Закрыть itemscope itemtype="" > Порошенко начал гонения против канонической Церкви О последствиях подписания президентом Украины скандального закона о переименовании УПЦ МП 25.12.2018 1036 В субботу, 22 декабря, президент Украины Петр Порошенко подписал Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» относительно названия религиозных организаций (объединений), которые входят в структуру (являющихся частью) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которой находится за пределами Украины в государстве, законом признанном таким, которое осуществило военную агрессию против Украины и/или временно оккупировало часть территории Украины», сообщает пресс-служба президента Украины. «Люди имеют конституционное право свободного выбора вероисповедания. Указанные изменения в закон создают лучшие условия для реализации такого права для тех, кто будет решать, к какой же православной юрисдикции принадлежать ... То ли ко вновь созданной автокефальной Православной Церкви Украины, то ли к той церкви, которая настаивает на сохранении своей связи и зависимости от РПЦ», - заявил Порошенко, подписывая закон. Он подчеркнул: «Выбор легче делать, когда все вещи названы своими именами, когда есть достаточно сведений для того, чтобы его добровольно принять. Реализация закона даст гражданам всю полноту информации». По словам Порошенко, изменения в закон соблюдают принцип свободы вероисповедания и равенства всех конфессий, никакого ограничения конституционных прав граждан не будет. О принятом законе и его последствиях, а также как быть православным на Украине, рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко : Захват церковного имущества не является самоцелью для раскольников, хотя и он будет осуществляться. Главное для них – разрушение, деструкция канонической Церкви за счет комплексно масштабной кампании:

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/25/po...

Обзор пособий по Церковному Праву Скачать epub pdf Церковь может рассматриваться с разных сторон. Как общество Земная Церковь имеет определенные законы и правила. Соответсвенно, верующие, члены Земной Церкви, имеют и свои обязанности, и свои права. Законы и правила церковной жизни составляют предмет науки: Церковное Право. Как наука Церковная Право возникло не сразу. Однако материал для этой науки формировался с первых же дней существования Церкви. Ряд основных положений относительно прав и обязанностей последователей Христа представлен в Священном Писании . Эти положения имели руководственное значение уже для первых христиан. Постепенно оные положения конкретизировались за счёт появления правовых положений более частного характера. В эпоху Вселенских Соборов были оформлены и закреплены Правила Вселенских Соборов, а именно: « Св. Вселенского I Собора, Никейского », « Св. Вселенского II Собора, Константинопольского », « Св. Вселенского III Собора, Эфесского », « Св. Вселенского IV Собора, Халкидонского », « Св. Вселенского VI Собора, Константинопольского », « Св. Вселенского VII Собора, Никейского ». В этот же период, а также в последующее время были созданы своды правил: « Правила св. Петра архиепископа Александрийского и мученика, из слова его о покаянии », « Правила иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского », « Первое каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийскойя, к Амфилохию епископу Иконийскому Вступление », « Второе каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийской, к Амфилохию епископу Иконийскому », « Третье каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийской, к Амфилохию епископу Иконийскому » и др. Какие-то из означенных правил были приняты за обязательные к исполнению, какие-то в качестве дисциплинарных и/или нравственных ориентиров. В это же время были изложены и введены в оборот Правила ряда Поместных Соборов, как то: « Анкирского (314) », « Неокесарийского (315) », « Антиохийского (341) », « Сардикийского (344) », « Лаодикийского (364) », « Карфагенского (393–419) » « Константинопольского, во храме св. апостолов бывшего, глаголемого двукратного (861) » и др.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

