Данный стандарт представляет собой совокупность положений, которые следует учитывать при реализации программ по подготовке, переподготовке, повышению квалификации катехизаторов в духовных школах, вузах и на катехизаторских курсах для осуществления духовно-просветительской деятельности на уровне прихода и благочиннического округа, а также для аттестации работающих катехизаторов. При составлении стандарта за основу была взята среднесрочная программа, рассчитанная на два (два с половиной) года обучения по очно-заочной форме. Такую программу предлагается считать оптимальной для подготовки катехизаторов. Кроме того, программы обучения могут реализовываться в других формах: очной, заочной, дистанционной. В соответствии со стандартом приготовление к катехизическому служению происходит через духовно-нравственное возрастание и приобретение знаний и имеет своей целью утверждение будущего катехизатора в истинах веры, благочестии и страхе Божием, а также в овладении им профессиональными навыками, необходимыми для осуществления духовно-просветительской деятельности.Большое значение при подготовке катехизаторов должно уделяться воспитательному процессу. По окончании программы обучения предполагается выдавать соответствующий документ церковного образца. На основе стандарта учебные заведения должны разработать свою основную образовательную программу, рабочие программы по изучаемым дисциплинам. Необходимо подчеркнуть, что учебное заведение, осуществляющее подготовку катехизаторов, должно быть тесно связано с благочиниями и приходами, иметь площадки для прохождения слушателями практики по катехизической деятельности. Приветствуется перевод уже действующих катехизаторских курсов на базу духовных учебных заведений или вузов в епархиях, где существует такая возможность. В высших учебных заведениях подготовка может осуществляться, например, по специальности «религиоведение», «теология» с изучением дополнительных дисциплин цикла «Катехизическая деятельность», а также в форме дополнительного образования. В духовных семинариях и училищах приветствуется создание катехизаторских факультетов (отделений). Для более эффективной работы образовательное учреждение может организовывать филиалы в районных центрах, разрабатывать программы заочного и дистанционного обучения.

http://azbyka.ru/katehizacija/cerkovnyj-...

