(с 1848 по 1852-й г.) 1853-го года 23-го февраля Илим. Да рукописи Арабские (тут числа нет). Затем ниже отмечено: «2160 книг», но каких не сказано. После этого ниже еще: «2150 книг да здесь со мной » (числа не означено). На нижней части оборота 90-го листа и на второй доске переплета находится оглавление; собственно на переплете начало оглавления, а на листе его конец. Это оглавление написано карандашом рукой преосвящ. Порфирия. " Письма к царским особам и к состоящим при них лицам« 1861 – 1878 гг., – в одном томе (Ab/4)из 243 листов почти все листового формата. Содержание его следующее: α) 6 писем и 8 телеграмм к великим княгиням Марии Николаевне и Елене Павловне и 4 двум фрейлинам великих княгинь: Львовой и Куракиной. Первое письмо, от 18-го апреля 1861 г., к великой княгине Марии Николаевне, из Константинополя, весьма интересно; в нем говорится между прочим довольно обстоятельно о школах христианской живописи. Далее следуют письма к о. Порфирию: графа А.П. Толстого, великой княгини Елены Павловны, 5 телеграмм: 4 от великой княгини Елены Павловны и 1 от фрейлины Эйлер, и письмо фрейлины княжны Юлии Куракиной. За письмами следуют: исповедь на французском языке, написанная о. Порфирием для велик. княг. Елены Павловны (на 5½ листах), речь сестрам милосердия Крестовоздвиженской общины, учрежденной вел. кн. Еленой Павловной, и 20 молитв для сестер Крестовоздвиженской общины. Перед началом изображен крест, на котором начертано: » Мо ε слово кр εстовоздвиж εнк αм и и χ слово Богу». Молитвы распределены на три отдела: I. Молитвы, читаемые ежедневно (5), II. Молитвы во время служения недужным (7), и III. Молитвы во дни брани (8). 2-я молитва I-ro отдела положена за основательницу общины. Молитвы составлены в духе существующих. β) 63 «письма (1855–1880 гг.) к фрейлине Ее Императорского Высочества великой княгини Елены Павловны, Елисавете Павловне Эйлер (девице православного вероисповедания), на русском и французском языках; между этими письмами есть довольно интересные, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

30 октября в областной детской библиотеке при поддержке Департамента Смоленской области по культуре и отдела катехизации Смоленской епархии состоялись Четвертые областные детско-юношеские Елизаветинские чтения. 30 октября в областной детской библиотеке при поддержке Департамента Смоленской области по культуре и отдела катехизации Смоленской епархии состоялись Четвертые областные детско-юношеские Елизаветинские чтения. В них приняли участие читатели детских библиотек Смоленска и Десногорска, Глинковского, Демидовского, Сафоновского, Смоленского, Рославльского районов Смоленской области. К открытию чтений была оформлена традиционная книжно-иллюстративная выставка «Белый ангел России», а также выставка детского художественного творчества. С приветственным словом к собравшимся обратился настоятель Свято-Успенского кафедрального собора митрофорный протоиерей отец Михаил Горовой. Выступления участников чтений были посвящены жизни и деятельности Великой княгини Елизаветы Фёдоровны и созданной ею Марфо-Мариинской обители, а также другим святым, посвятившим свою жизнь делам милосердия. Помимо докладов были представлены и театрализованные постановки. Учащиеся Васильевской сельской школы Сафоновского района инсценировали притчу «Бескорыстие и жадность», а детский театр Смоленского педагогического колледжа, под руководством заслуженной артистки РФ Л.С. Лисюковой, выступил с литературно-музыкальной композицией по рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» (режиссёр постановки В.Г. Дуплий). Очень актуальным было выступление учащихся Глинковской средней школы. Свой доклад о традициях милосердия в России они закончили рассказом о благотворительной деятельности своей школы и обратились к присутствующим с просьбой поддержать их в сборе средств для Коноваловой Нади, нуждающейся в дорогостоящей операции. Участники чтений единодушно поддержали этот призыв. Всем, желающим оказать помощь Коноваловой Наде, ученице 7 класса Глинковской школы, сообщаем: НОМЕР ЛИЦЕВОГО СЧЕТА: 42307. 810. 1. 5923. 1800236

http://pravmir.ru/v-smolenskoj-oblasti-p...

