Евгений, митрополит Киевский и Галицкий (Болховитинов Евфимий Алексеевич) Родился 18 декабря 1767 года в семье приходского священника. Окончил Воронежскую духовную семинарию и, как лучший ученик, был отправлен для продолжения образования в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Одновременно с занятиями в академии слушал лекции в Московском университете. По окончании образования был назначен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. В 1793 году в Воронеже рукоположен во священника. С 1796 года – префект Воронежской духовной семинарии. В 1798 году лишился троих детей, а в 1799 году овдовел. Эта потеря совершенно прервала его видимую связь с миром. Он принял монашество. В 1800 году назначен префектом Александро-Невской академии. С 11 марта 1800 года – архимандрит Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. С августа 1800 года и весь 1801 год исполнял чреду священнослужения в Петербурге. 27 января 1802 года переведен в Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом. 17 января 1804 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского. В 1805 году избран почетным членом Московского университета; в 1806 году – действительным членом Российской академии. С 24 января 1808 года – епископ Вологодский. В этом же году избран членом Санкт-Петербургской медикохирургической академии. В 1810 году избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств; в 1811 году – почетным членом и – соревнователем Санкт-Петербургской «Беседы любителей русского слова», почетный член Общества истории и древностей Российских при Московском университете. С 19 июля 1813 года – епископ Калужский. С 1814 года – член Санкт-Петербургской духовной академии. С 1815 года – Московского Общества врачебных и физических наук. 7 февраля 1816 года возведен в сан архиепископа и назначен в Псков. Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете. С 1817 года – член Харьковского и Казанского университетов. С 1818 года – член Комиссии составления законов империи Российской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Лучшие материалы Православия.Ru: Семь лет назад. Новости за июнь 2000 г.       Интернет-портал «Православие.Ru» представляет вниманию читателей новую постоянную рубрику в которую войдут наиболее интересные материалы, появившимися на нашем сайте семь лет назад. В юбилейном 2000 году, при начале своей деятельности, сайт назывался «Православие 2000.Ru». Вниманию читателей предлагаются новости, ставшие уже исторической хроникой, интервью с известными церковными и общественными деятелями, аналитические статьи, обзоры и другие публикации. У МВД ПОЯВИЛСЯ СОБСТВЕННЫЙ ХРАМ " Памятником тем, кто отдал свои жизни, защищая Отечество и оберегая порядок в стране " , - назвал освященный 1 июня храм-часовню Казанской иконы Божьей Матери патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Храм находится на Калужской (Октябрьской) площади Москвы, непосредственно на территории Министерства Внутренних дел. Предстоятель Церкви выразил надежду, что новый век для России не будет столь трагическим, как минувшее столетие, но станет веком мира и созидания. Россия " входит в XXI век, обращаясь к исконным корням,входит на подъеме своей духовности " . Об этом заявил сегодня президент России Владимир Путин, после освящения храма: " Так же, как строился этот храм, - всем миром и всем народом, так и должна созидаться новая Россия, в которой обязательным условием будет соблюдение законности и уважение нравственных и духовных ценностей " , - сказал далее президент. Он подчеркнул, что " Русская Православная Церковь является, вне сомнений, хранительницей этих ценностей. " Русская православная церковь всегда была со своим народом, - сказал президент, - всегда поддерживала его в трудные периоды истории. Президент России выразил надежду, что храм Казанской иконы Божией Матери, станет местом паломничества для всех, кто захочет почтить " память наших товарищей, отдавших жизнь за интересы Родины " . " Русская Православная Церковь играет важную роль в укреплении духовно-нравственных и моральных начал жизни общества, в уважении к закону, основанному не только на страхе перед наказанием " . Сказал в день освящения храма министр внутренних дел РФ Владимир Рушайло. Министр позитивно оценил поддержку Церковью деятельности правоохранительных органов в их борьбе с преступностью. По его словам, восстановление храма - проявление духовного возрождения, а значит, укрепления жизнеспособности народа, общества и государства.

