игум. Иоанн (Рубин) Опыт воцерковления бывших неопятидесятников Протоиерей Сергий Дергалев Секретарь Ученого совета Белгородской православной духовной семинарии, руководитель Православного молодежного миссионерского центра, доцент кафедры теологии социально-теологического факультета Белгородского государственного университета, настоятель Богоявленского храма, г. Белгород, кандидат философских наук, доцент В г. Белгороде в Школе искусств 1 24 ноября 1995 г. состоялся первый съезд Православной молодежи Белгородской и Старооскольской епархии. На нем было принято решение организовать в г. Белгороде Православный молодежный миссионерский центр (ПММЦ). Главными задачами центра были: миссия и воцерковление молодежи, а также противодействие представителям новых религиозных движений, в том числе неопятидесятникам. Результатом апологетической деятельности стало то, что около 50 неохаризматов вернулись в лоно Православной Церкви. В 2013 г. ПММЦ исполнилось 18 лет. За эти годы сформировались основные направления миссионерской деятельности Центра: • миссионерская деятельность в молодежной, студенческой и школьной среде; • встречи и беседы с представителями новых религиозных движений; • катехизаторская деятельность – наставление православных христиан истинам веры; • совместные паломнические поездки, совершено более 50 паломничеств; • организация детских православных лагерей; • издательская деятельность; • дела милосердия – при храме святого великомученика Пантелеймона в городской больнице 2 создано сестричество, ведущее социальную и просветительскую работу. Большое значение имеет катехизаторская работа, способствующая более глубокому пониманию православными своей веры и формированию умения отстаивать православное вероучение в беседах с инославными и иноверными. В Белгородском государственном университете, на социально-теологическом факультете, проводятся катехизаторские занятия для всех желающих. На занятиях разбираются основы православного вероучения, читаются и комментируются Священное Писание и творения святых отцов, обсуждаются фильмы, включающие православную проблематику, затрагиваются острые вопросы современной жизни. Устраиваются и диспуты с представителями новых религиозных движений.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neopjati...

протоиерей Глеб Каледа (02.12.1921–01.11.1994) Апологетика Дневники Нравственное богословие Проповеди протоиерей Глеб Каледа Священнослужитель, религиозный деятель и церковный писатель. Доктор геолого-минералогических наук, профессор. Первый ректор Катехизаторских курсов, впоследствии преобразованных в Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Первый московский священник, служивший в тюрьмах. Биография Родился и вырос в православной семье, после окончания школы (в 1941 г.) был призван в армию и прошел всю войну гвардии рядовым, после демобилизации (в 1945 г.) поступил в Московский геолого-разведочный институт, затем в аспирантуру (1951 г.). В это же время он вступает в брак с Лидией Владимировной Амбарцумовой, дочерью его первого духовника, ныне прославленного в лике священномучеников священника Владимира Амбарцумова. Последовали рождение и воспитание детей, защита кандидатской диссертации, научная и педагогическая работа. В 1972 г. он был тайно рукоположен в диакона и иерея, и с этого момента обширная научная деятельность (защита докторской диссертации, присвоение звания профессора, руководство сектором и отделом) проходит одновременно с тайным священническим служением в домовой церкви. После выхода в 1990 г. на открытое священническое служение и вплоть до 1994 г. — клирик и настоятель в московских храмах, основатель и первый ректор православных катехизаторских курсов (которыми была заложена основа сегодняшнего ПСТГУ), зав. сектором просвещения и катехизации Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, первый настоятель храма Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме (будучи в это же время священником храма Преподобного Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре); в 1994 г. возведен в сан прото­иерея. За этим простым перечнем фактов стоит жизнь человека, с самого детства преданного Церкви (в детской игре во дворе он на стороне белых, потому что красные не верили в Бога). В подростковые годы по благословению своего духовного отца он, не привлекая к себе лишнего внимания, разыскивал и посещал в Подмосковье семьи “лишенцев”, то есть оставленных без про­довольственных карточек священнослужителей и мирян, подвергшихся гонениям за религиозные убеждения, — для оказания им помощи (воспоминания игумении Иулиании (Каледы) и священника Кирилла Каледы).

