2-й лик: Вси святии земли Русской, молите Бога о нас. Милосердия бездну прострите нам, блаженнии, призывающим вас на помощь; вы бо у Милосердаго Бога дерзновение велие стяжали есте. 1-й лик: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Надежду имуще вас, славнии, и яко стену недвижиму, к Богу ваши молитвы стяжавше, зол и всех бед избавляемся. 2-й лик: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Исцели, Чистая, душевныя наши немощи и страсти телесныя, поспеши, Госпоже, здравие подати, Врача всем рождшая Христа. Катавасия: Молите Бога о нас, вси святии земли Русской, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощникам и молитвенникам о душах наших. Песнь 5 Ирмос: Просвети нас повелении Твоими... 1-й лик: Вси святии земли Русской, молите Бога о нас. Исполните веселия жизнь нашу, избавляюще нас от варварскаго нахождения и междоусобныя брани. 2-й лик: Вси святии земли Русской, молите Бога о нас. Избавите нас от бед, яко предстатели теплые и молитвенники о душах наших. 1-й лик: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Разрушите мглу прегрешений наших просвещением вашея светлости, светильницы божественнии и пресветлии. 2-й лик: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Избави нас от бед, Богородице Чистая, вечное рождши избавление и мир, всяк ум превосходящий. Катавасия: Молите Бога о нас, вси святии земли Русской, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощникам и молитвенникам о душах наших. Песнь 6 Ирмос: Молитву пролию... 1-й лик: Вси святии земли Русской, молите Бога о нас. Молитвами вашими, блаженнии, утешение нам в скорби сущим испросите, страну нашу падшую восставите и людей расточенных соберите, в скорби яко Иона вопиющих: от бед, Боже, избави нас. 2-й лик: Вси святии земли Русской, молите Бога о нас. Заступников вас вемы, отцы приснопамятные, и твердых хранителей земли нашей; темже к вам прибегающе, милость приемлем и бед различных избавляемся. 1-й лик: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Яко стену и пристанище стяжахом вас, святии, облегчение в скорбех, в бедах и напастех помощь, в болезнех исцеление и спасение душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

На стиховне стихиры праздника, глас 5-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Егоже древле Моисей...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника. Полиелей (по традиции, совершается в алтаре). Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия», и избранный псалом. (Величание поется в алтаре пред Крестом, лежащим на престоле.) Седален по полиелее, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Видеша вси концы земли спасение Бога нашего»; стих: «Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь» . Евангелие – Ин., зач. 42, от полу (читается в алтаре). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме : «Слава» – «Молитвами апостолов...» . Стихира праздника, глас 6-й: «Кресте Христов...». (Помазание святым елеем совершается, по традиции, после выноса Креста.) Примечание. Затворять царские врата по прочтении Евангелия можно после возгласа: «Милостию и щедротами...» (перед каноном). Канон праздника на 14 (ирмосы по дважды). В 9-й песни – два канона : 1-й канон со ирмосом на 8 (ирмос дважды), 2-й канон со ирмосом на 8 (ирмос дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Крест начертав...». В 9-й песни катавасия – ирмосы: «Таин еси...» и «Снедию древа...» (с припевами). По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни – припевы праздника и обычное каждение. («Честнейшую» не поем.) 1-й припев: «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень» . По 9-й песни «Достойно есть» не поется. («Свят Господь Бог наш» не возглашается.) Светилен праздника: «Крест хранитель всея вселенныя...» (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника: «Крест воздвизается днесь...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-27/

Певцы: «Благословите, земля...». Чтец – 3-й тропарь (в данном случае – повторяется 2-й тропарь: «Страшен явился еси...»). Певцы: «Благословите, источницы...». Чтец – Богородичен Минеи. Певцы: «Благословите, вся птицы небесныя...». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца Триоди. Певцы: «Благословите, сынове...». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Благословите, священницы...». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «Благословите, дуси...». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца. Певцы: «Благословите, Анания, Азария, Мисаил...». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца. Певцы: «Благословите, апостоли...». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа». Чтец – Троичен трипеснца. Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен трипеснца. Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь трипеснца. Певцы: «Хвалим, благословим...» и ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Древле оросившаго...». На 9-й песни совершается обычное каждение. Поем «Честнейшую» (с поклоном на каждый припев). Затем ирмос 9-й песни из Минеи и стих: «Благословен Господь Бог Израилев...». Чтец – 1-й тропарь из канона Минеи. Певцы – стих: «И воздвиже рог спасения нам...». Чтец – снова 1-й тропарь . Певцы: «Якоже глагола...». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Спасение от враг...». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «Сотворити милость...». Чтец – Богородичен канона Минеи. Певцы: «Клятву, еюже клятся...». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца. Певцы: «Служити Ему...». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «И ты, отроча...». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «Дати разум...». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца. Певцы: «В нихже посети нас...». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца. Певцы: «Направити ноги наша...». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Слава». Чтец – Троичен трипеснца. Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен трипеснца. Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – последний тропарь трипеснца. Певцы – ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Преестественно плотию...». Затем – «Достойно есть» (поклон). Ектения малая. Светилен Троичен текущего гласа (см. приложение Триоди). По обычаю, окончания светильна поются по распеву Троичных тропарей. После 1-го исполнения светильна – окончание: «Предстательствы безплотных Твоих, и спаси мя» (в понедельник). «Слава» – тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» – опять тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». (Первое окончание светильна особое для каждого дня седмицы, второе и третье окончания – постоянные.)