Однородное по содержанию и в тот же день отправлено было «письмецо» и на имя обер-прокурора Св. Синода графа А. П. Толстого 442 . 15 июля 1861 года арх. Порфирий, сказав: «Прощай благодатный Афон. Более не увижу тебя, но все лучшее твое уношу с собою» 443 , через Солунь, Воло, Смирну и Константинополь направился в Одессу, куда и прибыл 13 августа, остановившись в гостинице, но не в архиерейском доме, «где не на чем спать, где капли воды не подадут служки и где много других неудобств» 444 . До Петербурга арх. Порфирий добрался 22 октября и нашел себе приют 28 числа «в просторной и теплой квартире лаврского эконома» 445 . Здесь из письма обер-прокурора Св. Синода, не заставшего его в Константинополе, он не без удовольствия узнал, что «Святейший Синод ценит вполне его заслуги и предполагает устроить самым достойным образом его служение в России после долгих и многоплодных ученых его путешествий» 446 . Впрочем, на деле арх. Порфирий скоро же убедился, что «в Питере мягко стелют, но жестко спать» 447 , и что ему целых три года еще пришлось томительно ожидать перемены в своей судьбе к лучшему, и, в конце концов, устройством ее он был обязан не обер-прокурору Св. Синода Толстому, «много обещавшему и ничего не сделавшему» для него 448 , и даже ни его преемнику А. П. Ахматову, а своим личным достоинствам – языковедению и землячеству с киевским митрополитом Арсением. Услугами арх. Порфирия в Петербурге в течение с лишним трех лет, с конца 1861 г. по начало 1865 года, пользовались и Св. Синод, и особы царствующего дома, и высокопоставленные лица, когда требовались научные справки или компетентные специальные суждения по вопросам археологии, палеографии и т. п. Так, в 1862 году он представил свое заключение о «Руководстве к церковному живописанию» 449 , сверив его с подлинником иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота и сделав в нем немало исправлений, в виду отступлений, которые допустил Дидрон, обнародовавший это руководство. Это поручение выполнено по желанию великой княгини Марии Николаевны, председательницы Академии художеств 450 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

«Я просил, кого надобно, исходатайствовать мне Всемилостивейшее дозволение ввезти в Одессу мою библиотеку, которую наша первая миссия в Иерусалиме пользовалась в течение шести лет, ввезти мимо тамошнего цензурного комитета. А мне ответили, что министр народного просвещения не находит возможности допустить выдачу книг и даже рукописей моих без цензурного досмотра. Да кто же я? Герцен? Штраус? Вольтер? Индейский пария? Помилуйте – я человек Божий и народный, я верный сын православной Церкви и верный подданный Государя, помогавший помянутой миссии собственной библиотекой». «Я прошу, кого надобно, выслать мне мое законное жалованье и пенсию, но и того не могу дождаться, как будто кому-то хочется, чтобы я застонал вслух всего православного мира на Востоке. Но что будет, когда стон мой изменится там в рыкание льва?» «Я напоминаю, кому надобно, что свыше повелено дать мне должность, и что я не знаю, где преклонить главу свою, тогда как все черви в России имеют свои норки. А мне отвечают похвалами моим дарованиям и познаниям, как будто из них я могу сшить палатку для кочевания у ворот Лавры или Синода, и вдобавок говорят, что судьба моя требует особых соображений. Вот до чего я дожил после 30-летней усердной и верной службы Церкви! – до того, что о мне начинают думать! Посмотрим, что придумают» 423 . Лица, любившие арх. Порфирия и искренно к нему расположенные, как напр. Б. П. Мансуров, княгиня Витгенштейн, советовали ему «быть осторожным и снисходительным к требованиям», но арх. Порфирий в ответ от 30 октября 1859 г. восклицал: «Ах! и вы против меня, не зная, что я даром отдаю всего себя и все свое тому, о котором сказано