О.В. Губарева Глава 5. Образ Божией Матери «Знамение» Икона Божией Матери «Знамение». XVI в. Псков «Радуйся, чаше, черплющая радость…» Мистическое значение иконографии образа «Знамение» очень точно передаётся её названием. Корневое слово «знамя» с церковнославянского переводится как знак или печать, свидетельство и доказательство о чувственном явлении или его предвестии. В иконах «Знамение» Богородица изображается с воздетыми руками 124 и перед Ней поясной образ Младенца Христа в золотом круге – символе Неба и Вечности. Отделённый от Матери кругом, Предвечный Младенец только является в Её лоне, оставаясь всегда пребывающим в Пресвятой Троице как Бог Сын и Вторая Божественная ипостась. Существует также извод без круга. Это иконография «Воплощение», которая показывает исполненное обетование. Образ «Знамение» основан на видении пророка Исайи, которое и дало ему название. Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил ( Ис.7:14 ). Вместе с тем для этой иконографии большое значение имеет и другой ветхозаветный образ, рассказывающий о битве Израиля с войсками Амалика: И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика… И устроил Моисей жертвенник (Господу) и нарек имя Иегова Нисси (Господь знамя мое) ( Исх.17:10–13, 15 ). Изображение Богоматери с воздетыми руками («Оранта») встречается среди первых памятников христианской культуры, найденных в катакомбах Древнего Рима. С незапамятных времен подобный образ соотносился с молитвой за мир. Моисей молился за вручённый ему Богом еврейский народ, ведя его по пустыне в землю обетованную, а Пресвятая Богородица вечно предстоит Богу в молитве за всё творение и ведёт из духовной пустыни в Царство Божие. Беззаветна вера народная в то, что пока Божия Матерь молится, пока Её руки подняты к Небесам, христианам дано одерживать победу в невидимой брани против сил ада. На Руси образ Божией матери «Оранта» получил название «Нерушимая стена», по имени чудотворной мозаичной иконы в апсиде киевского Софийского собора. Эта одна из первых русских икон датируется началом XI века. В общей храмовой композиции на этой мозаике Богородица изображена в рост без Христа, руки Её воздеты в молитве. Почти в то же время появляются иконографии, где Божия Матерь предстоит с Младенцем, «в недрах имуща» Его. Образ символически осмысляется как образ предстоящей за мир Церкви, например, «Великая Панагия» (Ярославская «Оранта») с первоверховными архангелами Михаилом и Гавриилом, по преданию, написанная прп. Алипием Печерским. Позднее на Руси усваивается также поясное изображение иконографии «Знамение». На таких иконах Пресвятая Богородица, как в «Одигитрии», являет Собой образ храма, и, как в «Умилении», раскрывает литургическую символику Агничной Просфоры и образ соборной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

В кругу крайне правых А. имел репутацию либерала и подвергался критике в печатных органах «Союза русского народа» , в особенности со стороны председателя Союза А. И. Дубровина. В открытом письме в газ. «Русское знамя» от 5 дек. 1906 г. Дубровин обвинял А. в дружбе с С. Ю. Витте, воспитании «32 бунтовщиков-архиереев», обращении «Церковного вестника» и «Церковного голоса» в органы революционной печати и т. д. Поводом для обвинений послужило и то, что А. по своему великодушию иногда брал под защиту тех клириков, к-рым грозили неприятности ввиду их либеральных политических взглядов (еп. Антонина (Грановского) , свящ. Г. Петрова ), а также студентов духовных школ, замешанных в революционном движении. Из-за этого впосл. обновленцы (см. Обновленчество ) без оснований ссылались на А. как на архипастыря, якобы сочувствовавшего им. А. не ответил на обвинения, отказался лично освящать хоругвь и знамя «Союза русского народа», свою позицию изложил в письме к обер-прокурору П. П. Извольскому . Неск. раньше архиеп. Николай (Зиоров) , архиеп. Антоний (Храповицкий) , еп. сщмч. Серафим (Чичагов) , еп. сщмч. Ермоген (Долганёв) сделали попытку добиться удаления А. из Синода, однако их план не удался. В разгар травли А. многие архиереи его поддержали. А. погребен на братском кладбище Александро-Невской лавры. Автор ряда трудов по церковной истории, патрологии и гомилетике, важнейшие из к-рых: «Константин, епископ Болгарский, и его «Учительное Евангелие»», «Св. Василий Великий: его жизнь и проповеднические труды», «О поучениях Фотия, митрополита Киевского и всея Руси». Эти и ряд др. исследований, печатавшихся в церковной периодике, включены были впосл. в отдельное изд. «Из истории христианской проповеди». Кроме того, А. был автором 162 слов, речей и поучений, печатавшихся в различных периодических изданиях. Обширна и частично опубликованная переписка А.- более 400 писем, из них 214 адресованы родственникам и позволяют установить многие факты его жизни и служения Церкви. В ОР РНБ имеется личный фонд А. (Ф. 26, 1870-1906 гг. 24 ед. хр.), содержащий гл. обр. лекции А. по гомилетике, в фонде В. В. Болотова хранится переписка А. с Болотовым (Ф. 88. Оп. 1. 177. 9 писем Болотова к А. (1889-1897) и там же 222. 5 писем А. Болотову. Б. д. (1893-1897)).

