Всю эту многосложность обязанностей Господь обозначил словами: уподобися человеку домовиту, иже износит от сокровища своею новая и ветхая. Что же такое новая и ветхая? Новое есть то, чему он научился о царствии небесном от Иисуса Христа; ветхое – древнее учение, которое преподано книжнику от закона и пророков. Господь, Сам стоя на пределе двух домостроительств, одно начиная, другое оканчивая, имея пред Собою учеников Ветхого Завета, которых первых намеревался сделать участниками Нового, в дополнение к учению, наследованному ими от Моисея и от пророков предложил им и еще имел предложить много нового: новые заповеди, новые истины. Обновляя ветхого человека и облекая в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины ( Еф. 4, 22–24 ), Господь требует и от своего книжника, чтобы он износил от сокровищницы своей новая и ветхая. И прежде всего новая: потому что благодатное, истинное прежде всего и для всех необходимо. Истина Христова учения, вера в искупление, законы жизни по духу Христову, надежды блаженной вечности-все это предметы цервой необходимости для всех и каждого. Но требуется и ветхое или древнее: потому что в этом ветхозаветном ключ к разумению нового, оно пролагало путь к новому: предрекало, предизображало благодать евангельскую. Требуется новое- жизнь по вере: преданность в волю Божию, любовь безграничная, самоотвержение и распинанию плоти со страстьми и похотьми, а для этого нужно и ветхое-строгое подчинение заповедям закона Божия. Ибо путь закона древнего не есть что-либо произвольное, случайное: это неизбежный путь для человека естественного, приходящего к Богу; благодать облегчает нам шествие по этому пути: но наша жизнь не иначе может претвориться, как долговременным и постоянным трудом в подчинении закону. Ни новое без ветхого, ни ветхое без нового. Новое без ветхого будет говорить: вся милеть суть ( 1Кор. 6, 12 ), и руководясь началами ложной свободы будет водворять владычество плоти на место святыни духа. Ветхое без нового – это письма, убивающее дух, это праведность фарисеев, одесятствующих мяту и копра и кимина, и оставляющих вящшая закона: суд и милость и веру ( Мф. 23, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Есть люди, которые такое мнение разделяют, но есть и те, кому это кажется слишком тягомотным, они, наоборот, рассеиваются от однообразности знаменных произведений, тем более одноголосных. Опять же привычка. Мы, например, пытались в Великий пост «Покаяния отверзи ми двери» петь простым обиходным распевом - строгим, по настроению подходящим. А народ подходит после службы и спрашивает: «Где Ведель?!» . - Но разве это нельзя воспитать, привить людям определенный вкус? - Сейчас это в некоторых храмах делают, например, один день в неделю богослужение совершают знаменным распевом. - Только это, к сожалению, обычно в будни бывает... - В Москве , я знаю, есть храмы, где вообще поют по крюкам чистое одноголосие, в Санаксарском монастыре такая традиция. В этом есть своя прелесть, но такие радикальные службы не для всех. - Может, привить вкус к этой певческой культуре, приучить к ней слух саратовцев призван как раз Ваш ансамбль? Как появилась идея его создания? - Толчком послужил прошедший в 2010 году в Саратове концерт ансамбля «Ключ разумения» из Санкт-Петербургской консерватории. За то, что у них была возможность приехать и выступить в нашем городе, особая благодарность Владыке Лонгину! У них, конечно, и научная база, и исполнение великолепные. После этого одна из преподавателей кафедры народного пения предложила мне, как специалисту-теоретику по древнерусской певческой культуре, с одним из курсовых ансамблей тоже несколько песнопений разучить для зачета. И мы взялись. Очень нравилось и самим студенткам, и мне, и потом кафедре. И вот когда зачет прошел, четыре студентки согласились продолжать дальше. Это была большая удача, потому что одно дело в рамках учебного курса этим заниматься, а другое - помимо учебы еще дополнительно силы и время затрачивать. Но в том, первом составе были люди, близкие к Церкви, им это очень нравилось. - Состав ансамбля постоянный сейчас или меняется? - К первым девочкам на следующий год, когда они уже стали четверокурсницами, присоединились несколько человек с третьего курса, которые также сначала разучивали эти песнопения в учебном курсе по ансамблевому пению.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/16/strem...

