Вот посмотрите на этого старшего сына. Он ведь всегда с отцом, а как он не похож на него. Совсем на него не похож! Потому что у него нет любви, нет доброго отношения к своему брату, да и к отцу. Завистливый, самодовольный человек. И хотя нам кажется, что мы с вами близко к Богу, потому что собрались здесь, в церкви, и причащаемся, и исповедуемся, и молимся, а многие из нас каждодневно читают молитвы и даже Священное Писание и живут по церковному календарю — рядом с Богом, но похожи ли мы на своего Небесного Отца? Вот о чем надо спросить себя. Ведь мы должны быть похожими. Да, человек не обязательно похож на своих родителей. Но духовно он может, он волен перенять от них то, что хорошо. Если он не перенял — его вина. Так вот, есть у нас один единственный общий для всех Отец — наш Господь и Создатель, Который есть истинная правда, истинная справедливость, истинная любовь, истинное благо, истинная мудрость, и если в нас этих качеств нет, если мы живем по суете, по безумию, по ненависти, то мы от Него отходим, отпадаем, и нас не оправдает то, что мы здесь, в церкви, с Ним рядом, и нечем нам похваляться и гордиться. Смотрите, в притче этот старший сын как бы упрекает отца, выставляет свою доброту напоказ: “Я всегда с тобой, — говорит, — я тебе верностью служил, я на тебя работал, мол давай сочтемся”. Вот так и мы иногда говорим: “Господи, почему я в храм всегда хожу, а вот болею”. Как будто мы приходим к Господу, чтобы Он потом нам это все оплатил. Так не любят отца, любовь настоящая — любовь бескорыстная. Так вот, эта притча о многом, о многом нам напоминает. Сейчас мы стоим перед лицом поста, но мало того, мы постоянно стоим перед лицом своей смерти. Сегодня среди нас в храме умерший человек, и у нас почти каждый раз бывают усопшие. И они напоминают нам о том, что не сегодня — завтра, мы тоже окажемся перед лицом смерти. И когда призовет нас к себе Отец, мы скажем: “Мы были далеко от Тебя, ничего не усвоили, ничего не поняли, все растранжирили…”. Неужели мы придем к вечности — с пустой душой, с душой, в которой искорки Божией нет?

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

Вспомним, с какой суровой обличительной речью обратился Господь к духовным вождям еврейского народа книжникам и фарисеям, осуждая их за лицемерие и беззаконие:  «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!»  и грозя им судом Божиим ( Матф. 23, 39 ). А там, где слов оказывалось недостаточно, Он применял воздействие на беззаконников самым делом. Так, найдя, что «в храме продавали волов, овец и голубей и сидели меновщики денег», Он,  «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков разсыпал, а столы их опрокинул»   ( Ин. 2, 14–15 ; Матф. 21, 12–13 ). Да и мало ли других примеров из Священной и Церковной истории мы знаем, когда одни слова убеждения оказывались недостаточными, и для пресечения зла необходимо было прибегать к более суровым мерам и решительным действиям. Важно только, чтобы в подобных случаях говорила в человеке действительно  одна чистая и святая ревность о славе Божией без всякой примеси самолюбия и всяких иных приражений страстей человеческих, только прикрывающих себя якобы святой ревностью о Боге! Такой подлинно-святой ревностью, с решительной непримиримостью ко злу, прославился в истории Церкви великий святитель Христов Николай, Архиепископ Мирликийский Чудотворец, память которого мы празднуем 6-го декабря по нашему православному календарю. Кто не знает этого дивного святителя Христова Николая? Знают его и благоговейно чтут не только христиане, но даже магометане и язычники, как великого и преславного чудотворца и скорого помощника людям во всех бедах и напастях. Кто бывал на берегах Черного моря, мог видеть не раз икону святителя Николая на турецких фелюгах. Можно было видеть ее и в убогих саклях и юртах многочисленных инородцев населявших север и восток России вплоть до Манчжурии и Китая. Наиболее характерная черта святителя Николая, давшая ему такую славу, это его необыкновенное христианское