6–7). Вот истинное ведение о Боге, — передавать это ведение и другим и рождать себе сынов чрез научение заповедям. Это и делают уверовавшие во Христа, потому что они никому не завидуют в богопознании, и те, которые раньше уверовали, не хотят преграждать путь другим, но убеждают иметь надежду на Бога, не забывать дел Божиих и хранить заповеди Его. Это проповедуется каждый день Церковью всем — и своим и чужим; здесь Павел вещает всем без различия полов: « дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19). Не так поступали книжники и фарисеи, которые взяли ключ разумения и никому не дозволяли войти. На это указал Христос, когда возвещал им горе (Мф. 23: 13; Лк. 11:52). То же выражают и следующие слова: « дабы не были, как отцы их, родом лукавым и огорчающим, родом, который не сохранял правоты сердца и не был верен пред Богом духом своим » (ст. 8). Язычники справедливо приписывают себе отцов, происшедших из Израиля, потому что от них родился Христос. Одни из этих отцов праведны, каковы пророки и истинные священники и все соблюдавшие закон, а другие нечестивые, — те, которые носили эти звания ложно. А так как пророк намерен был сказать об отцах нечестивых и беззаконных, то, упомянув отцов, он по необходимости присовокупил, о каких именно отцах он говорит: « родом лукавым и огорчающим, родом, который не сохранял правоты сердца и не был верен пред Богом духом своим ». Все они исповедали веру одним только языком, а не всем сердцем и не чистым духом, были людьми упорными и мятежными и не стремились сердцем к Богу, который желает и принимает не то, что исходит из уст, а то, что идет от расположений душевных. Чтобы мы не подражали им, нам в напоминание и для исправления дан презренный ими закон. « Сыновья Ефрема, натягивающее лук и стреляющие, обратились назад в день брани. Не сохранили завета Божия и не захотели ходить в законе Его » (ст. 9–10). По имени сильнейшего колена пророк назвал весь народ израильский, отделившийся от народа иудейского, потому что Ефрем первенствовал среди десяти колен, бывших под властью Иеровоама.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

„Над пророками зашло солнце и потемнел день“, по выражению пророка Михея ( Мих. 3:6 ). Как в гл. XXVIII, 7 Исаия изображает последствия пьянства, так здесь он указывает на последствия духовного опьянения: безверия, гордости, самонадеянности. Благодать Божия отступает от Израиля. На всех народах, живущих вне откровения, лежит покрывало ( Ис. 25:7 ), но вот, вследствие неверия, оно легло и на пророков и прозорливцев народа обетования 1048 . Во времена, в которые пророчествовал Исаия, ум человеческий мог озаряться зарею пророчества, предшествующего Солнцу правды; но и эта заря потухала, потому что высшие духовные деятели Израиля соделались неспособными ко всякой духовной деятельности, и не только не жаждали добра и правды, но сознательно нарушали всякую правду 1049 , преследуя своею злобою того, кто напоминал им о нравственном законе. Вот почему в ст. 11–12 пророк уподобляет их не желающим разуметь, а народ не могущим разуметь. Они ослепили народ,-и он ослеп. Издавна таков был строй жизни народа, что высшие классы брали ключ разумения, сами не вошли и входящим воспрепятствовали 1050 . Запечатанная книга духовного закона, соединенная с книгою обрядового закона, могла бы быть прочитана и понята книжниками, если бы они хотели снять печати; но они не хотели снять их, так как им прежде всего надо было бы изменить всю грешную жизнь свою. Безграмотный же народ не мог сам подняться до понимания истины. Пророк Исаия в видении главы VI слышал слова Господа Саваофа о намеренной слепоте и глухоте Израиля; теперь (приблизительно через тридцать лет после видения) перед очами его совершается то, что он слышал, и он повторяет слышанное от Господа. 13 . И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; 14 . то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

