Н.И. Державин Главные церковные праздники Церковный календарь Часто вызывает недоумение и путаницу существование так называемого «старого» и «нового» стилей. Как они появились и почему православные праздники не совпадают с западными? В 325 году Церковь на Никейском соборе избрала египетский календарь, установленный в 46 году до н. э. при Юлии Цезаре александрийским астрономом Созигеном. Этот календарь получил название «Юлианский». Юлианский год немного длиннее астрономического: он равен в среднем 365, 25 дням, тогда как астрономический равен 365, 2422 дням. Поэтому юлианский календарь немного запаздывает по сравнению с астрономическим, и за 128 лет это опоздание достигает почти целых суток. В 1582 году по инициативе папы Григория XIII и на основе проекта итальянского математика Луиджи Лилио во всем западном мире быд введен новый, так называемый «григорианский» календарь. Набежавшиес 325 года лишние десять дней были отброшены, и после 4 октября вместо 5-го наступило сразу 15 октября. Григорианский год в среднем тоже немного длиннее астрономического, но разница в один день накапливается лишь за 4240 лет. Ко времени перехода католиков на новый стиль Церковь была уже разделена на Восточную и Западную. Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Русская Православная Церковь не признали григорианский календарь. В 1918 году по решению Совнаркома Россия перешла на григорианский календарь, давно уже существовавший во всем мире. Церковь же оставила старый, юлианский, календарь, который с тех пор стал называться еще и «старым стилем». Поэтому во всех церковных календарях всегда указываются две даты – по старому и по новому стилю. В настоящее время разница между старым и новым стилем составляет 13 дней. Главные церковные праздники В христианской Церкви каждый день года посвящен памяти тех или иных святых, а также различным событиям Священной истории и истории Церкви. Существует определенная иерархия праздников: они делятся на великие, средние и малые. Самые главные христианские праздники связаны с событиями из жизни Иисуса Христа и Богородицы. Этих праздников двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми 55 . А все праздники этого годового Церковного круга венчает Пасха.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_74317.html 02 апреля 2010 Протоиерей Артемий Владимиров Беседа о календаре и Пасхалии Источник:  линия Побеседуем о временах и сроках, о церковном летосчислении, о новом, так называемом григорианском календаре, ставшем календарем гражданским. Прислушайтесь, пожалуйста, к словам угодника Божия, имя которого вы должны узнать, едва лишь слуха вашего коснутся его глаголы: " Что приняла и облобызала Святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно. Что Церковь положила на семи Вселенских Соборах – исполняй. Горе тому, кто одно слово прибавит к сему или убавит. Хранит Господь яко зеницу ока Своего людей Своих, то есть православных христиан, любящих Его и всем сердцем, и всею мыслию, и словом, и делом день и нощь служащих Ему. А таковые – суть хранящие всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устами исповедующие благочестие его преданное " . Многие, наверное, узнали по сладким и верным словам, строгим и определительным в то же время, преподобного Саровского угодника и всея России чудотворца Серафима. Он, истинный сын Православной Церкви, повторяет мысль великой важности, утвержденную вселенским сознанием: никто в Церкви – ни патриарх, ни священник, ни мирянин не должен вводить что-либо новое, противоречащее Святому Писанию Ветхого и Нового Заветов и Преданию писаному и неписаному. О церковном календаре, церковном летосчислении прямо речь никогда не шла в древности. Но о чем подробно рассуждали святые Отцы на I Вселенском Соборе в Никее, равно как и на поместном Антиохийском Соборе, так это о Пасхалии, о времени празднования искупительных страдании Господа и Его Воскресения. Принят был святыми Отцами и юлианский календарь, на который наложена была Пасхалия: чудный дар Церкви александрийских Отцов – изрядных ученых и чистых богословов. По православной Пасхалии нам должно праздновать Пасху в первое воскресенье после пасхи иудейской, после весеннего полнолуния, случившегося в день весеннего равноденствия, или непосредственно за ним.

