Следует при этом помнить, что если пастырь собирается вводить на приходе то или иное «новшество», он должен обязательно объяснить прихожанам (или в проповеди, или на собрании), для чего он это делает. Главная миссионерская цель пастыря – привлечь людей ко Христу, а не отвратить от Него. Также очень важно создание единой молитвенной атмосферы всех молящихся, а не только внимания «молитвенному диалогу» священника и хора. Для этого можно начать с простых вещей. Священник перед службой, сразу после часов обращается к прихожанам: «Братья и сестры, в ближайшие дни будет рожать наша прихожанка N. Прошу вас сегодня на службе помолиться об успешном исходе ее первых родов» (Поводов для молитвенного участия в чужой судьбе может быть много: «муж ушел», «дети заболели», «работу нужно искать» и т. п.). Многие прихожане (и особенно «захожане») настолько погрязли в эгоизме, что даже на «Общее дело» – Литургию, приходят только с личными просьбами и желаниями. Подобные же просьбы священника о молитве рождают любовь и сопереживание. Причем совместная молитва людей, часто, если не всегда, будет рождать ответы в виде чуда. Люди почувствуют, что молитва влияет на мир, что Бог, Который есть Первопричина бытия, через молитву дает и Своим чадам побыть причиной. 3. При приходе обязательно также должна действовать воскресная школа для детей и катехизаторские курсы для взрослых. Что касается школы, то предметы в ней не должны ограничиваться одним «Законом Божиим», но следует также учить детей некоторому мастерству, развивать их творчество. Для этого можно привлекать к участию тех прихожан, которые могут научить детей чему-нибудь интересному и полезному, освоить какой-либо «ремесленный» вид деятельности. Для взрослых следует проводить отдельные беседы (лекции, курсы), на которых помимо приходских тем и личных вопросов стоит отдельно говорить о двух сторонах духовной жизни христианина: понимания Священного Писания («теория» веры) и осмысленного участия в Богослужении («практика» веры). При проведении бесед можно устраивать чаепитие или просмотр художественных кинофильмов (с их обязательным обсуждением). Время для проведения таких бесед пастырь должен назначать, исходя из ситуации и личной занятости, но лучше, чтобы это был не воскресный день (так как после длительной воскресной литургии мало кто будет оставаться еще и на беседы), а какой-либо из дней на неделе (например, пятница), и не с утра, а после окончания рабочего дня (лучшее время с 19 до 21 ч.).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Всех школ в районе действий Алтайской миссии в отчётном году находилось 38 с 1,223 учащимися. Лучшие по успехам и поведению ученики этих школ были отправляемы для дальнейшего образования в Бийское Катехизаторское училище при Бийском архиерейском доме. В этом училище, предназначенном быть рассадником миссионеров для Томской и других сопредельных с нею Епархий, в отчётном году воспитывалось 77 (инородцев 59, русских 18). Многоразличным образом выражалась благотворительная деятельность алтайской миссии, имеющая столь важное значение в служении благовестническом. Исторгнутые из языческой среды и обстановки, оторванные от всех прежних, иногда самых близких связей и отношений, новокрещёные во многих случаях требовали от миссии и особых попечений, и особых, иногда значительных расходов. Бесприютным и бездомным из них надобно было купить бревенчатые юрты или избы, отпускать хлеб на пропитание или натурою, или же выдавать деньги на его покупку, снабжать их сельскохозяйственными орудиями, семенами на посев и пр. Не менее симпатичною формою выражения благотворительности в алтайской миссии служит медицинская помощь, которую о. о. Миссионеры, в меру доступных им средств и познаний оказывают безразлично крещённым и некрещёным инородцам Алтая. При этом некоторые из учителей миссионерских школ и псаломщиков с успехом действуют среди инородцев в качестве оспопрививателей. Правильно организованную медицинскую помощь можно встретить только в центральном пункте миссии; в Бийске, где в отчётном году была построена больница с отдельным помещением для заразных больных. При этой больнице имеются аптека, наёмные врач и фельдшер. Круглые сироты, в малолетнем возрасте, со всех станов миссии, по рекомендации миссионеров, помещаются в Улалинском сиротском детском приюте. В отчётном году в сем приюте содержалось 2 мальчика и 23 девочки. Заведует приютом управляющая женским монастырём, служат сёстры монастыря. Издательская деятельность Алтайской миссии ограничивалась в отчётном году напечатанием на алтайском и русском языках: 1) Бесед к готовящемуся ко Св. Крещению об Истинном Боге и истинной вере, (издание второе, исправленное и дополненное преосвященным Макарием, епископом Томским, при участии одного из алтайских миссионеров) и 2) краткой биографии основателя Алтайской миссии, архимандрита Макария, изданной ко дню его юбилея.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Положение о выдаче представления ОРОиК РПЦ учебным заведениям в целях реализации программы подготовки катехизаторов В Избранное Оглавление Утверждено Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви 30 ноября 2012 г. 1. Отношения, регулируемые Положением 1.1. Настоящее Положение определяет требования к деятельности, порядок и условия отнесения учебных заведений к учебным заведениям, реализующим программу подготовки (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) катехизаторов, порядок и условия выдачи и отзыва представления Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. 1.2. Данное Положение распространяет свое действие на расположенные в Российской Федерации учебные заведения: православные духовные учебные заведения; учебные заведения высшего профессионального образования (вузы); катехизаторские курсы. 1.3. Настоящее Положение принято на основе и в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви и действующим законодательством. К нормативной документации данной сферы также относятся документы: определение Архиерейского Собора 1994 года «О задачах Русской Православной Церкви в области религиозного образования» (п.3:5), определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п.18), документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении Русской Православной Церкви», Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов и иные нормативные акты. 1.4. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви во исполнение данного Положения разрабатывает и утверждает инструкции и приказы, дает официальные разъяснения и рекомендации. 2. Общие положения, термины и определения 2.1. Представление, выдаваемое учебному заведению в рамках настоящего Положения, является документом, который подтверждает соответствие программы подготовки катехизаторов, реализуемой учебным заведением, основополагающим положениям Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов и присваивает учебному заведению право выдавать лицам, прошедшим обучение по программе подготовки катехизаторов, документ церковного образца.