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Оглавление Пояснительная записка Введение Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов обусловлено необходимостью качественного развития катехизической деятельности в Русской Православной Церкви на современном этапе. Катехизация, как содействие уверовавшему в Бога человеку в обретении основ православного мировоззрения и образа жизни по Христовым заповедям, в сознательном и ответственном участии в литургической жизни Церкви, должна осуществляться на системной основе и быть обеспечена подготовленными к этой деятельности кадрами. В связи с решением Священноначалия о введении штатной оплачиваемой должности катехизатора на приходе и в благочинии на всей канонической территории Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор 2011 года постановил разработать механизмы подготовки катехизаторов (Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п.18)). Первыми учреждениями, начавшими осуществлять систематическую подготовку катехизаторов, стали катехизаторские (богословско-педагогические) курсы. С начала 90х гг. курсы – наиболее распространенная форма образования в основном для мирян, желающих осуществлять духовно-просветительскую деятельность на приходах. Учащиеся курсов получают базовую богословскую подготовку, а также основы педагогической и катехизаторской работы. Многие выпускники курсов осуществляют служение в качестве преподавателей воскресных школ для детей и взрослых. Однако на настоящий момент в ряде епархий отсутствуют подобные центры подготовки катехизаторов, а имеющиеся работают по различным программам и предъявляют неодинаковые требования к выпускникам. Введение определенного стандарта призвано обобщить и систематизировать накопленный опыт подготовки катехизаторов с учетом современных задач, стоящих перед катехизацией, и, по возможности, распространить его во все епархии.

http://azbyka.ru/katehizacija/cerkovnyj-...

В Московском Свято-Даниловом монастыре состоялся Круглый стол на тему «Катехизация в современной Церкви: вопросы, опыт, пути развития», организованный Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. В Московском Свято-Даниловом монастыре состоялся Круглый стол на тему «Катехизация в современной Церкви: вопросы, опыт, пути развития», организованный Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Среди участников были наместник Свято-Данилова монастыря, архимандрит Алексий (Поликарпов), руководитель Школы молодежного служения ЦДРМ, игумен Петр (Мещеринов), протоиереи Димитрий Смирнов и Алексий Уминский, главный редактор газеты «Московский церковный вестник» Сергей Чапнин и другие. Они рассказали о своем опыте и отношении к острым проблемам катехизаторской деятельности. Сотрудники ЦДРМ также представили новое учебное пособие для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов под названием « Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе». Оно составлено как сопутствующий материал к общецерковному документу «Задачи, принципы и формы организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви», разработка которого ведется с 2005 года, но пока не завершена по причинам, многие из которых были озвучены участниками Круглого стола: нехватка профессиональных катехизаторов, недостаточный уровень подготовки самих священнослужителей, отсутствие общецерковной системы подготовки людей к Крещению и работы катехизаторов с новоначальными. Многое держится на отдельных энтузиастах. Сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ священник Игорь Киреев сказал в своем выступлении, что почву для принятия этого документа должны готовить «наиболее активные священники», а таких немного. На круглом столе была продолжена дискуссия, развернувшаяся в рамках V Богословской конференции по церковным таинствам . Участники выступали ярко, аргументировано, но в каких-то вопросах их мнения сильно различались –   об огласительных беседах, подготовке к Таинству Венчания и Крещении младенцев   и т.д.

http://pravmir.ru/na-plechax-entuziastov...

