С тобою, богомудрая Анна,/сегодня радуется вселенная:/ибо произвела ты Матерь Избавителя её,/жезл силы, произросший от корня Давидова,/приносящий нам цвет – Христа. Троичен: Славлю Безначальна Бога, Отца и Сына и Святаго Духа,/Единосущную Троицу Несозданную,/Ейже предстоят Серафими благоговейно, зовуще:/Свят, Свят, Свят еси, Боже. Троичен: Прославляю безначального Бога –/Отца, и Сына, и Святого Духа,/единосущную, несозданную Троицу,/Которой Серафимы предстоят, взывая благоговейно:/“Свят, Свят, Свят Ты, Боже!” Богородичен: Пребезначальное Начало начало приемлет из Тебе, Богородительнице, плотским временем/и пребывает собезначально и воплощься Слово Отчее и Духу соприсносущное,/сохраняя Божественное достоинство. Богородичен: Пребезначальное Начало/берет начало из Тебя, Божия Родительница,/во времени земном/и, воплотившись, пребывает/Словом, Отцу собезначальным/и столь же вечным, как и Дух,/сохраняя Божественное достоинство. Катавасия: Услышах, Господи,/смотрения Твоего таинство,/разумех дела Твоя/и прославих Твое Божество. Катавасия: Услышал я, Господи,/о таинстве Твоего промысла,/уразумел дела Твои,/и прославил Твое Божество. Песнь 5. Ирмос: Сеннописанный мрак гаданий разорив/и верных прибытием истины,/Богоотроковицею, озарив сердца,/и нас светом Твоим, Христе, настави. Песнь 5 Канон 1. Ирмос: Рассеяв мглу загадок, неясную как тень,/и озарив приходом истины/чрез Богоотроковицу верных сердца,/путеводи и нас, Христе, Твоим светом. Воспоим, людие, всех вину/сущаго по нам быти Виновнаго:/Еяже образу радовахуся сподобляеми пророцы,/явленное спасение от Тоя плодяще. Воспоем, люди, Виновницу того,/что Виновник всего стал нам сообразен,/Ту, Чей образ сподобляясь видеть, радовались пророки,/получая от Неё плод – непреложное спасение. От суха прозябение жезла иереева/Израилю показа проразсуждение,/и ныне светлость прозябших преславно светит,/от неплодове всеславное рождение. Отпрыск от жезла иссохшего/указал Израилю на выбор священника:/и ныне всеславно Зачатая от бесплодной/необычайно умножает блеск родивших.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Богородичен: Агница Пастыря прииде родити,/готовися, святый вертепе,/пастырие, спешите, Пастыря и Агнца рождшагося видети,/волсви, с дары уготовитеся,/Сему яко Царю поклонитися плотию. Богородичен: Агница Пастыря пришла родить:/готовься, святая пещера;/пастухи, поспешите Пастыря и Агнца рожденного узреть;/волхвы с дарами, приготовьтесь/поклониться Ему, как Царю, во плоти. Катавасия: Бог Сый мира, Отец щедрот,/Великаго Совета Твоего Ангела,/мир подавающа, послал еси нам;/тем, Богоразумия к свету наставльшеся,/от нощи утренююще,/славословим Тя, Человеколюбче. Катавасия: Ты, Бог мира и Отец милосердия,/послал нам Вестника великого Твоего замысла,/дарующего мир./Потому, приведенные к свету Богопознания,/после ночи рассвет встречая,/славословим Тебя, Человеколюбец. Песнь 6. Ирмос: Житейское море,/воздвизаемое зря напастей бурею,/к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти:/возведи от тли живот мой, Многомилостиве. Песнь 6 Канон 1. Ирмос: Житейское море видя/поднимающееся волнами искушений,/я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе:/“Возведи от гибели жизнь мою,/Многомилостивый!” Смерти умерщвление и ада, Блаже, соделал еси разрушение/тридневным погребением Твоим,/жизнь же источил еси, боголепно воскрес, сущим в мире,/Иисусе благий. (2) Смерти умерщвление/Ты совершил, Благой,/и ада разрушение/трехдневным погребением Своим,/и жизнь источил живущим в мipe,/воскреснув, как подобает Богу,/Иисусе, Царь. (2) Ин, отцем: Нрав страннолюбив, вера же высока Авраама, суща праотца;/темже, Божественное таинство образне прием, радовашеся,/пред Христом же текий ныне веселится. Канон отцам Нрав гостеприимен,/вера же возвышена Авраама праотца;/потому он радовался, Божественное таинство образно приняв;/и, предшествуя Христу, ныне веселится. Тварь повину ныне вера отроком даром Зиждителя:/огнь бо всеядец и безстудный устыдеся/чтущих огня делателя, Иисуса Христа. Вера ныне подчинила отрокам/все творение по дару Духа:/ибо огонь всепожирающий и жестокий устыдился/почитающих Творца огня, Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