http://azbyka.ru/katehizacija/polozhenie...

Епархиальные комиссии призваны контролировать ситуацию с проведением федерального эксперимента и иметь объективную и полную информацию по всем вопросам. Необходимо наладить взаимодействие со средствами массовой информации по освещению проведения экспериментального проекта, с общественностью, с другими традиционными конфессиями в регионе, участниками проекта. Очень важна организация информационно-разъяснительной работы с родителями учащихся, знакомство их с примерным содержанием предмета по православной культуре (как экспериментального курса, так и в целом по всем годам обучения), основными требованиями к знаниям и практическим умениям учащихся. Нельзя упустить из виду организацию церковного и общественного мониторинга за ходом и результатами федерального проекта на региональном уровне во взаимодействии с другими традиционными конфессиями. Для участников совещания были подготовлены методические рекомендации с развернутым освещением всех этих и других вопросов, касающихся участия епархии в проекте. Как вы понимаете, вся эта огромная работа проводится с целью минимизировать различные риски в ходе проведения столь значимого эксперимента. Еще раз особо хочу сказать о важности взаимодействия Синодального Отдела с епархиальными отделами религиозного образования и катехизации. Этой работе необходимо придать новый мощный импульс, вызванный настоятельной необходимостью активизировать церковно-просветительское и катехизаторское направления деятельности и, конечно же, участие или подготовку к участию в проекте введения в школах России экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики». Задачи, которые ставятся перед Церковью в сфере образования, невозможно решить без заинтересованности епархиальных отделов образования, без них Синодальный Отдел просто не сможет полноценно работать по данному проекту. Синодальный Отдел призван осуществлять общее руководство и координацию деятельности епархиальных отделов образования, и для достижения положительных результатов должна быть проявлена готовность к общению с обеих сторон.

http://patriarchia.ru/db/text/1049370.ht...

