Подобно этому и богословская мысль Владыки в своем дальнейшем развитии была самостоятельна и ярка. Она опиралась на Св. Писание, святоотеческия творения и на объективные логические выводы. Владыка горячо верит в истину, всегда был сторонником свободнаго изследования в богословской области, в жизни был и остается светлым оптимистом, заботясь лишь о добром направлении воли своих питомцев. Его аскетизм, т. е. взгляд на жизнь, как на подвиг самоотречения, был светлый и радостный, а его взгляд на христианство , как на отказ от наслаждений, является проповедью освобождения души для ея нравственнаго совершенствования. Вместе с тем Владыка взирает на католичество и на протестантизм и на другия западныя ереси не как на разновидност или ветвь христианства, а как на глубокое искажение основной идеи христианства во взглядах на жизнь и на отношение к ней. Он утверждает, что во всех этих ересях аскетический взгляд на жизнь, единственно законный для христианина, подменен взглядом утилитарным. Подобно тому как в гимназии юноша Храповицкий любил своих товарищей и имел на них большое влияние и в Академии образовался кружок студентов, но поставивших уже определенныя цели – посвятить себя деятельности по возрождению русскаго монашества и по возстановлению каноническаго строя Русской Церкви, лишеннной своего главы – Патриарха и благодаря этому стесненной в своем развитии. Главными вдохновителями этого кружка были студент Грибановский (впоследствии Епископ Михаил, скончавшийся в молодости от туберкулеза в Крыму) человек замечательнаго ума, образования и способностей и студент Храповицкий. Епископ Михаил скончался в 1898 году и перед смертью он вручил прибывшему к его смертному одру Епископу Антонию, нашему Владыке, свою панагию в залог осуществления их юношеских стремлений. С этой панагией, неблиставшей никакими ценностями, наш Владыка никогда не разставался и свое светлое знамя, поднятое в студенческие годы, пронес через все свое 50-летнее служение. Студент Храповицкий не знал пороков и никогда не отдавал своего сердца никаким обычным юношеским увлечениям, всю силу своей богато одаренной души он посвятил Церкви и поэтому он с особой силой познал значение сострадательной любви, переживая ее в своих отношениях к товарищам, а впоследствии в своем отношении к питомцам, к своей пастве и к Русскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

   Но материал сказки, хотя и в преломлении, все-таки отражает историческую быль. И в данном случае, противоестественный для самого кн. Владимира «выбор» религии мог иметь значение для его «дружины», для людей инертных, с психологией не вождей, а ведомой другими толпы. Их нужно было толкнуть, заставить «посмотреть, сравнить и подумать», хотя бы и без полного понимания, «в кредит» последовать за своим смелым князем. Для них бессмысленный сам по себе осмотр вер, даже внешний, был учебой, школой, полезной для их безболезненного отрывания от старины и назревшего для «вождя» перевода народа под новое знамя. Это школьное исследование вер и культур, эту общую перековку» мировоззрения кн. Владимир считал полезным продолжать и после акта всеобщего крещения. В Никоновской летописи под 1001 г. значится: «того же лета посла Володимер гостей своих (т. е. буквально коммерческих агентов), аки в послех, в Рим, а других — в Иерусалим и во Египет и в Вавилон, соглядати земель их и обычаев их». Это было нечто подобное переработке москвичей в европейцев, которое систематически проводил Петр Великий, посылая юношей в иностранные школы.    Наконец, Киевский сценарий толпящихся в передней Владимирова дворца посольств не по вопросу о биржевом состязании вер, а по вопросам чисто политической злобы дня, есть также факт достоверно исторический, особенно характерный для этих 986—989 гг. В эти годы вдруг зашатались подножия византийского трона. Македонскую династию в лице двух братьев Василия и Константина задумал свергнуть сначала главнокомандующий малоазиатскими армиями генерал Варда Склир. Уже он для обеспечения себя союзниками с тыла начал переговоры с арабскими халифатами, с Абассидами и Омайядами, с Армянами и Хазарами. Когда для борьбы со Склиром цареградские василевсы послали в Малую Азию Варду Фоку, то последний изменил василевсам, сговорился с В. Склиром и продолжал его повстанческое дело. Положение василевсов становилось отчаянным. У них не было союзников. Восточному союзу В. Склира и В.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

