(Десницкий Матвей Михайлович; 8.11.1761, с. Топорково (Богородское) Богородского у. Московской губ.- 24.03.1821, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Сын пономаря Казанского храма с. Топоркова, к-рый скончался через неск. дней после рождения Матвея. Когда Матвей выучился грамоте, мать представила его архиеп. Московскому и Калужскому Платону (Левшину) с просьбой утвердить пономарем. Но архиерей решил направить отрока в семинарию, оставив за ним пономарское место «для пропитания его матери». В Троицкой семинарии (в Троице-Сергиевой лавре), где Матвей учился на казенном иждивении в 1776-1782 гг., он получил фамилию Десницкий. Затем был принят в учрежденную московским «Дружеским ученым обществом» в 1782 г. Переводческую (Филологическую) семинарию. (Один из основателей об-ва, кн. Н. Н. Трубецкой, московский мартинист из круга Н. И. Новикова, в 70-х гг. XVIII в. владел с. Топорковом.) Под влиянием И. Г. Шварца, профессора Московского ун-та, мартиниста, сформировались религ. мистицизм Десницкого и понятие о «внутреннем человеке». Десницкий слушал лекции в Московском ун-те и Славяно-греко-латинской академии. Подружился с А. Н. Колоколовым, буд. протоиереем Троицкого собора г. Осташкова, духовным писателем и переводчиком. По настоянию матери отказался от намерения принять постриг. Женился на дочери священника московской ц. св. Иоанна Воина на Якиманке и в 1785 г. был рукоположен во иерея, служил в этой церкви. По поручению митр. Платона (Левшина) проповедовал в московских соборах. Красноречие свящ. Матвея «обратило на него внимание всей Москвы». В 1790-1792 гг. перед литургией «по примеру Древней Церкви» он преподавал «Пространное катехизическое учение». Проповеди, прочитанные им в 1790-1796 гг., составили цикл «Труд, пища и покой духа человеческого» (СПб., 1799-1801. 7 т.). Свящ. Матвей украсил главный придел храма св. Иоанна Воина новым иконостасом, созданным по проекту архит. В. И. Баженова (разобран в сер. XIX в. по распоряжению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) ). Десницкий был известен цесаревичу Павлу Петровичу, к-рый, взойдя в кон. 1796 г. на престол, вызвал его в С.-Петербург и включил в штат придворного духовенства. С 1798 г. свящ. Матвей публиковал сборники своих проповедей, произнесенных в Москве. После того как он похоронил жену, 27 нояб. 1799 г. в церкви Гатчинского дворца в присутствии представителей имп. двора пострижен в монашество с именем Михаил.

http://pravenc.ru/text/2640894.html

«Его вы больше не увидите!» Иногда какая-нибудь женщина в отсутствие владыки говорила детям: «Скоро ваш папа приедет и привезет вам много игрушек». Девочки на это отвечали: «Нет, папа ничего не привезет, он знает, что у нас все есть, а там, наверное, столько нищих, что на всех у него и не хватит подать». 23 ноября, 2011 Иногда какая-нибудь женщина в отсутствие владыки говорила детям: «Скоро ваш папа приедет и привезет вам много игрушек». Девочки на это отвечали: «Нет, папа ничего не привезет, он знает, что у нас все есть, а там, наверное, столько нищих, что на всех у него и не хватит подать». Памяти священномученика Августина (Беляева) 23 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского. Редко когда человеку, выходящему на поприще сугубого христианского служения, но обремененному обязательствами по отношению к сиротам-детям, удавалось с безраздельной верностью служить Христу, не оставляя и своего родительского долга. Таков был архиепископ Августин. Священномученик Августин родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии в семье протоиерея Александра Беляева и в крещении был наречен Александром. Он закончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, по окончании которой в 1911 году был направлен преподавателем русского языка и литературы в Пензенское епархиальное женское училище. В 1913 году он решил жениться на дочери священника Александра Любимова Юлии. Перед венчанием Александр приехал домой к родителям, и его встретил известный в тех местах странник. Приветствуя его, он сказал: «Ну, здравствуй, Саша-архиерей». «Ну какой же я архиерей, у меня невеста», — ответил тот. «А все-таки архиерей!» — повторил странник. В 1914 году у Александра и его жены Юлии родилась дочь Юлия, а в 1919 году — вторая дочь Нина, а в следующем году от скоротечной чахотки скончалась его жена, и он остался один с двумя сиротами — шести лет и девяти месяцев, которых ему помогла воспитать неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия Ефимовна.

http://pravmir.ru/ego-vy-bolshe-ne-uvidi...

