Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУЛИКОВСКАЯ БИТВА Сражение 8 сент. 1380 г. объединенных войск правителей княжеств Сев.-Вост. Руси под предводительством блгв. вел. кн. Владимирского и Московского Димитрия Иоанновича Донского и его союзников из др. княжеств против войск хана Тюляка (Тулунбека) и его темника Мамая на Куликовом поле в устье р. Непрядвы (правый приток Дона). Источники Главными источниками о К. б. являются: памятники «Куликовского цикла», созданные преимущественно в кон. XIV - 1-й четв. XVI в. (Краткая и Пространная летописные повести, «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»), древнерус. краткие летописцы и общерус. летописные своды, синодики, сохранившие имена павших в битве на Дону, московско-рязанский договор от 2 авг. 1381 г., Повесть о житии и преставлении св. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского, Житие прп. Сергия Радонежского, послание Ростовского архиеп. Вассиана (Рыло) на р. Угру 1480 г., Хронограф Русской редакции, Синопсис , Сказание об обретении чудотворной иконы свт. Николая Чудотворца на Угреше, родословные росписи княжеско-боярских и дворянских служилых фамилий кон. XV - XVII в. Прибытие перед Куликовской битвой к Московскому вел. кн. св. Димитрию посланцев с благословением на победу. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 249) Прибытие перед Куликовской битвой к Московскому вел. кн. св. Димитрию посланцев с благословением на победу. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 249) Памятники «Куликовского цикла» продолжили лит. традиции описаний битв, к-рые были известны читателям по таким переводным памятникам, как «Иудейская война» Иосифа Флавия и «Александрия», а также по текстам оригинальных древнерус. источников - «Повесть временных лет» , «Слово о полку Игореве» и др. В составе летописных сводов до нас дошла «Повесть» о К. б. в 2 редакциях: Краткой - «О побоище на Дону» (создана вскоре после битвы, сохранилась в Рогожском летописце 1-й пол. 40-х гг. XV в., Троицком и Комиссионном списках Новгородской I летописи младшего извода сер. XV в., Симеоновской летописи кон. XV в. и Первом Белорусско-Литовском своде нач. XVI в.), а также Пространной редакции, составленной на основе «Повести о житии Александра Ярославича Невского», кратких редакций «Повести...», Синодика, «Чтения» о святых Борисе и Глебе (в составе общерус. летописных сводов, начиная с Новгородско-Софийского свода сер. XV в.). К несохранившейся первоначальной (авторской) версии поэмы «Задонщина», по мнению ряда исследователей созданной бывш. брянским боярином Софонией Рязанцем, восходят Краткая (Кирилло-Белозерский список инока Евфросина ) и Пространная редакции памятника, отразившиеся в 4 списках. Недошедшая Сводная редакция представлена в позднейшей переработке - Синодальной редакции «Задонщины».

http://pravenc.ru/text/2462231.html

Стефан был еще раз в Москве и в 1383 г. был сделан епископом края, им облагодетельствованного. Скончался 26 апреля 1396 г. § 21. Святитель Киприан, митрополит Московский (ум. 1406) Был болгарин, происходит из города Тырнова. Его племянником был Григорий Цамблак – известный литовский митрополит. По влечению к монашеской жизни он рано поселился на Афоне и затем был чиновником в константинопольском клире. Его первое появление в России относится к концу 1373 г. в качестве патриаршего посла. В течение этого пребывания он сумел склонить на свою сторону литовских князей, и те в письме просили патриарха поставить его в сан митрополита русского. Вернувшись обратно, Киприан был избран и поставлен патриархом Филофеем в сан митрополита Киевского и Литовского, с правом на всю Россию по смерти митрополита Алексия. Это был неканонический акт. В декабре 1375 г. Киприан получил поставление и уже 9 июня 1376 г. выехал в Киев, остуда он хотел проникнуть в Москву, но вел. кн. Димитрий Донской не принял Киприана, и тот решил выжидать в Киеве благоприятных обстоятельств. Св. Алексий умер 12 февраля 1378 г., однако кн. Димитрий избрал своего кандидата в митрополиты – Михаила Митяя. В ходе долгих судов и тяжб в Константинополе в июне 1380 г. Киприан соборно был лишен даже Киева, с сохранением за ним малой России и Литвы, а митрополитом русским был назначен архим. Пимен. Однако князь Димитрий отверг Пимена и пригласил к себе Киприана, а Пимена в 1381 г. схватил в Коломне и заточил.  Киприан 23 мая 1381 г. был принят в Москве с особой торжественностью, но уже в октябре 1382 г. он впал в немилость князя, и был удален в Киев, а Пимена вызвал из заточения и встречен с честью. В Киеве Киприан нашел поддержку кн. Владимира Ольгердовича, и выехал в Константинополь, где в конце 1387 г. было соборно определено митрополитом Киевским и всея Руси называть только Киприана. К тому времени умерли и Димитрий Донской и митр. Пимен. В феврале 1390 г. Киприан торжественно вступил в Москву после 14 лет скитаний. Наслаждаясь спокойствием он подолгу жил во владимирской области на «озере святом». 16 сентября 1406 г. Киприан скончался. 27 мая 1472 были открыты его мощи и произошло прославление.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