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-27/

7-я песнь. Хор поет (или чтец читает) первые 22 библейских стиха. После стиха «И разливашеся пламень...», перед которым стоит надпись «на 14», поется ирмос канона Минеи и сразу же стих: «И обыде и пожре...». Чтец – 1-й тропарь Минеи. Хор: «Ангел же Господень...». Чтец – 2-й тропарь. Хор: «И отрясе пламень...». Чтец – 3-й тропарь. Хор: «И сотвори среднее пещи...». Чтец повторяет 3-й тропарь (если 4-го нет). Хор: «Тогда трие...». Чтец – Богородичен Минеи. Хор – стих с надписью «на 8»: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших...». Чтец – 1-й тропарь 1-го канона Триоди и т.д. по порядку. После стиха «на 4»: «Благословен еси на Престоле...» – 1-й тропарь 2-го канона Триоди. Хор: «Благословен еси на тверди...». Чтец – 2-й тропарь. Хор: «Слава». Чтец – Троичен. Хор: «И ныне». Чтец – Богородичен. Хор: «Блажени, яже избрал...». Чтец – мертвен. Хор – ирмос 2-го четверопеснца на катавасию. 8-я песнь. Начальные библейские стихи, как и в 7-й песни, поет хор или читает чтец. После стиха с надписью «на 14»: «Благословите, огнь и вар...» поется ирмос канона Минеи и сразу – следующий стих: «Благословите, росы и иней...». Чтец – 1-й тропарь канона Минеи и т.д. по порядку. После стиха с надписью «на 8»: «Благословите, вся птицы небесный...» – тропарь 1-го канона Триоди и т.д. по порядку. После стиха с надписью «на 4»: «Благословите, Анания, Азария, Мисаил...» – тропарь 2-го канона Триоди и т.д. В конце хор поет катавасию – ирмос 2-го четверопеснца. 9-я песнь начинается возгласом священнослужителя (после каждения алтаря и иконостаса): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор поет «Честнейшую...», затем ирмос 9-й песни канона Минеи и сразу стих: «Благословен Господь Бог Израилев...». Чтец – 1-й тропарь канона Минеи и т.д. Со стиха с надписью «на 8»: «Клятву, еюже клятся...» читается 1-й канон Триоди, а со стиха с надписью «на 4»: «В нихже посети...» – 2-й канон Триоди. Катавасия – ирмос 2-го четверопеснца. «Достойно» не поется. После обычной малой ектений – светилен гласа, хвалитные стихиры по гласу Октоиха. После стихир читается: «Слава Тебе, показавшему нам свет...», и вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю...». Стиховные стихиры по гласу Октоиха. После «Благо есть...» (единожды) 112 и Трисвятого – тропари: «Апостолы, мученицы и пророцы...», «Слава» – «Помяни, Господи...», «И ныне» – «Мати Святая...». Ектения: «Помилуй нас, Боже...». «Премудрость», «Сый благословен Христос, Бог наш...», «Утверди, Боже...». И сразу читается: «Приидите, поклонимся» и 1-й час. В конце – полный отпуст 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

4. Песней Священного Писания Песни Священного Писания сначала отдельно, а потом в соединении с песнопениями канонов стихословится так же, как при одном святом, не имеющем праздничного знака, т. е. по тому отделу Ирмологиона, который начинается: Господеви поем. (л. 126 на об. – 133). Если случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, то – по другому отделу Ирмологиона, именно по тому, который начинается: Поем Господеви (см. л. 134–138). Канонов По указаниям 11 гл. Типикона и дополнительной части Октоиха (Указ о службе всея седм., л. 383), в понедельник, вторник и четверток каноны поются так: сначала 1-й канон из Октоиха с ирмосом на 6 (ирмос 1); 2-й канон Октоиха опускается; потом канон Минеи 1-го святого на 4 и 2-го святого на 4 (см., напр., 2 сент.), а в среду и пяток 1-й канон Октоиха с ирмосом на 4 (ирмос 1), 2-й – на 4 и святых (двоих) на 6. Катавасия по 3, 6, 8 и 9 песн. так же, как при одном святом, не имеющем праздничного знака. Если случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, то, по указаниям 48 гл. Типикона, 11-го, напр., сентября, поется канон праздника с ирмосом на 6, ирмосы по 2, одного святого на 4 и другого святого на 4; 20 ноября – канон праздника, т. е. предпразднства, с ирмосом на 6, ирмосы по 2, и святых два канона на 8 (см. в Минее). Катавасия по 3, 6, 8 и 9 песн. из канона святого. 