«Богословца от словес» Из изборника великого князя Святослава Ярославича (1073 г.) Изборник великого князя Святослава Ярославича (1073 г.), имеет в своем составе статью «Богословца от словес». Она считается первым отечественным библиографическим памятником вообще, а также первым ставшим известным на Руси списком канонических книг Библии , неканонических книг и апокрифов. Дабы не прельститься ложными книгами, ибо много встречается безумных искажений, прими этот мой отобранный список: Исторических 1 книг первой еврейской мудрости двенадцать. Первое – Бытие 2 , далее Исход и Левит, далее Числа, потом Второзаконие, далее Иисус [Навин] и [Книга] Судей. Восьмая – Руфь, девятая и десятая – Книги Царств 3 , [потом] Паралипоменон, в конце же имеем Ездру. Стихотворных [книг] пять, из которых первая Иов, потом Давид 4 , и далее три [книги] Соломона: Экклезиаст 5 , Песни [Песней] и Притчи. И потом [книги] духа пророческого, [первая объединяет] двенадцать пророков: Осия, Амос, третья же – Михей, потом Иоиль, затем Иона и Авдий, Наум и Аввакум, Софония и Аггей, затем Захария и Малахия. [Вторая – ] Исайя, [далее] названный 6 измлада Иеремия, Иезекииль и Даниил, который благодать. Итак, вначале я указал двадцать две книги, которые соответствуют 7 еврейским буквам. Теперь же считай [книги] Новых таинств. Матфей описал чудеса Христа, Марк же [писал для] Италии, Лука же ахейцам, а для всех [писал] Иоанн, великий проповедник и житель неба. Потом Деяния мудрых апостолов, 14 посланий Павла, 7 общих [посланий], из которых одно Иакова, два Петра, три Иоанна, седьмое же [послание] Иуды. Вот, уже имеешь все, поэтому все кроме них не в числе [истинных книг].   Исидора [Пелусиота список] из 60 [истинных] книг, и сколько вне их [числа]. 1 . Бытие 8 , Исход, Левит, Числа, 5. Второзаконие, 6. Иисус [Навин], 7. Судьи и Руфь, 8. Царств Первая, 9. Царств 2, Царств 3, Царств 4, 12. Паралипоменон, 13. Иов, 14. Псалтирь, 15. Притч, 16. Экклезиаст 9 , 17. Песнь песней, 18. Ездра, 19. Осия, 20. Амос, 21. Михей, 22. Иоиль, 23. Иона, 24. Авдий, 25. Наум, 26. Аввакум, 27. Софония, 28. Аггей, 29. Захария, 30. Малахия, 31. Исайя, 32. Иеремия, 33. Иезекииль, 34. Даниил, 35. Евангелие от Матфея, 36. Евангелие от Марка, 37. Евангелие от Луки, 38. Евангелие от Иоанна, 39. Деяния апостольские, 40. Послание Иакова, 41. Послание Петра первое, 42. Петра второе, 43. Послание Иоанна, 44. Иоанна второе, 45. Его же третье, 46. Послание Иуды, 47. Послание Павла, 48. К Римлянам, его же к Коринфянам первое, 49. Его же послание второе, 50. Его же послание к Галатам 51. Его же к Ефесянам, 52. Его же к Филиппийцам, 53. Его же к Колоссянам, 54. Его же к Солунянам первое, 55 Его же такое же второе, 56. Его же к Тимофею первое, 57. Его же к тому же второе, 56. Его же к Титу, 59. Его же к Филимону, 60. Его же к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/bogosl...

