Епархиальное собрание предостерегает тех, кто пытается, пользуясь обеспокоенностью людей, внести в церковную среду разделения, посеять панические настроения среди верующих. Такая деятельность является греховной. Имея перед мысленным взором свидетельства Священного Писания о последних временах, Епархиальное собрание призывает помнить, что принятие каких-либо внешних знаков или процедур не может восприниматься как «печать антихриста», если оно не сопровождается сознательным отпадением от Христа и Его Церкви. 11. Выражая признательность Святейшему Патриарху Кириллу за добрые слова в адрес столичных клириков, московское духовенство одобряет меры, способствующие сохранению на высоком уровне пастырской деятельности клириков Москвы. Епархиальное собрание также с готовностью принимает к исполнению Первосвятительские указания о необходимости поддержания в храмах дружелюбной и доброжелательной обстановки. Клир Москвы разделяет заботу Его Святейшества о том, чтобы каждому приходящему в храм за утешением или пастырским словом всегда уделялось доброе внимание. Просветительская деятельность как среди прихожан, так и среди тех, кто еще не приобщен к церковной жизни, должна оставаться в числе приоритетных для духовенства. Особой мудрости, терпения и деликатности требует пастырская работа с подростками. Необходима также выработка системных подходов к окормлению студенчества. 12. С упованием на милость Божию чада Христовой Церкви Первопрестольного града да хранят верность Господу Иисусу и в бодрости духа следуют своему призванию — в молитве, в служении, в братолюбии. Пусть никто не колеблется смущением и тревогой, взирая на козни «мироправителей тьмы века сего духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Ибо «если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Христос Иисус умер, но и воскрес. Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:31-34). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.)

http://patriarchia.ru/db/text/5874853.ht...

Еще раз повторю - нежелательно, это не запрет. А так, конечно, можно ходить тогда, когда требует душа. Есть и такое, что нельзя беременным женщинам или детям до определенного возраста приходить на похороны людей. Эти суеверия не имеют ничего общего с верой во Христа. Когда после похорон надо ходить на кладбище? Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании " Сретение " , клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы В любой день и в любое время, если этого требует душа. Но чтобы наша молитвенная помощь была действенной, хорошо бы, чтобы этот путь пролегал через храм, в котором мы могли бы причаститься «врачевству бессмертия», как священномученик Игнатий Богоносец называл Святые Дары, совершить панихиду по усопшем, чтобы Бог прославил его в лике Небесной Церкви. Мы ведь так Его об этом и просим: «Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего!» В церковном календаре есть особый день, когда мы сугубо поминаем усопших. Это – суббота. Суббота Покоя, как еще ее называют на языке богословия. Ибо в этот день Тело Спасителя нашло после Крестной смерти пристанище и упокоении в пещере, пожертвованной Иосифом Аримафейским. А Его душа сошла во ад. О том, что происходило там в эти часы между Голгофой и Воскресением, апостол Петр пишет так: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (Первое послание Петра, 3 глава, 18-20 стихи). Поэтому в субботу в православных храмах всегда совершается сугубое поминовение усопших. Некоторые из этих суббот носят наименование «Родительских суббот». Литургическое поминовение сочетается в эти субботы с особым заупокойным богослужением. Когда ходят на кладбище после Пасхи? Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино г. Москва

http://foma.ru/hodit-li-na-kladbishhe.ht...