М. Ш. была старшей сестрой кнг. Анны (Елены?), жены новгородского кн. Ярослава Владимировича, а также кнг. Марфы Ясыни, жены черниговского и козельского кн. Мстислава (Пантелеимона) Святославича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 624-625. Л. 219; Кузьмук О. [С.] в Блuжhix лаври. Nyблikaцiя рукописноï пам,ятки другоï пол. XVII ст.//Лаврський альманах: Зб. наук. праць. Киïв, 2007. Вип. 18. 7). С. 17. Л. 9; Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время (Исслед.). СПб., 1892. С. 25. (ЛЗАК; Вып. 9)). Почитание После кончины М. Ш. ее имя было записано в синодик владимирского Успенского собора, а также в синодики др. соборов и мон-рей Владимирской епархии. Древнейшая часть несохранившегося раннего синодика Успенского собора позже была переписана при создании соборных синодиков других городов Сев.-Вост. Руси. Так, напр., в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня муж. мон-ре (основан в 1330) в состав помянника под киноварным заголовком «Великые кн(я)зи Владимерские и их кн(я)гини и дети» после погибшей 7 февр. 1238 г. семьи Георгия Всеволодовича записали кн(я)гиню Мар(ь)ю, во иноцех Марфу» (Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. Л. 24 об. (список 1556 г.); РГБ. Ф. 256. Рум. 387. Л. 41 об., выписка нач. XIX в.), в помяннике «Благоверных великих княгинь» повторно указали память «великия княгини Марфы» (РГБ. Ф. 256. 387. Л. 43 об.). В сер. XIII - нач. XV в. владимирский Княгинин жен. мон-рь пользовался вниманием потомков правящей династии св. блгв. вел. кн. Ярослава Всеволодовича, к-рые нередко называли своих дочерей Мариями. Особую духовную связь с Княгининым мон-рем имела Московская св. блгв. вел. кнг. Евдокия Димитриевна (прп. Евфросиния), к-рую сравнивали с М. Ш. Старшая сестра Московской вел. княгини была наречена Марией, как и одна из дочерей св. блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и вел. кнг. Евдокии Димитриевны, а также дочь вел. кн. Василия I Димитриевича .