Консистория предписала о сем настоятелю Вениамину 28-го числа того ж месяца. Но настоятель за два дня пред сим, т. е. 26-го числа, взошел к преосвященному с представлением, в котором, дозволив себе подтверждать неправду (называя Добрякова уже монахом Иерофеем, находящимся в его монастыре 12 лет), просил, в воздаяние оказываемых им по монастырю трудов и примерное поведение и в поощрение к тому на будущее время, рукоположить во иеродиакона. Означенный Иерофей, неизвестно когда постриженный в монашество, произведен во иеродиакона 28-го августа (в день предписания консистории о пострижении в монашество), а через день, т. е. 30-го числа того ж месяца произведен в иеромонаха и доныне находится в Крыпецком же монастыре казначеем. Таким образом Добряков, в противность правил церкви и законам Государя, произведен без должного искуса на 21 году от роду в монашество, в один и тот же месяц приобрел высшие иноческие достоинства не по летам и заслугам своим, и этим обязан могуществу временщиков, в числе коих был и Знаменский. б) На отношение вашего сиятельства от 5-го ноября 1841 года составлен отзыв от 9-го апреля 1842 года, коим ваше сиятельство неправильно заспокоены в том, что священник Михайловского погоста Василий Смирнов за доказанные чрезвычайные притеснения крестьян супруги сенатора, тайного советника Новосильцова, достойно наказан, тогда как священник сей, по заверению многочисленных свидетелей, на коих он сам ссылался, и по выражению утвержденного преосвященным протокола консистории, имея характер немиролюбивый, неприступный, грубый, вспыльчивый, горячий, строптивый, склонный к ссорам, неуступчивый, придирчивый и вздорный, при постоянном обращении в пьянстве, за те чрезвычайные свои поступки, после извещения вашею сиятельства, пробыл в кафедральном соборе на испытании в причетниках только два месяца (если не меньше, ибо в деле нет определения срока, а ход дела и время заставляют сомневаться, не меньше-ли пробыл на испытании) и, по рекомендации только одного Знаменского, разрешен в священнослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

42 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 5. 43 Григорий Богослов, слово 28. Григорий Нисский, О душе и воскресении. 44 Григорий Богослов, слово 41. 25 45 Григорий Богослов, слово 30. 46 Василий Великий, Против Евномия, книга 5-ая. 47 Григорий Богослов, слово 3, 22, 40. 48 Дионисий Ареоп., Об именах Божиих, 5. 49 Григорий Богослов, слово 40. 50 Григорий Богослов, слово 29,38, 41, 45, Migne, s, gr» t. XXXVI, coll. 77, 320 etc. Перевод ч. III (1889), стр. 44, 197. 51 Григорий Богослов, слово 38, 45, Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии, 4. Migne, s. gr., t. III, col. 177. Перевод (1839), стр. 18. 52 Григорий Богослов, слово 38, 45. 53 Немезий, О природе человека 1. Migne, s. gr.. t. XI, col. 521. Перевод Ф. Владимирского (Почаев 1904), стр. 31. 54 Григорий Богослов, слово 28. 55 Григорий Богослов, слово 28. Migne, XXXVI, 72. Перев., 40. Кирилл Александр., Сокровище, 31. Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 3, Migne III, 165—168. Перевод, 15—17. 56 Григорий Богослов, слово 28. Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 9. 57 Григорий Богослов, слово 38. Василий Великий, О Святом Духе, 16. Migne, XXXII, coll. 136—137. Перевод Моск. Дух. Акад., ч. III (Москва, 1891), 235. 58 Некоторые отцы церкви, напр. Мефодий Патарский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, учили, что дьявол и его соучастники ниспали из числа тех ангелов, которым вверен был низший мир. 59 Григорий Богослов, слово 2. 60 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 4. 61 Немезий, О природе человека, 1. 62 Василий Великий, Беседа на Шестоднев 1-ая Migne, s. gr., t. XXIX, coll. 21, 25, 28, Перевод Моск. Дух. Акад., ч, 1 (Москва, 1891), стр. 15, 18—20. 63 Василий Великий, Беседа на Шестоднев 3-ья. Migne. 57. Перевод, 39—40. 34. 64 Василий Великий, Беседа на Шестоднев 1 и 3. 35. 65 Василий Великий, Беседа на Шестоднев 2-ая. 66 Там же. 67 Василий В» Беседа 6-ая. 68 Василий Великий, Беседа на Шестоденев 6-ая. 38 69 Василий Великий, Беседа на Шестоднев 6-ая. Немезий, О природе человека, 36—37. 70 Василий В., Беседа на Шестоднев 6-ая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