6) Священнослужители должны быть в светлых епитрахилях и фелонях (а не чёрных, как делают некоторые), дабы не смутить больного представлением, что его «заживо отпевают» (сн. ниже, дополн. к погреб. примеч.). – Епископы, если они совершают елеосвящение, употребляют малое архиерейское облачение (О тайне св. елея, прот. М.Архангельского , 712 стр.). 7) Каждение окрест стола, по общему порядку, должно быть совершено троекратно (там же, 171 стр.). 8) См. 1287 стр. печатного оригинала (о сокращ. чинопосл.). 9) См. 19 янв., 46 стр. 10) См. 1286–1287 стр. печатного ориги (о припев. к троп. кан.). – По обычаю, ирмосы и припевы поются, а канон читается пресвитерами (О тайне св. елея, прот. М.Архангельского , 178 стр.). – Читается также канон и диаконом (см. Ц.В. 1895, 7). – По Львовскому Требнику 1695 г., после каждой песни полагается катавасия: «Возстави от болезни раба Твоего, Милостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю всех Господу Иисусу». Эта катавасия поётся в Киеве в некоторых приходских церквах (Рук. д.с.п. 1888, 2). – По Требникам 1631 и 1651 г., после 3, 6, 9-й песен канона бывают малые ектении (Пособие, 735 стр.). 11) Это замечание указывает, что теперь, после ектении, должно окончательно приготовить елей для освящения, т.е., священник (а не диакон или чтец) должен в бывшее дотоле праздным «кандило» (сн. выше, 2 прим.) влить елей и вино (сн. 1 прим. на 1279 стр.) и смешать их лжицею (О тайне св. елея, прот. М.Архангельского , 181 стр.). 12) Эта молитва, в случае совершения таинства несколькими священниками, должна быть читаема первенствующим, но и остальные священники должны в то же время читать тихо (подобно тому, как, во время призывания Св. Духа на дары, в таинстве евхаристии при соборном служении, – см; выше, 787 стр. печатного оригинала), для чего каждому из них следует иметь свою книгу. – По чину XV в., описанному Симеоном Солунским , все иереи, по прочтении молитвы, совершали над елеем «Божественное знамение креста»; но в нашем «Последовании» благословение елея не положено (О тайне св. елея, прот. М.Архангельского , 182 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

И ныне, Богородичен:  Владыку всех Ты зачала,/всенепорочная Владычица,/добровольно принявшего страдание/и восшедшего к Своему Отцу,/Которого Он не оставил,/хотя и принял плоть. Катавасия: Божественным покровен,/медленоязычный мраком,/извитийствова Богописанный закон:/тину бо оттряс очесе умнаго,/видит Сущаго,/и научается Духа разуму,/хваля Божественными песньми. Катавасия: Косноязычный Моисей,/божественным сокрытый мраком,/ясно изложил Богом писанный закон,/ибо, сбросив нечистоту со взора умственного,/он видит Сущего и знанию Духа научается,/прославляя Его божественными песнями. Песнь 3. Ирмос: Силою Креста Твоего Христе,/утверди мое помышление,/во еже пети и славити/спасительное Твое вознесение. Песнь 3 Канон 1. Ирмос: Силою Креста Твоего, Христе,/утверди мое помышление,/чтобы мне петь и прославлять/спасительное Твое вознесение. Возшел еси Жизнодавче Христе ко Отцу,/и вознесл еси род наш Человеколюбче,/неизреченным благоутробием Твоим. Ты взошел, Податель жизни Христе, к Отцу/и возвысил род наш, Человеколюбец,/по неизреченному милосердию Твоему. Чини ангельстии Спасе,/человеческое естество видевше совосходящее Тебе,/непрестанно