Еще в молодые годы святитель Димитрий имел видение великомученицы Варвары. Святая упрекала его в том, что он молится «по римски». Святитель Димитрий в тот момент упрек этот отнес к краткости своей молитвы. Проще и естественнее понимать его в прямом его смысле, чего в ту пору Димитрий мог и не сознавать. Действительно, в те времена вся юго-западная Церковь в некоторых частностях уклонялась в сторону католических особенностей, хотя бы в учении о времени претворения Св. Даров на литургии. Сам Димитрий, под влиянием среды, придерживался католического мнения о непорочном зачатии Богородицы (тогда еще не догмата католической церкви, а только «теологумена») и читал Фому Кемпийского, употребляя католические молитвенные приемы 1 . Школа латинская, по образцу иезуитских, дала юноше Даниилу развитие умственных способностей. Образование носило энциклопедический характер. Учеников приучали к находчивости в словопрениях: главное усилие было направлено к тому, чтобы учеников сделать ораторами красноречивыми и искусными в диалектической защите. Начальником школы был знаменитый полемический богослов Иоанникий Голятовский, автор руководства для проповедей под заглавием: «Ключ разумения, альбо способ сложения казанья». Даниил не дошел до старших классов философии. В 1665 г. войско Выговского, действовавшего вместе с поляками, при взятии Киева разрушило Коллегию, и занятия в ней были прерваны до 1669 г. 9-го ноября 1668 г., когда Братское Училище еще было в развалинах, Даниил, 18 лет от роду, с согласия своих родителей, принял монашество в Кирилловом монастыре с именем Димитрия. Постригал его игумен монастыря Мелетий Дзик, знавший Димитрия еще по киевской школе, где Мелетий был ректором и замещал Голятовского во время его отлучек. С этого времени Димитрий начал писать свой «Диарий» (т. е. дневник), где отмечает бедственные события эпохи. На Польшу и Украину, раздираемые междоусобными войнами, надвигались турки. Они взяли уже Чигирин, Каменец-Подольск. Киевляне опасались за свой город и боялись, что турки могут захватить и закрыть храмы, обратив их в мечети.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Интерпретация в границах библейской традиции «Вторичные прочтения» (relectures) Взаимоотношения между Ветхим и Новым Заветом Несколько выводов Б. Интерпретация в границах церковной традиции Возникновение канона Экзегеза отцов Церкви Роль различных членов Церкви в интерпретации Библии Задачи, стоящие перед экзегетом Основные аспекты Исследование Преподавание и обучение Публикации Г. Связь с другими богословскими науками Богословие и предпонимание библейских текстов Экзегеза и догматическое богословие Экзегеза и нравственное богословие Различные точки зрения и необходимое сотрудничество Интерпретация Библии в жизни Церкви Актуализация Принципы Методы Пределы Б. Инкультурация Употребление Библии В богослужении Lectio divina, или духовное чтение В душепопечительной деятельности В экуменической деятельности Заключительные выводы Обзор документа «Интерпретация Библии в Церкви» Множество новейших методов и приемов одними людьми расценивается как богатство, а у других создает впечатление большой путаницы. Если следовать «научной» экзегезе, говорят эти последние, то возникают сомнения в вопросах, которые раньше разумом и верой принимались без труда. «Логика науки» приводит некоторых ученых к заключениям, которые противоречат учению Церкви по столь важным вопросам, как реальность непорочного зачатия Иисуса Христа, Его чудес, Его воскресения и, наконец, божественной природы. Вместо того, чтобы облегчать доступ к чистым источникам слова Божия, современная экзегеза превращает Библию в книгу за семью печатями, поскольку для ее адекватного прочтения от обыкновенного человека требуют, чтобы он овладел сложнейшими техническими приемами, и у него опускаются руки. Так, Библия искусственно превращается в резерват-заповедник исключительно для специалистов. К обрисованной ситуации приложимо слово Евангелия: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» ( Лк. 11:52 ; ср. также Мф. 23:13 ). Опасно, с другой стороны, и «духовное прочтение» Библии, свойственное основателям, руководителям и многим членам христианских сект. Отстаивая личностное, субъективное, произвольное толкование Свящ. Писания, они ссылаются на личностный опыт мнимых Божественных откровений и озарений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