И в тот момент, когда он это проговорил, как гром раздался Голос: “Се есть Сын Мой возлюбленный, Его послушайте!” Это нам всем ответ. Нам будет хорошо, если мы будем рядом с Ним, если мы будем Его слушать, если Он будет вблизи нас И этот гром, и сияющий свет, и облако, которое покрыло вершину горы, — все так поразило апостолов, что они упали на колени, закрыли лица в страхе, а когда поднялись, вершина горы была уже пустой, и стоял там уже Один Господь. Он коснулся их, чтобы успокоить и сказал: “Вставайте, не бойтесь, идем отсюда”. Вот так, на минутку, они увидели Его Славу, Его Божественность, а перед этим они шли в гору. Кто из вас ходил в горы, тот знает, что это трудно: они поднимались по камням, скользили, все были уставшие, у Него на одежде и на обуви была пыль, и, поднявшись на гору, Он тяжело дышал, как и они, — ведь и Он был человек. И вот на миг, на миг Его молитвы, вся усталость как бы исчезла, и все заблистало. Перед ними блистал Его лик, потому что открылся им не просто путник, который взбирается на гору помолиться, а Сын Божий, которого они и мы должны слушать. И это было дано ученикам, чтобы они увидели, что ожидает человека в конце жизни, какой свет Преображения ждет нас в конце веков. И поэтому праздник этот, праздник Преображения, Церковь приурочила к последним дням календарного церковного года, времени итогов и плодов. В это время мы чувствуем, что близка осень. Многие смотрят на нее грустно и говорят: “Вот падают листья, вот желтеют деревья — конец лета!” Не так ли и человек? Когда приходит осень его жизни, когда появляются седые волосы, когда уже не хватает сил в сердце и в ногах, мы думаем: “Вот пришла осень нашей жизни”. И мы с вами, собравшиеся здесь помолиться, все почти уже приблизились, переступили в осень жизни. Но это вовсе не плохо. Осень — время плодов, осень — время подведения итогов, в это время многое лишнее отходит. И мы в это время должны постараться отойти от суеты. Человек в осень жизни своей может подняться на гору молитвы, ближе к Богу, туда, где “хорошо нам быть”. У нас иногда появляется в это время больше свободных минут и часов, мы больше можем посещать храм Божий, больше можем читать Священное Писание — это время благословенное.

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

И как Моисей был при жизни «кротчайшим», искал не себе славы, а лишь прославления Господа Бога, таким же кротчайшим он остался и после смерти. Моисей «скрылся» от чрезмерного почитания соплеменников, как говорит Библия: «Никто не знает [места] погребения его даже до сего дня» (Втор. 34: 6). В Типиконе на день пророка Моисея указана служба «без праздничного знака» Избежал Моисей и почитания христиан, потому что почти никто, даже из людей церковных и священства, не сможет, не заглядывая в календарь, назвать день его памяти. Этот день - 17 сентября по новому стилю. А в Типиконе на день пророка и Боговидца Моисея указана служба «без праздничного знака» - самое скромное, какое только может быть, богослужение. Но он воистину велик! И об этом свидетельствует и то, что в час Преображения на горе Фавор Христу явились два величайших ветхозаветных праведника, пророки Моисей и Илия, и «говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:33). Сорокалетнее странствование израильского народа так напоминает нам нашу собственную жизнь. Что Моисей говорит своим соплеменникам, мы можем смело относить к себе: Бог и нас смиряет и испытывает, томит голодом и кормит манною, чтобы мы научились единственно уповать на Творца Небесного. Всегда промышляет о нас, даже если нам и кажется, что мы оставлены. Так и Израиль, хоть по временам голодал и жаждал - но не без Промысла Божия. Недаром Моисей говорит народу: «Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла вот уже сорок лет» (Втор. 8:4). Как походную скинию-храм, мы должны носить в своем сердце постоянное памятование Господа. Вслушаемся еще раз в слова Моисея, которые через полторы тысячи лет повторил Христос Спаситель, потому что к тому времени их уже многие позабыли: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Иисус Христос, а потом и святые апостолы, браня идолопоклонничество, проповедовали язычникам Слово Божие, чему яро противились распявшие Христа: «...В следующую субботу почти весь город собрался слушать Слово Божие. Но иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел. Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану Слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни , то вот, мы обращаемся к язычникам (Выделено мной. - А.Б.) . Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли. Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни». (Деян.13:44-48) Ученики Христа и сонм святых апостолов крестили и облекали во Христа идолопоклонников разных держав, и, по преданию, апостол Андрей Первозванный с христианской проповедью вошел в языческую Русь. В преддверии русского церковного раскола иеромонах Арсений Суханов в прениях с греческими иерархами, среди коих оказался иерусалимский Патриарх Паисий, доказывая апостольскую истинность Русской Православной Церкви, говорил: «Напрасно вы хвалитесь, что и мы от вас приняли крещение. Мы приняли крещение от св. апостола Андрея, который из Византии приходил Чёрным морем до Днепра, а Днепром до Киева, а оттуда до Новгорода...» Разумеется, долгим и сложным было обретение вчерашни­ми многобожными идолопоклонниками веры во Единого Бога Отца Вседержителя; мучительно восходил русич из тьмы языческой ко Христову Слову, чтобы, вслушавшись, поверив, спасти душу от геенны огненной. Среди мирских ученых и богословов, выработались две край­ние точки зрения о язычниках Древней Руси, хотя истина, может быть, и посередине. Мирские мудрецы, постигающие восточно­славянское и собственно русское язычество, сопоставляя его с хри­стианством, либо давали, как им чудилось, верную картину развития народного мировоззрения, ибо устранялись от идеологичес­ких пристрастий - от веры во Христа, от языческого идолопоклонничества, но и от воинственного атеизма; либо, как в дореволюционной либерально-демократической и советской историографии и философии, с дерзким атеизмом осуждали религиозность народно­го мировоззрения, при сем смешивая веру во Хри­ста с языческими суевериями и поощряя лишь материалистичес­кие, рациональные начала крестьянской жизни.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/12/...