http://religare.ru/2_74317_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Артемий Владимиров Беседа о календаре и Пасхалии Источник:  Русская линия Побеседуем о временах и сроках, о церковном летосчислении, о новом, так называемом григорианском календаре, ставшем календарем гражданским. Прислушайтесь, пожалуйста, к словам угодника Божия, имя которого вы должны узнать, едва лишь слуха вашего коснутся его глаголы: " Что приняла и облобызала Святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно. Что Церковь положила на семи Вселенских Соборах – исполняй. Горе тому, кто одно слово прибавит к сему или убавит. Хранит Господь яко зеницу ока Своего людей Своих, то есть православных христиан, любящих Его и всем сердцем, и всею мыслию, и словом, и делом день и нощь служащих Ему. А таковые – суть хранящие всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устами исповедующие благочестие его преданное " . Многие, наверное, узнали по сладким и верным словам, строгим и определительным в то же время, преподобного Саровского угодника и всея России чудотворца Серафима. Он, истинный сын Православной Церкви, повторяет мысль великой важности, утвержденную вселенским сознанием: никто в Церкви – ни патриарх, ни священник, ни мирянин не должен вводить что-либо новое, противоречащее Святому Писанию Ветхого и Нового Заветов и Преданию писаному и неписаному. О церковном календаре, церковном летосчислении прямо речь никогда не шла в древности. Но о чем подробно рассуждали святые Отцы на I Вселенском Соборе в Никее, равно как и на поместном Антиохийском Соборе, так это о Пасхалии, о времени празднования искупительных страдании Господа и Его Воскресения. Принят был святыми Отцами и юлианский календарь, на который наложена была Пасхалия: чудный дар Церкви александрийских Отцов – изрядных ученых и чистых богословов. По православной Пасхалии нам должно праздновать Пасху в первое воскресенье после пасхи иудейской, после весеннего полнолуния, случившегося в день весеннего равноденствия, или непосредственно за ним.

http://religare.ru/2_74317.html

Завещание Патриарха Пимена В одну из своих поездок в Москву у отца Иоанна (Крестьянкина) состоялась в Переделкине беседа с патриархом Пименом , и из уст Святейшего он услышал со властью сказанные слова, которые определяли курс церковного корабля на будущее, — это были слова-завещание. Оставшись один, батюшка записал для себя эту беседу. Завещание звучало так: 1. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль — юлианский календарь, по которому она преемственно молится уже тысячелетие. 2. Россия как зеницу ока призвана хранить завещанное нам нашими святыми предками Православие во всей чистоте. Христос — наш путь, истина и жизнь (ср.: Ин 14, 6). Без Христа не будет России. 3. Свято хранить церковнославянский язык молитвенного обращения к Богу. 4. Церковь зиждется на семи столпах — семи Вселенских Соборах. Грядущий восьмой Собор страшит многих, но да не смущаемся этим, а только несомненно веруем Богу. И если будет на новом соборе что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять . 2 мая 2010 г. Рейтинг: 9.2 Голосов: 165 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Вячеслав 14 августа 2019, 21:07 В завещании чётко сказано - Юлианский календарь. По нему происходитт Схождение Благодатного Огня! Какие ещё дебаты? Анна С.В 25 декабря 2017, 11:27 Нужно держаться того, что завещал Патриарх Пимен. Илия 22 декабря 2012, 22:26 Некоторые выше написанные комментарии излагаются из уст новообновленцев - которые подлежат вечному проклятию и анафеме, до момента покаяния и признания своих ошибок и их последующего исправления! Александр 29 марта 2012, 13:10 На самом деле,календарь не так важен.Но все христиане должны отмечать главные праздники в один день.В этом плане Григорианский календарь более верен:например,25 декабря увеличивается световой день,и это приходится на Рождество Христово.ведь Христос-Свет миру диакон Ярослав Минеев 8 ноября 2011, 19:57 Девять Вселенских Соборов уже были: 1. 325 г. — I Никейский (принятие Символа веры, осуждение арианства, определение времени празднования Пасхи).

