Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕКРЕТИСТЫ [лат. decretistae; нем. Dekretisten; англ. decretists; франц. dé-crétistes], канонисты, занимавшиеся толкованием Декрета Грациана . С деятельностью Д. связано оформление церковной юриспруденции как науки (во 2-й пол. XII в.). Расцвет декретистики как раздела канонистики, изучавшего Декрет Грациана, приходится на посл. треть XII - 1-ю треть XIII в. После появления ординарной глоссы Иоанна Тевтона на Декрет Грациана в 1216-1217 гг. деятельность Д. сводится к комментированию глоссы. С изданием Декреталий Григория IX (иначе «Liber Extra») усилия канонистов были направлены в основном на изучение декретального права . Определяющую роль в развитии декретистики и канонистики в целом сыграл процесс рецепции рим. права в XII-XIII вв. (особенно в Болонье). Канонисты заимствовали разработанные глоссаторами приемы и методы комментирования и цитирования правовых сводов. Изучение правовых сводов, в т. ч. Декрета Грациана, было вызвано потребностями преподавания права, что обусловило специфику жанров юридической лит-ры, заимствованных у глоссаторов. Помимо глосс Д. создавали и более пространные комментарии на Декрет (Summae, Commentum), а также трактаты, в к-рых рассматривались различные правовые проблемы и вопросы (Distinctiones, Casus, Notabilia, Quaestiones и др.), и эксцерпты, сокращенные варианты Декрета, подборки выдержек из него (Abbreviationes и др.). Разделение канонистов на Д. и декреталистов не было жестким, многие из канонистов комментировали и Декрет и своды декретального права. Сохранились, напр., отдельные глоссы и небольшие комментарии на Декрет декреталистов Бернарда Павийского, Петра Испанского, Алана Английского, Дамаса Венгерского, Раймунда Пеньяфортского , Гвидо де Баизио и др. Нек-рые глоссаторы кон. XII в. писали комментарии к Декрету Грациана (напр., Гвиберт из Борнадо), а часть Д.- к сводам рим. права ( Иоанн Фавентин , Бассиан (был 1-м д-ром канонического и рим. права), Меленд и Гугуччо Пизанский).

http://pravenc.ru/text/171632.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ТЕВТОН [Иоанн Немецкий; лат. Johannes Teutonicus] (ок. 1170 - 25.04.1245 или 1246, Хальберштадт, Саксония), средневек. канонист. Совр. исследователи, опираясь на косвенные свидетельства, вслед за И. Ф. фон Шульте ( Schulte. 1881) отождествляют И. Т. с магистром Иоанном Цемекой, или Земекой, настоятелем (пробстом) кафедрального собора г. Хальберштадт. В рукописи 2-й пол. XIII в. сохранилась копия заключения (consilium) по каноническому вопросу, написанного между 1223 и 1232 гг., его автор именует себя «Иоанном… магистром и хальберштадтским настоятелем». В стихотворной эпитафии на надгробии (кон. XV или в нач. XVI в.) настоятеля кафедрального собора Иоанна о нем говорится как о «светиле папского права». Сведений о происхождении И. Т. в источниках не сохранилось, однако есть упоминания о нем у историков права Нового времени, основанные, очевидно, на устной традиции. Исходя из сословного положения др. настоятелей кафедрального собора г. Хальберштадт и из социальной структуры соборного капитула, исследователи предполагают, что И. Т. происходил из достаточно знатного рода (по др. версии - из небогатых горожан). В кон. XII в. он слушал в Болонье лекции по рим. праву знаменитого юриста Ацо. Изучал каноническое право, к-рое стало затем его специальностью как преподавателя. Ок. 1214 г. И. Т. начал работу над аппаратом глосс к Декрету Грациана (закончил в кон. 1216 или 1217). В этом сочинении он сопоставил юридические теории Грациана с положениями более позднего декретального права и с доктринами канонистов. В работе он опирался на «Сумму» Гугуччо Пизанского, на «Glossa Palatina» Лаврентия