Выступили также: протоиерей Игорь Талько, секретарь Владивостокской епархии, протоиерей Ростислав Мороз, руководитель отдела религиозного образования, иеромонах Марк (Корнилов), преподаватель Владивостокского духовного училища, Д.В. Гордеев и Р. В. Секретарев, преподаватели кафедры теологии и религиоведения ДВГУ, М. И Романов, пресс-секретарь епархии. По всем вопросам повестки дня состоялось заинтересованное обсуждение, в результате которого были приняты постановления. Среди других решений форума можно отметить следующие. Съезд постановил - считать одной из главных причин слабого развития на приходах широкой миссионеркой работы и привлечения к ней подготовленных мирян несформированность приходских собраний и отсутствие общинной жизни. У членов приходских собраний имеются ограниченные возможности сопричастности к деятельности храмов, в результате чего у людей теряется мотив и интерес к церковно-общественному служению. Поддержано предложение совершать периодически во всех храмах епархии миссионерские богослужения с благословения архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина без учета продолжительности времени деятельности храма, так как это способствует более эффективному просвещению крещеных людей. Учитывая сложное положение с миссионерскими кадрами в приходах, съезд предложил городским храмам оказывать помощь сельским церквам с целью оказания им поддержки в миссионерско-катехизаторской работе. Все журналы постановлений съезда будут опубликованы на епархиальном сайте в ближайшее время. Проведение регулярных епархиальных миссионерских съездов - традиция Владивостокской епархии , идущая еще с 1913 г., - прокомментировал итоги работы форума игумен Иннокентий (Ерохин). - До 1917 г. было проведено 5 таких собраний, в наше время они были возобновлены в 1997 г. В этот раз у нас получился хороший и живой разговор по самым различным вопросам, хотя лично я, не скрою, переживал, что и как будет, найдут ли отклик доклады. Нашли. Удивительно, за целый день работы - незаметно обычной усталости. Я рад, что у нас есть миссионерский потенциал. Нужно растить кадры. Для миссионеров мы подготовили и раздали много информационного и методического материала. Мне показалось, что участники съезда разъехались домой с очень хорошим настроением и надеждой на будущее.

http://drevo-info.ru/news/7537.html

В данной статье будут предложены методические рекомендации по организации одного из направлений катехизаторской деятельности – огласительной работы на приходах. В качестве основы берется опыт организации общегородской системы оглашения в Обнинском благочинии Калужской епархии. II. Подготовительный этап В пошаговом порядке рассмотрение опыта необходимо начать с анализа существующей ситуации в благочинии. Часто в благочиниях на уровне отдельных приходов уже ведется огласительная работа. За редким исключением приходское оглашение страдает следующими недостатками: 1) кустарные методы работы; 2) бессистемность; 3) отсутствие программы, методики, наглядности, библиотеки, медиатеки; 4) выбор тематики бесед в соответствии с предпочтениями настоятеля; 5) бесконтрольность; 6) значительный отток людей в храмы, где отсутствует оглашение. Все указанные недостатки делают огласительную работу в рамках одного прихода малоэффективной и нестабильной. Анализ ситуации в различных епархиях и на различных приходах показывает, что за прошедшие годы просветительский потенциал единичных приходских инициатив исчерпан полностью. Даже наличие определенного числа отдельных приходов просветительской направленности в епархии или в благочинии не влияет на состояние приходов в целом и на удельный вес воцерковленного населения в регионе их деятельности. Для перехода на качественно новый уровень работы необходима ее систематизация и централизация . Изменение ситуации может произойти в том случае, если, независимо от наличия или отсутствия административных указаний священноначалия, приходы смогут преодолеть межприходскую разобщенность и договориться о взаимодействии. В рамках благочиния, при наличии воли благочинного, могут быть созданы наиболее благоприятные условия для объединения усилий. При этом следует отметить, что в случае формального объединения в отсутствие реальной взаимопомощи серьезного эффекта ждать не приходится. В то же время централизованная работа не исключает сохранение оглашения на отдельных приходах при гибком согласовании централизованной и приходской систем.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

