Содержание О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове Предисловие Проповеди за 1892 год Проповеди за 1893 год Проповеди за 1894 год Проповеди разных лет     О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове Валентин Николаевич Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний. В 1860 году после окончания семинарии и академии Валентин Амфитеатров был рукоположен в иерея и получил свое первое назначение на приход в калужский Благовещенский храм, но прослужил там недолго: вскоре – уже в сане протоиерея – его перевели в собор города Лихвина Калужской губернии. Он был смотрителем духовного училища в Мещевске, потом – настоятелем храма Поливановской учительской семинарии в Подмосковье, а с 1874 года – настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля. Последние десятилетия прошлого века были временем духовного упадка. Великолепные московские храмы по большей части пустовали, но в храме во имя Святых Константина и Елены, а потом в кремлевском Архангельском соборе, куда был назначен настоятелем в начале девяностых годов отец Валентин, всегда было людно – к выдающемуся проповеднику и духовнику шли со всей Москвы. Е. Поселянин писал: «У подошвы Кремлевского холма, со стороны Москвы-реки, у древней стены, окружающей Кремль, стоят два храма. Темно там, сыровато по этой широкой дороге, отененной всегда стеной и холмом, и храмы были малопосещаемы. О. Валентин доказал, что ревностный священник может привлечь молящихся и в покинутые, бесприходные храмы. Даже по будням в его храме бывало тесновато. Народ стекался к нему не только чтобы помолиться, но и чтоб открыть ему душу, излить накопившееся горе, спросить совета... Немощи и грехи человеческие, громадный груз разнообразных дел и отношений житейских – все это кипело вокруг этого священника. Искали и в чисто мирских интересах Божия благословения, еще же более того искали удовлетворения жгущей душу жажде духовной. И о. Валентин своим художественно метким языком и ласкающим голосом разговаривал с этим теснившимся к нему людом, подавая советы от сердца и ума, только что просветившегося за трапезой Господней...

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Справка Янышев Иоанн Леонтьевич (1826–1910) – известный русский богослов, писатель, проповедник и церковно-общественный деятель. Родился в семье диакона Калужской губернии, закончил Санкт- Петербургскую Духовную Академию в 1849 г., с 1850 был в Академии бакалавром физико-математических наук. В 1851 г. определен священником православной церкви в Висбадене. В 1856 г. Янышев определен в Санкт-Петербургский университет профессором богословия и философии; в 1858 г. назначен священником к церкви русской миссии в Берлине, а в 1859 г. (в сане протоиерея) перемещен в Висбаден, где оставался до 1864 г. В 1864 г. Янышев был приглашен в Копенгаген преподавать Закон Божий невесте наследника русского престола принцессе Дагмаре, впоследствии Императрице Марии Федоровне. С 1866 по 1883 гг. Янышев был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В 1883 г. Янышев был назначен духовником наследника престола Николая, заведующим придворным духовенством и протопресвитером соборов Большого в Зимнем дворце и московского Благовещенского. В 1899 г. Янышев, по предоставлению Казанской духовной академии утвержден в степени доктора богословия. Янышев являлся одним из активных участников дела по старокатолическому вопросу. В 1874 г. Янышев был официальным представителем русской церкви на боннской конференции, в 1897 г. на четвертом интернациональном конгрессе старокатоликов. В 1890-е г. Янышев опубликовал ряд статей о старокатоличестве, об отношении старокатоликов к православию и пр. Принимал деятельное участие в работах Комиссии по старокатолическому вопросу. Был одним из главных деятелей Петербургского Общества Любителей Духовного Просвещения. В 1908 году император Николай II наградил И. Л. Янышева орденом Св. Андрея Первозванного. Состав фонда Архив И. Л. Янышева был выделен из состава архива Санкт-Петербургской Духовной Академии. В фонде представлены материалы, касающиеся, главным образом, старокатоличества: переписка Янышева с деятелями старокатолического движения в Швейцарии, Германии и др. странах, представителями англиканской церкви, деятелями Общества Любителей Духовного просвещения, печатные материалы по старокатоличеству. Особый интерес представляет переписка И. Л. Янышева с А. А. Киреевым, охватывающая 1870-е – 1900-е годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Статистика Михаил (Чельцов), сщмч. родился в селе Кикино Ряжского уезда Рязанской губернии, в семье священника Знаменской церкви Павла Михайловича Чельцова и Агриппины Сергеевны (в девичестве Полянская). Она была внучатой племянницей Преосвященного Иннокентия (Ивана Полянского), Епископа Воронежского. Отрок Михаил среди сверстников выделялся глубокомыслием и серьезным отношением к учебе. На развитие способностей и формирование волевого характера юноши большое влияние оказал дядя, Стахий Сергеевич Полянский, известный в Рязанской губернии священник и духовный писатель. По окончании Рязанской Духовной семинарии в 1890 году, Михаил Чельцов поступил на историческое отделение Казанской Духовной Академии, которая отличалась миссионерской направленностью, имевшей целью обращение в православие раскольников и иноверцев (татар, чувашей, черемисов…). Миссионерское отделение академии приобщало к этой деятельности студентов, среди которых был и Михаил Чельцов. Окончив академию (1894) со степенью кандидата богословия, он преподавал в Калужской семинарии обличительное богословие (история и обличение русского раскола, сектантства и западных исповеданий). Он вступил в Калужское церковное Братство во имя св. апостола Иоанна Богослова и вскоре стал делопроизводителем его Совета. Активно проповедовал православную веру, умело вёл беседы с раскольниками, сектантами и старообрядцами, обращая их к Православной Церкви. За четыре года преподавательской и миссионерской деятельности в Калуге Михаил Павлович опубликовал большое количество статей в епархиальной периодической печати. В 1897 году он участвовал в 3-м Всероссийском миссионерском съезде в Казани. Осенью 1898 года Михаил Павлович Чельцов был приглашен из Калуги в Петербург и назначен на должность епархиального миссионера по борьбе с расколом и сектами. В мае 1900 года награжден орденом Святого Станислава 3-й ст.; с сентября 1901 – причислен к канцелярии Обер-прокурора Синода; с января 1902 года числился в чине коллежского асессора, а в июле того же года произведен в надворные советники.