11-го числа преосвященный Савва получил письмо от издателя Переписки митрополита Филарета с С. Д. Нечаевым Коллежского асессора Димитрия Степановича Нечаева следующего содержания: «Я и брат мой приносим Вам усерднейшую благодарность за полученную от Вас книгу: «Письма митрополита Филарета», столь изящно изданную Вами. Всякая мысль сего святителя, им самим высказанная или написанная, вполне достойна быть навсегда незабвенною». 28-го числа преосвященный Савва получил письмо из Москвы от Димитрия Струкова 515 , который, от 21-го числа, писал: «Благодарю Вас за любезный привет и лошадку для поездки в Желтиков, где я осмотрел монастырь и, к удивлению, увидал 3-ий экземпляр омофора совершенно подобного тому, который хранится в Московской Патриаршей ризнице, известный, по преданию, как принадлежавший Святому Николаю Чудотворцу. 2-й экземпляр я видел в Мариуполе в соборе, вывезенный из Крыма. Если и нет документальных данных на Московский омофор, то еще труднее не признать за ним почтенной древности, точно так и омофоры Мариупольский и Желтикова монастыря носят характер почтенной старины, и оба не русской работы, так мне думается, почему обращаю Ваше внимание: нельзя ли для Желтиковского омофора дать место повиднее и укрепить бумагою, чтобы он не передавался в музей, а хранился в монастыре, как редкая древность. Видел в монастыре 6 икон старинных: желательно бы видеть их реставрированными опытною и умелой рукой; а также при обзоре библиотеки встретил несколько книг редких; к сожалению, не имеется хорошей описи, почему не признаете ли полезным поручить составить опись книг; в монастыре, как оказывается, таких сил нет, но я встретил в монастыре диакона из села Никольского близ монастыря: он – человек молодой и, кажется, готов заняться этим трудом, если последует от Вас распоряжение или разрешение». 9-го сентября преосвященный Савва получил от прокурора Московской Синодальной Конторы А.А. Ш.-Шихматова следующее предложение: «В настоящее время в синодальной ризнице оказывается весьма незначительное количество экземпляров составленного Вашим Высокопреосвященством «Указателя сей ризницы». В виду этого позволяю себе почтительнейше просить Ваше Высокопреосвященство, не изволите ли Вы признать возможным пожертвовать в означенную ризницу некоторое количество экземпляров Указателя как на русском, так и на французском языке. При сем долгом почитаю объяснить, что на приобретение книги этой средств у ризницы не имеется, книга же эта обыкновенно подносится бесплатно почетным посетителям ризницы, число которых во время предстоящей коронации, как следует ожидать, будет весьма значительно».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Глава 9    Кажется же, что книга сия написана по возвращении из Вавилона, потому что упоминает о пленении и показывает причину оного; сказано: «весь Израиль сочтен есть; и се, суть писаны в книзе дний царей Израилевых и Иудиных, и преселены в Вавилон за вероломство их, имже беззаконноваша. И иже обиташа первее во одержаниих своих, и во градех их Израилевых, священницы, и левиты и нафинеи» (1 Пар. 9:1—2). А сие показывает, что книга писана позднее плена. Ибо пишущий историю говорит не о том, что было после него, но о том, что прежде него или при нем