К сожалению, приходится предупредить некоторых неумеренных теоретиков духовной жизни, чтобы они не пытались, с точки зрения своего скромного духовного опыта, отрицать действительность и истинность возвышенных переживаний подвижников, приближающихся к совершенству. Ведь это выглядит даже смешно, когда, абсолютизируя учение о покаянии святителя Игнатия (Брянчанинова) , а вернее профанируя его, мы беремся судить о том, что (простите за тавтологию) неизмеримо выше нашей меры не только преуспеяния, но даже понимания. Так можно дойти и до порицания преподобного Симеона Нового Богослова за его «Божественные гимны». Всем известно, что одно и то же слово может обозначать разные вещи. Под словом «покаяние» можно понимать сокрушение в своих грехах, слезы о них, сожаление о совершенных в прошлом нравственных преступлениях. И это правильное, но узкое представление о покаянии. Отнюдь не противоречит ему более широкое понятие об этом всеобъемлющем делании. Борьба со страстями, пламенная молитва об избавлении от мысленных уклонений от Евангелия Христова, плач о падении Адама через познание своего падшего естества и, наконец, страх лишиться Божественной любви – все это тоже покаяние, простирающееся даже до исхода из этой временной жизни в будущую и вечную. Кроме того, нам известно из аскетических писаний некоторых святых отцов, повествующих о своих возвышенных благодатных опытах, что переживания и ощущения людей, достигших христианского совершенства или весьма приблизившихся к нему, имеют великое разнообразие как по силе, так и по свойствам, не меньшее, а, как нам кажется, гораздо большее, чем наши земные чувственные ощущения. А иначе бы оказалось, что телесная жизнь интереснее и приятнее, чем слава будущего века, отчасти являемая уже сейчас в душе преуспевшего подвижника. И таким образом мы стали бы невольными сторонниками людей, считающих вечное блаженство однообразным, бездеятельным и хотя беспечальным, но скучным «времяпрепровождением». Православие есть полнота, а не только одно покаяние в узком смысле слова. Не будьте дети умом, – говорит святой апостол Павел, – на злое будьте дети, а на доброе будьте разумны ( 1Кор.14:20 ). Когда хорошие умные дети, отличники, уверенно говорят со взрослыми о житейских предметах, то это, конечно, весьма забавно. Но если бы кто-то вздумал к их советам прислушаться, то последствия были бы очень печальны.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Как бы то ни было, именно в этих двух источниках – Священном Писание и богослужебных текстах, причем чаще в первом, чем во втором – о. Понтий ищет ответа на все вопросы жизни.  «Научное» толкование Писания явно не удовлетворяет его, как не имеющее ключа, способного открыть актуальный смысл Откровения . Такой ключ напротив даруется участием в благодатной церковной жизни – именно так толкуется им стих Евангелия от Иоанна: «Ин.13:10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все – Постоянное присутствие Христа среди учеников и Его учение очистили их. Так и нас может очистить постоянное соединение со Христом в Таинстве Св. Причащения и чтении Слова Божия». Таким образом, верность преданию, являющаяся необходимым условием истинности толкования Откровения, основывается для него прежде всего не столько на святоотеческих текстах, сколько на святоотеческой жизни [iv] . В этом смысле, подходы о. Понтия можно сравнить с аналогичным отношением к толкованию Писания у свт. Филарета, хотя на последнего о. Понтий нигде и не ссылается. Особенностью же толкований о. Понтия является то, что, если святитель Филарет к событиям современной жизни прилагает преимущественно тексты ветхозаветные, то о. Понтий идет дальше и стремится раскрыть смысл совершающихся событий «ключом» евангельской истории [v] . В этом ценность его толкований, которые прямо могут быть названы сводом новозаветного пастырского богословия, однако с другой стороны по той же причине возникают и некоторые рискованные на первый взгляд параллели, когда, напр. обличения Христом деятелей ветхозаветной Церкви прямо прилагаются к реалиям Церкви новозаветной [vi] . При этом надо помнить, что систематически своего учения о. Понтий нигде не излагал, хотя и имел, несомненно, ряд устойчивых богословских воззрений, а поэтому все его конкретные толкования касаются, как правило, какой-то одной стороны вопроса и для своего правильного разумения должны быть дополнены другими, в которых рассматривается другие стороны той же проблемы.   