милосердие:  «Никола-Милостивец» – так обычно звали его среди простого русского народа, основываясь на данных его дивного жития и безчисленных случаях помощи его людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вступая на новое для тебя нелегкое поприще служения, помни о том, что «близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» (Пс. 144:18). Да не смущается и не устрашается сердце твое (Ин. 14:27). Доверься Господу и возложи на Него все упование. Помни, что «надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» , как учит нас апостол Павел (Рим. 5:3-5). Щедрый и Милостивый Господь, видя твое доброе произволение, усилия и ревность о пользе церковной, непременно покроет Своей благодатью немощное и восполнит оскудевающее. Итак, облекшись в броню веры и любви (1 Фес. 5:8), прими сей жезл — зримое свидетельство явленной на тебе воле Господа и символ ниспослания тебе полноты даров Святого Духа, сошедшего некогда на первых учеников Христа. Прими сей жезл как знак апостольской преемственности и вместе с тем большой ответственности. Пречистая Царица Небесная да приклонит к тебе милосердие Божественного Своего Сына. Пусть Его всесильная и неоскудевающая помощь сопутствует тебе в предстоящих архипастырских трудах. Призвав же имя Пресвятой Троицы, благослови теперь народ православный, собравшийся в этом дивном храме и молившийся о ниспослании тебе непорочного епископства. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://patriarchia.ru/db/text/4723450.ht...

Господь сказал братьям Зеведеевым: …а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10, 40). А кому – уготовано? Мы не знаем до сего дня, и Господь об этом открыто никому не сказал. Но по церковному установлению в иконостасах справа от Господа Иисуса Христа изображается Пресвятая Богородица, а слева – Иоанн Предтеча. Ибо кто на земле превыше Пречистой Матери Господа нашего и того, кого Он Сам назвал большим из всех рожденных женами (Мф. 11, 11)? И пошел Господь с учениками – в одном Евангелии сказано: обходя селения стороной (см.: Мк. 9, 30). Мимо селений шел Господь, чтобы набраться сил и внутреннего стремления закончить служение Свое среди людей, как заповедал Ему Отец Небесный. И шел Он сначала по Галилее, потом по пустынной Иудее. И вот, на этой неделе Церковь Святая заканчивает как бы общее приготовление к посту и теперь вступает в конкретное соответствие с последовательностью времени перед крестными страданиями Господа. И предстоящая неделя – особая. Называется она в церковном календаре седмицей ваий, то есть седмицей ветвей. Каждый день этой недели нам сохранили апостолы. Святой Иоанн Богослов описывает, как подошли они к Вифании и там остановились на целый день. Господь не шел в селение – Он ждал, пока умрет Лазарь, чтобы явить в его воскрешении Свою Божественную силу. Все это будет вспоминаться в церкви буквально по дням, и когда в среду вечером мы с вами соберемся на соборование, в тот день и Лазарь умрет, и сестры его будут плакать и горевать, что Учитель не пришел исцелить Своего любимого друга. И в субботу придет Господь в Вифанию, чтобы воскресить четверодневного Лазаря. И все это в дивных песнопениях вспоминается на церковных службах, и мы, присутствуя в храме, в то же время как бы сшествуем Христу, приближаясь к великим дням страданий и Воскресения Господа. У Церкви Божией есть удивительное свойство: тем, кто любит Бога, кто чтит Его, дается такая благодать и сила – присутствовать при всем, что было с Господом Иисусом Христом. Слушая пение, чтение молитв, апостольские и евангельские чтения, человек, стоящий в храме, благодатью Божией, можно сказать, поставляется на грани времени и вечности, вне времени и пространства, и присутствует при всех событиях истории нашего спасения. Это центр нашей жизни, главное, что есть в ней. И дай нам Бог прожить и пережить эти великие дни вместе со Христом, оставив житейские попечения и всю суету мира сего, потому что это самые главные дни для христианина, для его будущей, вечной жизни. Аминь.

