Отдел VIII. Перемещение преосвященного Филарета из Калужской Епархии в Рязанскую Глава XXV. Прощание Преосв. Филарета с Калужской паствой «Калужская паства и в своё время и поднесь молит Господа, да пошлёт Он ей в утешение подобного Отца-Архипастыря, каков был приснопамятный Филарет». «Последним словом своим Владыка Филарет тронул всех, в чрезвычайном множестве присутствовавших в храме, до всей глубины души; и слёзы – искреннейшие знаки искреннейшей приверженности всех, свидетельствовали о печальных чувствованиях горестного разлучения». «При самом же прощании и проводах были такие умилительные сцены, которые возможно только чувствовать сердцем, а выразить словами – нет» 490 . Читающие припомнят, что мы закончили повествование о служении Высокопр. Филарета в Московской Духовной Академии словами, бывшего воспитанника этой Академии, новонаречённого Епископа Иоанна в речи его Святейшему Синоду, – словами, как нельзя более, верно характеризующими дух, характер и образ всего Академического служения. Мы и в настоящий раз не можем отказать себе, чтобы не воспользоваться словами этого же духовного витии 491 , в которых столь же верно охарактеризованы дух, характер и образ Святительского служения, каковые в достойной мере могут быть приложимы и к самому начальному служению Высокопр. Филарета в Калужской Епархии, а тем паче в связи с изложенными по делу о переводе Св. Писания на Русский язык историческими данными. Впрочем, чтобы воспользоваться содержанием указываемой речи Преосв. Иоанна, мы имеем для этого и право и даже долг по следующим обстоятельствам. Когда покойный Преосвященный был уже Епископом Смоленским, непосредственным преемником Высокопр. Антония, и я находился, в течение первого года его служения, тоже в Смоленске, и в ту пору начинал собирать материалы для биографии Высокопр. Филарета, тогда сам же Преосв. Иоанн заинтересовался этим моим делом, по отношению собственно к лицу и памяти жизнеописуемого. Имевши честь сыздавна, ещё во время его ректорства в Казанской и Санкт-Петербургской Академии, быть в знакомственных отношениях к Преосв. Иоанну и зная его личный характер, что он не любил быть словоохотливым по каким-либо частным предметам, я даже удивлялся, что при настоящем моем деле он проявил в себе совсем иную сторону своего характера. Он явился столь сочувствующим и интересовавшимся, что подобное что-либо в других лицах, бывших, сколько мне известно, в очень близких отношениях к в Бозе почившему Первосвятителю – Высокопр. Филарету, мне весьма немного приводилось встретить...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 17 августа 2004 года 18 2005 р. 14:00 17 августа 2004 года состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Члены Священного Синода: Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил Митрополит Калужский и Боровский Климент , управляющий делами Московской Патриархии   ЖУРНАЛ 30 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О проведении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, имеющего быть 3-8 октября с.г. в г. Москве. ПОСТАНОВИЛИ: Предложить на утверждение Архиерейского Собора:   ЖУРНАЛ 31 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О исполняющемся в будущем году 15-летии со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. ПОСТАНОВИЛИ: Для подготовки и проведения празднования 15-ой годовщины со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II образовать Синодальную комиссию в составе:   ЖУРНАЛ 32 СЛУШАЛИ: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшемся с 15 по 28 мая 2004 года первом официальном визите в Россию Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра . Справка: С 15 по 28 мая 2004 года Россию посетила официальная делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с ее Первоиерархом митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. Во время визита в Москву состоялись собеседования членов делегации Русской Зарубежной Церкви и делегации Московского Патриархата. Обеими сторонами было выражено желание преодолеть трагическое разделение российского народа, возникшее вследствие революции и Гражданской войны, и достигнуть восстановления евхаристического общения и канонического единства внутри единой Поместной Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1495815...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 года 6 жовтня 2005 р. 22:00 6 октября 2005 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор Архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон Епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий Митрополит Калужский и Боровский Климент , управляющий делами Московской Патриархии   ЖУРНАЛ 65 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О праздновании в этом году 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и 625-летия Куликовской битвы. ПОСТАНОВИЛИ: Всецерковно отмечая 60-летие Победы в Великой Отечественной войне и 625-летие Куликовской битвы, Священный Синод, во внимание к самоотверженным Первосвятительским трудам, просит Его Святейшество Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II принять орден Русской Православной Церкви святого благоверного Великого князя Димитрия Донского (I степени).   ЖУРНАЛ 66 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшемся Первосвятительском визите Его Святейшества в Казань в дни празднования 450-летия учреждения Казанской епархии , а также об участии Русской Православной Церкви в торжествах, посвященных 1000-летию Казани. Справка: 20-21 июля 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Первосвятительский визит в Казанскую епархию.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1498649...

