Византийские императоры редко имели счастье царствовать в отсутствие претендентов на свой престол. Но, можно сказать, Исааку II Ангелу в этом отношении особенно не повезло: помимо Алексея Врана и дяди Иоанна на его пути встали один за другим иные мятежники. В конце концов, как мы вскоре увидим, заговорщики добились своего. Едва были прекращены прежние апостасии, как в Филадельфии появился еще один узурпатор – Феодор Манкафа, привлекший к себе буйную толпу бездельников и надевший пурпурную обувь. Царь не имел возможности немедленно разделаться с ним, и Манкафа попытался использовать шанс. Он быстро привлек на свою сторону соседние области Лидии, начал чеканить собственную серебряную монету и сколотил небольшое войско. Теперь император понял, насколько легкомысленно он пропустил начало этого сепаратистского мятежа, и сам направился в бунтующую область. Царь осадил Филадельфию, но, оценив возможные от штурма потери, решил по привычке решить дело миром. Манкафа был прощен и отпущен на свободу, остальных мятежников также пощадили. Бывший «царь» тут же отправился к Иконийскому султану и попросил помощи против римлян. Тот отказался дать Манкафе свою армию, зато разрешил свободную вербовку охотников из числа своих подданных. И в скором времени Манкафа имел под рукой хорошо организованную шайку неуловимых грабителей, причинявших много зла византийцам в Лаодикии Фригийской. Все же Исааку II удалось договориться с султаном, выдавшим Манкафа Римскому царю. Мятежник попал в тюрьму на длительный срок заключения, а родные братья султана едва не подняли на него оружие, узнав, что тот погубил такого отважного союзника турок 900 . Буквально вслед за этим появился еще один кандидат на царство, назвавшийся незаконнорожденным и на самом деле уже к тому времени покойным сыном императора Мануила I Комнина Алексеем. Надо сказать, лже-Алексей был в действительности очень похож на убитого царевича: те же светлые волосы, прическа и даже заикание. Слух о нем распространился по Константинополю довольно быстро, но «царевич» не спешил в столицу, понимая, чем закончится для него это путешествие. Его видели в городах близ Меандра, затем он нашел короткий приют в доме одного латинянина, а потом отправился в Иконию, где донимал старого султана жалобами на его неблагодарность к памяти своего царственного «отца». Наконец, турок, которому надоели эти претензии, показал лже-Алексея одному византийцу из посольства и тот без труда разоблачил мошенника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новый апостолик Климент III (1187–1191) горячо поддержал призыв своего предшественника и сделал все, чтобы поход состоялся 832 . Уже через несколько дней вышла в свет папская энциклика Audita Tremendi, объявившая новый Крестовый поход. Как повелось, в грамоте объяснялись причины прежних (и недавних, конечно, тоже) неудач тем, что пилигримы понесли заслуженную кару за свои грехи, а мусульмане изображались дикими зверями, жаждущими христианской крови. Понтифик торжественно объявил, что всякий здравый человек, «который не плачет, имея такую причину для скорби», вероятно, утратил и веру в Христа, и совесть. Сам Саладин был персонифицирован как дьявол во плоти. В заключение энциклика перечисляла духовные и земные награды будущим участникам крестоносного предприятия. Попутно было объявлено папское повеление о прекращении внутренних войн, рыцарям облегчалась продажа ленных владений, отсрочено взыскание долгов и вообще было объявлено, что любое содействие Крестовому походу будет сопровождаться полным отпущением грехов 833 . Следует сказать, что для Германского короля весть о созыве 3-го Крестового похода стала настоящим спасением – в противном случае ему наверняка грозило от Римского папы новое отлучение от Церкви. Дело в том, что незадолго до описываемых событий он посватал дочь покойного Сицилийского короля Рожера I Отвиля Констанцию за своего сына Генриха, герцога Ломбардии. Несмотря на то, что невеста была на 11 лет старше жениха и сам по себе факт женитьбы тетки короля Вильгельма II, не имевшего наследников, на будущем преемнике Германской короны, выглядел