Иисус Христос говорит о девстве, как об идеале совершенных: «ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19:12 ). Он дал людям всесовершенный пример целомудрия. Плотские люди и сластолюбивые хулят девство. Святые же отцы, восприняв нравственный дух Евангелия, всегда смотрели на девство как на нравственный подвиг. Великий богослов св. Иоанн Дамаскин пишет: «Сам Христос – слава девства, не только потому, что родился от Отца безначально, без истечения и сочетания, но и потому, что, сделавшись подобным нам, Он превыше нас воплотился от Девы без (супружеского) соединения и Сам в Себе самом показал истинное и совершенное девство. Поэтому, хотя Он и не узаконил девства, ибо не вси вмещают словесе сего ( Mф. XIX, II ), как Он Сам сказал, но Он Своим примером научил нас девству и дал нам силы для него. Ибо кому не ясно, что девство живет ныне между людьми?» (Точное изложение православной веры. Кн.4, гл.24. О девстве). Трудно сомневаться, что современное человечество поражено нравственной проказой. Свидетельство тому – особая популярность кощунственной книги, о которой говорится в письме. От Суда никто не уйдет. «Мы дадим ответ не за свои только грехи, но и за все то, в чем служили соблазном для других» (Свят. Иоанн Златоуст ). Как возникла масленица и как ее проводить? иеромонах Иов (Гумеров) Это последняя приготовительная седмица перед подвигом Великого поста. «Масленица» – название народное. В богослужебных книгах и календаре она называется сырной седмицей, потому что по уставу можно вкушать только сыро-молочную пищу и рыбу. Воздерживаясь от мяса, мы предочищаем себя телесно и постепенно проникаемся светлым предчувствием поста. Богослужебные особенности сырной седмицы и история церковного устава полностью опровергает ложное мнение, что масленица восходит к некоторым языческим обычаям. Как повествуется в Синаксаре (в субботу сыропустную), византийский император Ираклий (610–640) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К сожалению, многие люди как бы специально подталкиваются диаволом именно накануне каких-то больших церковных праздников заниматься стиркой или генеральной уборкой. Некоторые даже говорят: если много белья накопилось, значит, какой-то праздник наступает. И они звонят своим знакомым, у которых есть календарь, и спрашивают: «Что, завтра праздник какой-то?» – «Да, праздник». – «Я так и поняла, потому что стирку затеяла». Диавол специально делает так, чтобы человек благочестивый, правильно мыслящий, нарушил праздник. Я знал одного человека, который несколько недель не мог причаститься. К нему приехали верующие друзья и убедили его в том, что для изменения своей жизни необходимо покаяться и причаститься. Он сказал, что обязательно в воскресенье пойдет в церковь . Наступает воскресенье – его нет. Ему звонят, спрашивают, что случилось. Оказывается, позвонил друг, с которым они не виделись уже очень много лет. Пришлось встретиться, но в следующее воскресенье он обязательно будет. Проходит время, наступает следующее воскресенье – опять его нет, ему звонят: что же случилось, почему тебя не было в этот раз? Опять какие-то причины. Были и другие искушения. Друзья поняли, что надо за ним просто приехать на машине и привезти в храм, потому что иначе он не вырвется из этого диавольского порочного круга. Иногда действительно надо употреблять усилия, чтобы помочь людям вырваться из ужасного состояния, когда диавольские тиски сковывают человека