http://pravenc.ru/text/2562162.html

Тропарь, гл. 5. Земнаго сана славу оставив, Небесное Царство наследовал еси, кровными каплями, яко пречудным камением, нетленныя венцы украсил еси, и ко Христу привел еси собор страстотерпец, с лики ангельскими в невечернем свете незаходимаго Солнца Христа обрел еси, святе Андрее стратилате; егоже моли с пострадавшими с тобою присно, да спасет души наша. Кондак, гл. 2. В молитвах Господеви предстоя, якоже звезда солнцу предтекий и желаемое сокровище царствия узрел еси, радости неизреченныя исполнялся, Бессмертному Царю в бесконечныя веки от ангел беспрестани хвалимому поеши, Андрее стратилате: с нимиже молися непрестанно о всех нас. Απ. ( Еф.6:10–17; 233 зач.; Ев. Лк.21:12–19; 106 зач.). Мучч. и еклы, пострадавших за веру Христову при Диоклетиане (в 304–306 г.). Св. Тимофей, взятый за веры в Газе, был жестоко терзаем бичами и острыми гребнями и затем сожжен на медленном огне. Мучч. Агапий и Феклы были отданы на растерзание зверям. Празднование иконе Пресвятой Богородицы Эта чудотворная икона получила наименование в память победы, одержанной заступлением Богоматери над Мамаем на берегах Дона. Принесенная донскими казаками, прибывшими на помощь к вел. кн. Димитрию Иоанновичу, эта св. икона во все время войны оставалась при русском войске, а в день славной Куликовской битвы (см. 25 окт.) находилась в виде хоругви на древке среди русских для ободрения и помощи им против татар. После поражения неприятелей, св. икона была принесена казаками в дар вел. кн. Димитрию Иоанновичу, который перенес ее в Москву, где она и была поставлена в Успенском Соборе. Ныне воспоминается чудесное избавление Москвы от нашествия Крымского хана Казы-Гирея, совершившееся помощью Богоматери чрез Ее Донскую икону при царе Феодоре Иоанновиче. Во время этого царствования, в 1591 г., огромный полчища татар внезапно вторглись в пределы России и подступили к Москве. Тогда царь Феодор Иоаннович повелел совершить с Донской и другими иконами крестный ход вокруг Москвы, а затем поставил св. Донскую икону в своей: походной церкви и всю ночь провел в усердной молитве пред этой иконой Богоматери. На другой день татары с ожесточением устремились на русских и долго бились с ними, но вдруг, устрашенные невидимой силой, обратились в бегство, оставив на поле сражения множество убитых, раненных и весь свой стан. На месте, где царь Феодор ополчился против крымцев и где стоял среди войск чудотворный образ Донской Богоматери, в 1592 г. была построена церковь (освященная в 1593 г.) и был основан Донской монастырь (см. Моск. еп.) Эта св. икона ныне находится в Благовещенском соборе (по левую сторону от царских врат), в Московском Кремле, а в Донском мон. – чтимый список с нее. В этот монастырь ежегодно 19 авг. бывает крестный ход из Кремля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Изучая отечественные художественные традиции, К. обратился к первым монументальным скульптурным образам Др. Руси - поклонным крестам. По подобию каменного Боровичского креста XIII-XIV вв. он создал серию поклонных крестов, установленных в 90-х гг. XX в.- нач. 2000-х гг. в Москве, Краснодаре, Белгороде, Мичуринске (Тамбовская обл.), Липецке, на границе Белоруссии, России и Украины близ с. Нов. Юрковичи (Брянская обл.), в с. Красная Поляна (Курская обл.) и др. Круговая форма памятников создавалась оригинальным приемом: лопасти креста так сильно расширялись к концам, что почти сходились. Пространственные промежутки между концами лопастей заполнялись перемычками, придающими кресту форму круга. Нижний конец крестов был удлинен, что подчеркивало вертикальную линию установки. На крестах расположены рельефные изображения: в средокрестии - 3-фигурный Деисус; в верхней части - Св. Троица; в нижней - святые. Более традиц. форму крестов с изображением Распятия с предстоящими, но меньших размеров К. использовал для установки на месте буд. памятников (напр., блгв. кн. Димитрию Донскому в Москве), в мон-рях (Новоспасский, Сретенский в Москве), в качестве надгробий певцу И. В. Талькову (Ваганьковское кладбище, Москва) и архим. Ипполиту (Халину) (рыльский Николаевский монастырь, Курская обл.). Образцом для перевода в монументальные формы для них стали аналойные деревянные резные кресты, распространенные на Русском Севере. Памятник прмц. Елизавете Феодоровне. Марфо-Мариинская обитель, Москва. 1990 г. Памятник прмц. Елизавете Феодоровне. Марфо-Мариинская обитель, Москва. 1990 г. Большое место в творчестве К. занимала тема защиты Отечества, военной истории. Он создал памятники блгв. кн. Димитрию Донскому (г. Дзержинский, Московская обл., 1997); блгв. кн. Александру Невскому (Курск, 2000); кн. Святославу Игоревичу (Запорожье, Украина, 2005); первому солдату Преображенского полка С. Л. Бухвостову (Преображенская пл., Москва, 2005). В год 300-летия строительства рус. флота в Липецке был открыт памятник имп. Петру I (1996, рельефы выполнены скульптором А. Е. Вагнером, архит. С. А. Сошников), который стал символом города. Здесь, на р. Воронеж, шли работы по заготовке материалов для строительства кораблей перед 2-м Азовским походом 1696 г. Благодаря Петру в 1700 г. стали возводиться Липские железоделательные заводы для производства пушек (ныне Новолипецкий металлургический комбинат), где и была отлита скульптура. Фигура молодого царя, показанная К. в энергичном движении, установлена на высокий постамент - ростральную колонну.