Еп.Угличский, вик.Ярославской еп....... 95 Митр.Литовский и Виленский 96 fr. ЕВ von Kazan» und Mari SSR………………………101 Архп.Горьковский и Арзаиасский........ 105 Еп.Нарвский, вик.Ленинградской еп…………. 108 Архп.Елецкий 110 Еп.Рыбинский 112 Еп.Иранский, вик.Вятской еп 113 Архп.Казанский и Чистопольский........ 115 Еп. Костромский и Галичский 122 Еп. Краснохолмский 123 Еп. Ачинский 124 Еп. Прилукский 126 Б.еп.Семиреченский, вик.Туркестанской еп . 127 СЕРГИЙ (Ланин) Архп. Ярославский и Ростовский...........133 СЕРГИЙ (Ларин) Архп. Ярославский и Ростовский...........135 СЕРГИЙ (Ляпидевский) Митр.Московский и Коломенский............141 СЕРГИЙ (Мельников) Еп.Любимский, вик.Ярославской еп......148 СЕРГИЙ (Никольский) Еп.Бузулукский, вик.Самарской еп......149 СЕРГИЙ I (Петров) Еп. Сухумский........................... 191 СЕРГИЙ II (Петров) Архп.Херсонский и Одесский.............. 194 СЕРГИЙ (Серафимов) Еп.Астраханский и Енотаевский........... 198 СЕРГИЙ (Смирнов) Еп.б.Смоленский и Дорогобужский..........190 СЕРГИЙ (Соколов) Еп.Черниговский и Нежинский............. 191 СЕРГИЙ (Спасский) Архп.Владимирский и Суздальский..........194 СЕРГИЙ (Страгородский) Патриарх Московский и всея Руси..........168 СЕРГИЙ (Тихомиров) Митр.Японскиий.......................... 192 СИЛЬВЕСТР (Братановский) Архп. Калужский......................... 197 СИЛЬВЕСТР(Малеванский) Еп.Каневский............................ 199 СИЛЬВЕСТР (Ольшевский) Архп.Омский и Павлодарский.............. 203 СИМЕОН (Бычков) Еп. Лужский, вик.Ленинградской еп........205 СИМЕОН (Ду) Еп.Шанхайский........................... 206 СИМЕОН (Линьков) Еп.Минский и Туровский.................. 208 СИМЕОН (Михайлов) Еп.Муромский............................ 211 СИМЕОН (Никольский) Еп.Армавирский, вик.Кубанской еп........ 213 СИМЕОН (Покровский) Еп.Самарский и Ставропольский 214 СИМОН (Виноградов) Архп.Пекинский и Китайский 216 СИМОН (Ивановский) Архп.Винницкий и Брацлавский 218 СИМОН (Шлеев) Еп.Уфимский (Единоверческий) 223 СИНЕЗИЙ (Зарубин) Еп.б.Ижевский 224