Данный стандарт представляет собой совокупность положений, которые следует учитывать при реализации программ по подготовке, переподготовке, повышению квалификации катехизаторов в духовных школах, вузах и на катехизаторских курсах, а также для аттестации работающих катехизаторов. При составлении стандарта за основу была взята среднесрочная программа в объеме полубакалавриата, рассчитанная на два (или более) года обучения по очно-заочной форме. Такая программа является оптимальной для подготовки катехизаторов. Кроме того, программы обучения могут реализовываться в других формах: очной, заочной, дистанционной. Большое значение при подготовке катехизаторов должно уделяться воспитательному процессу. В соответствии со стандартом приготовление к катехизическому служению происходит через духовно-нравственное возрастание и приобретение знаний и имеет своей целью утверждение будущего катехизатора в истинах веры, благочестии и страхе Божием, а также овладение им профессиональными навыками, необходимыми для осуществления духовно-просветительской деятельности. По окончании программы обучения предполагается выдавать соответствующий документ церковного образца. На основе стандарта учебные заведения должны разработать свою основную образовательную программу, рабочие программы по изучаемым дисциплинам. Необходимо подчеркнуть, что учебное заведение, осуществляющее подготовку катехизаторов, должно быть тесно связано с благочиниями и приходами, иметь площадки для прохождения слушателями практики по катехизической деятельности. Приветствуется перевод уже действующих катехизаторских курсов на базу духовных учебных заведений или вузов в епархиях, где существует такая возможность. В высших учебных заведениях подготовка может осуществляться, например, по специальностям «Религиоведение», «Теология» с изучением дополнительных дисциплин цикла «Катехизическая деятельность», а также в форме дополнительного образования. В духовных семинариях и училищах приветствуется создание катехизаторских факультетов (отделений). Для более эффективной работы образовательное учреждение может организовывать филиалы в районных центрах, разрабатывать программы заочного и дистанционного обучения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Они были замещены другими необходимыми в миссионерской деятельности, предметами – объяснительное чтение Священного Писания , алтайский язык и сведения из психологии и дидактики. Это обстоятельство служило препятствием для поступления выпускников Катехизаторского училища в духовные семинарии. Разрешение поступать в семинарии выпускники инородческого происхождения получили только 17 марта 1893 г. По этой причине к началу 1893/94 учебного года программа катехизаторского училища была преобразована в четырехгодичную по образцу духовных училищ 381 . К началу следующего учебного года, а именно 9 августа 1894 г., было дано право поступать в семинарии без экзамена по древним языкам и выпускникам русского происхождения. Однако это относилось только к тем из них, которые желали посвятить себя миссионерскому служению 382 . Тогда же «с целью дать более основательную подготовку будущим учителям начальных церковных школ был прибавлен пятый класс» 383 . Одним из других мотивов расширения учебной программы стала необходимость более тщательной подготовки к противомусульманской проповеди. Вскоре, в 1895–1896 гг., преосвященнейшим Мефодием была разработана программа шестилетнего обучения в катехизаторском училище. Удлинение программы вело к значительному увеличению затрат, что в условиях нерегулярного финансирования являлось делом рискованным. Затраты на учебный процесс, составлявшие 7–8 тысяч руб. в год, возрастали вдвое. Зная крайне низкий уровень жизни абитуриентов и понимая необходимость качественной подготовки выпускников, миссионеры шли на риск и выступали с соответствующими ходатайствами. Эта важная инициатива нашла поддержку. Учащиеся, поступившие с 1896 г., занимались по шестилетнему курсу. Увеличились денежные поступления в Миссию, главным образом от Православного миссионерского общества. Так, в 1899 г. на школы Миссии и Катехизаторское училище было израсходовано 17 тыс. рублей. Новый устав Бийского миссионерского катехизаторского училища был составлен в 1898 г. и высочайше утвержден 14 сентября того же года.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Екатеринбургская епархия организует педагогическую конференцию Екатеринбург, 3 февраля 2005 г. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в конце февраля отдел церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии организует педагогическую конференцию для педагогов воскресных школ, слушателей и выпускников катехизаторско-педагогических курсов, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Это уже второе подобное мероприятие, проводимое сотрудниками епархиального отдела. Идея встречи православных педагогов родилась в 2004 году, когда многие выпускники катехизаторско-педагогических курсов (а за четыре года деятельности курсов их насчитывается уже более 100 человек), поделились с сотрудниками Отдела желанием продолжить дальнейшее обучение. Состоявшаяся первая педагогическая конференция, посвященная подвигу новомучеников и исповедников Российских, явилась, с одной стороны, частью системы образовательных мероприятий отдела церковно-приходских школ, а с другой – теплой встречей старых знакомых. Предстоящая вторая педагогическая конференция приурочена к 120-летнему юбилею Екатеринбургской епархии. Ее тема: " Краеведение – воспитание души ребенка через святыни малой родины " . Действительно, работа по церковному краеведению в Екатеринбургской епархии ведется. Многие педагоги церковно-приходских школ обращаются к широким возможностям этой деятельности. Будущая встреча педагогов призвана содействовать единой системной краеведческой деятельности в Екатеринбургской епархии. Конференция начнется с пленарного заседания. Затем состоится круглый стол, где педагоги смогут рассказать о своей работе, обменяться опытом. 26 февраля 2005 года, в 10 утра, отдел церковно-приходских школ приглашает преподавателей воскресных школ и всех, кто неравнодушен к духовному образованию, в конференц-зал Храма-на-Крови. Сотрудники епархиального отдела особо обращаются к преподавателям-краеведам, а также к выпускникам и слушателям катехизаторско-педагогических курсов с призывом принять участие в конференции. Любые пожелания и предложения по проведению этого мероприятия будут с благодарностью приняты. Заявки на участие и предложения принимаются до 10 февраля в Отделе церковно-приходских школ по адресу: 620014, Екатеринбург, ул. Ленина, 11-а, 1-й этаж. Тел. для справок 377-00-14. 3 февраля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12565.html