 (3) Философы не причастны к тому бесчестию, которому подвергли пришедшего Господа, поэтому апостол порицает мнения иудейских мудрецов, (4) добавляя: «Но, как написано, не видел того глаз, не слышало ухо, и не входило то в сердце человеку, что приготовил Господь любящим его. Нам же Бог открыл это Духом своим, ибо Дух все проникает, и глубины Божии».  (5) Апостол считает духовными и знающими (pneumatiko/n kai gnwsmikon) yчehukob Святого Духа, поскольку ими руководит сам разум Христа. «Душевный же человек не принимает того, что от Духа Божьего, считая это безумием».   ( 26 ,1) Далее апостол, противопоставляя гностическому совершенству общую веру, иногда называя ее «основанием»  иногда «молоком», пишет об этом так: «Я не мог говорить с вами, братья, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, ссоры и разногласия, то не плотские ли вы, не по человеческому ли обычаю поступаете?»  (2) Действительно, таков путь, на который склоняются грешники. Те же, кто отвергает его, принимают божественное разумение и гностическую пищу. (3) «По данной мне благодати, — сказано, — как мудрый строитель, я заложил основание, чтобы другой на нем построил из золота, серебра и драгоценных камней».  (5) Такова гностическая постройка на основе веры в Иисуса Христа, а «солома, дерево и трава» — это постройки, воздвигнутые на ереси, «но каково произведение, каждое испытано будет огнем».   (5) В послании к Римлянам апостол еще раз указывает на гностическое знание: «Я весьма желаю видеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему».  Таким образом, недопустимо, чтобы дар подобного рода был открыто письменно изложен. V O пифагорейских символах ( 27 ,1) Таинственные пифагорейские символы также заимствованы из варварской философии. Например, самосский философ заповедует «не держать в доме ласточек», то есть советует не принимать болтунов, шептунов и несдержанных на язык людей, которые не в силах удержать им доверенное.  (2) «И ласточка, и горлица, и журавль наблюдают время, когда им прилетать», — говорит Писание  , и не следует жить под одной крышей с подобными пустословами. (3) А воркующая горлица, проявляющая неблагодарное злословие, вполне заслуживает изгнания из дома: Вашим жужжаньем скучать мне, один за другим приступая. (4) Ласточки же подобает чураться, поскольку она напоминает нам историю о Пандионе, получившем за свои гнусные преступления (справедливое) наказание. Его судьбу разделили также Терей и его двоюродная сестра. Кроме того, ласточки преследуют цикад, а цикадам покровительствуют музы.  Поэтому вполне справедливо прогонять тех, кто преследует слово. (5)  С Олимпа взирающая скипетроносная Гера хранитель верный моего языка, говорит поэт.  (6) Или же, согласно Эсхилу, И у меня ключ есть страж моего языка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

А тому, кто пребывает в беспечности и пагубном бесстрашии, – иногда даётся возможность почувствовать, что его ждёт, если так и будет плыть по течению вместе с погибающим миром. Однажды Апостол Павел писал к Коринфянам по поводу одного нераскаянного грешника: «А я, отсутствия телом, но присутствия у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа… предать сатане во измождении плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа». Мы не знаем, как именно это происходило и в чём именно заключалось, но нам известно, что грешник, о котором писал Павел, конце концов, пришёл в себя и отпрянул от показанной ему бездны. Так что, если кто-то уже сейчас делает всё, чтобы погибнуть, то христианину уже сейчас надо делать всё, чтобы спастись. И зачем тебе знать, «когда это будет? и какой признак» этого? Чтобы успеть примериться с врагом? – примирись сегодня… Чтобы исполнить не исполненный долг? – раскайся сегодня… Чтобы раскаяться в грехе? – раскайся сегодня… Чтобы бросить пагубную привычку? – брось сегодня же… Тогда с Божьей помощью невредимым пройдёшь сквозь всё, каким бы страшным оно ни было и в какой бы день ни наступило. О наибольшей Заповеди Неделя 15-я Мф. 22:35–46 2Кор. 4:6–15 Однажды некий законник спросил Иисуса, искушая Его: «Какая наибольшая заповедь в законе?» … Трудно придумать более каверзный вопрос. Кроме того, что тут – огромный простор для рассуждений и споров, но даже и самая попытка ответить – являет немалую дерзость: как может человек судить, что в Божьем законе главное, а что – второстепенное, что нужно выполнять, а что можно и оставить? Но Господь ответил так, что назвал не только действительно главное, но и одновременно дал ключ к каждой заповеди закона. Он сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». То есть дело не только в том, чтобы выполнить те или иные заповеди, сколько в том, чтобы любовь была сердцевиной всякого