чрезвычайно опасным для Сицилии, 27 января 1186 г. свадьба состоялась. Римский папа Урбан III выступил крайним противником этого брачного союза. На самом деле он очень опасался, что после свадьбы сицилийцы, до сих пор являвшиеся традиционными союзниками Апостольского престола, обнаружат для себя новые интересы. И тогда папство, окруженное с севера германцами, а с юга сицилийскими норманнами, будет обречено. Однако отступать было поздно, и папа направил своего представителя в Милан, где состоялось бракосочетание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нет сомнений в том, что для Дандоло это был прекрасный повод начать открытую войну и погубить ненавистную Византию. До сих пор он терпеливо ждал, когда алчность крестоносцев столкнется с упрямством византийцев, которых все более и более опутывали новыми соглашениями о долге сомнительного характера. Он с присущим ему коварством плел сети своей интриги, постепенно приучая остальных латинян к мысли о неизбежности силой забрать у византийцев то, что по праву принадлежит пилигримам. И дождался своего, т.е. категоричного отказа Алексея IV выполнять условия договора. Переполнилась и мера народного терпения византийцев, и, чтобы не потерять власти, Алексей IV исподволь разрешил своим подданным уничтожить венецианский флот. Как-то ночью византийцы направили на латинский флот корабли, начиненные горючими веществами, но по случайности крестоносцы заметили их и подняли тревогу; атаку удалось отбить. Эти попытки продолжались еще 15 дней подряд, но также безуспешно. Это было все, на что оказался способен Алексей IV 1011 . Неудивительно, что 25 января 2004 г. в храме Святой Софии само собой состоялось народное собрание, на котором был поднят вопрос об избрании нового царя. Помимо простых граждан, туда силой заставили явиться патриарха с архиереями и синклит. Некоторые сановники предлагали не торопиться с выбором нового царя, ссылаясь на то, что, безусловно, латиняне будут всеми силами помогать Алексею IV – своему должнику. А это неминуемо вызовет войну. Но никто не хотел даже слушать об этом. Теперь вопрос стоял только о кандидатуре василевса. По чьей-то инициативе предложили объявить Римским царем некоего молодого человека по имени Николай Канавос, и того даже помазали на царство помимо его воли. Об этом вскоре стало известно во дворце, где в те минуты испускал дух Исаак II Ангел; от этого известия он тут же скончался. Растерявшийся Алексей IV немедленно вызвал к себе для совета маркграфа Бонифация Монферратского, который предложил ввести в Константинополь крестоносное воинство. Однако этот план стал известен византийцам – Алексей Дука Мурцуфл, пользовавшийся почти абсолютным доверием молодого императора и выступавший в качестве посредника в его переговорах с Бонифацием Монферратским, сам же и огласил тайную договоренность царя с латинянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См. работу митр. Никифора по укр. вопросу, с. 110–113, проповедь прот. А. Гоцопулоса, с. 9–14, книгу прот. А. Гоцопулоса, с. 55–60. Φειδς. ΣυνοδικΠρξη. Σ. 68, 70. πιστολ Οκουμενικο Πατριρχου Βαρθολομαου πρς τν Πατριρχη Μσχας λξιο, ρ. πρωτ. 1203/26.8.1992. (Письмо Патриарха Константинопольского Варфоломея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 1203 от 26.08.1992.) πιστολ Οκουμενικο Πατριρχου Βαρθολομαου πρς τν Πατριρχη Μσχα λξιο, ρ. πρωτ. 282/7.4.1997. (Письмо Вселенского Патриарха Варфоломея Святейшему Патриарху Алексию, прот. 282 от 7.04.1997.) Φειδς. ΣυνοδικΠρξη. Σ. 28. К. Деликанис. Патриаршие документы ΙΙΙ. С. 234–235. К. Деликанис. Патриаршие документы ΙΙΙ. С. 234–235. Φειδς. Συνοδικ Πρξη. Σ. 27–28. К . Деликанис. Патриаршие документы. ΙΙΙ. С . 231–234. Φειδς. Συνοδικ Πρξη. Σ. 38. Φειδς. Συνοδικ Πρξη. Σ. 71. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Чувашии возведут морг за 41 миллион: что там будет находиться? Пол ТЦ в крови: бывший муж чуть не убил девушку В России полицейский 9-ть лет заражал жертв СПИДом: дикая история В казани приемная мать подала на развод со своим сыном: причина Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2020/11/26/kratki...

