не позволяла принимать от ннх никаких даров и приношений, ни для богослужения, ни для содержания своего (Ап. пр. 46, Лаод. соб. 37 и 38. Амвросий не хотел принять даров для церкви от Валентиниана (Ер, 30 ad Balenmin); Василий Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Лк.24:45. 50 1Кор.2:10. 51 Ср.: Иер.23:12: За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте; их толкнут, и они упадут там. 52 Иак.3:17. 53 τ υποκεμενον — подлежащее, субъект; основа, субстрат; подчиненный вид; предмет обсуждения. 54 Иначе: «ради исследования лексики, синтакиса, композиции». 55 «Твердь» (τ στερωμα) в библейском смысле — Быт.1:7–8. 56 περιγρφονται — описуемы, определены, ограничены; специфический термин эпохи иконоборчества. 57 Преп. Никита Стифат. О Душе (SC 81 56–154). 58 αμιγως — неслиянно, без смешения. 59 η ενργεια — деятельность, энергия. 60 Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество — неописуемо. С.109. 61 Ис.66:1; Мф.5:34–35. 62 Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество неописуемо. С.109–110. 63 η οικονομας — икономия, домостроительство. 64 Лк.1:26. 65 Ис.6:6–7. 66 Преп. Никита Стифат. О пределах жизни (SC 81. 366–412). 67 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. С.108–113 (PG 94. 560). 68 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.6(20). С.123–128 (PG 94. 880). 69 Мф.28:20. 70 Мф.5:19. 71 Откр.22:18–19. Синодальный перевод (также Textus Receptus) дает в книге жизни вместо «от Древа Жизни», что основано на неправильном прочтении libro вместо iingo в Clementina, Biblia Sacra Vulgatae Editionis Sixti Quinti iussu recognita, Romae, 1592 et 1593 et 1598. (Beale G.K. The Book of Revelation. 1999. P.1154). 72 Ис.66:1. 73 Ис.6:1–3; Иез.10:1; Цар.4:4. 74 Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. М., 1997. 75 2 Кор.12:4. В тексте стоит «слышать» вместо пересказать (λαλησαι). 76 Мф.5:6. 77 Прем.13:5. 78 Преп. Никита Стифат. Трактат о Рае. 30. 79 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн. 2. Гл. 11 (25). С. 146–150 (PG 94. 909). 80 Быт.2:15. 81 Рим.11:16: ει δε η απαρχη αγα, και τι φραμα. — Если начаток свят, то и целое. 82 Ин.17:20–21. 83 Ин.14:3. 84 Лк.23:43. 85 Ин.14:3. 86 Деян1:11. 87 1Пет.3:22. 88

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Курмыш, построенный в 1372 г. 82 Труднее объяснить происхождение самого названия бояр введенных. Вероятно, в нем скрывается намек на то, что князь, назначая их главными распорядителями своего дворцового хозяйства, поручая им своих домовых слуг и свои домашние дела, как бы вводил их в свой дворец, так что они считались как бы живущими во дворце. В таком случае этот термин был близок по значению к позднейшему званию бояр комнатных или ближних. 83 Акты Ист. I, 180. Дела, неподсудные областным управителям, в удельное время докладывались самому князю или его боярину введенному. В 1520 г. тиун наместника перевитского с Рязани, разбирая дело, превышавшее его компетенцию, сказал тяжущимся, что он доложит о нем «государя великого князя или человека старейшаго». Пискарев, Древн. грамоты Рязанск. края, 13. 