В отчётном году существовало 38, в коих обучалось мальчиков и девочек 1,223 человека. В Катехизаторском училище, при Бийском архиерейском доме, воспитывалось 77 человек (инородцев 59, русских 18), из них: на средства миссии и епархиальные 56, из суммы, отпущенной Хозяйственным Управлением, по определению Св. Синода, на нужды миссии и на стипендии противораскольнического Братства 11 пансионеров, на средства Енисейской епархии 3, на средства Бийского архиерейского дома 4 и своекоштных 3. Киргизская миссия В отчётном году миссия вступает в одиннадцатый год своего существования. В минувшем году Киргизская миссия осчастливлена великим даром: Его Императорское Высочества, Государь Наследник Цесаревич в проезде свой чрез г. Омск, Всемилостивейше благоволил даровать миссии дорожный миссионерский ящик, содержащий в отдельных сафьяновых футлярах: серебряные и позлащенные Св. Крест, Евангелие, дарохранительницу, крестильный ящик, кадило и священническое облачение. Дар этот, как дорогой знак Августейшей милости и внимания к миссии, принят был с чувством глубочайшей признательности и горячею молитвою о вожделенном здравии Его Императорского Высочества. Состав служащих миссии и их деятельность До половины отчётного года было три стана при двух миссионерах. Место Буконского миссионера было свободно и Буконским станом заведовал Больше-Нарымский миссионер. В июле месяце вступил в отправление обязанностей Буконского миссионера священник о. Ефрем Елисеев, получивший специальную миссионерскую подготовку на противомусульманских курсах при Казанской Духовной Академии, принятый Томским епархиальным начальством для служения в Киргизской миссии; миссионер иеромонах Сергий, утверждённый 11 ноября в должности помощника начальника миссии, о коем сказано в отчёте Алтайской миссии, командирован в посёлок Шульбинский, предназначенный к открытию в нём миссионерского стана, о чём ходатайствуется пред Советом Миссионерского Общества. Таким образом, к концу отчётного года миссия состояла из трёх станов: Буконского, Больше-Нарымского, Долонского и имеющего открыться в Шульбинском посёлке, при следующем составе служащих: 1 иеромонах, 3 священника, 4 псаломщика и 2 толмача.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

Категорически не согласен, что бизнес и вера – противоположенные категории. Никакой предприниматель не начнет дела (то есть бизнеса), если не будет иметь веры (пусть и материальной) в его успешное завершение. Вера христианская, православная никогда не запрещала и ныне не запрещает заниматься предпринимательством и не считает успех в мире бизнеса чем-то греховным. Предпринимательство, целью которого является честное зарабатывание денег, имеет право на существование. Благотворительность приветствуется Церковью, но при этом не является обязательной. Более того, благотворительность должна быть разумной и уместной. Не правильно поступит человек, если отправится на вокзал и раздаст все свое имение бомжам, при этом оставив голодными своих собственных детей или подчиненных. Без рассудительности не может быть и добродетели. Вера предпринимателя проявляется в том, что он будет строить свой бизнес максимально эффективно, будет стремиться к личному профессиональному росту, будет заботиться о процветании своих подчиненных. Социальное обеспечение работников, терпимость, дружелюбие в коллективной деятельности, ориентировка на личный профессиональный и духовный рост, катехизаторские мероприятия, православные праздники – вот широкое поле деятельности для православного бизнесмена, руководителя фирмы или корпорации. Если от работы банкира зависят финансовые потоки, а значит, жизнь и здоровье многих людей, то выполняя свою работу добросовестно, банкир может стать верным последователем Христа. И не требуется для этого уходить в землепашцы или дворники. Причем позиция в современном деловом мире православного руководителя, предпринимателя, бизнесмена не должна всегда быть уступчивой, как это может показаться некоторым. Православный человек должен отстаивать свои убеждения и убеждения своих единоверцев не только словом, но и делом, как святой благоверный князь Александр Невский не распахнул ворота перед шведским королем, не предлагал ему помимо Пскова пожечь еще и Новгород, но погнал с земли Русской, защищая своих сограждан, вверенных ему Самим Богом. Так должен поступать и православный предприниматель, отстаивая интересы (как материальные, так и духовные) вверенных ему подчиненных, в рамках, естественно, законодательства и сообразуясь со своей совестью – голосом Божиим в душе человека. Управляющий в ответе за то, чем и как он управил.