В 11971198 гг. во Франции началась подготовка Четвертого крестового похода. Иннокентий III благословил его участников, среди которых оказались многие самые знатные рыцари Европы. В апреле 1201г. послы крестоносцев заключили с Венецианской республикой договор о подготовке мощного флота для нужд «воинов Христа». Летом следующего года первые «пилигримы» начали прибывать в Венецию. Возглавил поход Бонифаций, маркиз Монферратский. За перевозку морем в Египет рыцари обязались выплатить венецианцам восемьдесят пять тысяч марок серебром. Когда же участники собрались, выяснилось, что более пятидесяти тысяч марок собрать они не могут. Тогда венецианцы в качестве компенсации за недостающую сумму предложили Бонифацию покорить далматинский город Задар, отпавший из-под власти Республики к венгерскому королю и сделавшийся ее торговым конкурентом в Адриатике. Крестоносцы согласились, и тогда к ним присоединилось большое количество венецианцев во главе с престарелым Дандоло. В ноябре 1202 г. союзный флот подошел к Задару. Горожане прибили на башнях кресты, папа проклял венецианцев, но город это не спасло – Задар был разгромлен. У здравомыслящих людей не оставалось сомнений в истинных мотивах похода на Восток, поэтому, когда флот рыцарей подошел к стенам византийской столицы 109 , это казалось закономерным. 18 июля 1203 г., бросив окруженный крестоносцами город, Алексей III Ангел бежал в Адрианополь, прихватив с собой десять кентинариев золота, с одной только любимой дочерью. «Трусливейший из людей! Его не остановило нежное родительское чувство к [остальным его. – С.Д .] детям; его не удержала любовь к жене, его не тронула судьба великого города, и ничего подобного не пришло ему на ум; но в малодушии, в трусости он променял благо всех городов, областей и всего народа [империи] на свое личное спасение, да и то – сомнительное» (Хон., т. II, с. 283, сл.]). В августе 1203 г. Бонифаций оттеснил экс-императора в Мосинополь. Через два года маркиз захватил не прекращавшего попыток вернуть престол Алексея и заточил в Монферрате. Выпущенный оттуда через несколько лет, неутомимый Ангел искал поддержки где только мог – у Льва Сгура (см. «Алексей IV»), в Эпире, Фессалии, а затем отправился в Иконий ко двору султана Кей-Хюсрева I, которому когда-то давно оказал важные услуги. Султан не забыл благодеяний и во главе сильной армии двинулся к Никее, на которую покушался теперь экс-государь. В бою с ничтожными (по сравнению с турецкими) силами ни-кейского императора Феодора I Ласкариса султан погиб, а Алексей III попал в плен. Ласкарис распорядился постричь его и до самой смерти содержать в одном из малоазиатских монастырей. Алексей IV Ангел

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

при разговоре Антония и Л. о 2 заблудших монахах (Феодосий довольно подробно описывает собственную реакцию и реакцию Антония на это). Можно предположить, что Феодосий был вместе с Л. в К-поле в течение последних лет жизни святого (между 1178 и 1185). В рассказе о великом друнгарии Феодосий сообщает, что одна из его дочерей была женой бывш. императора ( Алексея III Ангела (1195-1203)); значит, текст был составлен после июля 1203 г., когда император был свергнут участниками 4-го крестового похода. В тексте нет указаний на падение К-поля в 1204 г. Но также автор, повествуя о пребывании Л. на Кипре, не сообщает о том, что остров находился под властью Лузиньянов, или о поездке Л. на Св. землю, не упоминает и о захвате Иерусалима Саллах-ад-Дином в 1187 г. Возможно, текст Жития был составлен позже, в 1205 или 1206 г., т. к. Феодосий говорит об игуменстве Антония в прошедшем времени (с 1206 новый игумен). Текст Жития составлен по агиографическим канонам того времени (можно отметить ряд общих мест). Несмотря на ряд грамматических и синтаксических ошибок, Феодосий стремится к высокому стилю изложения, цитирует Свящ. Писание и творения св. отцов. Повествование содержит прямую речь с использованием разговорных выражений, шуток и т. п. Эти элементы делают текст естественным и живым, интересным для чтения. Феодосий был человеком образованным, но его эрудиция ограничена произведениями классических авторов. В тексте нет точной датировки событий жизни Л. Автор сообщает, что Л., прибыв в мон-рь на Патмосе, был еще безбородым, следов., ему было 17-18 лет. Скончался он, по сообщению Жития, будучи глубоким старцем. Зная, что это произошло в 1185 г., и предполагая, что указанный в Житии возраст ок. 70-75 лет, можно считать, что Л. род. между 1110 и 1115 гг. Монахом он стал вскоре после назначения Феоктиста игуменом в 1127/28 г., скорее всего ок. 1132 г. Столь молодой возраст Л. при поступлении в мон-рь говорит о том, что в К-поле он оставался недолго, около года, между 1127 и 1130/31 гг. Сочинения Известно, что Л. несомненно был автором соч. «Главы о Святой Троице» (Κεφλαια περ τς Αγας Τριδος). Также ему приписывают соч. «О разных видах любви» (Περ διαφορς ρωτος). Оба произведения сохранились в Patm. 187. Fol. 54a - 58b, 58b - 59b и были опубликованы вместе с его Житием.

