княжеском (позднее царском) христ. ономастиконе , хотя и неравномерно представлено в разные столетия (см.: ПСРЛ. Т. 14. Указ. С. 48–49). С сер. XII в. наречение этим именем в княжеской среде связано преимущественно с потомками вел. кн. Георгия Владимировича Долгорукого, начиная с Всеволода Большое Гнездо. Порой это имя могли носить 2 одновременно живших брата — вел. кн. Димитрий (Фома) и кн. Димитрий Ноготь Константиновичи Суздальские в XIV в., князья Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный Юрьевичи галицко-звенигородские в XV в. У московской ветви Рюриковичей (потомков св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского ) в кон. XV — сер. XVI в. имя Димитрий претендует на то, чтобы занять главенствующее место при наречении. Его носили старший сын первенца вел. кн. Иоанна III Васильевича Димитрий Внук, венчанный в 1498 г. на царство, и первенец Иоанна IV Васильевича Грозного, утонувший во младенчестве. Вероятно, последнее обстоятельство, вкупе с мученической кончиной в отрочестве св. царевича Димитрия Угличского , явилось причиной того, что в XVII в., с воцарением династии Романовых, имя вышло из употребления в царской фамилии, полностью сохранив при этом свои позиции в среде аристократии. С XIV в. имя Димитрий (явно под влиянием ономастической традиции Рюриковичей) получило широкое распространение среди правосл. потомков вел. кн. Литовского Гедимина. Его носили сын Гедимина, волынский (луцкий) кн. Любарт, внук — туровский и городоцкий кн. Димитрий Давидович (Наримантович), двое сыновей вел. кн. Ольгерда, и др. (см., напр.: Яковенко Н. М. Укра¿нська шляхта з kihця XIV до сер. XVII ст.: Волинь i Центр. Укра¿на. К., 1993). Со временем вмч. Димитрий стал одним из популярнейших персонажей рус. религ. фольклора. Духовный стих о нем, опирающийся на сюжет чуда о 2 девицах и прославляющий мученика как защитника правосл. земли от иноверных завоевателей, получил в России в XVII–XIX вв. широчайшее распространение (см.: Федотов Г. П. Стихи духовные: Рус. народная вера по духовным стихам. М., 1991.

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси ВЩИЖ древнерус. город XI-XIII вв., к-рый был расположен в зап. части совр. с. В. Жуковского р-на Брянской обл. ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (не ранее 1112 - между 1167 и 1170), кн. туровский, сын владимиро-волынского кн. Ярослава (Иоанна) Святополчича ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123048_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ I ДИМИТРИЕВИЧ (30.12.1371, Москва - 27.02.1425, там же), вел. кн. Московский и Владимирский, старший сын блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и вел. кнг. св. Евдокии . В февр. 1378 г. 6-летний В. Д. вместе с отцом и 3-летним братом Юрием присутствовал на похоронах митр. св. Алексия . В авг. 1382 г. вместе с семьей перед нашествием хана Тохтамыша бежал из Москвы в Кострому. Вскоре после этого на В. Д. была возложена тяжелая обязанность. Весной 1383 г. вел. кн. Димитрий отправил его в сопровождении старейших бояр в Орду. Посылка к Тохтамышу бывшего на пороге взросления (по меркам средневековья) 11-летнего княжича преследовала различные политические цели. Во-первых, вел. кн. Димитрий демонстрировал лояльность по отношению к хану, объединившему под своей властью Орду. Во-вторых, присутствие в ханской ставке московского княжича мешало проискам тверского вел. кн. св. Михаила Александровича , домогавшегося у татар ярлыка на вел. княжение Владимирское, где правил отец В. Д. В-третьих, москвичи также могли следить за попытками приехавшего в Орду городецкого кн. Бориса получить в свои руки Н. Новгород, к-рый пока находился под властью его брата, деда В. Д. по материнской линии вел. кн. Димитрия Константиновича Суздальского. В Орде В. Д. пробыл 2,5 года. Тохтамыш удерживал его у себя в качестве заложника, добиваясь от вел. кн. Димитрия Иоанновича не только лояльности, но и покорности. В конце концов В. Д. и его окружение решились на отчаянный шаг. 26 нояб. 1385 г. они бежали из Орды, а в нач. 1386 г. оказались у молдав. воеводы Петра. Далее их путь лежал в Польшу и Литву. Осенью 1386 г. вел кн. Димитрий выслал навстречу сыну посольство в Полоцкую землю, к-рое 19 янв. 1387 г. доставило княжича, сопровождаемого представителями польск. и литов. знати, в Москву. Василий I Димитриевич, вел. кн. московский. Гравюра на металле. 1819 г. (РГБ) Василий I Димитриевич, вел. кн. московский. Гравюра на металле. 1819 г. (РГБ)