http://pravoslavie.ru/35066.html

Иконоборчество и иконопочитание Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия. 21 февраля, 2010 Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Ин. 1.18 Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия. В чем же суть этих споров? Только ли за эстетические идеалы боролись друг с другом христиане, «не щадя живота своего», впрочем, как и чужого. В этой борьбе мучительно выкристаллизовывалось православное понимание мира, человека и человеческого творчества, вершиной которого, по мнению апологетов иконопочитания, и стала икона. Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества — духовной и интеллектуальной элиты своего времени. Споры об иконе начались с праведного гнева истинных ревнителей чистоты веры, тонких богословов, для которых проявления грубого магизма и суеверия не могли не оказаться соблазном. И действительно, было чем возмутиться. В Церкви получили распространение весьма странные формы почитания священных изображений, явно граничащие с идолопоклонством. Так, например, некоторые «благочестивые» священники соскабливали краску с икон и подмешивали ее в причастие, полагая тем самым, что причащаются тому, кто изображен на иконе. Бывали также случаи, когда, не чувствуя дистанции, отделяющей образ от Первообраза, верующие начинали относиться к иконам, как к живым, брали их в поручители при крещении, при пострижении в монашество, ответчиками и свидетелями на суде и т.д. Таких примеров множество, и все они свидетельствуют о потере правильной духовной ориентации, о размывании четких евангельских критериев отношения к жизни, которыми некогда была сильна первая Церковь.

http://pravmir.ru/ikonoborchestvo-i-ikon...

Письма Триоди. Предвесенье весны духовной В этом году у нас самая ранняя Пасха, какая только может быть — и самый ранний Великий пост, и масленица соответственно. Пост начнется еще в самом начале февраля по церковному календарю — да и по-мирскому до середины месяца. А еще в этом году Бог послал Москве и большей части России настоящую зиму, уже и полузабытую 12 февраля, 2010 В этом году у нас самая ранняя Пасха, какая только может быть — и самый ранний Великий пост, и масленица соответственно. Пост начнется еще в самом начале февраля по церковному календарю — да и по-мирскому до середины месяца. А еще в этом году Бог послал Москве и большей части России настоящую зиму, уже и полузабытую В этом году у нас самая ранняя Пасха, какая только может быть —  и самый ранний Великий пост, и масленица соответственно. Пост начнется еще в самом начале февраля по церковному календарю — да и по-мирскому до середины месяца. А еще в этом году Бог послал Москве и большей части России настоящую зиму, уже и полузабытую: с морозами, снегами и без отвратительных оттепелей. И зима, как ей и положено, еще царствует в этом начале февраля. А только вот — приходит весна духовная. Приближается. А сейчас — предвесенье, предвестье, предображение весны: седмица сырная — масленица, преддверие поста. Восторженные или объясняющие слова тут так же бессильны, как перед сверканием капели. Но есть книга, есть поэзия — та, что читается и поется: книга под названием Постная Триодь. И она всё рассказывает. Мы, увы, далеко не всё слышим, что поет Церковь по этой книге, и даже в желании сердечном что-то услышать — часто терпим поражение. Но поет-то Церковь, поет и для нас, и… нами. И годы жизни в Церкви с Церковью даются нам и для того, чтобы услышать этот голос в себе, понять ему и ответить на него. Прислушаемся же к Триоди. На дворе мороз, а здесь началась капель. Весна… Весну возвещающая прибл/ижися сия, ныне предочистительная седмица всечестн/ая, священных постов, телеса и д/уши всех просвещающая Понедельник сырный, 1-я песнь 2- го трипеснца