6. Песнопений после малой ектении, произносимой по 3-й песни канона Седален 1-го святого из Минеи. Слава, седален 2-го святого из Минеи. И ныне, богородичен или крестобогородичен из Минеи (см., напр., 23 сент.). Если каждый из двух святых имеет свой кондак и свой седален, то произносится кондак одного святого и икос, если есть, потом седален его же. Слава, седален другого святого. И ныне, богородичен или крестобогородичен этого седальна (Октоих, Указ о службе всея седм., л. 383 на об.). Впрочем, 4-го, напр., сентября порядок такой: кондак 2-го святого и седален 1-го святого. Слава, седален 2-го святого. И ныне, богородичен или крестобогородичен. Если случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, то, по указаниям 48 гл. Типикона, 11-го, напр., сент. и 20 нояб., кондак 1-го святого, кондак 2-го святого и седален 1-го святого. Слава, седален 2-го святого. И ныне – праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

2-й лик: И ныне: Како изрещи Твоя по достоинству возмогу безмерныя щедроты, о Владычице! Яже мою всегда душу люте оскорбляемую, яко воды обышедшия? Но, о Твоего промысла и благодеяния, егоже безумно окаянный погубих! Катавасия: Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимой стене и предстательству. Призри благосердием, Всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление и исцели души моея болезнь. Песнь 5 Ирмос: Вскую мя отринул еси... 1-й лик: Пресвятая Богородице, спаси нас. Благодарно вопию Ти: радуйся, Мати Дево, радуйся, Богоневесто, радуйся, Божественный Покрове, радуйся, оружие и стено нерушимая. Радуйся, предстательство и помоще, и спасение, иже к Тебе притекающим верою. 2-й лик: Пресвятая Богородице, спаси нас. Благодарно вопию Ти: радуйся, Мати Дево, радуйся, Богоневесто, радуйся, Божественный Покрове, радуйся, оружие и стено нерушимая. Радуйся, предстательство и помоще, и спасение, иже к Тебе притекающим верою. 1-й лик: Слава: Ненавидящие мя всуе, стрелы и мечи, и ров уготовиша, и ищут всеокаяннаго моего тела исторгнути, и низвести в землю желают, но от сих, Чистая, предваривши, спаси мя. 2-й лик: И ныне: Кий Тебе дар благодарения принесу за Твои дарования, ихже насладихся, и за Твою безмерную благостыню? Темже убо славлю, песнословлю и величаю Твою неизреченную ко мне милость. Катавасия: Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимой стене, и предстательству. Призри благосердием, Всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление и исцели души моея болезнь. Песнь 6 Ирмос: Молитву пролию... 1-й лик: Пресвятая Богородице, спаси нас. Облацы скорбных покрыша окаянную мою душу и сердце, и помрачение вводят мне, Отроковице; но рождшая Свет Неприступный, изжени сия далече, дохновением Божественныя молитвы Твоея. 2-й лик: Пресвятая Богородице, спаси нас. Утешение в скорбех вем, и недугов врача Тя знаю, и всесовершенное сокрушение смерти, и реку жизни неисчерпаемую, и всех сущих в напастех скорое и быстрое заступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Зане смоквь., и тропарь четвертой песни первого трипеснца. Солжет дело., и тропарь этого трипеснца. Оскудеша овцы..., и тропарь. Аз же о Господе..., и богородичен. Господь Бог мой..., и тропарь четвертой песни второго трипеснца. И на высокая возводит.., и тропарь. Слава, и троичен. И ныне, и богородичен. Слава тебе, Боже наш, слава тебе, и тропарь. Ирмос четвертой песни второго трипеснца на катавасию. Песни 5 и 6. Стихословятся совершенно так же, как в понедельник, вторник и среду. После шестой песни то же самое. Песни 7. 