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > И вновь звонят колокола 24.08.2005 360 Приятно осознавать, что страна наша, несмотря на сложное материальное положение большинства населения, постепенно возвращается к нравственным истокам. ПРЕКРАСНЫЙ подарок получили все православные христиане на один из самых значительных праздников - Преображение Господне, которое отмечается 19 августа. Именно в этот день Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил верхний храм Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря (на фото 1). Он был и остается главным храмом Валаамского монастыря, но в годы советской власти в нем разместили школу юнг. Молоденьких моряков заставляли швабрами стирать драгоценные фрески со стен собора. И, как вспоминают иноки, многие годы спустя один из вандалов вернулся с покаянием в стены монастыря с лицом, изуродованным взрывом так же, как некогда он изуродовал шваброй лик одного из святых. Валаам возвращает разрушенное НО ВСЕ горькие и тяжелые минуты для храма в прошлом. Как сказал Алексий II после Божественной литургии: " Сегодня собору возвращен благолепный вид, возрождены росписи, которые украшали храм " . А накануне - 18 августа - предстоятель Русской православной церкви освятил колокол, отлитый в честь святого апостола Андрея Первозванного. При совершении чина освящения Святейший Патриарх отметил, что " воссоздание уничтоженного в 50-е годы колокола стало возможным при неоценимой помощи и деятельном участии В. Якунина, президента ОАО " Российские железные дороги " . Была отмечена и деятельность Патриаршего Попечительского совета, в который входят Г. Полтавченко, М. Баглай, Е. Примаков, братья А. и Д. Ананьевы, С. Катанандов и др. Казани подарили мечеть и икону НЕДЕЛЮ назад в ходе своего визита в Калужскую епархию предстоятель РПЦ совершил чин Великого освящения Казанского собора Свято-Амвросиевской женской пустыни, отмечавшей в эти дни 15-летие возрождения монашеской жизни. И уже на следующий день - 14 августа - прибыв в Свято-Введенскую Оптину пустынь, освятил фундамент строящегося на территории обители храма в честь Преображения Господня.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что для православных - День народного единства? На вопросы отвечают священники и миряне 01.11.2008 1102 Время на чтение 32 минут ЭТОТ ДЕНЬ СПАС РОССИЮ На вопросы отвечает игумен Игнатий (Душеин) , благочинный VIII округа Калужской Епархии - Для Православных христиан 4 ноября - день Казанской иконы Божией Матери (еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича этот день был объявлен государственным праздником) - с 2005 года отмечается как " День народного единства " . Отец Игнатий, что бы Вы могли сказать об этом светском празднике, " совпавшем " с церковным? - Я рад такому празднику, потому что в этот день русским людям действительно есть что вспомнить. Это как раз редкое исключение: обычно светские праздники ничего не дают ни уму, ни сердцу. Возвращение памяти этого дня вселяет надежду на то, что не только церковные праздники будут нести смысловую нагрузку. Нам пора возвращать историческую память, избавляться от многолетней амнезии, вспомнить - чьи мы дети и кто наши отцы. Это очень полезно: " Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу " . - 4 ноября мы будем отмечать День народного единства, хотя многие Центральные СМИ (в том числе " Церковный Вестник " и " Радонеж " ) почему-то именуют сей праздник " День национального единства " . Выходит, даже в этом вопросе в нашем народе нет единства и согласия.... Как, по Вашему мнению, все-таки правильно называть данный праздник? - Фактически это - наш день независимости. Его назвали официально " День народного единства " - и правильно назвали. Действительно это редкий, увы, случай исторического единения всего народа в общем порыве. По сути, этот день спас Россию. - Позвольте процитировать одно издание: " В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России, состоящий из лидеров традиционных конфессий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма), выступил с инициативой придать 4-му ноября статус государственного праздника и объявить этот день " Днем национального единства " . Как должно выражаться " национальное единство " между православным, мусульманином, иудеем и буддистом?

http://ruskline.ru/analitika/2008/11/01/...

Закрыть Новый информационный «татарский наезд» Интервью лидера русского движения Татарии о том, почему он повторно подвергся массированному очернению 19.11.2019 2829 Время на чтение 24 минут В конце мая - начале июня текущего года ряд изданий, включая федеральные, опубликовали статью одного из лидеров русского национального движения Республики Татарстан Михаила Щеглова «Как и почему я стал героем татарских телеграмм-каналов». Сейчас, как передают нам из Казани, татарский Телеграмм буквально взорвался новой порцией негатива в отношении русского активиста. Негатива, на этот раз, на порядок более жёсткого. И почти каждый день в отношении него появляются всё новые вбросы. Узнать, что произошло, мы решили напрямую у самого Михаила Юрьевича Щеглова – председателя Общества русской культуры Республики Татарстан, председателя Казанского отделения международной организации «Русское собрание», доцента Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Корр. Михаил Юрьевич, телеграмм-каналы, конечно, своеобразная субстанция, можно и не обращать внимания, но очень уж злые тексты – вдруг и сразу из многих телеграмм-источников полились там о вашей деятельности и даже о личности в последние дни. Это – продолжение линии, начатой первым вбросом в мае нынешнего года? Но ведь буквально вчера в итоговой воскресной программе «7 дней» местного канала на вас и заодно на губернатора Калужской области Анатолия Артамонова вылили целый ушат грязи уже вполне открыто и официально? М.Ю. Щеглов. Очевидно, что отчасти – да, это продолжение. По большому счёту оба вброса по телеграмм-каналам, и «майский», и нынешний, связаны с неприятием нашей позиции в отношении значительной части окружения нынешнего регионального руководства. Что таить, речь – о команде первого президента Республики Татарстан Минтимера Шариповича Шаймиева, в значительной степени приверженной идеям национал-сепаратизма, а последние почти три десятилетия приобретшей солидный олигархический не просто окрас, а фундамент. Это, думаю стало и причиной уже прицельного и открытого «огня» по мне телеканалом «Татарстан – новый век» в последней программе «7 дней». Они выдержали недельку после вброса про меня текстов в Телеграмм, и потом дали уже этот сюжет, который хотелось бы подробнее обсудить отдельно и не сегодня.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/19/...

