Эта лакуна требует заполнения, поскольку труды профессора могли бы стать значительным подспорьем для современных пастырей, стремящихся распространить проповедь Слова Божия на как можно большее число людей. В секулярном, перенасыщенном неправдивой и поверхностной массовой информацией мире, сквозь назойливо шумную разноголосицу человеческого сердца может достичь только властное и живое слово проповедника, растворенное благодатью Божией, исходящее от любящей души. Как приготовить такое слово, какими законами церковного красноречия руководствоваться? Обобщив и переосмыслив опыт многих поколений православных и инославных (католических и протестантских) гомилетов и проповедников, профессор В. Ф. Певницкий дает на эти вопросы самые исчерпывающие ответы. При этом, еще раз повторим, его гомилетические труды нисколько не устарели. 5 О жизни профессора мы узнаем из его «Воспоминаний», которые он писал в последние годы своей жизни и которые, как он говорил по своему смирению, предназначались « не для широкой публики, а для близких людей». Часть «Воспоминаний» была напечатана посмертно, в 1911–1912 гг., в «Трудах Киевской Духовной Академии». Довольно подробно и с большой любовью описал жизнь профессора его коллега, профессор Киевской Духовной Академии протоиерей Феодор Иванович Титов. Первое жизнеописание появилось в «Трудах Киевской Духовной Академии» в 1905 году и было посвящено 50-летию преподавательской деятельности В. Ф. Певницкого , а второе было опубликовано в 1911 году в качестве некролога. В Центральном Государственном Историческом Архиве Украины сохранился послужной формулярный список, по которому также можно проследить все основные этапы жизни профессора до 1897 года. 6 Важным источником для описания жизни и деятельности профессора являются его многочисленные публикации в академическом журнале «Труды Киевской Духовной Академии» и в других церковных изданиях. Но, как сказал о В.Ф. Певницком профессор М.Э. Поснов , «нужен целый сонм добрых свидетелей, чтобы рассказать эту длинную, в высшей степени плодотворную и добродетельную жизнь редкого человека, талантливого ученого, выдающегося профессора, блестящего оратора и доброго христианина... Вся жизнь Василия Федоровича отличалась какою-то особою простотою и естественностью. Он жил и действовал без всякого напряжения. Он жил, как бы прислушиваясь или повинуясь внутреннему голосу, и действовал так, что для всех было ясным, что он не мог поступать иначе. Он всегда был самим собою. Это в особенности показали мрачной памяти 1905–1906 годы. Сколько тогда потерпело крушение людских характеров, дотоле считавшихся сильными, благородными!...Но Василий Федорович остался верен себе. Он не склонил своего знамени. Все усилия вырвать у него знамя кончились ничем. Действительно, славная жизнь! Эта жизнь как лучезарное светило обогнула небесный свод в самый большой день. Хороша была эта жизнь на заре, удивительна и увлекательна в полдень, возбуждающая умиление, почти благоговение к вечеру». 7

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Казаков поляки боялись. Вместе с тем, в них нуждались короли и вся Речь Посполитая. В особенности нужны казаки были для войны с царем Михаилом Феодоровичем, когда ходили с королевичем Владиславом под самую Москву, а также во время войн с Турцией. Казаков в такие времена опасно было раздражать притеснением Малороссии за веру. За т. и. реестровым казачеством (организованном) и составлявшим часть королевского войска, стояла грозная сила вольного степного казачества–Запорожская Сечь–, возраставшая со времени возникновения унии. И прежде угнетенные «хлопы» толпами убегали в степь в казаки, унося туда ненависть к польскому католическому панству. После унии противогосударственное вольное казачество получило новое и весьма высокое назначение – стать под знамя веры и народности. Огромную пользу Церкви принес глубоко верующий гетман Петр Конашевич-Сагайдачный († 1622). Родом он был червонорусс из Самбора, получивший образование в острожском училище. Умный и доблестный, Сагайдачный был и человеком образованным. Он со своим войском верно служил королю и тот с ним считался. Киевское братство со своей школой нашло в нем крепкого заступника. В 1621 г. своею победою над турками под Хотином, гетман спас Польшу, разгромленную перед тем турками и крымскими татарами. Тяжело раненый Сагайдачный просил короля не давать панам притеснять православный народ. Сигизмунд III обещал ему, но, после последовавшей вскоре смерти Сагайдачного, ничего не исполнил. Перед смертью гетман записал себя и все войско запорожское в киевское Богоявленское братство. Братства в этой духовной борьбе за Православие оказали особенно важные заслуги. Несмотря