Естественно, что сразу найти, подготовить и «выпустить в жизнь» харизматичных, образованных и опытных просветителей, количества которых хватило бы для всей Русской Православной Церкви, на настоящий момент – задача невыполнимая. Нужно учитывать, что духовенство в нашей Церкви в своем большинстве не имеет светского образования, какой-либо «сторонней» профессии. На свое служение бывшие семинаристы выходят, не имея никакого жизненного опыта и опыта общения с людьми. И из этого «материала» Церковью выпускаются и будут выпускаться на служение значительное число современных миссионеров-катехизаторов. Пока выбор просветительских кадров идет по принципу личного энтузиазма (что радует), но будет слишком самонадеянным ожидать даже от этих людей каких-то громких миссионерских, культурно-просветительских масштабных акций. Но все же и к такой категории катехизаторов можно применить свой критерий успешности их служения. Не имея каких-то особых даров красноречия и убеждения, неопытные пока миссионеры вполне могут достигать определенных положительных результатов, работая по диалектическому принципу «достичь количества для перехода в качество». То есть молодой и неопытный просветитель может проводить какие-нибудь небольшие по масштабу и в плане значимости мероприятия, но проводить регулярно и много . В любом случае в миссионерской аудитории найдется тот, кто, может быть, услышал в лекции слова, перевернувшие его жизнь, кто-то просмотрел задевший его мировоззрение фильм христианского содержания, кто-то проникся интересом к книге, которую обсуждали на очередном просветительском мероприятии. То есть при проведении большого количества «малых» акций даже по законам социологии найдутся люди, которые услышат евангельский зов, а если это еще делается и ради Христа, то услышат с еще большей вероятностью. Таким образом, еще одним, можно сказать, универсальным критерием в оценке катехизаторской деятельности может служить количество проведенных просветительских мероприятий за отчетный период. Практически все рассмотренные здесь критерии успешности катехизаторской или миссионерской работы могут служить не только основой требований, предъявляемых к миссионеру-катехизатору, но также и методическим направлениями, по которым он может вести свою работу. Нужно отметить, что все приведенные критерии не должны в общей совокупности применяться к деятельности каждого катехизатора. Со временем список критериев будет еще расширен, но нужно помнить, что выбор критериев оценки успешности просветительской работы должен зависеть от конкретных условий, в которых просветитель ведет свое служение.

http://bogoslov.ru/article/1464615

Стоит ли бояться «Наших»? По словам Бориса Якименко, руководителя «Православного корпуса» движения «Наши», в ближайшее время стартует эксперимент: его активисты отправятся на московские приходы для проведения миссионерско-катехизаторской работы с молодежью. 13 января, 2010 По словам Бориса Якименко, руководителя «Православного корпуса» движения «Наши», в ближайшее время стартует эксперимент: его активисты отправятся на московские приходы для проведения миссионерско-катехизаторской работы с молодежью. Православный корпус молодежного движения «Наши» готов обеспечить приходы РПЦ миссионерами По словам Бориса Якеменко, руководителя Православного корпуса движения «Наши», в ближайшее время стартует эксперимент: его активисты отправятся на московские приходы для проведения миссионерско-катехизаторской работы с молодежью. «С одной стороны, подчиняться они будут настоятелю, а с другой —координироваться нами. Настоятель будет отвечать за канонические и догматические вопросы, а мы — за методические», — сообщил Борис Якеменко «Нескучному саду». Принимать миссионеров Православного корпуса «Наших» приходы будут в добровольном порядке. «Мы ведем переговоры об этом с рядом московских храмов, — говорит Борис Якеменко. — Я лично провел беседы с будущими миссионерами и убедился в их воцерковленности, образованности. Теперь осталось поговорить с настоятелями тех храмов, где ребята будут работать, и если они согласятся, то мы начнем». Круг конкретных обязанностей миссионеров-катехизаторов из числа активистов движения определится позже и в каждом конкретном случае будет зависеть от пожеланий настоятеля прихода. «Наш миссионер будет поддерживать при храме все те формы деятельности, которые уже существуют, и предлагать свои. Его особым попечением будет вся молодежь, приходящая по любому поводу в храм», — поясняет Борис Якеменко. По задумке инициаторов эксперимента, ответственность миссионера будет простираться и за пределы церковной ограды, его функцией станет вовлечение жителей близлежащего района в церковную жизнь. «Задача миссионера — чтобы о храме узнали все люди, которые живут рядом, чтобы храм стал для них чем-то привычным. Люди должны знать, когда можно прийти на службу, когда причаститься, что и как в храме устроено. На территории храма можно будет проводить часть мероприятий, которые обычно проводятся вне. Вот пенсионеров волнуют те или иные вопросы, начиная от пенсии и заканчивая социальным благоустройством. Вполне можно эти мероприятия устраивать на территории храма, чтобы люди знали, что храм — это то место, где их всегда ждут», — подчеркивает руководитель Православного корпуса «Наших».