Пн Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 27.07.09) 27 липня 2009 р. 19:57 Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его Президиума утвержден на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем 27 июля 2009 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Киеве ( журнал 55 ) . Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — председатель Межсоборного присутствия  1. Митрополит  Киевский и всея Украины Владимир; 2. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; 3. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси; 4. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; 5. Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; 6. Митрополит Виленский и Литовский Хризостом; 7. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел; 8. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней; 9. Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор; 10. Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви; 11. Митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий; 12. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению; 13. Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий; 14. Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион; 15. Митрополит Рижский и всея Латвии Александр; 16. Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион; 17. Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, и.о. управляющего делами Московской Патриархии; 18. Архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; 19. Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк; 20. Архиепископ Берлинский и Германский Феофан; 21. Архиепископ Хустский и Виноградовский Марк; 22. Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий; 23. Архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви; 24. Архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209366...

По поводу изображения Св.Тихона Ярославецкого на Казанской иконе Божьей Матери, находящейся в церкви Спаса на Божедомке, в Москве. Читано В заседании Церковно-Археологического Отдела Московского Общества Любителей Духовного Просвещения 29 сентября 1908 г В материалах для истории храмов в Московской епархии была помещена статья Леонида Денисова: «Неканонизованный святой Ярославской епархии». «Священник Скворцов, – пишет Л. Денисов, описывая Казанскую икону Божией Матери в церкви Спаса на Божедомке, – говорит: «по сторонам главного изображения помещены: на правой стороне Анна пророчица (вверху) и юродивый Лаврентий Калужский; на левой – Архангел Рафаил (вверху) и преподобный Тихон Ярославецкий (внизу)». Преподобного с именем Тихона и с топографическим обозначением «Ярославецкого» мы не находим в числе канонизованных святых ни в «Полном месяцеслове Востока» (изд. 2, т. II, Владимир, 1901) у архиепископа Сергия, ни в «Верном месяцеслове всех русских святых» (М. 1903), ни у Голубинского. У Голубинского (История канонизации святых в русской церкви, изд. 2-е, М. 1903) в списке «усопших, на самом деле не почитаемых», на стр. 368 приведен «Тихон Карашевский», основатель упраздненного Воскресенского монастыря, который находился в селе Караше Ростовского уезда, не известно когда живший. Далее поставлены ссылки на Историю Иерархии (III, 615 fin.), где имеются сведения о монастыре и на словарь Семенова (под словом Караш). У Строева (Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви, Спб., 1877) в списке монастырей Ярославской епархии под показан на столб. 372-ом «Карашский Воскресенский, от города Петровска в 15 верстах, упом. в 1501 г., как домовый митрополии Московской; упразднен в 1764 г.». У Зверинского (Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, т. II, Спб., 1892) под 744 находим более подробные сведения об этом монастыре: «Воскресенский в Караше или Карашевская пустынь, мужской, ныне погост, Воскресенский монастырь, что в Караше, Ярославской губ., Ростовского y., в 31 вер. к югу от Ростова, по тракту из Петровска в Юрьев, при оз. Чашницком. Основан преп. Тихоном, неизвестно когда, но, несомненно, существовал в XV ст., что доказывается отводною грамотою на земли 1473–1489 гг., данною Карашским волостелем Мих. Сухарусовым и в это время в монастыре был игуменом Парфений». Далее, Зверинский ссылается на Крылова, который на стр. 42-й Историко-статистического обозрения Ярославской епархии отожествляет основателя монастыря с Тихоном, епископом Ростовским (1489–1503) и выписывает вышеприведенное наше известие о монастыре из Строева.