и он не в состоянии сам вырваться из них. К каждому праздничному дню надо готовиться: накануне праздника привести в порядок свое жилище, приготовить праздничный стол, постараться сделать так, чтобы это был праздник для всей вашей семьи, детей, родных и близких. Пятая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе ( Исх.20:12 ). Вот самый простой секрет долголетия, не надо искать никаких эликсиров жизни, бегать по врачам: почитай отца и мать – и будешь долголетен на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как вы были блажéнны! Свидéтельствую о вас, что, éсли бы возмóжно было, вы истóргли бы óчи свои и óтдали мне. Итак, неужéли я сдéлался врагóм вáшим, говоря вам истину? Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтóбы вы ревновáли по них. Хорошó ревновáть в дóбром всегдá, а не в моём тóлько присутствии у вас. Дéти мои, для котóрых я снóва в мýках рождéния, докóле не изобразится в вас Христóс! Хотéл бы я тепéрь быть у вас и изменить гóлос мой, потомý что я в недоумéнии о вас. Скажите мне вы, желáющие быть под закóном: рáзве вы не слушаете закóна? ( Гал 4:8–21 ) Суббота 15-й седмицы по Пятидесятнице К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Я послáл к вам Тимофéя, моегó возлюбленного и вéрного в Гóсподе сына, котóрый напóмнит вам о путях моих во Христé, как я учу вездé во всякой цéркви. Как я не иду к вам, то нéкоторые у вас возгордились; но я скóро придý к вам, éсли угóдно бýдет Гóсподу, и испытáю не словá возгордившихся, а силу, ибо Цáрство Бóжие не в слóве, а в силе. Чегó вы хотите? С жезлóм прийти к вам, или с любóвью и дýхом крóтости? Есть вéрный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притóм такóе блудодеяние, какóго не слышно дáже у язычников, что нéкто вмéсто жены имéет жену отцá своегó. И вы возгордились, вместо тогó, чтóбы лýчше плáкать, дáбы изъят был из среды вас сдéлавший такóе дéло. А я, отсутствуя тéлом, но присутствуя у вас дýхом, ужé решил, как бы находясь у вас: сделавшего такóе дéло, в собрáнии вáшем во имя Гóспода нáшего Иисýса Христá, óбще с моим дýхом, силою Гóспода нáшего Иисýса Христá, предáть сатанé во измождéние плóти, чтóбы дух был спасён в день Гóспода нáшего Иисýса Христá. ( 1Кор 4:17–5:5 ) Читать далее Источник: Апостол: апостольские чтения во все дни года согласно Православному церковному календарю в русском переводе. Прокимны и аллилуарии на церковнославянском языке/пер. архим. Ианнуарий. — СПб. : Собор Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (Феодоровский собор), 2017. — 338 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Как Вы думаете, в ту минуту, когда этот старец продал Библию, он стал дальше от Христа или ближе к Нему? Протестантский рефлекс требует сказать: «Дальше! Ведь без Библии нельзя познавать Бога!» А сердце возражает: Нет, этот человек именно тогда и стал близок ко Христу, когда расстался с Библией… Ибо одно дело — знать о Христе, и другое — знать Христа. О Христе мы можем узнать действительно только из Библии. Но познать Христа можно иначе — когда сердце сделает себя открытым для прикосновения Духа Христова. Вот этот опыт прикосновения ко Христу, который был знаком не только сердцам апостолов, и называется «Священным Преданием». Христа нельзя считать пленником библейского переплета. Дух Его дышит, где хочет. И прежде всего — в тех, о ком наипаче молился Иисус ( Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне [Ин. 17, 9]); в тех, кого