http://pravenc.ru/text/150783.html

Видимо, планировочная структура монастырского комплекса с его уникальным сочетанием монашеской обители и дворцовой резиденции соответствовала наиболее распространенному в рус. монастырском строительстве типу обители с центральным расположением собора. Со всех сторон собор окружали постройки, в некоторых из них размещались кельи настоятеля и братии. Некрополь XIV в. Мон-рь также являлся некрополем, и не только вел. княгинь. Это был 2-й по времени устроения (после Успенского собора) известный по летописям московский некрополь. В обители покоились останки кнг. Елены (в монашестве Соломонида; † 1331), супруги кн. Иоанна Калиты; кнг. Анастасии († 1345), супруги вел. кн. Симеона Гордого; кнг. Александры (в иночестве Мария; † 1364), супруги вел. кн. Владимирского Иоанна II Иоанновича Красного, матери св. кн. Димитрия Донского; кнг. Марии (в монашестве Фотиния; † 1399), 3-й жены кн. Симеона Иоанновича (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 46, 56, 78; Т. 25. С. 228), останки к-рой в 1472 г. были обретены нетленными и по приказу вел. кн. Иоанна III Васильевича облачены в новые ризы ( Беляев. 1994. С. 262. Примеч. 232). Это было последнее документально подтвержденное погребение в храме ( Панова. 2002. С. 9, 13). Также в обители в 1393 г. был похоронен сын Димитрия Донского вел. кн. Иоанн Димитриевич (в иночестве Иоасаф) - «в притворе, идее же гроб бабы его, княгине великие Александры Ивановны» ( Присёлков. 2002. С. 442-443). Во время ремонта храмового притвора (1836) были обнаружены 2 захоронения в каменных гробах характерной для XIV в. формы (широких в верхней части и сужающихся в нижней). В одном сохранилось погребение женщины в шелковом платье, в другом - мужчины в иноческих одеждах, их останки специалисты идентифицируют с вел. кнг. Александрой, матерью вел. кн. Димитрия Донского, и ее внуком кн. Иоанном Димитриевичем (в схиме Иоасаф; † 1393) ( Беляев. 1994. С. 262. Примеч. 232, 233). Но Т. Д. Панова считает, что оба погребения были женскими ( Панова. 2003. С. 93 и др.). В 1387 г. «в монастыри у святого Спаса в церкви» был погребен кн. Феодор Фоминский (в монашестве Симеон) ( Присёлков. 2002. С. 431). В Рогожском летописце и Симеоновской летописи его имя ошибочно читается как Федор Симоновский. Впрочем, в этих источниках могла идти речь и о др. Спасском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2564210.html