http://lib.cerkov.ru/authors/602

Статистика Феодор (Поздеевский), еп. Архиепископ Феодор (в миру Александр Васильевич Поздеевский) (21 марта 1876, село Макарьевское Ветлужского уезда Костромской губернии — 23 октября 1937, Иваново) — епископ Православной Российской Церкви, с 1909 года архиепископ Волоколамский, викарий Московской епархии. Детство и образование Родился в семье протоиерея (всего в семье было 9 детей). Окончил Макарьевское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1896), Казанскую духовную академию (1900) со степенью кандидата богословия. В 1900—1901 — профессорский стипендиат по кафедре патрологии. Магистр богословия (1903; тема диссертации: «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина», удостоена Макарьевской премии). Монах и преподаватель В 1900 пострижен в монашество, возведён в сан иеродиакона, с 24 июля 1900 — иеромонах. С 17 октября 1901 — преподаватель Калужской духовной семинарии. С 3 июля 1902 — инспектор Казанской духовной семинарии. С 4 февраля 1904 — ректор Тамбовской духовной семинарии в сане архимандрита. Активно боролся с революционным движением, основал и возглавил тамбовский отдел Союза русских людей — одну из наиболее значительных в то время провинциальных монархических структур. В 1906 на него было совершено неудачное покушение одним из семинаристов. Политическая деятельность архимандрита Феодора вызывала противоречивое отношение со стороны клира — часть священников его поддержали, тогда как пастырский съезд епархии запретил проведение мероприятий Союза в Серафимовском училище, считая, что церковь должна быть вне политики. С августа 1906 — ректор Московской духовной семинарии. С августа 1909 — ректор Московской духовной академии (до 1917). Был профессором аскетики по кафедре пастырского богословия. Строгий монах-аскет, он проявил себя убеждённым консерватором, стал инициатором увольнения ряда либеральных преподавателей (в том числе И. М. Громогласова и Василия Виноградова). В своей кадровой политике оказывал явное предпочтение монашеской братии и священнослужителям. После Февральской революции уволен с поста ректора по требованию либеральных педагогов и значительной части студенчества.