удивляеми воспеваху Тя. Полки Ангельские, увидев смертное естество,/восходящее с Тобой, Спаситель,/в изумлении непрестанно воспевали Тебя. Ужасахуся ангельстии лицы Христе,/зряще Тя с телесем вознесшася,/и воспеваху святое Твое вознесение. Изумлялись сонмы Ангелов,/видя Тебя, с телом вознесенного, Христе,/и воспевали святое Твое вознесение. Естество человеческое Христе,/тлением падшее возставил еси,/и восходом Твоим вознесл еси,/и с Собою нас прославил еси. Естество человеческое, растлением падшее,/Ты восстановил, Христе,/и восхождением Твоим возвысил,/и нас прославил с Собою. Богородичен: Моли непрестанно Чистая,/Произшедшаго от ложесн Твоих,/избавитися прелести диаволи,/поющим Тя Матерь Божию. Богородичен: Моли непрестанно, Чистая,/Происшедшего от недр Твоих/об избавлении от обольщения диавольского/воспевающих Тебя, Матерь Божию. Ин. Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице,/Живый и Независтный Источниче,/лик себе совокупльшия, духовно утверди,/в Божественней Твоей славе/венцев славы сподоби.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozneseni...

Поэтому в такие дни в пении канона надобно сообразоваться с указаниями 48 гл. Типик. К канонам глаголем песни: Поем Господеви (Типик, гл. 12, и Окт., л. 89). 1-й лик поет ирмос без припева. 2-й лик поет ирмос без припева. Потом 1-й лик: Поем Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море,– и тропарь. 2-й лик: Помощник и покровитель...,– и тропарь. 1-й лик: Господь сокрушаяй брани...,– и тропарь, и т.д. (см. Ирмолог. л. 134). Катавасия после каждой песни канона в субботние дни может быть только «в господские владычни и богородичны праздники и нарочитых святых всего лета» (Типик., гл. 19), имеющих бдение, полиелей или славословие. Если же этих праздников нет, то катавасия, как и в седмичные дни, поется только после 3, 6, 8 и 9 песней канона, Катавасиею же от недели Всех святых до субботы Мясопустной (исключительно) служат ирмосы из канона Октоиха, так как в означенный срок по субботам поется сначала канон Минеи, а потом Октоиха. Во дни же предпразднств и попразднств катавасиею по субботам служат ирмосы из канона Минеи, так как в эти дни прежде поется канон праздника, а потом канон Минеи: Октоих же оставляется. По 3-й песни и обычной ектении – седален святого из Минеи. Слава, и ныне, богородичен его (Тип., гл. 12; Окт., л. 89 и 386). Если случится предпразднство или попразднство, то, напр., 10 сент. или 22 ноября кондак (также и икос, если есть) святого, седален его же. Слава, и ныне – праздника. О чтении в 12 гл. Типикона не упомянуто, но оно всегда назначается, когда полагаются седальны: слич. Типик., гл. 13. По 6-й песни и обычной ектении кондак и икос святого, если есть (Типик., гл. 12; Окт., л. 89 и 386 на об.) 303 . Если случится предпразднство или попразднство, то, напр., 10 сент., кондак и икос праздника, 22 ноября кондак праздника. Чтение пролога (Типик., гл. 12, и Окт., л. 89). Пред 9 песнию поется «Честнейшую» (Типик., гл. 20). После 9 песни «Достойно есть» поется (смотр, субб. послед. в Октоихе, напр., л. 107 на об.). Если случится предпразднство или попразднство, то «Достойно есть» не поется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

