Когда близился первый выпуск в 1886 г., в распоряжении миссионеров появились два циркулярных документа: «Инструкция для учителей миссионерских школ» и «Советы для миссионеров Алтайской и Киргизской миссий» 370 . Оба документа составлены совместно начальником Миссии епископом Макарием (Невским) и заведующим училищем иеромонахом Мефодием. «Инструкция» призвана упорядочить учебный процесс в миссионерских школах, в ней сформулирована краткая программа обучения, указаны важнейшие дидактические принципы, дан перечень приемлемых учебников. Пункт 9, например, указывает, что обучение детей «инородцев» должно происходить на алтайском языке. Даже после того как дети освоят русскую грамоту, они должны будут в равной степени учиться самостоятельному чтению как на русском, так и на алтайском языках. Цель этого – дать возможность учащимся после выхода из школы продолжать образование. В пункте 15 говорится: «Способнейшие ученики миссионерских школ инородческого происхождения или хорошо знающие инородческий язык могут поступать в Бийское Катехизаторское училище не иначе, как достаточно усвоив знания, какие можно сообщать по предметам для церковно-приходских школ за первый год». Таким образом, начальник миссии, открывая возможность поступления в училище всем желающим, окончившим курс миссионерской школы, ставит задачу учителям привести учебный процесс в школах к единообразию. В «Советах для миссионеров…» указаны условия, которые необходимо соблюдать при наборе «питомцев, назначаемых для образования в катехизаторское училище». В первую очередь, требовалась нравственная неиспорченность. Были также и формальные условия. После выпуска пансионер обязан был трудиться в распоряжении миссии не менее шести лет. Такое правило сохранилось и позднее. Предусматривалась также возможность денежной компенсации за обучение вместо «отработки». Со временем уровень училища стал довольно высоким, и для жителей Горного Алтая учеба здесь была единственной возможностью получить высшее образование. В начале ХХ в.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Практическая реализация полученных знаний у учащихся происходит в Миссионерском отделе МДАиС, под руководством игумена Пантелеимона (Бердникова). В сферу ведения этого отдела входит проведение миссии преподавателями и студентами в образовательных учреждениях г. Сергиева Посада, работа с социально неблагополучными категориями населения, детскими домами, медицинскими и культурными учреждениями, местами заключения и частями военных структур, издательская деятельность, а также участие в миссионерских экспедициях . Получение миссионерского образования в семинариях ограничено для многих людей в силу территориальной отдаленности, трудности и затратности поездок и по другим причинам. В связи с этим можно указать на прогрессивный пример Алматинской Духовной семинарии, при которой был учрежден специальный Миссионерский Богословский факультет с дистанционной формой обучения . В качестве типового автор представляет пример Ташкентской Православной Духовной семинарии, где преподает учебную дисциплину «Практическая катехизация». Данный предмет направлен на проведение воцерковляющей миссии среди различных категорий номинальных православных христиан, социально неблагополучных категорий населения, бывших сектантов, детей и молодежи, и др.; в его рамках изучается основы миссии в местах заключения, в СМИ, а также рассматриваются практические вопросы организации миссионерской структуры на приходе и методы ведения социальной работы. Данная учебная дисциплина преподается как практическая на Пастырско-богословском отделении семинарии, а также как основная на трехгодичном женском Катехизаторском отделении, действующем с 2007 года, выпускницы которого приобретают квалификацию «катехизатор, церковный педагог». В качестве вспомогательных дисциплин на Катехизаторском отделении изучается катехетика, основы классических педагогики и психологии; из общесеминарского курса в программу включены Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, исторические дисциплины, катехизис, догматическое богословие, риторика, эстетика, литургика, основное богословие, нравственное богословие, учебная дисциплина «Таинства Церкви».