http://pravenc.ru/text/115944.html

Дружины вскоре были организованы; в течение весны обучены ратному делу, и в июле готовы были выступить в поход. И опять настали дни, хорошо памятные для многих, еще живых, граждан Тулы. 17-го июля в кремле было освящение нового знамени для тульского ополчения. Преосвященный выходил из собора крестным ходом, служил перед рядами нового воинства, и в присутствии представителей всех сословий положенное молебствие, по окончании которого сказал речь, вручая освященное знамя начальнику ополчения генерал-лейтенанту князю Голицыну. Три дня еще прошли в приготовлениях и угощениях ратников, от дворянства, города и частных лиц, а 21-го числа назначены были проводы тульской дружины. «С раннего утра кремль был полон: половина городского населения и множество деревенского люда собрались проводить своих родных в далекий и опасный путь. Преосвященный вышел из собора, в преднесении святых икон, со множеством городского духовенства. Совершив водоосвящение и молебствие о грядущих на брань и закончив богослужение коленопреклоненною молитвою о победе над врагами, он обратился к ополченцам с трогательною речью… «Ратники крестоносные и христолюбивые! Наконец голос Монарха Благочестивого призывает и вас на защиту святой веры и отечества». Этими словами начиналась речь, призывавшая новых защитников отечества к исполнению долга, как воинов «крестоносных», «Христовых и Христолюбивых», «православных и благочестивых»; заканчивалась же она пожеланием – «да возвратится с вами мир и спасение земли нашей». Окропив, затем, знамя и ратников, Владыка благословил дружину особо для того изготовленною им иконою Богоматери с предстоящими святителем Николаем и благоверным, князем Александром. Получив, в залог благополучного похода, образ небесной путеводительницы, тульская рать немедленно выступила из кремля по направлению к Киевской заставе, осеняемая последним благословением Архипастыря. – На другой день, 22-го июля, выступали из Тулы две уездные дружины ополченцев – Алексинская и Каширская. И эти дружины, так же, как и тульская, были напутствуемы и благословляемы преосвященным Димитрием 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Заметим, что флаг голландского корабля имеет ту же гамму цветов, что и российский флаг. Полосы на голландском штадтфлаге располагались в таком порядке: красный, белый, синий. Аналогичным образом на рубеже XVII и XVIII веков вымпелы на английских кораблях были также красно-бело-синие. Поэтому, когда в конце XIX века Морское министерство стало называть бело-сине-красный флаг исконно русским национальным, то одним лишь этим оно выявляло себя как верного сатрапа Туманного Альбиона. Исследования П.И. Белавенца ясно показывают, что и гамма цветов, и принцип горизонтального их расположения исходят из голландской и английской традиций. Во введении «Книги о флагах» Белавенец, используя как собственные исторические изыскания, так и данные книги К.Алярда, подводя базу под осуждение черного, белого и золотого цветов на флагах, как имеющих германское происхождение, пишет следующее: «Итак, первоначально цветами рыцарского ордена были черный крест на белом поле, к ним последовательно прибавлены золотой крест, его украшают черным орлом и, наконец, концы золотого креста дополнены золотыми лилиями. Т. е. со времен Иоанна, Короля Иерусалимского, рыцарский орден окончательно получает цвета черный, белый и золотой, ибо последующие прибавления новых цветов не вводят, а лишь даются украшения тех же цветов». Обосновывая свою позицию, Белавенец указывает далее: «Мне посчастливилось во время своей командировки, по Высочайшему повелению, в Кракове достать изображение этих знамен, отнятых под Грюнвальдом пять веков тому назад… Первыми стоят Большое знамя Великого Магистра Тевтонского ордена и его же меньшее знамя; оба они совершенно схожи с только что приведенным мною текстом Алярда. Знамя Белое с Черным крестом, имеющим в средине золотой крест, украшенный золотыми лилиями по концам, в центре креста – золотой щит с черным одноглавым орлом». При этом, справедливо указывая, что черный, белый и желтый цвета – это цвета священной Римской империи германской нации, и, с другой стороны, что и «Великий Петр устанавливает уже окончательно цвета для своего штандарта: черный орел – на желтом поле», а также: «Киевская таблица 1709 года точно указывает Штандарт Российский желтый, флаг с черным двуглавым орлом; он, очевидно, позаимствован от Цесарского флага, который, по толкованию Алярда, происходит от немецкого ордена меча – преемственно приняв от него и цвета: белый, черный и желтый».