http://pravoslavie.ru/7459.html

Новый священномученик архиепископ Феодор Волоколамский, в миру Александр Васильевич Поздеевский, родился 21 марта 1876 года в с. Макарьевское Нижегородской губернии в семье священника о. Василия Поздеевского. Нам мало известно о годах детства и юности владыки. В 1896 году он закончил Костромскую духовную семинарию, в 1900 году – Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его наставниками в Академии оказались люди высокой духовной жизни. Старцем, окормляющим будущих монахов, был выдающийся подвижник, настоятель Седмиезерной Казанской Богородичной пустыни схиархимандрит Гавриил (Зырянов) ; другим наставником был ректор Казанской духовной академии архимандрит, а с 1897 года епископ Антоний (Храповицкий) , будущий блаженнейший митрополит и предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей. В том же году Александр был пострижен в мантию с именем Феодор, пред этим пройдя послушнический искус на Валааме. 24 июля 1900 года о. Феодор был рукоположен в иеромонаха. В 1901–1902 годах он был назначен преподавателем Калужской духовной семинарии, а с 3 июля 1902 года – ее инспектором. 13 октября 1903 года о. Феодору была присвоена ученая степень магистра богословия за работу «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана ». 4 февраля 1904 года он был назначен ректором Тамбовской духовной семинарии в сан архимандрита (про тамбовский период жизни архиеп. Феодора см. статью Р. Ю. Просветова в начале книги. – Издатели). Тамбов в те годы был одним из самых революционных городов. У местной подпольной организации террористов был составлен список лиц, которые должны были быть уничтожены. Среди них был и ректор семинарии. В 1905 году один из студентов стрелял в о. Феодора, которого защитил своим телом инспектор той же семинарии архимандрит Симеон, в схиме Даниил (в миру Михаил Холмогоров). Пуля попала о. Симеону в позвоночник и он был парализован до конца жизни. С того времени о. Феодор не расставался со своим спасителем, каждый день посещал его, позже поселив в келлии Данилова монастыря. Здесь в 1934 году о. Симеон был арестован и умер в тюрьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Отдел I (1815–1839 г.). Время от рождения до окончания курса в Киевской духовной Академии Глава I Высокопреосвященный Антоний, бывший 12 Архиепископ Казанский и Свияжский, скончался мирно о Господе в ночи на 8-е Ноября 1879 г. Родился он в 1815 году 15-го Октября; в мире (до 1840 г.) назывался Яков Гаврилович Амфитеатров. Фамилия Амфитеатровых принадлежала той, благословенной Богом, семье, из которой в текущем столетии, начиная с первой четверти, явилось постепенно несколько лиц, как замечательных представителей на поприще служения Церкви и духовной науке, имена коих не забудутся в истории церковно-иерархической и духовно-литературной. Во главе этой семьи и самой фамилии, в указываемом представительном значении, был высокопреосвященный Филарет, (род. 1778 г.) знаменитый в иерархах русской Церкви, святительствовавший тридцать восемь лет, из коих в течение последних двадцати лет состоял митрополитом в Киеве, где и скончался в 1857 г. (21-го Декабря). До монашества именовался он Феодор Георгиевич Амфитеатров. В лице этого Первосвятителя, впервые и по преимуществу, получила известность и самая фамилия Амфитеатровых. Приняв монашество в самом раннем возрасте (19 лет), Филарет замечательно скоро явился на значительно уже высоких степенях и по сану и по служению. Двадцати лет он был уже в звании Соборного Иеромонаха и в должности Префекта семинарии, через три года возведён в сан Игумена, а через два года (на 24-м году) в сан Архимандрита. С этого времени состоял он ректором семинарии, сперва Орловской, – в которой и обучался, – а затем Оренбургской и Тобольской. Перед временем же епископства (с 1813 по 1819 г.) Филарет занимал должности в двух академиях – в Петербургской инспекторскую и в Московской сначала инспекторскую в течение одного учебного года (1814–1815), а затем ректорскую до половины 1819 г. В этот период служения он удостоен был в 1814 г. степени Доктора Богословия и, бывши ещё архимандритом, имел архиерейскую панагию; наконец в 1818 г. пожалован был Высочайшею наградою, – одною из редкостнейших в отношении к сану архимандритскому, – орденом Св. Владимира 2 степени большего креста со звездою 13 . Возведенный (в 1819 г.) в епископы прямо на самостоятельную кафедру Калужскую, и затем преемственно управлявший, в сане уже Архиепископа, Рязанскою и Казанскою епархиями, Филарет в 1837 г. назначен был митрополитом Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