«Катехизация: существующие проблемы и пути их решения» Доклад епископа Саратовского Лонгина Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братия и сестры! С исторической точки зрения катехизаторская деятельность является не просто необходимой, а совершенно естественной для Церкви, органичной частью ее существования. Само это слово в христианском мире обозначает обучение основам вероучения, приобщение к полноте жизни в Церкви. В наше время вопрос катехизации стал одним из самых насущных и в то же время, пререкаемых в современной церковной жизни. Вот почему так важна представившаяся сегодня возможность обсудить эту проблему и поделиться опытом ее решения. На протяжении многих десятилетий, почти целого века Церковь была поставлена в условия, когда подобная деятельность была принципиально невозможной, любые попытки катехизации, как, впрочем, и живая проповедь, считались антигосударственным, уголовно наказуемым деянием. И проблема в том, что за это время выросли целые поколения и мирян, и священнослужителей, которые не готовы к такой работе, не желают, с одной стороны, учиться чему-либо, а с другой — обучать. В первое десятилетие возрождения церковной жизни в России, которое так часто называют временем второго Крещения Руси, неестественность этой ситуации ощущалась не так остро. Стремление креститься было массовым, многие люди, не ходившие в храм при Советской власти, росли в семьях, где сохранялись еще какие-то черты дореволюционного воспитания. Многие из старых прихожан (это бабушки и дедушки моего поколения) учились в церковно-приходских школах, в других учебных заведениях, где преподавался Закон Божий. Часть своих знаний они передали своим детям и внукам, так что можно говорить о том, что некоторая часть прихожан наших храмов рубежа 1980-1990-х гг. еще имела определенное представление о Церкви: они знали, что такое Церковь, были знакомы с богослужением, отчасти со Священным Писанием, священной историей. Однако к концу XX века эта преемственность, которая тоненькой ниточкой связывала нас с дореволюционной Россией, практически прервалась.

http://pravoslavie.ru/33773.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Огласительная работа на уровне благочиния Пошаговая инструкция по организации катехизаторских курсов на уровне благочиния. Практические аспекты организации огласительной работы I. Bbeдehue Катехизация, то есть обучение вере новоначальных христиан, является одной из аксиом пастырского душепопечения. Церковь имеет огромный исторический опыт катехизации. Согласно каноническим нормам от освоения вероучения перед Крещением человека может освободить только тяжкая болезнь, а после Крещения (если человек был крещен в болезни), только смерть. В случаях выздоровления каноны предписывают изучать веру (47 правило Лаодикийского собора). Однако фактическая ситуация сегодняшнего дня являет нам полную противоположность историческому опыту Церкви и каноническим нормам. Временной промежуток, в рамках которого мы можем оценивать состояние катехизации — с начала 90–х годов прошлого века до настоящего дня. Статистических исследований в данной сфере не проводилось. Однако и без подсчетов ясно, что из людей, обратившихся к вере, за указанное время систематической катехизации удостоились только те, кто посещал учреждения духовного образования. В очень небольшом количестве приходов проводились и проводятся систематические беседы по изучению Священного Писания и Предания Церкви, через которые проходит незначительная часть прихожан. Вопрос же о ликвидации всеобщей религиозной безграмотности практически не ставится. Даже среди постоянных прихожан подавляющее большинство являются «самоучками». Последствия религиозной безграмотности прихожан проявляются в бессистемности личной духовной жизни, в неразвитости приходских общин, в слабости миссионерской деятельности и молодежной работы при храмах. Для того чтобы поднять уровень личного благочестия православных верующих, укрепить приходы, развить миссионерское, молодежное и прочие направления внебогослужебной деятельности, необходимы качественные изменения в организации приходской жизни. Проблемы катехизации невозможно решить в отрыве от всего уклада жизни приходов. И именно решение проблемы катехизации позволяет органично и последовательно подходить к решению других вопросов приходской жизни. Только в таком ключе — изменения всего уклада приходской жизни через решение вопросов катехизации — возможно развитие евхаристических общин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