http://pravmir.ru/stoit-li-boyatsya-nash...

Главная задача Катехизаторского отделения заключается в обучении профессионально подготовленных преподавателей приходских Воскресных школ, штатных катехизаторов; студентки отделения получают навыки бухгалтерского учета, псаломщиц и регентов церковных хоров, и даже обучаются пошиву богослужебных облачений. Как показывает современная практика, женщины в настоящее время проявляют гораздо большую активность в области духовного просвещения. Учитывая данное обстоятельство, самым оптимальным вариантом становится ситуация, когда студент семинарии связывает свою судьбу со студенткой Катехизаторского отделения, после этого принимает священный сан, и подготовленная чета выпускников семинарии едет на приход восстанавливать полноценную богослужебную и духовную жизнь паствы.   Новые проекты в ближайшей перспективе Приходская миссия, даже ограниченная территорией храма, не имеет существенных ограничений. Не существует проблем с генерацией новых идей, которых может быть великое множество; проблемы возникают с материальной поддержкой этих идей, подбором и подготовкой кадров для их реализации. Просветительский отдел Ташкентской и Среднеазиатской епархии в своих перспективных планах не стремится ограничиться работающими проектами. По мере решения материальных и организационных проблем к запуску планируются следующие проекты с миссионерским содержанием: - с возможным обретением Ташкентской Духовной семинарией собственного автобуса планируется развернуть социальную деятельность, когда студенты Пастырско-богословского и Катехизаторского отделений семинарии будут проводить волонтерскую работу в домах инвалидов и Домах милосердия; - для ведения просветительской работы планируется расширить технический парк Просветительского отдела; с помощью звукоусиливающей аппаратуры для прихожан, ожидающих, например, начала пасхального богослужения или стоящих в очереди за святой водой на Богоявление, будут транслироваться записи выступлений и бесед популярных проповедников нашей Церкви; - в планах Просветительского отдела стоит создание «многопрофильного» телефона доверия, который может работать в режимах информационной службы, консультаций для жертв, пострадавших от сект и оккультных групп, консультаций по личным вопросам духовного характера и по другим актуальным направлениям;

http://bogoslov.ru/article/1259903

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛИКИ ДИАКОНИЯ [греч. Αποστολικ Διακονα - Апостольское служение], миссионерское об-во, находящееся в непосредственном ведении Свящ. Синода Элладской Православной Церкви , координирующее деятельность различных церковных орг-ций (братств, ассоциаций, профсоюзов и т. д.), а также просветительскую деятельность мон-рей и скитов. Существует с 1936 г., офиц. регистрацию получило в 1946 г., устав утвержден в 1969 г. Важнейшей сферой деятельности А. д. является подготовка церковных проповедников, возрождение ин-та духовничества, подготовка духовников, издание правосл. богослужебных книг , организация катехизаторских школ, противостояние инославному прозелитизму. В Уставе Элладской Православной Церкви предусмотрены такие задачи об-ва, как информирование о деятельности А. д. посещающих Грецию иностранных гостей, поддержка проживающих за рубежом правосл. верующих, забота об организации общественной деятельности Церкви и подготовка кадров, организация издательской деятельности, подготовка правосл. программ и публикаций с использованием средств массовой информации и др. технических достижений. А. д. управляется Центральным советом, состоящим из 7 чел., под председательством Афинского архиепископа; в совет входят: епископ - генеральный директор, 2 члена Свящ. Синода, 2 профессора Афинского ун-та и представитель Мин-ва образования Греции. Помимо совета имеется 4 департамента: по адм. и экономическим делам, миссионерско-образовательный, издательский, департамент телерадиовещания и библиотек. В Центре А. д. располагается Исполнительный комитет Свящ. Синода и его Экономический отдел, а также Афинский межхристианский центр, редакции журналов «Екклисия», «Ефимериос», «Феология», газ. «Екклистиастики Алифия», радиостанция Элладской Церкви. 17 нояб. 1958 г. Свящ. Синод Элладской Церкви создал особый Комитет при А. д., занимающийся выработкой единой программы для катехизаторских школ. В 1960 г. в мон-ре Пентелис открылись первые подготовительные курсы. В помощь учащимся было издано «Руководство для катехизатора». С 1958 г. в том же мон-ре работает ДС, деятельность к-рой направлена на повышение образовательного уровня клира.