Испанского, на труды Иоанна Фавентина , Бациана, Меленда, Гандульфа, Руфина, Петра Испанского, Паукапалеи, Этьена из Турне. Из сочинений цивилистов (юристов рим. права) И. Т. обращался к трудам Булгара, Мартина, Иоанна Базиана, Пиллия, Ацо; также он учитывал новейшее декретальное законодательство (Compilamio I, II и III), постановления Латеранского IV Собора (1215). В глоссах И. Т. нередко выражал свои взгляды в полемической форме. Широкий охват материала и вместе с тем краткость изложения, точность определений применительно к абстрактным формулировкам мн. положений права обеспечили аппарату глосс И. Т. известность на фак-тах права; впосл. этот аппарат глосс приобрел статус ординарного (см. Glossa ordinaria ). После обнародования папой Римским Григорием IX нового офиц. сборника декретального права (Liber Extra (1234) - см. Декреталии Григория IX ) аппарат глосс И. Т. оказался частично устаревшим. После 1245 г. канонист Бартоломео Брешианский отредактировал сочинение И. Т., приведя его форму и содержание в соответствие с материалами «Liber Extra». В обновленном виде аппарат глосс И. Т. сопровождал списки, а затем и печатные издания Декрета Грациана вплоть до кон. XVII в.

http://pravenc.ru/text/471513.html

Актуальные проблемы канонического права: государственно-церковные отношения Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 12 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 Беседа в редакции с председателем Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви, профессором МДА протоиереем Владиславом Цыпиным — Взаимоотношения Церкви и государства, наверное, — один из самых болезненных и до сих пор актуальных узлов русской церковной истории по меньшей мере в последние 300 лет. Какие бы Вы выделили в этой теме наиболее важные проблемы с точки зрения канонического права? — Коли речь идет о таких крупных масштабах как столетия, нам уже приходится говорить не о деталях церковно-государст­венных отношений или о характере этих отношений в обстоятельствах, складывающихся в данный момент, а о моделях церковно-государственных отношений. Что касается строго канонической точки зрения на эту тему, то здесь следовало бы иметь в виду два аспекта. С одной стороны, каноны не указывают на идеальную модель таких отношений, они ее не формулируют прямым образом. В то же время в канонах отражены особенности церковно-государственных отношений тех лет, когда каноны издавались. Наиболее ранние каноны относятся ко временам гонений на Церковь со стороны государственных властей, и поэтому на фоне этих канонов вырисовывается полная самостоятельность Церкви, полная отделенность ее от государства, потому что государство эту Церковь гонит, и Церковь сама устраивает свои внутренние отношения, с учетом позиции государства, но без оглядки на нее. Она никаким образом не может вписаться в государственное законодательство. Это самые ранние каноны: правила священномученика Петра Александрийского, правила святителей Дионисия Александрийского, Григория Неокесарийского, двух поместных соборов — Анкирского и Неокесарийского; эти соборы состоялись уже после Миланского эдикта, но до Никейского собора, когда новая система церковно-государст­венных отношений уже начала складываться. А почти весь остальной канонический корпус относится к тем временам, когда сложилась та система церковно-государст­вен­ных отношений, которую мы называем симфонией. Сами правила принципов этой симфонии не обозначают, но в тех случаях, когда они затрагивают тему государства, тему взаимоотношений государства и Церкви, они исходят из реально сложившихся отношений — из союза Церкви и государства. Вот эти две модели, которые мы видим в самих канонах.

http://pravmir.ru/aktualnyie-problemyi-k...