http://pravenc.ru/text/2463535.html

Дандоло и Бонифаций руководили предприятием с действительно достойной удивления осмотрительностью. Авангард венецианского флота занял в апреле 1203 г. Диррахий. Уже 27 июня флот, вёзший 40 000 солдат, бросил якорь напротив императорской резиденции у Скутари, древнего Хрисополя. Император стянул в столицу против врага армию приблизительно в 60 000 человек; но довериться можно было только варягам. Лишь в последний момент стали думать об исправлении стен и приведении в порядок слабого и ветхого флота. Штурм был начат против предместья Неры. 6 июля пала крепкая Галатская башня. Когда был организован штурм против самой столицы, храбрый зять императора Феодор Ласкарь, варяги и враги Венеции пизанцы защищались геройски. 17 июля император почти по принуждению решился на вылазку; она разбилась о храбрость франков. Жалкий император бежал в Девельт, захватив царские драгоценности и сокровищницу. Тогда заведующий государственной казной Константин вывел из тюрьмы слепого Исаака II Ангела и объявил его снова императором вместе с его сыном Алексеем IV (18 июля 1203–28 января 1204). Царевич, сопровождаемый баронами, совершил свой торжественный въезд в столицу. Предводители крестоносного войска остановились во Влахернском императорском дворце, крестоносцы заняли город. Между тем по просьбе императора Исаака их лагерь был перенесён на Галатскую равнину, а флот бросил якорь у Перы, после того как Дандоло приказал снести часть городской стены. Алексей IV получил франкский отряд телохранителей. Предварительно греки уплатили 100 000 марок; венецианцы тотчас взяли половину себе, а из остальных вычли 35 000 марок за долги пилигримов. Всеобщее раздражение господствовало среди близоруких крестоносцев. Они не понимали знамений времени, хотя уже наступило теперь то состояние, которое должно было продлиться два с половиной столетия: от милости итальянских купцов вполне зависели и империя, и её государь, будь то франки или греки, несмотря на высокий тон, который по временам принимали последние; они пали, как только Венеция покинула их или, говоря точнее, вынуждена была их покинуть вследствие сочетания торгово-политических обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

О своих успехах и намерениях вожди крестоносцев письменно известили весь христианский мир. Отписали покаянное письмо и римскому первосвященнику, где смиренные просьбы о прощении чередовались с горделивыми восхвалениями своих подвигов и выражалась уверенность, что теперь-то крестоносцев ничто не задержит от исполнения главной задачи. Но Иннокентий III был слишком умен и дальновиден, чтобы отнестись серьезно ко всем этим заверениям. Он ответил довольно резким письмом, в котором вместо благословения заподозрил в неискренности своих адресатов. «Смотрите, – писал он, – чтобы не прибавить новых преступлений к уже совершенным...» Папа словно предвидел будущее. Провидение втайне уже подготавливало события, которые должны были похоронить все благие намерения крестоносцев и еще раз изменить как направление, так и цель священной войны. Книга XI. империя латинян (1203–1206 гг.) 1203 г. Прошло короткое время, и видимость мира и согласия испарилась столь же мгновенно, как и возникла. Пока юный Алексей мог делать обещания и подавать надежды, он был равно благословляем и греками, и крестоносцами. Но едва наступило время исполнять обещанное, он сразу же увидел вокруг себя одних врагов. И правда, начав объединение греческой церкви с римской, приступив к выплате долга и соответственно подняв налоги, он вызвал бы сильный ропот соотечественников, что грозило полной потерей популярности; приостановив же и одно, и другое, и третье, он возмутил бы крестоносцев, что было чревато потерей только что обретенной верховной власти. Каждодневно страшась то бунта, то войны, вынужденный избирать из двух зол одно, молодой император после долгих размышлений решил, что более опасны крестоносцы и поэтому следует делать ставку на них. Он прибыл в галатский лагерь и обратился к вождям и баронам с прочувствованной речью, прося не лишать своего покровительства и не спешить с отъездом в Палестину, обещая в ближайшее же время выполнить все данные ранее обязательства. Речь эта пришлась по вкусу крестоносцам, тем более что и сами они не собирались слишком быстро покидать богатую страну. Правда, как и раньше, нашлись оппозиционеры, возмутившиеся новой задержкой, но они по-прежнему остались в меньшинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1185. Если главные чины приходского Магометанского духовенства, то есть Хатыпы, Имамы, Муллы и Миодарисы, будут присуждены к телесному наказанию..., то прежде исполнения приговора судебного духовное и гражданское начальство делают распоряжения о объявлении в приходе каждого осужденного, что он лишен своего звания и отбирают от них указы Губернского Правления, коими они были утверждены в своих званиях. Учреждение Таврического Магометанского Духовного Правления 1186. Таврическое Магометанское Духовное Правление состоит из Таврического Муфтия, Кадия-Эскера и Уездных Кадиев. Муфтий председательствует, прочие же присутствуют в качестве членов. 