– стихиры на стиховне (на вечерне и утрене) поются только по Триоди (как и на вседневной службе); стихиры великой вечерни святого опускаются (остается только «славник»); – седален Триоди читается по 1-й кафисме (без малой ектении), тогда как по 2-й кафисме произносится малая ектения и вычитываются оба седальна святому; – канон : а) в тех песнях, где нет трипеснца – Богородице на 6 и святого на 8, катавасия – рядовая по Уставу (т.е. здесь канон поется по стандартному чину); б) где есть трипеснец – святого на 6 и оба трипеснца на 8, катавасия Триоди (2-я песнь во вторник, разумеется, совершается только по Триоди); – великое славословие не поется и утреня завершается по вседневному чину: славословие читается, сугубая ектения произносится в конце, отпуст бывает после 1-го часа. Пожалуй, это – самая заметная особенность в случае полиелея на сырной седмице; можно сказать, что именно в этом наиболее отчетливо ощущается близость надвигающегося Великого поста, в результате чего даже праздники уже совершаются менее торжественно, чем в иные периоды года. Получается, что различие между службами бденному святому и полиелейному на сырной седмице проявляется только в двух аспектах: 1) на вечерне накануне понедельника и вторника сугубая ектения в случае бденного святого произносится сразу после паремий, тогда как в случае полиелейного – перед отпустом (т.е. как на вседневной службе); 2) на литургии различие в пении тропарей и кондаков по входе сохраняется: в храме святого в случае бденного праздника тропарь и кондак храма опускаются, тогда как в случае полиелейного святого – поются. Наконец, еще одна интересная особенность проявляется только в один из рассматриваемых трех дней – если праздник случится в четверг сырной седмицы. В этом случае на вечерне читаются четыре паремии: одна паремия Триоди (разумеется, с сопровождающими ее прокименами) и три паремии святого (эта же особенность проявляется и при совпадении праздника с сырной субботой). Вечерня накануне четверга имеет особое последование (близкое к великопостной вечерне), так как в структурном отношении является заключительным богослужением среды сырной седмицы и совершается на практике утром. Ее особенности будут рассмотрены в следующем параграфе. § 2.3.3. Среда и пятница сырной седмицы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Так же Так же На вечерни кафизма рядовая. После каждого антифона которой ектенья малая; На Господи воззвах стихирь 10; триоди 5, храма или святого бденного 5, слава святого, и ныне Богородичен догмат по гласу славы. Прочее по чину литургии преждеосвященной, как в полиелее. Так же. На Господи воззвах стихирь триоди 3 и святого 5. Слава святого, и ныне Богородичен – догматик по гласу славы. Прочее вечерни, как при полиелее. Стиховны триоди; слава святого и ныне Богородичен воскресен по гласу славы или крестобогородичен; «Ныне отпущаеши», трисвятое, «Отче наш», тропарь святого, слава и ныне Богородичен воскресен. Ектенья «Помилуй нас, Боже» – и 3 поклона великие и (без трисвятого) «Всесвятая Троице». «Буди имя Господне» и псалом «Благословлю Господа» «Достойно есть» и отпуст. Утром Полунощиица обычная с кафизмою и тропарями обычными; по Честнейшую 3 поклона великие. Утреня тоже обычная. На Бог Господь тропарь святого 2-жды, слава и ныне Богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 3; но ектенья малая бывает только после 3-й кафизмы По 1-й и 2-й кафизмах седальны триоди, а после 3-й оба седальна святого с Богородичными и ектенья; Полиелей, величание святому, седален святого. Степенна – антифон 4-го гласа: От юности моея. Прокимен, евангелие святого, стихира святого. Молитва Спаси Боже люди Твоя – и каноны. Каноны святого с ирмосом на 6-ть, ирмосы по 2-жды, катавасия Отверзу уста моя. Если в какой песни канона святого встретится песнь канона триодн, то песнь канона святого поется на 6, а трипеснца на 8, катавасия триоди. По 3-й песни, седалеи святого; по 6-й песни кондак и икос святого. Но 8-й – Честнейшая. По 9-й – светнлен святого, слава и ныне Богородичен. На хвалите стихиры святого на 4, слава святого, и ныне Богородичен его, а после сего чтец тотчас читает: Слава Тебе показавшему нам свет, слава в вышних Богу; ектенья – исполним утреннюю молитву. Стиховны триоди дня самогласен 2-жды, и мученичен, слава и ныне Богородичен. После сего, Благо есть – 1-жды, трисвятое, Отче наш, тропарь святого, слава и ныне Богородичен воскресен Ектенья Помилуй нас Боже .. 