на притеснения, братства продолжали умножаться. Кроме львовского и виленского, создались братства в Перемышле, Слуцке, Минске, Могилеве, Луцке и других местах. Они заводили школы и иногда типографии. В 1615 г. жена мозырского повитового маршала Гальшка (Елисавета) Г у левичева пожертвовала в Киеве место и несколько зданий для устройства нового братского монастыря со школой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Иоасаф (Лелюхин) Иоасаф (Лелюхин Виталий Михайлович), митр. Киевский и Галицкий, Экзарх Украины. Родился 28 апреля 1903 года в семье священника с. Дубасищи, Ельницкого уезда, Смоленской губернии. Закончив среднее образование в Вяземском духовном училище и Смоленской духовной семинарии в 1919–1920 гг. поступает в Смоленский государственный университет, но ввиду тяжёлого материального положения многочисленной семьи отца вынужден был оставить занятия и поступить на гражданскую службу. Его упорное стремление служить в Церкви Божией наконец осуществилось и 15 августа 1942 года был рукоположен во диакона, а 16 августа – во священника. С 1942 по 1944 гг. был настоятелем храмов в сёлах: Елизарово, Широкое и Лоц. Каменка, Днепропетровской области. В 1944 году священствовал в Благовещенской церкви г. Днепропетровска. В 1950 году – настоятель Николаевского молитвенного дома пос. Амур в Днепропетровске, затем был священником Троицкого кафедрального собора и секретарём Епархиального Управления. В 1957 году – секретарь архиепископа Днепропетровского и Запорожского. В 1958 г. пострижен в монашество с именем Иоасафа и возведён в сан архимандрита. 17 авг. 1958 года хиротонисан во епископа Сумского и Ахтырского. С 21 мая 1959 года – епископ Днепропетровский и Запорожский. С 14 авг. 1961 года – епископ Винницкий и Брацлавский. 12 января 1962 года ему было поручено временное управление Хмельницкой епархией. Весной 1962 года Преосвященный Иоасаф сопровождал Святейшего Патриарха Алексия в его поездке в Югославию, Болгарию и Румынию. Был награждён президентом Югославии ФНРЮ И. Броз Тито орденом «Югославское знамя с золотым венком». 25 февраля 1964 года возведён в сан архиепископа и награждён правом ношения креста на клобуке. 30 марта того же года – митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины и постоянный член Священного Синода. В октябре 1964 года возглавлял делегации Русской Православной Церкви на торжествах в Праге, по случаю интронизации Блаженнейшего Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея, где был также награждён церковным орденом свв. Кирилла и Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

17-й год верующие Свято-Владимирского прихода молятся в крошечном помещении напротив захваченного раскольниками кафедрального Владимирского собора.      – Первое время раскольники сюда часто захаживали, – рассказывает настоятель Владимирского прихода, что при 18-й городской больнице, протоиерей Андрей Миткалик. – Им покоя не дает наш маленький больничный храм. Ведь сюда приходят и студенты Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, и преподаватели, и врачи, и пациенты больницы. Все, кто понимает, что во Владимирском соборе нет благодати Божией, приходят к нам. Среди нашей паствы и медицинские работники, и профессора, и писатели, и пенсионеры, коренные киевляне, которые выросли под сводами Владимирского собора и уже состарились. Туда ходили их родители, деды и прадеды. А теперь эта великая святыня, величественный храм, построенный в честь 900-летия Крещения Киевской Руси исключительно на пожертвования дореволюционной паствы Российской империи, где покоятся мощи великомученицы Варвары и священномученика Макария, митрополита Киевского, уже более двух десятилетий пребывает в плену раскола. Захват Филаретом в 1992 году Владимирского кафедрального собора – величайшее преступление нашего времени! Сама история обличает раскол и задает вопросы И в самом деле, почему ряженые раскольники во главе со своим одряхлевшим 88-летним лидером, изо дня в день поносящие все «русско-имперское» (начиная с церковно-славянского языка, который никакого отношения к современному русскому не имеет, и заканчивая постоянным обливанием грязью канонической Украинской Православной Церкви), преспокойно восседают на кафедре и в алтаре Владимирского собора? Собора, в истории которого, увы, нет и намека на украинско-националистическую идею, с которой уже столько лет носятся филаретовцы, подхватившие знамя УАПЦэшной «липковщины», родившейся из кровавой пены революции 1917 года? Почему Филарет, в свое время называвший украинский язык «польско-еврейским диалектом» и призывавший появившихся из-за океана в начале 1990-х автокефалистов «давить танками», метивший в «патриархи Московские и всея Руси» в 1990 году (будучи тогда еще законным украинским экзархом РПЦ), силовым методом присвоил себе Владимирский кафедральный собор, строительство которого было утверждено в 1853 году Российским императором Николаем