1. Синодальное постановление патриарха Сисинния о невенчании второбрачных Это (неизданное) постановление довольно часто встречается в греческих рукописях канонического содержания, но всегда – только под глухим заглавием: διταξις συνοδιχ περ δευτερογαμας (или περ δευτερογαμοντων), т. е. без имени патриарха, при котором оно состоялось, и без всякой даты. В таком виде оно было известно по рукописям Чижману, который в своём знаменитом труде: «Брачное право восточной церкви» приводит небольшой отрывок из этого постановления, но не делает никакой попытки определить, хотя бы приблизительно, время его издания 1 . Русские канонисты, по отношению к этому вопросу, поставлены лучше. Московская синодальная библиотека предлагает им не только два превосходных греческих списка этого постановления 2 , но и славянский (сербский) перевод его – в списке XV века и, что всего важнее, с таким надписанием: Чинь сьбра стго града о втробрачнимь сьвькуплни 3 . Нет оснований думать, что славянский переводчик сам сочинил это надписание, т. е. по собственному домыслу поставил над своим переводным текстом имя патриарха Сисинния. Такое предложение представляется невероятным уже потому, что все другие, довольно многочисленные статьи канонического содержания, входящие в состав означенного сербского Требника и изложенные здесь в особом, сравнительно новом переводе 4 , имеют над собой те же самые надписания, какие даются им в греческих подлинниках. Почему же нужно было допустить, что одна только занимающая нас статья получила своё надписание от самого славянского переводчика, а не была точно так же надписана и в своём греческом оригинале? А если так, то в самом содержании статьи не оказывается никакого повода к сомнениям в действительной принадлежности её оригинала патриарху Сисиннию, известному и другими своими постановлениями по вопросам брачного права, преимущественно – знаменитым «томом», запрещающим браки в 6-й степени свойства 5 . Во времена этого патриарха (995–998) греческая церковь , несомненно, держалась ещё того строгого воззрения на второй брак, какое выражено в издаваемом διταξις συνοδικ: второбрачных супругов она не только подвергала епитимии, назначенной в древних церковных канонах 6 , но и лишала своего благословения и венчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Анализируя в эфире телеканала «Спас» роль канонов в жизни Православной Церкви, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ, доктор политических наук Александр Щипков отметил, что церковные каноны являются особыми дисциплинарными правилами, которые приняло за основу Вселенское Православие и сохраняет их в неизменном виде на протяжении столетий. Тезисы, высказанные экспертом, стали развитием его мыслей, озвучиваемых ранее. Щипков объяснил, что сегодня в Церкви существуют диаметрально противоположные взгляды на каноны как законы Церкви: от признания их незыблемыми нормами церковной жизни, которые не могут быть подвергнуты ревизии, до призывов к радикальному пересмотру канонических норм. По мнению А. Щипкова, призывы к пересмотру канонов все чаще звучат со стороны либерально настроенных кругов православной общественности и духовенства (т.н. «либерал-православия»), которые декларируют, что жизнь Русской Православной Церкви регламентируется якобы устаревшими нормами церковного права и, следовательно, развивается в неверном направлении. Щипков считает, что каноны могут приниматься только путем вселенской рецепции – обсуждения предлагаемых норм церковной жизни полнотой Православия на Вселенских Соборах. Без этой вселенской рецепции ни одно решение отдельной Поместной Церкви не может быть принято как универсальный канон для мирового Православия. Эксперт отметил – несмотря на то, что в составе канонического свода Православной Церкви имеются нормы не только Вселенских соборов, но и 10 Поместных соборов и 13 отцов, все они прошли именно вселенскую рецепцию, причем абсолютное большинство – в ходе Трулльского собора, признаваемого в качестве продолжения Пятого и Шестого Вселенских соборов. Это обстоятельство, по мнению Щипкова, зачастую ускользает от массового церковного сознания при обсуждении вопросов, связанных с каноническим правом. Между тем, по мнению эксперта, именно в силу этого обстоятельства ревизию канонического права Церкви вправе осуществлять только Вселенский Собор, понимаемый как собор православных епископов всех православных церквей.