http://ruskline.ru/opp/2023/06/07/chto_p...

Ноябрь 1927 Киевское воззвание: Митрополит Петр — заместитель–местоблюститель Патриарха, который хоть и отделен от нас тысячами верст… однако, благодарение Богу, еще жив, — является ответственным за русскую Церковь перед Богом святителем и поминается во всех храмах Русской Церкви… Раз Местоблюститель жив, то естественно, что заместитель не может без согласия с ним предпринимать никаких существенных решений, а должен только охранять и поддерживать церковный порядок от всяких опытов и отклонений от твердо намеченного пути. Митр. Сергий, «сторож» Русской Церкви, — не имеет права без согласия митр. Петра и сонма русских иерархов «декларировать» и предпринимать ответственнейшие решения, которые должны определять жизнь церковного организма в каждой его клеточке. 1928 год 8.10.1928 Из проповеди … того, что происходит сейчас в истории церковной жизни, еще не было. Церковь лишена всякой свободы. Один Господь ведает, как тяжело нам отказаться от послушания. Сколько душевных страданий, колебаний и молитв Господу Богу принесено нами прежде, чем стали мы на тот путь, на который вступили. Мы долго молчали и ждали. Представители наши церковные, на обязанности которых лежало охранение верности и чистоты Евангельской истины, грубо ей изменили. Вместо того, чтобы смело и высоко держать стяг — знамя истины Евангельского учения, они позорно склонили это знамя перед человеческими измышлениями. Мы страшились, мы не хотели брать это бремя — сохранение чистоты Евангельского учения — на свои недостойные рамена. Мы ждали и надеялись несколько месяцев, что он одумается, но теперь мы видим ясно, что ждать больше нельзя. Наша совесть и звание пастырей не позволяет нам далее молчать, иначе и мы будем искажать Истину и Правду Евангельскую, применяя Евангелие к жизненным условиям и ставя человеческие измышления выше Истины, возвещенной Самим Господом в Евангелии. Мы решили твердо, смело и громко сказать, что мы откалываемся от Церкви, где представители церковные не только отказались взять бремя на свои рамена, но искажают Его Истину, и где некоторые предпочитают молчать и быть ночными учениками Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2428...

Святейший Патриарх Кирилл принял участие во Всероссийской духовно-патриотической акции «Георгиевский парад — дети победителей» Код плеера Livejournal Liveinternet 6 мая 2010 г. 16:51 6 мая, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, по окончании богослужения в Свято-Георгиевском храме-памятнике на Поклонной горе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие во Всероссийской духовно-патриотической акции «Георгиевский парад — дети победителей», посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Для участия в Георгиевском параде на Поклонной горе прибыли отряды Братства православных следопытов, организации юных разведчиков, скаутов святого равноапостольного князя Владимира Киевского, клубов исторической реконструкции, других молодежных и скаутских организаций из Москвы и других российских городов, а также из стран СНГ. В параде участвовали подростки и молодежь, представляющие детско-юношеские центры и организации духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, входящие в Совет православных общественных организаций при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества . Командовал Георгиевским парадом молодежи заместитель директора Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. генерал-майор М.М. Михальчев. На параде присутствовали ветераны Великой Отечественной войны. Перед началом парада были внесены с воинскими почестями знамя Российской Федерации, копия Знамени Победы и знамя города Москвы. «Наш парад называется парадом детей победителей, — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь  к юным участникам торжеств со ступеней храма святого великомученика Георгия Победоносца. — Действительно, наши отцы и деды были победителями, и мы гордимся их именами. Но быть ребенком героя еще не означает быть героем. Вот почему, вспоминая о своих родителях и дедах, мы должны стремиться быть подобными им. Пусть их пример, пример героизма, помогает нам, детям Победы, детям тех, кто эту Победу принес на своих штыках, быть такими же, как они, быть такими же сильными и любящими свое Отечество».

http://patriarchia.ru/db/text/1154846.ht...