совершилось. Предсказывать же будущее свойственно пророкам. Писатель сказал, что с иудеями пленены были и до них владевшие сею землею. Ибо многие хананеи, хеттеи и иевусеи с ними вместе жили и разделили сие бедствие. С израильтянами также отведены были в плен и священники и левиты. Нафинеями же, думаю, названы так именуемые церковнослужители. Ибо многие посвящали себя на услугу священникам и левитам. И происходившим из других колен надлежало носить воду, рубить дрова и исправлять все иные подобные работы. Если же прехвальный Иисус и гаваонитянам, иноплеменникам, повелел быть водоносцами в скинии и дровосечцами, тем паче таковое служение прилично было израильтянам. Да и в толковании имен еврейских нашел я, что сие имя означает дар Иао, т. е. Сущего Бога. Писатель упоминает еще о жителях Иерусалима и говорит, что они были от сынов «Иудиных, Вениаминих, Ефремлих и Манассииных» (1 Пар. 9:3); припоминает священников и левитов, живших в сем городе (1 Пар. 9:11—16). Кореанами же называет потомков Кореевых и говорит, что из них были и придверники Божия храма, а учреждение сие сделано Самуилом и Давидом. Ибо сказано: «сих исчисли и постави Давид и Самуил провидец в вере их. И сии и сынове их при вратех дому Господня и в дому скинии стрещи ее по четырем ветром» (1 Пар. 9:22—24). Упомянул же о скинии, потому что при Самуиле и Давиде не был еще создан храм Божий и священные службы совершались в скинии. Писатель объясняет также чреды, потому что не каждый день сменялись они, но по истечении седьмеричного числа дней. Он присовокупил следующее: «братия же их, живущие в загородных домах своих, приходили в седьмой день входить с ними по седьми днех от времене даже до времене» (1 Пар. 9:25). А утвари богослужебные вверены были другим левитам. Сказано: «от тех же бяху над сосуды служения, по числу бо вношаху и по числу изношаху я. От тех же поставлени над сосуды и над всеми сосуды святыми, и над мукою пшеничною и вином и елеем, и фимиамом и ароматы» (1 Пар. 9:28—29). Впрочем, фимиам приготовляли священники. Сказано: «из иереев беша мироварцы мира из аромат» (1 Пар. 9:30).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2889...

348. Минея, месяц март , в четвертку, 220 лл., полууставом XVII в., в кожаном переплете. На полях листов 1–9 приписка скорописыо: «Книга глаголемая Минея месяц март Воздвиженская обещание чернаво попа Боголепа». Службы русским святым: 1) 11 марта – Евфимию Новгородскому (192–197 об.), 2) 30 марта – Ионе митрополиту (197 об.–207); 3) 7 января – Павлу Обнорскому (207 об.–213). 349. Минея, месяцы: март и апрель , в лист, неполная, 218 лл., полууставом XV в., с одною доскою переплета. Порваны с ущербом для текста листы 18 и 19. Рукопись начинается службою 2 марта, оканчивается службою 30 апреля. Судя по особенностям языка, эта рукопись – неипосредственный список с южно-славянского оригинала. 350. Минея, месяцы: март и апрель , в лист, неполная, 202 л., полууставом начала XVII в., без переплета. Рукопись начинается концом службы на 25-е марта и оканчивается неполною службою 30 апреля. Под 26-м апреля служба Стефану Пермскому (167– 182 об.). 351. Отрывки из миней за месяцы: март и май , в четвертку, 59 лл., полууставом XVII в., в поврежденном дощатом переплете, разбиты. Порваны с ущербом для текста листы: 46, 47–59. Состав: 1) службы на 1 и 9 числа марта месяца, второй службы только начало (1–16) и службы: русским святым: 2) мая 23 – Леонтию Ростовскому (16–28), 3) мая 24 – Никите столпнику Переяславскому (28–33 об.); 4) мая 28 – Игнатию Ростовскому (44–50); 5) мая 25 – Иоанну Предтече (34–44); 6) богородичны восьми гласов, поемыа на и ныне, егда есть слава святому в минеи», не все (50 об.–53); 7) догматики восьми гласов (53–56 об.); 8) богородичны и крестобогородичны на «слава и ныне по тропаре противу гласу» (56 об.