мною, будто он желает поставить светильник мой в Севастополе 424 . Не умею быть более снисходительным к требованиям... и отталкивающим меня от священнослужения в России говорю: «поставьте меня в келии моей и не ходите ко мне, пока у меня гостит сам Бог» 425 . «Лопнуло терпение мое, – заметил в своем дневнике арх. Порфирий под 12 числом января 1860 года, – я решился «на авось» ехать в Константинополь, а оттуда в Иерусалим «за своими пожитками и книгами». Но на пароходе, уже в виду Руссика, от капитана он получил 196 полуимпериалов, которые он так давно ожидал. «Итак, – воскликнул арх. Порфирий, – я богат. Есть, с чем ехать во Святой Град» 426 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Однако эти переговоры доказывают, что есть возможность для вас учредить пароходные сообщения с Афоном. Только не требуйте дани от монастырей и поставьте им на вид выгоды таких сообщений, а отказа вам не будет. Но где устроить пароходную агенцию? По моему мнению всего лучше, удобнее и выгоднее, как для монастырей, так и для нашего пароходного общества, устроить ее на соседнем с Афоном острове Мульяни (Емилиани), находящемся в глуби залива близ городка Иериссо. Ибо 1) у этого острова есть надежная якорная стоянка в глубокой пристани, защищенной природой от всех ветров; 2) этот остров весьма близок к Афонскому материку; следовательно, удобно перевозить туда поклонников и грузы; 3) из селений, близких к Иериссо и Мульяни, наши пароходы могут получать грузы и принимать пассажиров; 4) поклонники, монахи и жители окрестных селений (Гомато, Метангичи, Никиты, Сики, Урмилии, Низворо, Новосело, Ляригово, Решетники) будут знать одно постоянное место приема их на пароходы, между тем как прежде нельзя было рассчитать, где пристанет пароход, принужденный останавливаться то у северной, то у южной стороны Афона, в избежание опасности от сильных ветров, тянущих его к скалистым берегам; 5) наша агенция на острове Мульяни не будет стеснять монахов, и они, указывая на нее, будут отклонять все прочие пароходные общества от помещения агенций на самом Афоне; 6) если мы заблаговременно займем Мульянийскую пристань, то этим обществам невозможно будет соперничать с нами в этом уголке Эгейского моря. Но да будет вам известно, что Мульяни принадлежит Ватопедскому монастырю. У него можно купить там место под агенцию, гостиницу и складочные клети. Однако приезжайте сюда сами и осмотрите указанный мною остров и пристань его. Я прибыл сюда 29 июня. Здесь мне хорошо. Занятий много. Всесильный дает мне силы. P. S. Я видел здесь превосходные работы Севастьянова и удивился, что при нем нет живописцев, кроме одного француза, который раскрашивает фотографические снимки с рукописей. 204 В докладе Государю об учреждении нашей второй миссии в Иерусалиме сказано, что преосвященный начальник ее научит тамошних греков богослужению. Я читал этот доклад в кабинете князя Горчакова. Знатные особы, пред коими похвалялся Мелитопольский в доме Алопеуса, были княгини Воронцова и Гагарина. Они рассказывали мне это сами, не одобряя преосвященного хвастовства. Прим. арх. Порф.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Иоанно-Богосл.-Череменецкий, С. – Пет. г., II, 838. Иоанно-Златоуст.-Медведев-Псковский, I, 293. Иоанно-Предт.-Астраханский, II, 842. Иоанно-Предт.-Введ.-Междугорск., Тоболь. г., I, 224. Иоанно-Предт.-Казанск., II, 843. Иоанно-Предт.-Ростк.-Новг., II, 1135. Иоанно-Предт.-Псковский, II, 841. Иоанно-Предт.-Свияжский, II, 844. Иоанно-Предт.-Суджанская, II, 839. Иоанно-Предт.-Торопецкий, I, 222. Иоанно-Предт.-Тульский, I, 223. Иоанно-Предт.-Устюжский, II, 840. Ионы Климецкого, Олон. г., I, 249. Иорданский-Киевский, II, 982. Иосифов-Волоцкой или Волоколамс., Моск. г., II, 845. К Казан.-Богород., Казан. г., I, 55. Казан.-Богор.-Жадов., Симб. г., I, 240. Казан.