По распоряжению Комитета «Императорского Общества Любителей Древней Письменности» Рукописи, по которым издается здесь славянский текст Гумпольдовой легенды о святом Вячеславе чешском, давно известны в библиографии. Одна из них, принадлежавшая Пафнутьеву Боровскому монастырю. 1 Калужской епархии, (сборник второй половины 16 века, 1°, на 521 листах, писанных полууставом), еще в 1820 году была описана П.М.Строевым. Хотя его труд остался не обнародованным до 1891 года, когда быль издан Императорским Обществом Любителей Древней Письменности XCVIII 2 ), но в 1865 году Пафнутьевские рукописи еще раз были описаны кратко архимандритом Леонидом 3 . Оба бибиографа однако не оценили значения сказания о св. Вячеславе, находящиеся в Пафнутьевском сборнике. Архимандрит Леонид вовсе не упомянул об этом сказании, а П.М.Строев только отметил, что на 372 листе рукописи находятся «книги о роде и о страсти, сентевриа 4 28-го, святого Вячеслава». 5 Другая рукопись, сохранившая издаваемое сказание о св. Вячеславе. (Четьи-минеи, на сентябрь, 1°, на 304 листах, писанных полууставом 16-го века 6 и принадлежавшая прежде Соловецкому монастырю, а в настоящее время – Казанской Духовной Академии, была изучена более внимательно. Составители второй части «Описания рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии» (Казань, 1885, стр. 368–375, выписав заглавие и начало «сказания», указали, что находящийся здесь перевод жития св. Вячеслава «весьма древний и очень темный», что в «А. Sanct. Sept. VII» помещено «обширное изследование о св. Вячеславе; но изданное там житие – другой редакции» чем в рукописи, и что «о настоящей редакции упоминается» будто бы там же «в изследовании на стр. 719» (стр. 375) 7 . Но и это счастливое наблюдение, что Соловецкая рукопись содержит текст какого-то переводного жития св. Вячеслава, т.е. текст, неизвестный прежде в науке, в свое время не остановило на себе внимания специалистов. Между тем, и в Пафнутьевской, и в Соловецкой рукописях до нас уцелел (хотя и в поздних русских списках) драгоценный 8 памятник старо-чешской письменности,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Раздел третий. Беседы, воспоминания Шамординская Казанская Амвросиевская пустынь и ее основатель старец иеросхимонах Амвросий 1 За алтарем соборного храма древней обители Оптинской находится небольшая часовня, в ней мраморное надгробие, и на нем начертаны слова Священного Писания: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор.9:22 ). И эти слова вполне выражают и характер, и направление деятельности того человека, который мирно покоится в недрах земли под этим надгробием. Батюшка старец о. Амвросий был действительно олицетворением здесь, на земле, самоотверженной христианской любви и всю свою жизнь до последнего вздоха отдал ближним, спасая их из пропасти неверия, уныния и отчаяния. Здесь в этом зале, несомненно, есть много людей, которые хорошо помнят батюшку, которые пользовались его советами и наставлениями и которые, может быть, спасены им от великих житейских тягостей. Они являются живыми свидетелями истинности моего рассказа, но еще лучшим, вечно живым свидетелем этого является основанная им Шамординская Казанская Амвросиевская женская пустынь. Но прежде чем говорить о ней, скажем несколько кратких слов об Оптиной пустыни, где подвизался о. Амвросий, и о старчестве, которого он явился выразителем. Древняя Оптина пустынь находится в Калужской губернии, недалеко от г. Козельска, и, по преданию, основана неким отшельником Оптой. В древности она процветала, но с течением времени стала хиреть и едва не была закрыта. Возобновителем ее явился в начале XIX столетия некто игумен Моисей, человек глубокого внутреннего опыта, он понял, что монастырь без духовного руководства не может процветать; для того чтобы научить братию молиться, бороться со страстями, совершенствоваться духовно, необходим опытный духовный руководитель. Вот почему он постарался отыскать такого руководителя и нашел его в лице некоего иеросхимонаха Леонида, ученика знаменитого Паисия Величковского . Учеником о. Леонида был иеросхимонах Макарий, а учеником о. Макария – батюшка о. Амвросий.