8 и 9. Стихословятся точно так же, как в понедельник, вторник и среду. В пяток. Песнь 1. Стихословится точно так же, как во вторник, среду и четверг. Песнь 2. Не стихословится. Песнь 3. Стихословится точно так же, как в понедельник, вторник и четверток. После третьей песни то же самое. Песнь 4. Стихословится точно так же, как в понедельник, вторник и среду. Песнь 5. Стихословится подобно 1-й в понедельник, 3-й в среду и 4-й в четверток. От нощи утреннюет... Правде научитеся... Да возмется нечестивый... Зависть приимет люди..., и ирмос пятой песни канона святаго из Минеи. Господи Боже наш, мир даждь.., и тропарь канона святаго из Минеи. Господи Боже наш, стяжи ны..., и тропарь. Мертвии же живота..., и тропарь. Сего ради навел еси..., и тропарь. Приложи им зла, Господи..., и богородичен. Господи в скорби помянул..., и тропарь пятой песни первого трипеснца. И яко болящая…, и тропарь этого трипеснца. Страха ради твоего..., и тропарь. Не падет, но падут живии..., и богородичен. Воскреснут мертвии..., и тропарь пятой песни второго трипеснца. Роса бо, яже от тебе..., и тропарь. Слава, и троичен. И ныне, и богородичен. Слава тебе, Боже наш, слава тебе, и тропарь. Ирмос пятой песни второго трипеснца на катавасию. Песнь 6. Стихословится точно так же, как в понедельник, вторник, среду и четверток. После шестой песни то же самое. Песни 7, 8 и 9. Стихословятся точно так же, как в понедельник, вторник, среду и четверток. Достойно есть... Малая ектения. Возгл.: Яко тя хвалят..: Лик: Аминь. Светилен гласа (напр., 1 гл.: Свет возсияй, Господи...) Слава, тот же светилен. И ныне, опять тот же светилен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Таже, Сподоби Господи в вечер сей: и Исполним вечернюю: На стиховне, триоди самогласен дне, дважды, и мученичен. Слава, предтечи. И ныне, богородичен по гласу воскресн. По Отче наш: тропарь предтечи. Слава, и ныне, богородичен воскресн. ектениа: Помилуй нас Боже: и поклоны 3 великия: и отпуст. Полунощницу же поем по обычаю с кафисмою, и тропари обычными. По честнейшую, 3 поклоны великия. На Утрени, на Бог господь, тропарь предтечи, дважды. Слава, и ныне, богородичен. По 1-й и по 2-й кафисме, глаголем седальны триоди, ектении же не глаголются. и чтение во ефреме. По 3-й кафисме, глаголет иерей ектению малую: и седальны предтечи оба, и чтение предтечи. Полиелей, и седален предтечи, дважды. Слава, и ныне, богородичен: и чтение предтечи. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, и евангелие предтечи. таже, псалом 50, стихира предтечи. Канон предтечи, со ирмосом на 8. Катавасиа: отверзу уста моя: А идеже трипеснец: и поем канон предтечи, со ирмосом на 6: и трипеснец на 8. Катавасиа триоди. По 3-й песни, седален предтечи, дважды. Слава, и ныне, богородичен, и чтение предтечи. По 6-й песни, кондак и икос, и пролог. Светилен предтечи, дважды. Слава, и ныне, богородичен. На хвалитех стихиры предтечи, на 4. Слава, предтечи. И ныне, богородичен его. Таже настоятель, или чтец глаголет: Слава тебе показавшему нам свет. Посем ектениа: Исполним утреннюю: таже, на стиховне, триоди самогласен дне, дважды, и мученичен. Слава, предтечи. И ныне, богородичен. Посем: благо есть: глаголем единожды. По Отче наш: тропарь предтечи. Слава, и ныне, богородичен воскресн. ектениа: Помилуй нас Боже: и 3 поклоны великия, без отпуста, и час 1. На часех, тропарь глаголем предтечи: и по трисвятом, кондак его, и наконец 3 поклоны великия, и по поклонех трисвятаго не глаголем, но глаголем: Христе свете: и отпуст. Час же 3-й, 6-й и 9-й поем с кафисмами, в подобное их время, со чтением. На 6-м часе, чтется паремиа дне, по чину ея. [Смотри] молитвы же великаго василиа по часех глаголем непременно, еже есть владыко Боже отче: и Боже и Господи сил: и владыко Господи Иисусе Христе: егда же поем полиелей, на часех в кампан не ударяем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На 9-й песни священнослужитель совершает обычное каждение и пред образом Богоматери возглашает: «Богородицу и Матерь Света...». Хор поет: «Честнейшую...» постовым распевом, затем ирмос 9-й песни Минеи 108 и стих: «Благословен Господь Бог Израилев...». Чтец – тропарь. Хор: «И воздвиже рог спасения нам...». Чтец – тропарь. Хор: «Спасение от враг наших...». Чтец – тропарь. Хор: «Сотворити милость...». Чтец – тропарь. Хор: «Клятву, еюже клятся ко Аврааму...». Чтец – тропарь Триоди и т.д. В конце хор поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец читает последний тропарь: «День един убо...». Хор поет на катавасию ирмос второго трипеснца: «Преестественно плотию...» и затем – «Достойно есть...». Поклон. Малая ектения и возглас: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя...». Схема исполнения канона во вторник: Сначала поется ирмос 1-й песни канона Минеи и первый стих: «Господь царствуяй веки и на век...» (т.