http://pravoslavie.ru/88826.html

Поэтому-то Вы являетесь в наших глазах не только блестящим преподавателем своего предмета, не только высоко держали его знамя, но, что особенно было ценно для нас, Вы будили в нас мысль, Вы указывали нам, как нужно работать в области науки, как можно даже там, где все, казалось бы, раз и навсегда определено и установлено, пролагать новые пути, делать новые завоевания.... Ваша светлая, серьезная личность, ваша необыкновенная тактичность всегда вызывали с нашей стороны к вам уважение. Мы Вас ценили не только, как замечательного научного деятеля, но и как в высокой степени симпатичного человека, который умел себя поставить так, что никогда никаких столкновений, никаких недоразумений между ним и его слушателями и духовными детьми не было и даже быть не могло. …Вы были для нас светочем науки и справедливости, знаний и человечности» 130 . Николай Михайлович горячо благодарил студентов за выраженные чувства, подчеркнув, что этот адрес останется для него самым ценным и самым дорогим, как знак высшего благородства юношеской души, в которую он всегда верил. А. Н. Боголюбов писал, что «в Нежине у Боголюбовых было много друзей и знакомых среди профессорских и интеллигентских семей. В те годы Николай Михайлович обрел среди отечественных религиозных философов большую известность» 131 . Киев Киевский университет св. Владимира был основан 8 ноября 1833 года указом Николая I как Киевский Императорский университет св. Владимира, на базе закрытых после Польского восстания 1830–1831 годов Виленского университета и Кременецкого лицея. Это был второй университет на территории Малороссии после Харьковского Императорского, открытого в 1804 году (и шестой по счету университет Российской империи). Здесь имелось четыре факультета: историко-филологический, физикоматематический, юридический, медицинский. Н. М. Боголюбов одновременно исполнял обязанности профессора богословия и настоятеля университетской домовой церкви (настоятелем этой церкви он назначен 2 декабря 1913 года митрополитом Киевским и Галицким).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Bogoly...

213 В том же году было закрыто десять римских кляшторов и вместо них устроено несколько православных церквей в городах и селениях, – Письмо епископа Платона к Иннокентию в «Трудах Киевской духовной академии», 1892 год, 7, стр. 459. 214 «Чтения в Московском обществе истории и древностей», 1870 год, III, 238–242. «О греко-униатской церкви», архиепископ Антоний Зубко, 61–63. «Записки Иосифа, митрополита Литовского», II, 335–343. 215 Преосвященный Антоний, ревизовавший мужской и женский базилианские монастыри в 1836 году, тогда же подать мысль, как было сказано выше, об упразднении этих обоих монастырей. Мужской монастырь уцелел, но женский погиб, можно сказать, естественною смертью, оставив нелестную память в потомстве о последних годах своей жизни. По словам преосвященного Антония, достаточно было настоятельнице монастыря запретить слишком частые свидания (в парляториуме и в кельях) базилиан с их соседками базилианками, для того, чтобы несколько монахинь вышли в римско-католический обряд, а одна – приняла православие. Архив митрополита Иосифа. Дело 216 «Записки Иосифа, митрополита Литовского», II, 149, 256, 335–339; III, 730; «О греко-униатской церкви», архиепископ Антоний Зубко, стр. 74. Дело Литовской консистории, 1839 года, 528. Из переписки преосвященного Михаила. Извлечено П. Н. Жуковичем из Гродненского архиерейского архива. 217 Между Тринополем и Верками, в живописном сосновом лесу, над крутыми оврагами, прорезываемыми быстрым ручьем Кедроном, расположено множество каменных римско-католических часовен с незатейливыми изображениями внутри их всей истории страданий Спасителя, Некоторые часовни находятся в нескольких шагах от архиерейского дома и православной церкви. Ежегодно, около Духова дня, сюда собираются десятки тысяч паломников – не только католиков, но и православных – даже из дальних западных окраин. Здесь, в лесу, они странствуют группами, под руководством особых вожатых, от одной часовни до другой, с громогласным пением польских гимнов в память страстей Господних и потом поднимаются на высокую гору, в Кальварийский костел. Это и есть столь известная в Западном крае Кальвария. Прошло уже около полвека с того времени, как Иосифу удалось твердою рукою водрузить знамя православия почти в центре свято чтимой католиками Кальварийской земли. Но из года в год, возрастающее паломничество