Часовня благоверного великого князя Димитрия Донского (Новая Слобода) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Часовня благоверного великого князя Димитрия Донского (Новая Слобода). Деревянная одноглавая часовня - четверик с имитацией щипцового завершения фасадов, главка без традиционной шейки. Построена в 2013-2014 гг. силами архитектурно-художественной мастерской " Гребневская верфь " по проекту архитектора Д. Москаленко. Освящена 18 мая 2014 г. Содержание История [ править править код ] 18 мая благочинный церквей Щелковского округа протоиерей Андрей Ковальчук в сослужении настоятеля Гребневского храма с. Гребнево священника Иоанна Солнцева, помощника благочинного священника Димитрия Поповского и клириков благочиния совершил чин освящения часовни в честь св. благоверного князя Димитрия Донского в деревне Новая Слобода Гребневского сельского поселения. Инициаторами этой постройки стали казаки Гребневского казачьего поста во главе со своим атаманом, подхорунжием Алексеем Леонидовичем Какурниковым. Вот уже пятый год этот казачий центр занимается военно-патриотическим воспитанием детей и молодежи. Часовня построена на Барских прудах, недалеко от известной в Подмосковье Гребневской усадьбы, короткое время ее владельцем был один из руководителей Первого и Второго народного ополчения князь Дмитрий Трубецкой, принявший самое активное участие в победе над польскими интервентами в 1611-1612 гг. В военных походах казаков сопровождала Гребневская икона Божией Матери, которую после победы казаки подарили храму. Современное состояние [ править править код ] Нынешние казаки поставили перед собой задачу - восстановить уникальный культурный и исторический заповедник Гребнево, начав с постройки на берегу Барских прудов Казачьего хутора. И первым объектом этой застройки стала часовня в честь св. блг. кн. Димитрия Донского. В дальнейших планах расчистка оврага и организация лодочной станции, установка казачьей крепости. «Мы надеемся, – сказал атаман Алексей Какурников, – это станет началом возрождения Гребневского имения, которым владел кн. Дмитрий Трубецкой, и казачья история этого края начнет свою новую жизнь». В настоящее время приписана к Гребневскому храму в Гребнево . Богослужения в часовне совершаются регулярно. Деятельность прихода [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: Россия, Московская обл., городской округ Щёлково, дер. Новая Слобода Телефон : +7 (496) 566-90-45 Сайт: Паломнику [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Богослужения в часовне совершаются регулярно. Часовня открыта для посещения во время совершения богослужений. Как добраться [ править править код ] Проезд из Москвы: Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Часовня_благов...

107-109 ДИМИТРИЙ БАСАРБОВСКИЙ Басарбовский (Бассарабовский, Болгарский), прп., (пам. 27 окт. в Румынской Православной Церкви и Болгарской Православной Церкви; 26 окт. в РПЦ) ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (ок. 1415 -1440), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий 110-112 112-113 113-114 114-116 ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский 116-132 ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ (1582- 1591), св. царевич (пам. 15 мая, 3 июня, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) 132-146 ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии 146-147 147-148 148-149 ДИМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ Грозные Очи (1298, Тверь - 1326), кн. тверской (с кон. 1318), вел. кн. Владимирский (1322-1325) 149-152 152-153 154-155 155-195 ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) 195-197 197-198 198-199 ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКА В ФЕССАЛОНИКЕ построена на месте рим. терм, где, по преданию, был заключен и замучен вмч. Димитрий Солунский 199-204 204-205 205-206 206-207 207-218 ДИМИЦАНА г. на п-ове Пелопоннес в номе Аркадия (Греция), центр Гортинской и Мегалопольской митрополии Элладской Православной Церкви 218-219 ДИМОФИЛ († 387), еп. Берои Фракийской (40-60-е гг. IV в.), еп. К-польский (370 - 26 нояб. 380), арианин 219-220 220-221 221-222 ДИНЕКОВ Петр (1910 - 1992), болг. литературовед, фольклорист, лит. критик, действительный член Болгарской АН (1966) 222-223 ДИНОГЕЦИЯ древнее поселение и крепость в составе укрепленной границы (лимеса) Римской империи на нижнем Дунае 223-224 ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ (кон. II - 1-я треть III в.), греч. писатель, автор соч. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» в 10 книгах