http://bogoslov.ru/article/4604758

м. стал архим. Дионисий. В нач. 1655 г. он был назначен в др. обитель, а в В. м. перевели братию (более 70 чел.) упраздненного Кутеинского оршанского мон-ря во главе с иером. Иоилем (Труцевичем) скончавшимся в дороге и похороненным по завещанию в В. м.; среди прибывших в обитель монахов был Исакий Полоцкий, брат Симеона Полоцкого . Настоятелем В. м. «по общему согласию кутеинской братии» был избран иером. Дионисий II, в февр. 1655 г. в Москве возведенный в сан игумена. 21 марта 1655 г. казначей мон-ря мон. Нифонт писал Патриарху о конфликте между новоприбывшими и прежней братией: «Наша русская грамота с кутеинскою не сойдется, с ними вместе по их пети и чести не умеют, и они наших крылосных людей, священников и дьяконов поставили под стеною и их не возлюбили, и они, заплакав, пошли из твоего государева богомолья вон: кои к Москве к тебе, государю, а иные по розным монастырям... а священника у нас нашея русския веры нету ни единаго». В апр. 1655 г. соборные старцы - прежние насельники монастыря также писали Патриарху о «гонении от игумена» на них (Акты. 57. 58). В мае мон. Нифонт оставил послушание казначея, нек-рые монахи намеревались, покинув монастырь, «по островом кельи ставить» (Там же. 59). В грамоте Патриарха архим. Дионисию 18 нояб. 1657 г. упоминаются пустынники, живущие при мон-ре в отдельных кельях. Кутеинские иноки привезли с собой печатный стан, и в 1657 г. в В. м. начала работу типография, за 8 лет существования к-рой было издано 11 книг, в т. ч. «Рай мысленный» (1658), 2 издания Часослова (1657, 1658), «Брашно духовное» (1661), Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Иверскому монастырю (1665). В В. м. начали работать «справщики», переводчики, переплетчики, появились искусные резчики по дереву, иконописцы. В февр.- марте 1669 г. в монастырской мастерской переплели для Новгородского митр. Питирима (впосл. Патриарх) принадлежавшую ему летопись; в том же году по просьбе митр. Питирима в В. м. перевели на рус. язык соч. «Ключ разумения» архим. Иоанникия (Галятовского) .

http://pravenc.ru/text/153903.html

Наконец, если еще изобретая благословнейшую причину, претыкаешься неоднократными словами святого Григория Синаита , много говорящего о прелести, случающейся в сем делании, то исправляет тебя сам этот святой, говоря: «Мы не должны бояться или сомневаться, Бога призывая. Если же некоторые и совратились, будучи повреждены умом, то знай, что они потерпели это от самочиния и высокоумия». Кто же в послушании, с вопрошением и смиренномудрием ищет Бога, никогда не потерпит вреда благодатью Христа. Ибо кто право живет и непорочно жительствует, и удаляется от самоугодия и высокоумия, тому весь бесовский полк, хотя бы и бесчисленные против него поднял искушения, не может повредить, как говорят отцы. Которые же самонадеянно и самовольно ходят, эти в прелесть впадают. Если же некоторые, претыкаясь о камень Священного Писания, принимают указания нам пути прелести поводом к возбранению умного делания, то таковые пусть знают, что они превращают «горняя долу и дольняя горе». Не на возбранение умного делания, но предостерегая нас от прелести указывают нам святые отцы причины, по которым прелесть приходит. Подобным образом и сей святой Григорий Синаит , повелевая не бояться и не сомневаться обучающемуся в молитве, приводит две причины прелести: самочиние и высокоумие. И святые отцы, желая сохранить нас невредимыми от них, повелевают исследовать Священное Писание, научаясь от него, имея брат брата добрым советником, как говорит Петр Дамаскин . Если нельзя найти искусного делом и словом старца, по примеру святых отец, знающего хорошо отеческое писание, то, пребывая наедине, в безмолвии, всеми силами должно стараться иметь духовное наставление от учений и наставлений святых отец, вопрошая о всякой вещи и добродетели. Такую меру и порядок следует сохранять и нам, читая писания, а не уклоняться от их учения и наставления, подобно тому, как некоторые, не зная опыта умного делания и считая себя имеющими дар рассуждения, тремя причинами или доводами уклоняются, лучше бы сказать, отводят себя от обучения сему священному деланию.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