Для оценки канонического достоинства 50-й главы, как и всякого литературного памятника, имеющего значение в ряду источников церковного права, нужно иметь в виду общие начала православного церковного правоведения относительно канонического авторитета различных источников права, принимаемых и употребляемых в православных поместных церквах. Известно, что в каждой автокефальной поместной православной церкви бесспорную каноническую важность имеют – во-первых, правила, обладающие значением законодательства вселенской церкви, – и, во-вторых, правила, составленные и изданные компетентными органами законодательной и распорядительной власти подлежащей поместной церкви. Компетентными органами церковной законодательной власти в поместных церквах, по правилам церкви вселенской, признаются соборы иерархов этих церквей. Компетентными органами распорядительной власти в поместных церквах являются церковно-правительственные установления (напр. синоды) и лица (иерархи этих церквей). Степень компетентности каждого установления или лица, обладающего в поместных церквах законодательною властью, имеет определенные границы в отношении пространства и времени действий издаваемых от них правил. Так, каждая автокефальная церковь в законодательной своей деятельности, основывающейся на правилах церкви вселенской, обладает самостоятельностью и независимостью от других автокефальных церквей. Самостоятельность эта, между прочим, выражается в том, что правила, изданные законодательною властью одной поместной церкви имеют бесспорное каноническое значение только в пределах этой церкви; но не могут иметь обязательной силы в других поместных церквах, если только законодательная власть этих церквей определенным образом не усвоит их, как свои собственные правила. Еще менее могут иметь обязательное значение в автокефальных поместных церквах такие руководственные правила, наставления (инструкции) и указания, которые составлены и изданы каким-либо одним иерархом, управляющим определенною частью (напр. епархиею) в пределах известной поместной церкви, – составлены ли и изданы они им лично или чрез подчиненного ему должностного лица заведуемой им части поместной церкви. Руководственные правила и наставления, составленные и изданные иерархом одной поместной церкви или, по его поручению и с его дозволения, должностным при нем лицом, могут иметь обязательное значение только в пределах той части церкви, на пространстве которой действует власть иерарха, и до такого времени, пока они не отменены церковною властью – высшею или соответствующею власти иерарха – составителя и издателя. Частные же, неофициальные, ученые сочинения канонистов не имеют обязательного канонического авторитета и в той церкви, в пределах которой они издаются, а еще менее в других поместных церквах: они содействуют лишь разъяснению права и развитию церковного правосознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Приложения. Памятники Русского Канонического права XIII-XV в. сохранившиеся в греческом подлиннике 2. 1339 г. в июле. Грамота патриарха Иоанна XIV митрополиту Феогносту об открытии мощей св. Петра митрополита. Из Acta Patriarchatus Constantinopolitani, ed. Miclosich ct Müller, t. 1. p. 191. Старо-славянский перевод грамоты – в Степенной книге, I, 421–422. Преосвященный митрополит Русский, и пречестный, во Святом Духе возлюбленный брат и сослужитель нашей мерности: благодать и мир от Бога да будет с твоим святительством. Получили мы писание твоего святительства, с извещением и удостоверением о бывшем перед тобой архиерее той же святейшей церкви, как он прославлен от Бога и явлен истинным Его угодником, так что от него совершаются великие чудеса и исцеляются всякие болезни. И мы о сем возвеселились и возрадовались