3 поклона веикие. Отпуста не бывает, а тотчас читается: 1-й час с кафизмою (кроме понед. И пятка); на нем тропарь и кондак святого. По Честнейшую 3 поклона великие Трисвятое не читается. А прямо – Христе свете истинный – и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Что касается Богородичного канона, то он как бы не решается подражать столь высоким образцам, и когда Крестовоскресный канон имеет напев из ирмосов слишком торжественных, то Богородичный поется напевами воскресного канона; так, в 1 гл. он имеет напев «Твоя победительная», в 5 гл. «Коня и всадника», в 6 гл. «Яко по суху», в 7 гл. «Манием Твоим» (исключая 9 песнь, где по образцу Крестовоскресного: «Мати Божия и Дева»). Где же Крестовоскресный имеет более скромный образец, то Богородичный продолжает у себя его напев, посему во 2 гл. и Богородичный канон имеет образцом ирмос «Нетрену, необычну», в 3 гл. «Песнь новую», в 4 гл. «Отверзу» (более подходящего образца здесь и не могло быть – ввиду катавасии). Только в 8 гл. все три канона имеют, хотя и не для всех песней (именно, исключая 4 и 7), различные образцы. Обычная катавасия воскресной утрени «Отверзу» имеет глас, тоже вполне отвечающий воскресной радости: 4-й ирмосной глас, каким поется эта катавасия, есть глас для канонов в праздники, так сказать, средней торжественности: им поются каноны большей половины двунадесятых праздников. Лишенный такой безграничности в своей радости, как 1-й глас, особенно в его пасхальном и рождественском напевах, этот глас для ирмосов все же весь переливается и блистает легкой ликующей радостью; несколько стремительный напев его напоминает иногда звуки рукоплесканий, к которым приглашает один из ирмосов воскресной катавасии. Историческая справка В ркп. слав. Октоихах, особенно в так называемых «Параклитиках» (Октоих, содержащий только каноны) XIV в. и XV в. нередко ирмосы для Крестовоскресных и Богородичных канонов указываются не те, что в нынешнем печатном слав. Октоихе, вполне согласном в этом отношении с греч. печ., но разницы меньше, чем в тропарях 2565 . Каждение в начале канона по старым уставам Как составляющий самостоятельную часть утрени, как бы особую службу, канон, подобно другим службам, имел, по старым уставам, каждение в начале. «Чин» патр. Филофея дает подробный чин этого каждения:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

По 3-й (и 6-й) песни катавасия: напр., Спаси от бед… или Молите Бога о нас, преподобнии отцы наши… яко мы усердно к вам прибегаем… Сугубая ектения После 6-й песни катавасия По 3-й песни седален: Воистину суета всяческая… Малая ектения После 6-й песни кондак: Со святыми упокой… и икос: Сам един еси безсмертный... Акафист Малая ектения Малая ектения Вонмем. Мир всем. Премудрость...Прокимен. Господу помолимся...Господи, помилуй. Яко свят еси… Всякое дыхание… И о сподобитися… Господи, помилуй. 3. Премудрость, прости. Мир всем. И духови твоему, и проч. Апостол и Евангелие 7, 8, 9 песни канона. После 9-й песни: Богородицу и Матерь Света… Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи… и ирмос 9-й песни. Трисвятое. И по Отче наш… Тропари Сугубая ектения. Возглас Великое славословие и Тебе Бога хвалим... Отпуст Многолетие II. Всенощная и литургия При изложении я буду крайне скуп и не смогу поделиться с читателем пространными сведениями, иначе надо бы написать только о двух службах целые тома, что уже и сделано иными исследователями 100 . Нам остается только с благодарностью воспользоваться плодами их трудов и, что нужно, у них сократить, оттенив кое-что в одних местах, добавив кое-какие данные в других. В этих целях всего удобнее мне разобрать отдельные моменты служб.           