http://pravenc.ru/text/75714.html

Участники Рождественских чтений обсудили вопросы организации катехизаторской деятельности в епархиях 27 января 2012 г. 15:40 24-25 января 2012 года в рамках I направления XX Международных Рождественских образовательных чтений «Религиозное образование и катехизация в Русской Православной Церкви» в гостиничном комплексе «Даниловский» прошла работа секций, посвященных вопросам катехизации. В работе под председательством митрополита Саратовского и Вольского Лонгина и епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха приняли участие около 150 человек — руководители профильных епархиальных структур, помощники благочинных и настоятелей по катехизации, учащиеся курсов. На конференции «Организация катехизической деятельности в епархии» был представлен принятый Священным Синодом в декабре 2011 года документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» . Докладчики представили наработанный в епархиях опыт по организации системы оглашения и других форм духовно-просветительской деятельности и результаты введения штатных должностей катехизаторов. С проектами «Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов» и «Положение об аттестации катехизаторов» собравшихся на секции «Подготовка и аттестация катехизаторов» познакомили сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации  Русской Православной Церкви Д.А. Туголуков и А.В. Ракушин. Обсуждались вопросы богословской и специальной подготовки катехизаторов, был рассмотрен опыт обучения катехизаторов по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным программам и перспективы использования дистанционных курсов. В рамках работы секции «Практические вопросы катехизации» слушатели были ознакомлены с методиками оглашения, подготовки молодежи к браку, работы в воскресных школах для взрослых. Также был рассмотрен опыт создания курса катехизации через Интернет. Завершая работу направления, владыка Лонгин подвел итоги работы секций, отметив, что дело катехизации перестает быть делом одиночек и все чаще появляются люди, стремящиеся придать ей системный характер. Сайт ОРОиК /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1981889.ht...

6.3.3. На уровне епархий, округов и приходов необходимо находить возможности для материального обеспечения катехизической и образовательной деятельности (в том числе через создание образовательных фондов, прямого епархиального финансирования и др.). 6.4. Следует создавать в епархиальных отделах религиозного образования и катехизации методические центры по катехизации. Учебно-методические материалы по катехизации и воскресным школам должны проходить экспертизу в научно-методическом экспертном совете при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. 6.5. Целесообразно взаимодействие и координация усилий епархиальных отделов религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви с соответствующими епархиальными структурами: а) миссионерскими отделами (комиссиями) – по объединению усилий в организации отдельных сопряженных форм катехизической и миссионерской деятельности; по обеспечению преемственности катехизаторских и миссионерских программ. б) отделами (комиссиями) по делам молодежи – по обеспечению взаимодействия и преемственности между воскресными школами для детей и молодежными организациями; по осуществлению катехизаторских программ для молодежи. в) социальными отделами (комиссиями) – по подготовке социальных работников к катехизической деятельности; по участию педагогов-катехизаторов в социальных программах. 6.6. Взаимодействие епархиальных отделов с синодальным Отделом религиозного образования и катехизации в области катехизической деятельности осуществляется в рабочем порядке, регламентированном Положением о епархиальном Отделе религиозного образования и катехизации. Соответствующие нормативные документы и методические материалы находится в стадии доработки в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Методические разработки и другие материалы по катехизической деятельности находятся и будут появляться на медиа-портале Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви: http :// media . otdelro . ru

http://pravmir.ru/ob-organizacii-katexiz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010