духом и вознесли Богу подобающее славословие. А как твое святительство и от нас искало наставления о том, что следует учинить с таковыми святыми мощами; да и самому тебе небезызвестно, какого чина и обычая держится в подобных случаях церковь Божья: то, получив твердое и несомненное удостоверение и относительно сего [святого], твое святительство да поступит в настоящем случае по тому же самому уставу церкви: почти и ублажи угодника Божьего песнопениями и священными славословиями и предай сие на будущие времена, в хвалу и славу Бога, прославляющего прославляющих Его. Благодать Божья да будет с твоим святятельством. Месяца июля, индикта 7. 3. 1347 г. в августе. Хрисовул императора Иоанна Кантакузина о присоединении галицкой митрополии к киевской Издан Цахариэ в Jus graeco-romanum, pars. III, р. 700–703. Акт этот вполне приведен и в постановлении константинопольского патриаршего собора, изданном далее под 7. С того времени, как русский народ, по благодати Христовой, получил богопознание, святейшие епископы Малой Руси, находящаяся в местности, называемой Волынью: галицкая, владимирская, холмская, перемышльская, луцкая и туровская, также как и святейшие епископии Великой Руси, принадлежали к киевской митрополии, которой в настоящее время управляет преосвященный митрополит, пречестный и экзарх всея Руси, кир Феогност.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Управляющий делами УПЦ митрополит Антоний: Мы слышим неприкрытые призывы к агрессии в адрес канонического православия 13 октября, 2014 Владыка, благословите! В СМИ распространяется информация о том, что 14 октября, в день Покрова Божией Матери, Киевский Патриархат готовит массовые захваты храмов Украинской Православной Церкви. В заявлении УПЦ КП говорится о том, что якобы 14 октября священноначалие будет отсутствовать в Киеве.Листовка, на которую ссылаются СМИ, призывает украинских патриотов и сторонников Киевского Патриархата к противозаконным действиям в отношении УПЦ, включая физическую расправу со священниками канонической церкви. Поступали ли со стороны УПЦ КП угрозы в адрес УПЦ? Церковный раскол с самого своего зарождения уже более двадцати лет является очагом межконфессионального напряжения в Украине. Верующие люди вряд ли смогут забыть ужас захватов храмов, происходивший в 90-х годах. Когда грубой силой нельзя было добиться своих целей, руководство УПЦ КП пыталось достигнуть их с помощью интриг. Сегодня им кажется, что вновь появилась возможность увеличивать статистику своих приходов с помощью грубой физической силы. Мы слышим неприкрытые призывы к агрессии в адрес канонического православия.  Начиная с февраля этого года, по отношению к УПЦ постоянно используется шантаж. Не раз из уст главы УПЦ КП звучали конкретные призывы, дословно, «надавить» на нашу Церковь. Он был уверен, что верующие люди, прошедшие испытание своей веры в горниле 90-х годов, так же легко откажутся от нее, как это когда-то сделал он сам. Но такой план не сработал. Добровольно перешел в раскол только один священник из Херсонской епархии УПЦ. Тогда прозвучал призыв устраивать «референдумы» по селам в отношении того, к какой юрисдикции должен принадлежать сельский храм. И тут не все оказалось просто. В большинстве случаев такие «референдумы» спровоцировали межрелигиозные конфликты в регионах. Множество людей высказались против ухода из канонического православия и перехода в раскол. Для подавления их конституционного права сегодня повсеместно используется право физической силы. Подделываются документы, срываются замки, людей избивают, выталкивают из храмов. В это время, к сожалению, сотрудники милиции зачастую спокойно наблюдают за происходящим, игнорируя очевидный криминал.

http://pravmir.ru/upravlyayushhiy-delami...