–59). 352. Минея, месяц апрель , в лист, 149 лл., полууставом XVI в., с заставкою, в кожаном переплете. Ha 1 и 150 листах отрывочные извлечения скорописью из неизвестных статей. На л. 149 об. приписка скорописью: «Лета 7069 (1561) месяца октября 31 день куплены 12 Миней месечных да два Охтая да Треодь Посная, а даны вместе с Охтаи 15 рублев». 353. Минея, месяц апрель , в четвертку, неполная, 230 лл., полууставом второй половины XVI в., в кожаном переплете; 86 и 87 листы прожжены с ущербом для текста. На полях внизу листов 1–4 приписка скорописью: «Сия книга от церкви Николая чудотворца что в селе Туронтаеве». Службы русским святым: 1) апреля 17-го – Зосиме Соловецкому (96–111); 2) сентября 27-го – Савватию Соловецкому (112–119 об.); 120-й и следующие листы должяы непосредственно следовать за л. 111 об., на котором начало службы 18-го апреля; 3) апреля 26 – Стефану Пермскому (183 об.–199 об.). В конце краткое житие святителя Стефана, без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В церкви, в обыкновенные праздники, бывает до 150-ти человек, в большие праздники от 200 до 300, в Пасху до 400. Крестные ходы, кроме обычных, совершаются 29 или 30 июня. Кладбище одно – при церкви. Попечительство учреждено в 1872 году. С 1879 по 1883 года собрано было 5909 руб. 90 коп.; они пошли на постройку нового храма. 35. Церковь Петра и Павла в Ветвенике Село Ветвеник находится в 8 верстах от Гдова и в 222 верстах от Петербурга, на берегу Чудского озера. О прежних церквах в точности неизвестно, так как документы сгорели в 1848 г. По свидетельству крестьянина Петра Козьмина, ныне умершего, здесь была церковь с 1680 или с 1690 г. и была так ветха, что служить в ней было опасно. Это показание несколько подтверждается росписью церквей Псковской епархии, за 1734 г., где указана церковь в Ветвенике. По словам того же крестьянина, здешняя деревянная церковь, во имя Петра и Павла, была за ветхостью, разобрана, при священнике Иоанне Димитриеве, во 2-й год его служения. На место ее, в 1792 г. сооружена новая деревянная, в тоже имя. Лес на церковь пожертвовала помещица Анна Данилова, а деньги на постройку были частью церковные (129 р.), частью собранные от прихожан (2,178 р.). Эта церковь сгорела 1848 г. июня 16. Тогда же построена была деревянная церковь, на время, пока устроится каменная. Но каменная церковь, по недостатку средств, не устроена и до селе. Иконы в церковь писал художник Иван Фортунатов. Деревянная церковь обновлена была в 1860 г. и освящена 28 июня. На переделку ее употреблено 77 р. 15 к. с. кошельковой суммы и 309 руб. 68½ к. с., собранных священником Василием Пелушским и церковным старостою. Церковь строил здешний крестьянин Степан Исидоров. Из жертвователей на церковь, в последнее время, можно указать на жену отставного унтер-офицера Феодора Михайлова, Меланию Никитину, устроившую церковную утварь на 1,000 р. В храме замечательны: 1) Антиминс освященный в 1792 году, митр. Гавриилом; 2) Книга Маргарит изданная в 1698 г., декабря 7 дня, со следующею надписью: Сия книга, глаголемая Маргарит, Новгородского уезда, Шелонской пятины, Зарусской половины, Богоявленского монастыря, Никандровой пустыни игумена Германа, келейная. И оный игумен Герман преставился в вечный покой в 1755 году сентября 6 числа, и погребен в оной пустыни того же сентября 9 числа в паперти (?), а оную книгу Маргарит отказал по себе, в поминовение брату своему господину полковнику Ивану Степановичу Хвостову; а подписал оную книгу племянник его, Василий Федоров; 3) рукописный Акафист Петру и Павлу со следующею подписью: «Писан в 1808 г. в июле месяце, в церковь св. Апостол Петра и Павла, в погост Ветвеник, с Киево-печерского молитвенника, печатанного в Киевской Лавре в 1677 году, при державе православного Великого Государя и царя Феодора Алексеевича, во второе лето царствования его». В конце Акафиста, предлагается „лекарство от грехов»:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1033 Татищев В.