84 Памятн. дипл. снош. I, стр. 544 и 1183. Флетчер, гл. 10. О ближних людях см. ниже в гл. XIII. 85 Акты Вердеревских и Ворыпаевых в Родословной Иванова (рукоп. Моск. Арх. мин. юстиции); напечатаны в Чтен. Общ. Ист. и Др. Росс. 1898 г. кн. 2, отд. 1, 2, 11 и 110. Акт. Ист. I, 2 и 36. Пискарева, Др. гр. Ряз. крав, 3 и 4. Акты, относ. до юр. быта, II, 156, VIII. Калачова, Арх. ист.-юр. свед., кн. 2, полов. 1, отд. 3, стр. 129. Сборн. гр. Тр. Серг. мон. 530, л. 274, 269 и 360. 86 Временник Общ. Ист. и Древн. Росс., кн. 20, смесь, стр. 23. Такое отношение наместника к центральному правительству можно сопоставить с 75-ю статьей Судебника 1550 г., по которой вызывать наместника из его округа раньше, чем он «съедет с жалованья», можно было только по такой записи, «которую запись велят дати бояре, приговоря вместе, а одному боярину и дьяку пристава с записью не давати». Вызвать наместника могла только боярская дума, т. е. сам государь, а не боярин, управлявший тем или другим пряказом. 87 Акты рода Бузовлевых в упомянутой выше рукописной Родословной Иванова. Чтен. в Общ. Ист. и Др. Росс. 1898 г. кн. 2, отд. 1, 8. 88 Ministeriales palatil domini regis, наши бояре введенные. Те и другие носили почти однозначащие должностные звания: connectable наш конюший, grand maitre дворецкий, grand chambrier казначей, panetier стольник, bjuteiller или echanson чашник.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Он же. Тускуланские беседы. I, 26; 117. 77 Афродита Либитина была богиней похорон и смерти. В ее святилище пребывали либитинарии, то есть похоронных дел мастера. Парадоксальным образом Афродита связывается с Персефоной, т. е. жизнь со смертью! (Прим. ред.: По данным Мифологического словаря [M., 1990], Либитина изначально была богиней похорон в римской мифологии, впоследствии слилась с Венерой, которую римляне отождествляли с Афродитой либо с Прозерпиной [у греков — Персефона]. Однако сами древние греки Афродиты Либитины не знали). 78 «Нет, я не весь умру, и жизни лучшей долей/Избегну похорон, и славный мой венец…»//Гораций. Оды. Кн. III, ода XXX «К Мельпомене»/Пер. А. Фета. СПб., 1856. С. 107. 79 См. К. Δ. Γεωργουλη. Ιστορα της Ελληνικς Φιλοσοφας. Αθναι, 1975. Т. 2. Σ. 494. 80 Там же. С. 486–487. 81 Эпикур приветствует Менекея//Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 209–210. 82 Г. Μιστριωτου. " Ελληνικ Γραμματολογα Αθναι 1397. T. 2. Σ. 619. 83 См.: К. Δ. Γεωργουλη. Ιστορα της λληνικης Φιλοσοφας. θηναι, 1975. Т. 1. Σ. 360–361. 84 Ioannis Stobaei. Florilegium. Anthology. 7, 40. 85 В греческой мифологий, Ахеронт — болотистая, медленно текущая река в подземном царстве, через которую переправлялись души умерших в челне Харона. — Ред. 86 Пирифлегетон (также: Флегегон) — «огненный поток». По представлениям древних греков, подземная река, текущая вокруг Тартара. — Ред. 87 Эпиктет. Беседы. Кн. III. Гл. 13, 14–17/Пер. Г. А. Тароняна//Вестник древней истории. 1976. 1. С. 218. 88 Ν. Μ. Παπαδοπολου. θνατος και αι μεταθαντιοι παραστσεις κατ τα ιστορικ βιβλα της Π. Διαθκης μχρι της Βαβυλωνεου αιχμαλωσας. " Αθναι, 1965. Σ. 14. 89 См.: Κ. Δ. Γεωργουλη. Ιστορα της Ελληνικς Φιλοσοφας. 1975. T. 1. Σ. 391. 90 Об идеях и концепциях экзистенциалистов и, в частности. Сартра см. нашу книгу: N. П. Βασιλειαδη. Χριστιανισμς και " Ανθρωπισμος. Αθηναι, σ. α. Σ. 229–264. 91 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. I. Гл. I//Полное собрание творений. СПб., 1913. T. 1. С. 157–158. 92