– Не вижу в этом никакой проблемы. По одной простой причине: большинство из тех, кого именуют «бабушками в платочках», и в самом деле бабушки в прямом смысле этого слова, которые своих внуков привели в храм. За что честь им и хвала. Но нередко бывает так, что дети или внуки начинают ходить в воскресную школу, а за ними приходят и воцерковляются и бабушки, и дедушки. Так что все эти возрастные категории прекрасно уживаются и помогают друг другу. А свирепая «старушка в платочке», гонящая молодежь за брюки, «без платка» и прочее, погоды в храме не делает. – В последнее время много говорят о необходимости перевода богослужения с церковно-славянского на русский, богослужебной реформы. Сторонники реформ и упрощенного, более, как они говорят, доступного современному человеку богослужения считают, что сложно постичь церковно-славянский язык. Хотя, если вдуматься, здесь присутствует некий парадокс. По словам протоиерея Димитрия Смирнова, люди довольно быстро и с интересом овладевают сложнейшими иностранными языками, а изучить и понять язык наших предков (славянский), который по определению буквально «в крови» у русских, то ли не хотят, то ли не могут. Насколько, по Вашим наблюдениям, людям нецерковным тяжело встроиться в литургическую жизнь? Насколько часто жалуются на непонятность языка? – Как только человек начинает воцерковляться, проблема решается сама собой. Молитвенное правило, участие в богослужении – вот тот «ключ разумения», которым можно и должно воспользоваться любому приходящему в Церковь человеку. В Евангелии есть замечательные слова, по-русски они звучат так: «Царство Небесное силою берется» (Мф. 11: 12). Но на церковно-славянском языке смысл их глубже: «Царство Небесное нудится». Не понуждая себя, не усердствуя, в Царство Небесное не попадешь. И если человек желает, чтобы ему в Церкви спасение подавалось «на блюдечке», в виде легко усвояемой пищи, вроде йогурта какого-нибудь, то вместо «хлеба животного» он рискует получить суррогат. Церковно-славянский язык – одна из тех фундаментальных ценностей Православия, которые мы должны, конечно, хранить. Ведь это не просто язык, но это язык общения с сонмом святых, пребывающих в Царствии Божием.

http://pravoslavie.ru/4808.html

О пищи и питии: по силам своего тела и души да довольствует каждый себя, избегая пресыщения и сластолюбия; до опьянения же совершенно не подобает нам пить никакого питья. Здоровые и юные пусть утомляют тело постом, жаждою и трудом, сколь возможно, а старые и немощные пускай дают себе немного покоя. У себя, в келлиях наших, не подобает иметь сосудов и прочих вещей многоценных и украшенных. Так же и строения келейные, и прочее имущество жилищ наших – все немногоценное и неукрашенное следует приобретать, как говорит Василий Великий , такое, которое повсюду можно найти и легко купить. Женщинам входить к нам в скит не подобает; и никаких бессловесных женского пола для служения или для иной какой-либо потребности не должно иметь, ибо это нам возбранено. Также и отроков для служения не следует держать и всячески нужно охраняться от гладких женовидных лиц. Устав преподобного Нила Сорского Смысл писаний этих заключается в том, [чтобы показать,] какое делание подобает иметь иноку, истинно хотящему спастись во времена нынешние, как мысленно и телесно по Божественным Писаниям и по житию святых отцов сколь возможно надлежит [ему] подвизаться. Перечень глав 1. О различении [стадий] ведущейся с нами мысленной брани, о победах и поражениях [в ней] и о том, что надо тщательно противиться страстям. 2. О нашей брани с вышеописанным и [о том], что должно побеждать [все] это памятью Божией и хранением сердца, то есть молитвой и безмолвием ума, и о том, как это делать. Здесь же и о дарованиях. 3. О том, как и чем укрепляться при наступлении браней мысленного подвига. 4. О поддержании всего делания в [течение] жизни нашей. 5. О различии [видов] нашей борьбы и победы над восьмью главными страстными помыслами и над прочими. 6. В общем о всех помыслах. 7. О памятовании о смерти и о Страшном Суде: как поучаться в этом [делании], чтобы стяжать эти помыслы в сердцах наших. 8. О слезах: что подобает делать хотящим обрести их. 9. Об охранении [себя] после того. 10. Об отсечении [забот] и беспопечении истинном, каковое есть умерщвление для всего.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010