дела. А сами дела могут выглядеть очень противоречиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Асинкрит вздохнул: - В этом кодексе самый страшный пункт – первый. Прочти его вслух, пожалуйста. - Как скажешь. «Не желай и не делай другому то, что себе не желаешь». А по-моему, нормально. Разве это не из Библии. - Это из Толмуда, мой друг. Жил такой еврейский мудрец Гиллиль. Ему еще одну фразу приписывают: «Когда не я для себя, то кто для меня? А если уж я для себя – что же я? И если не теперь – когда же?» - Уж больно заумно. - Это из «Пиркэ Аббата» - «Поучение отцов». - Дался тебе этот Гиллиль. Насколько я помню, и Христос говорил подобное. Разве не так? - Не совсем. Переварить то, что Он проповедовал древние евреи так до конца и не смогли. Христос сначала подготавливал их: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними; ибо в этом закон и пророки». - То есть, Он выполняет то, о чем когда-то вещали мудрецы Израиля? - Да, они же ждали Мессию. И Христос вначале говорит языком их пророков, и Его понимают. Но затем разворачивается драма. Для того же Гиллиля его формула – волшебный ключ, к успеху, преуспеванию. Отмычка к любому замку. И что евреи ждали от Мессии? - Создать на земле царство Израиля. - А что говорил этот Галилеянин? О Царстве Божием, которое внутри нас есть. Разве такое можно переварить? Или, вот... Сидорин закрыл глаза и стал говорить будто читая невидимую книгу: - «А фарисеи, услышавши, что Он привел садуккеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его спросил, говоря: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Сидорин открыл глаз и добавил с горькой усмешкой: - Как сейчас принято говорить – почувствуйте разницу. С одной стороны ветхозаветное «не желай и не делай», а с другой, совершенно новое – «возлюби». - По-моему, ты придаешь всему этому слишком большое значение. - А мне кажется, что я постепенно подхожу к главной загадке своей жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Блаженны алчущие и жаждущие, ибо они насытятся. Существуют многие противоположные, не только положительные, но и отрицательные пути к Богу. Богоборчество Иакова, ропот Иова, неверие Фомы - все это подлинные пути к Богу. Пусть русские интеллигенты - " мытари и грешники " , последние из последних. " Мытари и грешники идут в царствие Божие впереди " тех фарисеев и книжников, которые " взяли ключ разумения, сами не входят и других не пускают " . " Последние будут первыми " . Иногда кажется, что самый атеизм русской интеллигенции - какой-то особенный, мистический атеизм. Тут у нее такое же, как у Бакунина, отрицание религии, переходящее в религию отрицания; такое же, как у Герцена, трагическое раздвоение ума и сердца: ум отвергает, сердце ищет Бога. Для великого наполнения нужна великая пустота. " Безбожие " русской интеллигенции не есть ли это пустота глубокого сосуда, который ждет наполнения? " Было же тут шесть каменных водоносов. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их доверха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, тогда зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе " . Надежда наша в том, что наша Кана Галилейская впереди: водоносы наши стоят еще пустые; мы пьем вино худшее, а хорошее Архитриклион сберег доселе. Достоевский, вспомнив как-то, лет через тридцать, один из своих разговоров с Белинским, восклицает с таким негодованием, как будто разговор происходил только вчера: " Этот человек ругал при мне Христа " . И делает неистовый вывод: " Белинский - самое тупое и смрадное явление русской жизни " . Тут какое-то страшное недоразумение. Страшно то, что Белинский мог ругать Христа. Но, может быть, еще страшнее то, что на основании этих ругательств Достоевский через тридцать лет мог произнести такой приговор над Белинским, не поняв, что если этот человек, как свеча сгоревший перед Кем-то, Кого так и не узнал, не сумел назвать по имени, - и не был со Христом, то Христос был с ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