в латинскую Кальварию и на поклонение еще более славной святыне и также принадлежащей ныне латинянам – Островоротной иконе Божией Матери доселе служит выражением силы и значения польского католичества в Северо-Западном крае и неограниченного влияния польского хостела на массы белорусов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Статья проф. Николаевского рисует отношение к духовенству епархиальной власти в XVII в. Статья Титлинова „разборы духовного сословия при императрице Анне Иоанновне“ рисует отношение к тому же низшему духовенству правительственной власти. Под именем „разбора“ разумеется жестокий побор детей духовного сословия в солдаты, память о котором сохранилась в преданиях духовенства даже до настоящего времени, несмотря на 160-летнюю давность. При „разборе“ оставлены были только младенцы да дряхлые, но и последним „была поставлена дилемма – или Сибирь, или откупайся и записывайся в цехи и посады“. Каждый старец должен был за себя выставить рекрута. „Должно быть совесть зазрила, говорит автор, даже министров, изрекших такой приговор, потому что в конце указа было прибавлено: „однако ж до получения вперёд нашего указа, в Сибирь их не посылать“. При разборе, как описывает автор, „произвол глазомера“ гулял невозбранно: во Владимире на основании указа 19-го сентября брали годных в солдаты от 10–50 лет“. В тверской епархии было 137 вакантных мест при церквах, а на убылые места „тверская провинциальная канцелярия впредь записывала детей духовенства от 7–14 лет, или же даже от 2 лет“. Да, много пережило наше духовенство и много вынесло на своих плечах и всё-таки и до сих пор, не смотря на все невзгоды и упрёки, с честью держит церковное знамя! Свящ. Μ. Лисицын Козицкий И. [Рец. на:]: Послание святого апостола Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование Д. Богдашевского. Киев. 1904 г., in. 8-ю VII+702 стр. Цена 4 р//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 151–153 Предлагаемый вниманию наших читателей труд профессора Киевской д. академии Д. И. Богдашевского посвящён исагогико-экзегетическому исследованию послания апостола Павла к Ефесянам. Являясь ценным научным вкладом в нашу богословскую литературу, он в тоже время не лишён и миссионерско-практического значения. Об этом последнем обстоятельстве сам автор говорит в предисловии к своему труду. При выборе предмета своего исследования он руководился главном образом следующими соображениями: во 1-х, в нашей литературе до сих пор не существует научного исследования о послании св. апостола Павла к Ефесянам; во 2-х, знакомство с этим посланием имеет особенную важность и интерес в настоящее время, когда учение о Церкви, преимущественно раскрываемое в длинном послании, так живо занимает нашу богословскую мысль и настоятельно нуждается в возможно большем прояснении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В настоящее время пока не установлено: имеется ли какая связь между строчным пением и сменившим его хоровым пением не русского происхождения. Последнее явилось в Юго-Западной Руси в период возникновения унии и было допущено церковию, как противовес „сладким звуком мусикийских органов“, т. е. гармоническому пению католической церкви. Необходимость борьбы со влиянием католичества и его пропагандой заставила южнорусские братства ввести в церковное употребление партесное пение и устроить свои хоры, которые могли бы конкурировать по действию на слушателей с „органным гудением“ польского костела. С этого времени начинаются опыты приложения многоголосия и к православно-русскому церковному пению. Партесное пение появляется сначала Киеве – в Киевском Богоявленском братстве, затем его вводят у себя Львовское братство и Луцкое. Каждое из этих братств имело свою школу и хор, а в школах на ряду с другими предметами было обязательным и изучение церковного пения. В Киеве в первый раз стала употребляться и новая линейная система музыкальных знаков, которая получила здесь наименование киевского знамени. Киевское знамя мало по малу стало вытеснять господствующую до сих пор крюковую нотацию. Из киевских певцов и композиторов XVII века наибольшею известностью пользовались: архидиакон Михаил и старец Иосиф Загвой- —215— ский, а также Киевский „вспевак“ Иоанн Календа и автор „Мусикийской грамматики“ Николай Дилецкий (конца XVII в.) Известный пастор Гербиний – этот „усерднейший почитатель музыки“ с большой похвалой отзывался о том пении, какое он слышал в Киеве: „Греко-россияне гораздо святее и художественнее (elgantius) прославляют Бога, чем Римляне. Псалмы и другие священные песнопения отцов возглашаются в храмах на отечественном языке в музыкальном сложении, в котором в приятнейшей и звучной гармонии раздельно слышатся дискант, альт, тенор и бас“ 2785 . Несомненно, что этот вид гармонического пения, введенный в употребление Православно-русской церковию, был заимствован от церкви католической и имел в своем основании западноевропейскую музыкальную систему.