С солнечным восходом битва возобновилась. Казаки ударили на польский лагерь с двух сторон. Сражение было кровопролитное. Казаки ворвались в польский стан и достигали было уже до короля. Вдруг все изменилось. Из казацкого стана раздался крик: " Згода! " Победители отступили. Нужно было, однако, еще много времени, чтобы унять рассвирепевших воинов. Вслед за тем явился в польский обоз татарин с письмом от крымского государя. Ислам-Гирей желал польскому королю счастья и здоровья, изъявлял огорчение за то, что король не известил его о своем вступлении на престол, и выразился так: " Ты мое царство ни во что поставил и меня человеком не счел; поэтому мы пришли зимовать в твои улусы и по воле Господа Бога останемся у тебя в гостях. Если угодно тебе потолковать с нами, то вышли своего канцлера, а я вышлю своего " . Прислал королю письмо и Хмельницкий, уверял, что он вовсе не мятежник и только прибегнул к великому хану крымскому, чтобы возвратить себе милость короля. " Вашему величеству, - писал Хмельницкий, - угодно было назначить вместо меня гетманом казацким пана Забусского; извольте прислать его в войско; я тотчас отдам ему булаву и знамя. Я с войском запорожским, при избрании вашем, желал и теперь желаю, чтобы вы были более могущественным королем, чем был блаженной памяти брат ваш " . Трудно решить, что было причиной этого внезапного прекращения сражения. Украинский летописец того времени говорит, что Хмельницкий не хотел отдавать христианского государя в басурманскую неволю; поляки приписывают это дело главным образом хану. Прежде заключен был договор с ханом. По этому договору польский король обязался платить крымскому хану 90 000 злотых ежегодно и сверх того дать 200 000 злотых единовременно. Татары называли это данью; поляки оскорблялись и говорили, что это " не дань, а подарок " . Татары отвечали: " Все равно, как ни называйте, данью или даром, лишь бы деньги были " . Затем был заключен договор с казаками. Войска казацкого положено быть 40000, с правом записывать их из королевских и шляхетских имений на пространстве, занимаемом Киевским, Брацлавским и Черниговским воеводствами (нынешними губерниями: Киевской, Полтавской, Черниговской и частью Подольской). В черте, где будут жить казаки, не позволяется квартировать коронному войску и проживать иудеям: все должности и чины в означенных воеводствах будут даваться только православным; иезуитам не дозволяется жить в Киеве и других местах, где будут русские школы; киевский митрополит будет заседать в сенате; а относительно уничтожения унии как в королевстве Польском, так и в Великом княжестве Литовском будет сделано сеймовое постановление. Обещана всем полная амнистия за все прошлое.

http://sedmitza.ru/lib/text/435657/

Правда, из иноземных писателей проф. Соболевский на первом месте ставит Яхъю, историка конца X века и начала XI, сведения которого действительно заслуживают внимания; но как переданы проф. Соболевским известия этого писателя? „Яхъя, говорит ученый профессор, рассказывает, что начальник греческих войск в Малой Азии Варда Фока в сентябре 987 года поднял знамя бунта против императора Василия, что когда он овладел всей Малой Азией до Пропонтиды, напуганный император послал послов к русскому князю просить помощи, что последний согласился дать ему помощь и креститься под условием выдачи за него в замужество сестры императора, что посланный русским князем вспомогательный отряд в апреле 989 г. разбил Варду Фоку и положил конец восстанию» 303 . Переданное в таком виде известие арабского писателя, современника св. Владимиру, никак нельзя признать определенным: в нем, очевидно, не находится никаких указаний для установления времени крещения киевлян. И проф. Соболевский действительно признает рассказ Яхъи настолько неполным, что находит нужным восполнить его скудными и сбивчивыми известиями Кедрина и Зонары. Но позволим себе несколько скептически отнестись к передаче проф. Соболевским слов Яхъи и обратимся к самой летописи антиохийского араба. Рассказывая о бунте Варды Фоки, Яхъя передает, что после того, как войска бунтовщика достигли Хрисополя, император Василий послал послов к киевскому князю с просьбою о помощи. „И согласился он (Владимир) на это», – приводим собственные слова Яхъи по переводу ученого ориенталиста, бар. Розена. „И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран... И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они крестили царя и всех, кого обнимали его земли и отправил к нему сестру свою... И когда было решено между ними дело о браке прибыли войска русов...“ 304 . Обращаем внимание на подчеркнутые слова, которые дают возможность указать последовательность событий русской истории, современных бунту Варды Фоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

