Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, – тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов. И поем канон Великой субботы: творение преп. Космы Маиумского, Марка, епископа Идрунтского и инокини Кассии; ирмосы поем дважды, а тропари на 12. В конце каждой песни оба хора вместе поют ирмос. Глас 6. Песнь 1 Ирмос: Волною морскою/Покрывшего в древности/преследователя–тирана/сокрыли под землею/дети Им спасенных;/но мы, как юные девы,/Господу воспоем:/ибо славно Он прославился. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Господи Боже мой!/Отходное песнопение/и надгробную песнь воспою Тебе,/погребением Своим входы жизни мне отворившему/и смертию смерть и ад умертвившему. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. В высоте – на престоле/и внизу – во гробе/надмирные и подземные существа/созерцая Тебя, Спаситель мой,/сотрясались при умерщвлении Твоем:/ибо превыше разума Ты явился мертвым,/жизни Первоначальник. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Дабы Своею славою/все наполнить,/Ты нисшел в глубочайшие места земли;/ибо не скрылось от Тебя/естество мое, то, что у Адама,/и, погребенный, Ты обновляешь/меня, истлевшего, Человеколюбец. Катавасия: Волною морскою/Покрывшего в древности/преследователя–тирана/сокрыли под землею/дети Им спасенных;/но мы, как юные девы,/Господу воспоем:/ибо славно Он прославился. Песнь 3 Ирмос: Тебя, на водах/повесившего всю землю без опоры,/творение увидев висящим на лобном месте,/великим ужасом охваченное, восклицало:/«Нет святого, кроме Тебя, Господи!» Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Образы погребения Твоего/Ты показал во множестве видений;/а ныне тайны Свои, Владыка,/Ты богочеловечески явил и находившимся во аде, восклицавшим:/«Нет святого, кроме Тебя, Господи!» Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Ты распростер длани/и соединил прежде разделенное;/а облечением, Спаситель,/в полотно и гроб/Ты освободил и скованных цепями, восклицавших:/«Нет святого, кроме Тебя, Господи!» Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. В гробнице и за печатями/Ты, Невместимый, был удержан добровольно;/и, действительно, силу Свою/Ты божественно явил делами воспевающим:/«Нет святого, кроме Тебя, Господи, Человеколюбец!».

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Службу в отдание сего праздника положено совершать со службою Святых отец, священномучеников: Климента, Папы Римского и Петра Александрийского (см. выше). Декабрь 25-го декабря – великий праздник Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа. Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непреложно, непостижимо, несказанно, в 5508 году от сотворения мира, в царствование Римского Императора Августа, в Вифлееме Иудейском. Август повелел делать народную перепись в Сирии и Палестине. Посему Мария и Иосиф, которому она была обручена, жившие в Назарете, пришли в отечественный свой город Вифлеем, чтобы записаться. По случаю переписи стеклось множество народа в город и не было места в гостиницах; поэтому Иосиф и Мария поместились в одной пещере, в которую на зиму загоняли скот. Здесь родился Господь наш Иисус Христос и положен был в яслях. Весть о рождестве Спасителя прежде всего услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился Спаситель, Который есть Христос». В то же время явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:1–14 ). Праздник Рождества Христова принадлежит к числу двунадесятых праздников. Но ни один из двунадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством, как праздник Рождества Христова. Он называется Пасхой. Πσχα ργα τριμελος Пасха праздник тридневный (ρολγων μγα en Benetia 1851, p. 230. Молитвосл., изд. в Киеве 1884. Месяцесл., изд. в Москве 1834 и др.). 867 К достойному празднованию его верующие приготовляются сорокадневным (шестинедельным) постом 868 (начиная с 15-го ноября). С праздника Входа во храм Преблагословенной Марии (21-го ноября) на утрени поется катавасия от канона праздника Рождества Христова, именно: «Христос раждается, славите» (Тип., послед, 21-го нояб.,и гл. 19). Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства: 20-го – 24-е декабря, и шесть дней попразднства.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне назовут Меня блаженной все роды. Честью высшую Херувимов: Что сотворил Мне великое Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его. Честью высшую Херувимов: Соделал Он сильное рукою Своею, рассеял надменных в помышлениях сердца их. Честью высшую Херувимов: Низложил властителей с престолов и вознес смиренных, алчущих исполнил благ и богатых отослал ни с чем. Честью высшую Херувимов: Поддержал Израиля, отрока Своего, вспомнив о милости, — как Он сказал отцам нашим, — к Аврааму и семени его навеки Лк 1: 46–55 Честью высшую Херувимов: И 9 песнь канона. После катавасии 9–й песни, или «Достойно есть:», ектения малая. Светилен дня или праздника. В воскресенье диакон возглашает Диакон: Свят Господь Бог наш. Хор: Свят Господь Бог наш. Диакон: Ибо свят Господь Бог наш. Хор: Свят Господь Бог наш. Диакон: Над всеми людьми Бог наш. Хор: Свят Господь Бог наш. Затем Ексапостиларий воскресный и празднуемого святого. И далее начинаем петь на случившийся глас Хвалитные псалмы и стихиры «На Хвалитех»: Хвалитные псалмы (148 — 150) Хор: Всё, что дышит, да восхвалит Господа!/Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь, Богу./Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его./Тебе подобает песнь, Богу. И далее чтец: Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звёзды и свет. Хвалите Его, небеса небес, и вода, что превыше небес. Да восхвалят имя Господне, ибо Он сказал — и возникли они, Он повелел — и были созданы. Поставил их навек и во век века, приказание отдал — и оно не прейдёт. Хвалите Господа с земли: драконы и все бездны, огонь, град, снег, лёд, ветер бурный, исполняющие слово Его, горы и все холмы, деревья плодоносные и все кедры, звери и весь скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, цари земли и все народы, князья и все судьи земли, юноши и девы, старцы с младшими да восхвалят имя Господне, ибо вознесено имя Его одного: славословие Ему на земле и на небе. И возвысит Он рог народа Своего: песнь — всем святым Его, сынам Израилевым, народу, приближающемуся к Нему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне назовут Меня блаженной все роды. Что сотворил Мне великое Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его. Соделал Он сильное рукою Своею, рассеял надменных в помышлениях сердца их. Низложил властителей с престолов и вознес смиренных, алчущих исполнил благ и богатых отослал ни с чем. Поддержал Израиля, отрока Своего, вспомнив о милости, — как Он сказал отцам нашим, – к Аврааму и семени его навеки Лк 1: 46–55 И 9 песнь канона. Если нет праздника, после катавасии поем Достойно есть:   В воскресенье диакон возглашает, а хор повторяет трижды: Свят Господь Бог наш. Стих: Ибо свят Господь Бог наш. Стих: Над всеми людьми Бог наш. И воскресный ексапостиларий. Затем в праздники начинаем петь на случившийся глас: Хвалитные псалмы (148 – 150) Всё, что дышит, да восхвалит Господа! Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь, Богу. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Тебе подобает песнь, Богу. И далее: Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звёзды и свет. Хвалите Его, небеса небес, и вода, что превыше небес. Да восхвалят имя Господне, ибо Он сказал – и возникли они, Он повелел – и были созданы. Поставил их навек и во век века, приказание отдал – и оно не прейдёт. Хвалите Господа с земли: драконы и все бездны, огонь, град, снег, лёд, ветер бурный, исполняющие слово Его, горы и все холмы, деревья плодоносные и все кедры, звери и весь скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, цари земли и все народы, князья и все судьи земли, юноши и девы, старцы с младшими да восхвалят имя Господне, ибо вознесено имя Его одного: славословие Ему на земле и на небе. И возвысит Он рог народа Своего: песнь – всем святым Его, сынам Израилевым, народу, приближающемуся