Могу ли забыть? Три года, из них два особенно часто, по долгу службы, я бывал у почившего, – и ни разу я не вышел из его приветливых покоев угнетенным, неудовлетворенным, немирным. И выговор, который трудно было заслужить у нашего Владыки, облекался в такую осторожную, мягкую форму, что, уча, наставляя, он не бил, не угнетал. Бывало, идешь к архиерею, не раз угнетенный, смущенный, со скорбью на душе, служебной-ли, житейской, даже семейной, – и несколько минут беседы-общения с умиротворенной душой архипастыря так тебя успокоят, так тебя ободрят, что иным, примиренным идешь в жизненный путь. Только на почве высокой христианской любви мог развиться этот мир, эта радость души святителя, во всех ценившего образа. Божий и человеческое достоинство. Но красота и доброта души почившего ни в чем так ярко не отражалась, как в делах милосердия. И если бы я не сказал, из уважения к так понятной скромности тех, которые окружают гроб сей, не сказал об этой душевной черте архипастыря, я не сказал бы того, что составляет существо и смысл духовной жизни почившего. Но у меня есть и особенный повод говорить о милосердии. Я научился верить, что милосердие, будучи выражением евангельской любви, есть в настоящее время лучшее, непобедимое знамя нашего пастырства. И если мы – пастыри – возьмем это знамя милосердия в свои руки и бодро и смело понесем его в мир, то, я твердо верю, мир – образованный, по нашей или не нашей вине покинувший нас и Церковь , – вернется к нам, Церкви, Христу, и мы снова все вместе будем веровать, молиться, любить... Вот почему я всей своей скорбной мыслью устремляюсь к милосердной душе почившего архипастыря, – в ней, в жизни ее я прозреваю целую школу милосердия, где, часто незримо, сеялись те святые семена, которые способны своей живучестью пробить камень, не погибнуть среди терний... Я не говорю о давно прошедшем – Киевском, Тамбовском, Виленском святительстве, – я сейчас вспоминаю свое, последнее время. Приходишь к архиерею, – слезы у него на глазах. – Что – Владыко? – «Не могу видеть спокойно горя людского; вот – бедная диаконская сирота, как бы ей помочь, устроить»? Владыка, говорю однажды, – бедная женщина просит разрешения сделать церковный сбор в соборе для уплаты за правоучение в гимназии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

В Киеве “Живое монашество – вот знамя, которое столь дорого моему сердцу” По возвращении из-за границы она арендовала дом в Липках – аристократическом районе Киева. Несмотря на интенсивное лечение, Александра Петровна по-прежнему не могла передвигаться самостоятельно. Прикованная к инвалидной коляске, она находила утешение в молитвах и чтении Псалтири, которую называла “источником вечного радования”. Проникшись идеей “живого монашества”, она писала в одном из своих писем: “Живое монашество – вот знамя, которое столь дорого моему сердцу. Никакие монашеские обеты и правила не мешают любить ближнего, как самого себя, служить болящим, питать неимущих”. На личные средства (50 000 рублей) она купила на Лукьяновке большую усадьбу площадью в шесть десятин, где в 1889 году основала Свято-Покровский женский монастырь. Монастырь давал приют бедным женщинам, желавшим посвятить себя Богу и ближним. За каких-нибудь пять месяцев попечением великой княгини на территории монастыря была сооружена Покровская церковь, а вскоре здесь вырос целый городок. В первые же годы было создано множество богоугодных заведений: бесплатные лечебница, приют, амбулатория и аптека, церковно-приходская школа с общежитием для учащихся. Церковные, жилые, больничные и хозяйственные здания строились по проекту выдающегося киевского архитектора Владимира Николаева. Уже в 1893 году вступила в строй бесплатная амбулаторная лечебница для неимущих, которая принимала до 500 больных в день и по своим размерам, удобству и оснащенности не имела равных во всей империи. Первые “фотографии лучами Рентгена” были сделаны в Покровском монастыре уже в 1896 году – год спустя после их открытия. Благодаря высокой квалификации врачей смертность при операциях составляла не более 4%, что было невероятно низким показателем для того времени. Александра Петровна сердечно относилась к врачам, по-матерински ободряла, помогала им и доверяла их профессиональному мастерству – в монастырской больнице ей самой сделали несколько операций. Она ухаживала за лежачими больными, присутствовала на операциях, нередко даже ассистировала хирургам