http://pravoslavie.ru/104848.html

В этот период значительные изменения претерпели формы и методы социального и молодежного служения, религиозно-образовательной и катехизаторской, информационно-издательской деятельности, организации приходской жизни в епархии. Практическое содействие программам К. и А. е. в сфере культуры и образования с 2011 г. оказывает ведущая правосл. общественная орг-ция региона - Красноярский региональный общественный фонд попечения о духовно-нравственном возрождении Сибири «Ладанка». Договоры о сотрудничестве заключены с краевыми мин-вами культуры, образования, здравоохранения, Управлением внутренних дел и др. ведомствами и учреждениями; представители К. и А. е. вошли в состав 26 общественных советов при мин-вах, управлениях и ведомствах. Для оказания содействия в преподавании курса «Основы православной культуры» создан Архиерейский образовательный центр. При поддержке губернатора края и деятелей науки и культуры РФ в дек. 2010 г. создан Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом». Под него передан дом известного просветителя кафедрального прот. В. Д. Касьянова с целью организации интерактивной музейной экспозиции и духовно-просветительской деятельности, школ иконописи, колокольного звона, духовного пения, церковнослав. языка и истории. С 2011 г. реализуется проект «Открытый славянский университет», в рамках к-рого проводятся публичные лекции правящего архиерея, духовенства, отечественных и зарубежных ученых и писателей в вузах края. При поддержке администрации осуществляются краевые проекты: Пасхальный фестиваль искусств и благотворительности, фестиваль духовной культуры «Покровские встречи», образовательные Рождественские чтения. С 2012 г. выходят новые телепрограммы на светских краевых каналах: «Слово пастыря», «Русский мир», «Светлый день» и др. Издаются исследования по истории К. и А. е. Осуществлены поисковые молодежные и информационно-издательские грантовые проекты. В 2015 г. создан молодежный сайт духовной культуры «Касьяновский дом».

http://pravenc.ru/text/2458967.html

нарада голови Синодального з 23 2015 р. 15:43 23 января 2015 года в рамках Международных Рождественских чтений руководители отделов религиозного образования и катехизации и их представители из епархий Русской Православной Церкви подвели итоги и обсудили задачи развития системы православного образования в регионах. Открывая совещание, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации , отметил: «Радует не сам факт проведения совещаний, а системное улучшение взаимопонимания в вопросах религиозного образования во внутрицерковном взаимодействии, а также повышение профессионального уровня работников православного образования». Митрополит акцентировал внимание участников совещания на необходимости координации работы по каждому из направлений деятельности отделов религиозного образования. Выделяя важные составляющие успешного решения задач, которые сегодня стоят перед руководителями ЕОРОиК, архиерей отметил необходимость полноценного погружения в образовательную тематику, предметность работы по каждому направлению, а также налаживание межъепархиального взаимодействия и развитие сотрудничества Синодального и епархиальных отделов религиозного образования. Глава Синодального отдела обозначил главные задачи по каждому из направлений: дошкольное образование, катехизация, православные школы, воскресные школы, расширение преподавания ОПК, конкурсные работы: «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (православные детские сады, воспитательные группы): Для развития духовно-нравственного компонента в дошкольном образовании есть достаточная нормативная база, обеспеченная как ФГОС (компонент духовно-нравственного воспитания), так и внутрицерковными регламентирующими документами («Православный компонент дошкольного образования»), которые необходимо реализовывать, воплощать на практике. КАТЕХИЗАЦИЯ: В настоящее время разрабатывается общецерковная Концепция катехизической деятельности. В епархиях будут созданы соответствующие местным условиям программы развития этого направления церковной работы, но всегда нужно помнить о том, что ключевое звено в катехизическом процессе — это люди, то есть непосредственно те, кто будет заниматься катехизаторской деятельностью на приходах.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3962219...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010