Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕНИТЕНЦИАРИЙ [Лат. poenitentiarius, от poenitentia - покаяние], в Римско-католической Церкви клирик, к-рому правящий епископ делегирует совершение в диоцезе таинства Покаяния, а также наложение и снятие церковных прещений (цензур). С распространением в католич. Европе в XII в. частной сакраментальной исповеди и практики выдачи особых разрешительных грамот - индульгенций связано возникновение особой должности клирика-духовника, иногда называвшегося П. (одно из первых упоминаний - в постановлениях Собора в Йорке в 1195 - Councils and Synods with other Documents Relating to the English Church. Oxf., 1981. Vol. 1. Pt. 2: AD 1066-1204/Ed. D. Whitelock e. a. P. 1051). Латеранский IV Собор (1215) предписал епископам назначать помощников и заместителей для приема исповеди и определения церковных прещений (канон 10), однако термин «пенитенциарий» в постановлении не используется. Под влиянием соборных постановлений должность П. к сер. XIII в. появилась в большинстве диоцезов Сев. Франции и Англии ( Mansfield M. C. The Humiliation of Sinners: Public Penance in XIIIth-Cent. France. Ithaca (N. Y.); L., 2005. P. 100-101). Согласно решению Тридентского Собора (1545-1563), в кафедральных капитулах надлежало создать должность каноника-П. На нее могли назначаться клирики не моложе 40 лет, имевшие степень магистра, доктора или лиценциата теологии или канонического права (CTrident. T. 5. P. 241-242; T. 9. P. 982). Действующим Кодексом канонического права Римско-католической Церкви (1983) каноник-П. определяется как лицо, имеющее в силу самой должности ординарное полномочие принимать исповеди на территории своей юрисдикции (CIC. 968 § 1), а также в рамках покаянной дисциплины (forum internum) «освобождать от цензур по заранее вынесенному решению, не объявленных и не сохраняемых за Апостольским Престолом. На территории диоцеза он может освобождать от цензур и лиц, не принадлежащих к диоцезу, а лиц, принадлежащих к нему,- даже за пределами диоцеза» (CIC. 508 § 1).

http://pravenc.ru/text/2579952.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Посетитель современного Стамбула вряд ли узнает в нем один из крупнейших центров христианской традиции. Тем не менее этот город, известный древним грекам как Византий до переименования его императором Константином в начале IV столетия в Константинополь или «Новый Рим», был некогда колыбелью, образцом и удивительным центром восточно-православного христианства. Здесь проходили свое служение св. Григорий Богослов и св. Иоанн Златоуст. Великая церковь Святой Премудрости, Айя-София, чудом сохранившаяся и поныне, после пяти веков функционирования в качестве мусульманской мечети, была тем местом, где в течение более чем девяти столетий складывалось и приобретало свой нынешний вид православное богослужение, где собирались соборы для провозглашения православных догматов, где формулировались нормы канонического права. Из Константинополя православная вера распространилась по многим странам. Следуя образу, явленному в день Пятидесятницы, византийские миссионеры постарались, чтобы вера стала доступной на многих языках. Лучшим примером этого миссионерского духа могут служить святые Кирилл и Мефодий, апостолы славян в IX в., которые перевели Писание и богослужебные тексты на славянский язык. Благодаря их миссии стало возможным обращение многих славянских народов, принявших от Византии не только православную веру как таковую, но и византийскую христианскую цивилизацию. В православной Византии их восхищала иконопись, церковное пение, красота богослужения. Именно после посещения Св. Софии, где «не знали, на небе они были, или на земле», послы русского князя, св. Владимира Киевского, смогли убедить своего государя, что «греческая вера» — в самом деле истинная религия. Из этой исторической зависимости современного Православия от своего византийского прошлого следует, что для правильного понимания православного Предания во всех его формах — богословия, духовности, богослужения, канонического права и религиозного искусства — необходимо изучение Византии.

http://pravbiblioteka.ru/book/vizantiysk...