http://pravoslavie.ru/120267.html

архиеп. Гермоген (Голубев) Скачать epub pdf (К пятидесятилетию восстановления патриаршества) В ноябре 1967 года исполнилось 50 лет со времени восстановления патриаршества на Чрезвычайном Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Историческим определением Собора от 4 (17) ноября 1917 года был положен конец длившемуся 200 лет т. н. «синодальному» периоду и восстановлено патриаршество. Соборное определение гласило: «1. В ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ВЫСШАЯ ВЛАСТЬ –  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ, СУДЕБНАЯ И КОНТРОЛИРУЮЩАЯ –  ПРИНАДЛЕЖИТ ПОМЕСТНОМУ СОБОРУ, ПЕРИОДИЧЕСКИ, В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СРОКИ СОЗЫВАЕМОМУ, В СОСТАВЕ ЕПИСКОПОВ, КЛИРИКОВ И МИРЯН. 2 . ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПАТРИАРШЕСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕРКОВНОЕ ВОЗГЛАВЛЯЕТСЯ ПАТРИАРХОМ. 3 . ПАТРИАРХ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВЫМ МЕЖДУ РАВНЫМИ ЕМУ ЕПИСКОПАМИ. 4 . ПАТРИАРХ ВМЕСТЕ С ОРГАНАМИ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДОТЧЕТЕН СОВЕТУ». Собор 1917 года был созван с целью восстановления в Русской Церкви канонического правопорядка, нарушенного Петровской церковной реформой 1721 года. С этой целью Собор восстановил в нашей Церкви каноническое патриаршество, т. е. не только усвоил первоиерарху Русской Церкви титул Патриарха, но в своих канонических определениях определил его права и обязанности и порядок его избрания; порядок формирования состава Священного Синода и его права и обязанности; восстановил избрание епархиями епископов и установил самый порядок избрания их; установил, чтобы Поместные Соборы в нашей Церкви созывались периодически, в определенные сроки (один раз в три года)  в составе епископов, клириков и мирян. Свои канонические определения по вопросам церковного правопорядка Собор изрек в духе и силе древних канонов Вселенских и всецерковного значения Поместных Соборов в неразрывном единении и единомыслии с ними. В этом их каноническая ценность и обязательность. Самый смысл восстановления патриаршества и его значение не могут быть рассматриваемы в отрыве от канонического правопорядка, установленного Собором. Как известно, патриаршество в Русской Церкви было учреждено в 1589 году и просуществовало немногим более 100 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/k-pjat...

Густав Андреевич Розенкампф Содержание Предисловие Отделение первое. О Греческих собраниях, предшествовавших Славенскому собранию Правил Св. Отец § 1. О первых собраниях соборных Правил вообще § 2. О распространении оных в разных переводах I. На Западе а) в Италии, b) в Англии, с) в Африке; II. На Юге § 3. Об усовершенствовании Греческих собраний в царствование Императора Юстиниана § 4. О трудах Патриарха Иоанна Схоластика § 5. О каноне, или составе правил Святых Соборов и Святых Отец, постановленном на шестом Вселенском Соборе в Трулле Палатнем § 6. О трудах Патриарха Фотия Отделение второе. О переводах на Словенский язык Греческих собраний правил §§ 1.2.3.4.5. Исторические сведения о Славенских Номоканонах, о Кормчей книге, о градском законе, и о разных переводах оных, равно и о настоящих русских не с Греческого переведенных статьях § 6. О двух главных разрядах Славенских собраний Правил Св. Отец § 7. Изложение первого разряда Отделение третье. Изложение второго разряда §§ 1.2.3.4.5.6.7. Описание статей и сравнение разных списков, к сему разряду принадлежащих Отделение четвертое. О печатной Кормчей §§ 1.2.3. Изложение оной и сравнение с другими списками § 4. О собраниях Правил, ныне в Греческих краях употребляемых (о Пидалионе) § 5. О переводе Правил, ныне в Валахии и Сербии находящемся § 6. О других собраниях Правил Св. Отец, на Юге и на Севере употребляемых § 7. Историческое сравнение Кормчей книги Церкви Восточной с таковой же книгою Западной Церкви (под заглавием: Decretum Gratiani), в XI веке собранною Заключение Предисловие Цель сих исследований состояла в том, чтобы объяснить важнейшие до сего времени столь мало известные и критическому разбору не подвергнутые источники древнего Российского Канонического и Гражданского права, которые включены в печатной Кормчей книге, но более и в древних списках разных составов оной от XIII до самого конца XV века. Я соединил в первых двух отделениях, ныне издаваемых, общие сведения о том предмете, составляющие, так сказать, вступление к прочим отделениям. Изложив в сей общей части все доказательства, к ней принадлежащие и распределив оные, каждое в своем разряде, я старался убедить, что История Канонического и История Гражданского права в первых веках Российского Государства не могут быть разделяемы и рассматриваемы порознь одна от другой. Обе они происходили из одного корня, т. е. из образования народа, которое сначала крещения и постановления Иерархии было основано отчасти на новом устройстве Гражданских и Духовных властей, и отчасти на новых правилах Законодательства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/obozre...