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Скачать epub pdf Библеисты Амфилохий (Казанский-Сергиевский Павел Иванович) (1818–1893) Преосвященный Амфилохий (в мире Павел Иванович Казанский-Сергиевский) родился 20 июня 1818 года в селе Любицы Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье священника. В 1829 году поступил в Боровское Духовное училище, из которого в 1834 году перешел в Калужскую Духовную семинарию. В 1840 году Павел Иванович окончил с отличием курс и в том же году поступил в Московскую Духовную Академию. По документам Академии он числился Казанским, в дальнейшем ему была присвоена фамилия Сергиевский. В ноябре 1842 года Павел Иванович принял монашеский постриг с именем Амфилохий. По окончании курса в 1844 году иеромонах Амфилохий был назначен смотрителем Суздальского Духовного училища, где преподавал также греческий язык, географию и нотное пение. В 1852 году он был возведен в сан архимандрита и перемещен на должность смотрителя духовных училищ в Ростов и вместе с тем назначен настоятелем Борисоглебского монастыря на реке Устье недалеко от Ростова. В 1856 году архимандрит Амфилохий по рекомендации митрополита Московского Филарета (Дроздова) был назначен настоятелем Воскресенского ставропигиального Новоиерусалимского монастыря, основанного Патриархом Никоном . Через несколько лет по состоянию здоровья он был переведен в братию Московского Покровского миссионерского монастыря. В 1870 году по ходатайству митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) архимандрит Амфилохий был назначен настоятелем Даниловского монастыря в Москве. 1 мая 1888 года он был хиротонисан во епископа и назначен викарием Ярославской епархии, епископом Угличским. Поселился преосвященный Амфилохий в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, где почивают мощи одного из наиболее почитаемых святых – святителя Димитрия Ростовского . Первый печатный труд преосвященного Амфилохия, академическое курсовое сочинение «О трех обетах монашества: девстве, нестяжании, послушании», был издан в 1845 году. Пребывание в Новоиерусалимском монастыре, славившимся своей библиотекой, определило направление деятельности преосвященного Амфилохия как ученого. Живя в Москве, он занимался изучением и изданием древнеславянских и греческих рукописей, хранившихся в Синодальной библиотеке и в Румянцевском музее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старое Шамордино. Казанская Амвросиевская пустынь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преп. старца Амвросия. Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С.В. Шервуда. Величественный, 15-главый собор выполнен в «русском стиле» - с декоративными кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. На северном и южном фасаде – стилизованные крыльца с шатровыми завершениями с крестами. В 1902 году 11/24 октября Калужский Преосвященный Вениамин совершил его освящение. В годы лихолетья храм, как и весь монастырь, сильно пострадал: был осквернен и обезглавлен. С возрождением обители началось его восстановление. В 2005 году 31 июля/13 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери и два придела: правый – в честь свят. Николая Мирликийского и свят. Амвросия Медиоланского, левый – в честь свщмуч. Игнатия Богоносца и свщмуч. Поликарпа Смирнского. Большая часть внутреннего убранства в настоящее время, как и прежде, выполнена в мастерских обители. Для благолепного украшения Божия храма сестры пишут иконы для иконостаса и в киоты, вышивают бисером оклады, изготавливают витражи, в чеканной мастерской делают басменные киоты, в золотошвейной - вышивают плащаницы и хоругви. Информация о постройках монастыря на Официальном сайте Казанской Амвросиевской женской пустыни www.shamordino-m.ru Собор Казанской иконы Божией Матери – главная постройка Казанского Свято-Амвросиевского монастыря в Шамордино, сердце обители. Грандиозный 15-главый собор построен в русском стиле и выглядит как дворец из сказки. Кокошники, полуколонны, подзоры, узорчатые наличники – вот далеко не все детали, украшающие постройку. Освящен собор в 1902 году. Кроме основного престола, было еще 4. Большая часть внутреннего убранства собора создавалась в мастерских обители. Иконы, вышитые бисером руками насельниц монастыря, производили особое впечатление на молящихся.  Перед главным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери стоял великолепный золотисто-белый иконостас в 4 яруса. За алтарем располагался иконостас витражный. Солнце, отражаясь и дробясь в цветных стеклах, создавало в соборе атмосферу праздничную и радостную.