иером. Даниил Сычёв Скачать epub pdf В день празднования Казанской иконе Божией Матери 22 октября/4 ноября, Церковь совершает поминовение архимандрита Леонида (Кавелина ; 1822–1891), наместника Троице-Сергиевой Лавры. «Человек глубоких и чистых убеждений, человек  призвания, он высоко держал знамя монашества…». Граф Сергей Дмитриевич Шереметьев Известный церковный деятель, историк, автор многочисленных исследований по истории монастырей и церквей Центральной России, библиограф, переводчик, архимандрит Леонид (в миру – Лев Александрович Кавелин), происходивший из калужских дворян, по линии матери относится к роду Нахимовых. Его двоюродный брат – известный русский историк, юрист, философ и публицист Константин Дмитриевич Кавелин (1818–1885). По данным, опубликованным в книге «Подвижники благочестия Оптиной Пустыни 19-начала 20 века», составленной в Введенской Оптиной Пустыни, Лев Кавелин родился 20 февраля 1822 года в селе Спас-Волженском Вяземского уезда Смоленской губернии по месту службы своего отца. Его родители – Мария Михайловна (урожденная Нахимова), двоюродная сестра адмирала Павла Степановича Нахимова и Александр Александрович Кавелин, участник Отечественной войны 1812 года, штаб-ротмистр Гродненского гусарского полка. По данным приведенным в Метрических книгах Льва Кавелина крестили в храме Спаса Нерукотворенного Образа села Спас-Волженского. «1822 год. Месяца февраля. Гродненского гусарского полку у штаб-ротмистра Александра Александрова Кавелина з женою ево Мариею Михайловою родился 20 числа законно прижитый сын Лев, крещен 23 числа священником Григорием Овсянниковым, дьячком Василием, пономарем Григорием, а при восприятии ево восприемники были сельца Городка майор Степан Михайлов да подпоручица Екатерина Михайлова дочь Нахимова, да морского флота офицер Андрей Михайлов сын Нахимов с подпоручицею Анною Степановою Воеводскою». С 1832 года Лев Кавелин учился в Калужской мужской гимназии, затем с 1835 года в Первом Московском Кадетском корпусе, который окончил с отличием в 1840 году. Двенадцать лет он служил в лейб-гвардии Волынском полку в городе Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Иувеналий (Масловский Евгений Александрович), архп. Рязанский и Шацкий (В официальном издании «Церк. Вед.» он значится Ювеналием) Родился 15 января 1878 года в г. Ливнах, Орловской губернии. День Ангела 2 декабря – на память Патриарха Иерусалимского Иувеналия, так он и подписывался. Окончил Орловскую гимназию и в 1908 году Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Пострижение в монашество принял на втором курсе Академии 10 февраля 1901 года от ректора Академии епископа Антония (Храповицкого) ; а 25 февраля рукоположен во иеродиакона. 3 июня 1902 года рукоположен во иеромонаха архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием. В 1903 году по окончании академии назначен членом Урмийской духовной миссии (в Персии). С 1904 года – преподаватель Псковской духовной семинарии. 4 окт.1906 года назначен настоятелем Спасо-Елеозарова монастыря Псковской епархии и возведен в сан игумена. 23 окт.1910 года назначен настоятелем Юрьевского Новгородского первоклассного монастыря, а 14 ноября возведен в сан архимандрита. 24 августа 1914 года хиротонисан во епископа Каширского, вик. Тульской епархии. Хиротония состоялась в С.-Петербурге. С 28 июля 1917 года – епископ Тульский и Белевский. Был участником Собора в Москве в 1917/1918 гг. С 1919 года – епископ Тульский и Веневский. С 1920 года – епископ Тульский и Одоевский. 17 окт.1923 года возведен в сан архиепископа и назначен Курским и Обоянским. С февраля 1925 года по март 1928 года епархией не управлял. (Митр. Елевферий в своей книге «Неделя в Патриархии», на стр.115 ошибочно указывает кафедру Калужскую). С 27 апр.1928 года – архиепископ Рязанский и Зарайский. С 7 авг.1929 года – архиепископ Рязанский и Шацкий. 19 апреля 1932 года награжден правом ношения креста на клобуке. С 1936 года епархией не управлял. Скончался весной 1937 года. Это был знаменитый литургист. В период с 1925–1932 гг. он составил «Архиерейский Торжественник». Труд этот составлял шесть переплетных томов (в 3000 страниц). По мере получения литургической печатной литературы, владыка обрабатывал разные стороны богослужебной архиерейской практики. Так, например, тома V-VI заключали в себе самый разнообразный литургический материал и охватывали все детали ритуала и церемониала архиерейского служения годичного круга. Впоследствии владыка сам затруднялся розысками своих бесчисленных глав при отсутствии предметного указателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Калуга. Церковь Спаса Преображения на подоле. Казанская " на подоле " , Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Она стоит близ Оки, которая в половодье доходит иногда до входа в церковь. Этот храм упоминается в описи 1626 г. " преображение Спасово на " Подоле " . Строили храм на деньги, которые вносили не только простой люд, но и купцы, промышленники, а главною вкладчицею была царевна Наталья Алексеевна. В 1802 году была пристроена колокольня.  В 1844 году, во время всенощного бдения, накануне храмового праздника Преображения, молния ударила в шпиц колокольни и зажгла его; при этом два больших колокола упали и разбились. Главным вкладчиком на исправление повреждений и на перелитие разбитых колоколов, с прибавлением веса был митрополит Иона, служивший при Казанской церкви протоиереем.  Как снаружи, так и внутри храм очень красив. Храм всегда отличался богатством, так как находился у главного переезда через Оку на дороге Москва-Киев, в центре калужского речного порта. Главной достопримечательностью храма - чудотворная икона Казанской Божией Матери. Этот образ - копия Вязниковской чудотворной иконы и дан в дар во храм семейством Смирных в начале второй четверти XVII в. Церковь перенесла много утрат: после закрытия ее в 1930 году как храма в ней была устроена кузница в алтарной части, разобрано пышное пятиглавие, в церкви создана скульптурная фабрика. Во время боев в декабре 1941 года храм был значительно разрушен. Реставрация колокольни была выполнена калужскими реставратарами в 1975-1979 годах. Колокольня храма - " родная сестра " колокольни в Оптиной Пустыни и возведена калужским строителем И. Зюзиным в 1802 году. C предвоенных лет до настоящего времени в ней работает скульптурная фабрика. Информация с сайта: zkaluga.narod.ru/churches/]Церкви Калуги Паспорт на памятник архитектуры: Церковь Казанской Богоматери в девичьем монастыре. 1707-1719 годы. Калуга, улица Подвойского, 7. Паспорт составлен в 1950 году. 1. Даты основных пристроек и перестроек: Перестраивалась в 1726 году. В 1802 году построена колокольня,