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Подпишитесь на наш Телеграм XX век – время общественных пертурбаций и потрясений – революция 1917 года в России, Вторая мировая война, сексуальная революция 60-х годов на Западе… В результате прервались традиции, последствия чего мы пожинали в 90-е годы. Было понятно, как не надо, но непонятно, как надо. Поэтому мы с радостью публикуем письма священномученика Михаила Чельцова к его жене. Они полны тепла и нежности и дают нам образ счастливой семьи и любви в семье. Благодарим за предоставленные письма Алексея Мастеркова, правнука отца Михаила, и его жену Анну, набравшую их. Семейная история Семейное предание говорит, что отец Михаил очень любил матушку Анну. Он женился далеко не юным. По окончании Рязанской семинарии и Казанской духовной академии служил преподавателем Калужской духовной семинарии, после – миссионером в Петербургской епархии. В 1902 году он поехал гостить в родительский дом и встретил Аню Агламазову, подругу своей сестры Александры. Девушки вместе учились в епархиальном училище. Анна была дочкой священника и думала о монашеском постриге. Встреча с обаятельным Мишей изменила ее решение. Родители благословили брак. Ему было 32, ей – 28 лет. Начались счастливые годы семьи Чельцовых. С 1903 по 1917 г. у них родились семеро детей (Павел, Анна, Александра, Василий, Мария, Семен, Георгий). Вот выдержки из писем, написанных о. Михаилом в заточении, вполне раскрывающие отношение о Михаила к матушке. 24 августа 1922 года Поджидал тебя, дорогая моя страдалица, вчера, но совершенно не беспокоился, не увидев тебя. Думаю, что не неприятное для тебя не привело тебя ко мне. Живем пока, благодаря Господу, тихо и спокойно. В камере остались только мы, «смертники», 6 человек. И мы ждем не иначе, завтра перемещения в другую камеру. Где будем совершенно свободны в пределах тюрьмы, как преподаватели. Преподавание начнется, вероятно, с понедельника, 11 сентября. Я взял русский язык в классе Б. Если ребятам не нужна грамматика или другая какая-нибудь, перешли ее мне. В понедельник был у нас Жижиленко и уверил, на основании самых достоверных источников, что в амнистии будет введена особая статья специально для нас, освобождающая. Это ему говорил некто Рязанов, который будет составлять самое положение об амнистиях. Мысли почти исключительно устремляются к тебе и детям. Уж очень тебе тяжело живется-то, сколько хлопот и забот. Ради Господа, не раздражайся, особенно на старших дочерей. Что поделаешь: им жизнь через мою тюрьму очень уж не улыбается и они раздражаются. Тяжело будет вам с огородами. Я бы думал попросить Головина (крестьянин, содержащий ферму на территории института Гражданских инженеров. – А. М.) перевезти овощи на лошади. Как сильно хочется быть дома. Еще раз прошу тебя верить в крепкую и всеутверждающую мою любовь к тебе. Бог даст, будем здоровы и поживем еще. Храни вас всех Бог. До свидания. Искренне вас любящий. 26 августа

http://blog.predanie.ru/article/proshu-t...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове Валентин Николаевич Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний. В 1860 году после окончания семинарии и академии Валентин Амфитеатров был рукоположен в иерея и получил свое первое назначение на приход в калужский Благовещенский храм, но прослужил там недолго: вскоре - уже в сане протоиерея - его перевели в собор города Лихвина Калужской губернии. Он был смотрителем духовного училища в Мещевске, потом - настоятелем храма Поливановской учительской семинарии в Подмосковье, с 1874 года - настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля, а в начале 90-х годов был назначен настоятелем Кремлевского Архангельского собора. В 1902 году отец Валентин потерял зрение, но вынужденный затвор мало что изменил в труднической жизни пастыря: в квартиру на берегу Москвы-реки, а позднее в подмосковное Очаково приходили и приезжали тысячи людей, батюшка исповедовал, диктовал письма, проповеди. Позднее были изданы книги отца Валентина " Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896-1902 годах " (1909), " Воскресные Евангелия. Сборник проповедей " (1910), " Очерки из библейской истории Ветхого Завета. От Иисуса Навина до воцарения Давида " (1910) и другие. Но большинство из надиктованного батюшкой так и не увидело свет - рукописи сгорели при пожаре очаковского дома в 1970 году. В 1908 году, 20 июля по старому стилю, отец Валентин скончался. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Осенью 1990 года могила протоиерея Валентина Амфитеатрова, оскверненная в 30-е годы, была восстановлена и освящена настоятелем кладбищенского храма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2114...