Лука Григориатский Права Церквей и единство Церкви. Каноническое и историческое исследование по поводу украинского церковного вопроса Источник Аннотация В наши дни Церковь подвергается волнению, и ее единство испытывается так называемым украинским церковным вопросом. Одностороннее предоставление автокефалии раскольничьим группировкам без получения предварительного согласия всех Поместных Церквей ввергает в глубокое смятение многих православных верующих. И самые большие опасения вызывает возможность глубокого разделения и раскола. Серьезные пастырские проблемы уже возникают на приходах православной диаспоры, а также на Святой Горе Афон. Написание данной книги было вызвано любовью к Церкви и чувством тревоги за нее. Это – «призыв к единству» в тот момент, когда из-за так называемого украинского вопроса ее единство подвергается опасности. Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви Издание осуществлено при финансовой поддержке некоммерческой организации «Фонд поддержки христианской культуры и наследия» Перевод с греческого игумена Дионисия (Шленова) Обращение игумена и братии монастыря Григориат 1 Ваше Высокопреосвященство! Наша Святая Церковь претерпевает в настоящее время великое испытание из-за украинского церковного вопроса. Единство между Поместными Святыми Божиими Церквами подвергается потрясениям, и вероятность раскола весьма велика. Тревога за Церковь побудила нас поручить братии нашей священной обители глубокое исследование данного вопроса, в котором в качестве путеводной звезды было бы использовано каноническое Предание и драгоценное наследие церковных Соборов и святых отцов. Мы молимся, дабы Утешитель, Дух Истины, Который «в соединение вся призва» 2 , осенил и озарил святых архиереев, чтобы при помощи даруемой свыше премудрости они удержали в единстве Тело Христово, Его неделимый и нешвенный хитон. Сейчас мы хотим с почтением и доверием предложить на рассмотрение святым архиереям первую часть нашего исследования – в надежде, что с его помощью сможем мы внести посильный вклад в дело церковного единства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

Пн Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии 7 листопада 2023 р. 12:36 На портале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия опубликовано интервью протоиерея Сергия Звонарева — кандидата богословия, секретаря по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, автора недавно вышедшей в издательстве Московской духовной академии монографии «Высшая власть и управление в Русской Православной Церкви в XX — начале XXI века». — Отец Сергий, Ваш научный труд стал попыткой комплексного канонического, юридического и исторического анализа правовых норм, закрепляющих статус, компетенцию, состав, структуру, порядок работы органов высшей власти и управления Русской Православной Церкви в XX и начале XXI века. Исследованию данного вопроса Вы посвятили 17 лет. Можно ли назвать эту монографию трудом Вашей жизни? — Я бы охарактеризовал монографию как первый опыт моего научного исследования. Работа оказалась весьма растянута по времени. 17 лет — это продолжительное время, которое потребовалось для лучшего узнавания сложных исторических процессов, происходивших в Церкви, созревания моей собственной мысли. Могу ли я назвать монографию трудом моей жизни? Если отвечу положительно на этот вопрос, значит, буду жить только прошлым. Но человек призван жить настоящим и стремиться в будущее. Надеюсь, что, Богу поспешествующу, смогу еще послужить церковной науке. — Расскажите, пожалуйста, об этапах создания монографии. — Основа была положена еще в Московской духовной семинарии, куда я пришел со студенческой скамьи Курганского государственного университета. Получив юридическую специальность, я интересовался каноническим правом. А когда выбирал тему дипломной работы в 2004 году, как раз обратил свой взор на область центрального церковного управления, поскольку мне очень хотелось достоверно узнать, каковы же принципы функционирования высшей власти Церкви, как они сопрягаются с принципами построения системы государственной власти, «теорией ветвей».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6075136...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРДИНАЛ [лат. cardinalis], высшее после папы Римского достоинство в иерархии Римско-католической Церкви. Действующий Кодекс канонического права 1983 г. (см. Codex juris canonici ) в разд. «Кардиналы святой Римской Церкви» (De Sanctae Romanae Ecclesiae Cardinalibus; CIC. 349-359) указывает 2 главные функции К.