Он Сам избрал для дальнейшего служения людям ( Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал [Ин. 15, 16]). Толща столетий, отделяющая нас от времени земной жизни Христа, не должна страшить. Тот, кто благословил Апостолов, есть Господин и субботы (Мф. 12,8), то есть Владыка времени. Не только субботы, но и другие дни недели и времена подвластны Ему. И если Он сказал, что Он с нами во все дни до века (Мф. 28, 20), значит, столетия и календари не властны оторвать Христа от Его земной Церковью. Да, христиане слишком часто бывали и бывают неверны Христу. Но если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак (Рим. 3, 3–4). Немецкая пословица, однажды процитированная Мартином Лютером, верно гласит, что «бросать на произвол судьбы ученика — не меньшее зло, чем соблазнять девушку» . Но отец Реформации не заметил, как из правоты этой поговорки вытекает осуждение задуманного им дела. Христос ведь зла не творит. А значит, Христос не бросил Своих учеников. Христос не забыл Свою Церковь. А значит, Христос всегда пребывал в Церкви, и потому нельзя просто так осуждать и выбрасывать тысячелетие церковной истории, противопоставлять апостольскую эпоху всем остальным. Нельзя первый плод Предания — апостолькие книги — противопоставлять последующим плодам того же Предания, порождаемого Тем же Духом, — подвигам и творениям последующих христианских святых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Календарь Материалы 20 февраля 2007 г. [Гость сайта] Алексей Сагань Подход к преподаванию курса «Основы православной культуры» может быть разным в зависимости от типа школы, выбранного угла зрения, особенностей конкретного региона. Безусловно одно – само многообразие региональных образовательных программ свидетельствует о воле всей России, о том, что давно назрела необходимость введения федерального стандарта преподавания ОПК. [Встреча с Православием/Подвижники благочестия] Герман Мидлтон Как-то вечером, узнав, что его тетя собирается идти на раннюю литургию в одну из часовен недалеко от деревни, Этиоклис принялся просить, чтобы его взяли тоже. Мальчика уверяли, что его обязательно разбудят, но юный Этиоклис заподозрил, что взрослые не сдержат своего слова, как потом и вышло. Ревнуя о службе церковной, мальчик решил спрятать тетины туфли, чтобы вынудить родственников разбудить его и взять с собой. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Священномученик Андроник (Никольский) Михаил Кириллович говорит, что Вы, по Вашему письму к нему предполагаете прибыть в Новгород в пятницу утром. Значит, сегодня уже в последний раз направляем дела к Вам в Питер. Наверное, Вы привезете с собой весть о том, как решено дело о нашей псаломщической законоучительской школе. Свою-то подобную школу Синодальный Совет уже решил. [Встреча с Православием/Проповеди] Святитель Илия (Минятий) Итак, подальше, подальше от этих вопросов и недоумений ученых, – вопросов, которые не научают, а только омрачают разум. В этой непонятной области мы, братья, понимаем только одно: именно, что предопределение есть сочетание воедино божественной благодати и человеческой воли, благодати Божией, которая призывает, и воли человеческой, которая следует призыванию. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Авдеенко Е. А. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. (Быт.1:14-15)

http://pravoslavie.ru/archive/070220

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010