http://pravenc.ru/text/1841520.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался архимандрит Никон (Лысенко) 05.11.2015 3 ноября 2015 года на 63-м году жизни скоропостижно скончался архимандрит Никон (Лысенко) , настоятель Вознесенского храма с. Новобессергеневки Неклиновского района. Архимандрит Никон 30 лет служил у Престола Божия, 15 из них – на Донской земле, 6 лет заведовал кафедрой церковно-исторических дисциплин Донской духовной семинарии. Архимандрит Никон 30 лет служил у Престола Божия, 15 из них – на Донской земле, 6 лет заведовал кафедрой церковно-исторических дисциплин Донской духовной семинарии. Архимандрит Никон родился 11 мая 1953 года. В 1978 г. окончил Исторический факультет Ростовского Университета по специальности «историк, преподаватель истории». С 1986 – 1990 г. обучался в Московской Духовной Семинарии и Академии. 16 августа 1987 г. принял монашеский постриг с именем Никон в честь преп. Никона Радонежского. 28 августа 1987 г. архиепископом Димитровским Александром (Тимофеевым), ректором МДАиС, рукоположен в сан иеродиакона. 12 июля 1988 г. архиепископом Дмитровским Александром в Покровском храме МДА рукоположен в сан иеромонаха. В 1989 г. назначен преподавателем Московской Духовной Академии и Семинарии. 26 июня 1995 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возведен в сан архимандрита. 18 июня 1995 г. постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решением Священного Синода назначен Ректором Ставропольской Духовной Семинарии. 1 августа 1996 г. архиепископом Саратовским и Вольским Александром назначен первым проректором Саратовской Духовной Семинарии. 14 мая 1996 г. награжден орденом св. блгв. кн. Даниила Московского III степени. 11 июня 1997 г. архиепископом Саратовским и Вольским Александром назначен настоятелем Свято-Троицкого Кафедрального собора г. Саратова. В 1998 г. награжден орденом св. преподобного Сергия Радонежского. 28 октября 1999 г. архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном принят в штат клириков Ростовской-на-Дону епархии 5 ноября 1999 г. назначен настоятелем Свято-Никольского храма с.Весело-Вознесеновка Неклиновского района Ростовской области. 1 сентября 2000 г. вошел в состав профессорско-преподавательской корпорации Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии. 17 марта 2009 г. архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном назначен настоятелем Свято-Вознесенского храма с. Новобессергеневка Неклиновского района Ростовской области. С 1 сентября 2009 года являлся членом профессорско-преподавательской корпорации Донской Духовной семинарии, заведующим кафедрой церковно-исторических дисциплин. Автор более 70-ти научных публикаций в светских и церковных изданиях. Rostoveparhia.ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 05.11.2015 17:04:21