«Будем любить Его (т. е. Бога), потому что Он возлюбил нас», поучает св. апостол Иоанн. В этом заключается вся сущность христианства. Любовь Божия к нам – вот главный предмет христианского вероучения; наша любовь к Богу – вот основа христианского нравоучения, корень всех добродетелей. – «Бог любы есть». Любовь является внутренним содержанием божественной жизни. Бог Отец любит Сына и предвечно рождает Его. Бог Сын любит Отца и творит волю Его. Плод Их любви – Святой Дух, Который предвечно исходит от Отца. Внешним отражением внутренней полноты божественной жизни является мир: мир и человек вызваны из небытия к бытию по действию божественной любви. Но особенно обильно излилась любовь Божия в тайне искупления, когда «Господь не пощадил Единородного Сына Своего, но за нас предал Его» на смерть крестную. – Если Бог есть любовь, если все Его действия в мире суть плод любви, то только любящий может познать Бога. «Иисус Христос средоточие нашей веры, – скажем словами великого святителя русской церкви, – по любви принес Себя в жертву за спасение людей: как же можно уразуметь тайну сея жертвы, не зная силы любви? Благодать Духа Святого приходит от любви Бога Отца и Сына и производит сыновнюю любовь к Богу Отцу и Сыну: можно ли быть причастником сея благодати без любви? Любовь по сему самому есть ключ ко всем таинствам веры.» 2 – Но любовь человека к Богу является делом необычайным, превышающим человеческое разумение. Любить можно лишь то, что видел и знаешь. Как же можно любить Бога, Которого никто не видел и видеть не может и Который бесконечно возвышается над человеком? Св. Евангелист Иоанн поучает нас, что мы должны любить Бога потому, что Он, «первее возлюбил есть нас». Он первый явил нам доказательство своей любви к нам. Любовь Бога особенно выразилась в том, что он послал в мир Единородного Сына Своего. Зная о всех делах бесконечного милосердия и неизреченной любви Бога Отца, видевши Его возлюбленного сына, мы чрез это видели и познали Отца и должны любить Его. Так, в Боге и для Бога мы должны любить все творение Божие, насколько в Нем открылась «присносущная сила Его и Божество». Мы должны прежде всего любить своих ближних, потому что в них «божество» открылось в большей степени, чем в других тварях. И нельзя поэтому любить Бога и в то же время ненавидеть брата своего. «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть.» Нельзя даже, любя Бога, не милосердовать о тварях Его. «Блажен, иже и скоты милует.» Недаром величайшие носители духа христианской любви считали исполнением долга (любви) попечение о зверях земных. Как известно, недавно прославленный русской церковью преподобный Серафим Саровский кормил медведей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

В обеих речах Господь сравнивает фарисеев с гробами, «которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.» В обеих речах Господь осуждает фарисеев за то, что они любят почести, что налагают на людей «бремена неудобоносимые,» а сами и одним перстом своим не дотрагиваются до них, за то, что они формально и пунктуально исполняют внешние требования закона о «десятине,» а «оставляют важнейшее в законе»: суд, милость и веру, то есть верность Богу и Его нравственному закону. Осуждает Господь законников и за то, что они «взяли ключ разумения,» то есть взяли как бы в свое всецелое обладание ветхозаветный закон, который должен был приводить людей ко Христу, и, овладев этим ключом, ни сами не входят в Царство Христово, ни других не допускают, превратно толкуя закон. Обвиняет Господь фарисеев и в избиении пророков Божиих, посланных «Премудростью Божъею,» то есть Им Самим, ибо Он есть Ипостасная Премудрость Божия, изображенная под таким именем в 8 гл. Кн. Притчей. В заключение Господь призывает на них кровь всех праведников, начиная от Авеля, убитого своим братом Каином, до крови Захария, сына Варахиина, убитого между жертвенником и алтарем. Этот Захария, по-видимому, тот, который был побит камнями во дворе дома Господня, по повелению царя Иоаса (2 Пар. 24:20). Некоторые же полагают, что здесь идет речь о Захарии, отце Иоанна Предтечи. Притча о безрассудном богаче (Луки 12:13-21). Некто, видя, сколь велико влияние Господа, обратился к Нему с просьбой, чтобы Господь повелел брату его разделить с ним наследство. Господь отказал ему в этом, ибо Он пришел на землю не для того, чтобы разбирать мелочные тяжбы, основанные на человеческих страстях. Притом Он проповедовал отречение от имений, а, кроме того, то или иное решение Его могло вызвать в той или другой тяжущейся стороне неудовольствие и даже столкновение и судебное следствие, чего Господь, конечно, не желал допустить. Не в том, однако, причина, что Господу чужды людские интересы вообще, а в том, что задача Господа не внешние меры водворения порядка, а перевоспитание сердца и воли людей. Это — пример для всех проповедников Евангелия и служителей Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