http://pravmir.ru/pyataya-nedelya-posta/

Да возвратятся же к нам от Бога разум и сила, как к исцеленному евангельскому расслабленному. Да соберется русская народная душа к Богу, чтобы сбросить ей с себя весь дурман нашего времени и осмысленно идти к жизни...” В проповеди я не “призываю народ обратиться, подобно расслабленному (а не прокаженным, как ошибочно сказано в копии постановления), к Богу, чтобы все возвратилось к старому”. Напротив, я указываю, что богоотступничество наше в старом и привело нас к современной разрухе в безбожном раю, где так трудно всем живется среди общей злобы и вражды до братоубийства. Посему и призываю народ обратиться к Богу в покаянии и утверждаю, что только тогда, у Бога, и сознают все себя на деле, а не на словах равными и братьями, как свободные чада Божии. Для суда надо мною... необходимо... отменить декрет от 22 января сего года о свободе совести, узаконяющий мою личную свободу “исповедовать любую религию...” До тех же пор я буду даже до смерти исполнять законы и правила исповедуемой мною религии православной. К тому же твердому даже до смерти стоянию за веру, за Церковь и за церковное достояние призываю и буду призывать свою паству – верующий народ. Это мой архипастырский долг, повелевающий мне бесстрашно ставить выше всего волю Божию и закон Церкви. И всегда буду поступать так, как поступали арестуемые гонителями святые апостолы. Об апостолах же Петре и Иоанне в книге Деяний святых апостолов... рассказывается, что тогдашние власти, “призвавши их, приказали им отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: “Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога. Мы не можем не говорить того, что видели и слышали”. Они же, пригрозивши, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа”, то есть боясь народа... [Деян. 4, 19-20]. Никакого “активного сопротивления темных несознательных масс населения противодействовать распоряжению рабоче-крестьянского правительства” я не организовывал... Мой долг не расшатывать, а укреплять веру в народе.

http://fond.ru/kalendar/467/andronik/

Деян. 55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, 56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. 57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, 58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, 59 И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. 60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего ( Деян. 7:55–60 ). Так сочетается в писаниях св. Луки – Евангелии и Деяниях Апостолов – труд культурного, язычески образованного писателя, добросовестного исследователя и в то же время сведущего в библейской традиции, уверовавшего ученика, апостола, евангелиста и первого церковного историка. 591 Об этом кратко, а также библиография см.: Мень А., прот. Аргафы.//Библиологический словарь. Т. I. М. 2002. С. 34–5. 592 В Brown R. P. 107–11 говорится о трех фазах формирования Евангелий, которые хронологически соответствуют трем третям I века: 1) Проповедь Самого Иисуса (1-я треть I века); 2) Устная апостольская проповедь (2-я треть); 3) Написание Евангелий (последняя треть). 594 В Малой Азии (Приена, Priene) обнаружена надпись на календаре 9-го года до Р.Х., возвещающая о рождении Августа как радостную весть для всего мира: ?негсеп de t%=ko/sm% tw=n di )au)ton eu)aggeli/wn h(gene/qlioj h(me/ra. tou=qeou==«Рождение бога стало для мира началом радостной вести, которая была провозглашена ради него». – См. Kummel W.G. P. 35. 595 Подобные цитаты можно найти почти исключительно у Исайи, а точнее, в подавляющем большинстве случаев у Девтероисайи, весть которого в условиях заканчивающегося Вавилонского плена действительно звучала как никогда радостно. Это еще одно объяснение (хотя и не единственное), почему Исайю называют ветхозаветным евангелистом. 596 Эта строчка псалма стала прокимном на православной Утрене в праздник Благовещения (то же слово eu)agge/lion, переведенное на славянский язык лишь с другим окончанием, чем «Благовестие») Пресвятой Богордицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Деяний святых апóстол чтение В те дни Пётр и Иоáнн шли вмéсте в храм в час молитвы девятый. И был человéк, хромóй от чрéва мáтери его, котóрого носили и сажáли кáждый день при дверях хрáма, назывáемых Крáсными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петрá и Иоáнна перед вхóдом в храм, просил у них милостыни. Пётр с Иоанном, всмотрéвшись в него, сказáли: «Взгляни на нас». И он пристально смотрéл на них, надéясь получить от них что-нибудь. Но Пётр сказал: «Серебрá и зóлота нет у меня; а что имéю, то даю тебé: во имя Иисуса Христá Назорéя встань и ходи. И, взяв его за прáвую руку, пóднял; и вдруг укрепились его ступни и колéни, и вскочив, стал, и нáчал ходить, и вошёл с ними в храм, ходя и скачá, и хваля Бóга. (3:1–8) Аллилуиа: 1. Исповéдят небесá чудесá Твоя, Гóсподи. 