С одной стороны, семя евангельского учения так богато внутренним содержанием своим, что в каждое время представляет жизни новые элементы для сознания и усвоения ею, и так живо и действенно, что не оставляет ни одного времени без произращения в людях добрых плодов своих. С другой стороны, ветхое начало жизни так живуче в человечестве, что в каждую эпоху показывает известное напряжение, более или менее усиленное, удержать за собою владычество над сознанием и жизнью людей. Мы слишком погрешили бы пред человечеством, если бы, взявши знамя науки, стали отвращать свои взоры от того, что совершается в нем. Дело науки – уловить те направления, которые принимает в данное время идея Христианства, пробиваясь в сознание и жизнь людей чрез множество предрассудков, суеверий, заблуждений, страстей и пороков, и по возможности содействовать успеху ее, – понять и разрешить задачи времени, которые возникают из самой жизни, требующей просвещения, обновления и руководства, – отвечать на те вопросы и недоумения касательно веры и нравственности, которые слышатся между людьми, не привыкшими относиться бессознательно к предметам мысли и дела, – уценить по достоинству те добрые помыслы, стремления и деяния, которые обнаруживаются в жизни современного поколения. Люди часто не сознают корня, из которого произрастают лучшие цветы на древе жизни. Сколько успеху христианства может содействовать наука, указывая в нем истинное происхождение тех стремлений к распространению между людьми света веры и знания, к водворению между ними справедливости и братской любви, тех проявлений частной и общественной благотворительности, которые составляют лучшую сторону в современной жизни! – Столько же, или еще более, и другая сторона жизни вызывает учителя веры на работу среди современного ему поколения. Мы знаем давно все ереси и заблуждения человечества; знаем также давно все страсти и пороки человеческие. И как будто сознание не в состоянии уже придумать нового заблуждения, как будто жизнь не в силах дать новое наименование порока!..

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Хмельницкий встретил (9 февраля) комиссаров с большою честию, принял от них при торжественной обстановке гетманскую булаву и знамя, присланные ему королем, выслушал королевскую грамоту, объявлявшую прощение всех прежних его проступков, свободу православной веры, умножение реестровых казаков, восстановление их прежних прав и преимуществ, и благодарил короля за великие милости, которых от него удостоился. Но вступать в переговоры с комиссарами решительно отказывался, несмотря на все их убеждения, и, между прочим, говорил: «Много было времени вести переговоры со мною... теперь уже не время. Я исторгну весь русский народ из польской неволи. Прежде я воевал за причиненный мне вред и за свою обиду, теперь пойду сражаться за нашу православную веру. Вся чернь по Люблин и Краков будет помогать мне в этом деле... Сам патриарх благословил меня в Киеве на эту войну, венчал меня с моею женою, разрешил меня от грехов, хотя бы я и не исповедовался, и приказал мне совершенно истребить ляхов; как же мне не слушаться великого и святого владыки, главы нашей, и любезнейшего гостя?» Наконец, Хмельницкий согласился только заключить перемирие до Троицына дня и, отпуская комиссаров (16 февраля), вручил им на бумаге свои условия, на которых он может согласиться и на заключение мира и в которых требовал, чтобы в Киевском воеводстве и во всей Руси не было унии и не поминалось даже самого ее имени, чтобы Киевский митрополит имел место в сенате первое после архиепископа Гнезненского; чтобы запорожское войско само избирало себе гетмана и он правил Киевом и всеми городами и областями за Днепром; чтобы паны и шляхта уступили свои имения, села и деревни за Днепром запорожскому войску навсегда; чтобы жидам и жидовским арендам за Днепром никогда не быть и пр. Хмельницкий понимал, что условий его поляки не примут, и начал готовиться к новой войне с ними , сносился с Крымом и с Москвою. В апреле 1649 г. он поручал одному игумену, Павлу, отправлявшемуся в Москву, сказать там Иерусалимскому патриарху, «чтоб государь пожаловал, велел его, гетмана, и запорожских черкас приняти под свою государскую высокую руку и помочь им учинил, а ныне-де они, сложась с крымскими татары, хотят вести войну с поляки».