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

356 Ассемани (155) и Добнер (183), в вышеуказанных местах, а из русских – г. Погодин; см.: Кирил. и Мефод. Добровского, перев. Погодиным. С. 121–223 (31). 361 Ассемани. 3. С. 129 (155). Вероятною эту мысль находил и г. Погодин, см. у Добровск. С. 126 (31). 367 Рукопись эта написана в 1348 г., и находится в Московской Синодальной библиотеке под 145 (4). Начало самого исповедания напечатано было Калайдовичем в исследовании об Иоанне, ексархе Болгарском. С. 88–89 (48), а во всей целости напечатано оно Срезневским: Сведения о малоизвестн. и неизвестн. памятниках, в Записк. Акад. наук. 11. Кн. 1. С. 47 (120). Не это ли исповедание святые братья словесно и письменно (verbis et literis) предъявили и пред папским престолом еще во время первой своей поездки в Рим? (Шлецер. 2. С. 514 (80)). 368 В легенде о перенесении мощей святого Климента (Добровск. С. 42 (31)). Manserunt in Moravia per annos quatuor et dimidium, et direxerunt populum illius in fide catholica, et scripta ibi reliquerunt omnia, quae ad ec-clesiae ministerium videbantur necessaria. Это же повторяет и наша Чети-Минея (30): «Умедлиша тамо четыре лета и вящше, и просветиша вся славянския страны и в благочестивой вере утвердиша, и вся к церковному правилу потребныя книги с греческого на славянское чтение преведоша...». Мая 11. 369 См.: Евангелие Остромирово, изд. Востоковым. СПб., 1843 (86); также в Описан, рукописей Румянцевского музеума Евангелия по дням, 103–116 (25). У греков в таком виде, т. е. в порядке зачал, доселе еще издаются Евангелие и Апостол для церковного употребления, у нас же, хотя это вышло из обычая и для церквей издается Евангелие, равно как и Апостол, в порядке обыкновенном, но в конце их прилагается роспись церковным зачалам для руководства. 370 Если только мы можем основать мнение свое на древнейшем из всех славянских Евангелий – Евангелии Остромировом, писан. 1056–1057 гг. См.: Роспись помещенным в Остромировом Евангелии чтениям по евангелистам, приложенную Востоковым в конце сего издания (86). Из нее видно, что в этом Евангелии нет, например, трех зачал из 5 гл. Евангелия Матфея от ст. 20 до 42; из 8 гл. того же Евангелия – одного зачала от ст. 23 до 28 и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

22 ...будто бы посредством таинственных обрядов сводил гром на землю... - У Тита Ливия (кн. I, гл. 18-20) весьма осторожно говорится, что Нума Помпилий сам совершал священнодействия в честь Юпитера; о том, что он вызывал гром, можно лишь догадываться, поскольку он испрашивал предзнаменований именно у Юпитера. 23 Дютан Луи (1730-1812) - французский филолог и гуманист, автор труда " Розыскания о происхождении открытий, приписываемых народам нового времени " (Recherches sur lorigines des decouvertes attribuees aux modernes), 1766-1812. 24 ...о Тулле Гостилии, который... был поражен молнией... - О Тулле Гостилии, царствовавшем в Риме, согласно преданию, с 672 по 640 г. до н. э., Тит Ливии пишет: " Передают, что царь сам, разбирая записки Нумы, узнал из них о неких тайных жертвоприношениях Юпитеру Элицию и всецело отдался этим священнодействиям, но то ли начал, то ли повел дело не по уставу; и не только что никакое знамение не было ему явлено, но неверный обряд разгневал Юпитера, и Тулл, пораженный молнией, сгорел вместе с домом... " (Историки Рима, с. 171). 