Приветствуя высокого гостя, Патриарх Кирилл подчеркнул, что «духовная и историческая связь между двумя странами существовала на протяжении многих столетий». Святейший Патриарх также отметил, что сегодня количество российских туристов и паломников, желающих посетить Черногорию, неуклонно растет. В ответном слове Президент Черногории поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за теплый прием и подчеркнул, что основой добрых отношений между двумя странами является единая вера — православие. 26 февраля в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял делегацию Богословского факультета Бухарестского университета во главе с деканом протоиереем Стефаном Букиу. Богословский факультет Бухарестского университета стал лауреатом премии Международного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2008 год. В своем слове Святейший Патриарх Кирилл отметил, что богословский факультет является основным образовательным центром в Бухарестском университете, выпускающим высококвалифицированных специалистов, со многими из которых представители Русской Церкви встречаются на различных межправославных конференциях. Предстоятель также подчеркнул, что Русская Православная Церковь заинтересована в развитии отношений между богословскими учреждениями Русской и Румынской Церквей. 26 февраля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Синодальную библиотеку и комплекс бывшего Андреевского монастыря. Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился святыням храма Воскресения Христова — чтимому списку Казанской иконы Божией Матери и образу святого Андрея Стратилата. Патриарха сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Истринский Арсений, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин, директор Синодальной библиотеки протоиерей Борис Даниленко. У входа в читальные залы Святейший Патриарх Кирилл открыл и окропил святой водой доску с новым наименованием Синодальной библиотеки, которой по решению Священного Синода присвоено имя Святейшего Патриарха Алексия II.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Приложение 2. Краткие биографические сведения о наиболее известных православных епископах, мучениках и исповедниках и о других церковно-политических деятелях, упоминаемых в публикуемых материалах Μ. Е. Губонин собирал сведения об иерархах Русской Православной Церкви в течение многих лет. Составленная им картотека, к сожалению, в основном была утрачена, а в публикуемом труде были приведены краткие данные только для 36 епископов. Силами кафедры Новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Богословского Института этот список был существенно дополнен и продолжен. При этом использовались книги: «Русские Православные иерархи» митрополита Мануила [Лемешевского], «Трагедия Русской Православной Церкви (1917–1945)» Л. Регельсона, «Новые мученики Российские» протопресвитера М. Польского , данные периодической печати и отдельные издания, а также сведения, полученные из прежде секретных архивов. Предлагаемый материал не претендует на полноту, но благодаря архивным изысканиям, произведённым в большой своей части трудами иеромонаха Дамаскина [Орловского], удалось проверить, уточнить, вновь установить многие сведения, – особенно даты, место и обстоятельства смерти деятелей Церкви, судьба которых часто была известна лишь по слухам. Сведения о наиболее известных деятелях «безблагодатных» расколов приводятся отдельно. Принципиальный подход редакции к проблеме церковных разделений 20–40-х годов сформулирован в Предисловии к Приложению 1 (см. с. 808). АВГУСТИН ( Беляев Александр Александрович), архиепископ Калужский и Боровский. 1886 г., 28 февраля – родился в с. Калиники Юрьевецкого уезда Ивановской губ., в семье священника. Окончил Кинешемское духовное училище и Костромскую духовную семинарию. 1911 г. – окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 1911–1920 гг. – преподаватель в Пензенских мужских и женских учебных заведениях. 1920 г. – возведён в сан иерея с назначением священником Рождественской церкви г. Пензы. Арестован (на короткое время).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 65-90 заседания Священного Синода от 6 октября 2005 года Ниже публикуются Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 6 октября 2005 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке. Публикуемые ниже Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины Владимир; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор; архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан; архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон; епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий; епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент.   ЖУРНАЛ N 65 Имели суждение: О праздновании в этом году 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и 625-летия Куликовской битвы. Постановили: Всецерковно отмечая 60-летие Победы в Великой Отечественной войне и 625-летие Куликовской битвы, Священный Синод, во внимание к самоотверженным Первосвятительским трудам, просит Его Святейшество Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II принять орден Русской Православной Церкви святого благоверного Великого князя Димитрия Донского (I степени).   ЖУРНАЛ N 66 Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшемся Первосвятительском визите Его Святейшества в Казань в дни празднования 450-летия учреждения Казанской епархии, а также об участии Русской Православной Церкви в торжествах, посвященных 1000-летию Казани.

http://mospat.ru/archive/86331-zhurnaly-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010