http://lib.cerkov.ru/authors/1312

Феликс Киреев Скачать epub pdf Преосвященный Гедеон (Покровский) возглавлял Владикавказскую кафедру с 1904 по 1908 гг. Историк Феликс Киреев, на основе данных метрической книги кафедрального собора Архангела Михаила, установил место смерти и погребения епископа Гедеона. Осенью 1919 года во Владикавказе отошел ко Господу бывший архиерей Владикавказской кафедры Преосвященный Гедеон (Покровский) . В силу обстоятельств того времени, это событие осталось незаметным для широкой общественности города. Похоже, о судьбе епископа Гедеона не знало и высшее руководство Русской Православной Церкви, так как во всех справочниках, посвященных епископату, указан 1922 год смерти Гедеона и без упоминания места. Владыка Гедеон, в миру Герасим Петрович Покровский, родился 4 марта 1843 года в семье дьякона села Покровского Орловской губернии. В 1869 году он окончил Орловскую духовную семинарию и в 1872 году вступил в брак с дочерью соборного священника г. Болхова – Ольгой Александровной Сокольской. 13 февраля 1872 года был рукоположен во священника в Преображенской соборной церкви г. Болхова Орловской епархии. Овдовев, он в 1874 году поступил в число братии Мещовского монастыря Калужской епархии. В 1873 году Герасим Покровский был пострижен в монашество с именем Гедеон. В 1884 году, по окончании 4-го курса Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия, он был отправлен в Японскую Духовную Миссию и назначен преподавателем Православной духовной семинарии в Токио по Священному Писанию и Нравственному Богословию. В 1885 году по болезненному состоянию Гедеона увольняют со службы при Миссии и определяют в число братии Болховского Троицкого Оптина монастыря. С 27 марта 1887 года он преподаватель Казанской духовной семинарии по Основному, Догматическому и Нравственному богословию. В следующем году его назначают смотрителем Холмского духовного училища. Тогда же Гедеон блестяще защитил диссертацию на тему «Археология и символика ветхозаветных жертв» и был удостоен степени магистра богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Pokrovs...

Храм Богоявления Господня в Дорогомилове. Часть 2 Храм Богоявления Господня в Дорогомилове «Тихая пристань» Великий 1861 год был торжественно отпразднован и в Дорогомилове. Благодарные ямщики, выходцы из крестьян, да и другие обыватели, в честь отмены крепостного права основали в своем приходском храме придел во имя преподобного Сергия Радонежского, небесного покровителя России. Чуть позднее появился еще один придел – во имя святителя Тихона Задонского, его святые мощи были прославлены в том же эпохальном 1861 году. Так скромный дорогомиловский храм стал своеобразным памятником русской свободы. Отмена крепостного права изменила его судьбу. Крестьяне хлынули в город на всевозможные заработки, и численность прихожан Богоявленского храма колоссально возросла за счет пришлых рабочих людей. Дело в том, что земля в этой местности гораздо дешевле, чем в прочих районах Москвы, оттого в Дорогомилове появилось множество фабрик, заводов и всяких заведений. Так что храм, рассчитанный на 800 человек, не вмещал в себя всех желающих. С другой стороны, это было отрадным явлением: храм Богоявления всегда строился и поновлялся за счет своих прихожан, и деньги на его строительство они собирали с усердием. Дорогомиловцы всегда были спокойными и богомольными людьми, крайне устойчивыми к революционным идеям, что и раскрылось в грозные годы русской истории. Тесный храм сначала пытались расширить за счет приделов и мелких перестроек. А в 1874 году решили возвести новую колокольню по проекту архитектора Н.В. Никитина, построившего церковь Казанской иконы у Калужских ворот, где теперь стоит памятная часовня. Многие дорогомиловцы были против, один даже возмущенно указывал, что старая колокольня будто бы имела на себе след от французского снаряда времен Отечественной войны. Колокольню все же построили, а дальше произошло событие, определившее все последующие: в 1895 году власти решил строить в Дорогомилове Брянский (Киевский) вокзал. Это было не только концом дорогомиловских ямщиков, которые подались в простые городские извозчики. Дело было в том, что около вокзала всегда складывалась многолюдная, заселенная и оживленная местность, а главное, вокзал имел массу рабочих и служащих, так что и без того тесный Богоявленский храм ожидал огромный приток новых прихожан.