к Нему. Воспойте Господу песнь новую, хвала Ему в собрании святых. Да возвеселится Израиль о Сотворившем его, и сыны Сиона да возрадуются о Царе Своём: да восхвалят имя Его в хороводе, на тимпане и псалтири да сыграют Ему, ибо благоволит Господь к народу Своему и возвысит кротких во спасение. Восхвалятся святые во славе и возрадуются на ложах своих: величания Богу в гортани их и мечи обоюдоострые в руках их, чтобы совершить отмщение среди племён, обличение среди народов, связать царей их узами и славных их – ручными оковами железными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

5) Если поются ирмосы из дневного (но не прошедшего воскресенья 392 ) канона Октоиха, то они поются только по однажды и никогда не более. 6) Если ирмосы назначены не из Октоиха, а из другой какой-нибудь книги (Минеи или Триоди), то они всегда поются более одного раза, а именно: а) дважды тогда, когда положено брать их из одного только канона, б) четырежды, дважды из одного и дважды из другого, тогда, когда положено брать их из двух канонов, и только в первый день Пасхи четырежды из одного. Изложенные нами правила относительно ирмосов обнимают собою весь год за исключением 1) понедельника, вторника, среды, четверга и пятка Сырной седмицы; 2) тех же дней св. Четыредесятницы (но не Страстной седм.); 3) Сыропустной субботы и 4) суббот 2, 3 и 4 седмиц св. Четыред. В одни из седмичных дней Сырной седмицы (понедельник, вторник и четверг) в некоторых песнях поется ирмос 1-го канона Октоиха однажды, а из следующих за ним 2-го канона Октоиха и канона Минеи ирмосы не поются; в некоторых же канон Октоиха вовсе оставляется, а ирмос однажды поется из Минеи, из положенных же в этих песнях трипеснцев ирмосы на ряду не поются, только на катавасию поется ирмос второго трипеснца. В другие из седмичных дней Сырной седмицы (среду и пяток) в некоторых песнях поется ирмос 1-го канона Октоиха однажды, а из следующих за ним 2-го канона Октоиха и канонов Минеи и Триоди ирмосы не поются; в некоторых же канон Октоиха вовсе оставляется, а ирмос однажды поется из Триоди, из положенных же в этих песнях трипеснцсв ирмосы на ряду не поются, только на катавасию поется ирмос второго трипеснца (подробнее об этом чит. в отд. о богослужении Сырной седмицы). В седмичные дни св. Четыредесятницы в одних песнях однажды поется ирмос канона Минеи и на катавасию ирмос второго трипеснца, в других однажды поется ирмос канона Минеи и на катавасию нет ничего, наконец, в третьих не поется никакого ирмоса, только на катавасию ирмос канона Минеи (подробнее чит. в отд. о седмич. службе св. Четыредесятницы). В субботу Сыропустную в начале 2 песни канона Триоди ирмос поется однажды и потом тот же ирмос повторяется на катавасию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Возглас: Яко Ты еси Воскресение, и Живот, и покой усопших рабов Твоих... Ирмосы канона, глас 8: Песнь 1: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим вопияше. Катавасия: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим. Запевы: Покой, Господи, души усопших раб Твоих. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Песнь 3: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего. Катавасия: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче. Песнь 6: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве. Запевы: Покой, Господи, души усопших раб Твоих. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Катавасия: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя. Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душы раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Иерей: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим. Хор: Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи. Песнь 9: Бога человеком невозможно видети, на Него же не смеют чини ангельстии взирати: Тобою бо, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, Егоже величающе, с небесными вой Тя ублажаем. Катавасия: Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, ангелов и человек чиноначалия величают.