http://sedmitza.ru/lib/text/436170/

Одесса ждала нового архиепископа с нетерпением. Особенно волновался духовный мир. Среди священников и протоиереев было не мало, знавших его по Киевской духовной академии. Вспоминались знаменитые проповеди Иннокентия в Киевском братском монастыре, слушать которые сходился, – съезжался весь город. Рассказывали о его великой учености, феноменальной памяти, простоте, обходительности, невзыскательности. Следившие за судьбой Иннокентия передавали, что его лекции в Петербурге отличались смелостью мысли и своеобразным отношением к богословским вопросам, так что находились лица, подозревавшие Иннокентия в неологизме. Очевидцы с увлечением сообщали, как он профессором читал свои лекции всегда наизусть. С жаром, чистым звучным голосом, общепонятно и в тоже время изящно и увлекательно; какая огромная библиотека у него была; как он, уже архипастырем, везде и в Вологде и в Харькове, старался высоко держать знамя православной веры и русской народности, восстановлял святыни, исправлял, улучшал, был добр, не терпел дрязг и кляуз… В семинарском и лицейском кружках Одессы, в кружке А.С. Стурдзы, который с Иннокентием переписывался, Иннокентия называли «светом, светящим и согревающим, зиждительным духом, который куда ни появлялся, во все вносил жизнь: приниженное поднимал, разрушенное восстановлял, унывавшее ободрял и воодушевлял». В обществе ходили слухи, как Иннокентий всегда и везде импонировал своим необыкновенно глубоким умом, пламенной душой, сердечной общительностью. Слышавшие его находили, что никто не обладал такой замечательной способностью самые отвлеченные истины упростить, придать им осязательный образ или форму, заставить слушателя сказать себе: как это просто и как я сам не додумался до таких простых вещей! – какой обладал Иннокентий. Военные утверждали, что он замечательный тактик; медики с удивлением отзывались о его сведениях по физиологии и патологии, естествоиспытатели и физики о его колоссальных познаниях в математике, астрономии, географии, статистике, химии и др. науках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Все эти переговоры и сделки в рамках «стамбульского междусобойчика» заставляют задуматься и о том, а не была ли сдача Херсона одним из результатов «турецкого гамбита» Абрамовича? Есть все основания полагать, что Россия таким образом выполнила в Стамбуле свою часть договоренностей о заключении мира с Украиной, а киевский режим, что подтвердил в июне с.г. В. Путин, от своих обязательств отказался и по указке Вашингтона перешел к активным военным действиям, объявив своей целью взятие Донбасса и Крыма. Вряд ли после этого «миротворец» Абрамович, выступивший посредником в закулисных переговорах между Киевом и Москвой, но оказавшийся при этом вульгарным наперсточником, будет когда-либо допущен в Кремль. Следующее явление Абрамовича в Турции произошло в январе 2023 года – на этот раз он организовал обмен сдавшихся в плен в Мариуполе бойцов и командиров фашистского батальона «Азов» (деятельность организации запрещена на территории РФ. – Ред.) и английских наемников, взятых в плен в Донбассе. И тех и других следовало предать суду и наказать по всей строгости. С английскими «солдатами удачи» в Донбассе к тому моменту уже разобрались и трех из них приговорили к смертной казни. Азовцам предстояло просидеть за решеткой минимум 10–15 лет за их кровавые преступления, но это были только страшилки на публику, а на деле еще во время летних переговоров о сдаче в плен при взятии «Азовстали» боевики «Азова» настаивали на процедуре «экстракшн» (выдворения) именно в Турцию. Там их и встретил в аэропорту Абрамович. Его запечатлели на видео, когда освобожденные азовцы кушали тирамису и получали вместе с этим деликатесом новые айфоны из рук Абрамовича. Результат этого стамбульского междусобойчика таков: России пришлось отпустить 215 пленных, среди которых были сотрудники СБУ, пограничной службы и иных ведомств. Среди освобожденных 108 «азовцев», 10 наемников, трем из которых уже был вынесен смертный приговор. В конечном итоге все бандеровские головорезы вернулись на Украину и вновь встали под знамя своего батальона с фашистской символикой. Взамен же мы получили только 55 наших военнопленных и оппозиционного политика Виктора Медведчука.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/21/zachem...