http://drevo-info.ru/news/19760.html

Татары его отравили. ( < < back) трудности этого путешествия можно судить по описаниям среднеазиатских пустынь у современных путешественников. «Мрачное, тяжелое впечатление наводят на душу путника необозримые пространства степей, лишенные всякой растительности. Животные бегут из этих страшных пустынь. Даже ящерицы и насекомые встречаются редко. Под ногами то и дело попадаются кости погибших лошадей, мулов и верблюдов. Почва раскаляется от невыносимой жары, солнце немилосердно жжет от восхода до заката. Ветерок не колышет воздуха, не дает хотя бы минутной прохлады. Лишь изредка промчится горячий вихрь, который гонит перед собой крутящиеся столбы соляной пыли. Во время бури эта соляная пыль засыпает путников и слепит им глаза». ( < < back) благ. кн. Александр примирил кн. Андрея с ханом. Андрей возвратился на родину и получил в управление Суздаль. ( < < back) финское племя. ( < < back) это время готовился поход вглубь Азии, в котором должны были принять участие все подчиненные хану народы. ( < < back) на Волге — село Нижегородской губернии. ( < < back) князей московских был младший сын св. Александра Невского Даниил Александрович. ( < < back) князь московский Димитрий Иванович Донской княжил с 1363 по 1389 г. Знаменитая Донская битва с татарами, за которую великий князь и получил название Донского, произошла в 1380 г. 8 сентября. ( < < back) ханство было окончательно присоединено к России при] императрице Ekamepuhe II в 1783 г. ( < < back) Юрьевич, великий князь Владимирский (1169–1174 гг.). ( < < back) вел. кн. Владимирский (1176–1212 гг.) ( < < back) или Юрий Всеволодович, дядя бл. кн. Александра, вел. кн. Владимирский (1219–1238 гг.). ( < < back) Всеволодович, отец благ. кн. Александра, вел. князь Владимирский с 1238 по 1246 г. ( < < back) Петр, царевич Ордынский, племянник хана Берке, тронутый речами Ростовского епископа Кирилла, бывшего в Орде, тайно от родных уехал в Ростов и крестился. Он скончался в 1290 г., приняв перед кончиною иноческое пострижение. Память его празднуется 29 июня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Макария, митр. Московского; св. блгв. кн. Димитрия Донского; прп. Евфросинии, вел. кнг. Московской; прп. Андрея Иконописца; св. мч. Трифона. За патриаршими медалями по своей значимости следуют патриаршие знаки, а именно: патриарший знак храмостроителя; патриарший знак св. вмц. Варвары; патриарший «Знак материнства». К наградам РПЦ относятся также патриаршие грамоты, к-рыми награждаются клирики и миряне в благословение за понесенные ими труды на благо св. Церкви. Каждый орден и каждая медаль имеют свой статут, предусматривающий условия и порядок награждения, обязанности награжденного лица, а также описание вида орденских знаков и медалей, материала, из которого они изготавливаются, с указанием места их расположения при ношении на груди. Автономные и самоуправляемые Церкви, экзархаты и митрополичьи округа учреждают собственные ордена и медали, но их наименования не должны совпадать с наименованиями общецерковных орденов и медалей. В наст. время РПЦЗ награждает клириков и мирян синодальным Знаменским орденом 3 степеней. В перечень наград УПЦ входят ордена прп. Антония и Феодосия Печерских 3 степеней, св. равноап. кн. Владимира 3 степеней, Рождества Христова 2 степеней, прп. Нестора Летописца 3 степеней, прп. Илии Муромца 3 степеней, св. ап. Иоанна Богослова 2 степеней, св. вмц. Варвары 2 степеней, св. Анны 3 степеней, св. вмц. Екатерины 2 степеней, свт. Димитрия, митр. Ростовского, свт. Петра Могилы, свт. Николая Чудотворца «За благотворительность», св. блгв. Киевского кн. Ярослава Мудрого, св. равноап. кн. Ольги, св. прп. Анастасии Киевской, свт. Феодосия Черниговского, юбилейные ордена «Рождество Христово - 2000» 2 степеней и «1020 лет Крещения Киевской Руси», а также медали и почетные знаки отличия Предстоятеля УПЦ. Латвийская Православная Церковь учредила орден сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского, 3 степеней и медаль этого ордена, Эстонская Православная Церковь - орден сщмч. Исидора Юрьевского 3 степеней с соответствующей медалью. В Белорусском Экзархате клирики и миряне награждаются орденом Креста прп.