http://bogoslov.ru/article/3763875

Что касается строительства, то, подводя итоги истекшего года, необходимо отметить, что, к сожалению, многие работы по возведению храмов, часовен, колоколен, по благоукрашению и оформлению интерьеров, осуществлению настенной росписи устройству иконостасов проводятся без оценки экспертов Епархиальной искусствоведческой комиссии и правящего архиерея, каковым является Патриарх. Решения Епархиальной искусствоведческой комиссии должны носить не рекомендательный, а директивный характер, а потому важно, чтобы в обсуждении проектов участвовали их авторы, настоятели, члены приходского совета. Работа Искусствоведческой комиссии в ее нынешнем формате почти всегда ограничена только рассмотрением эскизов, крайне редки случаи, когда настоятели посещают Комиссию в процессе и по завершении работы для получения профессионального совета или оценки. Осмотр места проведения работ на объекте и контроль за их исполнением должны стать неотъемлемой частью служебных обязанностей членов Комиссии или созданных из ее членов выездных рабочих групп. Соответствующие протоколы после подписания их председателем Комиссии должны представляться в канцелярию Патриарха на его благословение, а в случаях грубых нарушений проектов и технологии — на рассмотрение Епархиального совета для принятия необходимых мер. Планируемое возведение в Москве храмов «шаговой доступности» также должно быть поставлено под должный контроль Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете столицы. Внебогослужебная приходская деятельность складывается из работы на приходе и из взаимодействия с внешним миром. Это, прежде всего, социальное, молодежное и катехизаторское служение. Активная работа по этим направлениям началась не так давно, отсюда — симптомы болезни роста. В присланных отчетах благочинных именно на эту тему больше всего размышлений, высказанных тревог и опасений. Показательны рассуждения благочинного Троицкого округа. Касаясь задач, поставленных перед столичным клиром на Епархиальном собрании 23 декабря 2009 года в сфере организации на приходах социального, молодежного и катехизаторского служений, констатируются возникшие в связи с этим проблемы: «В ходе осуществления данных задач оказалось, что приходы, настоятели и духовенство не способны эффективно выполнять их. Наблюдается следующее явление: приход, активно занимающийся социальным служением, оказывается в дефиците времени, материальных и кадровых ресурсов для выполнения других — молодежного и катехизаторского — служений».

http://patriarchia.ru/db/text/1346828.ht...

Структура Отдела соответствует направлениям его деятельности, указанным Архиерейским Собором 1994 года в его определении «О задачах Русской Православной Церкви в сфере религиозного образования». В этом определении Собора была сформулирована стратегия развития религиозного образования Церкви на ближайшие десятилетия. Основной целью деятельности Отдела является попечение о религиозном образовании и духовно-нравственном просвещении общества в соответствии с учением и традициями Русской Православной Церкви. Отдел осуществляет: - методическое руководство преподаванием вероучительных предметов, а также православным обучением и воспитанием в православных религиозных организациях, в православных учреждениях общего, основного, дополнительного и профессионального образования; - методическое руководство преподаванием связанных с религией дисциплин, входящих в образовательные программы государственных и муниципальных образовательных учреждений; - экспертизу и подготовку изданий учебной и катехизической литературы в православных религиозных организациях; - содействие православным религиозным организациям в осуществлении православного образования, духовно-нравственного просвещения и катехизации; - содействие в правовом обеспечении образовательной, катехизаторской и духовно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви; - координацию деятельности епархиальных отделов религиозного образования; - проведение конференций, семинаров, симпозиумов, выставок по вопросам религиозного образования и катехизации, а также по вопросам культурно-просветительской деятельности. На Архиерейском соборе 1994 года религиозное образование было признано исключительно важной областью деятельности Церкви. За десять лет, прошедших после собора, в этой области была проделана многообразная, огромная и плодотворная работа. Несмотря на чрезвычайные трудности, практически полное отсутствие помещений, пригодных для занятий, финансовую необеспеченность, недостаток образованных педагогов из священников и мирян, церковная система религиозного образования к настоящему времени заметно окрепла.

http://sedmitza.ru/lib/text/429571/

С введением механизмов сетевого взаимодействия (по аналогии с осуществлением «кустовой» структуры Епархиальных миссионерско-катехизаторских и библейско-богословских курсов в благочиниях) становится возможной реализация новой модели организации образовательной экологической деятельности в Московской области. Сетевая структура позволяет осуществить переход от стандартной модели разрозненной экологической деятельности, при которой разноплановые экологические мероприятия и акции ежегодно проводятся в соответствии с региональной программой, к модели «Сетевых региональных целевых экологических проектов». При таком подходе мероприятия и исследования группируются в единый комплекс действий, направленный на решение конкретной экологической проблемы, общей для всей территории Подмосковья. Такая деятельность осуществляется и идейно интегрируется в рамках единого регионального экологического сетевого проекта. Такой подход обеспечивает переход на качественно иной уровень эффективности решения экологических задач регионального масштаба. Он позволяет объединить усилия проектной деятельности школьников образовательных учреждений района, православных гимназий, духовно-просветительских центров, воскресных школ в едином муниципальном (благочинническом) проекте, который в свою очередь может стать частью регионального проекта. Такие проекты после согласования с Управляющим Московской епархией могут выполняться по заказу различных ведомств и под единым научно-методическим руководством специалистов. Сетевое взаимодействие в рамках региональных проектов является основой для осуществления научно-практической и проектной деятельности молодежи. К сетевым проектам можно отнести, например, следующие: - «Хронограф объектов природного, культурно-исторического и духовного наследия Подмосковья» (исследование исторических аспектов создания, развития и трансформации культурно-исторических объектов, природных и антропогенных экосистем, ландшафтных комплексов на территории Московской области); - «Зеленая карта территории Подмосковья» или «Экологический каркас территории Подмосковья»(установление динамики и картирование фактических границ «ядер каркаса» – лесных массивов, лесопарков, парков и «коридоров каркаса» – лесополос, долин рек, балок и оврагов, соединяющих между собой «ядра» на территории Подмосковья);