25 Рикман (Рихман) Георг Вильгельм (1711-1753) - петербургский физик, друг Ломоносова, погиб во время опытов 26 июля 1753 г. Обстоятельства его гибели описывает Ломоносов в письме к И. И. Шувалову от того же числа (Ломоносов М. В. Соч. М. - Л., 1961, с. 509-510). 26 ... " одна Минерва знает, где хранятся громы " ... - цитата из трагедии " Эвмениды " , строки 829-831. 27 ...бальзамирование, описанное Геродотом... - Древнегреческий историк Геродот (484-около 430 гг. до н. э.) описывает бальзамирование в своей " Истории " (кн. 2, гл. 86-88), но там и намека нет на креозот, продукт перегонки угля или гудрона, применяемый для предохранения от гниения. 28 ...со времени бедственного направления наук, произведенного Бэконом Веруламским... - Имеется в виду Френсис Бэкон (1561-1626), английский философ, родоначальник английского материализма и опытных наук нового времени, оказавший большое влияние на воззрения Локка и французских просветителей-материалистов. Отрицательное отношение Одоевского к нему и к его последователям связано с общим его неприятием последовательного материализма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

И выше Немесий доказывал, что падшие ангелы не заслуживают прощения, ибо, будучи бестелесными и бесстрастными существами, они не имели никаких побуждений грешить. Также рассуждает о падших ангелах и И. Дамаскин, Op. cit., II кн., 4 гл., стр. 51 (по рус. пер.). 83 Выражение подлинника: « περ μ ποισαντες» Matth. комментирует: « μ μετανοσαντες» (Var. lectiones, p. 55). 84 С лат. перевода: «они мучаются вечными, не смягченными никакой милостью наказаниями, соответствующими их заслугам». 85 Τυγχνει δ τοτου… σπερ κενου Matth. комментирует: « τοτου Т. е. της θανασας, – κενου, т. е. τς συγγνμης» (Var. lectiones, p. 55). 86 Такое определение человека как распространенное отмечает Sextus Empir. Руггн. Ilypotyp. lib. II, cap.5 (см. у Matth. addenda p. 406); ср. Ioan. Philoponi, « ζφον λογικν θνητν» (De opif. mundi, p. 270, 12 по изд. Reichardt " a). 88 Здесь в издании Con. начинается 4-я глава 1-ой книги: «Omnia propter hominem facta, alia vero aliorum gratia, ad usum tamen hominis». 91 Совершенно аналогично этому рассуждает и Григорий Нисский : человек совершеннее всех прочих тварей; он – царь и владыка природы, которая вся вообще создана для служения ему («Об устроении человека», гл. II-IV). Ср. И. Дамаскин, Op. cit., II, 10, стр. 72 (рус. пер.). 95 Ср. Aristotle Historia animal VI, 13: τοτψ ( τψ φυκψ) τρφεται τα χθδια; cp. ibid. VIII, 2: κφαλος κα κεγρες (скар – род рыбы из жвачных – см. Василий Великий «Беседы на Шестоднев», VII λως μνοι ο σαρκοφαγοσι. 98 Εκ το γεδους του κατ τν θλασσαν – вероятно, имеется в виду морской ял, из которого произрастает морская трава ( τ φυκα). 105 Стоическая тенденция: у стоиков понятия φσις и λγος тождественны, поскольку истинный разум всегда согласуется с природой: цель жизни, по Зенону, μολογουμνωτς τ φυσει ζν. См. Poznischeff De relatione inter cbrist. ac stoicam morum doctrinam. – p. 8–11 Petrop. 1827. 108 В нашей собственной природе, где неразумное служит разумному. У Con.: ut ex his, quae in nobis sunt.

http://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emessk...