http://pravmir.ru/pisma-triodi-predvesen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Достоевский. Пушкин. Грибоедов (о «наших» календарях) К 185-летию убийства Александра Сергеевича Пушкина 11.02.2022 1914 Время на чтение 7 минут Фото: из личного архива автора «Есть чувство правды в сердце человека,//Святое вечности зерно» М.Ю. Лермонтов «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим» Д. Оруэлл, «1984» Об этой триаде чуть позже, любезный читатель наш. А сей час о календарях, то есть, о несчастной, сотни раз переписанной нашими «заклятыми друзьями» истории, ибо вековечный календарь наш – суть Божественная Летопись и, значит, национальная история и культура. Воистину, эти две субстанции мистического Русского Космоса по-прежнему являются сильным оружием массового поражения. Можно сколь угодно прибавлять дней, но невозможно (пока!) сместить даты памяти святителей, преподобных, мучеников, то есть дни прославленных Матерью Церковью святых. Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября. Открыв Церковный календарь, мы легко убедимся в том, что это не 11, а 12 ноября по новому стилю. Причина всё та же – святые этого дня. Почил 28 января ( 10 февраля нового стиля). Александр Сергеевич Пушкин (185-летие со дня убийства которого будет отмечено, в лучшем случае, очередной чудовищной экранизацией) родился 26 мая (8 июня по новому стилю). Умер от руки тех, кто убивал великих Царей наших и великих гениев, 29 января ( 11 февраля нового стиля). Но не только «веды» всех мастей, но и искренние почитатели Поэзии и Русской культуры идут отслужить панихиды 6 июня и 10 февраля в храмы (где церковный календарь лежит в Алтаре!). Александр Сергеевич Грибоедов был убит в Тегеране (всё теми же людьми) 30 января, то есть память его не 11, а 12 февраля нового стиля. Итак, по Церковному календарю перед нами три дня: 10, 11 и 12 февраля. Да, все они ушли не в один год, но какая-то небытийная, надмирная связь прослеживается между тремя этими днями… Вероятно, теми же «знатоками» дата рождения Николая Васильевича Гоголя была смещена со 2 апреля на 1. Так им сподручнее было записать его в «смехачи», а заодно и Антона Павловича Чехова, ведь именно они показали, каким будет мир без Бога… Где же грань между прошлым и настоящим?

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/11/do...

Закрыть itemscope itemtype="" > Российская империя была провозглашена в день Казанской иконы Божией Матери Будем ли праздновать 300-летие Империи на государственном, церковном и общественном уровне? 22.10.2021 1884 Время на чтение 3 минуты Фото: Pravoslavie.ru Как сообщалось , 19 октября в Сочи Владимир Путин принял участие в пленарной сессии XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай». Тема этого года – «Глобальная встряска – XXI: человек, ценности, государство». На заседании клуба «Валдай» депутат Государственной Думы Константин Затулин отметил, что все, что связано с 300-летием с момента основания империи, «как-то проходит в обстановке молчания», хотя это большой этап в российской истории. Он сообщил, что отправил в адрес президента письмо с просьбой рассмотреть возможность более активного участия в организации мероприятий в честь этого юбилея, сообщает ТАСС. «Непрерывность истории – это важная вещь, чтобы понимать, куда мы идем дальше. Я полностью с вами согласен. Если мы здесь в чем-то недорабатываем, я приношу свои извинения», – сказал Путин. Из вопроса депутата и ответа Президента осталось непонятным, будет ли всё-таки праздноваться 300-летие Российской Империи на государственном уровне. Но стоит поблагодарить Константин Затулина за то, что он обратил внимание Главы государства на это важное историческое событие, которое, действительно, замалчивается. Хотелось бы, правда, внести некоторые уточнения. К сожалению, в самом вопросе депутата прозвучала ошибка. Константин Фёдорович утверждает, что 300-летие Российской Империи нужно праздновать 2 ноября, исходя из Григорианского календаря. Но мы знаем, что собрание российских сановников, посвящённое окончанию кровопролитной тяжелейшей для России Северной войне со Швецией (мирный договор был подписал 30 августа по юлианскому календарю, сегодня это день памяти Александра Невского), состоялось в Петербурге в праздник Казанской иконы Божией матери – 22 октября по Юлианскому календарю. Праздник Казанской иконы Божией Матери мы отмечаем сегодня по Григорианскому календарю 4 ноября, и это государственный праздник – День народного единства. Понятно, что царь Пётр Алексеевич не случайно организовал собрание своих сподвижников в день Казанской иконы Божией Матери, который был установлен в память освобождения Москвы от поляков и спасения Отечества, окончанием в России Смутного времени.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/22/ro...