Начну со всенощного бдения. 1.               Благовест О нем была уже у нас речь 101 , и потому я здесь этот отдел опускаю. 2.               Каждение в начале всенощной Читатель также уже познакомился со значением сего действия 102 . 3.               «Востаните» По другой редакции: «Повелите» (κελεσατε). Возглас взят из византийского царского ритуала. Означает приглашение, обращенное к начальствующим – служащим, начать богослужение. Употребляется и на других богослужениях 103 . 4.               Предначинательный псалом Так называется 103-й псалом, которым начинается вечерня (всенощная), а так как с последней, по церковному счету, начинаются все службы дня, то он и получил название «предначинательного» (προοιμιακς). Псалом принадлежит пророку Давиду и в славянской Библии озаглавлен О мирстем бытии, потому что в нем прославляются премудрость Божия, как она проявилась в природе и творении, и промысл Божий над всею тварью. Содержание псалма раскрывается по библейским ( Быт. 1:1–2,3 ) семи дням творения и промышления. (Творение. Первый день –  ст. 2; второй день  – ст. 2–4; третий день  – ст. 5–18; четвертый день – ст. 19–24; пятый-ст.25–26; шестой – ст. 27–30. Промышление. Седьмой день – ст. 31–35.)

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Богородичен: Полки Ангелов и смертных/Тебя, не знавшая брака Матерь, восхваляют непрестанно:/ибо их Создателя как Младенца/Ты носила в Своих объятиях. Другий канон на 6. Кир Андрея Критскаго, глас тойже. Иной канон на 6, творение преподобного Андрея Критского, глас 8 (переведен со славянского: в греческой Минее другой канон) Песнь 1. Ирмос: Истрясшему в мори мучительство фараоне/и Израиля сушею наставльшему/поим Христу,/яко прославися во веки. Песнь 1 Ирмос: Стряхнувшему самовластие фараона в море/и Израиля по суше проведшему/воспоем Христу,/ибо он прославился навеки. Пустыни красное овча,/Захариин плод и Елисаветино паче надежди прозябение,/предповелевает верным торжествовати честную его память. Пустыни прекрасная овца,/Захарии плод и от Елисаветы сверх надежды произросший,/заранее повелевает верным/торжественно праздновать священную его память. О, рождения, исполнена крове!/О, пира мерзка!/Убийством бо пиянство Ирод раствори,/трапеза же его скверноубийства горькаго исполнися. О день рождения, полный крови!/О пир мерзкий!/Ибо пьянство с убийством Ирод смешал,/трапеза же его кровопролитием горьким наполнилась. Обличившаго Ирода беззаконнующа, вернии,/и отсечение главы претерпевша, воспоим Крестителя,/яко за ревность Божию умерщвлена. Обличившего Ирода в совершении беззакония/и отсечение главы претерпевшего,/воспоем Крестителя, верные,/как за ревность Божию умерщвленного. Богородичен: Неописаннаго Бога Слова, всего всельшася в Тя,/родила еси, Чистая Богородительнице,/сугуба Того, яко едина суща Сына,/воплощенна из Тебе неизреченно. Богородичен: Беспредельного – Бога-Слово,/всецело в Тебя вселившегося,/Ты родила, Чистая Божия Родительница,/Его, в двух естествах – как единого поистине Сына,/воплотившегося от Тебя неизреченно. Катавасия: Крест начертав, Моисей/впрямо жезлом Чермное пресече,/Израилю пешеходящу;/тоже обратно фараоновым колесницам,/ударив, совокупи,/вопреки написав непобедимое оружие./Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися. Катавасия: Крест начертывая, Моисей/прямо рассек Красное море жезлом/для идущего пешком Израиля,/и то же море ударом поперек/обратно для Фараоновых колесниц соединил,/изобразив тем непобедимое оружие;/потому воспоем Христу Богу нашему:/ибо Он прославился.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/useknoven...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010