http://sobory.ru/article/?object=05230

10 Октября 1891 года в Казанской Амвросиевой пустыни Калужской губернии тихо почил о Господе великий русский Старец о. Амвросий Оптинский . Накануне его погребения, 14 октября, его останки были перенесены в Оптину пустынь. Величественно было это шествие в темную осеннюю пору по грязной дороге! Был сильный ветер, который рвал и метал все попадавшееся ему на пути. Высоко колыхался на руках несущих гроб Старца. Около него ярко горели и, колеблющимся от ветра, своим светом обливали парчовые облачения священнослужителей большие свечи. Тихо и плавно расходились в воздухе, мешаясь со стоном ветра, стройные звуки грустных священных песнопений... Гроб сопровождала многотысячная толпа народа, в руках которого также горели свечечки: ветер был над ними бессилен. В этих волнах народных очень выделялись две дружины иноческие: иноков и инокинь основанной Старцем Шамординой пустыни и других, основанных и окормляемых им обителей. Вдали все время летело стадо птиц... Эта величественная картина погребения нового русского Серафима Саровского , весьма поучительна! Здесь как бы образно выражено то, какое значение имеет в жизни русского народа иночество вообще и женское в частности. Наше женское иночество, эти обители – как детки около матери, ютясь около гробов святых родных Угодников Христовых и Подвижников благочестия, как великие свечи благочестия сияют в темноте мирской жизни русскому народу и указывают ему путь к небесному отечеству, и никакие бури лжеучений не в состоянии погасить света веры Христовой в сердцах Русского народа, пока он следует за своими светочами! И эти обители, как свечечки воску ярого, сияют и теплятся пред Очами Творца всяческих на лоне Матери Руси Святой. Преподобный Серафим, о. Иоанн Кронштадтский , Оптинские Старцы: Леонид, Макарий и Амвросий, Иоанн Сезеновский, Илларион Троекуровский, Флегонт пустынник и многие другие – все они были основателями целого ряда женских обителей. И это понятно в виду того значения, какое имеют эти обители в жизни русского народа. В этих обителях сотни тысяч русских женщин и девушек, кому не судил Господь, в неисповедимых путях Своего попечения о нашем спасении, семейного счастья, находят здоровые условия для труда, спокойные, нравственно чистые! Здесь они трудятся и своими трудами увеличивают народное благосостояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

6 июня 1907 года в Онуфриевской церкви города Анапы (Сухумская епархия) он обвенчался с учительницей тамошнего трехклассного училища Марией Александровной Лушниковой (1878–1976) – дочерью анапского 2-й гильдии купца 9 . Несколько лет посещал в качестве платного вольнослушателя Синодальное Училище Церковного пения 10 и 29 января 1913 года сдал экзамен на звание регента частного хора. В свидетельстве от 9 февраля того же года, выданном училищным Наблюдательным Советом, говорится, что он «выдержал испытания по всем установленным программой... теоретическим и вспомогательным предметам: теории музыки, сольфеджио, игре на фортепиано и скрипке, чтению партитуры, церковному пению, управлению хором, методике начального обучения пению, знанию церковного устава, истории церковного пения в России – с общей оценкой по всем предметам – «хорошо». В обзоре московских церковных хоров за 1913–1914 годы 11 среди второстепенных коллективов упомянут, видимо, и его хор, но как «хор Шмелева (? – С.Г.) в храме [Великомученика] Никиты за Москва-рекой» 12 , который «по своему характеру приближался к хору Иванищева (что в Сергиевской церкви на Дмитровке), но во многом и уступал ему из-за недостаточности средств». Позднее Яков Александрович управлял хором в Троицкой церкви на Грязях у Покровских ворот и в Казанской церкви у Калужских ворот (ныне здесь, на Октябрьской площади, недавно выстроена часовня). В период массового закрытия церквей Яков Александрович, вероятнее всего, потерял работу и вынужден был искать место школьного учителя пения. Для этого требовался документ о светском образовании. В 1920 году Я.А.Чмелев окончил музыкально-инструкторские курсы при «Худож. П(едагогическом?)/отд(еле?) МОНО» 13 . Кроме того, он вступил в Ленинградское Общество драматических и музыкальных писателей (Драмсоюз), где мог получать хоть какое-то вспомоществование и как композитор. 30 марта 1925 года Я.А.Чмелев подал соответствующее заявление, в котором указан его тогдашний адрес: Москва, Щипок, 12 (то есть школа N 35), перечислив при этом только свои духовные произведения 14 (возможно, других у него в то время еще не было):

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010