е. с цифры 4). Чтец читает 1-й тропарь канона Минеи. Хор: «И наведе на ня...». Чтец – 2-й тропарь. Хор: «Слава». Чтец – 3-й тропарь. Хор: «И ныне». Чтец – Богородичен. Затем хор поет (или чтец вычитывает) «поскору» все стихи 2-й песни: «Вонми, небо, и возглаголю...», а также «Слава, и ныне». (2-я песнь никогда не стихословится в году, за исключением вторников св. Четыредесятницы.) Сразу после этого поется ирмос 1-го трипеснца Триоди 109 , гл. 2-й: «Видите, видите, яко Аз есмь в мори спасый...» и припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец читает тропарь трипеснца. Перед следующими двумя тропарями хор поет тот же припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а пред Богородичным – «Пресвятая Богородице, спаси нас». После Богородична хор: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь 2-го трипеснца. Тот же припев и перед следующими двумя тропарями. Затем хор: «Слава». Чтец – Троичен. Хор: «И ныне». Чтец – Богородичен. Хор: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь. Хор – ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 5-й: «Видите, видите, яко Аз есмь Бог...». Следующие песни канона – с 3-й по 9-ю – исполняются как и в понедельник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

устав называет ипакои 2553 . Евергетидский же устав знает нынешний термин катавасия, но требует ее тоже только в великие праздники 2554 . Так и древнейшие ркп. Иерус. устава 2555 . В Греции катавасия 1–8 песни, по-видимому, выпевается вся по 8 песни. Катавасия «Отверзу» Воскресная утреня, естественно, имеет катавасию праздничного типа, т. е. после каждой песни канона. Но и праздничная катавасия, как замечено выше, имеет разные степени. Самая торжественная – это повторение в качестве катавасии ирмосов самого праздника, притом обоих, если праздник имеет два канона. Такую катавасию имеют только величайшие из Господских двунадесятых праздников и Успение. Все другие праздники имеют катавасией ирмосы другого праздника, большей частью ближайшего из великих, с целью такой катавасией увеличить свою торжественность. Воскресенье принадлежит по типу катавасии к последнего рода праздникам. Ирмосы собственного канона воскресной утрени не имеют отношения к празднуемому событию и потому уже не подходят для катавасии (потому они и не удваиваются в начале канона). Для воскресной катавасии выбраны ирмосы в честь Богоматери – потому же, почему Ей положен и отдельный канон на этой утрене, и так как обычно заключается песнью в честь Ее каждый ряд церковных песней. Частнее – для воскресной катавасии избраны из ирмосов Богородичных праздников ирмосы «Отверзу уста моя», употребляющиеся во все Богородичные праздники, – но не в том виде, в каком эти ирмосы употребляются в какой-либо двунадесятый Богородичный праздник, когда текст их приспособляется к празднуемому событию, а в том виде, в каком они служат ирмосами большинства второстепенных Богородичных праздников, главным образом в честь икон Богородицы, следовательно, с общим прославлением Ее как Богоматери. В таком виде содержание их вполне отвечает той цели, с какою вводится в воскресную службу это прославление. В этих ирмосах после общего приглашения верных к воспеванию чудес Богоматери, т. е. случаев постоянной чудесной помощи Ее нам (случаев, которые и служат причиной Ее столь частого и усердного чествования, и в частности чествования в каждый воскресный день) (1 ирмос), и после просьбы о принятии Ею этого прославления (3 ирм.) раскрывается учение на основании пророчества Исаии 19, 1 (4 ирм.) и прообразовательного спасения 3 отроков (7 и 8 ирм.) о таинстве воплощения от Нее Сына Божия (5 ирм.), Которого верующие призываются встретить прямо рукоплесканиями в этот праздник столько же Ее, сколько Сына Ее (6 ирм.), в праздник, совершаемый и на небесах (9 ирм.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010