http://drevo-info.ru/articles/1115.html

После припева «Помилуй мя, Боже…» поется стихира праздника. Канон: 1-й канон праздника на 8 и 2-й канон праздника на 8 (если же праздник имеет один канон, то поется канон праздника на 14). Катавасия рядовая по Уставу; если рядовой катавасией являются ирмосы того же праздника и праздник имеет два канона, то по каждой песни поются две катавасии (ирмосы каждого из канонов, см. 25 декабря, 6 января, Пятидесятницу). По 3-й песни: седален праздника; «Слава, и ныне»: тот же седален. Если на праздник полагаются вместо седальна ипакои (25 декабря, 6 января, Неделя ваий), то это песнопение исполняется один раз, без повторения. По 6-й песни: кондак и икос праздника. На 9-й песни «Честнейшую» не поется. Диакон вместо «Богородицу и Матерь Света…» говорит 1-й припев праздника 335 , затем хор сразу поет ирмос 9-й песни. Далее перед каждым тропарем поются соответствующие припевы праздника, а перед катавасией вновь поется 1-й припев. Если поются две катавасии, то перед 1-й катавасией поется припев 1-го канона, перед 2-й катавасией – припев 2-го канона. По 9-й песни: светилен праздника трижды (то есть светилен праздника, «Слава»: еще раз этот светилен, «И ныне»: тот же светилен). Если имеется два различных праздничных светильна, то светилен праздника 2 раза; «Слава, и ныне»: другой светилен праздника. Стихиры на «Хвалите…»: стихиры праздника на 4; «Слава, и ныне»: стихира праздника. По славословии тропарь праздника. Отпуст краткий праздничный с вводной фразой. На часах Тропарь и кондак праздника (на каждом часе). Литургия Антифоны праздника. На каждый праздник полагаются стихи особых псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются с припевами: к каждому стиху первого антифона поется «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», припев второго антифона особый у каждого праздника: «Спаси ны, Сыне Божий, поющия Ти: Аллилуиа» (изменяемая часть вставляется в зависимости от праздника) 336 . Для третьего антифона припевом служит тропарь данного праздника. Входный стих праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

ниже, Табл. утр.), причем возглашение диаконом: «И о сподобитися», бывает «точно к началам евангелистов» (т.е., каждый раз только пред теми чтениями, которым начинаются с 1-й главы каждого из четырех Евангелий, а также и при первом чтении Евангелий на 3-м часе каждого дня), пред дальнейшими же чтениями одного и того же евангелиста указанного возглашения не бывает, а прямо возглашается: «Премудрость, прости, услышим св. евангелиа» и проч. На всех часах во всю Страстную седмицу, а также на изобразительных в ту же седмицу, кроме среды (о ней см. ниже), по «Отче наш», вместо обычных в св. Четыредесятницу тропарей и проч. песнопений, положен только кондак Триоди; отпуст в понедельник, вторник и среду – «Грядый Господь» (см. 587 стр.). В остальном, порядок совершения часов и изобразительных в понедельник, вторник и среду – такой же, как и в обычные дни св. Четыредесятницы, а конец изобразительных (после великих поклонов) – как в среды и пятки св. Четыредесятницы (о чем см. ниже, в Табл. изобразит.). – В понедельник, вторник и среду совершается в соединении с вечерней литургия преждеосвященных Даров; порядок этой службы – тот же, как в среды и пятки св. Четыредесятницы, но только вход на вечерне бывает с Евангелием (а также положенный на ней обычные две паремии читаются: 1-я – из кн. Исход, а 2-я – из кн. Иова) и после «Да исправится» и 3-х великих поклонов положено чтение Евангелия, а в конце литургии – отпуст особый (см. ниже, Табл. литургии преждеосв. Даров). – На всех повечериях, начиная с вечера недели Ваий (на Великий понед.) и кончая четвертком Страстной седмицы, доложены из Триоди трипеснцы св. Андрея Критского , а в пяток полный канон Симеона Логофета ; на этих повечериях, как и на утрене (см. выше), ирмосы поются по 2-ды и в 8-й раз на катавасию (причем в понедельник в начальной песне, имеющей два ирмоса, поемых каждый тоже по 2-ды, на катавасию поется 2-й ирмос: «Видите, видите»); по 9-й песни ирмос ее поется на катавасию вместо «Достойно» (см. в Триоди Пост. Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже: Моление теплое и стена необоримая,/милости источниче, мирови прибежище,/прилежно вопием Тебе:/Богородице Владычице, предвари/и от бед избави нас,/едина вскоре предстательствующая. Катавасия: Молите Бога о нас,/все святые земли Русской,/яко мы усердно/к вам прибегаем,/скорым помощникам и молитвенникам о душах наших. Песнь 4 Ирмос: Услышах, Господи: 2-й лик: Все святые земли Русской, молите Бога о нас. Страстей наших смущение/и многих бед бурю/предстательством вашим ко Господу/утолити потщитеся, святые. 1-й лик: Все святые земли Русской, молите Бога о нас. Милосердия бездну прострите нам, блаженнии,/призывающим вас на помощь,/вы бо у Милосердаго Бога/дерзновение велие стяжали есте. 2-й лик: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Надежду имуще вас, славнии,/и яко стену недвижиму,/к Богу ваши молитвы стяжавше,/зол и всех бед избавляемся. 1-й лик: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Исцели, Чистая, душевныя наши немощи/и страсти телесныя,/поспеши, Госпоже, здравие подати,/Врача всем рождшая, Христа. Катавасия: Молите Бога о нас,/вси святые земли Русской,/яко мы усердно/к вам прибегаем,/скорым помощникам и молитвенникам о душах наших. Песнь 5 Ирмос: Просвети нас повелении Твоими: 1-й лик: Все святые земли Русской, молите Бога о нас. Исполните веселия жизнь нашу,/избавляюще нас от варварскаго нахождения/и междоусобной брани. 2-й лик: Все святые земли Русской, молите Бога о нас. Избавите нас от бед,/яко предстатели теплые/и молитвенники о душах наших. 1-й лик: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Разрушите мглу прегрешений наших/просвещением вашея светлости,/светильницы Божественнии и пресветлии. 2-й лик: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Избави нас от бед, Богородице Чистая,/вечное рождши Избавление/и мир, всяк ум превосходящий. Катавасия: Молите Бога о нас,/все святые земли Русской,/яко мы усердно/к вам прибегаем,/скорым помощникам и молитвенникам о душах наших. Песнь 6 Ирмос: Молитву пролию: 2-й лик: Все святые земли Русской, молите Бога о нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разновидности: 1. Обычный – двукратное пение стиха псалма с промежуточным (между повторениями первого) стихом и разделенным между чтецом и хором 1м стихом в конце. 2. Великий (т.е. большой), состоящий из четырех, а не двух стихов; окончание – как у обычного. Положен на вечерни в субботу и вечерни Господских двунадесятых праздников. Аллилуарий торжественное пение слова «Аллилуия», многократно (обычно трижды) повторяемого с промежуточными стихами (1-2) из псалмов, которые по содержанию имеют отношение к теме воспоминаемого события. На литургии предшествует чтению Евангелия, являясь его ПРОКИМНОМ (а не завершением чтения Апостола). Исполняется (и возглашается) аллилуарий так же, как прокимен. поется на глас, т.е. имеется распетым на все 8 гласов. Как при прокимне, так и при аллилуарии возможно участие в пении всех присутствующих. Катавасия (от греч. «схожу вниз»). Обыкновенно катавасией называют схождение обоих хоров, правого и левого с их мест и соединение в один хор на середине храма. Сейчас название «катавасия» прилагается к ирмосу, которым заканчивается песнь или группа песней канона. В XIII веке катавасией назывались некоторые другие песнопения, для исполнения которых на амвон выходил один певец или сходились на середину храма оба хора. Так, например, «катавасией» названы в Московском Успенском Кондакаре 1207 года ипакои по 3 песни канона на Рождество Христово («Начаток язык…»), на Богоявление («Егда явлением Твоим…») и нынешнее ипакои на Пасху («Предварившия утро…») Эксапостиларий или Светилен – строфа тропарного типа, которая на утрени поется перед хвалитными (148-150) псалмами с их (если есть) стихирами. Название «эксапостиларий» (от греч. – «высылаю») происходит, вероятно, потому, что для исполнения его высылается из среды певцов один на середину храма, или на амвон. Объяснение, что название это произведено от содержания (т.к. в одиннадцати воскресных Э. говорится о послании апостолов на проповедь) применимо лишь к ним. Название «светилен» производят от содержания текста, где, как правило, говорится о свете; или потому, что время исполнения С. приходится на конец утрени, когда уже должен начинаться рассвет. Причастен (Киноник)

http://pravmir.ru/pesnopeniya-v-cerkvi-k...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010