Первоначально процедура Б. не выделялась как самостоятельная и входила в прерогативы местного епископа. Однако папа Александр III (1159-1181) запретил почитание святого без утверждения его папским престолом. Учрежденная папской конституцией Сикста V «Immensa aeterni Dei» от 22 янв. 1588 г. Свящ. Конгрегация обрядов была призвана упорядочить процедуру канонизации и Б. Папа Урбан VIII четко разграничил понятия Б. и канонизации, к-рой должно предшествовать причисление к лику блаженных, и присвоил право Б. Римской кафедре (апостольские послания «Coelesmis Hierusalem cives» от 5 июля 1634 и «Decreta servanda in canonizatione et beatificatione Sanctorum» от 12 марта 1642). Александр VII в 1662 г. предписал проводить церемонию причисления к лику блаженных только в базилике св. Петра (первой стала Б. Франциска Сальского 8 янв. 1662). Наиболее полно теория Б. и канонизации разработана в трактате кард. Просперо Ламбертини (буд. папа Бенедикт XIV ) «О беатификации слуг Божиих и канонизации блаженных» (De servorum Dei beatificatione et Beatorum canonisatione. Bologna, 1734-1738), в течение 2 веков остававшемся базовым документом для Свящ. Конгрегации обрядов. Основные положения, касающиеся практики Б., были закреплены в Кодексе канонического права 1917 г. (каноны 1999-2141); канон 2101 разрешал начинать процесс Б. лишь по прошествии 50 лет после смерти подвижника. Повышение требований к критическому анализу отбираемого во время дознания материала повлекло за собой учреждение Пием XI исторической секции при Свящ. Конгрегации обрядов ( motu proprio «Già da qualche tempo» от 6 февр. 1930) и публикацию «Норм проведения ординарных процессов в исторических случаях» (Normae servandae in construendis processibus ordinariis super causis historicis) от 4 янв. 1939 г. В 1949 г. при Свящ. Конгрегации обрядов была учреждена медицинская комиссия для удостоверения чудес, происшедших по заступничеству святых и блаженных. Папа Римский Павел VI провел частичную реформу процедуры (motu proprio «Sanctitas clarior» от 19 марта 1969) и учредил вместо Свящ. Конгрегации обрядов Конгрегацию канонизации святых и Конгрегацию богослужения (апостольская конституция «Sacra Rituum Congregatio» от 8 мая 1969). Следуя принципу коллегиальности, утвержденному Ватиканским II Собором , папа Иоанн Павел II провел реформу законодательства в этой области (апостольская конституция «Divinus Perfectionis Magister» от 25 янв. 1983, «Normae servandae in inquisitionibus ab Episcopis faciendis» и декрет «De Servorum Dei causis quarum iudicium in praesens apud Sacram Congregationem pendet», оба от 7 февр. 1983), призванную усилить роль епископов-ординариев в процессе канонизации. На основании этих документов Конгрегация канонизации святых 21 марта 1983 г. приняла новое «Положение», рассчитанное на 3 года, однако остающееся в силе и по сей день. В наст. время процедура Б. регулируется Кодексом канонического права 1983 г. (канон 1403; см. Codex juris canonici ).

http://pravenc.ru/text/77746.html

прот. В. Боровой Содержание А. История названия и описаний сборника    Впервые описали это рукописное собрание документов братья Баллерини (Петр и Иероним), знаменитые итальянские ученые XVIII в., горячие поклонники папского главенства, издавшие в 1757 г. в трех томах „Творения папы Льва В.”. В третьем томе этого издания братья Баллерини поместили свое капитальное каноническое исследование „Трактат о древних сборниках и собирателях канонов, как изданных, так и неизданных”, во второй части которого в гл. XII содержится описание нескольких рукописей этого сборника. Баллерини первые и присвоили этому сборнику название Collectio Avellana. На одной ватиканской рукописи (Codex Vatic. 4961), которую Баллерини считали древнейшей и основной для этого сборника, на последней (109) странице иной рукой (не рукой переписчика всей рукописи) дописано: „Эта книга принадлежит монастырю св. Креста на Авелланском источнике, Евгубинской епархии”.    Этот монастырь находился в Северной Италии (Умбрия). Пометка ниже гласила: „Книгу эту приобрел господин Дамиан Св.”. Петр Дамиан, знаменитый средневековый католический учитель и святой, был аббатом монастыря Fonte Avellana с 1043 до 1058 г., когда папа Стефан X сделал его епископом Остии и кардиналом.    Рукопись эта в XVI в. попала в Ватиканское книгохранилище, о чем имеется пометка на первой странице кодекса: „Куплена из книг кардинала Сирлети”.    Такое происхождение рукописи, которой пользовались Баллерини, дало им основание весь сборник назвать „Collectio Avellana”.    Следующее после Баллерини описание „Collectionis Avellanae” находим у Фридриха Маассена, известного австрийского канониста XIX в. (1825—1900), тоже ревностного католика, профессора канонического права в университетах Инсбрука, Граца и Вены. В своем солидном труде „История источников и литературы канонического права, т. I” (1870 г.), а потом в „Докладах фил.-ист. отделения” Венской академии наук Маассен дал краткое описание и первый опыт классификации документов „Авелланского сборника” (всего на 5 страницах).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3434...