http://pravoslavie.ru/701.html

ЦВ 15-16 (412-413) август 2009 /  22 августа 2009 г. Состав Межсоборного присутствия 1) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — председатель Межсоборного присутствия 2) Митрополит Киевский и всея Украины Владимир — член президиума; 3) митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир — член президиума; 4) Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, — член президиума; 5) митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — член президиума; 6) Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир — член президиума; 7) митрополит Виленский и Литовский Хризостом; 8) митрополит Одесский и Измаильский Агафангел; 9) митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней — член президиума; 10) митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор; 11) митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви; 12) митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий; 13) митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению; 14) митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий; 15) Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион; 16) Митрополит Рижский и всея Латвии Александр; 17) митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион; 18) архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, и.о. управляющего делами Московской Патриархии, — член президиума; 19) архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, — член президиума; 20) архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк — член президиума; 21) архиепископ Берлинский и Германский Феофан; 22) архиепископ Хустский и Виноградовский Марк; 23) архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий; 24) архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви; 25) архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх; 26) архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон; 27) архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий;

http://e-vestnik.ru/docs/sostav_mezhsobo...

Часть I. Митрополит Антоний (Храповицкий) Маленький старинный городок в Бретани. Древний замок XII в., кривые улицы, дома с высокими грифельными крышами. Колокольный звон с утра до вечера; на улицах монашки и кюре. Серенький осенний денек. И мне, приехавшему отдыхать в это захолустье, стало нестерпимо тоскливо от многих обстоятельств и переживаний. Вспомнив пожелание моих друзей, чтобы я написал свои воспоминания, я и взялся за перо. Может быть, это и предупреждение приближающейся старости, а может быть, и непривычка сидеть без определенных занятий. К тому же я давно пришел к убеждению, что единственная реальность – это прошлое. Настоящего, в сущности, нет; это только грань между прошлым и будущим, точка времени без измерения, почти фикция. А будущего может еще и не быть, а если и будет, то вероятно плохим, во всяком случае хуже, чем доброе прошлое, к которому постоянно влечет память. Этому учит весь опыт жизни. Поэтому только мне и приятно, что в прошлом, в истории... Ну, словом, я напрягаю свою память и решаюсь на стариковское дело писания мемуаров. Думаю, что хронологически последовательных воспоминаний мне не написать, тем более что детство и юность все еще – да, вероятно, и навсегда – покрыты слишком болезненными воспоминаниями тех «окаянных дней», которые отделяют от них мою жизнь здесь, в изгнании, то есть на свободе. Потому-то я и решаюсь скорее на запись о лицах, встречах и событиях так, как они вспомнились, а не пишу «Книгу бытия моего». Господи, благослови! Начинаю, а там, что Бог даст. Vitre, 1947. Первое воспоминание мое о митрополите Антонии, имевшем такое большое значение в моей жизни и так сильно повлиявшем на мое развитие, связано с моими отроческими годами. Моя мать, исключительно набожная и верующая женщина, в годы моей ранней юности постоянно проводила время, свободное от ее семейных обязанностей, в чтении духовных книг, посещении церквей, религиознонравственных собраний. Она много встречалась с духовными лицами и церковными деятелями. Летом она из имения нашего ездила то в Оптину, то в Саров, то в Тихонову пустынь (Калужской губернии) или к Тихону Задонскому и Митрофанию Воронежскому . В Петербурге она также любила ходить и брать меня с собой на богомолье: в Казанский собор, в часовню Спасителя в домике Петра Великого, к Скорбящей на Стеклянном заводе и в иные церкви и монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Губернский город Во дворе Сарапульской слободы Вятской Итого: VIII. Иркутской епархии В Иркутске Губернский город 18 – 251 В Нерчинске Иркутской В Якутске 72 – 230 В Селенгинске 50 – 180 В Удинске, в пригороде 36 – 300 В Киренском монастыре 60 – 560 В Нижнекамчатском остроге 86 – 790 В Барлуцкой слободе 50 – 452 В Нерчинском заводе 42 – 164 Итого: IX. Казанской епархии Казанская десятина, г. Казань Казанской Дворцовая слобода Рыбная Пригород Старошемшинск Дворцовое село Елабуга Вятской Город Уржум Пригород Малмыж Болгары при заштатном монастыре Город Свияжск Казанской Город Чебоксары                Город Царевококшайск Город Царевосанчурск Вятской Город Симбирск Симбирской Город Сызрань Город Самара  Город Корсунь Дворцовое село Малыковка Город Оренбург Оренбургской 80 – 500 Город Ставрополь Симбирской 10 – 122 Город Спасск Казанской 15 – 120 Пригород Сергиевск Итого: X. Коломенской епархии В городе Туле Губернский город В городе Серепухове Московской В городе Алексине Тульской В городе Епифани Итого: XI. Костромской епархии В Нерехте Костромской В Судиславе В Любиме Ярославской В Галицком Костромской 10 – 300 Итого: XII. Крутицкой епархии В г. Можайске Московской В г. Боровске Калужской В Малоярославце В Покровском Добром монастыре г. Лихвина В Перемышле В Серпейске В Мещовске В Козельске В Тарусе В Масальске В с. Адамовском В Загородской примосковской десятине, в с. Ангелове Московской В Белеве Тульской Итого: XIII. Могилевской епархии (Белорусской) В г. Мстиславе Могилевской В Орше (Оршаве) В м. Гомеле В м. Кричеве Итого: XIV. Московской епархии В Калуге, в Лаврентьевском монастыре Калужской В Звенигороде Московской При Троицкой лавре В Хатунской десятине Итого: XV. Нижегородской епархии В г. Алатыре Симбирской В с. Норецком В с. Саранске   Пензенской 10 – 170 В г. Курмыше Симбирской В г. Балахне Нижегородской В с. Лыскове В с. Мурашкине В с. Павловском 40 – 130 В с. Вирганском 45 – 350 В с. Терюшевском В с. Катунском В с. Мануловском Итого: XVI. Новгородской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Аннотация к курсу «Основы православной культуры в школе» Каждому нормальному человеку хотелось бы жить среди нравственных людей. 24 августа, 2015 Каждому нормальному человеку хотелось бы жить среди нравственных людей. Диакон Илья Кокин Миссионер, кандидат богословия, кандидат культурологии. Образование: Московская Духовная Академия. Кандидат богословия. Московская академия образования Натальи Нестеровой. Кандидат культурологии. 19 января 2001 года рукоположен в сан диакона. Клирик храма Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади. Ребенок – не диктофон   Каждому нормальному человеку хотелось бы жить среди нравственных людей. Я не имею в виду зануд и лицемеров, я лишь говорю о том, что каждый из нас хотел бы жить в мире, в котором нас никто не стал бы оскорблять, обманывать, обкрадывать, предавать. В мире, в котором люди честно относятся к своим обязанностям. Все хотели бы отпускать своих детей гулять на улицу и не сходить с ума, представляя, какие несчастья могут там с ними произойти. Можно возразить, что речь идет о культуре , а не о нравственности . А в чем отличие? Культурный человек может вести себя прилично, однако ему самому это может и не нравиться. А нравственный человек не притворяется хорошим, ему нравится быть хорошим, не случайно «нравственность» и «нравиться» однокоренные слова. Наша задача, как родителей и педагогов, воспитать ребенка не только культурным, но еще и нравственным человеком . Более того, мы должны воспитать человека не просто достойного жизни здесь, на земле, среди людей, мы должны воспитать человека, достойного Вечности . Многовековая история доказала, что единственным надежным основанием нравственности является религия . Как только из нравственной системы изымается идея Бога, идея посмертного воздаяния и другие религиозные постулаты, вся конструкция моментально рушится. Зачем соблюдать законы морали, зачем так «усложнять» себе жизнь, если после смерти следует небытие? Однако с каждым поколением говорить с людьми о Боге, религиозных традициях, евангельских заповедях становится все труднее и труднее. В этом отношении святым апостолам было намного проще, ведь они говорили людям о том, что видели своими глазами и слышали своими ушами. О том, что происходило совсем недавно в их собственной жизни. Но между нами и евангельскими временами пролегает бездна в 2000 лет. Как преодолеть эту бездну? Как показать, что события, происходившие 2000 лет назад в далекой стране, имеют прямое отношения к нам сегодняшним?

http://pravmir.ru/annotatsiya-k-kursu-os...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010