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это отвержение вселило уныние в сердца многих, которые и в обновлении были только в этом ожидании этого мира, а когда его не нашли, то пошли по проторенной дороге, которую отцы им указали. И вот некоторые [пастыри и верующие] после собора отошли от обновления. Но зато другая часть верующих решила еще тверже держать знамя обновления и идти вперед, не оглядываясь ни направо, ни налево. В таком духе и были проведены в Казани доклады о 3-м Поместном соборе в заседании пленума Епархиального управления 24 октября митрополитом Алексием, 26 октября в Кирилло-Мефодьевском храме Уполномоченным С. К. Спириным и, наконец, доклад-диспут о. Е. Ф. Сосунцова 4 ноября года] в актовом зале университета. Что выражено в докладах в Казани, то в жизни совершалось в кантонах. Там более слабые духом пастыри перешли в тихоновщину, а более сильные духом остались в обновлении. Между тем заседания пленума КЕУ, начавшись в 1925 году, систематически продолжались и в начале следующего 1926 года. На этих заседаниях читались и подвергались обсуждению доклады на современные, связанные с обновлением, общие темы. Был прочитаны доклады: 1. Прот[оиерея] М. И. Колокольникова «Устав или молитва». 2. Рукописный доклад проф[ессора] Киевской духовной академии Вас[илия] Дим[итриевича] Попова «Проблема соединения церквей». 3. Изложение мыслей, сделанное И. А. Невзоровым по брошюре Луначарского «Христианство или коммунизм», 4. «Идеализм или материализм»; 5. свящ[енников] Воскресенского и Невзорова «О церковной дисциплине» и 6. протоиерея В. М. Катагощина «О восстановлении церковной дисциплины». В начале 1926 года был закрыт Казанский кафедральный собор за невозможностью общины по недостатку средств его ремонтировать, но взамен его перешел в руки обновления б[ывший] Ивановский монастырь, где 7 января года] по случаю престольного праздника впервые и было совершено владыкой митрополитом Алексием в сослужении всего обновленческого духовенства богослужение Ивановскому монастырю, который до этого времени был в руках самых ярых противников обновления – монахов, поднявших всю тихоновскую Казань против приехавшего в Казань митрополита Алексия, суждено было сделаться приютом обновленчества на долгие времена.

http://sedmitza.ru/lib/text/10058553/

При нем же расширена деятельность Холмского братства. В феврале 1898 г. он был назначен экзархом Грузии, а вскоре потом переведен в Киевскую митрополию. Он оставил здесь по себе память очень мягкого и обходительного человека, неутомимого священнослужителя и ревностного архипастыря. преосвященного Флавиана был архиепископ Иероним (Экземплярский) , переведенный сюда из Вильны. Он закончил образование в Киевской академии, долго был законоучителем в Киеве. В 1878 г. возведен в викария Киевского, а в 1890 г. был назначен в Тамбов. В 1894 г. переведен в Вильну, где возведен в архиепископа. Высоко держа знамя православия, он в то же время умел пользоваться глубоким уважением со стороны иноверцев. Вникая сердечно в жизненные отношения русских, живущих в Привислинском крае, он с особенною симпатиею отнесся к задаче Свято-Троицкого братства поддерживать бедных детей от смешанных браков, пожертвовав в братство на это дело 40 000 руб. Он открыл общество вспомоществования бедным ученикам Варинавского духовного училища, с значительным от себя пожертвованием. По его же ходатайству увеличены пенсионные оклады служащим в духовно-учебных заведениях. В 1905 г. 8 сентября совершилось отделение от Варшавской епархии Холмской епархии, в составе Люблинской и Седлецкой губерний. (Подробно можно прочесть об этом в книге Ф. Кораллова, изданной в 1906 году. Здесь сообщается, что в 1072 г. был холмским епископом Иоанн, и что Даниил Галицкий сделал Холм своею столицею, где епископом был Иосаф. С 1596 года здесь были униатские епископы, до воссоединения униатов с православием в 1875 г. В 1874 г. униатскихъприходов было 266 – с 260 т. прихожан, а в 1905 г. было церквей 283 с 390 тыс. прихожан). Болея, арх. Иероним не участвовал в этом торжестве. Он готовил себе усыпальницу-храм. И вскоре же после освящения его, скончался (2 ноября 1905 года). Воздавая ему благодарную память, Свято-Троицкое братство издало сборник воспоминаний о нем, где разносторонне освещена многообразная деятельность почившего. Восьмым Варшавским архиепископом был назначен Никанор (Каменский) .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010