75. См.: Joannis Cassiani, Migne lat.s., t.49, Collat V, cap.II, col.611A. 76. См.: F. Degenhart. Nilus Sinaita, с.5. 77. См.: O. Bardenhewer. Geschichte d. altkir. Liter., T.IV, с.171 и F. Degenhart. Nilus Sinaita, с.6. 78. Migne gr.s., t.79, " De diversis malig. cogit. " , col.1200D–1233. 79. В частности, в конце 23-й главы автор напоминает, что в трактате " О молитве " он уже говорил о причине того, почему помысел о чувственных вещах оскверняет знание. 80. См.: Degenhart. Nilus Sinaita, с.175 и К. Heussi Untersuchungen? с.164. 81. Evagrius. Migne, P. gr.s., t.40, col.1237B–1237D. 82. Migne gr.s., t.79, " Sermo " , col.1264 B–1285. 83. Degenhart. Nilus Sinaita, с.8. 84. Migne gr.s., t.79, " Narrationes " , col.589A–693. 85. См. его работы: 1) Рец. на кн. Дегенхарта в " Theolog. Literaturzeitung " , 1915, S.402; 2) " Nilus der Asket und der Ueberfall der Moenche am Sinai " в " Neue Jahrbuecher fuer das klassische Altertum " , 1916 3. Heft), S.107; 3) обширную монографию " Untersuchungen zu Nilus dem Asketen " ( " Texte und Untersuchungen " , 42, 2), Leipzig, 1917. 86. См.: O. Bardenhewer. Gesch. der altkirch. Lit., 4. Band, par. 52, S.163–164 и P. Cayre. Precis de Patrologie, t.I, Paris, 1927, pp.495–496. 87. См.: F. Degenhart. Beitraege zur Nilusforschung, 1918, S.19. 88. J. Stiglmayer. Der Asketiker Nilus Sin. und die antiken Schriftsteller в " Zeitsch. fuer kat. Theol. " , III, 1915, S.576. 89 См. о нем ниже. 90. Migne gr.s., t.79, col.696–712A. 91. Migne gr.s., t.79, col.720–809. 92. S. Tillemont. Memoires pour servir a l " histoire eccelsiastique des six premiers siecles. Bd. XIV, Paris, 1709, p.208. 93. S. Schwietz. Das morgenlaendische Moenchtum, Bd. II, 1913, S.60. 94. O. Bardenhewer. Gesch. der altkirch. Lit., 4 Band, par.52, S.173. 95. F. Degenhart. Nilus Sinaita, с.9. 96. K. Heussi. Untersuchungen… S.50–51. 97. См.: Palladius Helehop. Historia Lausaica, cap.VII, Migne. gr.s., t.34, col.1020 A, где говорится нескольких тысячах монахов на Нитрийской горе, а в другом месте Палладий сообщает, что в тавенийских монастырях размещалось ок. 7000 человек (гл.38, col.1100C).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

75. См.: Joannis Cassiani, Migne lat.s., t.49, Collat V, cap.II, col.611A. 76. См.: F. Degenhart. Nilus Sinaita, с.5. 77. См.: O. Bardenhewer. Geschichte d. altkir. Liter., T.IV, с.171 и F. Degenhart. Nilus Sinaita, с.6. 78. Migne gr.s., t.79, " De diversis malig. cogit. " , col.1200D1233. 79. В частности, в конце 23-й главы автор напоминает, что в трактате " О молитве " он уже говорил о причине того, почему помысел о чувственных вещах оскверняет знание. 80. См.: Degenhart. Nilus Sinaita, с.175 и К. Heussi Untersuchungen? с.164. 81. Evagrius. Migne, P. gr.s., t.40, col.1237B1237D. 82. Migne gr.s., t.79, " Sermo " , col.1264 B1285. 83. Degenhart. Nilus Sinaita, с.8. 84. Migne gr.s., t.79, " Narrationes " , col.589A693. 85. См. его работы: 1) Рец. на кн. Дегенхарта в " Theolog. Literaturzeitung " , 1915, S.402; 2) " Nilus der Asket und der Ueberfall der Moenche am Sinai " в " Neue Jahrbuecher fuer das klassische Altertum " , 1916 3. Heft), S.107; 3) обширную монографию " Untersuchungen zu Nilus dem Asketen " ( " Texte und Untersuchungen " , 42, 2), Leipzig, 1917. 