http://pravenc.ru/vol/xv.html

А. С. Каминский), на стенах к-рой находились написанные на металле иконы с рассказом о событии (восстановлена в 1998). Св. вел. кн. Димитрий Донской. Мозаика. Мастер Е. Н. Ключарёв. 1994 г. (ц. во имя вмч. Георгия на Поклонной горе в Москве) Св. вел. кн. Димитрий Донской. Мозаика. Мастер Е. Н. Ключарёв. 1994 г. (ц. во имя вмч. Георгия на Поклонной горе в Москве) Сложился особый иконографический извод «Явление образа свт. Николая Чудотворца блгв. вел. кн. Димитрию Донскому на Угреше», к-рый представлен в поздней иконописи (палехская икона посл. трети XIX в., ЦАК МДА - см: Древнерус. иконопись/Автор-сост.: Г. С. Клокова. М., 1991. 70), в декоративно-прикладном искусстве - вероятно, паломнические реликвии, изготовленные по заказу Угрешского мон-ря (эмалевый образок 2-й пол. XIX в., Данилов муж. мон-рь в Москве, опубл.: Первый на Москве: Моск. Данилов мон-рь. М., 2000. С. 234). В 1-м случае Д. И. изображен с нимбом, в военных доспехах и княжеской шубе, в коленопреклоненном молении перед образом свт. Николая на дереве, на фоне гористого пейзажа с воинскими шатрами; на нижнем поле подпись: «Како явися икона святителя Николы Чюдотворца великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому на месте, называемом Угреша, в лето в походе на Мамая». В др. варианте - на эмалевом образке, небольшой иконе кон. XIX в. (ГИМ, опубл.: Москва православная: [Май]. С. 371), центральной створке резного складня 2-й пол. XIX в. сергиевопосадского мастера (СПГИАХМЗ) - Д. И. с воинами представлен в рост, без доспехов и нимба. Неск. литографий с сюжетами из Жития Д. И. было воспроизведено в литографиях П. Иванова и др., напечатанных по рисункам Б. А. Чорикова в 1838 г.: «Сын вел. кн. Ивана II Димитрий приветствует свт. Алексия, возвратившегося из Орды», «Вел. кн. Дмитрий Иоаннович под благословением прп. Сергия принимает иноков Пересвета и Ослябю в сподвижники», «Вел. кн. Дмитрий Донской ранен в битве с Мамаем», «Вел. кн. Дмитрий Донской утверждает новый порядок наследования» (Живописный Карамзин, или Рус.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Лик святых Б. Русской Церкви, к-рый включает ок. 50 князей (княгинь) и царей (цариц), прославленных к общецерковному или местному почитанию, возглавляют св. равноапостольные вел. кн. Владимир († 1015, пам. 15 июля) и вел. кнг. Ольга († 969, пам. 11 июля). Равноапостольство святых Владимира и Ольги во многом было определено их единодержавным княжением. В житии Владимира выводится образ Б. князя как покровителя Церкви, просветителя Русской земли, храмоздателя, смиренного, милостивого к нищим правителя. Образ рус. Б. княгинь наследовал существенные черты св. Ольги: целомудрие, супружескую верность, мудрость, милосердие. Св. блгв. кн. Михаил Черниговский. Икона. XVIII в. Св. блгв. кн. Михаил Черниговский. Икона. XVIII в. К лику рус. святых Б. правителей, многие из к-рых почитаются и в др. ликах, относятся: Всеволод († 1138, пам. 11 февр.), кн. новгородский и псковский; кн. Петр (в иночестве Давид) и кнг. Феврония (в иночестве Евфросиния) муромские († 1228, пам. 25 июня); Александр Ярославич Невский (в иночестве Алексий; † 1263, пам. 23 нояб.), вел. кн. владимирский; кн. Довмонт († 1299, пам. 20 мая) и кнг. Мария (в иночестве Марфа; † 1300, пам. в Соборе псковских святых) псковские; кнг. Анна Кашинская (в иночестве Евфросиния; † 1368, пам. 2 окт.); вел. кн. Димитрий Иоаннович Донской († 1389, пам. 19 мая) и прп. Евдокия (в иночестве Евфросиния; † 1407, пам. 7 июля), вел. кнг. московская, и др. Иноземные нашествия на Русь стали причиной мученичества за Христа, освятили ратный подвиг и смерть от врагов веры в плену. Среди Б. князей, претерпевших мученическую кончину: мч. Михаил Всеволодович († 1245, пам. 20 сент.), кн. черниговский; мч. Роман Ольгович († 1270, пам. 19 июля), кн. рязанский, и др. К мученикам были сопричислены Б. княгини и их дети, к-рые при взятии рус. городов монголо-татар. завоевателями не сдавались на милость победителей: желая избегнуть надругательств и осквернения, княгини с детьми запирались в храмах, где погибали от пожара, удушья и обвала стен. Особой группой Б.