http://bogoslov.ru/article/4847160

Задачи благочиннического уровня: 1. поддержка и содействие развитию экологической работы на приходах благочиния; 2. координация деятельности приходов благочиния в сфере экологии; 3. обеспечение реализации общецерковных и епархиальных экологических программ и проектов в благочинии; 4. обеспечение участия молодежи и волонтеров в общецерковных и епархиальных экологических программах; 5. направление компетентного представителя для участия в работе епархиального экологического совета; 6. контроль за исполнением приходами поручений епархиального руководства в рамках экологической деятельности; 7. обеспечение информационной поддержки экологической деятельности в благочинии, включая видео- и фотосъемку реализуемых проектов, создание архива экологической работы в благочинии; отражение этой работы на сайте благочиния, в социальных сетях и блогах; 8. организация и проведение собственных мероприятий экологической направленности; 9. привлечение общественных, профессиональных и иных объединений для совместной деятельности в сфере экологии; 10. координация и контроль приходских мероприятий в День молитвы о Божием творении и иные дни, посвященные охране природы; 11. подготовка ежегодного отчета о проделанной экологической работе для ответственного за экологическую работу в епархии. 6. Приходской уровень На приходском уровне общая организация, координация и контроль природоохранной деятельности находится в компетенции настоятеля. Непосредственное осуществление этой работы может быть распределено между штатными ответственными за молодежную, социальную, катехизаторскую и миссионерскую работу. Природоохранная деятельность на приходе может иметь различные формы, в частности: 1. беседы и встречи с духовенством и специально приглашаемыми гостями; 2. включение темы церковной экологической деятельности в просветительскую программу прихода (в рамках воскресной школы, молодежной, миссионерской и социальной работы); 3. проведение экологических акций (субботников, посадки деревьев, детских мероприятий, акций по утилизации вредных отходов);

http://patriarchia.ru/db/text/4158736.ht...

– организует катехизаторскую, благотворительную, церковнообщественную, образовательную и просветительскую деятельность Монастыря; – обеспечивает ведение богослужебного журнала и хранение архива Монастыря; – распоряжается имуществом и денежными средствами Монастыря, в том числе заключает от имени Монастыря соответствующие договоры и совершает иные сделки в порядке, предусмотренном настоящим Уставом (включая сделки, направленные на приобретение либо безвозмездное получение имущества в собственность либо пользование Монастыря); – обеспечивает насельников (насельниц) Монастыря проживанием, одеждой, питанием, медикаментами, лечением и всеми необходимыми средствами для осуществления основных целей деятельности и задач Монастыря; – издает распорядительные документы (распоряжения) по вопросам деятельности Монастыря, отнесенным настоящим Уставом к компетенции Игумена (Игумении); – утверждает штатное расписание Монастыря; – издает распоряжения (приказы) о приеме на работу (увольнении) работников Монастыря; заключает с работниками Монастыря трудовые и гражданско-правовые договоры, а также договоры о материальной ответственности; – выдает доверенности от имени Монастыря; – принимает с письменного разрешения (благословения) Епархиального архиерея решение о создании Монастырем коммерческих (некоммерческих) организаций, а также об участии Монастыря в деятельности коммерческих организаций, в том числе о внесении Монастырем вкладов в уставный капитал хозяйственных обществ; – принимает с письменного разрешения (благословения) Епархиального архиерея решение о создании (упразднении) структурных подразделений Монастыря, не имеющих прав юридического лица и об учреждении средств массовой информации; – осуществляет официальную церковную переписку; подписывает в пределах своей компетенции документы от имени Монастыря; – предоставляет на рассмотрение и (или) утверждение Епархиальному архиерею ежегодные отчеты Монастыря перед Епархиальным архиереем о деятельности Монастыря, финансовые отчеты, иные отчеты Монастыря;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Учебно-воспитательными предметами основной ступени являются: «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет»; «Православное богослужение»; «Основы православного вероучения»; «История христианской Церкви», «Христианская этика». Выбор этих предметов для основной ступени не случаен. Именно через их преподавание реализуется главная цель воскресной школы: приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви, формирование умений и навыков, необходимых для православно-христианского образа жизни. На этой ступени продолжается формирование православного мировоззрения и основанной на нем системы ценностей, дающей возможность нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире как христианина. Стандарт допускает организацию учебно-воспитательного процесса в воскресной школе с использованием авторских, творческих методик и подходов. Что касается организации общей проверки результатов учебно-воспитательной деятельности, то воскресным школам предоставлена возможность самостоятельно выбирать для себя формы контроля, преимущественно творческие. Одной из таких форм может стать участие в межприходских и епархиальных конкурсах и олимпиадах. В этой связи уместно вспомнить «Общероссийскую олимпиаду по ОПК» и Епархиальный конкурс «Уроки добра». Наряду с учебным процессом Стандартом предполагается наличие в воскресной школе и других форм деятельности, развивающих и объединяющих детей. «Дополнительная часть содержания учебно-воспитательной деятельности в воскресной школе помимо кружковой деятельности может осуществляться в таких формах, как летние лагеря, организация и участие в православных праздниках, паломнические поездки, поисковые экспедиции, участие в миссионерской и социальной приходской деятельности, общественно полезные практики (посильная помощь в восстановлении монастырей, храмов, церковных святынь), участие в православных молодежных движениях» . Особо следует остановиться на подборе кадров для воскресных школ. Согласно Стандарту , основными требованиями для педагогов являются: личная воцерковленность и квалификация. Добавим: желательно, чтобы ведущие педагоги воскресной школы были активными членами приходской общины. Что касается квалификационных требований, то они диктуются необходимостью соответствия качества религиозного образования и воспитания требованиям нынешнего времени. Это может быть среднее или высшее богословское образование; среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания; начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование с прохождением катехизаторских/богословских курсов, организованных при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/2877661.ht...