-Богород.-Костромск., II, 847. Казан.-Богород.-Ломовский, Пенз. г., II, 651. Казан.-Богород.-Мокшанский, I, 56. Казан.-Богород.-Нижнеломов., II, 652. Казан.-Богород.-Сызранский, II, 650. Казан.-Воронинская, Тамб. г., II, 737. Казан.-Иоанно-Предтеч., II, 843. Казан.-Калужский, II, 854. Казан.-Касимовский, II, 851. Казан.-Климентовский, Олон. г., II, 846. Казан.-Коротоякский, II, 849. Казан.-Лысковский, Нижег. г., II, 855. Казан.-Николаевский, II, 968. Казан.-Рыльский, II, 1098. Казан.-Рябинина, Волог. г., II, 848. Казан.-Рязанский, I, 238. Казан.-Спасо-Преображенск., II, 1167. Казан.-Тамбовский, II, 852. Казан.-Успенский, II, 1299. Казан.-Федоров.-Троиц., I, 555. Казан.-Шатрищегорский, Калуж. г., II, 856. Казан.-Юхнов, II, 857. Казан.-Ядринский, II, 850. Казан.-Ярославский, II, 853. Казацкий-Николаев.-Змиевс., II, 1000. Калужский-Казан.-Богород., II, 854. Калязинский-Троиц.-Макар., II, 1271. Каменец-Подольский-Троиц., I, 513. Каменного-Городища-Елабужский, II, 1267. Каменные Ограды-Псковский, II, 983. Каменская-Никодимова-Троиц., Черниг. г., I, 304. Каменский-Успен., Черн. г., I, 243. Кандалашский, Арх. г., II, 858. Капитоновская-Княгинина, Волог. г., II, 859. Капшин-Знамен., Твер. г., I, 203. Карачевская-Тиханова-Воскр., Орл. г., II, 1219. Карачевский-Введен., II, 700. Карачунский – Богород. – Сретен., Ворон. г., II, 655.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Поприще деятельности богатырей – Киев и Цареград (былины об идолище и о семи богатырях), когда ему угрожает опасность. Но пока жив старый казак Илья Муромец, нечего бояться и Цареграду. Раз повстречался Илья с могучим Иванищем и спрашивает его: «Да все ли у вас во Цариграде по старому?» Тот отвечает: «Ужь ты свет-государь, Илья Муромец! Да у нас во Цариграде не по старому, не по старому, не по прежнему, овладело де поганое Издолище, да в церквах образа все исприколоты, и золотая де казна запечатана, да и царь Константин Боголюбович да и со своей княгинею во стольниках!» Илья идет в Константинополь: «да ударил поганого Издолища, да отшиб у поганого голову» и потом обращается к царю: «Уж ты царь Константин Боголюбович! Живи-ко ты во Цариграде по старому, да моли-ко Бога за Илью за Муромца, он на славу приходил в славный Царь-от град!» Отметим любопытную черту в былинах но отношению к Цареграду. Они рисуют те отношения Руси к Византин, которые установились после просвещения Руси христианством, когда положен был предел завоевательным походам на юго-восток. Литературные произведения, дающие материал к характеристике движения, вызванного падением Цареграда, весьма разнообразны по своему содержанию и направлению. Прежде всего обращают на себя внимание известия русской летописи (главнейше Никоновской и Воскресенской). Автор обширного сказания о взятии Цареграда есть очень важный летописец, если даже поставить его рядом с греческими н латинскими источниками, касающимися завоевания Константинополя. Теперь уже можно утвердительно говорить, что это сказание не есть перевод с какого-либо греческого описания, а есть оригинальный русский рассказ. Он составлен очевидцем, который сам переживал страшный период осады Константинополя, всей душой сочувствовал единоверным грекам и глубоко скорбел по случаю успехов Магомета II. В наших глазах особенно возвышает автора то, что он оказывается хорошо знакомым с европейской политикой. Так, он понимал всю неискренность западноевропейских держав, которые до последнего момента давали грекам обещание, а на самом деле не предприняли ничего серьезного для освобождения Константинополя от осады.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