священник Иоанн Юркович (католик) Приложение III: Кодекс Канонического Права – Codex Juris Canonici Liber II. De Populo Dei – Книга II: О народе Божием Pars I: De Christifidelibus – Часть I: О в ерующих 204 § 1. Верующие – это те, кто, сочетавшись Христу через крещение, составляют народ Божий, благодаря чему становятся в своём роде участниками священнического, пророческого и царского служения Христа и призываются – в соответствии с положением каждого – к осуществлению той миссии, которую Бог доверил Церкви исполнять в мире. § 2. Эта Церковь , установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним. 205 В полном общении с католической Церковью находятся на сей земле те крещёные, которые в её видимом составе сочетаются со Христом узами исповедания веры, таинств и церковного управления. 206 § 1. Особым образом с Церковью связаны оглашенные, т.е. те, кто, будучи движимы Духом Святым, открыто заявляют о своём желании приобщиться к ней и посему этим самым желанием, как и жизнью веры, надежды и любви, которую они ведут, соединяются с Церковью, пекущейся о них уже как о своих [чадах]. § 2. Особое попечение об оглашенных проявляет Церковь , которая, призывая их вести евангельскую жизнь, приобщает их к священным обрядам и уже наделяет их различными прерогативами, принадлежащими собственно христианам. 207 § 1. По божественному установлению среди верующих в Церкви есть священнослужители, в церковном праве называемые также клириками; прочие же именуются и мирянами. § 2. В той и другой части есть верующие, которые вследствие исповедания евангельских советов посредством обетов или других священных уз, признанных и одобренных Церковью, особым образом посвящают себя Богу и способствуют спасительной миссии Церкви; их статус, хотя он и не входит в иерархическое строение Церкви, тем не менее принадлежит её жизни и святости. Titulus I : De omnium christifidelium obligationibus et juribus – Титул I: Об обязанностях и правах всех верующих

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

7. Церковное имущество и содержание духовенства 54. Имущественные права церкви 54.1.Учения о субъекте собственности церковного имущества Церковь – богоучрежденный институт, происхождение ее неотмирно; но по своей человеческой природе она пребывает и на земле, и в этом отношении Церковь поставлена в обыкновенные условия жизни, имея нужду в земных вещественных средствах. Для общественного богослужения необходимы особые здания – храмы, а также богослужебная утварь, священническое облачение. Кроме того, в состав Церкви входит клир, для которого храмовая служба и управление церковными делами составляют повседневное профессиональное занятие. В силу этого духовные лица практически не имеют возможности добывать себе пропитание и вообще средства к существованию помимо своего служения в Церкви либо затруднены в этом, и потому Церковь должна располагать средствами, чтобы содержать духовенство. В канонах нет ответа на вопрос о том, кому в Церкви принадлежит право собственности на имущество, используемое в религиозных целях. Поскольку в Византии, на Руси и на Западе вплоть до позднего средневековья церковное имущество в принципе было неотчуждаемо, вопрос этот не имел практической важности. Однако в эпоху Реформации, когда Католическая церковь лишилась не только своих пасомых, отпадших в Протестантские Церкви, но и богатств, в том числе земельных владений, вопрос о церковном праве собственности приобрел не только богословский и теоретический, но и практический смысл. С первых веков церковной истории выдвигались разные учения о субъекте собственности церковных имуществ. Еще на почве римского права сложилось учение, согласно которому церковное имущество, предназначенное исключительно для церковных нужд, принадлежит Богу. Но противники этой теории использовали такой аргумент: к Богу неприменимы юридические понятия гражданского права об обязательствах, взысканиях за долги, подчинении регулятивной власти государства. Поэтому некоторые немецкие ученые называли данную теорию «наивным богохульством».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