Ведь проблема иудеев заключалась в том, что они ожидали чувственных благ в чувственном царстве Машиаха (Мессии). Они были и остаются уверенными в том, что Мессия освободит их от их врагов и поставит их царями и священниками над всеми гоим (народами мира) и ам ха гаарец (людьми земли). Но истинный Мессия (Христос) пришел ко всем народам и племенам, населяющим нашу планету. И это был вызов их (еврейскому) религиозному и националистическому эгоизму. Они не смогли преодолеть местечковое, общинно-родовое и племенное самосознание и, таким образом, сами отреклись от миссии стать народом-светочем для всего человечества. Сказано: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» ( Лк.11:52 ). Племенной эгоизм – пережиток первобытнообщинных времен. Попав в тиски собственного эгоизма, иудеи оказались не в состоянии исполнить свое предназначение, и они утонули в гедонизме и нигилизме. Но и сами апостолы, как мы видим, в своей среде сохранили эту ограниченную племенную теорию, продолжали верить в чувственные преимущества своего биологического вида. Сыновья Зеведеевы хотели получить свои министерские портфели (должности) в грядущем. Вель намечался триумфальный акт вхождения Иисуса из Назарета в Иерусалим. И далее мы читаем: Мф.20:22 . «Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем». Христос отвечает не матери сыновей Зеведеевых, но им самим, из чего и видно, что мать пришла по их просьбе, а не наоборот. Златоуст пишет: «Как же, скажешь ты, евангелист говорит, что приступила мать? И то, и другое справедливо. Они взяли с собою и мать, чтобы придать более силы своей просьбе и преклонить чрез нее Христа. А что сказанное мною справедливо, то есть что эта просьба больше принадлежала им и что они от стыда взяли с собою мать, – это видно из того, что Христос к ним простирает Свое слово» 148 . И блаженный Иероним пишет: «Просит мать, а Господь говорит ученикам, разумея, что просьба ее была следствием желания ее сыновей » 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ведь проблема иудеев заключалась в том, что они ожидали чувственных благ в чувственном царстве Машиаха (Миссии). Они были и остаются уверенными в том, что Миссия освободит их от их врагов и поставит их царями и священниками над всеми гойм (народами мира) и ам ха гаарец (людьми земли). Но истинный Миссия (Христос) пришел ко всем народам и племенам, населяющим нашу планету. И это был вызов их (еврейскому) религиозному и националистическому эгоизму. Они не смогли преодолеть местечковое, общинно-родовое и племенное самосознание и, таким образом, сами отреклись от миссии стать народом-светочем для всего человечества. Сказано: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» ( Лк.11:52 ). Племенной эгоизм – пережиток первобытно-общинных времен. Утонув в тисках собственного эгоизма, иудеям оказалось невозможным исполнить свое предназначение, и они утонули в гедонизме и нигилизме. Но и сами апостолы, как мы видим, в своей среде сохранили эту узколобую племенную теорию, продолжали верить в чувственные преимущества своего биологического вида. Сыновья Зеведеевы хотели получить свои министерские портфели (должности) в грядущем… Ведь намечался триумфальный акт вхождения Иисуса из Назарета в Иерусалим. И далее мы читаем: Мф.20:22 . «Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем». Христос отвечает не матери сыновей Зеведеевых, но им самим, из чего и видно, что мать пришла по их просьбе, но не наоборот. Златоуст, пишет: « Как же, скажешь ты, евангелист говорит, что приступила мать? И то, и другое справедливо. Они взяли с собою и мать, чтобы придать более силы своей просьбе и преклонить чрез нее Христа. А что сказанное мною справедливо, т. е., что эта просьба больше принадлежала им, и что они от стыда взяли с собою мать, – это видно из того, что Христос к ним простирает Свое слово ». И Блаженный Иероним пишет: « Просит мать, а Господь говорит ученикам, разумея, что просьба ее была следствием желания ее сыновей ».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010