http://pravoslavie.ru/89896.html

На другой день после праздника в честь Нерукотворенного Образа Христова, 17 августа 1845 г. собрались мы-новички в зале Академии писать экзаменационное сочинение на тему, данную митрополитом: «В чем более проявились Божии премудрость и благость и всемогущество, – в творении мира или в искуплении человека?». Наилучшие сочинения посему оказались двух студентов: одного из семинарии Владимирской и другого – из Киевской. Сей последний был одним из лучших воспитанников 14-го курса Киевской Академии. Он написал и третное сочинение на тему: «В чем состоит образ и подобие Божии в душе человека» превосходное, за что и удостоен был быть поставлен в списке к экзаменам Р. X. 1845 г. под 1-м номером. К сожалению, болезнь в глазах ему – Василию Васильевичу Крыжановскому – не дозволила много заниматься наукою, так что окончил он курс Академии только со званием студента. Болезнь глазная не оставляет его и доселе. Он – пастырь церковный в селе, где и родитель его священствовал. Несмотря на болезнь в глазах, о. Василий Васильевич Крыжановский продолжает заниматься науками. Любимейший предмет его занятий – богословие нравственное. И он так прекрасно изучил оное, что если бы ему дали в Академии кафедру нравственного богословия, то Василий Васильевич высоко поднял бы знамя науки этой... Сам он, могу сказать, осуществление нравственности истинно-христианской. Проповедник он великолепный, но по смирению проповедей своих не отдает в печать. По чувству того же смирения он остается и сельским пастырем, хотя его многократно вызывали в настоятели соборных храмов в епархии Киевской. Пишу нарочито с подробностию о сем студенте 14-го курса Киевской Духовной Академии, – чтобы показать некоторым из русских писателей, любящим нападать на духовенство, в особенности сельское, – что и в селах православной нашей России – благодарение Господу – еще горят светильники истинные. Незабвенный поэт русский Иоанн Иоаннович Козлов в поэме: «Наталья Борисовна Долгорукая», – без сомнения не наобум, а по собственному наблюдению изобразил образ превосходного сельского священника в селе графа Шереметева под Москвою. Вечная да будет за сие память рабу Божию приснопамятному Иоанну.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXIII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXXIII КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ НАПЕВ [киево-печерский распев], певч. традиция Киево-Печерской лавры, монастырская ветвь развития киевской церковнопевч. традиции КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение, действовавшее в Киеве в 1819-1924 гг. и возрожденное в 1992 г. 96-151 КИЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ диоцез на укр. и в отдельные периоды белорус. землях под непосредственным управлением Киевского митрополита 151-290 КИЕВСКАЯ КОМИССИЯ ДЛЯ РАЗБОРА ДРЕВНИХ АКТОВ (1843-1921), организация, учрежденная в Киеве в 1843 г. с целью выявления, изучения и публикации архивных документов 290-292 КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ [киевское знамя], нотолинейная система записи одноголосных и многоголосных богослужебных песнопений РПЦ 292-302 302-305 305-306 307-308 «КИЕВСКИЕ ЛИСТКИ» один из древнейших памятников старославянского языка и глаголической письменности (X - нач. XI в.) 309-310 321-322 КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ФЕОФАНИЯ) (Киевской епархии УПЦ), расположен в Голосеевском р-не Киева, в исторической местности Феофания 322-325 325-328 328-336 311-315 315-321 336-349 349-353 353-364 364-369 370-380 381-383 383-387 387-390 390-393 КИЕВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1922 ГОДА собрание архиереев, клириков и мирян правосл. епархий Украины, состоявшееся в Киеве 2-4 сент. 1922 г. 393-396 КИЖИ (Гос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»), архитектурный комплекс, сооружения к-рого относятся к XVIII-XIX вв. 396-401 КИЗИК город на юж. берегу Пропонтиды (Мраморного м.), кафедра епархии К-польской Православной Церкви, совр. локализация - Балкыз (или Белкис), близ Эрдека, Турция 401-404 КИЗИЛТАШСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ СТЕФАНА СУРОЖСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Феодосийской и Керченской епархии), находится близ с. Краснокаменка (Кизилташ) Феодосийского р-на Крыма 404-407 407-410

http://pravenc.ru/vol/xxxiii.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010