Н. История Российская. Т. 3. Отец Андрея женился в 1107 г., а Ан­дрей был второй сын его и по смерти брата Ростислава оставался старшим (Суздал. л. под 1107, 1148, 1115 г.), следовательно, родился он в 1111 г. 1034 «Книга степенная» (Ч. 1) верно показывает положение дела: «окаяннии Куч- ковичи, надеющеся же к себе милости самодержца, неудобная содеваху». 1035 В 1-й Новгород. л. «в л. 6682 (1174) убиша к. Андрея на кануне святых Петра и Павла в ночь» (Собр. л. 3, 16). Лавр. сп.: «убиен же бысть в субботу на ночь и освете заутра мертв в неделю, на память 12 Апостол». Следовательно, убит ночью с 29 числа на 30. Год здесь, в повести, не показан. Киев. л.: «в л. 6683 (1175) убит быша вел. князь Андрей Суздальский, – м. июня в 28 д., канун св. апостолов, день бе тогда суббота». Следует затем повесть, где повторяются слова, показанные в Лавр. сп. (II, 111. 114). Воскр. л.: «того же л. (6683­1175) убиен бысть князь Андрей Боголюбский». Далее: «бысть же в субботу на ночь, на память св. ап. Петра и Павла» явились в дворец князя. Блаженный конец прият месяца июня в 29 день на память св. ап. Петра и Павла» (VII, 89. 90). То же в Соф. л., но только здесь еще яснее сказано: «идущим им в субботу на ночь, а того дни был праздник» (Собр. л. 5, 164. 165). То же в Никон. л. IX, 249. 250. В 6682 г. июня 29 день было в субботу, а 28 в пятницу. А в 6683 г. суббота была июня. Итак, если утро, следовавшее за смертью, было 30 июня, то это было в 1174 г. и князь убит ночью с 29 на 30 число того года. 1036 «И свърже (Анбал) къвер и корзно и обви (Козма) его» (Андрея). Итак корз- но – одежда, которою можно было обвивать тело, иначе – княжеский плащ или ман­тия. Кн. Владимир «покры и (кн. Игоря, с которого сорвали одежду) корвном» (Собр. л. 1, 1138), по Воскр. л. «одеждою своею» (Собр. л. 7, 41), по Никон. л. «ризою» (2, 101). 1037 Киев. л. Арсений: «отомкнете божницю, да отпою над ним; вложим и любо си в буди, любо си в гроб, – Клирошане – внесоша в божницу и вложиша и в гроб камен, отпевше над ним погребальное со игуменом Арсением». Последняя мысль, что тело, уже отпетое, положено в каменный гроб, яснее выражено в Воскр. и Никон. л. (Собр. л. 2, 115. 7, 90. 9, 250). Итак, что это за каменный гроб и что за буда? «Будовать» – строить и преимущественно деревянную постройку, тогда как о каменной постройке на юге говорят: «муровать, смуровано». На севере будою называется поныне лодка, выдолбленная из одного дерева. Итак буда – выдолбленный из дуба гроб, колода. Камень гроб, по течению мыслей, – могила, выложенная камнями, – Летопись и при другом случае в том же смысле употребляет слово – гроб. «Когда же несяху (отпетое тело князя) ко гробу», – к могиле: «дивно знамение бысть» (Собр. л. 7, 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

469. Plotini opera omniae, graeco in latinum translata a Marsilio Ficino. Florentiae., MCCCCLXXXXII. (Также изд. 1540 и 1559 и послед, до Кирх-гоффа.) Теперь доступно в изд. Didot — Plotini Enneades. Parisiis, 1896. 470. Les Enneades de Plotin, trad, par N. Bouillet. Paris. I t. 1857. II t 1859. Ill t 1861. 471. Die Enneaden des Plotin, iibers ν Herm Friedr Muller Berl. I Bd 1878. II Bd 1880. 472. Перевод VI 6 должен появиться еще раз на французском языке, но это, вероятно, будет не скоро. Мне известны только три первые тома, содержащие три первые Эннеады — Plotin. Les Enneades, trad, par Ε. Brehier Paris, I — III. 1924—1925. Нет еще этого перевода и в изд. Plotinus, trans), by G. Mackenna. London. I. 1926. II. 1921 III. 1924. 