http://sobory.ru/article/?object=01753

Козельск (Оптино). Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченский скит, основанный в 1821 году Филаретом, архиепископом Калужским, впоследствии митрополитом Киевским. Сюда им вызваны были из глубины Смоленских лесов знаменитые отшельники того времени Моисей, Антоний и другие ученики Паисия Величковского. Здесь хранится чудотворная Казанская икона Божией Матери. В этом же ските находится белый каменный домик, в котором жил старец Амвросий более 50 лет; в нем все хранится в том самом виде, как было при жизни старца. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Центром Оптиной пустыни, ее сердцем, принесшим ей широкую духовную славу, был скит Иоанна Предтечи. Это было место пребывания святых оптинских старцев. Это к ним шли паломники за духовной поддержкой, мудрым советом, молитвенной благодатью. Строительство скита в Оптиной пустыни было одобрено митрополитом Филаретом, который благословил его. По прибытию в Оптину пустынь отец Моисей с братией взялись за расчистку местности. Пришлось рубить и выкорчевывать вековые деревья, все делалось в ручную. Скит решили построить поблизости от обители - не более полукилометра. Сначала построили дом для насельников, затем скитскую церковь и кельи. Были посажены плодовые деревья, кедровые орехи, которые превратились в стройные деревья и дали плоды через 25 лет. Также было посажено множество ягодных кустарников. Было выкопано 2 пруда. 1840 год можно считать началом серьезного укрепления старчества. В 1918 году скит был закрыт, но не разрушался. Здесь поочередно был то музей, то дом отдыха, то жилье. Заново его открыли и отремонтировали в 1990 году. За оградой находятся 2 храма, колокольня, 11 жилых и хозяйственных помещений. В настоящее время скит для мирян недоступен. Посетить его можно только по двум престольным праздникам – в июле и сентябре. Оптинский скит св. Иоанна Предтечи Господня находится на восточной стороне обители, в глубине монастырского леса. От монастыря ведет к нему небольшая, усыпанная песком тропинка, извиваясь на расстоянии 170 сажен, под природным навесом вечно зеленеющих сосен и елей; она приводит прямо к благолепным скитским св. вратам; еще издали виднеется позлащенный крест устроенной над ними колокольни. – Здесь благоговейное внимание посетителя невольно останавливается на святых изображениях, которыми украшены св. врата извне и извнутри. – И точно, эти изображения, как плод благочестивой мысли блаженного Старца иеросхимонаха Макария, стоют того, чтоб подолее заняться ими:

http://sobory.ru/article/?object=05225

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010