- избрание папы Римского на особой коллегии (см. Конклав ) и помощь папе Римскому в управлении католич. Церковью как в составе коллегии (см. Консистория папская ), так и при исполнении различных должностей (CIC. 349). К. условно делятся на 2 группы: куриальных, т. е. служащих на разных должностях в Римской курии , и возведенных в кардинальское достоинство иерархов, возглавляющих крупные архиеп-ства; иногда достоинство К. может присваиваться лицам, не имеющим значительных церковных должностей, напр. выдающимся богословам. После Ватиканского II Собора на деятельность К. как правящих епископов и руководителей дикастерий Римской курии действует возрастное ограничение: по достижении 75 лет К., сохраняя все права и привилегии, обязан подать прошение об отставке с должности папе Римскому, к-рый, «взвесив все обстоятельства, примет свое решение» (CIC. 354; 401 § 1). Все К. составляют коллегию кардиналов во главе с деканом (в Кодексе канонического права 1917 г. она именовалась «сенатом Римского понтифика» (Senatus Romani Pontificis) - CIC (1917). 230). Коллегия К. делится на 3 чина: К.-епископов, К.-пресвитеров и К.-диаконов. Это деление носит исторический характер, являясь символом принадлежности К. к рим. клиру, а не степенью священства каждого из К., и не сказывается на правах и привилегиях К., к-рыми они наделяются в равном объеме. После издания папой Римским Павлом VI motu proprio «Ad Purpuratorum Patrum» (11 февр. 1965) в число К.-епископов включаются патриархи Восточных католических Церквей , возведенные в достоинство К. (CIC. 350 § 1). Согласно наиболее распространенной версии, в Римской Церкви термин «кардинал» связан с глаголом incardinare - «назначать на церковные должности», прежде всего на должность настоятеля рим. прихода, т. н. титульных церквей Рима (tituli cardinales), т. е. закреплять пресвитера за конкретным римским храмом, титулом (intitulatus, incardinatus). Одно из первых употреблений глагола incardinare в этом смысле встречается в посланиях папы Римского свт. Григория I Великого (см. ст. Инкардинация ). До XII в. термин «кардинал» иногда употреблялся в этом смысле и в отношении священнослужителей иных диоцезов, но со временем сохранился только в отношении рим. клира.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

поиск:   разделы   рассылка Игорь Гаслов Потребитель против Патриарха. Разбор одного креативного документа " Сейчас же мы, похоже, стоим на пороге времени, когда Книгу Правил попробуют открыть и в ней " разобраться " представители светской антицерковной и антиклерикальной общественности " Источник:  Однако От Редакции: предлагаемый текст является разбором одного из " креативных мемов " – требования созыва Архиерейского Собора и отлучения от Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со стороны руководителя Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова. Разбирал специалист. Нам это представляется яркой иллюстрацией уровня компетентности отечественной креативной оппозиции. ...В силу определенных занятий я довольно часто консультирую тех или иных клириков и мирян РПЦ, сталкивающихся с разнообразными проблемами в своей церковной жизни. В том числе, мне приходится помогать им в составлении официальных обращений в органы церковного управления. Неоднократно приходилось помогать и священнослужителям, оказавшимся под каноническими прещениями – аналогом светских судебных санкций, составлять их апелляционные заявления в Общецерковный суд Русской Православной Церкви. Довольно часто мне приходилось сталкиваться с тем, что даже на уровне некоторых епархиальных управлений знание основ канонического права пребывает в довольно зачаточном состоянии. Но еще чаще, мне приходилось сталкиваться с другим явлением – явлением человека, открывшего Книгу Правил, сломавшего мозг при ее чтении и публично выступающего с теми или иными цитатами канонов, обличая все и вся, требуя " срочно разорвать порочный круг " , " вернуться к святым канонам " и " проклясть злодеев и еретиков с панагиями на шеях " . Конечно, чаще всего такие люди на поверку оказываются обыкновенными неофитами, не обадающими глубокими знаниями не только самого канонического и неразрывно связанного с ним позднего римского – византийского права, но и других наук, таких как догматика, церковная история, литургика, древнегреческий и церковно-славянский языки, светских отраслей права и т.д. Бывает, хоть и редко, среди подобных " паламенных борцов за каноны " попадаются даже священнослужители. Но чаще всего, на поверку оказывается, что борец не только глубоко не разбирается в предмете о котором он начинает вещать, но и вовсе не принадлежит к членам Русской Православной Церкви. Наибольшее число таких пламенных обличителей раньше встречалось среди всевозможных раскольников. Сейчас же мы, похоже, стоим на пороге времени, когда Книгу Правил попробуют открыть и в ней " разобраться " представители светской антицерковной и антиклерикальной общественности.

http://religare.ru/2_96728.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010