поиск:   разделы   рассылка Петр (Еремеев), игумен Государственная аккредитация духовных семинарий и академий как путь интеграции духовных учебных заведений в национальную систему высшего образования Источник:  Богослов.ру Сегодня Русская Православная Церковь в связи с изменением политической формации в развитии нашего государства, вынуждена выбирать путь, по которому будет осуществляться дальнейшее развитие духовного образования, модернизация организационной структуры и учебных программ высших духовных учебных заведений. Этому выбору посвящена данная статья. Духовное образование в России на сегодняшний день находится в состоянии определения новых форм научного и образовательного процесса, определения направления своего развития в двадцать первом веке. Наша духовная школа в лице ее лучших представителей всегда стремилась избегать мертвых форм. История свидетельствует, что реформирование духовного образования в России всегда имело целью совершенствование условий для научно-богословского развития духовных школ, повышения качества педагогико-воспитательной деятельности научно-преподавательского состава духовных академий и семинарий. Сегодня Русская Православная Церковь в связи с изменением политической формации в развитии нашего государства, вынуждена выбирать путь, по которому будет осуществляться дальнейшее развитие духовного образования, модернизация организационной структуры и учебных программ высших духовных учебных заведений. Цели государственного лицензирования и аккредитации духовной школы По мысли Святейшего Патриарха Кирилла, в новых условиях " главным мотивом, подвигающим нас к реформированию системы духовного образования, является необходимость повышения уровня обучения и воспитания. Она также должна стать уважаемым и авторитетным партнером как для российской светской, так и для зарубежной богословской образовательных систем " Система духовного образования должна быть динамичной, отвечать современным требованиям государственно-конфессиональных отношений в стране, а также потребностям Церкви в успешной миссионерской, катехизаторской и иной деятельности. Как это сделать, сохранив богатое наследие нашей духовной школы и вместе с тем обеспечив успешное развитие духовного образования и церковной науки в современном мире?

http://religare.ru/2_74941.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Миссионерская деятельность Миссионерское служение РПЦ См. также: Миссионерство. Миссиология 1656– 1672). 1131. Муравейник А., Соколов М. Н а Чукотке//ДМ. 1996. Вып. 2. С. 71–79. Деятельность миссионерско-катехизаторской группы ТСЛ и МДА в июле 1993 г. 1132. Уляхин В., свящ. Православная миссия в Якутии в августе 1997 г.//БСб. 1999. 3. С. 312–319. Зарубежные диаспоры РПЦ См. также: Русская Православная Церковь За границей 1203–1209). 1133. Митрофанов Г., прот. Из истории Русской Православной Церкви ХХв.: (К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920–1927 гг.)//ХЧ. 1991. 1. С. 10–30; 2. С. 7–39; 3. С. 30–60; 4. С. 5–28; 5. С. 5–43. 1134. Поспеловский Д. В. Из истории русского церковного зарубежья: [Лекции, прочит. в 1991 г. в ЛДА, МДА, Костромской ДС]//ЦиВр. 1991. 1. С. 19–64; 2. С. 53–71. 1135. Поспеловский Д. В. Роль русского зарубежья в распространении Православия//АиО. 1994. 1. С. 73–81. 1136. Энеева Н. Т. Православная миссия русской эмиграции//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 329–332. Восточная Европа 1137. Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (1921– 1939)//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 404–414. 1138. Косик В. И. Политика и Православие: (Из истории русско-болгарских отношений)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 142–158. 1139. Миронова Е. М. Миссия и колония: (К вопросу о роли российской миссии в Белграде и формировании и жизни Русской беженской колонии в Королевстве сербов, хорватов и словенцев)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 311–321. 1140. Степанов Н. Ю. Русские средние учебные заведения в эмиграции в Югославии в 1920-е годы//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 306–311. Западная Европа 1141. Евлогий (Георгиевский), митр. Западно-Европейских русских Церквей. Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и митр. Евлогия (Георгиевского), Управляющего православными русскими Церквами в Западной Европе, 1927–1930 гг.: Документы из Архива ОВЦС МП//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 75–110; 3(6). С. 105–124; 4(7). С. 124–145; 1999. 1(8). С. 218–261.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Αρχεο Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий: Архиерей должен знать каждый приход своей епархии 28 Ιουνου 2011 τος 14:30 В интервью «Журналу Московской Патриархии» 7, 2011 г.) управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий рассказал о церковно-административных реформах в жизни Русской Православной Церкви. — Ваше Высокопреосвященство, в мае Священный Синод принял решение выделить из Саранской епархии две новых — Ардатовскую и Краснослободскую. С какой целью? Как вы видите задачи новых епархий и их правящих архиереев? — Наша задача — развивать миссионерскую, благотворительную, молодежную, катехизаторскую и педагогическую деятельность в благочиниях и на приходах, а это требует повышенного внимания епархиального архиерея к каждому приходу, к каждому благочинию. Одному архиерею, у которого в управлении находится триста приходов, все это осуществить и проконтролировать невозможно. Нужна более активная работа архиерея с приходами, и с этой целью мы решили открыть две новые кафедры. Наша мечта, наша задача — открыть такое количество храмов, чтобы приход объединял тысячу человек. Сегодня у нас в среднем по России один храм на 10 000 человек. Это малоэффективно, полноценную приходскую жизнь организовать очень трудно. Когда я приехал в Саранск, то в храмах города одновременно молилась тысяча человек. Сегодня у нас в городе построены новые храмы и в большие праздники в них одновременно молятся 10 000 человек. За двадцать лет паства увеличилась в десять раз. В других епархиях ситуация похожая. Разделив Мордовию на три епархии, мы решим основные наши проблемы. Новые епископы смогут более последовательно и внимательно работать с приходами. Что скрывать, приходские священники довольно инертны. Они не всегда понимают, зачем нужна преподавательская работа, воскресные школы, социальная работа... Для меня же этот вопрос решен. Например, откуда я беру своих иподьяконов? Только из воскресной школы! Дети учатся, подрастают, мы их вводим в алтарь. Проходит немного времени, и у нас уже появляется 10-15 кандидатов в иподьяконы, в училища, в семинарии. Без них мы не сможем заполнить вакантные священнические места. Поэтому нам нужно обязательно эту работу развивать. В Мордовии рождаемость небольшая, все дети буквально нарасхват. Если Церковь не занимается воспитанием молодежи, будущего у нас не будет. А с таким подходом у нас будущее есть, я уверен.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4524099...