Закрыть itemscope itemtype="" > В МИССИОНЕРСКОМ СЛУЖЕНИИ НУЖНЫ ЖЕРТВЕННОСТЬ, МУЖЕСТВО, БЕЗБОЯЗНЕННОСТЬ ИНТЕРВЬЮ C МИТРОПОЛИТОМ ДНЕПРОПЕТРОВСКИМ И ПАВЛОГРАДСКИМ ИРИНЕЕМ 24.06.2003 397 Время на чтение 8 минут Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней (Середний) родился 10 мая 1939 года в селе Стовпин, Корецкого района, Ровенской области на Украине в семье крестьянина. По окончании Средней школы в 1957 году поступил в Ленинг радскую Духовную Семинарию, которую закончил в 1961 году по первому разряду. В том же году поступил в Ленинградскую Духовную Академию, где обучался до 1968 года. 21 мая 1968 года был рукоположен в сан диакона, а на 2-й день 22 мая в рукоположен в сан священника. В 1968-69 учебном году состоял профессорским стипендиатом при Ленинградской Духовной академии по кафедре канонического права. С начала 1969 года был преподавателем канонического права в ЛДА. Одновременно работал секретарем Ученого совета Академии и старшим помощником инспектора. 1 сентября 1970 года был пострижен в монашество с именем Ириней. С 27 июля 1975 по 19 июля 1976 года - епископ Уфимский и Стерлитамакский, управляющий Уфимской епархией. С 19 июля 1976 по 16 июля 1982 года - епископ Серпуховский, викарий Московской епархии, управляющий Патриаршими приходами в Канаде и США. С 16 июля 1982 по 28 марта 1984 года - архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский, управляющий Алма-Атинской епархией. С 28 марта 1984 по 13 сентября 1989 года - архиепископ Харьковский и Богодуховский, управляющий Харьковской епархией. С 13 сентября 1989 по 10 апреля 1990 года - архиепископ Львовский и Дрогобычский, управляющий Львовской епархией, священноархимандрит Свято-Успенской Почаевской Лавры. С 10 апреля 1990 по 19 октября 1993 года - архиепископ Ровенский и Острожский, управляющий Ровенской епархией, постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви. С 19 октября 1993 по 27 июля 1996 года - архиепископ Днепропетровский и Криворожский, управляющий Днепропетровской епархией. С 27 июля по 12 сентября 1996 года - архиепископ Днепропетровский и Павлоградский, временно Управляющий Криворожской епархией.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