VII. Некоторые аспекты современной жизни католической церкви Протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия, церковного права и церковной истории. Высшее управление римско-католической церкви 890 29.1. Папа. Раздел Римско-католического Кодекса канонического права о высшей церковной власти начинается с преамбулы, в которой говорится, что, подобно тому как по установлению Спасителя святой Петр и другие апостолы составляли единую коллегию, так и Римский первосвященник, преемник Петра, и епископы, преемники апостолов, составляют единое целое. Епископ Римской церкви, на котором лежит ответственность, возложенная Господом на первого среди апостолов – Петра, является главой епископской коллегии, викарием Христа и пастырем всей земной церкви; ему принадлежит в церкви власть ординарная, верховная, полная, непосредственная и универсальная. Эту полную и верховную власть в церкви он получает через законное избрание, принятое им, и через епископское посвящение. Поэтому если верховным первосвященником избирается епископ, то он становится таковым после того, как выразит свое согласие, а если не епископ, то он должен быть тотчас посвящен во епископа. В случае отказа Римского первосвященника принять возлагаемую на него ответственность необходимо, чтобы отказ был сделан им по собственной воле, без принуждения и выражен вполне однозначно. Римский первосвященник имеет власть не только над всей церковью, но и над каждой из Поместных церквей. Исполняя миссию верховного пастыря церкви, Римский первосвященник всегда действует в сотрудничестве с другими епископами и всей церковью, но от него одного зависит, будет ли эта миссия исполняться им единолично или коллегиально (при этом учитываются нужды церкви). Приговоры и декреты Римского первосвященника обжалованию и отмене не подлежат; апелляции на них не подаются. Епископы оказывают помощь Римскому первосвященнику в исполнении его миссии, и организационные формы такой помощи могут быть разными, например, посредством проведения собора епископов. Ему помогают также кардиналы и другие лица и учреждения: все они действуют по его поручению и от его имени. Когда Римская кафедра вдовствует, никаких преобразований в управлении церковном не проводится, действуют лишь законы, специально изданные на этот случай.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Введение § 1. Понятие Пастырское Богословие есть систематическое изложение правил и наставлений, руководствующих к тому, как успе­шнейшим образом проходить Пастырское служение в Церкви Христовой, и через него святейшую религию Христианскую употреблять во спасение людей. § 2. Предмет Главный предмет Пастырского Бого­словия, как видно из понятия о нем, есть один и тот же, каким занимаются все Богословские науки – это Религия Христианская. Посему наука сия имеет род­ственную связь с ними, и по всей спра­ведливости занимает между ними место и называется Богословием. Отличается же она от прочих Богословских наук тем, что прочие занимаются религией Христиан­ской, имея в виду или раскрыть источ­ники её, как то науки предуготовительной, или сущность и состав её как науки составительной, дабы через таковое изучение Религии содействовать собственному спасению каждого учащегося; а Пастырское Богословие имеет цель особенную: научить приложению и деятельному употреблению Религии Христианской во спасение других, почему составляет науку Богословскую прикладную или приспособительную. § 3. Назначение Отсюда открывается, что назначение науки Пастырского Богословия есть частное. Она предназначается и необходима собственно для тех лиц в Церкви Хрис­товой, на которые возлагается обязанность не только самим знать святейшую Рели­гию Христианскую и жить по её спасительному духу, но распространять сие зна­ние и сей дух в других людях. Поскольку такие лица именуются Пастырями, то и наука сия носит название Пастыр­ского Богословия. § 4. Пределы Есть две степени Пастырей в Церкви Христовой: низшая – Пресвитеры или при­ходские Священники, и высшая – Архи­пастыри, Епископы, имеющие под своим управлением многих Пресвитеров. Само собою разумеется, что наука Пастырского Богословия ограничивается изложением наставлений, потребных собст­венно для Пастырей низшей степени – приходских Пресвитеров – поскольку Пастыри высшей степени выше наставлений школы и науки. С другой стороны, многое, относящееся к Пастырскому служению, входит в науку Канонического Права, поскольку наука сия излагает как общие права, законы и постановления, которыми управ­ляется Церковь Христова, и которые име­ют обязательную силу для всех её членов, так в особенности права, принадлежащие Пастырям Церкви, и законы, определяющие образ и круг их деятельности в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Е.С. Криницына В статье рассматриваются правовые идеи выдающегося деятеля культуры, писателя и просветителя Исидора Севильского (ок. 560–636). Епископ Севильи не был профессиональным юристом, однако именно он в своих «Этимологиях» дал определение понятиям справедливости, закона и правосудия. Несмотря на то что раздел о праве его энциклопедии построен в основном на материале сочинений Гая, Павла и Ульпиана, подход Исидора к праву отличается от подхода римских юристов. Прежде всего Исидор видел свою цель в создании системы строгих дефиниций, основанных на этимологии исследуемого понятия. При этом его источники – как собственно юридические трактаты, так и литературные произведения, а также библейские тексты и патристика. Право воспринималось Исидором как часть общей риторической культуры. В его произведениях юридическая терминология постепенно становится языком богословия. Наконец, епископ Севильи внес значительный вклад в формирование канонического права. Ключевые слова: Ключевые слова: Исидор Севильский , Толедское королевство, «Этимологии», «Сентенции», каноническое право, рецепция римского права, Толедские соборы. Исидора Севильского с полным основанием можно отнести к поколению «последних римлян» и в то же время назвать одним из творцов средневековой культуры 1 . Все античное школьное знание помещалось в его «Этимологиях», являющихся уникальным источником по истории античной культуры. Не случайно на несколько веков исидорова энциклопедия стала учебником в средневековых европейских школах и образцом для составления многочисленных Summa и Specula 2 . Исидор адаптировал античную культуру для современного ему читателя, где-то упрощая ее, а где-то подгоняя под изменившиеся реалии, пытаясь примирить с христианским мировоззрением. Тот же подход он применял и к праву – важнейшей составляющей римской культуры. Интересы Исидора никогда не ограничивались лишь юриспруденцией; да и вообще он не был юристом в собственном смысле этого слова. Его брат Леандр, который был епископом Севильи с 578 по 601 г., с детства готовил Исидора к жизни священнослужителя. И тем не менее мы с полным основанием можем говорить о нем как о первом правоведе Толедского королевства. Связано это с тем, что в эпоху раннего Средневековья именно Церковь (точнее, наиболее образованная часть епископата) стала хранительницей античного, в том числе и правового, наследия. Напротив, участие мирян в интеллектуальной жизни того времени было минимальным 3 . Разумеется, специфическое, христианско-церковное, мировоззрение Исидора не могло не повлиять на способы интерпретации им этого наследия. Рассмотрим, какие черты отличают Исидора-правоведа от юристов римского времени. Образование Исидора Севильского