2 . Бог прославляем в совéте святых. 3 . Слыши, Дщи, и виждь и приклони ýхо Твоé. Суббота Светлой седмицы Прокимен, глас 3: Госпóдь просвещéние мое/и Спаситель мой, когó убоюся! Стих: Госпóдь защититель животá моегó, от кого устрашýся! Деяний святых апóстол чтение В те дни, как исцелённый хромóй не отходил от Петрá и Иоáнна, то весь нарóд в изумлéнии сбежáлся к ним в притвóр, назывáемый Соломóнов. Увидев это, Пётр сказáл нарóду: «Мужи изрáильские! Что дивитесь семý, или что смóтрите на нас, как бýдто бы мы своéю силою или благочéстием сдéлали то, что он хóдит? Бог Авраáма и Исаáка и Иáкова, Бог отцóв нáших, прослáвил Сына Своегó Иисуса, Котóрого вы прéдали и от Котóрого отреклись перед лицóм Пилáта, когда он полагáл освободить Его. Но вы от Святóго и Прáведного отреклись, и просили даровáть вам человéка убийцу, а Начáльника жизни убили. Сего Бог воскресил из мёртвых, чемý мы свидéтели. И рáди вéры во имя Его, имя Его укрепило сегó, котóрого вы видите и знáете, и вéра, котóрая от Негó, даровáла ему исцелéние сиé перед всéми вáми. (3:11–16) Аллилуиа: 1 . Госпóдь воцарися, в лéпоту облечéся. 2 . Ибо утверди вселéнную, яже не подвижится. Читать далее Источник: Апостол: апостольские чтения во все дни года согласно Православному церковному календарю в русском переводе. Прокимны и аллилуарии на церковнославянском языке/пер. архим. Ианнуарий. — СПб. : Собор Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (Феодоровский собор), 2017. — 338 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Для удобства чтения, после имени автора (или иного источника), в скобках представлен основной смысл цитируемого высказывания. Следует отметить, что разделение цитат по тематическим группам является условным. При этом анализ мнений, представленных в указанных группах, приведен в других главах. 32 Цит. по электронной версии, со ссылкой на 15:647. Адрес сайта: 33 «Беседа на XIX на 1 Кор., с. 325, 326. Нужно заметить, что в христианских семьях IV в. причиной супружеских несогласий и даже разрыва брачного союза нередко служило воздержание одного супруга без согласия другого» (6:146). 34 Прот. Николай Погребняк отмечает, что: «наиболее известными сюжетами, иллюстрирующим чистоту и целомудрие супружеских отношений, являются сцены, связанные с зачатием праведной Анной Пресвятой Богородицы. Это не только клейма икон Рождества Богородицы, но и самостоятельные изображения, посвященные этому отмеченному в церковном календаре событию (9 декабря), когда “зачатся палата Царева, двери неплодные отверзаются, Божия бо дверь благочадие добродетелей вводит”» (4:214). 35 О «разбрасывании семени» в Библии пишется: И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил его ( Быт. 38:8–10 ). Однако необходимо отметить, что здесь не говорится о греховности собственно супружеской близости без непосредственной при этом цели зачатия ребенка. Данный текст повествует о нарушении закона о принудительном браке (18:397), или о нарушении обычая левирата, по которому бездетная вдова обязана выйти замуж за деверя (брата умершего мужа). В Новом Завете об этом сказано так: «…Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему…» ( Мф. 22:24 ).     По вопросу левирата в православном богословском словаре говорится: «Левират – описываемый во Второзаконии Моисея древний институт обычного права, который гласит: “если два брата живут вместе и один из них умрет, не имея сына, то жена умершего должна выйти замуж за своего деверя (левиря, откуда и получило название) и первенец, которого она родит, должен получить имя умершего брата”» (77:1514).