Профессор Франк не говорит о Самодержавии, но из всего им сказанного ясно, что народ понимал и воспринимал Царскую власть как неограниченно Самодержавную основу всего государственного бытия. Крушение Российской Монархии профессор Франк объясняет вытеснением из понятия крестьянства Монарха «в качестве высшей надсословной, религиозно-освященной инстанции» «благодетельно-опекающей власти» и слияние Царя с самим порядком, с властью «господ». Этот трагический идейный отрыв Царя от народа, частью от Церкви, происходил постепенно, по мере того, как выполнители велений всемирного кагала, вольные каменщики, – сумели воздвигнуть между Русским Царем, Русской Церковью и Русским народом ряд средостений, бюрократических, парламентарных и самоуправительных. Только полновластным Самодержцам Всероссийским было под силу подвести и удержать под широкими крыльями Двуглавого Орла десятки независимых народов, создавая изо всех племен величайшую в мире Империю. Величие власти Самодержавных Царей влекло к ним не только народы, а целые государства. Под «Царя Московского Православного», под могущественного Православного Императора пошли добровольно и Малороссия, и Грузия. Царь-Самодержец был для всех олицетворением великой России. Чрезвычайно показательны в этом отношении строки, принадлежащие перу убежденнейшего русского патриота, твердо державшего русское знамя в разноплеменном Юго-Западном крае. Крестьянин по происхождению, покойный профессор Д. И. Пихно 9 декабря 1905 г. писал в «Киевлянине» по поводу злополучного акта 17 октября 1905 г.: «У нас нет гордости бритта, но у нас есть гордость русского гражданина и природного хохла, неизвестные предки которого прогнали поляков и „волили под Царя Московского Православного“ на Переяславской Раде. Нас, хохлов, никто не покорял Москве; сами добровольно пошли в сознании величия союза русского народа. И потрудились хохлы для этого союза немало – от Петровских сподвижников из Киевской академии до Кондратенка включительно. Был среди нас Мазепа, но сейчас же явился и Кочубей против Мазепы, а нынешний хохол „мазепой“ называет всякого изменника. От Царя готовы мы всякую милость принять, Царю и правду обязаны сказать. Но принять конституцию – „этого наша гордость не позволяет“».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

И если из уст Патриарха звучит не призыв к единению о Христе Иисусе, а очередное полуязыческое единение около непонятных общечеловеческих ценностей " говорить по русски, мыслить по русски " (хотя определению этому явлению нужно ещё дать)- то это действительно впервые в истории. Может из колокольни Ивана Великого такое единство братских народов и было " " всегда " , но из других окраин империи такого совсем не ощущалось. А великокняжескому собирательству земель теперь просто предоставлена идеологическая платформа. Но от всего этого такая платформа не стала христианской по сути своей. И подобные вещи надо называть своими именами,а не ездить с подобными проповедями по городам и весям. Пы.Сы. с Вами я соглашусь в одном. бывший блаженнейший митрополит Киевский Филарет, не прошедший в 1990м году в Патриархи и понимавший что за глупости юных лет рано или поздно надо будетдавать отчёт- развернул свои идейные предпочтения на 180 градусов и стал на рельсы автокефалии. Не без помощи тогдашних властьимущих ! Но стала ли от этого идея автокефалии еретической,если за последние 100 лет количество Автокефальных Церквей увеличилось втрое???? Филарет только вовремя ухватился за знамя автокефализма, которое на украинской территории было поднять по крайней мере с 1686 года. не вчерась оно родилось. и не в 1991м и даже не в 1918 после паредния Российской империи. просто константинооль был очень далёк от Руси, в лучшем случае поставлял митрополита для этой территории,в оответ получал регулярные материальные подачки. Но совершенно не интересовался тем что здесь происходит. К такому положению вещей привыкли. И это тоже -часть истории, которая укоренилась. Когда же в Киеве Синод УПЦ даёт оценку политичесим балаганщикам, в Москве сразу после этого Митрополит Смоленский и Калининградский демонстративно награждает яркого представителя такого балагана орденом РПЦ....подобных примеров можно найти массу. Это что-- проверка на единомыслие:? Или нескрываемое проявление грядущего " единства " ?? нужно научиться дружить человек с человеком,а не строитьт в очередной раз идею панславянскогопанправославного государства.

http://bogoslov.ru/article/1304049

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010