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНТЕРДИКТ [лат. interdictum - запрет, запрещение], каноническое наказание в Римско-католической Церкви, лишающее права или ограничивающее возможность совершения и принятия таинств и др. церковных обрядов (в т. ч. погребения), но, как правило, не связанное с отлучением от Церкви. И. рассматривается как вид «врачующих наказаний или цензур» (poenae medicinales seu censurae - CIC. 1312 § 1. 1), целью к-рых является принуждение к исправлению к.-л. явлений, послуживших причиной наложения И. До введения в 1983 г. ныне действующего Кодекса канонического права (см. Codex iuris canonici ), допускающего наложение И. лишь на отдельное лицо (личный И.), в каноническом праве Римско-католической Церкви также существовало понятие локального, или территориального, И., накладывавшегося на к.-л. территорию (приход, город, еп-ство, провинцию, гос-во). В древнерим. праве и в позднеантичных юридических сборниках понятие «интердикт» в основном обозначало внесудебное адм. запрещение или распоряжение претора, направленное на защиту владения собственностью; одним из видов такого И. был «interdictum prohibitoria» (запрет на совершение к.-л. действий, нарушавших права граждан). Появление понятия «интердикт» в зап. церковном праве стало результатом развития системы канонических наказаний, гл. обр. таких, как отлучение от Церкви (excommunicatio) и запрещение священнослужения (suspensio a divinis). Уже в раннем средневековье прослеживается смешанное употребление понятий «interdictum», «excommunicatio» и «suspensio», что затрудняет разграничение И. и др. канонических наказаний в тот период. С V в. в Зап. Церкви встречается особый вид наказания, к-рый впосл. развился в один из видов личного И.,- запрет на вход в церковь (interdictum ab ingressu ecclesiae), применявшийся к определенному лицу и подразумевавший запрет на совершение общинных богослужений (для клириков) или на их посещение (для мирян) и лишение церковного погребения, но не сопряженный с отлучением от Церкви и с запретом на принятие таинств, а также допускавший возможность посещать церкви для личной молитвы, а клирикам - совершать богослужения в частных часовнях (ораториях).

http://pravenc.ru/text/468843.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010