473. Select Works of Plotinus, transl by Th. Taylor. A new edit, by G R. S. Mead. London, 1912. 474. Die Enneaden des Plotinus, iibers. ν J. G. V. Engelhardt. Erlangen, 1823. 2 Abtheil. 475. Plotin. Enneaden in Auswahl, iibers. u. eingel. ν О Kiefer. I — II. Jena u LpzM 1905. 476. «Избранные трактаты Плотина», под ред. Г В. Малеванского. «Вера и разум» Отд. филос. Харьков, 1898; том II, ч 1, стр 320—326, 344—374, 450—466; ч. 2, стр 28—42, 63—84, 175—198, 282—298. 1899; τ II, ч. 1, стр. 51—78, 147—164, 353—370, 389—414. 477. Там же, стр. 353, прим. «Шестая книга трактует о числах. Мы оставляем пока без перевода эту специальную и в иных местах неудобопонятную метафизику числа и чисел». 478. Я бы указал тут на VI 7, 16, где говорится о том, что ум имеет своей причиной Благо, не будучи в состоянии удержать его целиком, так как Благо — то, что обще всем умным сущностям, являясь причиной и бытия и мысли; VI 7, 20 — о том, что в Благе лежит причина и основание всех благ, и мы стремимся не к уму обязательно, но всегда именно к Благу. 479. Как более яркие в этом смысле места можно было бы привести: VI 7, 34 о том, что единение души с Благом — окончательное, не имеющее различий и что некогда ей и нельзя обращать внимание на иное, ибо это любовь и блаженство безудержного слияния; VI 7, 35 о том, что восхищение души к Благу приводит к полному забвению ума, когда все это — выше ума и мысли, и здесь ум не мыслящий, но любящий; VI 7, 36 о том, что в этом блаженном созерцании душа оказывается и созерцаемым и созерцающим, единым светом, освещающим и освещаемым; VI 9, 7.

http://predanie.ru/book/72544-dialektika...

И им говорится: “если послушаете Меня”, но по иной причине: не потому, что они могут не послушать, а для того, чтобы они всегда заботились о своем спасении и были уверены в своем успехе. Ибо никто не может быть уверен в том, что он из числа предопределенных, по словам Апостола: да не сам неключим буду (1 Кор 9:27). Следовательно, этот закон для них не производитель гнева, но упражнение в вере, занимаясь коим, они непрестанно искали бы благодати Божией, чтобы совершенствовалось то, что Бог в них предвидел и чтобы им суждено было вступить в жизнь по свободной воле. Иначе невозможно, чтобы не послушал тот, послушание которого Бог предвидел и клятвенно обещал. К какой же собственно части относится закон, хотя он и дан одному телу, это объясняет Господь в Евангелии, говоря Апостолам: аще сия весте, блажени есте, аще творите я. Не о всех вас глаголю: Аз бо вем ихже избрах (Ин 13:17–18). С великою краткостью показывает, что тело одно, и в то же время разделяет его. Ибо если бы сказал: не о всех вас глаголю, или: не о всех глаголю, то не показал бы, что тело одно. Но он сказал: не о всех глаголю, чем показывает, что, хотя и не о всех сказал, но все-таки о тех. Это то же, что сказать: не обо всем тебе говорю, ибо два тела 48 соединены как бы в одно и одно тело зараз восхваляется и порицается. Так, например, в Исходе, когда некоторые, вопреки запрещению, выходили в субботу собирать манну, Бог говорит Моисею: Доколе не хощете послушати закона Моего (Исх 16:28), между тем как Моисей всегда был послушен. Что скажем об этом законе, который кажется явно противным обетованию? У Исаии написано: аще бы еси послушал Мене 49 (Израиль) было бы яко песок семя (число) твое (Ис 48:18–19). Здесь Израиль порицается за то, что он по своей вине не сделался как песок морской. Кроме того, подразумевается, что если он никогда не будет послушен, то всегда будет мал. Где же твердость обетований? Но этот вопрос возникает лишь оттого, что мы прежде хотим понять, чем поверить, и веру подчиняем рассудку.

http://pravmir.ru/kniga-o-semi-pravilah/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010