1831, дек.23 (5033); 1836, янв.15 (8780). 1187. При Духовном Правлении состоит Канцелярия из Секретаря, Столоначальников, Переводчика, Журналиста и канцелярских служителей, на основании штатов. Секретарь, по избрании и представлении Таврического Губернатора, утверждается Министерством Внутренних Дел... 1188. Таврическое Магометанское Духовное Правление имеет общие права присутственного места; оно состоит под непосредственным ведением Таврического Губернского Правления и под высшим начальством Министерства Внутренних Дел. 1196. Таврическое Магометанское Духовное Правление имеет в своем ведении: 1) мечети, с учрежденными при них училищами и текиями; 2) принадлежащие к мечетям и училищам вакуфы; 3) все Таврическое и в Западных губерниях Империи находящееся Магометанское духовенство, и поступающие из приходов чрез Уездных кадиев дела, ...представленные рассмотрению сего духовенства. 1200. Строение новых мечетей допускается не иначе, как по правилам Устава Строительного и с обеспечением их содержания. 1203. Главнейшие средства для содержания мечетей, училищ и определенного при мечетях духовенства, суть недвижимые имущества, именуемые вакуфами, и денежные капиталы. Духовное Правление заведывает вакуфами по правилам, особо при сем приложенным. Приложение к ст. 1203. О вакуфных имениях в Таврической губернии 1. Вакуфы суть двух родов, духовные и частные. Под названием духовных вакуфов разумеются недвижимые имущества, а также денежные капиталы, Магометанскому духовенству принадлежащие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но вернемся к Византии. Жадность и легкомыслие Алексея III привели к тому, что даже самые близкие и верные ему люди вынуждались силой обстоятельств к апостасии. Взятый болгарами в плен протостратор Мануил Камиц напрасно взывал с просьбами о выкупе к царю. Наконец, боярин Хрис внес за него деньги, и полководец справедливо просил василевса возместить тому средства, потраченные для выкупа. Царь оставил и эту просьбу без ответа, и тогда Камиц вместе с Хрисом поднял восстание и овладел Пелагонией и Пелопоннесом. Бороться с ними император отправил зятя Алексея Палеолога, но справиться с мятежниками удалось не мечом, а хитростью. Василевс тайно передал Хрису, что готов выдать за него свою внучку Феодору, и тот в 1201 г. сложил оружие, передав завоеванные с Мануилом Камицем области. Сам Мануил долго отбивался от правительственных войск, но в конце концов был вынужден также сдаться на милость царя. Его василевс простил, но обманул Хриса, не выполнив своих обещаний о замужестве внучки 952 . Если теперь, замирившись с Болгарией и подавив апостасии, Алексей III по легкомыслию рассчитывал, что все худшее позади, то его расчет был ошибочен изначально. С Запада уже приближался вал 4-го Крестового похода, неожиданно призванного обеспечить права на царство его племянника Алексея Ангела. Глава 3. 4-й Крестовый поход против Византии Ситуация на Востоке не оставалась неизменной в эти годы. Смерть Саладина, оставившего после себя 17 детей, внесла разброд между турками. Свое государство покойный султан разделил между тремя сыновьями. Старший сын аль-Афдаль получил Дамаск, аль-Захир – Алеппо, а Утман – Египет. Но правая рука Саладина, его брат Мели-аль-Адиль, правивший в Джазире (северо-западная часть Месопотамии), в скором времени сумел подмять под себя племянников. Сойдясь с Утманом, он воспользовался некомпетентностью аль-Афдаля и в 1196 г. захватил власть в Дамаске. А когда умер Утман, аль-Адилю отошел и Египет. В результате к 1202 г. последний сын Саладина аль-Захир признал власть дяди над собой. Тем не менее для аль-Адиля сохранялась опасность войны с Зенгидами, владевшими остальной частью Месопотамии, турками Анатолии, а также правителями Армении и Грузии. Чтобы не распылять сил, он охотно пошел на перемирие с пилигримами, которое с небольшими перерывами действовало вплоть до 1217 г. 953

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010