http://pravenc.ru/text/2564592.html

Прил. 1. С. 202-203). Исследователь атрибутирует послание Киевскому митр. св. Киприану , считает его адресатом вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и датирует текст 1381 г. (1-й публикатор Послания о повинных А. С. Павлов также считал адресатом текста кн. Димитрия Донского, но авторство приписывал свт. Дионисию Суздальскому; см.: Повинное послание Дионисия, архиепископа Суздальского, к великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому 1383 г./Изд.: А. С. Павлов//ПС. 1866. Ч. 1. С. 239-250). В послании восхваляются предки князя - прадед, дед и отец, к-рые ставятся ему в пример (по имени назван только прадед - равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич ). Если согласиться с предположением Прохорова, то к И. И. относится следующая часть послания: «Поминаяй... такоже и христолюбиваго великаго князя отца твоего кротость же, и милость, и безлобие многое, и богобоязньство, и правда... Се бо поистине раб Божий беаше в всем... Поминая... святаго же ти отца еже добродетелное исправление, да семи всими, потщався исправлений и приимши от Бога прошение твое въскоре, и безмятежно и долголетно поживеши в нынешнем царствии, и будущаго и неизреченнаго и бесконечнаго царства съобещник с Богом будеши». Однако более обоснованной представляется т. зр. М. Н. Тихомирова , атрибутировавшего Послание о повинных Юрьевскому еп. Даниилу (1114-1122; см. Даниил , игум.) и считавшего адресатом текста вел. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха ( Тихомиров М. Н. Малоизвестные памятники. 2. Киевские князья XI в. в Послании о повинных//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 454-456; см. дополнительные доказательства в пользу этой т. зр.: Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси, XI-XIII вв. М., 1992. С. 49-55). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3; Т. 3; Т. 4. Ч. 1; Т. 5. Вып. 1-2; Т. 6. Вып. 1; Т. 7-8; Т. 10; Т. 15. Вып. 1; Т. 16-18; Т. 20. Ч. 1; Т. 21; Т. 23-30; Т. 32-35; Т. 37-43 (по указ.); ДДГ; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950; РИБ. 1908. Т. 6 (по указ.); Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы.

http://pravenc.ru/text/469778.html

На одном из старинных храмов Москвы откроют памятную доску о посещении его Императором Николаем II Москва, 19 сентября 2013 г. Памятная доска восстановлена Московским отделением Императорского православного палестинского общества (ИППО) к 400-летию основания Дома Романовых. На доске изображен знаменитый знак Императорского православного палестинского общества с девизом общества «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь», сообщает сайт Издательства Московской Патриархии . Первым руководителем ИППО был великий князь Сергей Александрович Романов. После его трагической кончины от бомбы террориста Каляева 17 февраля 1905 г. руководство обществом приняла на себя вдова Сергея Александровича, великая княгиня Елизавета Феодоровна. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове — один из древнейших и уникальнейших храмов Москвы. Он связан с именами прп. Сергия Радонежского и св. блгв. кн. Димитрия Донского. В храме с 1380 г. покоятся мощи героев Куликовской битвы прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских. Предание сохранило упоминание, что первая деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященная 21 сентября 1370 г., была срублена самим прп. Сергием Радонежским. Существовала традиция, согласно которой все русские князья и цари начиная с Димитрия Донского и вплоть до последнего императора всероссийского Николая II, приезжали в Старое Симоново поклониться героям Куликовской битвы. 22 апреля 1900 г. храм почтили своим присутствием их императорское величество государь император Николай Александрович, государыня императрица Александра и их императорские высочества губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Феодоровна. При входе в храм прежде всего их императорские величества поклонились гробнице с мощами свв. Пересвета и Осляби. Внимание императора было особо обращено на памятные лампады перед мощами Куликовских героев от разных лиц, на памятную хоругвь, сделанную по образу стяга князя Димитрия Донского к 500-летию Куликовской битвы. Также высокие гости осмотрели памятный знак на месте келии прп. Кирилла Белозерского.

http://pravoslavie.ru/64238.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010