Новый год в православной семье: с чистого листа Соединить советский Новый год и православное Рождество Христово – это предложить своим детям Вместо-Рождество. 31 августа, 2016 Соединить советский Новый год и православное Рождество Христово – это предложить своим детям Вместо-Рождество. Новый год – это мандарины, салат «оливье», «Ирония судьбы», елка, Дед Мороз с подарками. Куранты, шампанское и загаданные желания в полночь. Новогодние школьные огоньки, вечеринки, фейерверки. Пьянки… Безусловно, в каждой семье каждый праздник имеет свои особенные традиции празднования. Но все же, если верить журналам и газетам, блогам и телевизору, – народный набор «аксессуаров» примерно таков. Новый год в православной семье Православная семья, которая всю жизнь своего дома выстраивает в соответствии с церковной традицией, не может принять антураж празднования Нового года в его общераспространенном виде. Во-первых, идет пост. Во-вторых, грандиозные празднества по поводу наступления следующего года обязательно ставят один из величайших православных праздников, Рождество Сына Божия, в конец длинной череды новогодних мероприятий. Так сложилось, а до революции Новый год, наоборот, лишь поддерживал череду святочных гуляний. Да и сейчас на Западе условный, часто лишенный своего значения Christmas все же явно превалирует над New Year. И получается так. Кто-то пытается соединить Новый год из советского детства с традициями православного Рождества (ностальгия и нежелание лишать своих родных детей «настоящего детства»). А кто-то, наоборот, считает гражданский Новый год несуществующим для православной семьи праздником. Потому что его нет в церковном календаре. Пост, церковный календарь и Старый Новый год Но ведь если праздника нет в церковном календаре – это не значит, что его нельзя отпраздновать. В календаре нет дня рождения моей сестры, родившейся в пост, но это большой праздник для моей семьи. На столе – праздничные постные блюда. И нет никакого объедения и пьянства, конечно. Мы празднуем рождественским постом Введение во храм Пресвятой Богородицы, престольные праздники, именины. Сам факт поста не означает, что эти даты будут перенесены на святки.

http://pravmir.ru/novyiy-god-v-pravoslav...

О наших новолетиях Православным можно справлять новолетие не один раз в год, а четырежды... Но если поздравления со Старым Новым годом не вызывают вопросов, то дата Новолетия 1 сентября по старому стилю приводит в некоторое недоумение: как праздновать без ёлки и снега, какие блюда готовить и уместно ли поздравлять «с началом индикта»? А ведь есть еще и мартовский Новый год... Просим прощения у читателей сайта за шутливое начало. На самом деле вопрос «Что же мы празднуем 1 сентября?» отнюдь не праздный. Каждый год 14 сентября по новому стилю мы встречаем в церковном календаре красную строчку: «1 сентября. Начало индикта – церковное новолетие». Непривычное слово «индикт» обращает наше внимание вглубь веков, во времена гонений на христиан накануне IV века, «золотого» для Церкви. В это время складывался церковный календарь. Историческая эпоха именовалась «эрой Диоклетиана», или «эрой мучеников». Юлианский календарь с началом отсчета лет от 284 года до сих пор именуется в Египте, Эфиопии и Судане «календарем мучеников» . Для человека церковного особенно дорого видеть в нашем календаре и в отношении к нему подобного рода свидетельства о вере и уповании Церкви. Поговорим об этом немного подробней. Слово «индикт», или «индиктион» (лат. indiction – «объявление»), первоначально означало ежегодный продуктовый налог, введенный Диоклетианом. Размер подати определялся на основании переписи населения, проводившейся каждые 15 лет. Индиктом именовался как сам 15-летний отрезок времени, так и каждый год внутри него. Начало года приходилось на 1 сентября, когда собирался урожай и уплачивался налог. При императоре Константине Великом († 337) 15-летний цикл индиктиона стал использоваться в летосчислении. В VI веке он стал одним из циклов созданного к этому времени византийского календаря, привнеся в церковный календарь следы хозяйственного уклада жизни исторической эпохи «золотого века христианства». В церковном календаре 1 сентября открывает годовой цикл неподвижных праздников – от Рождества Богородицы 8 сентября старого стиля до Ее Успения 15 августа.

http://pravoslavie.ru/48648.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010