86. См.: O. Bardenhewer. Gesch. der altkirch. Lit., 4. Band, par. 52, S.163164 и P. Cayre. Precis de Patrologie, t.I, Paris, 1927, pp.495496. 87. См.: F. Degenhart. Beitraege zur Nilusforschung, 1918, S.19. 88. J. Stiglmayer. Der Asketiker Nilus Sin. und die antiken Schriftsteller в " Zeitsch. fuer kat. Theol. " , III, 1915, S.576. 89 См. о нем ниже. 90. Migne gr.s., t.79, col.696712A. 91. Migne gr.s., t.79, col.720809. 92. S. Tillemont. Memoires pour servir a l " histoire eccelsiastique des six premiers siecles. Bd. XIV, Paris, 1709, p.208. 93. S. Schwietz. Das morgenlaendische Moenchtum, Bd. II, 1913, S.60. 94. O. Bardenhewer. Gesch. der altkirch. Lit., 4 Band, par.52, S.173. 95. F. Degenhart. Nilus Sinaita, с.9. 96. K. Heussi. Untersuchungen S.5051. 97. См.: Palladius Helehop. Historia Lausaica, cap.VII, Migne. gr.s., t.34, col.1020 A, где говорится нескольких тысячах монахов на Нитрийской горе, а в другом месте Палладий сообщает, что в тавенийских монастырях размещалось ок. 7000 человек (гл.38, col.1100C).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

... viel lügen die Dichter...— «много лгут поэты» (нем.); в соч. Ницше «Веселая наука» (Кн. 2, 84//H и ц ш е Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1.С. 565) ссылка не на Гесиода, а на Гомера. 82 ...«неяркий пурпурово-серый круг.— Измененная строка стихотворения А. А. Блока «К Музе» (1912). 83 В.Соловьев писал одной своей мистической корреспондентке...— Имеется в виду. А. Н. Шмидт. Цитаты из письма от 20 окт.1889 г. 84 ...Елизавету Воробья за мужчину спустить...— Этот «подлог» совершил не Чичиков, а Собакевич (Гоголь Н.  В. Мертрые души. Т. 1. Гл. 7 ) 85 Подобная параллель проводилась в статье Р. В. Иванова-Разумника «Испытание в грозе и буре», опубликованной вместе с поэмой А. Блока «Двенадцать» и стихотворением «Скифы» в 1 журн. «Наш путь» (апрель 1918 г.). Ср., напр.: «...это поэма о вечной, мировой правде-революции, о том, как через этих же самых запачканных в крови людей в мир идет новая благая весть о человеческом освобождении. Ибо ведь и двенадцать апостолов были убийцы и грешники» (цит. по: И в а н о в-Р а з у м н и к. Вершины. А. Блок. А. Белый. Пг., 1923. С. 178). 86 ...перетряхиванье этого старья на тему о сближении христианства и социализма...— Сам Булгаков колебался в отношении сочетания этих доктрин до конца дней. В эпоху первой русской революции, считая себя «христианским социалистом», он тем не менее проводит между христианством и социализмом резкую разграничительную черту («Христианство и социальный вопрос», 1906; «Апокалиптика и социализм», 1910), остается с некоторыми вариациями на этой позиции и в 1917 г. (брошюра «Христианство и социализм»; переиздана: Христианский Социализм. С. 205—233), однако в годы эмиграции это противопоставление смягчается («Православие и социализм»//Путь. 1930. 20—21; «Душа социализма»// Новый Град. 1932. 1, 3; 1933. 7). В 1930 г. С. Л. Франк полемизировал с Булгаковым, настаивая на противоположности подходов христианства и социализма к социальному вопросу. 87 В эпиграфе Булгаков ссылается на собственное предостережение в статье «Героизм и подвижничество» (1909): «...интеллигенция в союзе с татарщиной, которой еще так много в нашей государственности и общественности, погубит Россию» 88

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010