исполняет иные обязательства, предусмотренные настоящим Договором. Священнослужители и иные представители Религиозной организации допускаются на территорию Учреждения по устному согласованию с администрацией Учреждения в целях проведения осуществления предусмотренных пунктом 2.1. Договора видов деятельности. В приложениях к настоящему Договору могут содержаться: список священнослужителей и иных представителей Религиозной организации для осуществления на территории Учреждения предусмотренных пунктом 2.1. настоящего Договора видов деятельности (далее – список священнослужителей (представителей) Религиозной организации); график проведения богослужений и осуществления иных мероприятий в рамках пункта 2.1. настоящего Договора (далее — график религиозных обрядов и иных мероприятий). Религиозная организация использует выделенные Учреждением здания (помещения), иное имущество в соответствии с их назначением. Религиозная организация не вправе передавать данные здания (помещения) третьим лицам. Религиозная организация, в случае прекращения настоящего Договора, обязуется освободить занимаемое здание (помещения) в течение тридцати дней после прекращения договора. содействует Религиозной организации в организации осуществления на территории Учреждения богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний (включая создание условий для оборудования Религиозной организацией зданий (помещений в здании) для совершения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний), катехизаторской и просветительской деятельности, распространения религиозной литературы, аудио, видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения, благотворительной деятельности с соблюдением порядка, предусмотренного пунктом 2.2. настоящего Договора; выделяет в соответствии с действующим законодательством Религиозной организации здания (помещения в здании) общей площадью кадастровый номер , расположенные по адресу в состоянии, пригодном для использования в целях совершения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний;

http://azbyka.ru/zdorovie/bolnichnyj-svj...

В чем же заключается актуальность использования современных методов в миссионерской и катехизической деятельности Церкви? На епархиальном собрании города Москвы 2004 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что перед нами открывается необъятное поле для миссионерских и катехизаторских трудов. Что же означают по своему содержанию, направлению и характеру эти два вида деятельности, на которые указал Святейший Патриарх? Внутренняя миссия Церкви воспитательного характера заключается в освидетельствовании истин православия тем, кто готовится ко святому крещению, и кто, будучи крещен, не получил соответственного научения в вопросах веры и церковно-приходской жизни. Именно у этих людей существует угроза отпадения от Церкви и попадания в оккультные группы и секты. Катехизис — это учебное пособие, составленное в 19 веке святителем Филаретом Московским , содержащее свод вероучительных истин, понятий и определений для наставления в православной вере. Катехизация заключается в научении истинам православия и чину церковной жизни для благоугождения Богу и спасения души. Катехизис — это вероучительное и нравоучительное содержание того, что нужно говорить, а катехизация — это методика того, кому и как говорить. Катехизатор — это специалист, получивший систематическое богословское образование, необходимые умения, навыки и пастырское благословение для проведения на своем уровне духовно — просветительской деятельности. Катехизация в узком смысле слова — это подготовка и проведение огласительных бесед по основам веры для готовящихся принять святое крещение. Катехизация в широком смысле слова — это осуществление от лица православной церкви духовно- просветительской деятельности в различных слоях общества и на разных уровнях с целью привлечения людей к нормам христианской жизни, которые заложены в нас Творцом. Так же в своем слове на епархиальном собрании города Москвы Святейший Патриарх Алексий отметил: «Во многие храмы столицы приходит огромное количество людей невоцерковленных — как москвичей, так и приезжих.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktika-k...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010