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Его основная цель – показать уникальность, единственность Иисуса Христа как Посредника между людьми и Богом. Ветхозаветная религия, не допускавшая прямого, непосредственного контакта человека с Богом, признавала три вида посредничества: ангелов, пророка Моисея и священство «по чину Аарона», исторически происходившее из колена Левия. Послание к Евреям стремится доказать своим читателям, что Иисус Христос превосходит и ангелов, и Моисея и всё законное священство Аарона. Иисус – выше ангелов, «ибо кому когда из Ангелов сказал  Бог:  Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя?» ( Евр.1:5 ), и «не Ангелам Бог покорил будущую вселенную» ( Евр.2:5 ). Иисус – выше Моисея, ибо Моисей – только служитель в доме Божием, «а Христос – Сын в доме Его; дом же Его – мы» ( Евр.3:5-6 ). Наконец, Иисус – выше всего законного ветхозаветного священства «по чину Аарона», ибо Он был «наречен от Бога Первосвященником навек по чину Мелхиседека» ( Евр.5:10; 6:20 ). Иначе говоря, священство Иисуса иного порядка, нежели священство ветхого Израиля, оно превосходит, более того, отменяет жертвенные и храмовые традиции иудаизма. С явлением Иисуса Христа произошло столь радикальное изменение в религиозной вере и практике человечества, что справедливо говорится о двух эрах человеческой истории: до Рождества и после Рождества Христова, что и зафиксировано в календарях современного мира. Собственно, доказательству этой уникальности и универсальности первосвященства Иисуса Христа посвящено всё Послание к Евреям. Утонченная аргументация послания нам далеко не всегда понятна, так как и весь образ мышления, и способ обращения с текстами Священного Писания ученых книжников тех далеких времен современному человеку кажутся странными. Но все же мы должны попытаться понять их. Итак, Иисус Христос характеризуется как Первосвященник по чину Мелхиседека. Какой смысл вкладывается в это наименование? Здесь надо вспомнить, что для устранения греха как состояния отчуждения людей от Бога, от источника их бытия и жизни, в Древнем мире существовала сложная система священства и жертвоприношений.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа (славьте Бога)! Поют, как правило, все вместе. В дни Святой Пасхи – и других главных церковных праздников, когда совершалось крещение, – мы поем этот стих на литургии вместо обычного «Святый Боже…» 24 . Это строка из Послания святого апостола Павла к Галатам, стоит вспомнить весь отрывок ввиду его особой важности: …Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе 25 . Дальнейший ход службы снова напоминает нам о литургии. Священник возглашает торжественный и радостный прокимен: Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Господь защитит ель живота моего: от кого устрашуся? – и читает отрывки из Священного Писания Нового Завета. Приведем их здесь в русском переводе, чтобы помочь вам все понять. Так же поступайте на каждой литургии: в церковном календаре заранее найдите назначенные на данный день чтения и прочтите их по-русски, а еще лучше принести с собой в храм книжку Нового Завета и следить за чтением. Принцип голограммы – Даже если принять, что Библия написана Богом, то переписывают ее все равно люди! Причем переписывают с ошибками, с искажениями. Например, стих «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5: 7) был добавлен в Библию переписчиками: это признают и православные… – Две грубые ошибки сразу. Во-первых, Библия написана не Богом, а людьми, и сомневаться в этом может только крайний невежда. Отсюда и все недоумения о так называемых «ошибках в Священном Писании». А во-вторых, основание нашей веры – не книга, не текст и не буквы. Основание христианской веры – Христос, Бог и Человек в Одном Лице. Знаете ли разницу между картиной и голограммой? Картина – изображение на поверхности, видное отовсюду; голограмма – восстановленная световая волна в малой области пространства, так что она видна только в этой области. Зато если на картине было изображено яблоко, а потом его стерли, то уже не узнать, что там было. С голограммой – не так: каждый ее кусочек участвует в воссоздании всего изображения. Сотрите половину – все равно оно будет видно, только размыто. Возьмите небольшой обломок – и опять же увидите в нем целое, в общих чертах. И наоборот, если на каком-то месте в голограмме возникает дефект, это не мешает увидеть изображение: перед нами будет все то же яблоко.

http://azbyka.ru/katehizacija/shag-navst...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010