http://pravenc.ru/text/149259.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ Даниил Борисович (2-я пол. 50-х - 60-е гг. XIV в.- между 1424 и нач. 1428), вел. кн. Нижегородский и Суздальский ДАРИЯ (Колтовская Анна Алексеевна; ок. 1554-1556 - 1626), 4-я супруга царя Иоанна IV Васильевича, с нач. сент. 1572 г. монахиня, местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре ДЕПАРТАМЕНТ ДУХОВНЫХ ДЕЛ ИНОСТРАННЫХ ИСПОВЕДАНИЙ Мин-ва внутренних дел, центральное гос. учреждение для надзора и контроля за неправосл. христ. конфессиями и др. религиями в Российской империи (1832-1917 гг.) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (ок. 1415 -1440), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) ДИССИДЕНТЫ в европ. странах - юридический термин, обозначающий категорию населения, не принадлежащую к господствующей религии; в СССР - представители оппозиционного общественного правозащитного движения в 60-80-х гг. ДОВМОНТ (Тимофей; † 1299), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ДОПОЛНЕНИЯ К «АКТАМ ИСТОРИЧЕСКИМ» издания, публиковавшие документы по истории России, Литовского великого княжества, Русской Церкви, католич. и униат. Церквей на рус., укр. и белорус. землях и в Прибалтике в XIII - сер. XVIII в.

http://pravenc.ru/rubrics/123030_6.html

Согласно Житию Пахомия Логофета, К. преставился в 1427 г. в возрасте 90 лет, т. е. он род. ок. 1337 г., был крещен с именем Косма. Родители святого скончались, возможно, во время морового поветрия, оставив сына на попечение своему родственнику Тимофею Вельяминову († после 1389), к-рый был окольничим Московского вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского . В Синодике Кириллова Белозерского мон-ря перечислен род К.: «Преподобнаго отца нашего игумена Кирила поминание. Михаила. Калинника. Тарасия. Симеона. Александра. Петра. Иова. Петра. Иванна. Исаака. Гавриила. Марию. Пантелеймона. Улиянию. Ирину. Матрону. Иванна. Евдокею. Евдокею. Евдокею. Улиянию. Марию. Марию. Матрону. Мартиниана. Симеона. Николу» ( Шаблова. 2012. С. 140). В генеалогии боярского рода Вельяминовых Косма не значится, возможно, он приходился родственником Ирине, жене Тимофея ( Кузьмин. 2006. С. 239). После совершеннолетия Косма стал казначеем Тимофея Вельяминова: в этом качестве он упомянут в меновной грамоте Димитрия Донского с чернецом Саввой (по мнению Л. И. Ивиной, Савва был иноком Симонова Старого московского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря ( Ивина Л. И. 1979. С. 42. Примеч. 38; АСЭИ. Т. 2. 340. С. 338-339)), составленной между 1378 и 1383 гг. ( Кучкин. 2009. С. 296-299), или между 23 мая 1381 и 23 авг. 1382 г. (по мнению С. З. Чернова, симоновский чернец Савва участвовал в сделке как частное лицо, см.: Чернов С. З. Домен московских князей в городских станах, 1271-1505 гг.//Культура средневек. Москвы: Ист. ландшафты: В 3 т. М., 2005. Т. 2. С. 76-80), или в 1380-1382 гг. ( Кузьмин. 2006. C. 241). Благодаря многолетней службе в доме Вельяминова Косма хорошо знал членов великокняжеской семьи (Вельяминовых связывали родственные узы с великокняжеским домом: племянник Тимофея Микула был женат на Марии Дмитриевне, родной сестре вел. кнг. Евдокии Димитриевны , жены вел. кн. Димитрия Донского). Неслучайно, когда К. основал обитель в Белозерье, семья вел. князя оказала ему поддержку: вел. кнг. Евдокия дала «в дом Святей Богородици игумену Кирилу село Сандыровское, и с лесы, и с пожнями, да пустоши поженки Ворсинские» (ААЭ. Т. 1. 377. С. 474). Сыновья Димитрия Донского вел. кн. Василий I Димитриевич , можайский кн. Андрей Дмитриевич, звенигородский кн. Георгий (Юрий) Димитриевич , дмитровский кн. Петр Дмитриевич предоставляли обители «доволные милостыни» и находились в переписке с К.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010