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева Участники XVII Рождественских чтений поделились опытом катехизационной работы на приходах Источник:  Благовест-инфо " Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования " , – – с этим положением из рекомендаций Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ не спорил ни один участник секции XVII Рождественских чтений, прошедшей 16 февраля в гостинице " Даниловская " . На секции " Организация катехизации и духовно-нравственного воспитания в благочинии и на приходе " обсуждались проблемы привлечения мирян к катехизации, ответственность настоятелей за организацию просветительской работы на приходе, консолидации приходов в рамках благочиния и их взаимодействие в деле катехизации. Заседание носило исключительно практический характер, состоялся обмен опытом организации приходской катехизации и оглашения (подготовки к крещению). Священник Игорь Киреев, зав. сектором церковно-приходского образования Синодального отдела, представил в начале заседания рекомендации, разработанные Отделом, – – " О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования " . Рекомендации разработаны во исполнение определения Архиерейского Собора 2008 г. " О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ " (п. 14). В тексте рекомендаций подчеркивается, что Церковь должна оказать помощь человеку " в сознательном и ответственном вхождении в церковную жизнь, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни " . Вся ответственность за организацию катехизаторской работы в приходе лежит на настоятеле, которому рекомендуется привлекать к этой работе " богословски образованных мирян " . Возможны разные формы работы: это и огласительные и послекрещальные катехизические беседы, приходское консультирование, воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, занятия по изучению Св. Писания и т.д. Подробно говорится о подготовке к таинству Крещения: со всеми взрослыми (не только крещаемыми, но и с родителями и восприемниками младенцев) следует проводить огласительные беседы, а также – индивидуальную предкрещальную исповедальную беседу со священником (со взрослыми крещаемыми). Само совершение таинства Крещения должно быть " эффективной формой катехизации " , говорится в документе; рекомендуется проведение крещальных литургий. Также обращается внимание на необходимость подготовки к таинству венчания, чтобы брачующиеся " осознавали христианский смысл брака и ответственность за него " . Для организации всей этой работы настоятельно рекомендуется создать всецерковную систему катехизаторских курсов, которые работали бы во всех епархиях и благочиниях, а также наладить координацию этих новых структур с епархиальными миссионерскими и " молодежными " отделами.

http://religare.ru/2_62448.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010