–  Неудачей. Я встретил препятствие с нашей стороны. В позапрошлом году наш иерусалимский епископ Кирилл дал мне слово отправить со мной в Египет своего драгомана, православного христианина, но, когда я потребовал его к себе, затруднился исполнить свое слово. К тому же коптский патриарх Кирилл скончался на моих руках. – А на Синае вы были? – В этот раз не был. –  Граф Толстой говорил мне, что вы сообщили ему свое мнение о синайской рукописи, которую привез сюда Тишендорф. –  Да, я писал ему, что Новый Завет , содержащийся в этой рукописи, переписан быль с издания еретика Аполлинария, лаодикийского епископа, и что неприлично государю императору, как покровителю, защитнику и стражу православия, неприлично дарить христианским церквам печатные снимки с этого Завета. Всего бы лучше раздать его только ученым и в библиотеки. Эти слова мои, по-видимому, встревожили ее высочество, и она пожелала иметь точное понятие о синайской рукописи. Я рассказал ей все, что написал о ней Толстому. 12 Посему не повторяю здесь содержания моего письма к нему и отмечаю только значительный вопрос великой княгини. – Так эта рукопись опасна для нас? –  Да, есть опасность! Посему я прошу вас поговорить об этом с государем. Она обещалась поговорить с ним и переменила разговор, спросив меня: где еще я был. Я сказал ей, что в 1859 году обозрены были мной Метеорские монастыри в Фессалии. –  Я никогда не слыхала о таких монастырях, проговорила она с живостью. –  Они совершенно неизвестны у нас. Я первый из русских видел и описал их. – Что же там замечательно? – Замечательно их местоположение. – Сказав это, я дал ей понятие о живописной местности Метеор, о постройке монастырей на вершинах тамошних базальтовых столпов и в боках их и о том, как богомольцев поднимают туда и спускают оттуда в сетях. Слушая живой рассказ мой о том ужасе, какой испытывает человек во время такого полета, она закрывала лице свое ручками. Под конец я попросил у ней позволения представить ей несколько видов Метеорских обителей. Она сказала мне: привезите их ко мне в следующую неделю. Но я неосторожно возразил ей: не прикажете ли мне прислать их к Вам? – Пришлите, ответила она сухо и начала расспрашивать меня о метеорских рукописях и о тамошних иконах и стенной живописи. Я удовлетворил ее любопытство.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Лит.: Σθας. Νεοελληνικ φιλολογα. Αθναι, 1868. Σ. 501-505; idem. ΜΒ. 1872. Τ. 3. Σ. 31-69 (1-я паг.); Πασχλης Δ. Καισριος Δαπντες (1714-1784)//Θεολογα. Αθναι, 1935. Τ. 13. Σ. 224-250; Σφυρερας Β. Β. Δαπντες//ΘΗΕ. 1964. Τ. 4. Σ. 964-965; Camariano N. Constantin Dapontès et les principautès roumaines//RESEE. 1970. Vol. 8. P. 481-494; Κεχαγιγλου Γ. Ανκδοτα στοιχεα γι τν Καισριο Δαπντε π τ χειργραφο Βυτνας ριθμ. 1//Ερανιστς. Αθναι, 1986. Τ. 18. Σ. 35-56; idem. Η στοριογραφα ς χημα συνειρμικς συναφγησης κα γκιβωτιστικς παρκβασης: Τ λογοτεχνικ παρδειγμα τς σμμετρα διασκευαστικς Ββλου Βασιλειν το Καισαρου Δαπντε//Realia byzantina. B., 2009. S. 47-56; Чернышева Т. Н. Греч. литература XVIII в.//ИВЛ. М., 1988. Т. 5. С. 348; Καδς Σ. Χειργραφο μ ατγραφες σημεισιες το Καισαρου Δαπντε//Αφιρωμα στν Εμμ. Κριαρ: Πρακτικ Επιστημονικο Συμποσου. Θεσσαλονκη, 1988. Σ. 181-235; Πολβιος Μ. Δ. Η ζητεα το Καισαρου Δαπντε γι τν νοικοδμηση το καθολικο τς Μονς Ξηροποτμου//Κληρονομα. Θεσσαλονκη, 1992. Τ. 24. Σ. 183-203; Kitromilides P. M. «Balkan Mentality»: History, Legend, Imagination//Septième Congrès Intern. d " Études du Sud-Est Européen: Thessalonique, 29 août - 4 sept. 1994. Athènes, 1994. Vol. 1: Rapports. P. 441-467; Νιρβνας Π. Ο Σκοπελτες: Κωνσταντνος Δαπντες μετονομασθες Καισριος. Σκπελος, 1994; Μαρινσκου Θ. Ο Καισριος Δαπντες κα τ Ρουμανικ Πριγκηπτα//Αρχεον Πεπαρηθιακν Μελετν. Αθνα, 1997. Τ. 1. Σ. 101-109; Медведев И. П. Переписка греч. иерархов с рус. правительством и патриархией в кон. XVII в.: (по данным рукописи Кесария Дапонте)//РиХВ. М., 2004. Вып. 2/3. С. 493-517; он же. Поэма Кесария Дапонте (XVIII в.) «Княгиня Ольга, или История Крещения Россов»//ВЦИ. 2010. 