К вопросу о церковном суде в первые века христианства: [Ответ на критику труда «Церковный суд в первые века христианства»] Источник Предметом предлагаемой статьи служит обозрение двух критических статей по поводу нашей монографии: „церковный суд впервые века христианства“; ее цель – отметить, что нового предлагают русским читателям эти статьи взамен тех сведений, которые сообщает наша монография и которые осуждены ими как сведения неверные, – показать свое мнение об этом новом. Полагаем, что через это мы исполним долг благодарности в отношении к нашим рецензентам и позволим себе надеяться, что такой важности предмет, как суд древней церкви, не утратил еще интереса оттого, что о нем было говорено так много прежде. Статьи, имеющиеся здесь в виду, напечатаны были в Православном Обозрении „Искусственные приемы в науке канонического права» неизвестного автора (октябрь и ноябрь 1878 г.) и в „Критическом Обозрении“ (1879 года 4, рецензия на нашу книгу А. С. Павлова ). Первая из этих статей заслуживает внимания потому, что на место установившихся уже в науке канонического права принципиальных воззрений на церковь , ее суд, ее власть связующую и разрешающую, предлагает свои новые воззрения, которые и рекомендует канонистам, как единственно согласные с духом Евангельского воззрения. Эта новость воззрений автора, к сожалению, не сделавшего для канонистов известным своего имени, весьма выпукло обнаруживается в совершенно оригинальном толковании Мф. 18:15–18 стихов. Это место из Евангелия, доселе у канонистов известное как locus classicus для учения о суде и наказующей власти церкви, наш автор приводит в своей статье в следующем достопримечательном перифразе, ограждая неприкосновенность его вносным знаком: „Если согрешит против тебя брат твой, если сделает тебе какую несправедливость или обиду – ты должен употребить все усилия к тому, чтобы примириться с ним, восстановить его доброе отношения к тебе. Ты сам обиженный первым должен позаботиться о примирении с обидевшим (все равно как если бы кто захотел отнять у тебя что-нибудь, ты должен быть готов отдать ему и более того, что он желает отнять).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Либеро Джероза Скачать epub pdf Глава третья. Правовые элементы возвещения Слова Третья книга Кодекса канонического права, озаглавленная «De Ecclesiae munere docendi» («Об учительском служении Церкви») открывается следующим утверждением: «Господь Христос вверил сокровищницу веры Церкви, чтобы она при содействии Святого Духа свято хранила, глубже постигала, верно возвещала и разъясняла данную в откровении истину (кан. 747 § 1). Этими четырьмя глаголами (возвещать, постигать, разъяснять и хранить) церковный законодатель более или менее прямо указывает на четыре основных формы, в которых осуществляется служение Слову Божьему: возвещение Слова в литургии и катехезе (каноны 756_780), церковное учительство (каноны 748_754), миссионерская и воспитательная деятельность Церкви (каноны 781_822) и наконец юридическое попечение о целостности веры и церковной общины (каноны 822_833 и 1400_1752). Во всех этих разделах присутствует сознание того факта, что служение Слову Божьему как munus (служебная обязанность) касается всей Церкви, потому что непрерывно выстраивается как взаимодействие между апостольским учительством и sensus fidei (чувствованием веры) всех верующих 218 . 7. Возвещение и учительство В ответ на конкретное предписание Второго Ватиканского собора, данное в п. 44 декрета " Christus Dominus» о пастырских обязанностях епископов, Конгрегация по делам духовенства 11 апреля 1971 г. опубликовала Directorium catechisticum generale (Общую катехетическую директорию) 219 . Вторая часть этого документа имеет целью представить выдвинутые Вторым Ватиканским собором богословско-пастырские принципы, которые должны направлять и координировать различные аспекты Евангелизаторской деятельности Церкви. Поэтому эта вторая часть всецело посвящена служению Слова: в первой главе речь идет о проповеди , во второй – о катехиза ции, то есть о двух орудиях возвещения, «которым всегда отдавалось первое место» (CD 13). Новый Кодекс канонического права полностью воспринял этот соборный подход, и прежде всего в способе систематизации материала в первом из пяти титулов, на которые подразделяется книга «De Ecclesiae munere docendi». Действительно, вслед за вводными канонами о различных степенях ответственности в исполнении служения Слова, а также об источниках и средствах передачи христианской вести, идет раздел «De divini misterio» (каноны 756_780), состоящий из двух глав. Первая посвящена проповеди (каноны 762_772), вторая – катехетическому наставлению (каноны 773_780).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Экземплярский Илья Тихонович; 20.07.1836, с. Дмитриевы Горы Меленковского у. Владимирской губ.- 2.11.1905, Варшава), архиеп. Варшавский и Привислинский, церковный писатель. Род. в семье священника. Мать - дочь священника того же села. Впосл. И. неоднократно посещал свою родину (последний раз в 1891), снабжал храм утварью и облачениями, финансировал ремонтные работы, построил церковноприходскую школу, обеспечив ее существование вкладом в 10 тыс. р. В 1852 г. окончил Владимирское ДУ, где вместе с ним учился его старший брат Федор, в 1857 г.- Владимирскую ДС (был тенором-солистом архиерейского хора), в 1861 г.- КДА по первому разряду со степенью старшего кандидата богословия. С ним вместе учились буд. епископы Ириней (Орда) , Лаврентий (Некрасов) , Митрофан (Невский), а также С. М. Сольский . 4 февр. 1862 г. в ц. в честь Воскресения Господня на Подоле И. Т. Экземплярский венчался с А. С. Пилипеевой (Пилипей), дочерью покойного профессора КДС. С 25 окт. 1861 г. учитель церковно-библейской истории, литургики и канонического права в высшем и среднем отд-ниях Черниговской ДС, с 30 окт. преподаватель гражданской, с 17 нояб. того же года - церковной истории, а также библейской истории, литургики и канонического права в КДС. С осени 1866 г. там же заведовал кафедрой педагогики и воскресной школой, затем кафедрой гомилетики, с 1864 г. недолгое время являлся помощником инспектора. Многочисленные педагогические, исторические, публицистические статьи и рецензии Экземплярского печатались в семинарском ж. «Руководство для сельских пастырей», в редакции к-рого он исполнял обязанности секретаря (1863-1870), помощника редактора (с 1870), вел отдел библиографии. Печатался в Киевских ЕВ, «Воскресном чтении» и газ. «Киевлянин». Его публикации отличались самостоятельностью суждений, простотой и ясностью изложения, сочувственным отношением к бедственному положению белого духовенства. Занимался подготовкой учебника по педагогике для семинарий и руководства к начальному обучению, в частности вопросами методики преподавания Закона Божия, чтения, письма, отечественного языка, арифметики, рус. истории, географии, пения и черчения. По совокупности работ 30 июня 1870 г. был удостоен степени магистра богословия.

http://pravenc.ru/text/293716.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010