3/4(19/20). С. 5-16; Σουλογιννης Ε. Καισριος Δαπντες (1714-1784): Η ζω, μρφωση κα ο γνωριμες του//Θησαυρσματα. Βενετα, 2004. Τ. 34. Σ. 447-457; Порфирий (Успенский), еп. История Афона. М., 2007. Т. 1. С. 961-967; Παζη-Αποστολοπολου Μ. Ελληνες λγιοι το 18ου ανα: Αφανες, σημοι κα δισημοι σ διασταυρουμνες τροχες. Αθνα, 2007. Σ. 87-133; Μ[ερακλς] Μ. Γ., Α[θνη] Σ., Π[αραδεση] Ε. Δαπντες Κωνσταντνος/Καισριος//Λεξικ νεοελληνικς λογοτεχνας. Αθνα, 20082. Σ. 458-459; Πατπιος Καυσοκαλυβτης, μον. Η Μον Εαγγελιστρας Σκοπλου κα νκδοτος περ ατν κδικας το μοναχο Καισαρου Δαπντε//Αλεξανδρινς Αμητς: Αφιρωμα στ μνμη το Ι. Μ. Χατζηφτη. Αθνα, 2009. Τ. 2. Σ. 455-476; Πασχαλδης Σ. Α. Η ατγραφη νεομαρτυρολογικ συλλογ το μοναχο Καισαρου Δαπντε (1713-1784). Θεσσαλονκη, 2012.

http://pravenc.ru/text/1684265.html

Если говорить о духовном смысле войны 1877–1878 гг., то она, безусловно, является бесценным достоянием русской истории, ее вкладом в мировую сокровищницу христианских подвигов. Страдания единоплеменных и единоверных балканских народов всегда вызывали боль и сострадание в сердцах великодушного русского народа. И во время борьбы балканских христиан за свое освобождение от османского ига это проявилось особенно ярко. Российская общественность была взбудоражена событиями на Балканах, и представители практически всех сословий обращались к государю-императору Александру II с просьбой повлиять на Турцию, заставить ее дать свободу и независимость балканским народам. Такая стойкая позиция российского общества повлияла в конечном итоге на решение государя начать неподготовленную компанию против Турции. И можно с уверенностью констатировать, что приложить все усилия к диалогу с Турцией и другими державами русского императора заставила твердо выраженная народная воля и требование российской общественности непременно решить балканскую проблему вплоть до военного вмешательства. Следует, однако, признать, что Россия в то время к войне была не готова, поэтому государь пытался добиться от Турции уступок с помощью дипломатического давления. В памяти еще оставались свежи события Крымской войны. Не хотелось снова отражать натиск армий почти всей Европы. Этой же линии держались многие министры . Последовавшее после безуспешных переговоров решение о военных действиях, принятое государем-императором, было на тот момент выстраданным, очень смелым, решительным и крайне ответственным, прежде всего за судьбу самой России. Но таким образом Император, опираясь на свой народ, показал всему миру глубинный смысл российской государственности, показал, что только в таком единении монарха и народа в России всегда совершались богоугодные государству и народу дела. Так получилось и с той освободительной войной. Тогда влекомые единым порывом русские люди откликнулись на призыв о помощи единоверных славянских братьев. Несколько тысяч русских добровольцев отправились на Балканы и вступили в ряды сербского войска. Добровольцем ушел на войну писатель Вс.М. Гаршин. В Дунайской армии находились знаменитые художники: В.Д. Поленов, К.Е. Маковский, П.П. Соколов, В.Г. Малышев, В.В. Верещагин; писатели: Н.В. Успенский, Вас.И. Немирович-Данченко, В.А. Сологуб, военный инженер, будущий композитор Ц. А. Кюи. Выдающийся хирург, основатель скоропомощной хирургии Н.В. Склифосовский руководил лазаретами в Черногории. Известный врач-терапевт, основатель школы русских клинистов С.П. Боткин возглавил санитарный отряд в Сербии. В войсках работали основоположник военно-полевой хирургии Н.И. Пирогов, русская общественная деятельница, ставшая в ряды сестер милосердия, княгиня С.А. Шаховская и многие другие.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/20/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010